Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие интереса студентов к культурноисторическому наследию региона'

Факторы, влияющие на развитие интереса студентов к культурноисторическому наследию региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1101
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / CULTURAL VALUES / GLOBALIZATION / SPIRITUAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демушкина О. Н.

Постановка проблемы Ряд отечественных исследователей отмечает отрицательное влияние глобализации на сохранение культурно-исторического наследия, а также констатирует падение интереса молодежи к местным культурным и историческим ценностям. Можно отметить недостаток исследований, направленных на формирование интереса молодежи к культурно-историческому наследию региона. Цель работы Выявление, анализ и систематизация факторов, влияющих на развитие интереса молодежи к культурно-историческому наследию региона, для определения степени осведомленности молодежи о его содержании и разработки мер по повышению интереса к его объектам. Методы исследования 1) анализ теоретических источников, посвященных исследуемой теме; 2) анализ нормативных источников (документов ЮНЕСКО); 3) опрос студенческой молодежи г. Волгограда (N=746). Результаты На основе проведенного исследования получены следующие результаты: 1) уточнено понятие «культурно-историческое наследие»; систематизированы имеющиеся определения в отечественной и зарубежной литературе; 2) исследован уровень осведомленности студенческой молодежи Волгограда о культурно-историческом наследии; 3) определены главные каналы получения информации о культурно-историческом наследии: Интернет и семья; 4) установлены виды и характеристики мероприятий культурной направленности, вызывающих у студентов повышенный интерес; 5) выявлены следующие группы факторов, влияющих на развитие интереса студенческой молодежи к культурно-историческому наследию региона: информационные, социальные и педагогические. Рекомендуемые меры Заполнение информационного вакуума с помощью привлечения актуальных для молодежи источников информации, активизация и объединение усилий школьных и вузовских педагогов, организация увлекательных мероприятий для школьников и студентов с учетом их пожеланий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Демушкина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING STUDENTS’ INTEREST IN CULTURAL INHERITANCE OF THE REGION

Problem statement A number of Russian and foreign researchers note a negative impact of globalization on preserving cultural and historical heritage. They also point out the diminished interest of the youth in local cultural and historical values. There is a lack of studies aiming at the development of young people\s interest in cultural and historical heritage of the region. Purpose of the study To indicate, investigate and systemize factors affecting students’ interest in cultural and historical heritage; to reveal awareness of young people about its nature and to develop measures of improving their interest in its objects. Methods of the study 1) Review of the literature related to the researches area; 2) Analysis of regulatory framework (UNESCO documents); 3) Survey of the university students in Volgograd (N=746). Findings Based on the conducted research, the following results have been obtained: 1) The concept of cultural and historical heritage has been specified; the definitions presented by Russian and international authors have been systemized. 2) Students’ awareness about cultural and historical heritage has been investigated. 3) The main information channels transmitting information about cultural and historical heritage and used by students have been determined. 4) The most popular cultural events for students have been revealed 5) Groups of factors affecting students’ interest in cultural and historical heritage of the region have been identified: information factors include the promotion of cultural and historical heritage among young people and availability (or lack) of the information on cultural and historical objects and natural landscapes in mass media which are popular with young people; social factors: family, friends, relatives, school, university; pedagogical factors including some educational activities aiming at developing the interest of the youth in cultural and historical heritage. Recommended measures It is necessary to fill the information vacuum with the help of sources which are popular with young people; activate and combine the efforts of school teachers and university professors, organize events and activities interesting for students considering their wishes.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие интереса студентов к культурноисторическому наследию региона»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 37.013.43 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10083

Факторы, влияющие на развитие интереса студентов к культурно-историческому наследию региона*

Постановка проблемы

Ряд отечественных исследователей отмечает отрицательное влияние глобализации на сохранение культурно-исторического наследия, а также констатирует падение интереса молодежи к местным культурным и историческим ценностям. Можно отметить недостаток исследований, направленных на формирование интереса молодежи к культурно-историческому наследию региона.

Цель работы

Выявление, анализ и систематизация факторов, влияющих на развитие интереса молодежи к культурно-историческому наследию региона, для определения степени осведомленности молодежи о его содержании и разработки мер по повышению интереса к его объектам.

