ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 364.052.2 © И. В. Кулик, Т. Г. Мотовиц, 2021
ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ МОТИВАЦИОННОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
Кулик И. В. - канд. экон. наук, доц. кафедры «Экономика и менеджмент», e-mail: [email protected]; Мотовиц Т. Г. - канд. экон. наук, доц. кафедры «Экономическая теория и национальная экономика», e-mail: [email protected] (ТОГУ)
Авторы исследуют состояние связей в мотивационном треугольнике. Вводится понятие центростремительной силы мотивационного треугольника.
Центростремительная сила мотивационного треугольника представлена в
формализованном виде, описаны факторы первого порядка значимости
Ключевые слова: мотивационный треугольник, центростремительная сила мотивационного треугольника, факторы первого порядка центростремительной силы, сонаправленность интересов.
Введение
В данной работе авторы продолжают теоретическое исследование, начатое в [1, 2]. В рамках предлагаемой работы углубляется структурное понимание мотивационного треугольника. Авторы вводят понятие «центростремительной силы мотивационного треугольника», проводят логический анализ его структурных переменных.
Вызовы современного общества предполагают необходимость более углубленного изучения взаимодействий всех участников мотивационного треугольника: работодателя, обучающегося (выпускника), университет (ВУЗ). Причинами углублённого изучения взаимодействия является высокая динамика внешней среды:
1) ускоренная цифровизация жизнедеятельности общества, трансформирующая сознание людей: ломка стереотипов мышления и поведения;
2) спровоцированная пандемией covid-19 локализация экономической жизни общества и снижение уровня социализации индивидуумов общества;
3) изменение требований со стороны общества к компетенциям выпускника ВУЗа; расширение спектра компетенций (универсализация), смещение знаний в сторону цифровых технологий и так называемых soft-skills;
ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)
ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)
4) изменение системы коммуникаций в современном обществе. Цель и задачи исследования
Целью является формулирование понятия центростремительной силы мотивационного треугольника, исследование факторов и условий её существования.
Задачи исследования:
1) сформулировать понятие «центростремительной силы мотивационного треугольника»;
2) формализовать зависимость переменных центростремительной силы мотивационного треугольника;
3) провести логический анализ структуры переменных центростремительной силы мотивационного треугольника.
Результаты
Ранее авторы сформулировали понятие мотивационного треугольника, под которым понимается: «система общественных отношений, складывающаяся между работодателем, вузом и обучающимся, каждый из которых имеет своё мотивационное поле. Эти поля, перекрывая друг друга, образуют новую единую экосистему, обладающую новыми требованиями и качественными параметрами.» [1].
Рис. 1. Схема мотивационных полей, участников мотивационного треугольника [1]
Внутри, в центре мотивационного треугольника происходит пересечение мотивационных полей. Заштрихованная часть (рис. 1) отражает «сона-правленность интересов» участников мотивационного треугольника. Под «сонаправленностью интересов» мы понимаем возможность достижения целей каждым участником мотивационного треугольника более эффективным способом, когда каждый участник процесса «помогает» другим - удовлетворить потребность, предоставляя средства её достижения. Например,
ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИИ -
СУБЪЕКТОВ МОТИВАЦИОННОГО ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)
ТРЕУГОЛЬНИКА
потребность обучающегося - получить современные конкурентные компетенции, тогда как работодатель определяет вектор направленности этих компетенций, а университет адаптирует все виды ресурсов образовательной организации под вышеуказанные требования (работодателя и обучающегося), и удовлетворяя при этом потребности самой образовательной организации.
В данном примере работодатель предоставляет современные рабочие места (для выпускников), университет - формирует образовательную среду и аккумулирует все виды ресурсов, обучающийся - либо через бюджетную систему, либо лично - «оплачивает» образовательные услуги.
Конечные цели участников условно графически представлены на рис. 1 в виде заштрихованной части переселения мотивационных полей. Таким образом, в обществе наблюдается сближение интересов участников, направленность и интенсивность которого авторами предлагается оценивать с помощью центростремительной силы мотивационного треугольника.
В предлагаемом исследовании авторы используют терминологию, характерную для естественных наук, но авторы вкладывают в эти категории другой смысл, характерный для общественно-экономических отношений.
Авторы считают, что перекрытие мотивационных полей происходит вследствие взаимного влияния участников мотивационного треугольника друг на друга, которое проявляется в сформулированной ниже центростремительной силе. Центростремительная сила является, по мнению авторов, ключевой причиной роста (снижения) мотивации взаимодействия участников мотивационного треугольника. Авторы сформулировали следующее понятие центростремительной силы мотивационного треугольника.
«Центростремительная сила мотивационного треугольника» - это сила, действующая в обществе на каждого участника мотивационного треугольника (работодателя, обучающегося, университет), заставляющая их трансформироваться и повышать уровень мотивации взаимодействия.
Центростремительная сила мотивационного треугольника (далее -ЦСМТ) по мнению авторов, существует в любом социуме и в любую историческую эпоху. Диалектически меняется её содержание и формы проявления, но при наличии трёх участников мотивационного треугольника, ЦС -это объективная реальность, по-разному проявляющаяся в обществе.
