Научная статья на тему 'Факторы устойчивого развития аграрного сектора Казахстана'

Факторы устойчивого развития аграрного сектора Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1071
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПОНЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменова М.

Рассмотрены экономические, экологические и социальные аспекты устойчивого развития. Исследованы основ-ные пути повышения устойчивости АПК: индустриализация, модернизация, строительство инфраструктуры, со-вершенствование государственного регулирования, создание конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of stable development of the agrarian sector of Kazakhstan

Economic, ecological and social aspects of stable development are investigated in the given article. The main ways of im-proving stability of such as industrialization, modernization, construction of infrastructure, government regulation improvement, making competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Факторы устойчивого развития аграрного сектора Казахстана»

технології, що дасть змогу підвищити конкурентноздат-ність вітчизняних товарів на світовому ринку.

1. U. V. Weizsacker, K. Hargroves, M. H. Smith: Faktor Funf. Die Formel fur nachhaltiges Wachstum, Droemer Verlag, Munchen, 2010. - 432 p.

2. Rifkin J. Die dritte industrielle Revolution. Die Zukunft der Wirtschaft nach dem Atomzeitalter, Campus Verlag, Frankfurt am Main / New York, 2011. -303 p. 3. Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication. UNEP. 2011. - б31 p. - Режим доступу: http://www.unep.org/greeneconomy/Portals/88/documents/ger/

ger_final_dec_2011/Green%20EconomyReport_Final_Dec2011 .pdf- назва с екрана. 4/ Die Bundesregierung (2002): Perspektiven fur Deutschland -Unsere Strategie fur eine nachhaltige Entwicklung. - Режимдоступу: http://www.nachhaltigkeitsrat.de/de/der-rat/strategie/strategie-2002/- назва с екрана. б. Die Bundesregierung (2012): Nationale

Nachhaltigkeitsstrategie. Fortschrittsbericht 2012. Berlin, 2012. - 2б4 p. б. Umweltprufbericht: Deutschland ist Labor fur grunes Wachstum. OECD. Berlin / Paris - 31.0б.2012. - Режим доступу:

http://www.oecd.org/document/0,3455,de_34968570_35008905_50424819_

1_1___1_1,00.html - назва с екрана. 7. Khazzoom J. D. Economic

implications of mandated efficiency standards for household appliances.

УДК 338.43 (574)

М. Каменова, д-р

ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЕ

The Energy Journal, 1980. - Vol. 1. - pp. 21-40. 8. Santarius T. Der Rebound-Effekt. Uber die unerwunschten Folgen der erwunschten

Energieeffizienz. Impulse zur WachstumsWende - 2012. - № б. - 30 p. -Режимдоступу: http://www.wupperinst.org/uploads/tx_wibeitrag/

Impulse5.pdf- назвасекрана. 9. Legler H., Krawczyk O., Walz R., Eichhammer W., Frietsch R. Wirtschaftsfaktor Umweltschutz -Leistungsfahigkeit der deutschen Umwelt-und Klimaschutzwirtschaft im internationalen Vergleich. Umweltbundesamt, Texte 1б-0б, Dessau, 200б.

10. Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit

(2011): Umweltwirtschaftsbericht 2011. - Berlin, 2011. - 204 p.

11. Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit

(2009): Umweltwirtschaftsbericht 2009. - Berlin, 2009. - 154 p.

12. Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit

(2009): GreenTechmade in Germany 2.0: Umwelttechnologie-Atlas fur Deutschland. Verlag Vahlen, Munchen, 2009. - 412 p. 13. OECD-

Umweltprufbericht: Deutschland 2012 - Highlights. - Режим доступу:

http://www.oecd.org/env/examenspays/allemagne- назва секрана.

14. Глосарій зеленого бізнесу: українсько-німецько-російсько-

англійський / Базилевич В., Вальтер Д., Хартманн В., Нойманн В. та ін.; наук.ред. Базилевич В., Вальтер Д. К.: Знання, 2010. 518 с.

