Научная статья на тему 'Факторы успешного формирования информационно-аналитической компетентности обучающихся ведомственных вузов'

Факторы успешного формирования информационно-аналитической компетентности обучающихся ведомственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОПЕРАЦИОННЫЙ СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE / INFORMATION SKILLS / ANALYTICAL SKILLS / MATERIAL CONTENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / OPERATIONAL STRUCTURE OF ACTION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна

В статье анализируется проблема формирования информационно-аналитической компетентности студентов и курсантов. Выделены четыре фактора, способствующие успешному формированию рассматриваемой компетентности: содержание учебного материала, на котором формируются умения; процесс обучения переориентирован на активную позицию обучающегося в учебно-образовательном процессе; реализуются три группы педагогических условий (организационно-педагогические условия, методические условия, психолого-педагогические условия); сформированы профессионально-личностные компетенции преподавателя, которые позволяют организовать учебный процесс по современным педагогическим технологиям. С позиции деятельностного и компетентностного подходов обоснованы этапы формирования информационно-аналитического умения обучающихся в процессе учения: осознание значения овладения умениями (мотивация); определение цели действия; овладение основами действия; определение логической последовательности выполнения действий (операций); практическая работа выполнению упражнений; обучение методам самоконтроля; организация самостоятельной работы; использование данного умения при выполнении действия более сложных умений и в более сложных заданиях. С учетом рассмотренных педагогических условий разработаны пути создания данных условий на занятиях по учебному предмету «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Отмечается, что в основу выполнения методических условий должны быть положены действия преподавателя по точному формулированию и решению методической задачи учебного занятия, определение операционного состава информационно-аналитического умения, формируемого в конкретном упражнении, разработка систем вопросов к каждому заданию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESS FACTORS OF FORMATION OF INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE DEPARTMENTAL UNIVERSITIES

The article analyzes the problem of formation of information and analytical competence of students and cadets. The author identifies four factors that contribute to the successful formation of the considered competence: the content of educational material on which skills are formed; the learning process is reoriented to the active position of the student in the educational process; three groups of pedagogical conditions (organizational and pedagogical conditions, methodological conditions, psychological and pedagogical conditions) are implemented); professional and personal competences of the teacher which allow to organize educational process on modern pedagogical technologies are formed. From the position of activity and competence-based approaches justified stages of formation of information and analytical skills of students in the process of teaching: awareness of the value of mastery of skills (motivation); determining the purpose of action; mastering the basics of action; determining the logical after-performance of actions (operations); practical work of exercises; training in the methods of self-control; organization of independent work; use of this skill in the implementation of more complex skills and more complex tasks. Taking into account the considered pedagogical conditions, the ways of building these conditions in the classroom on the subject «Information and information technology in professional activity are developed». It is noted that the basis of the methodical conditions should be based on the teacher's actions on the exact form-lation and solution of the methodical task of the training session, the definition of the operational composition of information and analytical skills, formed in a particular exercise, the development of question systems for each task.

Текст научной работы на тему «Факторы успешного формирования информационно-аналитической компетентности обучающихся ведомственных вузов»

УДК 378

Улендеева Наталия Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления и информационно-технического управления деятельности уголовно-исполнительной системы, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: nulendeeva@mail.ru

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье анализируется проблема формирования информационно-аналитической компетентности студентов и курсантов. Выделены четыре фактора, способствующие успешному формированию рассматриваемой компетентности: содержание учебного материала, на котором формируются умения; процесс обучения переориентирован на активную позицию обучающегося в учебно-образовательном процессе; реализуются три группы педагогических условий (организационно-педагогические условия, методические условия, психолого-педагогические условия); сформированы профессионально-личностные компетенции преподавателя, которые позволяют организовать учебный процесс по современным педагогическим технологиям. С позиции деятельностного и компетентностного подходов обоснованы этапы формирования информационно-аналитического умения обучающихся в процессе учения: осознание значения овладения умениями (мотивация); определение цели действия; овладение основами действия; определение логической последовательности выполнения действий (операций); практическая работа выполнению упражнений; обучение методам самоконтроля; организация самостоятельной работы; использование данного умения при выполнении действия более сложных умений и в более сложных заданиях. С учетом рассмотренных педагогических условий разработаны пути создания данных условий на занятиях по учебному предмету «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Отмечается, что в основу выполнения методических условий должны быть положены действия преподавателя по точному формулированию и решению методической задачи учебного занятия, определение операционного состава информационно-аналитического умения, формируемого в конкретном упражнении, разработка систем вопросов к каждому заданию.