Методы исследования

1) анализ теоретических источников, посвященных исследуемой теме;

2) анализ нормативных источников (документов ЮНЕСКО);

3) опрос студенческой молодежи г. Волгограда (N=746).

О. Н. Демушкина

Кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративного управления Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: olga-demushina@ yandex.ru

Olga N. Demushina

PhD (Sociology), Associate Professor at the Chair of Management, Volgograd Institute of Management, the Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia

Как цитировать статью: Демушина О. Н. Факторы, влияющие на развитие интереса студентов к культурно-историческому наследию региона // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62). С.121-135.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ «Методологические основы разработки междисциплинарных образовательных ресурсов для исследования культурно-исторического наследия Волгоградской области в игровой АЯ-среде», проект 18-413-342007.

Колонтитул слева

Результаты

На основе проведенного исследования получены следующие результаты:

1) уточнено понятие «культурно-историческое наследие»; систематизированы имеющиеся определения в отечественной и зарубежной литературе;

2) исследован уровень осведомленности студенческой молодежи Волгограда о культурно-историческом наследии;

3) определены главные каналы получения информации о культурно-историческом наследии: Интернет и семья;

4) установлены виды и характеристики мероприятий культурной направленности, вызывающих у студентов повышенный интерес;

5) выявлены следующие группы факторов, влияющих на развитие интереса студенческой молодежи к культурно-историческому наследию региона: информационные, социальные и педагогические.

Рекомендуемые меры

Заполнение информационного вакуума с помощью привлечения актуальных для молодежи источников информации, активизация и объединение усилий школьных и вузовских педагогов, организация увлекательных мероприятий для школьников и студентов с учетом их пожеланий.

Ключевые слова: культурно-историческое наследие, культурные ценности, глобализация, духовный опыт.

Введение

Процесс глобализации, являющийся в настоящий момент доминирующей мировой тенденцией, оказывает большое влияние на культуру стран, которые он затрагивает. Исследователи отмечают двойственное влияние этого процесса. С одной стороны, глобализация способствует расширению международных связей, объединяет людей и формирует новое, так называемое «глобальное» мышление [8]. С другой стороны, многие ученые опасаются негативного влияния глобализации на культурное наследие страны. Они считают основным результатом этого явления утрату национальных культурных ценностей, способствующую разрушению национальной культуры.

Ряд зарубежных исследователей обозначает последствия глобализации такими терминами, как «культурное бесправие», «эксплуатация», «новая колониальная политика» [11; 15; 17].

В этих условиях особую актуальность приобретает поиск путей сохранения культурно-исторического наследия, накопленного жителями страны или конкретного региона. Особенно важно приобщить к этой работе молодых жителей региона, которые могли бы продолжить эту деятельность в будущем и, в свою очередь, передать эстафету своим потомкам. В ряде отечественных исследований отмечается падение интереса молодежи к местному культурно-историческому наследию [6; 7] и предпринимается попытка поиска инструментов его повышения [2; 5].

Анализируя отечественную и зарубежную литературу, можно сделать вывод об отсутствии исследований, направленных на формирование интереса молодежи к культурно-историческому наследию региона. Представленная работа может восполнить этот пробел и дать толчок дальнейшим исследованиям в рамках данной области.

Целью работы является выявление, анализ и систематизация факторов, влияющих на развитие интереса молодежи к культурно-историческому наследию региона, для определения степени осведомленности молодых людей о его содержании и разработки мер по повышению интереса к его объектам.

Обзор научной литературы по проблеме

Несмотря на многообразие дефиниций, в современной литературе отсутствует единый комплексный подход к определению понятия «культурно-историческое наследие» [12]. По мнению Толины Лулански, это связано со спецификой данного явления, имеющего сложный и многоаспектный характер [13]. Исследователь выделяет следующие характеристики понятия «культурно-историческое наследие»: многообразие, изменчивый характер, гибкость и эластичность, дуальность. Двойственность культурно-исторического наследия, по мнению ученого, состоит в том, что его объекты несут в себе не только культурные, но и экономические ценности, поскольку могут использоваться в коммерческих целях. О дуальном характере культурно-исторического наследия пишет также Ивона Шмелтер, имея в виду его, с одной стороны, видимый и осязаемый характер (например, предметы быта или архитектурные памятники), а с другой стороны, нематериальные свойства (например, память или произведения устного творчества) [1].