Надійшла до редколегії 10.07.12

сон. наук, проф. (Карагандинский экон. ун-т Казпотребсоюза)

АГРАРНОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА

Розглянуто економічні, екологічні та соціальні аспекти сталого розвитку. Досліджено основні шляхи підвищення стійкості АПК: індустріалізація, модернізація, будівництво інфраструктури, удосконалення державного регулювання, створення конкурентних переваг.

Ключові слова: сталий розвиток, компоненти сталого розвитку, індустріалізація, модернізація, конкурентні переваги.

Рассмотрены экономические, экологические и социальные аспекты устойчивого развития. Исследованы основные пути повышения устойчивости АПК: индустриализация, модернизация, строительство инфраструктуры, совершенствование государственного регулирования, создание конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: устойчивое развитие, компоненты устойчивого развития, индустриализация, модернизация, конкурентные преимущества.

Economic, ecological and social aspects of stable development are investigated in the given article. The main ways of improving stability of such as industrialization, modernization, construction of infrastructure, government regulation improvement, making competitive advantages.

Key words: stable development, the components of stable development, industrialization, modernization, competitive advantages.

Термин "устойчивое развитие" получил распространение в связи с выдвинутой на рубеже 80-90 годов XX в. концепцией устойчивого развития, явившейся попыткой дать научно обоснованный ответ на глобальные вызовы времени. Она имеет длительную историю становления: от учения В. И. Вернадского о ноосфере (20-30 г.) и докладов Римского клуба (70-80 г.) Всемирной Комиссии ООН по окружающей среде и развитию 1987 г. до Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где были приняты основополагающие документы в области устойчивого развития.

Под устойчивым развитием понимают такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1]. Устойчивое развитие - это процесс, требующий преобразований в экономическом развитии, при котором направления инвестиций, использование ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, стратегия развития, институциональные преобразования взаимосвязаны и направлены на удовлетворение растущих потребностей общества. В Казахстане идея устойчивого развития рассматривается на уровне государственной стратегии. В 2007 г. принята Концепция перехода республики к устойчивому развитию на 20072024 г. Целью Концепции является достижение баланса экономических социальных, экологических и политических аспектов развития страны как основы повышения качества жизни и обеспечения ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе [2].

Концепция включает три компонента: экономический, экологический и социальный. Экономический компонент предполагает постоянный устойчивый рост ВВП в целом и на душу населения на основе достиже-

ний НТП применения новейших технологий, структурных изменений в национальной экономике. Экологическая составляющая устойчивого развития обеспечивает целостность биологических и физических природных систем. При этом рост валового внутреннего продукта и благосостояния людей не должны достигаться за счет эксплуатации и ухудшения состояния окружающей среды. Социальная составляющая направлена на человеческое развитие, сохранение и развитие общественных и культурных систем. Именно качество человеческих ресурсов как в государственном, так и в частном секторе определяет конкурентоспособность и место страны в мировом рейтинге. С этим вопросом связаны уровень и качество жизни населения, состояние системы образования, здоровья граждан Казахстана, качество предоставляемых государственных услуг, трудовая и демографическая политика, а также нравственный облик казахстанцев, их ценностные ориентиры. Концепция устойчивого развития предполагает согласованность экономического, экологического и человеческого развития, в результате чего должны быть достигнуты не только долговременные и стабильные темпы роста ВВП, но и высокая эффективность использования ресурсов, прогрессивные структурные сдвиги, рост конкурентоспособности экономики за счет внедрения научно-технических новшеств. На современном этапе выдвинуты качественно новые задачи - повышение конкурентоспособности и качества человеческих ресурсов страны как стратегического ресурса государства.

В последние годы экономика Казахстана развивается динамично, отмечается рост денежных доходов населения и занятости. Республику считают лидером среди стран СНГ по количеству проводимых реформ и показателям роста экономики. По данным табл. 1, за

© Каменова М., 2012

анализируемый период наблюдалась высокая динамика ВВП в целом и на душу населения. Однако уровень рейтинга Казахстана относительно конкурентоспособности не изменился. Главная причина, на наш взгляд, заключается в сырьевой направленности экономики

* Составлено по данным: www.stat.kz.

Движение Казахстана по траектории устойчивого развития во многом зависит от агропромышленного комплекса - важной сферой национальной экономики, обеспечивающей продовольственную безопасность страны, уровень и качество жизни населения.

