Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур'

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1187
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / FACTORS OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьминич Галина Геннадьевна

Посвящена различным подходам к классификации факторов конкурентоспособности предпринимательских структур. В заключение дана авторская классификация факторов по различным критериям. Сделан вывод, что учет в финансово-хозяйственной деятельности факторов конкурентоспособности позволит предприятиям значительно повысить свои шансы на успех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT INFLUENCE ENTERPRISE COMPETITIVENESS

The author studies various approaches to classification of factors of enterprise competitiveness, and gives a new classification of these factors according to various criteria. The author comes to a conclusion that factors of competitiveness taken into account in financial and economic activity of enterprise will provide much better chances for success.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур»

О

(N

УДК 339.137 ББК 65.290.2

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Посвящена различным подходам к классификации факторов конкурентоспособности предпринимательских структур. В заключение дана авторская классификация факторов по различным критериям. Сделан вывод, что учет в финансово-хозяйственной деятельности факторов конкурентоспособности позволит предприятиям значительно повысить свои шансы на успех.

Ключевые слова: конкурентоспособность предпринимательских структур, факторы конкурентоспособности предпринимательских структур.

G.G. Kuzminich

FACTORS THAT INFLUENCE ENTERPRISE COMPETITIVENESS

ssi

2sê Es =

Ин5|

Н£ї

н51

Ен^ І

Ой"

°i<s ^ 1

5s І

^ П £

h gl S ¡ґ і

Ssî

ИН 25 о ЕнО s

£я§|

E40 %

аи-і

SfflE

К

H

H

о

H

PQ

СО

H

The author studies various approaches to classification of factors of enterprise competitiveness, and gives a new classification of these factors according to various criteria. The author comes to a conclusion that factors of competitiveness taken into account in financial and economic activity of enterprise will provide much better chances for success.

Keywords: enterprise competitiveness, factors of enterprise

competitiveness.

Конкурентоспособность предпринимательских структур отражает их способность проявлять гибкость, адаптивность к постоянным изменениям внешней среды для увеличения, уменьшения либо сохранения занимаемой доли рынка с целью интеграции планов бизнеса и стратегий развития регионов. Поскольку конкурентоспособность предприятия зависит как от его деятельности, так и от его внешней среды, необходимо выделять и анализировать факторы, которые оказывают на нее значительное влияние.

Анализ литературных источников показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий.

Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимают явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате — изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

По мнению М. Портера, важно отличать конкурентоспособность, обусловленную врожденными факторами и достигаемую благодаря другим источникам. Факторы, которые наиболее важны для конкурентного преимущества в большинстве отраслей, не достаются по наследству, а создаются в пределах региона (страны) с помощью различных специфичных для каждой территории процессов. Важен не столько запас фак-

© Г.Г. Кузьминич, 2011

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HS5

n3i

оК

^ 1

5s s

^ Л £ ё§| h Е

S ¡Г I

8SI

"Jo

р-1©*

£я§|

МО I £И4

See

«

н

н

о

н

PQ

со

н

торов на данный момент, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей [5].

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер предлагает делить на несколько типов.

Во-первых, на основные и развитые. Основные факторы — это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы — современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, высокотехнологичные производства.

В зависимости от степени специализации все факторы конкурентоспособности делятся на общие и специализированные. Общие факторы, к которым М. Портер относит систему автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей. Специализированные факторы — это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей.

Еще один принцип классификации — деление факторов конкурентоспособности на естественные и искусственно созданные. К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным — техника, технология, экономическая среда и др.

Как и М. Портер, многие авторы (Н.Л. Зайцев [1], М.Г. Миронов [2], Р.А. Фатхутдинов [8]) всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия предлагают разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы — социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Внутренние факторы — это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

На наш взгляд, недостатком классификации факторов конкурентоспособности, предложенной М. Портером, является то, что он выделяет лишь один признак деления их на группы (по степени специализации, в соответствии с которой факторы подразделяются на общие и специализированные), не указывая, по какому принципу выделяются основные, развитые, естественные и искусственно созданные факторы.

Создание факторов — это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Воздействие факторов, выделенных М. Портером, на российские предприятия представлено в трудах профессора В.П. Оболенского [3].

По мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе [4], предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:

- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню качества товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и проведения сравнительных тестов;

О

(N

SS1

2нё ЯЧ г

MhSI

HS5

н51

Ен^ І

ой-

°i<s ^ 1

5s І

^ Л £ g§!

S ff I

8SI

M g! о ChO!

£s§||

E40 Ї ЙИ-І See « H

H

о

H

PQ

CO

H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- цена товара с возможной наценкой;

- финансы — как собственные, так и заемные;

- торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Е.Л. Смольянова и В.Б. Малицкая предлагают классификацию факторов конкурентоспособности по степени возможного контролирующего воздействия со стороны государства и предприятия. Факторы разделены на три группы (табл.):

- неконтролируемые государством (мегауровень);

- контролируемые государством, неконтролируемые предприятием (макроуровень);

- контролируемые предприятием (микроуровень) [6].

В трудах А.А. Томпсона-А.Дж. Стрикленда обозначены следующие факторы: технологические (опыт научных исследований, способность к совершенствованию продукции и производственных процессов), производственные (низкие затраты на производство и высокое качество продукции, высокая производительность труда), распределительные (быстрая доставка и низкие затраты на сбыт продукции), маркетинговые (высококвалифицированный персонал, широкий ассортимент, привлекательная упаковка продукции), квалификационные (ноу-хау по управлению качеством, создание новых видов продукции), организационные возможности (способность быстрого реагирования на изменения рынка), прочие факторы (имидж, патентная защита и др.) [7].

