Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на организацию процесса закупок'

Факторы, влияющие на организацию процесса закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4469
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / PROCUREMENT / ФАКТОРЫ ЗАКУПОК / FACTORS PROCUREMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК / ЗАКУПОЧНАЯ / EXTERNAL FACTORS OF THE ORGANIZATION / INTERNAL FACTORS OF THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданович Л.Ю., Гильц Н.Е.

Рассмотрены факторы внешней и внутренней среды, влияющие на процесс закупок организации. Даны их основные характеристики. Выявлены и проанализированы факторы, влияющие на организацию процесса закупок на предприятии ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жданович Л.Ю., Гильц Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE ORGANIZATION OF THE PROCUREMENT PROCESS

The article presents the factors external and internal environment influencing the procurement process of the organization. Describes their main characteristics.Examines the factors that affect the organization of the procurement process at the enterprise JSC “KAMAZ-metallurgy”.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на организацию процесса закупок»

УДК 658.7

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК

Л. Ю. Жданович Научный руководитель - Н. Е. Гильц

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: ragfil@mail.ru

Рассмотрены факторы внешней и внутренней среды, влияющие на процесс закупок организации. Даны их основные характеристики. Выявлены и проанализированы факторы, влияющие на организацию процесса закупок на предприятии ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

Ключевые слова: закупки, факторы закупок, организация закупок, закупочная. FACTORS INFLUENCING THE ORGANIZATION OF THE PROCUREMENT PROCESS

L.Yu. Zhdanovich Scientific supervisor - N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: ragfil@mail.ru

The article presents the factors external and internal environment influencing the procurement process of the organization. Describes their main characteristics.Examines the factors that affect the organization of the procurement process at the enterprise JSC "KAMAZ-metallurgy".

Keywords: procurement, factors procurement, procurement, procurement, external factors of the organization, internal factors of the organization.

Процесс организации и осуществления закупки является весьма трудоёмким и непрерывным процессом, в который вовлекаются представители различных структурных подразделений организации. Целью организации данной деятельности заключается в приобретении товаров с наилучшим сочетанием цены и качества в нужном количестве и от надежного поставщика.

Организацию закупок можно сопоставить с процессом организации продаж, где организация выступает в роли потенциального покупателя-потребителя, который подвержен влиянию множества факторов. Эти факторы могут быть как внешними, так и внутренними, а также оказывать воздействие на покупателя и закупочную деятельность в разной мере.

Внешние факторы непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К данной категории можно отнести: рынок закупок; покупательский спрос; надёжность поставки; общая репутация поставщика; полнота товарного ассортимента; сервис [2].

По мере роста внешних факторов, организации, совершающие закупки товаров, стремятся сократить число товарно-материальных запасов, с целью оградить себя от больших издержек в будущем.

На сегодняшний день, все значимее становятся факторы внешней среды, в особенности хорошо это прослеживается в ситуации, когда предприятия начинают проявлять наиболее активную готовность к закупке исходных материалов и поддержанию их запасав большом количестве. Такое поведение организации связано с тем, что основные виды материалов, которые постоянно учувствуют в производственном процессе, становятся дефицитными, их товары-заменители отсутствуют, а без них производственный процесс непременно остановится, что в свою очередь приведёт к убыткам и новым издержкам на предприятии [2].

Особенности организации, являются происхождением внутренних факторов. Абсолютно каждая организация в процессе осуществления своей деятельности устанавливает свои цели, политиче-

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управления цепями поставок»

ские установки, определённые методы работы (наиболее продуктивные именно для неё), создаёт организационную структуру и внутриорганизационные системы. Таким образом, формируются внутренние факторы, к которым можно отнести: метод закупок; объём закупаемых товаров; соответствие товаров; цена; удалённость поставщика; качество товара; условие оплаты [2].

Для рассмотрения влияния факторов внешней и внутренней среды, на организацию процесса закупок была взята деятельность ОАО «КамАЗ-Металлургия». Данное предприятие осуществляет деятельность посредством выпуска продукции диверсификации для других предприятий России и на экспорт - ведущим автомобильным и другим машиностроительным фирмам ближнего и дальнего зарубежья [3].

На основании проведённых внутриорганизационных исследований был проведён анализ основных факторов, выявлены наиболее приоритетные, на которые ориентируется компания при работе с поставщиками и организации закупок материальных ресурсов. Результаты были следующими:

1. Ориентация на деловые качества партнёра - 20,8 %.

2. Соответствие предъявляемому качеству и потребностям - 20,7 %.