Несмотря на предпринятые усилия, разработку целого ряда законов и стратегий с целью создания условий для поступательного развития предприятий и организаций АПК не удалось достичь его устойчивого развития, отвечающего поставленной цели создания конкурентоспособного аграрного сектора.

Между тем в сфере агропромышленного комплекса работает каждый третий житель, занятый в сфере материального производства, в сельской местности проживает 47% населения Республики. Отрасли АПК являются потребителями продукции многих сфер промышленности и услуг, обеспечивают рабочие места миллионам трудоспособного населения, участвуют в формировании валового внутреннего продукта страны.

В последние годы отрасли АПК функционируют стабильно и с точки зрения производства, и с точки зрения обеспечения внутреннего рынка продовольствием, а также в отношении развития экспортного потенциала. В 2008 г. АПК Казахстана впервые вышел на положительное сальдо в экспортно-импортных операциях, объем экспорта сельхозпродукции и продуктов ее переработки увеличился на 57% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г и достиг 2,9 млрд долларов. Объем валовой продукции сельского хозяйства также возрос, как и объём инвестиций в основной капитал. Вклад сельского хозяйства в обеспечение экономического роста может быть измерен по участию в создании ВВП (удельном весе аграрного сектора в ВВП), темпам роста агропродукции по сравнению с темпами роста в других сферах экономики. В Казахстане удельный вес сельского хозяйства снижается, развитие отрасли происходит темпами значительно более низкими, чем, например, в добывающих отраслях промышленности. Следует отметить, что примерно 70% ТНП в республике производится из сельскохозяйственного сырья. Поэтому от развития этой сферы зависит уровень жизни населения. Село является донором для формирования трудовых ресурсов в различных сферах экономики.

Существенное значение в формировании ВВП отводится таким видам деятельности как промышленность, строительство, торговля. Промышленность

страны, а в последние годы конъюнктура на сырьевых рынках была благоприятной, что и привело к динамичному росту экономики. Мировой финансовый кризис, отразившийся на экономике всех стран, показал недостатки сырьевой модели развития.

формирует около трети ВВП, строительство - более 8, торговля - 12,5, сельское хозяйство - лишь 6,2%. [3] Причиной этого стало снижение производства продукции крупными аграрными предприятиями, уменьшение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. Между тем, для устойчивого экономического развития Казахстана необходимо развивать первичный сектор экономики: добычу полезных ископаемых и сельское хозяйство, и на этой основе будут развиваться обрабатывающая промышленность и сфера услуг.

Республика Казахстан обладает огромным аграрным потенциалом, чтобы в ближайшем будущем обеспечить продовольственную безопасность страны, содействовать развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, реализовать задачу обеспечения роста объема производства продукции глубокой переработки и вхождения в перечень 10-ти крупнейших экспортеров продовольственных товаров.

Однако, сегодня в структуре экспорта преобладают сырьевые товары: минеральные ресурсы и зерно, поэтому экономика весьма уязвима и зависима от изменения конъюнктуры сырьевых рынков. В сельском хозяйстве преобладают небольшие хозяйственные формирования, которым сложно выстоять в конкурентной борьбе по причине износа сельскохозяйственной техники, низкой урожайности продукции растениеводства и продуктивности скота, слабого использования современных технологий и пр. Эти проблемы отражаются на конкурентоспособности АПК, а в условиях глобализации и ближайшего вступления страны в ВТО это может негативно отразиться на состоянии внутреннего рынка продовольствия и положении отечественного производителя. Темпы роста продукции АПК достаточно высоки, но отстают от роста доходов населения, как следствие наблюдается рост объема импорта продовольствия.