Ключевые слова: информационно-аналитическая компетентность, информационные умения, аналитические умения, содержание материала, педагогические условия, операционный состав действия, педагогические технологии.

SUCCESS FACTORS OF FORMATION OF INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE DEPARTMENTAL UNIVERSITIES

Summary. The article analyzes the problem of formation of information and analytical competence of students and cadets. The author identifies four factors that contribute to the successful formation of the considered competence: the content of educational material on which skills are formed; the learning process is reoriented to the active position of the student in the educational process; three groups ofpedagogical conditions (organizational and pedagogical conditions, methodological conditions, psychological and pedagogical conditions) are implemented); professional and personal competences of the teacher which allow to organize educational process on modern pedagogical technologies are formed. From the position of activity and competence-based approaches justified stages offormation of information and analytical skills of students in the process of teaching: awareness of the value of mastery of skills (motivation); determining the purpose of action; mastering the basics of action; determining the logical after-performance of actions (operations); practical work of exercises; training in the methods of self-control; organization of independent work; use of this skill in the implementation of more complex skills and more complex tasks. Taking into account the considered pedagogical conditions, the ways of building these conditions in the classroom on the subject «Information and information technology in professional activity are developed». It is noted that the basis of the methodical conditions should be based on the teacher's actions on the exact form-lation and solution of the methodical task of the training session, the definition of the operational composition of information and analytical skills, formed in a particular exercise, the development of question systems for each task.

Keywords: information and analytical competence, information skills, analytical skills, material content, pedagogical conditions, operational structure of action, pedagogical technologies.

Nataliya I Ulendeeva

Candidate of Pedagogy, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Management

and Information Technology Activities of the Penitentiary System,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: nulendeeva@mail.ru

© 2018УлендееваН. И.

Процесс глобальной информатизации общества позволяет рационализировать сферы взаимодействия между организациями в деятельности по работе с документами и обращениями, сферы предоставления анализа и систематизации отчетности, сферы контроля за производственной деятельностью, сферы организации управления и др. Следовательно, в профессиональную компетентность специалистов входит функциональный компонент по использованию и применению широкого спектра информационных технологий, умения по получению, обработке, хранению текстовой и электронной информации, поэтому при подготовке современных специалистов необходимо уделять целенаправленное внимание формированию информационно-аналитической компетентности.

Область общественных отношений, связанная пенитенциарными органами и учреждениями, также реформируется под использование новейших информационных технологий при осуществлении исполнения наказания как при ограничении свободы, так при исполнении наказания без изоляции от общества. В деятельность пенитенциарных учреждений внедрена система электронного документооборота, система предоставления статистической отчетности, система автоматизированного картотечного учета, система электронного мониторинга подконтрольных лиц, постоянно совершенствуются компьютерные системы обеспечения безопасности при осуществлении контроля и надзора, при конвоировании осужденных, охране правопорядка в учреждениях УИС. Большая работа проводится по повышению эффективности исполнения управленческих решений. Такой подход к организации деятельности уголовно-исполнительной системы требует от ведомственных высших учебных заведений системной подготовки специалистов, обладающих информационно-аналитическими способностями и готовностью к эффективному решению профессиональных задач в области информационно-аналитической работы. У обучающихся ведомственных учреждений высшего образования должна быть сформирована информационно-аналитическая компетентность, состоящая из общекультурных компетенций по работе с текстовыми и электронными документами и информационными ресурсами, и профессиональные компетенции по обеспечению информационно-аналитической работы, разработки и организации исполнения управленческих решений.

Процесс формирования информационно-аналитической компетентности в ведомственном вузе нацелен на реализацию четырех факторов:

- контекстное использование содержания учебного материала (учебный материал должен быть практико-ориентирован и способствовать успешному формированию заявленных компетенций);

- выделение позиции обучающегося в учебно-образовательном процессе (развивается со-циально-мотивационный компонент у обучающегося при работе над учебным материалом);

- реализацию организационно-педагогических условий при осуществлении образовательного процесса;

- повышение квалификации и профессиональных компетенций преподавателя (педагог должен владеть современными информационно-коммуникационными технологиями, приемами и способами организации учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза).

