Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на промышленные кластеры в условиях больших вызовов'

Факторы, влияющие на промышленные кластеры в условиях больших вызовов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / INDUSTRIAL CLUSTER / БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ / BIG CHALLENGES / ФАКТОРЫ / FACTORS / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / МИРОВОЙ РЫНОК / GLOBAL MARKET / ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСТЕРОВ / CHARACTERISTICS OF CLUSTERS / СТРУКТУРА РЫНКА / MARKET STRUCTURE / УСЛОВИЯ СПРОСА / DEMAND CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна

Промышленный кластер обычно определяется как совокупность фирм (организаций), объединенных одним материальным, финансовым и информационным потоками, которые напрямую не связаны отношениями собственности, другими словами, это сложная структура, в которой конечные продукты или отходы одного производства полуфабрикатов или сырья для другого. В статье освещаются три характеристики кластеров, такие как наличие географической локализации, сообщество продуктов (ресурсы, технологии), тесная взаимосвязь между фирмами внутри кластера. Важнейшей особенностью промышленного кластера является сочетание конкуренции и сотрудничества между участвующими фирмами. Тесное сотрудничество между фирмами в кластере приводит к положительным синергетическим эффектам, поэтому успех одной фирмы в кластере не отделен от общего успеха кластера. Промышленные кластеры могут формироваться по-разному, нет универсальной модели их создания. Опыт показывает, что стимулом для создания кластеров могут служить такие факторы, как удобное географическое расположение, богатство природных ресурсов, научная база, профессиональные человеческие ресурсы, хорошая инфраструктура и влияние успешной деятельности компании. Перспективы мировой экономики и политики, глобальная повестка дня и развитие отдельных стран и регионов мира в предстоящие десятилетия будут определяться «большими вызовами» сложными проблемами, рисками и возможностями, важными факторами и долгосрочными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE FACE OF GREAT CHALLENGES

The industrial cluster is usually defined as a set of firms (organizations) United as one with material, financial and information flows. They are not bound by property relations. This complex structure, in which the final products or waste from one production of semi-finished products or raw materials for another. The article highlights three cluster characteristics, such as geographical location, community products (resources, technology), the close relationship between firms inside the cluster. The most important feature of the industrial cluster is the combination of competition and cooperation among the participating firms. Close cooperation between firms in the cluster leads to positive synergistic effects. Therefore, the success of one firm in the cluster is not separated from the overall success of the cluster. Industrial clusters can be formed in different ways, a universal model of their creation does not exist. Factors such as convenient geographical location and rich natural resources, scientific base, professional human resources, good infrastructure and influence the company's success could serve as an incentive to create clusters. Big challenges will determine the future of the world economy, politics and development of separate countries and regions of the world. Big challenges are complex issues, risks and opportunities, important factors and long-term processes.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на промышленные кластеры в условиях больших вызовов»

Курилова Анастасия Александровна ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ ...

УДК 338

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ В УСЛОВИЯХ

БОЛЬШИХ ВЫЗОВОВ

© 2017

Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Аннотация. Промышленный кластер обычно определяется как совокупность фирм (организаций), объединенных одним материальным, финансовым и информационным потоками, которые напрямую не связаны отношениями собственности, другими словами, это сложная структура, в которой конечные продукты или отходы одного производства полуфабрикатов или сырья для другого. В статье освещаются три характеристики кластеров, такие как наличие географической локализации, сообщество продуктов (ресурсы, технологии), тесная взаимосвязь между фирмами внутри кластера. Важнейшей особенностью промышленного кластера является сочетание конкуренции и сотрудничества между участвующими фирмами. Тесное сотрудничество между фирмами в кластере приводит к положительным синергетическим эффектам, поэтому успех одной фирмы в кластере не отделен от общего успеха кластера. Промышленные кластеры могут формироваться по-разному, нет универсальной модели их создания. Опыт показывает, что стимулом для создания кластеров могут служить такие факторы, как удобное географическое расположение, богатство природных ресурсов, научная база, профессиональные человеческие ресурсы, хорошая инфраструктура и влияние успешной деятельности компании. Перспективы мировой экономики и политики, глобальная повестка дня и развитие отдельных стран и регионов мира в предстоящие десятилетия будут определяться «большими вызовами» - сложными проблемами, рисками и возможностями, важными факторами и долгосрочными процессами.