Для обеспечения реализации цели устойчивого роста АПК разработана Концепция устойчивого развития АПК [2], предусматривающая решение многих стратегических задач:

1) индустриализация АПК. Будет обеспечиваться через качественный рост технической оснащенности отрасли, расширение лизинговых программ, соблюдение агротехнологий, повышение требований к качеству сельскохозяйственной техники, формирование системы кадрового обеспечения в соответствии с потребностями реального сектора;

Таблица 1. Валовой внутренний продукт РК за 1999-2010 годы *

Год ВВП ВВП на душу населения

млрд тенге в % к предыдущему году тыс. тенге в % к предыдущему году

1999 2016,5 102.7 135.1 118.4

2000 2599,9 109.6 174.7 129,3

2001 3250,6 113.5 218.8 125.2

2002 3776,3 109.8 254.2 116.2

2003 4611,9 122.1 309.3 121.7

2004 5870,1 127.2 391 126.4

2005 7590,5 129.3 501.1 128.1

2006 10213,7 136.6 667,2 132.2

2007 12849,8 125.8 829,9 124.4

2008 15907 123.8 1008,2 121.5

2009 16100.3 101.2 1013.4 100.5

2010 21513,5 133,6 1311,8 129,4

2) развитие инфраструктуры сельхозпроизводства. Планируется создать эффективную модель заготовки и сбыта сельхозпродукции путем формирования разветвленной сети специализированных оптовых, в том числе коммунальных продовольственных рынков, развития финансовой и информационно-маркетинговой систем. Для расширения доступа к кредитным ресурсам необходимо расширять сеть сельских кредитных товариществ, увеличить объемы кредитования и виды оказываемых ими финансовых услуг. Серьезной проблемой являются вопросы обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия страны. Для их решения необходимо разработать и внедрить современные технические регламенты и стандарты, обеспечить переход субъектов АПК на международную систему менеджмента качества ИСО, создать сеть специализированных лабораторий качества, оснащенных современным оборудованием. Необходимо улучшить контроль за качеством продуктов питания для обеспечения безопасности населения, в первую очередь, за ввозом в страну продуктов на основе использования генетически модифицированных организмов (ГМО);

3) наращивание национальных конкурентных преимуществ агропромышленного комплекса. Среди них: сравнительно невысокие затраты на производство сырья и его переработку, значительное превышение производства по сравнению с объемами внутреннего потребления, свободные производственные мощности, прежде всего по переработке сырья, экологическая чистота отечественной продукции, возможность обеспечения собственными энергоносителями и др.;

4) совершенствование технологий и модернизации отрасли;

5) совершенствование государственного регулирования рынка продукции АПК, который не может эффективно развиваться без активного государственного вмешательства. Для Казахстана, соседствующего с крупнейшими мировыми потребителями и производителями продовольствия, большое значение имеет регулирование внутреннего рынка во избежание угрозы продовольственной безопасности. Эта необходимость также диктуется сезонными колебаниями объемов производства сельхозпродукции и, соответственно, неравномерными поставками продовольственных товаров на внутренний рынок, что, в свою очередь, является причиной резких колебаний цен и инфляционных процессов. В рамках Антикризисной программы предусматривается форсированное развитие агропромышленного комплекса, для чего было выделено 120 млрд тенге. По мнению отечественных экономистов, "спрос на продукцию сельского хозяйства в мире в наименьшей степени подвержен влиянию негативных экономических тенденций. Долгосрочный прогноз роста цен на продукты питания на мировых рынках открывает новые возможности для эффективного развития и роста сельскохозяйственного производства Казахстана. Поэтому упор будет сделан на модернизацию АПК" [4].

Нам представляется, что для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора необходимо становление и развитие аграрного бизнеса и расширение производства экологически чистой продукции, совершенствование хозяйственной деятельности крестьянских и фермерских хозяйств в плане их долгосрочного развития, усиление государственного контроля за охраной окружающей среды и оптимальным землепользованием, совершенствование законодательства в области экологии, производство безопасных продуктов питания, стимулирование устойчивости развития сельхозпредприятий. Это возможно в условиях устранения

системного кризиса экономики страны, в том числе в аграрной сфере, преодоления сырьевой зависимости, совершенствовании управления национальным хозяйством, разработки новых механизмов государственного регулирования сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса.

