>| социализма», старой системы планирования, данная
и предопределенность не является обязательным ди-
2 рективным заданием. В то же время она требует со° гласования интересов всех ветвей власти региона.
д Надо заметить, что применяемая в республике
^ система планирования, направленная на реализацию
^ приоритетов, использование инвестиций и развитие
о внутренней (региональной) экономики для обеспечения
о социальных нормативов, охватывает и маркетинговые
^ региональные стратегии (продуктовые, отраслевые,
^ кластерные) российских и иностранных корпораций.
ш Апробирование рассматриваемого подхода было
н- проведено при разработке комплекса плановых зада-
га ний по развитию туризма в Карелии. Пакет документов
3 включает в себя «Стратегию развития туризма в рес-^ публике Карелии», «Генеральную схему размещения о объектов и инфраструктуры туризма в республике □= Карелии», программы развития туризма в муници-° пальных районах [4].
^ Таким образом, планирование является одной из
т базовых функций управления, направленного на ком-
□= плексное развитие территории на основе програм-
х мно-целевого подхода, когда цели плана увязываются с ресурсами с помощью разработки программ и составления «дерева» целей и «дерева» ресурсов. В настоящее время в Республике Карелия используется организационная методика, предполагающая
На протяжении переходного периода установления рыночных связей доктрины развития России и ее регионов несколько раз изменялись. В конечном итоге РФ удалось выйти на курс, обеспечивающий превращение страны в один из мировых центров экономического влияния, культурного и нравственного притяжения. Однако исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и экономическую политику. Резкая дифференциация уровней развития регионов РФ неизбежно ведет к расширению ареалов депрессивности и бедности, ослаблению механизмов межрегиональных экономи-
38
составление планов и схем в рамках единой системы управления. На региональном уровне научно-методическое обеспечение разработано и апробировано на территориальных и отраслевых планах. В дальнейшем разработка методов и способов решения социально-экономических проблем республики должна осуществляться в соответствии с единой методологией стратегического планирования.
Литература
1. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. 1998. № 6.
2. Толстогузов О. В. Исследование системы долгосрочного планирования развития региона и ее изменений // Власть, бизнес, образование и наука в качественном обновлении экономики и социальной инфраструктуры Республики Карелия: опыт минувшего десятилетия и проблемы роста. Петрозаводск: Карелия, 2005.
3. Результаты мониторинга реализации концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 г. (Итоги 2002-2006 гг.). Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2007.
4. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации стратегии Республики Карелия // Под общ. ред. Ю. В. Савельева, О. В. Толстогузова. Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008.
ческих взаимодействий и нарастанию противоречий между территориями. Все это затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований, а также переход к устойчивому развитию.
Систематизация факторов развития экономики региона позволяет выявить предпосылки для перехода к устойчивому развитию, что обуславливает актуальность соответствующих исследований. Прежде чем высказать предположение о наиболее важных факторах развития экономики региона, необходимо сравнить субъекты РФ по важнейшим социально-экономическим показателям и определить территории, располагающие наиболее высоким экономическим потенциалом, а также, используя показатель валового регионального продукта, идентифицировать наиболее динамично развивающиеся в последние годы регионы (табл. 1).
Несмотря на одинаковые условия рыночного развития и использования потенциала, наибольших успехов добились такие регионы, как Москва, Тюменская об-л^пт и Ханты-Мансийский АО, ВРП которых превышает 1 000 000 млн руб. Наименее развитыми в России являются 6 автономных округов и 4 республики.
Теперь проранжируем регионы России по уровню жизни населения, выделив те из них, в которых достигнут наиболее высокий уровень жизни населения (табл. 2). В соответствии с представленными данными,
Факторы устойчивого развития экономики региона
УДК 332.146
Наиболее высокоразвитые и наименее развитые регионы России (по показателю ВРП, 2006 г.*) "
<
____ сг
Наиболее развитые регионы Значение ВРП Наименее развитые регионы Значение ВРП
млн руб. ранг региона млн руб. ранг региона
Москва 5 145 873,9 1 Эвенкийский АО 2608,9 88
Тюменская обл. 2 608 786,4 2 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 5485,7 87
Ханты-Мансийский АО — Югра 1 633 287,8 3 Корякский АО 5592,4 86
Московская обл. 938 432,0 4 Агинский Бурятский АО 6372,3 85
Республика Татарстан 605 575,2 5 Усть-Ордынский Бурятский АО 6768,7 84
Красноярский край 585 879,2 6 Республика Ингушетия 8557,7 83
Ямало-Ненецкий АО 543 383,8 7 Республика Алтай 11 147,8 82
Республика Башкортостан 505 717,3 8 Республика Калмыкия 12 303,1 81
Самарская обл. 490 197,5 9 Чукотский АО 14 639,2 80
Краснодарский край 465 872,9 10 Республика Тыва 14 820,4 79
* Рассчитано по: www.gks.ru.