Сам термин «культурно-историческое наследие» впервые был ис-

пользован в 1972 году в тексте Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Именно в этом документе дана первая дефиниция представленного понятия. Согласно Конвенции, культурно-историческое наследие — это памятники и произведения архитектуры, а также достопримечательности, имеющие исключительную универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки [16].

Дж. Каус и М. Векко в своей статье рассматривают эволюцию понятия, представленного в хартиях и конвенциях международных организаций, в сторону расширения его состава: от исключительно материальных объектов (исторические памятники и достопримечательности) в 30-е — 50-е годы ХХ века до включения в его структуру неосязаемых результатов человеческой деятельности спустя несколько десятилетий [10].

Итоговое определение представлено на конференции в Хельсинки в 1996 году, которое, по утверждению Джанет Блейк, концентрируется в большей степени на неосязаемых элементах [9]. Согласно этой дефиниции, к культурно-историческому наследию относятся результаты интеллектуальной деятельности человека, которые передаются из поколения в поколение посредством обучения и интеллектуального усвоения. Блейк высказывает интересную мысль, что физические объекты культурного наследия, которые традиционно рассматривались как основные его составляющие, на самом деле являются лишь посредниками, с помощью которых неосязаемые элементы наследия доходят до своего потребителя [9].

Не менее дискуссионным понятие культурно-исторического наследия было и для российских ученых, которые обращали внимание на разные его аспекты. Так, с точки зрения М. Е. Кулешовой, основным элементом культурного наследия является информационный компонент [3]. Т. К. Алябьева рассматривает его как ресурс формирования общественного и национального сознания, сохранения языка, традиций и обычаев, исторической памяти [1]. М. В. Румянцев, Е. В. Семенова и В. И. Семенов считают культурно-историческое наследие формой передачи духовного опыта человечества, ценностей и идеалов, доминировавших в прошлом [4].

Состав и структура культурно-исторического наследия трактуются достаточно широко как в отечественной, так и в зарубежной науке. Наиболее всеобъемлющей признана классификация объектов куль-

турного наследия, представленная ЮНЕСКО. Согласно этой классификации культурное наследие включает в себя: исторические места, культурные ландшафты, сакральные природные объекты, подводные культурные объекты, музеи, движимые объекты культурного наследия, народные промыслы, объекты документального и цифрового наследия, кинематографическое наследие, традиции устного творчества, языки, торжественные мероприятия, верования и обычаи, музыку и песни, театральное искусство, традиционную медицину, литературу, кулинарные обычаи, традиционные виды спорта и игры [13].

Практически все из перечисленных объектов культурного наследия можно встретить в регионах России. Так, в Волгоградской области существуют следующие виды объектов культурно-исторического наследия:

1) Исторические места, связанные с определенными событиями отечественной истории, происходившими на территории региона. Например, Мамаев курган, Дом Павлова, остров Людникова, братские могилы героев Сталинградской битвы, универмаг, в котором пленили фельдмаршала Паулюса и многие другие места связаны с Великой Отечественной войной. Архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» показывает историю немецких колонистов, переселившихся в Нижнее Поволжье при Екатерине II. Развалины Сарай-Берке напоминают об истории Золотой Орды.

2) Культурные ландшафты: природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу Волгоградской области.

3) К сакральным природным объектам региона относят бассейн древнего Хвалынского моря, горы Венцы и Румын в станице Трехостровской Иловлинского района.

4) Исторические, военно-патриотические, краеведческие, музыкальные и технические музеи, художественные галереи.

5) К движимым объектам культурного наследия можно отнести археологические находки, полученные в результате раскопок на территории региона, где находились древние стоянки и поселения.

6) Художественные промыслы: ковроткачество, вышивка, вязание, корзино- и кружевоплетение, изготовление игрушек.

7) Традиции устного творчества и язык Донского казачества, а так-

же других народов, населяющих Волгоградскую область.

Все вышеперечисленные и многие другие объекты культурно-исторического наследия существуют в Волгоградской области и находятся под охраной федеральных и местных законов. Актуальной представляется проблема повышения интереса молодежи к этим культурным, историческим и природным памятникам, имеющим большой образовательный и воспитательный потенциал.

Методология исследования

В ходе исследования, результаты которого легли в основу представленной статьи, использовались следующие методы: 1) анализ теоретических источников, посвященных исследуемой теме; 2) анализ нормативных источников (документов ЮНЕСКО); 3) опрос студенческой молодежи г. Волгограда (N=746).

