ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ
Холщевников О.Г.
Холщевников Олег Георгиевич - клинический (медицинский) психолог, нейропсихолог,
ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента
здравоохранения г. Москвы», г. Москва
Аннотация: в статье анализируются современные подходы к классификации факторов, влияющих на развитие тревожных состояний, проведённых с точки зрения клинического психолога. Особое внимание уделено биологическим, психологическим, социальным и экологическим факторам тревожности и их воздействию на состояние человека.
В статье рассматриваются принципы, механизмы, клинические исследования каждого фактора и тревожного состояния, также обсуждаются причины их возникновения и особая актуальность каждого фактора. Освещены психологические и нейрофизиологические аспекты, важные для выбора оптимального терапевтического подхода. Приведены данные современных исследований, которые могут способствовать более персонализированному подходу к лечению.
Ключевые слова: факторы, исследования, нейровизуализация, расстройство, стресс.
Введение
Тревожные состояния — это одни из наиболее распространенных психических расстройств, характеризующихся хроническим чувством беспокойства, страха и напряжения. Эти состояния могут возникать на фоне различных факторов, как внутренних, так и внешних, и могут существенно влиять на повседневную жизнь человека, снижая его качество жизни и функциональные способности. В современном мире, где уровень стресса и социальных требований постоянно растет, изучение факторов, способствующих развитию тревожных состояний, приобретает особую актуальность. В данной статье рассмотрены основные биологические, психологические и социальные факторы, которые могут способствовать развитию тревожных расстройств.
Биологические факторы
Генетическая предрасположенность
Генетическая предрасположенность играет ключевую роль в развитии тревожных состояний. Исследования в области генетики и психиатрии показали, что тревожные расстройства часто встречаются в семьях, что свидетельствует о наличии наследуемого компонента. Исследования близнецов также подтверждают этот факт: монозиготные близнецы, разделяющие 100% генов, имеют более высокую конкордантность по тревожным расстройствам по сравнению с дизиготными близнецами, у которых совпадает только 50% генов [1, с. 45].
Основные гены, участвующие в регулировании нейрохимических процессов в мозге, такие, как гены, кодирующие рецепторы и транспортеры серотонина и дофамина, могут способствовать повышенной уязвимости к развитию тревожных расстройств. Например, полиморфизм гена транспортера серотонина (5-HTTLPR) был связан с повышенной реактивностью на стрессовые события и большей склонностью к развитию депрессии и тревожных состояний [2, с. 55].
Нейрохимические процессы
Тревожные состояния часто связаны с дисфункцией нейрохимических систем мозга, в частности с нарушением баланса нейромедиаторов, таких, как серотонин, норадреналин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Серотонин играет важную роль в регулировании настроения и эмоций. Дефицит серотонина был связан с повышенной тревожностью, депрессией и нарушениями сна. Это объясняет эффективность селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), которые повышают уровень серотонина в синаптической щели и тем самым способствуют снижению тревожных симптомов [3, с. 17].
ГАМК — основной ингибирующий нейромедиатор в мозге, который участвует в регуляции возбудимости нейронов. Снижение активности ГАМК было связано с повышенной возбудимостью и тревожностью, что объясняет эффективность таких препаратов, как бензодиазепины, которые усиливают действие ГАМК и тем самым снижают тревогу [4, с. 29].
Норадреналин, нейромедиатор, связанный с реакцией «бей или беги», также играет роль в развитии тревожных состояний. Повышенная активность норадреналиновой системы может способствовать гиперактивности и чрезмерной тревожности. Антагонисты норадреналиновых рецепторов, такие, как бета-блокаторы, используются для снижения физических симптомов тревоги, таких, как тахикардия и дрожь [5, с. 38].