ленностью экономически активного населения отно- 5 сятся Москва и Московская область, Санкт-Петербург, ° Краснодарский край и Свердловская область. ^
Анализ данных, приведенных в табл. 3, позволяет выделить наиболее динамично развивающиеся регионы и отстающие территориальные образования. Более половины российских регионов демонстрируют высокие темпы роста. Однако в некоторых субъектах федерации темпы роста промышленного производства существенно превышают средний для России уровень (Карелия, Калининградская, Свердловская, Нижегородская области), в то время как темпы роста сельского хозяйства не достигают даже значений прошлых периодов. И наоборот, некоторые отстающие с точки зрения промышленного развития регионы показывают хорошие темпы роста сельского хозяйства (среднероссийский уровень — 103,3%).
Сопоставив данные предыдущих таблиц и промежуточные результаты анализа, можно сделать следующие выводы.
• Регионы, располагающие наиболее высоким собственным экономическим потенциалом, по темпам промышленного производства отстают от общероссийского уровня. Из десяти наиболее развитых регионов только Республика Татарстан демонстрирует высокие темпы роста.
в 2006 г. наиболее высокий уровень жизни населения был достигнут, прежде всего, в Москве (1-й ранг по двум показателям), Ненецком АО (2-й ранг по показателю среднедушевых доходов населения и 3-й ранг по показателю соотношения доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) и Ямало-Ненецком АО (3-й ранг и 6-й ранг соответственно). Большая часть регионов, ранжированных по первому показателю, повторяется и во втором случае. Но не стоит забывать, что показатель среднедушевых доходов не отражает реальных различий в уровне жизни населения, поскольку на территории страны покупательная способность варьируется в широком диапазоне (так же как и величина прожиточного минимума).
К регионам с самыми низкими среднедушевыми доходами относятся Ингушетия (2923,8 руб.), Калмыкия (3521,1 руб.), Кабардино-Балкария (5080,1 руб.), Чувашия (5383,5 руб.) и Кировская область (5772,5 руб.). Итак, что же влияет на уровень жизни населения в регионах? Прежде всего, это сложившийся хозяйственный комплекс и наличие рабочих мест, а также наличие развитой инфраструктуры и т. д.
Далее проанализируем регионы, которые имеют наибольшую численность экономически активного населения (табл. 3). Приведенные данные свидетельствуют о том, что к числу регионов с наибольшей чис-
Таблица 2
Регионы России, в которых достигнут наиболее высокий уровень жизни населения (2006 г.*)
Регионы, имеющие наиболее высокий уровень денежных доходов на душу населения Регионы с наиболее высоким соотношением доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения
Название региона Среднедушевые доходы населения, руб. Ранг региона Название региона Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз Ранг региона
Москва 29 802,6 1 Москва 41,7 1
Ненецкий АО 27 201,3 2 Тюменская обл. 21,9 2
Ямало-Ненецкий АО 27 081,3 3 Ненецкий АО 20,8 3
Чукотский АО 24 320,1 4 Самарская обл. 19,2 4
Ханты-Мансийский АО 22 379,8 5 Санкт-Петербург 18,9 5
Тюменская обл. 18 621,9 6 Ямало-Ненецкий АО 18,7 6
Сахалинская обл. 16 211,5 7 Ханты-Мансийский АО 18,1 7
Корякский АО 15 136,2 8 Пермский край 17,9 8
Санкт-Петербург 14 097,7 9 Республика Коми 17,5 9
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 13 797,5 10 Республика Башкортостан/Свердловская обл. 15,8 10
* Рассчитано по: www.gks.ru.