Ключевые слова: кластер, промышленный кластер, большие вызовы, факторы, условия, конкурентоспособность, рыночная экономика, мировой рынок, характеристика кластеров, структура рынка, условия спроса.

FACTORS AFFECTING INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE FACE OF GREAT CHALLENGES

© 2017

Kurilova Anastasia Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor of the department

"Finance and Credit" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Abstract. The industrial cluster is usually defined as a set of firms (organizations) United as one with material, financial and information flows. They are not bound by property relations. This complex structure, in which the final products or waste from one production of semi-finished products or raw materials for another. The article highlights three cluster characteristics, such as geographical location, community products (resources, technology), the close relationship between firms inside the cluster. The most important feature of the industrial cluster is the combination of competition and cooperation among the participating firms. Close cooperation between firms in the cluster leads to positive synergistic effects. Therefore, the success of one firm in the cluster is not separated from the overall success of the cluster. Industrial clusters can be formed in different ways, a universal model of their creation does not exist. Factors such as convenient geographical location and rich natural resources, scientific base, professional human resources, good infrastructure and influence the company's success could serve as an incentive to create clusters. Big challenges will determine the future of the world economy, politics and development of separate countries and regions of the world. Big challenges are complex issues, risks and opportunities, important factors and long-term processes.

Keywords: cluster, industrial cluster, big challenges, factors, conditions, competitiveness, market economy, global market, characteristics of clusters, market structure, demand conditions.

Промышленный кластер обычно понимается как группа географически соседних взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной области и характеризующихся общей деятельностью [1, с. 37]. В состав промышленного кластера входят производственные мощности, сервисные компании, специализированные учреждения (финансовые, маркетинговые, консалтинговые и др.), Учебные заведения, научно-технические институты. В соответствии с определением, которое используется для выбора кластера из трех важных характеристик. Во-первых, существование географической локализации: все участники находятся в географической близости друг к другу. Границы географической близости могут быть разными, но им должно быть позволено осуществлять прямые постоянные контакты между членами кластера, включая неформальные отношения [2, с. 107]. В идеальном случае кластер находится внутри города. Во-вторых, чтобы сгруппировать важные общественные действия участников. Основой этой общности может служить общий продукт, общий ресурс или общая технология. В-третьих, для кластера характерны тесные отношения между фирмами. Связи могут быть как горизонтальными, так и вертикальными. Фирмы внутри кластера являются конкурентами друг для друга и партнерами по кооперативным связям. В результате весь кластер будет иметь положительные синергетические эффекты [3, с. 15].

В соответствии с использованным определением, для

выделения кластера важны следующие характеристики: наличие географической локализации, тесные взаимосвязи между входящими фирмами, а также общность деятельности участников.

Успешное развитие кластера зависит от сочетания множества факторов, среди которых особо выделяются следующие:

Таблица 1 - сочетание факторов

Факторы Описание

Условия спроса Врегноне наблюдается растущий спрос на продукцию промышленности

Условия факторов производства Врегионе преобладаютресурсы.интенсивно используемыми в отрасли

Развитие смежных и поддерживающих отраслей В областнразвнты фирмы-поставщики сырья и материалов, производители оборудования, сектор услуги прочая инфраструктура

Стратегия фирм В области находятся производители, способные сформировать и воплощать в жизнь конкурентоспособные стратегииразвития

С трукгур а рынка и конкур енция В области существует много фирм б отрасли

Случай

Политика правительства Государство целенаправленно влияет на формирование кластеров

Международная оизнес-агтивность Взаимосвязи фирм в кластере с иностранными партнерами

Комбинация этих факторов приводит к созданию глобально-конкурентных кластеров [4, с. 177]. Следует отметить, что каждая отрасль в регионе является ее потенциалом для развития конкурентоспособности [5, с. 7]. Перед регионом стоит задача выбора наиболее перспективных кластеров [6, с. 31]. В условиях рыночной экономики этот выбор обусловлен конкуренцией между отраслями за факторы производства. Большое значение при этом играет правильно выбранная модель организации кластера.

