бойцы невидимого фронта
факторы, влияющие на управление формированием нематериальных активов высокотехнологичных
предприятий
В условиях все большей ограниченности природных ресурсов, быстрого изменения хозяйственной среды эффективность разработки предложений потребителям новой конкурентоспособной наукоемкой продукции во многом зависит от того, сможет ли предприятие организовать рациональное управление, которое в значительной степени определяется степенью вовлечения в хозяйственный оборот его нематериальных активов (НМА), являющихся основным компонентом интеллектуального капитала предприятия.
В настоящее время наблюдается активный процесс монополизации российского рынка высокотехнологичной продукции западными компаниями, которые давно осознали не только ценность НМА в общей стоимости бизнеса, но и необходимость управления ими. Пассивная позиция отечественных компаний в этом направлении объясняется несовершенством или полным отсутствием целенаправленной и рациональной схемы управления формированием НМА в составе общей системы управления предприятием. И это в то время когда уровень накопленных общих, научных и профессиональных знаний, степень образованности российских специалистов остаются достаточно высокими. А ведь именно это во многом обуславливают создание уникальных конкурентных преимуществ высокотехнологичного предприятия и определяют его рыночную стоимость.
В подобных условиях наиболее остро встают
Мельников О.Н.
доцент, канд. техн. наук
Куркотова Н.Ю.
аспирантка кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. НЭ. Баумана
_наиболее остро
встают вопросы о необходимости
.разработки
_специальных
_управленческих
_инструментов
_и методов
_управления
НМА
вопросы о необходимости разработки специальных управленческих инструментов и методов эффективного внутрифирменного управления формированием НМА, используя при этом действенные организационно-экономические механизмы накопления и рационального использования интеллектуального капитала отечественными высокотехнологичными предприятиями (ВТ-предприятиями). Все это говорит о том, что исследование процесса управления формированием нематериальных активов ВТ предприятий в настоящее время приобретает все большую и большую актуальность.
Так по данным консалтинговой компании Interbrand, в 1982 г. доля нематериальных актив общей стоимости активов крупнейших ировых корпораций составляла 38%, в 1992 г. ,в 2002 г. около 86% [1].. Сегодня очень важно придти к единому пониманию того, что такое «высокотехнологичное предприятие». Чаще всего в литературе встречаются следующие определения этого понятия. Высокотехнологичные это:
- предприятия-производители IT- оборудования;
- предприятия -разработчики программного обеспечения;
- провайдеры доступа и контент-провайдеры;
- компании, использующие Интернет, как канал для сбыта, закупки товаров, сырья и пр.;
- предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, обслуживающие современные потребности рынка;
- инновационное предприятие - это такое предприятие, у которого не менее 30% от добавленной стоимости создается за счет использования инноваций
С понятием «высокие технологии» также имеются определенные сложности. Оно довольно широко вошло в мировой обиход и даже имеет аббревиатуру hi-tech, которая наиболее характерна для общепринятых терминов. В то же время, отсутствует унифицированное определение. Сложность здесь состоит в выборе кри-
мнимательство
териев, характеризующих «высокую технологичность».
Ныне к высоким технологиям (ВТ), в основном, относят компьютерные, коммуникационные, биологические и тому подобные технологии, тогда как атомные и ядерные исследования, являвшиеся почти весь двадцатый век символом научного достижения человечества, уже не попадают в эту категорию. Новизна технологии также неадекватна, поскольку имеет свойства быстро стареть. Иногда используется практическая реализация технологии. Так доктор А. Брэтт дает следующее определение: «... это процесс, при помощи которого достижения из области научных исследований и разработок переводятся в сферу бизнеса, увеличивая тем самым производительность и содействуя экономическому росту компании» [2]. При этом перечисляется достаточно большой перечень критериев.
На наш взгляд, наиболее точное определение высокотехнологичному продукту дает В.М. Буз-ник: «Продукт является высокотехнологичным, если для его производства требуется привлечение специалистов высокого образовательного уровня, а сам продукт или технология его производства содержат элементы know-how, тогда ВТ-бизнес можно рассматривать как приносящую прибыль деятельность, связанную с разработкой и производством ВТ-продукта» [3]. В таком походе основными критериями выступают квалификация исполнителей и новая научная содержательность продукта или процесса. Это позволяет выделить следующие признаки, определяющие предприятие как высокотехнологичное:
1. Использование передовых научных достижений.
2. Наличие технических ноу-хау, что зачастую влечет за собой инновации в области управления и экономики (т.к. все процессы на предприятии взаимосвязаны).
3. Наличие конфиденциальной информации ограничивает число предприятий, использующих данные технологии.
4. Высокая квалификация сотрудников.
новизна
технологии также неадекватна, поскольку имеет свойства быстро стареть
_основную
стоимость дают не оборудование,
_а уникальные
_бизнес-идеи,
_генерируемые
_менеджментом
_предприятия
5. Малый жизненный цикл выпускаемого продукта
6. Высокий темп изменений, совершенствования продуктов, технологий, что стимулирует новые исследования.
7. Поддержание тесных связей предприятия с академической средой. Возвращение к исследовательской деятельности, в том числе к фундаментальным исследованиям. Это необходимо для увеличения жизненного цикла продукта и получения большей прибыли.