<
Регионы России с наибольшей численностью экономически активного населения (2006 г.)*
о о
Название региона Численность экономически активного населения
тыс. чел. ранг региона
Москва 5892,5 1
Московская обл. 3603,3 2
Санкт-Петербург 2644,9 3
Краснодарский край 2470,4 4
Свердловская обл. 2417,3 5
Ростовская обл. 2131,8 6
Республика Башкортостан 1983,6 7
Республика Татарстан 1894,8 8
Челябинская обл. 1827,2 9
Тюменская обл. 1815,5 10
<
* Рассчитано по: www.gks.ru.
• Регионы с ярко выраженной сырьевой специализацией (Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО, Ханты-Мансийский АО, Тюменская область) имеют наиболее высокие показатели ВРП и среднедушевых доходов. Однако динамику их развития никак нельзя назвать поступательной. В последние годы наблюдается ослабление влияния отраслевых факторов на показатели экономической динамики. Если в период спада соответствующие показатели свидетельствовали о большей устойчивости экономического роста народнохозяйственных комплексов регионов сырьевой специализации, то по итогам последних двух лет во многих сырьевых регионах (республики Коми, Башкортостан, Хакасия, Саха (Якутия)) наблюдаются более низкие, чем в среднем по России, темпы промышленного производства. В данном случае становится очевидным отсутствие зависимости экономической динамики от отраслевой специализации хозяйственного комплекса региона. Хотя, казалось бы, регионы, изначально обладающие мощным экономическим потенциалом и разнообразными ресурсами, должны использовать имеющиеся преимущества и благоприятные стартовые условия в интересах устойчивого развития.
Для того чтобы оценить возможности перехода экономики региона к росту, необходимо выявить способствующие ему факторы и факторы, сдерживающие не только переход к устойчивому развитию, но и экономическую динамику региона в целом.
Наиболее креативным методом анализа экономики региона и основных направлений ее развития является построение системотехники факторов развития, базирующееся на стандартном SWOT-анализе, когда в качестве внутренних факторов развития рассматриваются «сильные» и «слабые» стороны, а в качестве внешних — «возможность» и «угрозы». Такой подход позволяет выявить основные предпосылки устойчивого развития экономики региона.
Если предметом анализа являются сложные социально-экономические системы (например, регионы), наиболее целесообразно рассматривать в качестве фактора развития не только внешние тенденции, но и внутренние особенности системы, выступающие «фоном» для реализации системного потенциала, учитывать не только внешние угрозы, но и потенциальные напряжения и противоречия, возникающие внутри системы. Например, в Тамбовской обл^пЬ все факторы развития экономики региона могут быть распределены по четырем блокам:
1. основные тенденции социально-экономического развития России, влияющие на развитие области («внешний фон»);
2. отличительные признаки и особенности области («внутренний фон»);
3. ресурсы развития области («предельный объем и граничные условия использования»);
4. потенциальные угрозы (внешние и внутренние) для развития области.
Основные тенденции социально-экономического
развития целостной экономики России, влияющие
на развитие области («внешний фон»), обусловлены
прежде всего:
• положительной динамикой преодоления центробежных тенденций в социально-экономическом развитии и возникновением центростремительных тенденций на базе создания единого правового и экономического пространства страны;
• улучшением ситуации по выполнению государством своих финансовых обязательств перед внешними и внутренними кредиторами;
• принятием Россией обязательств по международным программам и соглашениям (стратегия ООН по устойчивому развитию, ОСВ, сокращение запасов химического оружия и т. д.), выполнение которых будет оказывать влияние на внутренние социально-экономические процессы;
• поиском механизмов привлечения «расконсервированных» инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики;
• зависимостью экономики государства от топливно-энергетического комплекса;
• интеграцией в мировую экономику; вступление в ВТО будет способствовать выходу на мировые рынки товаров и услуг, при этом значительно возрастает проблема повышения конкурентоспособности реального сектора экономики;
• формированием высших приоритетов политики на основе перехода от экспортно-сырьевого к инвестиционно-активному (инновационному) пути развития как ответ на вызов усиления конкурентной борьбы стран — мировых технологических лидеров;
• ухудшением демографической ситуации, сокращением численности и старением населения;
• превышением роста доходов населения над ростом производительности труда;
• несовершенством механизма государственного финансирования научных разработок;
• отсутствием притока молодых кадров в научную сферу (менее 8% выпускников школ выбирают карьеру ученого, что связано как с низкой заработной платой научных сотрудников, так и со снижением престижа профессии).