Представим компоненты рассматриваемых факторов подробно.

Контекстное содержание учебных дисциплин. В своем исследовании мы придерживаемся подхода в определении информационно-аналитической компетентности обучающихся вузов ФСИН России через готовность к профессиональной информационно-аналитической деятельности, необходимой при организации эффективной информационно-аналитической работы. При реализации информативно-аналитической деятельности будущими сотрудниками пенитенциарной системы выделяются два аспекта деятельности: первый - технический, когда необходимы сформированные знания, умения и навыки по работе с различными информационно-техническими средствами для исполнения наказания; второй - технологический, когда необходимы знания, умения и навыки по работе с информационно-техническими средствами для получения, преобразования, обработки, защиты информации, хранения информации, а также для разработки и принятия управленческих решений. Для успешного выполнения перечисленных аспектов профессиональной деятельности выделим три группы информационно-аналитических умений:

- информационные умения: работа с письменными текстами; работа с компьютерными текстами; работа с реальными объектами как источниками данных (данные с камер видеонаблюдения, данные статистических отчетов и др.);

- аналитические умения: анализ и прогнозирование ситуаций; классификация и обобщение результатов отчетов; конкретизация выделенных объектов и расширение рассматриваемых понятий; формулирование умозаключений; доказательство или опровержение фактов; выделение проблемы, моделирование ситуаци;

- управленческие умения: планирование; организация; контроль; регулирование; оценка результатов выполнения планов.

Формирование информационно-аналитической компетентности обучающихся предполагает формирование знаний, умений, практического опыта и личных качеств для обеспечения информационно-аналитической работы. Для этого используется содержание разных учебных предметов. Содержание предметов «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» для специалистов в правоохранительной деятельности и «Информационные технологии в юридической деятельности» для бакалавров юридического образования на первом курсе ведомственного вуза является одним из наиболее благоприятных для формирования группы информационно-аналитических умений. Такой вывод следует из рассмотрения основных понятий информатики и способов использования компьютерных программ офисного назначения.

Во-первых, понятия информатики, изучаемые на первом курсе, имеют видовое и родовое условие принадлежности и ограниченный перечень существенных свойств, поэтому если рассмотреть содержание понятий, которые имеют существенные свойства, то определение понятия можно

представить в виде: А Л А Л.......А . Выделение структуры понятий информатики в будущем

позволяет обосновывать умозаключения, анализировать (выделять существенные и несущественные признаки), устанавливать групповую принадлежность, конкретизировать существенные признаки при определении понятий, изучаемых на других дисциплинах, а также при работе, например, над доказательной базой, формулировкой определения состава преступления или идентификации в криминалистике. Рассмотрим определение понятия «программа», которая для обучающихся формулируется как запись алгоритма решения задачи (А 1) в виде последовательности команд (А 2) или операторов (А 3) языком, который понимает компьютер. Получаем следующую структуру существенных свойств понятия «программа»: А 1А(А 2vA 3). Рассматривая понятие «Системное программное обеспечение», необходимо подавить еще одно существенное свойство (А 4) - обеспечивает взаимодействие пользователя и прикладных программ с аппаратными средствами, поэтому структура данного определения имеет вид: А 1Л(А ^А 3)лА 4. «Новое» свойство программы обучающиеся замечают, сравнивая различные программы, среди которых есть и системные программы. Выявление существенных свойств при определении посильно даже для первокурсников, которые изучали информатику на базовом уровне или не изучали на старшей ступени школы, так как существенные признаки не «скрыты» за несущественными признаками. Выделение структуры понятия при изучении информатики помогает при формировании умений анализировать, сравнивать, систематизировать.