На сегодняшний день высокотехнологичные предприятия обеспечивают основную долю прироста ВВП таких стран, как США, Великобритания и Ирландия. Анализ текущего состояния рынка наукоемкой продукции показал, что Россия значительно отстает от лидеров высокотехнологичного рынка. И это притом, что в стране накоплен огромный научный потенциал. Так, объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30%—Японии, 16% — Германии. Доля же России составляет всего 0,3% [4].
Таким образом, доля России ничтожно мала, хотя у страны имеется огромный научный потенциал. Одной из причин незначительного присутствия России на мировом рынке наукоемкой продукции, является отсутствие опыта управления своими НМА и нежелание признавать их роль в активах предприятия. Многие утверждают, что это управление «интуитивно понятно» и потому не нуждается в строгой регламентации и разработке особых механизмов управления. Однако, по оценке Forrester Research, веса различных типов нематериальных активов в стоимости в ВТ-компаниях распределены следующим образом (рис. 1): Как видно, три основные позиции занимают такие нематериальные активы как брэнд -20%, интеллектуальный капитал персонала компании - 14%, партнерские отношения - 12%, стоимость которых с трудом поддается оценке. Тем не менее их общий вклад как нематериальных активов компании составляет 46%. Такая ситуация характерна для большинства ВТ-ком-
р «
о ^
и ^г
о,—'
к
а
и к
а,
^ а
Е-| О, о я
В
и С4 Ч Е-
г^. Л
о и
•е о
3 ®
Я и
а ®
л к
о Э ;
ш го ,
Л
8 к н
С4
^ о К ^
а г
«
о и
_ а? Й
Рис. 1.Распределение доли нематериальных активов в ВТ-компаниях
паний. Основную стоимость дают не оборудование, а уникальные бизнес-идеи, генерируемые, прежде всего, менеджментом предприятия, и налаженные бизнес-процессы внутри организации и за ее пределами, фактически объединяющие в себе первые три вида активов. Можно сделать вывод о том, что НМА как плод интеллектуально-креативной деятельности организации оказывают основное влияние на формирование конкурентных преимуществ современных ВТ-предприятия. На основе анализа роли и места НМА на раз
личных ВТ-предприятиях можно предложить следующую классификацию ВТ-предприят 1. Предприятия-производители НМА (научно исследовательские институты и т.п.) разрабаты вают конструкции и технологии современн
еменных аппара-
высокоинтеллектуальных устройств и тов, новую технику, опытные образцы, про граммное обеспечение и т.д., но по различны причинам не доводят их до стадии производства.
2. Предприятия-потребители НМА (предприятия, не имеющие на своей базе исследовательских подразделений). Такие предприятия приобретают, заказывают у предприятий 1-й категории необходимые разработки.
3. Смешанный тип подразумевает наличие на предприятии исследовательского, опытного и испытательного подразделений.
На наш взгляд наибольший интерес для рассмотрения представляет третий вид ВТ-пред-
Рис. 2. Технологический цикл разработки, производства и реализации высокотехнологичной продукции
_одной из причин
_незначительного
присутствия России на мировом рынке наукоемкой
_продукции,
является отсутствие опыта управления _своими НМА
приятий, где разработка и производство высокотехнологичной продукции должны осуществляться, как минимум, в пять этапов (рис. 2): На первом этапе создаются условия для возникновения научной идеи. Это возможно лишь при решении организационных вопросов по управлению формированием и использованием интеллектуально-креативных ресурсов предприятия, что отражается в поиске идеи, обосновывающей принципиальную возможность получения новой технологии (или новых технологий).
На втором этапе проводятся патентные исследования, НИР, ОКР, и сам процесс патентования. Результатом этой работы является создание лабораторной установки, получение патента или других юридических документов, подтверждающих право на созданную интел-
лектуальную собственность и перевод ее в форму нематериальных активов предприятия. На третьем этапе принципиальная идея воплощается в «металл»: ведется конструкторская разработка, отрабатываются технологические регламенты, делается технико-экономическое обоснование, осуществляется сертификация и т.д. Результатом этого этапа является соответствующая техническая документация, прототип товарного продукта, возможна организация производства малой (экспериментальной) серии изделия с новыми свойствами. Четвертый этап - производственный. Орг; низуется и осуществляется производство но го высокотехнологичного продукта в пром ленном масштабе. Заключительный пятый этап - коммерческий, где за счет использования различных рыночных инструментов осуществляется достижен запланированных коммерческих рез Однако, зная, что современный рыно ется чрезвычайной динамичностью, на этапе проводятся исследования рынка, учитывающие новые реалии внесенных в него изменений, в том числе самим предприятием. Отметим, что первые два этапа являются наиболее интересными с точки зрения управления формированием НМА. Так как именно на этих этапах в управление вовлечен фактор, влияющий на формирование НМА - интеллектуальный капитал именно тех специалистов компании, которые призваны заниматься разработкой новых технологий.
Литература
1. Бузник ВМ. Малое высокотехнологичное предпринимательство как элемент устойчивого развития. - Хабаровск: 1998,
2. Брэтт А. Управление инновациями. Факторы успеха новых форм / Под ред. Н. М. Фонштейн. - М: Дело, 1995.224 с.
3. Бузник В. М. Малый высокотехнологичный бизнес. -Владивосток: Дальнаука, 1996. 60 с.
4. Экономика и жизнь, Март 2002.