Определено 6 наиболее существенных критериев выделения моделей организации кластера:

Курилова Анастасия Александровна I жтжт^ше

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ ... науки

1) Степень рыночных связей и конкуренций

2) Наличие фирм-лидеров

3) Развитие малого бизнеса

4) Инновации

5) Интернационализация

6) Присутствие прямых зарубежных инвестиций

Наличие ведущих фирм означает, что в кластере

можно выделить одну или несколько крупных фирм, которые являются короткими во всей технологической цепочке, тем самым объединяя всех членов кластера (как правило, малого и среднего бизнеса). Если такая организация является кластером, то она имеет форму пирамиды с лидером сверху и высокой интенсивностью вертикальных связей. Развитие малого бизнеса означает, что в кластере все фирмы, производящие один и тот же продукт, как правило, относительно невелики. Хотя невозможно определить лидера фирмы, а организация кластера носит горизонтальный характер [7, с. 5]. Степень рыночных связей в кластере нацелена на то, чтобы фирмы применяли рыночные операции вместо долгосрочного тесного партнерства. При высокой ориентации на свободный рынок решающую роль для кластера играет конкуренция между компаниями. Чем больше производителей одного и того же продукта, тем эффективнее функционирует рыночный механизм в кластере, тем ниже издержки производства конечного продукта [8, с. 225]. Интернационализация характеризует ориентацию фирм кластера в партнерстве с иностранными агентами и экспортной продукцией. В высокой степени интернационализация бизнеса характерна для кластеров в малых странах, для которых внутренний спрос недостаточен [9, с. 61]. Использование прямых иностранных инвестиций означает, что кластер формируется вокруг якоря компании, созданного за счет иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции обычно осуществляются за счет крупной международной компании, являющейся одним из лидеров мирового рынка. Помимо капитала компания-якорь получает технологии и маркетинговую поддержку, которая позволит кластеру немедленно приобрести значительную глобальную конкурентоспособность.

Существуют факторы, способствующие развитию промышленных кластеров, например такие как, наличие факторов производства (сырье, квалифицированный персонал и т.д.), мобильность при использовании местных ресурсов. Либо, например такие факторы как, возможность использовать научно-инновационной потенциал высшей школы и традиции производственно-технологической кооперации. А также факторы, препятствующие развитию кластеров. Они представлены следующими факторами:

1) Отсутствие механизмов формирования и функционирования кластера

2) Отсутствие поддержки со стороны государства, неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям промышленности и рынка

3) Слабые связи между высшими и средними профессиональными учреждениями, НИИ и бизнесом,

4) Низкое качество делового климата для возникновения и развития малого и среднего бизнеса в промышленности, подсобного хозяйства и поддержки экономической деятельности (административные барьеры, финансовые ресурсы и т.д.)

5) Низкая конкурентоспособность большинства российских компаний не только на глобальном, но и на национальных и региональных рынках

6) Краткосрочный горизонт планирования и развитие менеджмента на большинстве российских промышленных предприятий (между тем, оценки показывают, что реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет)

7) Особенности российского менталитета и психологии менеджеров

По М. Портеру существует четыре основных предпосылки для успешного развития кластера:

Таблица 2 - предпосылки для успешного развития

кластера

Предпосылки Описание

Факторные условия Налнчневкластерелюдских и природных ресурсов, научного и информационного потенциала, капитала и инфраструктуры, необходимых для конкуренции. Более того, на первом этапе формирования кластеров основную ролыпрают такие простые факторные условия, как наличие сырья, дешевая рабочая сила (часовой кластер вГонконге) или благоприятная среда {для выращивания креветок в Эквадоре). Эти факторы имели решающее значение по сравнению с такими особыми факторами,как профессиональный труд или научно-нсследовательскаябазавуннверситетах исследовательских центр ах [10,с. 115]

Условия внутреннего спроса Статус ихаракт ер спроса на продукцию или услуги на внутреннем рынке, со ответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, рост объема спр оса. Например .часто по р азличным причинам люб ой жела емый пр о дукт является убыточным или невозможно купить в других странах

Смежные и оослуживающие Наличие или отсутствие взаимосвязанных и смежных отраслей, конкурентоспособных на международномрынке [11, с. 259]. Они включают местных производителен специализированного оборудования,компонентови услуг,которые являются основой для инноваций в обслуживании их отраслей иместных инновационных компании в отраслях, связанных с технологиями, компетенциями и клиентами. Примером является кластер для производства медицинских перевязочных материалов в Сент-Этьене (Франция), который был созданна основе производства кормов. В Далтоне, Джорджия (США), кластер ковровых покрытий был созданна базе компании, которая производит покрывала и т.д.

Стратегиях структура фирм, внутриотр а елевая конкуренция Преобладающая структура и стратегия страны в отношении фирм и отраслей, ихуправленненуровеньвнутрнотраслевойконкуренцнн [12,с. 7]. Например, китайский производственный кластер более активен, чем другие в отрасли, применяет технологическую стратегию и внимательно следит за исследованиямии разработками, привлекая высококвалифицированных сотрудников для улучшения технологических возможностей

Кроме того, кластер образования может воздействовать на две дополнительные переменные - политику правительства и случайность, то есть незапланированные события [13-18]. Такими событиями могут быть, например, создание компании, породило образование других новых компаний, являющихся ядром кластера, или причиной создания кластера может стать длительная забастовка, которая вынуждала покупателей искать альтернативных производителей желаемых продуктов (забастовка работников текстильной промышленности в Бомбее привела к созданию текстильного кластера в Индии) [19, с. 7].

Таким образом, можно сказать, что появление или появление кластеров - это в основном этап, а не государственный. Однако реализация программ, которые выявляют потенциальные кластеры на ранних этапах становления и дальнейшую общественную поддержку их развития в качестве способных, как показывает практика, значительно ускоряет процесс создания конкурентоспособных промышленных кластеров [20, с. 35].

По Фезеру выделяют два типа кластерной политики. Первый тип - это политика целевых кластерных стратегий. В этом случае целью правительства является содействие возникновению и развитию конкретных кластеров. В этом подходе первая фаза включает в себя идентификацию и картографирование кластеров, определяется их характеристиками и экономическим профилем [21, с. 77]. Основные характеристики стратегий целевого кластера способствуют развитию конкретного кластера с помощью тщательно спланированных мероприятий в области спроса и предложения. Политика, ориентированная на кластерную политику, активно проводилась правительством стран Европейского Союза. Европейская комиссия непосредственно участвует в поддержке развития кластеров в Европе [22, с. 65]. Следующий тип - это «Кластер-информированных стратегий». Фундаментальной задачей при использовании этих стратегий является предоставление частичной помощи, уже предпринятой кластерами, программами их развития. Этот вариант предполагает лишь частичное участие государства и региональных правительств в развитии кластера. При таком подходе происходит географическая идентификация кластеров, но могут использоваться некоторые элементы кластерных технологий. Кластерные стратегии используются для изучения определенных аспектов кластера, например, для изучения сети поставщиков, если это слабое звено в кластере и препятствует его дальнейшему развитию [23, с. 65]. Такие страны, как Франция, Германия, Италия и Испания, как правило, ее используют, это политика кластерного развития

Многие исследователи полагают, что в настоящее АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

Курилова Анастасия Александровна ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ ...