Структурные изменения мозга
Исследования с использованием методов нейровизуализации, таких, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), выявили изменения в структуре и функции определенных областей мозга у людей с тревожными расстройствами. Одна из ключевых областей, участвующих в обработке эмоций и реакций на стресс, — это миндалевидное тело (амигдала). У людей с тревожными расстройствами наблюдается повышенная активность миндалевидного тела в ответ на потенциальные угрозы, что приводит к чрезмерной реакции на стрессовые ситуации [6, с. 19].
Гиппокамп, структура мозга, участвующая в формировании и обработке памяти, также может быть вовлечен в развитие тревожных состояний. Уменьшение объема гиппокампа было зафиксировано у пациентов с хроническим стрессом и тревожными расстройствами, что, возможно, связано с нарушением регуляции стресса и развитием хронической тревоги [7, с. 41].
Префронтальная кора, участвующая в регуляции эмоций и контроле импульсов, также может быть дисфункциональной у людей с тревожными состояниями. Снижение активности в префронтальной коре может привести к ухудшению способности контролировать негативные эмоции и управлять реакциями на стресс, что способствует развитию и поддержанию тревожных симптомов [8, с. 23].
Психологические факторы
Личностные черты
Личностные черты играют важную роль в предрасположенности к тревожным состояниям. Например, черты такие, как невротизм, склонность к катастрофизации и перфекционизм, были связаны с повышенным риском развития тревожных расстройств. Невротизм характеризуется повышенной эмоциональной реактивностью, склонностью к негативным эмоциям и низкой стрессоустойчивостью. Люди с высоким уровнем невротизма чаще переживают тревогу, даже в отсутствие явных стрессоров [9, с. 52].
Склонность к катастрофизации, или преувеличение вероятности негативных исходов, также является важным психологическим фактором, способствующим развитию тревожных расстройств. Люди с этой чертой часто воспринимают обычные жизненные ситуации как чрезвычайные или угрожающие, что приводит к постоянному чувству тревоги и беспокойства [10, с. 47].
Перфекционизм, стремление к недостижимым стандартам, также может способствовать тревожным состояниям. Люди, склонные к перфекционизму, часто переживают из-за несоответствия своим ожиданиям, что ведет к хроническому беспокойству и страху неудачи. Это может проявляться в форме социального тревожного расстройства, когда человек боится осуждения или критики со стороны окружающих [11, с. 33].
Когнитивные процессы
Когнитивные процессы, такие как восприятие угроз и обработка информации, также играют ключевую роль в развитии тревожных состояний. Например, у людей с тревожными расстройствами часто наблюдается тенденция к негативной интерпретации нейтральных или неоднозначных ситуаций. Это может проявляться в виде чрезмерного внимания к возможным угрозам и игнорирования позитивной информации, что усиливает чувство тревоги [12, с. 61].
Кроме того, такие когнитивные искажения, как избирательное внимание и память, также могут способствовать поддержанию тревожных состояний. Люди с тревожными расстройствами часто запоминают и акцентируют внимание на негативных событиях, что создает порочный круг, в котором тревога поддерживается и усиливается [13, с. 70].
Одной из когнитивных моделей, объясняющих развитие тревожных расстройств, является модель избегающего поведения. В рамках этой модели люди, испытывающие тревогу, стремятся избегать ситуаций, вызывающих страх, что временно снижает тревогу, но в долгосрочной перспективе поддерживает и усиливает её. Это поведение ведет к ограничению активности и избеганию ситуаций, которые могут оказаться важными для личностного роста и развития [14, с. 78].
Социальные факторы
Семейные условия и стиль воспитания
Семейные условия, включая стиль воспитания и эмоциональный климат в семье, оказывают значительное влияние на формирование личности и развитие тревожных состояний. Дети, выросшие в семьях с высоким уровнем конфликтов, критики или эмоциональной нестабильности, чаще сталкиваются с тревожными расстройствами во взрослом возрасте [15, с. 82]. Например, чрезмерно контролирующий или авторитарный стиль воспитания может привести к развитию у ребенка чувства незащищенности и зависимости, что в дальнейшем проявляется в виде тревожных расстройств.