Во-вторых, операционные составы и алгоритмы выполнений действий при использовании офисных программ также содержат операции из составов аналитических умений. Например, при изучении приемов работы с документом в MS Word обучающиеся в большинстве случаев должны разработать текстовый документ в MS Word, который отражает определенные требования при оформлении данных (абзацный отступ, размер шрифта, колонтитулы, интервалы и др.). В операционный состав моделирования входит аналитическое умение форматирования и преобразования. При соответствующей организации деятельности обучающихся по работе с текстовыми документами в MS Word форматирование и преобразование документа выходят на передний план, становятся явными и осознаются более целенаправленно, так как оформление служебных документов в будущей профессиональной деятельности носит системный характер.

В-третьих, формирование приемов, способов и навыков при работе с компьютером и компьютерными программами выступает инструментарием в овладении всеми учебными предметами, поэтому базовые компетенции, формируемые на занятиях информатикой, по использованию компьютера для работы с текстовыми и электронными документами являются общекультурными.

Следовательно, целенаправленная организация учебной деятельности, использование межпредметных связей, разработка комплекса специальных вопросов к практическим заданиям, реализация интеграции содержания изучаемых предметов в вузовском курсе обучения позволяет обучающимся осознавать универсальность большинства информационно-аналитических умений.

Таким образом, если специально направить обучение первокурсников информатике и информационным технологиям на осознанное овладение ими информационно-аналитическими умениями, то предметные знания по информатике и информационным технологиям и общие информационно-аналитические умения и навыки будут формироваться в единстве. Выделенная структура приемов работы над понятиями и смещение акцента в обучении информатике и информационным технологиям на формирование информационно-аналитических умений позволяет успешно формировать практический опыт и личные качества будущих сотрудников ФСИН России при организации информационно-аналитической работы и использовании информационных технологий в профессиональной сфере.

Реализация организационно-педагогических условий при осуществлении образовательного процесса

A. M. Новиков характеризует педагогические условия как «обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают (обуславливают) достижение заранее поставленных педагогических целей» [1, с. 31].

В исследовании Н. М. Борытко под педагогическим условием понимается внешнее обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса. Данное условие реализует и разрабатывает педагог для достижения результата обучения через целенаправленный отбор предметного содержания, использование способов (приемов) и технологии обучения [2].

В работе Е. П. Алисиевич педагогические условия для формирования проектных умений определены как взаимосвязанный комплекс мер процесса обучения, обеспечивающий достижение студентами более высокого уровня сформированности проектных умений [3].

В исследовании Ю. А. Шереметьевой обосновывается положение о том, что при создании условий для формирования или развития чего-либо необходимо руководствоваться педагогическими и психологическими аспектами образовательной практики [4, с. 86].

В своем диссертационном исследовании А. В. Комиссарова [5] выделяет реализацию педагогических условий как основу для создания проблемно-информационной среды при организации проектно-поисковой деятельности, осуществляемой студентами.

В приведенных характеристиках указывается на две стороны рассматриваемого понятия:

- во-первых, педагогические условия - это обстоятельства, которые необходимы создать, разработать, использовать, чтобы эффективно формировать умения (в качестве обстоятельств выступают методы, педагогические средства, диагностический инструментарий, качества преподавателя и др.);

- во-вторых, педагогические условия - это результат выполнения педагогических действий.

Анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы показал, что для

успешного формирования составляющих информационно-аналитических умений существуют различные классификации организационно-педагогических условий. Так, Г. А. Умерова [6] формулирует четыре группы организационно-педагогических условий при формировании аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов:

1) создание положительной мотивационной среды для формирования аналитической компетентности. Реализация осуществляется при помощи комплекса методов стимулирования и мотивации к учению;

2) обеспечение базовыми знаниями и умениями в проведении аналитической деятельности -внедрение спецкурса «Основы аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля»;

3) способствование активизации учебной деятельности. Реализация осуществляется под воздействием комплекса активных методов обучения (проблемно-поисковые методы, кейс-методы, метод проектов и др.);

4) учет междисциплинарных связей в процессе преподавания профессионально направленных дисциплин - осуществляется посредством комплекса учебных упражнений на междисциплинарном уровне.

Данные условия отмечают и другие авторы [5; 7, с. 218; 8; 9]. Перечень условий зависит от состава реализуемых обстоятельств.

В. Н. Аниськин добавляет к названным условиям требование обеспечивать условия производственной деятельности с помощью используемых информационных технологий, современных и перспективных средств их реализации [10].

