Гринин В.М., Авдеев Д.А.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПАРОДОНТАЛЬНУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЛЁТЧИКОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПАРОДОНТАЛЬНУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЛЁТЧИКОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
Гринин В.М.1, Авдеев Д.А.2 УДК: 616.314.17-008.1:613.693
1 Национальный медико-хирургический Центр им. Н.Н. Пирогова 23 Военно-клинический авиационный госпиталь, г. Красногорск Московской области
Резюме
В результате обследования 20 лётчиков, 26 работников наземных аэродромных служб военной авиации и 30 человек контрольной группы доказано более тяжёлое поражение пародонта у лётчиков, выразившееся в тяжести хронического пародонтита, ухудшении гигиены рта, усилении кровоточивости, что связывается с воздействием профессиональных факторов. Исключено влияние возрастного фактора, доказана необходимость диспансерного наблюдения лётчиков у стоматолога.
Ключевые слова: лётчики, аэродромные службы, поражение пародонта, пародонтит.
THE FACTORS, INFLUENCING ON THE DISEASES OF THE PERIODONT OF THE PILOTS OF DISTANT AIRCRAFT
Grinin V.M., Avdeev D.A.
As a result of inspection 20 pilots, 26 workers of ground air field services of military aircraft and 30 men of control group are proved a heavier defeat of periodont at the pilots who have expressed in weight of the chronic periodontitis, deterioration of hygiene of a mouth, amplification of the expiration of blood, that contacts to influence of the professional factors. The influence of the age factor is excluded, the necessity of the dispanser supervision of the pilots at stomatologist is proved.
Keywords: the pilots, air field services, the defeat of periodont, the periodontitis.
Актуальность вопроса
Ухудшение стоматологического здоровья у лётчиков является известной проблемой. Как известно, охрана здоровья лиц, занятых в авиации вообще и в военной авиации в частности, является основной задачей ведомственных учреждений здравоохранения. Ухудшение стоматологического здоровья лётчиков в литературе связывается с высоким риском нарушения здоровья, активным воздействием большого числа неблагоприятных факторов [2, 4, 6]. При этом наличие агрессивного воздействия ряда неблагоприятных факторов на личный состав военной авиации подробно описано рядом авторов [1, 3, 5, 7, 8]. Ведущим среди них является вибрационная болезнь.
Авторы, занимающиеся этой проблемой, отмечают, что [4, 6, 7] в «чистом виде» так называемая вибрационная болезнь у лётного состава встречается редко благодаря эффективной работе ведомственных медицинских учреждений и грамотно обоснованной системе диспансеризации. Однако, отдельные влияния длительных вибрационных перегрузок отражаются на организме пилотов очень сильно.
Так, у летного состава, благодаря проведению профилактических мероприятий, вибрационная болезнь не встречается, однако отмечены отдельные симптомы неблагоприятного воздействия на состояние ряда органов и систем организма, а также снижение работоспособности [2-7].
Вероятно, на состояние стоматологического здоровья лётно-подъёмного состава авиации могут влиять и другие неблагоприятные факторы. Вероятно, у лётчиков могут нарушаться такие показатели функционирования организма, как минеральный и электролитный состав
слюны, состояние местного и общего иммунитета, уровень активности лизосомальных ферментов и т.д. [8-10]. Всё это, безусловно, важно, однако мы посчитали нужным провести детализацию ряда клинических показателей состояния тканей пародонта с некоторыми профессиональными характеристиками лиц из числа лётно-подъёмного состава военной авиации.
Материал и методы исследования
Нами были проанализированы показатели, характеризующие пародонтальную заболеваемость у лиц из числа лётно-подъёмного состава военной авиации (20 соматически здоровых мужчин в возрасте от 24 до 46 лет). В качестве группы сравнения выступила группа респондентов из числа работников наземных авиационных служб, не имеющих стажа лётной работы (26 соматически здоровых мужчин в возрасте 25-45 лет). Группой контроля послужили пациенты аналогичного возрастно-полового состава гражданских профессий (30 человек), обратившихся за терапевтической стоматологической помощью, не имеющих отношения к влиянию лётных факторов (или условий, обусловленных ими). Стоматологическое обследование всех групп респондентов проводилось стандартными стоматологическими методами (визуальный и инструментальный осмотр, рентгеновское обследование). Математическая обработка результатов осуществлялась методами вариационной статистики.