время большинство стран используют кластерные политики обоих типов, и они также используют целевую кластерную стратегию как на уровне штата (Швеция, Финляндия), так и на региональном уровне (Уэльс, Шотландия). За исключением Нидерландов и скандинавских стран, лишь немногие из них имеют сильную политику в отношении кластеров штатов.

«Большие вызовы» - феномен и методологический подход к состоянию социально-экономической и научной политики, получивший широкое распространение в последние 20-30 лет. Его появление было связано с тем, что наука считалась одной из ведущих производительных сил и инструментом технологического и социально-экономического прогресса. В этот период наука перестала считаться самостоятельным сектором, все больше сосредотачиваясь на проблемах развития общества [24, с. 93]. Проблемы, с которыми сталкивается общество, чтобы обеспечить управляемость государства, были формализованы в системе «Большие вызовы» (grand challenges). «Большие вызовы» стали основой для выбора целей и задач государственной научной политики в ряде развитых стран и стимулировали разработку механизмов государственной поддержки, направленных на ускорение трансформации научных идей в технологии и технологии в продукты на рынке, спрос национальной и мировой экономики [25, с. 115]. В этих условиях России придется решать целый комплекс «больших задач» - совокупность вызовов и возможностей, ответ на которые признается обществом и государством в это время его главной задачей. В качестве таких задач в ближайшие десятилетия в существующих документах стратегического планирования государственного управления России закрепили следующие:

1) Возникновение новых угроз национальной безопасности со сложным взаимосвязанным характером, ростом глобальной и региональной нестабильности

2) Новая волна технологических изменений при наблюдаемом отставании России от глобальных темпов технологического развития. Повышение роли инноваций в социально-экономическом развитии и снижение воздействия многих традиционных факторов роста; Возрастающая роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития

3) Исчерпание потенциальной модели экспорта сырья для экономического развития России, накопление структурных диспропорций в экономическом развитии страны (снижение доли инвестиций в ВВП, рост зависимости экономики от «нестабильных» доходов от нефти и газа , Ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы) и высокая доля участия государства в экономике при низкой эффективности его участия в нем

4) Усложнение мировой демографической ситуации в мире и в стране (снижение населения России до трудоспособного возраста на фоне Фонда «КСО» 23.03.2016 16 Общая стабилизация демографической ситуации), экологические проблемы и продовольствие безопасность; Проявление глобального дефицита пресной воды и последствий изменения климата; Риск распространения эпидемий в мире, многие из которых вызваны новыми, ранее неизвестными вирусами

5) Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капитала, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала; Создавая реальную конкуренцию России в сфере инноваций не только из стран лидеров инноваций, но и многих развивающихся стран

6) Формирование новых региональных экономических торговых и политических союзов в мире, интеграция рынков, создание единого институционального и финансового пространства

Таким образом, «большие вызовы» стали одним из механизмов реализации STI-подхода, направленного на

обеспечение единства науки, технологий и инноваций. Поскольку STI фокусируется на том факте, что наука выступает в качестве рыночного учреждения, и она, подобно технологиям и инновациям, представленным на глобальном рынке, «большие вызовы» часто выступают как «глобальные вызовы» (глобальные вызовы), научно-технологические и инновационная политика несет ответственность за присутствие страны в глобальной «повестке дня».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булярская С. А. Управление промышленным экономическим кластером / С. А. Булярская, А. О. Синицын // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 36-40.

2. Гагарина Г. Ю. Кластеры как основа обеспечения устойчивого социально-экономического развития российских регионов / Г. Ю. Гагарина // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова - 2011. - № 6. - С. 107-111.

3. Абдикеев Н. М. Динамическое моделирование и сценарный анализ развития инновационных кластеров в регионах / Н. М. Абдикеев, Д. В. Малова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 31. - С. 1223.