Соблюдение перечисленных организационно-педагогических условий обеспечивается реализацией деятельностного, компетентностного и практико-ориентированного подхода в обучении.

Рассмотрим подробнее пути создания этих условий на занятиях по учебным предметам ведомственного вуза «Информатика и информационные технологии в правоохранительной деятельности», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Правовая статистика», «Делопроизводство и режим секретности», «Документационное обеспечение управленческой деятельности».

1. Организационные условия. Включение информационно-аналитических умений в учебную деятельность через осознание процесса формирования операций и как осознанных объектов изучения реализуется посредством использования организационных приемов:

- выделение содержания учебного материала, способствующего формированию различных информационно-аналитических умений;

- разработка методических материалов, которые целесообразно использовать для реализации поставленной цели обучения;

- анализ и разработка диагностического инструментария (бально-рейтинговой карты) для обеспечения мониторинга отдельных видов сформированности информационно-аналитических умений.

2. Методические условия:

- точное формулирование цели и методических задач обеспечения цели для каждого учебного занятия (ответ на вопросы: какие информационно-аналитические умения будут формироваться у обучающихся на данном занятии? На содержании какого учебного материала занятия можно формировать рассматриваемые умения? Какие приемы, средства, методы и технологии обеспечивают наиболее благоприятные условия для формирования информационно-аналитических умений?);

- выделение структуры и состава операций формируемого на занятии информационно-аналитического умения и подбор практико-ориентированных заданий;

- составление перечня контрольных вопросов к выполняемым заданиям, которые обеспечивают осознанное владение сформированным умением.

Рассмотрим пример. При знакомстве с формулами в табличном процессе MS Excel целесообразно предложить обучающимся сначала вычислить по формулам СУММ и СРЕДЗНАЧ задания с готовыми данными в таблицах. С этим алгоритмом обучающиеся знакомились, когда выполняли действия по вводу текста, формул в ячейки таблицы, поэтому эта операция является промежуточной при выполнении другой операции: сравнить значения ИТОГО и СРЕДНИМ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕСТУПНОСТИ для таблиц, в которых необходимо ввести данные о видах преступлений за 2012-2017 гг. и сделать выводы об основных показателях. Эта операция является составной частью операции аналогии. Далее посредством ответов на вопросы педагога о нахождении значений в ячейке ИТОГО и СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕСТУПНОСТИ, обучающиеся делают вывод о том, что это значение можно вычислить, используя формулу СУММ и СРЕДЗНАЧ. Второй вопрос преподавателя - какие операции можно выполнить с помощью формул, используемых в табличном процессе MS Excel? Ответы обучающихся: при работе в табличном процессе MS Excel можно использовать формулы для разных типов операций: математические, логические и др. Данные формулы обучающиеся изучают посредством выполнения упражнений.

В приведенном примере показывается, как сформированное умение сравнения объектов помогает сформулировать логическое умозаключение, поэтому здесь аналогия выступает как способ «открытия» нового знания.

Подобная организация учебной деятельности требует от преподавателя профессиональной подготовки и сформированных информационно-аналитических умений.

3. Социально-психологические условия.

- разработка и использование механизмов стимулирования и поощрения обучающихся в случае их активного и мотивированного участия в решении проблемной ситуации;

- изучение индивидуально-личностных качеств обучающихся и их учет при объяснении нового материала, выполнении коллективных и индивидуальных упражнений, участие в обсуждении вопросов, представлении результата выполненного действия;

- создание на учебных занятиях комфортной атмосферы по выбору заданий или уровня выполняемого задания, формулированию цели занятия или цели выполнения отдельного действия. Такой подход формирует у обучающихся умение планирования собственной деятельности или работы малого коллектива. Однако выбор для обучающихся только кажется свободным, так как педагог уже на этапе планирования занятия учитывает индивидуальные способности обучающегося и прогнозирует результат деятельности всех обучающихся. Выбрать самостоятельно обучающиеся могут, например, вариант диагностической работы или задания для самостоятельной подготовки, а также выполнение этапа или части действия, способ выполнения действия, вариант представления результата действия;

- использование разных технологий организации группой деятельности позволяет обучающимся определить «правила игры» или обсудить совместные действия, которые необходимо также сначала разделить на индивидуальное выполнение с учетом возможностей обучающихся. Использование групповых форм позволяет формировать такие умения, как разработка этапов организации, принятия и выполнения управленческого решения.