Отличительные признаки Тамбовской области («внутренний фон») состоят в следующем:
• в многонациональном регионе проживают представители более 60 национальностей;
• в географическом и коммуникационном смыслах регион является срединным; через него проходят основные транзитные потоки из европейской части страны в азиатскую;
• средний уровень диверсификации производства; большинство отраслей и производств относятся к обрабатывающим и перерабатывающим. Доминирующую роль играют машиностроение (34,2% общего объема промышленного производства), электроэнергетика (21,9%), пищевая (21,2%), химическая и нефтехимическая (10,9%) промышленность. На долю региона приходится 71,7% от общероссийского выпуска синтетических красителей, 9% лакокрасочных материалов, 9% крахмальной патоки, 8,1% сахара-песка, 6,6% химического оборудования;
• недостаточный уровень развития высоких технологий, распространение которых напрямую связано с информатизацией;
• высокая концентрация предприятий ВПК (в настоящее время преобладает электротехническая отрасль). Сегодня это зачастую избыточные производственные мощности, не обеспеченные государственным заказом и во многом не подлежащие диверсификации;
• недоиспользование научного потенциала в производстве (менее 10% промышленных предприятий используют в производстве современные технологии). Развитие промышленности и сектора науки и технологий происходит независимо друг от друга.
Внутренние ресурсы развития Тамбовской области включают в себя:
• незначительный производственный потенциал (62-е место в РФ). Средняя степень износа оборудования в промышленности составляет около 52%, при этом ежегодно данный показатель увеличивается на 2-5 процентных пункта. Остающиеся неиспользованными мощности представляют собой сомнительную ценность и, скорее всего, вряд ли будут задействованы;
• высокоразвитая инновационно-ориентированная инфраструктура (5 вузов и 21 инновационно-активная организация, 1 наукоград);
• значительные земельные ресурсы сельскохозяйственного назначения (8,5% соответствующих ресурсов Центрального федерального округа). Тамбовская область занимает 26-е место в России по выпуску продукции сельского хозяйства, в том числе по выпуску картофеля — 19-е место, сбору овощей — 24-е место, плодов и ягод — 17-е место;
• богатое историко-культурное наследие. Планируя развитие Тамбовской области, необходимо учитывать внешние и внутренние угрозы. К числу внешних угроз относятся:
• зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, деятельности международных финансовых и торговых организаций. Структура экспорта области характеризуется низкой долей машин, оборудования и наукоемкой продукции; в импорте преобладают продовольственные и потребительские
товары. Российские производители сталкиваются с необходимостью преодоления дискриминационных и мер; 2
• деформированная структура российской эконо- ° мики, выражающаяся в сохранении топливно-сы- д рьевой направленности, недостаточном развитии ^ наукоемких и высокотехнологичных производств, ^ особенно в машиностроении, низком уровне ин- о вестиционной активности в хозяйстве страны в о целом; ^
• неустойчивое состояние денежно-кредитной сис- ^ темы государства, банков и предприятий, обус- ш ловленное сохраняющейся вероятностью резких н колебаний на валютном и фондовом рынках, низ- т ким уровнем развития механизмов кредитования 3 реального сектора экономики, наращиванием кре- ^ диторской и дебиторской задолженностей; о
• сохранение высоких уровней бедности и имущес- □= твенной дифференциации населения, что ограни- ° чивает платежеспособный спрос и экономический ^ рост и ведет к нарушениям социального мира и т общественного согласия; □=
• инициирование из-за рубежа сепаратистских тен- ^ денций. На территории региона проживают представители славянских, угро-финских, тюркских и других народов, исповедующих преимущественно православие и ислам. Некоторые религиозно-этнические группы находятся под пристальным вниманием зарубежных фундаменталистских исламских центров, деятельность которых создает угрозу целостности и геополитическим интересам России, затрудняет создание механизмов реализации общих интересов населения.
Внутренние угрозы связаны с низким уровнем конкурентоспособности базовых отраслей экономики региона, обусловленным техническим и технологическим отставанием производства и износом объектов инженерной инфраструктуры городов. Нельзя сбрасывать со счетов и реальную угрозу техногенных экологических катастроф.