Обсуждение полученных результатов
В таблице представлены средние значения показателей, характеризующих состояние тканей пародонтально-го комплекса у вышеперечисленных групп респондентов. Отметим, что для корректности сравнительного анализа,
Гринин В.М., Авдеев Д.А.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПАРОДОНТАЛЬНУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЛЁТЧИКОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
Табл. Состояние тканей пародонта у обследованных групп пациентов
Группы пациентов__Средний возраст, лет ИГ, баллы__ПИ Russel, баллы ИК Muhlemann-Cowell, баллы CPITN, секстанты
Лётчики_36,6 ± 5,5__1,58 ± 0,38 3,69 ± 0,38_1,56 ± 0,69_2,38 ± 1,21
Наземные аэродромные службы 32,3 ± 4,8__1,28 ± 0,26 3,48 ± 0,31_1,49 ± 0,42_1,73 ± 0,69
Контрольная группа_33,4 ± 5,6__1,16 ± 0,18 2,81 ± 0,29_1,35 ± 0,33_1,65 ± 0,68
Примечание: ИГ - индекс гигиены, ПИ - пародонтальный индекс, ИК - индекс кровоточивости, СР^ - индекс нуждаемости в лечении заболеваний пародонта.
поскольку все обследованные пациенты из числа лётно-подъёмного состава военной авиации являются мужчинами, респонденты в две другие сравниваемые группы (лица из числа наземных аэродромных служб и пациенты контрольной группы) также все были мужчинами. Средний возраст пациентов всех групп также был сравнимым (лица из числа военных лётчиков 36,6 ± 5,5 лет, лица из числа военнослужащих наземных аэродромных служб 32,3 ± 4,8 лет, лица контрольной группы 33,4 ± 5,6 лет), что позволяет исключить влияние возрастного фактора на другие показатели заболеваемости.
Установлено, что гигиеническое состояние околозубных тканей у военных лётчиков было хуже, чем у лиц из числа наземных авиационных служб (1,58 ± 0,38 баллов и 1,28 ± 0,26 баллов) и существенно хуже по сравнению с показателями у лиц контрольной группы (1,16 ± 0,18 баллов). Невысокие показатели гигиенического состояния рта у лиц лётно-подъёмного состава, очевидно, не могли не отразиться на клиническом состоянии тканей паро-донта. В частности, у обследованных лиц из числа лётно-подъёмного состава военной авиации тяжесть клинического состояния тканей пародонта была максимальной среди всех сравниваемых групп и составила 3,69 ± 0,38 баллов, что соответствовало в среднем хроническому пародонтиту средней (а иногда и тяжёлой) степени. Несколько ниже были показатели у лиц из числа работников наземных аэродромных служб (3,48 ± 0,31 баллов), но всё равно они существенно превышали значения группы контроля (2,81 ± 0,29 баллов). В целом, у лётчиков из числа лётно-подъёмного состава военной авиации и наземных аэродромных служб отмечено более тяжёлое поражение тканей пародонта — значительно более тяжёлое, чем соответствующие возрастные значения для группы контроля.