С другой стороны, стиль воспитания, характеризующийся гиперопекой, может также способствовать развитию тревожных состояний. Дети, которых слишком защищают от возможных неудач и стресса, могут развить низкую стрессоустойчивость и боязнь неизвестности, что увеличивает риск развития тревожных расстройств [16, с. 90].
Эмоциональная поддержка со стороны родителей играет ключевую роль в формировании уверенности и самооценки у ребенка. Недостаток эмоциональной поддержки и тепла может привести к развитию низкой самооценки и хронической тревожности, особенно в подростковом возрасте, когда формируются основные черты личности и социальные навыки [17, с. 93].
Социально-экономический статус
Социально-экономический статус (СЭС) является важным социальным фактором, влияющим на развитие тревожных состояний. Люди с низким СЭС чаще сталкиваются с хроническим стрессом, вызванным финансовыми трудностями, неуверенностью в завтрашнем дне и ограниченными возможностями. Например, низкий доход и отсутствие доступа к качественному образованию и медицинской помощи могут способствовать развитию хронической тревожности и депрессии [18, с. 100].
Кроме того, люди с низким СЭС часто испытывают социальную изоляцию и ощущение маргинализации, что также увеличивает риск развития тревожных состояний. Например, отсутствие социальной поддержки и
чувство социальной отверженности могут усилить чувство тревоги и неуверенности в себе, что ведет к развитию социальных фобий и генерализованного тревожного расстройства [19, с. 105]. Культурные нормы и ожидания
Культурные нормы и социальные ожидания играют важную роль в формировании тревожных состояний. В некоторых культурах высокий уровень социального давления, связанный с необходимостью соответствовать определенным стандартам успеха и поведения, может способствовать развитию тревожных расстройств. Например, в обществах, где успех и высокий социальный статус считаются обязательными для личного и общественного признания, люди могут испытывать значительное беспокойство, связанное с несоответствием этим ожиданиям [20, с. 110].
Культурные различия также могут влиять на выраженность и формы проявления тревожных состояний. Например, в культурах с коллективистским укладом, где социальная гармония и групповая идентичность имеют первостепенное значение, люди могут чаще испытывать социальную тревогу и страх осуждения со стороны группы. В то время как в индивидуалистических культурах, где акцент делается на личных достижениях и автономии, тревожные состояния могут проявляться в форме генерализованной тревоги или перфекционизма [21, с. 115].
Экологические факторы Воздействие окружающей среды
Воздействие окружающей среды, включая уровень шума, загрязнение воздуха и качество условий проживания, может оказывать значительное влияние на психическое здоровье и развитие тревожных состояний. Например, проживание в районах с высоким уровнем шума, таким как городские районы с интенсивным движением, может способствовать хроническому стрессу и повышенной тревожности [22, с. 120].
Загрязнение воздуха также связано с повышенным риском развития психических расстройств, включая тревожные состояния. Исследования показывают, что длительное воздействие загрязненного воздуха может приводить к воспалению в центральной нервной системе, что в свою очередь может вызывать нарушения в работе мозга и способствовать развитию тревожных расстройств [23, с. 125].
Качество условий проживания, включая доступ к зеленым зонам, уровень преступности и социальную инфраструктуру, также играет важную роль в поддержании психического здоровья. Например, доступ к паркам и зеленым зонам может способствовать снижению стресса и тревожности, тогда как проживание в неблагоприятных условиях, таких как районы с высокой преступностью или бедностью, может увеличить риск развития психических расстройств [24, с. 130]. Жизненные изменения и стрессовые события
Жизненные изменения и стрессовые события, такие как потеря работы, развод, переезд или смерть близкого человека, могут быть значительными стрессорами, которые повышают риск развития тревожных состояний. Эти события могут вызвать чувство неопределенности, беспомощности и потери контроля, что ведет к повышенному уровню тревоги [25, с. 135].