Цель опроса заключалась в выявлении степени осведомленности молодежи о культурно-историческом наследии Волгоградской области и разработке мер по повышению интереса к его объектам. Исследование было проведено в рамках гранта РФФИ «Методологические основы разработки междисциплинарных образовательных ресурсов для исследования культурно-исторического наследия Волгоградской области в игровой АЯ-среде». Таблица 1 показывает социально-демографические характеристики респондентов.

Таблица 1. Социально-демографические характеристики респондентов

(%)

Пол

Юноши 46

Девушки 54

Возраст

17-18 32

19-20 26

21-22 23

23-24 19

Университет

Волгоградский институт управления, филиал РАН-ХиГС 38

Волгоградский педагогический университет 33

Волгоградский технический университет 29

Основные результаты исследования

Основными направлениями исследования были анализ степени осведомленности студентов о культурно-исторических объектах региона и выявление мероприятий, вызывающих у респондентов повышенный интерес.

Сделанный ранее вывод о сложности и комплексности понятия «культурно-историческое наследие» нашел свое отражение и в ответах, данных студентами на вопросы анкеты. Так, респондентам было предложено выбрать вариант определения данного термина, наиболее отражающего его суть. На Рисунке 1 можно видеть широкий разброс ответов на данный вопрос.

Рисунок 1. Определение культурно-исторического наследия (%)

■ Созданные чел о веном прошлого творения (материальные и духовные)

Ш Форма передачи духовного опыта человека

Природные и культурно-исторические о&ъекты

Я Объекты, подлежащие сохранению для использовании в будущем

■ Затрудняюсь с ответом

24

Ответы на данный вопрос показывают разнообразие мнений по поводу понятия «культурно-историческое наследие». Респонденты относят к нему либо материальные и духовные, либо только духовные объекты. Немалая доля опрошенных считает природные ресурсы частью культурного наследия. 12% выбрали наиболее общее определение, под которое подходят почти все объекты, подлежащие сохранению. Ни один респондент не предложил свой вариант ответа. Этот факт, а также достаточно большое число затруднившихся с ответом показывает, что среди студенческой молодежи есть немало тех, кто никогда не задумывался о данной проблеме.

В рамках опроса респондентам было предложено назвать примеры объектов культурно-исторического наследия. Лишь немногие отклик-

нулись на эту просьбу и предложили следующие варианты: Мамаев курган, Центральный стадион, Музей-панорама Сталинградской битвы, заповедник «Старая Сарепта», Волго-Ахтубинская пойма, Дом Павлова, Казанский кафедральный собор. Следует подчеркнуть, что все перечисленные объекты носят исключительно материальный характер.

Оценивая вид культурно-исторических объектов, многие респонденты настроены критически и полагают, что значительная часть исторических памятников и культурных ландшафтов находится в неудовлетворительном состоянии и требует восстановления. Почти у четверти опрошенных студентов нет претензий к внешнему виду региональных культурно-исторических объектов. 15%, напротив, считают их состояние угрожающим и требующим срочного вмешательства.

Рисунок 2. Оценка состояния объектов культурно-исторического наследия региона

неудовлетиорительное, требует немедленного вмешательства В основном удовлетворительное, но требует реставрационные работ я Хорошее

ч' Отличное

■ Затрудняюсь с ответом

Одной из задач исследования было выявление основных каналов получения информации о культурно-историческом наследии. Результаты опроса показали, что главным источником знаний, в том числе и о местных культурных объектах, являются Интернет и семья. Следующими по значимости каналами распространения информации о культурно-историческом наследии региона можно назвать школу, вуз и традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы).

Незначительная часть респондентов предложила свои собственные варианты ответов: «музеи», «выставки», «открытые лекции», «самообразование».

Для определения комплекса мероприятий, способствующих повышению интереса молодежи к культурному наследию, необходимо получить информацию о тех событиях, которые вызывают у молодых

людей энтузиазм и желание в них участвовать. Таблица 2 представляет темы и события в культурной жизни региона, расположенные в зависимости от степени интереса к ним молодежи.