Одна из особенностей экономики Тамбовской области состоит в том, что на ее территории расположено значительное количество предприятий оборонно-промышленного комплекса, плохо приспособленного к рыночным условиям. Конверсия и структурная перестройка экономики страны в 1990-е гг. привели к сокращению государственных оборонных заказов. Оборонные предприятия испытывают недостаток финансовых средств на приобретение технологического оборудования, сырья и материалов (для производства гражданской продукции). Промышленное оборудование большинства из них не позволяет производить продукцию (военную и гражданскую), способную конкурировать с зарубежными аналогами.
Доминирующее положение на региональном рынке занимают потребительские товары зарубежного производства, а продукция местных товаропроизводителей оказалась неконкурентоспособной. В результате происходит ухудшение финансового положения промышленных предприятий, снижается загрузка производственных мощностей (по ряду производств мощности используются менее чем на 10%). Снизились и объемы капитальных вложений во всех отраслях экономики области, что обусловило старение основных фондов и высокий уровень энергоемкости продукции. Анализ итогов развития промышленного комплекса Тамбовской области последние годы свидетельствует о сохранении тенденции технического отставания производства промышленной продукции.
Значительную роль в развитии экономики оби ласти играет агропромышленный комплекс и его
2 базовая отрасль — сельское хозяйство. Ежегод-° ные темпы прироста валовой сельскохозяйствен-0 ной продукции составляют 5-6%. В то же время ^ происходит усиление дисбаланса в товарообмене ^ сельского хозяйства с другими отраслями. Непре-о рывно, опережающими темпами возрастают цены на о энергоносители и другие материально-технические ^ ресурсы, потребляемые сельскохозяйственными то-^ варопроизводителями. Многие сельхозпредприятия ш являются убыточными. Одновременно нарастает н- поляризация производителей: сильные хозяйства т становятся богаче, а слабые — беднее. Высокие
3 цены на энергоресурсы, неразвитость рыночной ин-^ фраструктуры, отсутствие оптимальной связи между о производителем и потребителем продовольствия □= ограничили возможность наращивания производс-° тва животноводческой продукции, что обусловило ^ спад в отрасли.
т К положительным тенденциям в агропроизводстве □= относятся повышение общего технологического уров-х ня отрасли и создание предпосылок для увеличения объемов производства продукции растениеводства. Одним из резервов увеличения выпуска продукции животноводства в области является производство в личных подсобных хозяйствах. В настоящее время в
личных подворьях Тамбовской области производится 80% мяса, 65% молока, 34% яиц, 99% картофеля и свыше 90% овощей от общего объема производства продукции сельского хозяйства. Подсобное хозяйство — один из главных источников дохода населения области. Важным ресурсом развития агропромышленного сектора экономики региона является малое предпринимательство в сопутствующих сельскому хозяйству отраслях промышленности и создание системы агропромышленных холдингов.
Перспективы развития экономики Тамбовской области связаны в первую очередь с наращиванием выпуска продукции машиностроения, химии и других обрабатывающих отраслей, с усилением международного сотрудничества в выпуске оборудования для химической отрасли и топливного комплекса. Дальнейшее развитие экономики области обеспечит привлекательность региона для инвесторов.
Литература
1. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина. М.: 2004.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели: Статистический сборник. М.: Росстат, 2007.
3. Статистический ежегодник: Статистический сборник. Тамбов: изд. центр Тамбовстата, 2007.
Проблемы сохранения биологических ресурсов для обеспечения устойчивого развития в береговой зоне Дальнего Востока России
УДК 332.142.6(571.6)
И. С. Майоров
преподаватель Дальневосточного филиала Академии управления и экономики, кандидат географических наук, доцент
Г. Ф. Гарбузова
проректор по заочному обучению Тихоокеанского государственного экономического университета, кандидат технических наук
В последние годы проблемы сокращения биологических ресурсов и сырьевой базы приобретают особую актуальность в связи со значительным уменьшением биопродуктивности морских экосистем, вызванным экономическими, управленческими и экологическими причинами (перелов, подрыв запасов, проблема квотирования, интенсивное загрязнение и др.). Нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с окружающей
природной средой обусловливает глобальный характер этих проблем.
В данной статье предлагается рассмотреть философский, экономический и управленческо-экологический аспекты природопользования в береговой зоне Дальнего Востока России (ДВР) и наметить пути решения возникших проблем. Конечно, в столь небольшой работе невозможно детально и достаточно аргументированно обосновать пути выхода из создавшегося критического