Проблема устойчивого развития отрасли особенно актуальна в период подготовки Казахстана к вступлению в ВТО [5]. Целью вступления любой страны в ВТО является получение определенных преимуществ. Для Казахстана они состоят в следующем:

• республика будет признана страной с рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и получит в отношениях со всеми членами ВТО режим наибольшего благоприятствования;

• страна получит выгодные пути для транзита своих товаров, особенно это важно для обрабатывающей промышленности;

• вступление в ВТО будет способствовать привлечению инвестиций в экономику, прежде всего в несырьевые отрасли;

• членство в ВТО должно помочь Казахстану в решении торговых споров, в частности, антидемпинговых разбирательств;

• доступ к информации о внешнеэкономической политике стран-участников ВТО, которую получит Казахстан, став ее членом, позволит разрабатывать более эффективную торговую политику;

• членство в ВТО позволит Казахстану наполнить рынки широким ассортиментом товаров и, тем самым удовлетворить спрос населения на более высоком уровне;

• расширение присутствия на рынке иностранных инвестиций, передовых технологий будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности отечественных товаров. Достижение результатов, ожидаемых от членства Казахстана в ВТО, будет во многом зависеть от условий, на которых состоится вступление, и уровня принимаемых на себя обязательств по обеспечению доступа на отечественные рынки товаров и услуг импортного производства.

Однако, по нашему мнению, вступление в ВТО может иметь для Казахстана и отрицательные последствия, т.к. приведет к дальнейшей либерализации внешнеэкономических связей Казахстана, снятию заградительных таможенных пошлин, которые сегодня сдерживают интервенцию более дешевых импортных товаров, в том числе продовольственных. Приведение внутренних цен на топливные и энергетические ресурсы, тарифы на транспортные услуги и электроэнергию в соответствие с мировыми может привести весь реальный сектор экономики к банкротству. В первую очередь это негативно отразилось на аграрном секторе. Преимуществом членства в ВТО является возможность вывода своих товаров на внешние рынки. Однако казахстанский экспорт на 90% состоит из сырья. Несырьевой бизнес страны не готов на равных конкурировать с высокоразвитыми экономиками Запада и с дешевой рабочей силой Азии. Поэтому очень важно, на каких условиях страна вступит в ВТО, на какие льготы она может рассчитывать исходя из реального состояния отечественного АПК, что кроме зерна и муки она может экспортировать. В этих условиях, как представляется, к вступлению в ВТО следует отнестись более взвешенно, отказаться от стремления незамедлительно стать ее членом. Вступать необходимо тогда, когда это полезно для нашей страны и на выгодных для нас условиях.

В условиях кризиса руководство всех стран сосредотачивает внимание на отечественных производителях,

защиту национальных интересов. Руководство практически всех стран пересматривает приоритеты в сторону протекционизма, и Казахстан в том числе. В частности, это касается использования политики протекционизма в связи с необходимостью реализации антикризисных мер, включающих поддержку не только финансового сектора и строительной отрасли, но и поддержку сельского хозяйства и отечественных производителей продуктов питания. Безусловно, политику протекционизма следует рассматривать как временную меру.

Устойчивое развитие аграрного сектора зависит от состояния управления. Министерство сельского хозяйства страны должно сосредоточить свое внимание на стратегическом планировании, выработке грамотной государственной политики в отрасли, совершенствовании нормативной базы и международном сотрудничестве.

Необходимо активизировать деятельность национального холдинга АО "КазАгро", которому переданы функции управления государственными активами в системе АПК. Деятельность холдинга должна быть на-

правлена на повышение конкурентоспособности аграрной отрасли, реализацию прорывных проектов, создание экспортоориентированных производств, современной инфраструктуры. Для достижения успеха конкурентной борьбы "на равных" необходимы маркетинговые исследования рынка, широкое использование маркетингового инструментария для изучения спроса и потребителя. Все это позволит аграрному сектору экономики перейти на рельсы устойчивого развития.

1. Боссель Х. Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование. / Х.Боссель //Отчет, представленный на рассмотрение Балатонской группы: перевод с англ. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 2001. 2. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы // Казахстанская правда. - 2006. -16 нояб. - № 249 - 18 нояб. 2006 г.- № 251. 3. Ахметова К.А. Агропромышленный комплекс Казахстана: состояние, проблемы, пути решения: монография / К.А.Ахметова. - Караганда, 2010.-141 с. 4. Масимов К. Приоритеты Антикризисной программы/ К.Максимов // Приуралье. -2008. - 9 декаб. Электронная версия газеты. 5. Ахметова К.А. Инфраструктура агропромышленного комплекса Казахстана: состояние и проблемы / К.А.Ахметова // Проблемы агрорынка. - Алматы. - 2008. - №3.