Рисунок 3. Каналы получения информации о культурно-историческом

наследии (%)

Таблица 2. Темы и события в культурной жизни региона, вызывающие интерес у студентов

Тема Количество ответов (%)

Музыкальные фестивали 68

Городские праздники 53

Спортивные мероприятия 48

Экологические мероприятия 28

Театральные постановки 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выставки художественного творчества 17

Известные личности региона 16

Археологические раскопки 11

Фестивали и выставки, посвященные народам, населяющим регион 10

Концерты народной музыки 9

Краеведческие мероприятия 7

Общественные слушания по актуальным для региона темам 5

Ничего из перечисленного выше 5

Таблица позволяет сделать вывод о направленности интересов студенческой молодежи, касающихся культурной жизни региона. Можно констатировать, что наибольшее внимание уделяется развлекательным

мероприятиям. Наименьший интерес у респондентов вызывают краеведческие мероприятия и общественные слушания по актуальным для региона темам. 5% опрошенных студентов не выбрали ни одну из перечисленных тем и не предложили свою.

В продолжение темы респондентам было предложено выбрать из списка мероприятия культурно-исторической направленности, которые они бы хотели посетить. Студенты могли назвать неограниченное число мероприятий. Полученные ответы распределились следующим образом.

Таблица 3. Культурно-исторические мероприятия, которые студенты хотели бы посетить

Мероприятие Количество ответов (%)

Походы по культурным и природным ландшафтам региона 64

Творческие конкурсы 58

Кулинарные состязания 37

Экскурсионные маршруты 37

Научно-исследовательская деятельность 23

Выставки национальных костюмов 21

Проекты, посвященные истории региона 19

Ярмарки 18

Фестивали народных промыслов 15

Выставки национальных костюмов 12

Творческие встречи 9

Лекции, круглые столы 6

Ничего из перечисленного 1

Ответы показывают, что молодежь предпочитает активные и интерактивные виды мероприятий лекциям и круглым столам. Походы, творческие конкурсы, экскурсии, викторины и состязания вызывают у студентов энтузиазм. Часть из них готова заняться научно-исследовательской деятельностью и принять участие в проектах, посвященных истории региона. Таблица также демонстрирует интерес некоторой части молодежи к национальным традициям и истории региона. Незначительная часть респондентов не выбрала ни одного из предложенных мероприятий.

Заключение

Таким образом, обобщив результаты анализа литературы и опроса, можно сделать следующие выводы.

Факторы, влияющие на развитие интереса студенческой молодежи к культурно-историческому наследию региона, можно разделить на следующие группы:

1) Информационные факторы, включающие в себя популяризацию культурно-исторического наследия среди молодежи и наличие (или отсутствие) информации о культурно-исторических объектах и природных ландшафтах в средствах массовой информации, представляющих интерес для молодежи. При этом стоит отметить, что самым популярным средством донесения информации для современной молодежи, с большим отрывом опережающим традиционные СМИ, является Интернет. Последние события молодые люди узнают преимущественно из новостных лент, аналитические материалы они читают в блогах или на тематических сайтах, коммуникация осуществляется в социальных сетях. Этот ценный ресурс недостаточно используется для популяризации культурно-исторического наследия.

2) Социальные факторы, то есть влияние окружения молодых людей на их отношение к культурно-историческому наследию. Как показывают данные опроса, достаточно распространенными каналами информации, посвященной культурно-историческому наследию, хотя и уступающими СМИ, для респондентов являются семья, друзья и родственники, школа и вуз. Концентрация усилий этих потенциальных источников информации могла бы способствовать повышению интереса молодежи к культурно-историческому наследию региона.

3) Педагогические факторы, подразумевающие определенные мероприятия обучающего и воспитательного характера, направленные на формирование интереса молодежи к культурно-историческому наследию. От их качества, уровня организации и подготовки, а также интерактивности зависит степень вовлеченности молодежи в культурную жизнь региона. По результатам опроса, следующие мероприятия пользуются успехом у молодых людей: походы по культурным и природным ландшафтам региона, творческие конкурсы, кулинарные состязания, экскурсионные туры, научно-исследовательская деятельность. Можно определить следующие общие черты предпочитаемых мероприятий: активный и интерактивный характер, ориентированность на получение практических знаний, относительная свобода выбора действий, содержательное разнообразие.