Повышение квалификации и профессиональных компетенций преподавателя. Выделение операционного состава формируемого умения, разработка методических материалов для сопровождения учебной деятельности, широкое использование информационных технологий при обеспечении мониторинга достижения результатов требует от преподавателя соответственного высокого уровня информационно-аналитической компетентности, сформированных профессиональных компетенций в области теории и методики обучения предмету, знаний по психологии и теории формирования ситуации успеха.

Компетентностный подход к обучению меняет роль преподавателя как объекта передачи знаний в организатора по получению знаний. «Для педагога необходимо спланировать возможность повышения квалификации в части использования современного ресурсного обеспечения образовательного процесса и использования современных методик и технологий усвоения знаний обучающимися, как создается интерес к учебному предмету, при каких условиях обучающиеся глубже осознают, прочнее запоминают и успешнее применяют изученный материал» (М. А. Данилов) [11]. Овладевая знаниями по работе с электронными текстами, обучающиеся учатся систематизировать, преобразовывать, сохранять и переосмысливать информацию, представленную в них, а также применять данные операции при решении разнообразных задач по оформлению юридических документов и проведению статистического анализа информации. А это значит, что педагог должен владеть способами воздействия на личность обучаемого, уметь использовать активные формы организации учебной деятельности.

Следовательно, преподаватель должен хорошо знать и применять теорию управляющего воздействия на обучающихся при формировании информационно-аналитических умений.

Эффективное управление процессом усвоения знаний и способов деятельности обучающихся возможно только тогда, когда преподаватель владеет соответствующими информационно-аналитическими умениями и может обосновать значимость изучаемых тем для последующей профессиональной деятельности.

Рассмотрев факторы успешного формирования информационно-аналитических умений в процессе обучения в ведомственном вузе, целесообразно сформулировать операционный состав действий и опыта практической деятельности преподавателя и условий организации учебного процесса:

- определить структуру и состав информационных и аналитических умений, необходимых при выполнении обязанностей в будущей профессиональной деятельности;

- проанализировать, отобрать или разработать предметное содержание учебного материала в соответствии с операционным составом формируемых информационно-аналитических умений;

- организовать учебный процесс с позиции компетентностного и практико-ориентированного подходов с учетом индивидуально-психологических качеств личностей студентов;

- реализовать формирование информационно-аналитических умений в открытой электронной образовательной среде, в которой отражается обратная связь и результаты диагностического мониторинга.

Таким образом, проблема формирования информационно-аналитической компетентности будет решена при условии реализации четырех факторов в обучении: целенаправленно выделено содержание учебного материала, на котором формируются умения; процесс обучения переориентирован на активную позицию обучающегося в учебно-образовательном процессе; реализуются три группы организационно-педагогических условий (организационные условия, методические условия, психологические условия); сформированы профессионально-личностные компетенции преподавателя как способности по работе с различными информационными ресурсами и технологиями по применению основных методов, способов и средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации и умений по разработке и принятию управленческих решений.

Библиографический список

1. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: Педагогический поиск, 1998. 131 с.

2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / под ред. Н. К. Сергеева. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

3. Алисиевич Е. П. Педагогические условия формирования проектных умений в учреждениях среднего профессионального образования // Молодой ученый. 2009. № 4. С. 220-224.

4. Шереметьева Ю. А. Преемственность в содержании профессиональной подготовки инженеров педагогов швейного профиля в высшем учебном заведении: дис. ... канд. пед. наук. Симферополь, 2010. 296 с.

5. Комиссарова А. В. Педагогические условия формирования информационной компетентности студентов технического вуза (на примере направления «Химическая технология и биотехнология»): дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2011. 205 с.

6. Умерова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования аналитической компетентности и пути их реализации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. 2014. № 9(68). С. 334-339.

7. Калинина Т. В. Психолого-педагогические условия формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 10. С. 217-222.

8. Кузнецова Е. Н. Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык»: международный информационно-аналитический журнал. 2014. № 2(09). URL: http://ce.if-mstuca.ru (дата обращения: 10.06.2018).