Например, потеря работы может не только привести к финансовым трудностям, но и вызвать кризис идентичности и снижение самооценки, что увеличивает риск развития депрессии и тревожных расстройств. Развод или расставание с партнером могут вызвать чувство одиночества и потери социальной поддержки, что также может способствовать развитию тревожных состояний [26, с. 140].
Способность человека справляться со стрессовыми событиями во многом зависит от его личностных ресурсов и уровня социальной поддержки. Люди, обладающие высокими уровнями резилиентности и социальной поддержки, как правило, лучше справляются с жизненными изменениями и имеют меньший риск развития тревожных расстройств [27, с. 145]. Заключение
Тревожные состояния представляют собой сложные психические расстройства, развитие которых обусловлено множеством факторов, включая генетическую предрасположенность, нейрохимические процессы, структурные изменения мозга, личностные черты, когнитивные процессы, семейные условия, социально-экономический статус, культурные нормы, а также воздействие окружающей среды и жизненные изменения. Понимание этих факторов имеет важное значение для разработки эффективных стратегий профилактики и лечения тревожных расстройств. Адекватное выявление и оценка этих факторов могут способствовать более персонализированному подходу к лечению, позволяя разрабатывать индивидуальные планы терапии, учитывающие уникальные биологические, психологические и социальные особенности каждого пациента.
Список литературы
1. АйзенкХ.Дж. Личность и индивидуальные различия. М.: Юрайт, 2014. 376 с.
2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
3. БекА.Т., Эмери Г., ГринбергР.Л. Тревога и фобии: когнитивный подход. СПб.: Питер, 2005. 384 с.
4. БоулбиД. Привязанность и утрата. СПб.: Питер, 2003. 576 с.
5. ВолковаВ.В., СидоровП.И. Генетика поведения человека. М.: МГУ, 2012. 276 с.
6. Ганс Р. Экология и психическое здоровье. М.: Медицина, 2009. 220 с.
7. Гуревич И.В. Психоневрология: учебник. М.: Медицина, 2013. 432 с.
8. Захаров, Н.Н., КовалевВ.В. Основы клинической психологии. СПб.: Речь, 2010. 510 с.
9. Зимбардо Ф., Герриган М. Психология. М.: Питер, 2011. 640 с.
10. ИвановаЕ.А. Психология городской среды. М.: Высшая школа, 2011. 352 с.
11. ЛазарусР.С. Стресс и его преодоление. М.: Психология, 2006. 304 с.
12. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2015. 336 с.
13.МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. 352 с.
14. Пилюгин С.Ю. Когнитивные искажения в клинической практике. М.: Медицина, 2015. 288 с.
15. Пирс Д. Семья и личность. М.: Психология, 2006. 256 с.
16. Роджерс К. Становление личности: взгляд на психотерапию. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
17. РоджерсК.А. Клиническая психология. СПб.: Речь, 2009. 408 с.
18. СпиркинА.Г. Философия: учебник. М.: Гардарика, 2012. 480 с.
19. Суини К. Психология культуры и личности. СПб.: Питер, 2012. 368 с.
20. Тарасова И.А. Влияние экологии на психическое здоровье. М.: Медицина, 2014. 230 с.
21. Ткачев В.И. Социальная психология и тревожные расстройства. М.: Психология, 2013. 342 с.
22. УльрихР. Стрессоустойчивость и психическое здоровье. СПб.: Питер, 2014. 320 с.
23.Холмс Т., Рейхе Р. Психологический стресс и здоровье. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
24.ХомскаяЕ.Д. Нейропсихология. М.: Высшая школа, 2008. 512 с.
25. ШебалинА.Н. Социальные и экономические аспекты психического здоровья. М.: Экономика, 2011. 310 с.
26. ШонГ. Влияние окружающей среды на психику. СПб.: Психология, 2010. 284 с.
27. Шрейбер Д. Культурные нормы и тревога: психотерапевтические подходы. СПб.: Речь, 2017. 288 с.