Надійшла до редколегії 25.06.12

А. Конакбаев, д-р экон. наук, доц. (Карагандинский экон. ун-т Казпотребсоюза)

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧНОСТИ ЭКОНОМИКИ

У такій системі з вродженою нестабільністю, як фінансові ринки, не слід прагнути до ідеальної стабільності, що, можливо, призвело до сьогоднішніх проблем. Більш стійка стратегія буде допускати і підтримувати більш високу короткострокову циклічність, використовуючи менш сильні, але більш часті спади в активності для подолання перегинів. Таким чином, можливим є уникнення криз, подібних тій, в якій ми знаходимося.

Ключові слова: фінансові ринки; кредитний ринок; циклічність економіки; економічні цикли.

В такой системе с врождённой нестабильностью, как финансовые рынки, не следует стремиться к идеальной стабильности, что, возможно, привело к сегодняшним проблемам. Более устойчивая стратегия будет допускать и поддерживать более высокую краткосрочную цикличность, используя менее сильные, но более частые спады в активности для преодоления перегибов. Таким образом, станет возможным избежать кризисов, подобных тому, в котором мы находимся на данный момент.

Ключевые слова: финансовые рынки; кредитный рынок; цикличность экономики; экономические циклы.

In such system with congenital instability as the finance markets, we shouldn't achieve ideal stability - possibly, such purpose led to today's problems. Steadier strategy will allow, and sometimes support higher short-term recurrence, using less strong, but more frequent recessions in activity for cleaning system of excesses. Thus, it'll be possible to avoid the crises similar the present.

Key words: financial markets; credit market; recurrence of economy; business cycles.

На современном этапе развития необходим критический анализ сложных и противоречивых явлений и процессов реальной действительности, происходящих на финансовом рынке страны. Кредитование в Казахстане представляет собой важный механизм установления взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и населением, нуждающимся в финансовых средствах, а также между хозяйствующими субъектами и населением, которые могут их предоставить на определенных условиях, оказывает воздействие на рост производства и товарооборота, движение капиталов внутри страны, трансформацию денежных сбережений в капиталовложения, реализацию программ по модернизации технической базы хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что в развитых странах мира накоплен определенный опыт анализа кредитного рынка и существует ряд экономических теорий, объясняющих особенности его функционирования и действия коммерческих банков на этом рынке, однако роль и особенности его развития в условиях формирования национальной модели рыночных отношений требуют точного и конкретного осмысления. Модель должна отражать конвергенцию разных моделей общественного развития, но учитывать специфические условия, историю, национальные особенности, конкретность этапов развития. Особенности развития нынешнего этапа кредитного рынка обусловлены спецификой деятельности банковской сферы - проблемой дальнейшего укрепления де-

нежно-кредитной системы страны и обеспечения устойчивости банков на основе расширения и капитализации их ресурсной базы. Решение этих задач взаимообусловлено с дальнейшим развитием и совершенствованием системы кредитования.

В сложившейся ситуации необходимо рассмотреть, с точки зрения комплексного подхода, проблемы стимулирования и поддержки взаимодействия кредитных организаций с реальным сектором экономики с учетом государственных программ развития экономики. Необходим выбор и обоснование рационального режима, связанного с деятельностью, определением роли и места кредитной системы в инвестиционном процессе, а также критический анализ процессов, происходящих в кредитной системе республики для разработки и реализации комплексных мер по обеспечению устойчивого экономического роста.

В этой связи необходимо, с одной стороны, дальнейшее укрепление денежно-кредитной системы страны, а с другой - обеспечение устойчивости банков на основе расширения и капитализации их ресурсной базы. На современном этапе в ресурсах банков второго уровня значителен удельный вес кредитов Национального банка РК, что в некоторой степени ограничивает их деятельность и ставит в зависимость от них. Кроме того, банки второго уровня в последние годы приобрели в больших объемах государственные ценные бумаги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Конакбаев А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.