3. Ценовые условия - 16,9 %.

4. Месторасположение поставщика -15,4 %.

5. Ассортимент- 13,9 %.

6. Качество сервиса - 12,3 % [1].

На основании проведённого исследования, можно проанализировать вышеперечисленные факторы (см. таблицу).

Факторы, влияющие на организацию процесса закупок

Фактор Тип фактора Характер информации Регулирование Степень важно -сти(приори тетность)

1.Репутация производителя ВНЕШ. С НР. 5

2. Рынок закупок ВНЕШ. С НР. 1

3.Покупательский спрос ВНЕШ. С НР. 1

4. Соответствие материалов потребностям заказчика ВНУТ. Д р. 5

5. Объём закупаемых материалов ВНУТ. Д р. 1

6. Надёжность поставки ВНЕШ. Д р. 5

7. Цена ВНУТ. Д р. 4

8. Полнота товарного ассортимента ВНЕШ. Д НР. 2

9. Сервис ВНЕШ. С НР. 4

10. Условия оплаты ВНУТ. Д р. 3

11. Метод закупки ВНУТ. Д р. 1

12.Удалённость поставщика ВНУТ. С НР. 3

13.Качество поставляемых материалов ВНУТ. Д р. 5

Примечания. ВНЕШ./ВНУТ. - фактор внешней среды/ внутренней среды; С - собирательная; Д - документированная; НР. - не регулируемый фактор организацией; Р. - регулируемый фактор организацией; Степень важности - по пятибалльной шкале: 5 - высокая степень важности; 4 - высокая степень важности; 3 - средняя степень важности; 2 - низкая степень важности; 1 - не имеет существенного значения.

Так как компания, осуществляет свою деятельность на рынке уже очень давно и имеет своих «преданных клиентов», факторы как «Рынок закупок», «Покупательский спрос», «Объём закупаемых материалов» и «Метод закупки» для данной организации являются практически постоянными и представляют второстепенное значение.

Наиболее приоритетными качествами для компании является ориентация на деловые качества партнёра - надёжность поставки, репутация производителя; и, как говорилось ранее, на качество поставляемой продукции.

Оценка риска была проведена на основании исследования выявленных проблем, с которыми организация чаще всего сталкивается при организации закупок [1]:

1. Месторасположение поставщика - 31,2 %.

2. Ассортимент - 16,9 %.

3. Ориентация на деловые качества партнёра - 14,7%.

4. Качество сервиса- 13,7 %.

5. Ценовые условия - 13,5 %.

6. Соответствие предъявляемому качеству и потребностям - 10 %.

Исходя из анализа факторов, можно сделать следующий вывод, о том, что у компании сбалансированная и хорошо разработанная система закупок. Все наиболее приоритетные факторы находятся вне зоны риска, что даёт уверенность в том, что производство будет функционировать без перебоев. Однако компании следует уделить внимание вопросу о надёжности поставок, так как этот фактор, в шкале риска, имеет трехбалльную оценку.

На примере данного исследования можно утверждать, что грамотное распределение внешних и внутренних факторов оказывают значительное влияние, как на закупки, так и на качество производственного процесса, и способны помочь организации «процветать» и развиваться на рынке или же привести её производство в упадок. Помимо этого, при формировании закупок будет нецелесообразно опираться на одни и те же факторы с одинаковым их удельным весом. Так, например, при закупке одних товаров более весомыми факторами можно выделить такие, как цена и условия поставки, в то же время при закупке консалтинговых каких-то услуг основное предпочтение, скорее всего, будет отдано таким критериям относящихся к работе поставщика как (квалификация, опыт и т. д.). Поэтому, можно говорить о необходимости разработки адаптивной методики анализа большего числа факторов, при процессе формирования закупок с целью получения большей экономической выгоды и уменьшения различного рода рисков. При таком детальном анализе возможно выявление нелинейных зависимостей между рассмотренными в статье факторами.

Библиографические ссылки

1. Афанасенко Ю. А. Проблемы на этапе организации закупок // Электронный бизнес журнал [Электронный ресурс]. URL: http://www.business-magazine /3_30411_issledovanie-rinka-zakupok.html (дата обращения: 01.04.2015).

2. Официальный сайт ОАО «КамАЗ-Металлургия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kamaz.ru.html (дата обращения: 01.04.2015).

3. Факторы, влияющие на процесс закупки [Электронный ресурс]. URL: http:// studopedia.net/4_1410_faktori-vliyayushchie-na-protsess-zakupki.html (дата обращения: 01.04.2015).

© Жданович Л. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.