В целом, результаты исследования фиксируют умеренный интерес

студенческой молодежи к культурно-историческим объектам и мероприятиям на территории региона. Организация определенных мероприятий могла бы способствовать его повышению. К числу первоочередных действий можно отнести: заполнение информационного вакуума с помощью привлечения актуальных для молодежи источников информации, активизация и объединение усилий школьных и вузовских педагогов, организация увлекательных мероприятий для школьников и студентов с учетом их пожеланий.

Необходимо отметить, что разработка и осуществление программы действий должны быть результатом совместных усилий целого ряда заинтересованных групп: представителей власти, общественности, педагогов средних и высших учебных заведений, родителей и, наконец, самих студентов, которых можно было бы привлекать в качестве волонтеров. Совместные комплексные действия будут способствовать оперативному и эффективному достижению поставленных целей.

Литература

1. Алябьева Т. К. Культурно-историческое наследие в начале XXI века // Обозреватель-Observer: научно-аналитический журнал. 2015. № 4. С. 115-123.

2. Корнеева М. Е. Историко-культурное наследие Тулы и Тульской области для развития рекреации и туризма в регионе // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (6). С. 1530-1534.

3. Кулешова М. Е. Наследие и природно-культурный каркас территорий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № 9 (1). С. 7-14.

4. Румянцев М. В., Семенова Е. В., Семенов В. И. История Енисейского педагогического института как фактологическая основа изучения культурно-исторического наследия Енисейска // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 304-304.

5. Савченко Е. А., Илюшина О. В. Модель гражданско-патриотического воспитания современной молодежи средствами культурно-исторического наследия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 2. С. 8-15.

6. Сотникова А. С. Особенности и приоритеты стратегического управления предприятиями сферы культуры // Петербургский экономический журнал. 2014. № 1. С. 54-58.

7. Шиманская И. Ю. Сохранение и актуализация культурно-исторического наследия как основа развития российского общества // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 2 (4). С. 46-52.

8. Appiah K. Cosmopolitanism: Ethics in a World of Strangers. New York: W. W. Norton & Company, 2006. 196 p.

9. Blake J. On defining the cultural heritage // International & Comparative Law

Quarterly. 2000. No. 49 (1). P. 61-85.

10. Caust J., Vecco M. Is UNESCO World Heritage recognition a blessing or burden? Evidence from developing Asian countries // Journal of Cultural Heritage. 2017. No. 27. P. 1-9.

11. Chomsky N. Reflections on Power and Globalization 1 // Globalization and Antiglobalization. London: Routledge, 2017. P. 139-153.

12. Josefsson J., Aronsson I. L. Heritage as life-values: a study of the cultural heritage concept // Current Science. 2016. Vol. 110, No. 11. P. 2091.

13. Loulanski T. Revising the concept for cultural heritage: the argument for a functional approach // International journal of cultural property. 2006. No. 13 (2). P. 207-233.

14. Szmelter I. New Values of Cultural Heritage and the Need for a New Paradigm Regarding its Care // CeROArt. Conservation, exposition, Restauration d'Objets d'Art. Association CeROArt asbl, 2013. No. HC (Conservation: Cultures and Connections). [Электронный ресурс] URL: https://journals.openedition.org/ceroart/3647 (дата обращения: 06.05.2019).

15. Stiglitz J. E. The overselling of globalization // Business Economics. 2017. No. 52 (3). P. 129-137.

16. UNESCO Convention on the protection of cultural heritage [Электронный ресурс] // UNESCO: [официальный сайт]. URL: https://whc.unesco.org/en/175 (дата обращения: 04.05.2019).

17. Wolf M. Shaping globalization // Finance and Development. 2014. Vol. 51, No. 3. P. 22-25.

FACTORS AFFECTING STUDENTS' INTEREST IN CULTURAL INHERITANCE OF THE REGION Problem statement

A number of Russian and foreign researchers note a negative impact of globalization on preserving cultural and historical heritage. They also point out the diminished interest of the youth in local cultural and historical values. There is a lack of studies aiming at the development of young people\s interest in cultural and historical heritage of the region.

Purpose of the study

To indicate, investigate and systemize factors affecting students' interest in cultural and historical heritage; to reveal awareness of young people about its nature and to develop measures of improving their interest in its objects.

Methods of the study

1) Review of the literature related to the researches area;

2) Analysis of regulatory framework (UNESCO documents);

3) Survey of the university students in Volgograd (N=746).