4. Свешникова С. А. Кластерный подход как фундамент социально-экономического развития территории / С. А. Свешникова // Экономика устойчивого развития.

- 2012. - № 10. - С. 175-178.

5. Ковалев А. И. Методологические аспекты создания экономических кластеров в наноиндустрии / А. И. Ковалев, П. Г. Ильина, О. П. Тезикова // Маркетинг. -2012. - № 1. - С. 3-24.

6. Ахенбах Ю. А. Мониторинг кластеризации в российских регионах / Ю. А. Ахенбах // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012.

- Т. 1. - С. 30-35.

7. Миндпин Ю. Б. Экономическая сущность кластеров / Ю. Б. Миндпин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Экономика и право.

- 2011. - № 1. - С. 3-7.

8. Миролюбова Т. В. Региональный промышленный кластер: характерные свойства и виды / Т. В. Миролюбова, А. Г. Афонина // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - Т. 64, № 5. - С. 224-229.

9. Салимгареев Н. Г. Разработка потенциальных кластеров в пространственных социально-экономических микросистемах / Н. Г. Салимгареев // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2011. - № 76. - С. 61-66.

10. Старцев Ю. Н. Сети и кластеры - становление современных подходов к региональному развитию / Ю. Н. Старцев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 36. - С. 110-116.

11. Кулиш Е. С. Технико-внедренческие особые экономические зоны и кластеры, как объекты инфраструктуры инновационной системы / Е. С. Кулиш // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2011. - № 24. - С. 255-259.

12. Ахмедзянова Э. Р. Концептуальные подходы к оценке социально-экономического потенциала кластеризации экономики / Э. Р. Ахмедзянова, Э. Н. Валеева // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - № 4. - С. 7-11.

13. Новоселова С. В. Межрегиональный обмен как фактор развития кластерной структуры экономики региона / С. В. Новоселова // Проблемы прогнозирования.

- 2011. - № 3. - С. 118-126.

14. Курилова А.А. Анализ инвестиционного климата Самарской области // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 161-164.

15. Тимирясова А.В. Формирование научно-образовательных кластеров как важнейшего элемента стратегии развития системы образования республики

Курилова Анастасия Александровна ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ ...

Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 69-74.

16. Огальцова А.Г., Малышева Н.В. Образовательно-производсвтенный кластер как проявление инновационного развития системы СПО Самарской области // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 73-80.

17. Кирюшкина А.Н., Курилова А.А. Анализ инновационной и инвестиционной деятельности Самарской области // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 113-118.

18. Козина Е.В. Модель оценки синергетического эффекта территориального кластера // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 413-417.

19. Ковалев А. И. Методологические аспекты создания экономических кластеров в наноиндустрии / А. И. Ковалев, П. Г. Ильина, О. П. Тезикова // Маркетинг. -2012. - № 1. - С. 3-24.

20. Лобанова В. А. Теоретические аспекты функционирования межрегиональных кластеров / В. А. Лобанова, Е. В Понькина // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 17. - С. 35-44.

21. Агафонов В.А. Кластерная стратегия: системный подход // Экон. наука современной России. — 2010. — '3. — С. 77-91.

22. Сомова Е.Ю. Создание кластеров как средство повы- шения конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом. — 2011. — 1. — С. 65-73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Стеблякова Л. Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики: системный и социальный аспекты // Человек и труд. — 2010. — '3. — С. 64-67.

24. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Тенденции кла-стери- зации в социально-экономическом развитии региона // Регио- нология. — Саранск, 2009. — '4 (июль) — С. 93-100.

25. Агранов А.М. Региональная экономическая политика на примере развития автомобильных кластеров России // Вестн. экон. интеграции. — 2010. — '2. — С. 112-118, 194

Статья подготовлена в рамках работы над исследовательским проектом «К 50-летию ВАЗа: Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Поволжья», поддержанным грантом Российского гуманитарного научного фонда № 16-12-63003 по результатам регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России - 2016, Самарская область».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.