Классификация факторов, влияющих на формирование и развитие конкурентоспособности промышленного предприятия

Уровень Факторы, влияющие на формирование и развитие конкурентоспособности промышленного предприятия

Мегауровень Глобализация, влияние ТНК, международная специализация и разделение труда, информационная революция и научно-технический прогресс, географическое положение, климатические условия

Макроуровень Несовершенство государственного механизма, необходимость создания эффективной институциональной среды, уровень образования и квалификации населения, уровень развития общей инфраструктуры, уровень развития технологий, демографическая ситуация, наличие и степень влияния естественных монополий на экономическое развитие, особенности геополитического положения России

Микроуровень Качество продукции, распространение продукции основных производителей в торговых точках, технология производства, стабильность работы, степень известности марки, уровень цен, дизайн упаковки, количество наименований, уровень и гибкость обслуживания, скорость и своевременность выполнения заказа, ориентация на потребителя, финансовая политика, управление персоналом, производительность труда

О

(N

SS1

2sê

Kg г

MhSI

HSS

n3i

оК

^ 1

5s s

^ Л £ ё§! h Е

S ¡Г I

8sî

"Jo

р-1©*

£я§|

МО I

аи-i

See

«

н

н

о

н

PQ

СО

Н

Рассмотренные подходы к классификации факторов конкурентоспособности позволяют нам сформировать систему с учетом различных признаков:

- по степени специализации: общие и специализированные;

- по приоритетности воздействия: основные и развитые;

- в зависимости от источника возникновения: естественные и искусственно созданные;

- в зависимости от окружения предприятия: внешние и внутренние;

- в зависимости от степени возможного контроля со стороны государства и предприятия: неконтролируемые государством, контролируемые государством и неконтролируемые предприятием, контролируемые предприятием.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы — это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Таким образом, учитывая в финансово-хозяйственной деятельности факторы конкурентоспособности, которые автор предлагает систематизировать указанным выше способом, предприятия значительно повышают свои шансы на успех в получении конкурентных преимуществ на рынке.

Список использованной литературы

1. Зайцев Н.Л. Экономика организации: учеб. для вузов / Н.Л. Зайцев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2004. — 624 с.

2. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. — М.: Альфа-Пресс, 2004. — 160 с.

3. Оболенский В.П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности / В.П. Оболенский // Проблемы прогнозирования. — 2001. — № 4. — С. 47-63.

4. Олливье А. Международный маркетинг / А. Олливье, А. Дайан, Р. Урсе; пер. с фр. А. Дайан, Ф. Бруккерель и др. // Академия рынка: Маркетинг. — М.: Экономика, 1993. — 560 с.

5. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. / М. Портер. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с.

6. Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия / Е.Л. Смольянова, В.Б. Малиц-кая // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 2 (70). — С. 336-344.

7. Томпсон А.А. (мл.) Стратегический менеджмент: концепции и ситуации / А.А. Томпсон (мл.), А.Дж. Стрикленд III. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 412 с.

8. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. / Р.А. Фатхутдинов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Эксмо, 2005. — 544 с.

Referenses

1. Zaitsev N.L. Ekonomika organizatsii: ucheb. dlya vuzov / N.L. Zaitsev. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Ekzamen, 2004. — 624 s.

2. Mironov M.G. Vasha konkurentosposobnost’ / M.G. Mironov. — M.: Al’fa-Press, 2004. — 160 s.

3. Obolenskii V.P. Rossiiskaya ekonomika v global’nykh mirokhozyaistvennykh svyazyakh: problemy konkurentosposobnosti / V.P. Obolenskii // Problemy prognozirovaniya. — 2001. — № 4. — S. 47-63.

4. Olliv’e A. Mezhdunarodnyi marketing / A. Olliv’e, A. Daian, R. Urse; per. s fr. A. Daian, F. Brukkerel’ i dr. // Akademiya rynka: Marketing. — M.: Ekonomika, 1993. — 560 s.

5. Porter M. Konkurentsiya: ucheb. posobie: per. s angl. / M. Porter. — M.: Izd. dom «Vil’yams», 2005. — 608 s.

О

(N

6. Smol’yanova E.L. K voprosu o klassifikatsii faktorov i rezervov obespecheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya / E.L. Smol’yanova, V.B. Malitskaya // Vestnik TGU. 2009. Vyp. 2 (70). — S. 336-344.

7. Tompson A.A. (ml.) Strategicheskii menedzhment: kontseptsii i situatsii / A.A. Tompson (ml.), A.Dzh. Striklend III. — M.: INFRA-M, 2001. — 412 s.

8. Fatkhutdinov R.A. Upravlenie konkurentosposobnost’yu organizatsii: ucheb. / R.A. Fatkhutdinov. — 2-e izd., ispr. i dop. — M.: Eksmo, 2005. — 544 s.

Информация об авторе

Кузьминич Галина Геннадьевна — аспирант, кафедра экономической теории и институциональной экономики, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: kuzminich-gg@yandex.ru.

Author

Kuzminich Galina Gennadiyevna — post-graduate student, Chair of Economic Theory and Institutional Economy, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: kuzminich-gg@yandex.ru.

SSI

2sl

Kg г

MhSI

HSS

І

Ой"

°i<s ^ 1

Ps І

^ Л £

S I

8s! ИН J о

СнО!

£я§|

E40 f ЙИ-І SfflE

К

н

н

о н

PQ

со

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.