Findings

Based on the conducted research, the following results have been

obtained:

1) The concept of cultural and historical heritage has been specified; the definitions presented by Russian and international authors have been systemized.

2) Students' awareness about cultural and historical heritage has been investigated.

3) The main information channels transmitting information about cultural and historical heritage and used by students have been determined.

4) The most popular cultural events for students have been revealed

5) Groups of factors affecting students' interest in cultural and historical heritage of the region have been identified: information factors include the promotion of cultural and historical heritage among young people and availability (or lack) of the information on cultural and historical objects and natural landscapes in mass media which are popular with young people; social factors: family, friends, relatives, school, university; pedagogical factors including some educational activities aiming at developing the interest of the youth in cultural and historical heritage.

Recommended measures It is necessary to fill the information vacuum with the help of sources which are popular with young people; activate and combine the efforts of school teachers and university professors, organize events and activities interesting for students considering their wishes.

Keywords: cultural and historical heritage, cultural values, globalization, spiritual experience

References

• Alyab'eva T. K. Kul'turno-istoricheskoe nasledie v nachale HHI veka // Obozrevatel'-Observer: nauchno-analiticheskij zhurnal. 2015. № 4. S. 115-123. [In Rus].

• Appiah K. Cosmopolitanism: Ethics in a World of Strangers. New York: W. W. Norton & Company, 2006. 196 p.

• Blake J. On defining the cultural heritage // International & Comparative Law Quarterly. 2000. No. 49 (1). P. 61-85.

• Caust J., Vecco M. Is UNESCO World Heritage recognition a blessing or burden? Evidence from developing Asian countries // Journal of Cultural Heritage. 2017. No. 27. P. 1-9.

• Chomsky N. Reflections on Power and Globalization 1 // Globalization and Antiglobalization. London: Routledge, 2017. P. 139-153.

• Josefsson J., Aronsson I. L. Heritage as life-values: a study of the cultural heritage concept // Current Science. 2016. Vol. 110, No. 11. P. 2091.

• Korneeva M. E. Istoriko-kul'turnoe nasledie Tuly i Tul'skoj oblasti dlya razvitiya rekreacii i turizma v regione // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 6 (6). S. 1530-1534. [In Rus].

• Kuleshova M. E. Nasledie i prirodno-kul'turnyj karkas territorij // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2007. № 9 (1). Ukazat' stranicy. S. 7-14. [In Rus].

• Loulanski T. Revising the concept for cultural heritage: the argument for a functional approach // International journal of cultural property. 2006. No. 13 (2). P. 207-233.

• Rumyancev M. V., Semenova E. V., Semenov V. I. Istoriya Enisejskogo pedagogicheskogo instituta kak faktologicheskaya osnova izucheniya kul'turno-istoricheskogo naslediya Enisejska // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 6. S. 304-304. [In Rus].

• Savchenko E. A., Ilyushina O. V. Model' grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya sovremennoj molodezhi sredstvami kul'turno-istoricheskogo naslediya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2017. № 2. S. 8-15. [In Rus].

• Shimanskaya I. Yu. Sohranenie i aktualizaciya kul'turno-istoricheskogo naslediya kak os-nova razvitiya rossijskogo obshchestva // Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2014. № 2 (4). S. 46-52. [In Rus].

• Sotnikova A. S. Osobennosti i prioritety strategicheskogo upravleniya predpriyatiyami sfery kul'tury // Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal. 2014. № 1. S. 54-58. [In Rus].

• Stiglitz J.E. The overselling of globalization // Business Economics. 2017. No. 52 (3). P. 129-137.

• Szmelter I. New Values of Cultural Heritage and the Need for a New Paradigm Regarding its Care // CeROArt. Conservation, exposition, Restauration d'Objets dArt. Association CeROArt asbl, 2013. No. HC (Conservation: Cultures and Connections). [Elektronnyj resurs] URL: https://journals.openedition.org/ceroart/3647 (data obrashcheniya: 06.05.2019).

• UNESCO Convention on the protection of cultural heritage [Elektronnyj resurs] // UNESCO: [oficial'nyj sajt]. URL: https://whc.unesco.org/en/175 (data obrashcheniya: 04.05.2019).

• Wolf M. Shaping globalization // Finance and Development. 2014. Vol. 51, No. 3. P. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.