В большой степени это связывается с неудовлетворительным состоянием гигиены рта, а также с установленными авторами нарушениями свойств слюны, теряющей свою антибактериальную, регенераторную, минерализующую активность. На роль влияния плохой гигиены рта указывает и существенное увеличение значений индекса кровоточивости у лиц лётно-подъёмного состава и наземных аэродромных служб, которые существенно превышали значения у лиц контрольной группы (1,35 ± 0,33 баллов в контрольной группе, 1,49 ± 0,42 баллов у лиц наземных аэродромных служб и 1,56 ± 0,69 баллов у лиц из числа лётно-подъёмного состава). Вероятно, усиление
лётчики наземная аэродромная контрольная группа
служба
I ■ индекс гигиены I ■ индекс кровоточивости
I ■ пародонтальный индекс I ■ индекс нуждаемости
Рис. Структура клинических показателей состояния тканей пародонта у обследованных групп пациентов (%)
кровоточивости околозубных тканей, отмеченное нами у обследованных лётчиков, может быть поставлено во взаимосвязь с неудовлетворительным уровнем гигиены и увеличением микробного налёта в полости рта, с вибрационными нагрузками, колебаниями атмосферного давления во время полёта и другими факторами, усиливающими проницаемость сосудов.
Индекс нуждаемости в лечении болезней пародонта также показал существенное увеличение у обследованных лётчиков из числа лётно-подъёмного состава по сравнению с группой контроля (2,38 ± 1,21 секстантов и 1,65 ± 0,68 секстантов, соответственно). У респондентов из числа наземных аэродромных служб показатели также были выше, чем в контрольной группе (2,38 ± 1,21 секстантов и 1,73 ± 0,69 секстантов, соответственно).
Таким образом, при идентичности возрастно-по-лового состава обследованных групп, позволяющего снять влияние возрастного фактора, и при отсутствии соматических заболеваний у всех респондентов, можно утверждать, что установленные различия в пародонталь-ной заболеваемости обусловлены влиянием неблагоприятных профессиональных факторов. Особенно это было выражено у лётчиков из числа лётно-подъёмного состава. Полученные сведения свидетельствуют о необходимости повышенного врачебного контроля за соблюдением стоматологического здоровья лётчиков, регулярном проведении профилактических мероприятий, по сути — внедрении принципов диспансеризации в оказание стоматологической помощи данным категориям лиц.
Гринин В.М., Авдеев Д.А.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПАРОДОНТАЛЬНУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЛЁТЧИКОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
Литература
1. Горбачёв О.Ю. Взаимосвязь факторов устойчивости лётчиков высокоманевренных самолётов к пилотажным нагрузкам //Авиационная, космическая и экологическая медицина, 2002, Т. 36, № 6, - С. 8-11.
2. Егоров В.А.Особенности медицинского обеспечения деятельности лётчиков-инструкторов военных училищ // В кн.: Человек в авиации и безопасность полётов, Сб.научн.трудов, М., Медицина, 1998, - С. 118-119.
3. Егоров В.А. Развитие авиационной медицины, СПб, Изд.ВМА, 1990, - 230 с.
4. Ефремова Г.Г. Анализ стоматологической заболеваемости у лётчиков вертолётной авиации // В кн.: Человек в авиации и безопасность полётов, Сб.научн. трудов, М., Медицина, 1998, - С. 323-324.
5. Иорданишвили А.К. Влияние факторов авиационного полёта на жевательный аппарат //В кн.: Человек в авиации и безопасность полётов, Сб.научн.трудов, М., Медицина, 1998, - С. 207-208.
6. Капанев В.И. Из истории развития отечественной авиации и космической медицины, М., Медицина, 2001, - 138 с.
7. Котлер Д.Л. Физиологическая оценка и оптимизация функционального состояния организма и военно-профессиональная адаптация лётчиков морской авиации, Автореф. .. .к.м.н., М., 2009, - 24 с.
8. Ретнев В.М. Физические и нервно-психические нагрузки как вредные производственные факторы и их соотношение с физиологией труда // Гигиена труда, 1990, № 5, - С. 33-35.
9. Свешников А.А. Содержание минеральных веществ и уровень остеотропных гормонов при силовых нагрузках на кости у лётчиков и парашютистов //В сб.: Первый Российский симпозиум по остеопорозу, М., 1995, - 113 с.
10. Симакова Т.Г., Пожарицкая М.М. Показатели перекисного окисления липи-дов и антиоксидантной защиты в смешанной слюне у лётчиков сверхзвуковой авиации при пародонтите // Российский стоматологический журнал, 2005, № 2, - С. 39-41.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова 105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: [email protected]