9. Корчак Т. А. Организационно-педагогические условия повышения качества профессионального образования на основе компетентностного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 209 с.

10. Аниськин В. Н., Замара Е. В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1(2). С. 9-12.

11. Данилов М. А., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1985. 329 с.

ВЕСТНИК СЮИ References

1. Novikov A. M. Nauchno-eksperimentalnaya rabota v obrazovatelnom uchrezhdenii [Scientific and experimental work in an educational institution]. Moscow: Pedagogicheskiy poisk, 1998, 134 p. [in Russian].

2. Boryitko N. M. V prostranstve vospitatelnoy deyatelnosti: monografiya [In the space of educational activity]. In N. K. Sergeev (ed.). Volgograd: Peremena, 2001, 181 p. [in Russian].

3. Alisievich E. P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya proektnyih umeniy v uchrezhdeniya srednego professionalnogo obrazovaniya [Pedagogical conditions of formation of project skills in institutions of secondary vocational education]. Molodoy uchenyiy [Young scientist], 2009, no. 4, pp. 220-224 [in Russian].

4. Sheremeteva Yu. A. Preemstvennost v soderzhanii professionalnoy podgotovki inzhenerov pedagogov shveynogo profilya v vyisshem uchebnom zavedenii. Diss. kand. ped. nauk [Continuity in the content of professional training of engineers of teachers of a sewing profile in higher educational institution. Candidate's of Law thesis]. Simferopol, 2010, 296 p. [in Russian].

5. Komissarova A. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza (na primere napravleniya «Himicheskaya tehnologiya i biotehnologiya»). Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of formation of information competence of students of technical University (on the example of the direction «Chemical technology and biotechnology»). Candidate's of Law thesis]. Komsomolsk-na-Amure, 2011, 205 p. [in Russian].

6. Umerova G. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskoy kompetentnosti i puti ih realizatsii [Organizational and pedagogical conditions of formation of analytical competence and ways of their implementation]. Aktualnyie problemyi gumanitarnyih i estestvennyih nauk: nauchnyiy zhurnal [Actual problems of Humanities and natural Sciences: scientific journal], 2014, no. 9 (68), pp. 334-339 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kalinina T. V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya umeniy informatsionno-analiticheskoy deyatelnosti u studentov spetsializirovannyih vuzov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyiku [Psychology and pedagogical conditions of formation of abilities of informatsionno-analytical activity at students of specialized higher education institutions in the course of training in a foreign language] . Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessyi [Social and economic phenomena and processes], 2014, t. 9, no. 10, pp. 217-222 [in Russian].

8. Kuznetsova E. N. Sozdanie pedagogicheskih usloviy dlya formirovaniya professionalnyih kompetentsiy obuchayuschihsya srednego professionalnogo obrazovaniya [Creation of pedagogical conditions for formation of professional competences of students of average professional education]. Crede Experto: transport, obschestvo, obrazovanie, yazyik: mezhdunarodnyiy informatsionno-analiticheskiy zhurnal [Crede Experto: transport, society, education, language: the international information and analytical magazine], 2014, no. 2 (09). URL: http://ce.if-mstuca.ru (Accessed: 10.06.2018) [in Russian].

9. Korchak T. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya povyisheniya kachestva professionalnogo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo podhoda. Diss. kand. yurid. nauk [Organizational and pedagogical conditions of improvement of quality of professional education on the basis of competence-based approach. Candidate's of Law thesis]. Ekaterinburg, 2005, 209 p. [in Russian].

10. Aniskin V. N., Zamara E. V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya in-formatsionnoy kompetentnosti servis-menedzherov turizma v sisteme srednego professionalnogo obra-zovaniya [Organizational and pedagogical conditions of formation of information competence service managers of tourism in the system of secondary professional education]. Samarskiy nauchnyiy vestnik [Samara scientific bulletin], 2013, no. 1 (2), pp. 9-12 [in Russian].

11. Danilov M. A. Skatkin M. N. Didaktika sredney shkolyi. Nekotoryie problemyi sovremennoy didaktiki [Didactics of high school. Some problems of modern didactics]. Moscow: Prosveschenie, 1985, 329 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.