Объективная причина возникновения - наличие трёх участников. В «доуниверситетские» времена существовали другие формы передачи знаний, но всегда были обучающиеся, обучающие и работодатель. Отметим также, что нормативно-правовое обеспечение поле существования ЦСМТ обусловлено наличием института государства во все исторические эпохи.
Мы считаем, что участникам мотивационного треугольника свойственно стремление к минимизации затрат усилий по достижению поставленных целей и удовлетворению потребностей. Это стремление и приводит ко появлению центростремительной силы мотивационного треугольника.
ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)
На рис. 2 показаны составные части центростремительной силы моти-вационного треугольника.
Рис. 2. Составные части центростремительной силы мотивационного треугольника
Гипотеза исследования: в современном обществе существует центростремительная сила мотивационного треугольника, которую авторы представляют в обобщённом формализованном виде следующим образом (1):
Р = I (С, х1, х2, Х3), (1)
где Р - величина центростремительной силы; и переменные первого порядка X] - составляющая силы между работодателем и обучающимся (ребро Р-О рис. 1); х2 - составляющая силы между работодателем и университетом (ребро Р-У рис. 1); х3 - составляющая силы между обучающимся и университетом (ребро О-У рис. 1).
В обществе всегда существует и четвёртая постоянно-действующая сила - государство, которая в предлагаемом исследовании представлена в виде константы С.Конкретный вид зависимости может быть определён после проведения корреляционно-регрессионного анализа и эконометрическая модель будет иметь один из следующих видов1:
- линейная функция (зависимость) (2):
Р = С + а • х1 + Ь • х2 + d • х3; (2)
- показательная функция (зависимость) (3)
Р = С • ахЬх2dXз . (3)
Здесь а, Ь, й - это эконометрические коэффициенты, характеризующие «скорость» роста ЦСМТ и скорость трансформации изменения рёбер (хь х2,
1 Авторы не исключают наличие и других видов регрессионных зависимостей между ЦСМТ и факторами первого порядка
ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИИ -
СУБЪЕКТОВ МОТИВАЦИОННОГО ЖЛНИК ТО]ГУ. 2021. № 2 (61)
ТРЕУГОЛЬНИКА
х3 соответственно). В линейной зависимости скорость постоянная (равномерная), в показательной - непостоянная (нелинейная, неравномерная).
Логический анализ структуры переменных центростремительной силы мотивационного треугольника.
В центростремительной силе нами выделены три фактора первого порядка значимости - компоненты х1, х2, х3
Составляющая XI (ребро Р-О) определяется факторами второго порядка:
- требования (Р—О) со стороны работодателя (бизнеса) к обучающемуся (выпускнику) на знания, умения, навыки (профессиональные, личностные) и др.
- требования (О—Р) со стороны обучающегося (выпускника) к работодателю: материальное вознаграждение, перспективы карьерного роста, и др.
Составляющая х2 (ребро Р-У) определяется факторами второго порядка [3, 4]:
- запрос (Р—>У) со стороны работодателя (бизнеса) на специалистов по численности и составу профессий (специальностей, направлений подготовки, должности в соответствии с профстандартами и внутренними локальными документами), запрос на компетенции (профессиональные, личностные). Современные требования бизнеса выражаются в необходимости создавать в университетах интегрированные основные и дополнительные образовательные программы с новыми компетенциями, которые способны привлекать к обучению в университет не только студентов данного региона, но, посредством онлайн-платформ, также обучающихся из других регионов страны и из-за рубежа.
- запрос (У—Р) со стороны университета к работодателю: постоянный контакт с университетом, демонстрация возможностей трудоустройства, регулярное запрос на уточнение требований бизнеса к совершенствованию учебного процесса (компетенциям, модулям, дисциплинам, практикам), -позволяющие корректировать образовательные программы в соответствии с динамикой внешней среды и др.
Составляющая х3 (ребро О-У) определяется факторами второго порядка:
- запрос (О—У) со стороны обучающегося (абитуриента, студента) к университету: возможности получения качественного образования; возможность последующего трудоустройства (при поддержке вуза); возможность самореализации и др.
- запрос (У—О) о стороны университета к обучающемуся (абитуриенту, студенту): абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ, мотивированные на получение знаний, саморазвитие и личностную самореализацию и др.
Выводы
В работе впервые сформулировано понятие «центростремительной силы мотивационного треугольника».
ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)
Авторы считают, что ЦСМТ зависит от трёх факторов первого порядка: X] (работодатель - обучающийся), х2 (работодатель - университет), х3 (обучающийся - университет).
Логический анализ структуры переменных первого порядка ЦСМТ показывает сложное структурное строение и взаимообусловленность каждой переменной первого порядка. Важность рассматриваемых проблем требует продолжения их изучения.
Библиографические ссылки
1. Кулик И. В., Мотовиц Т. Г. Теоретические основы «мотивационного треугольника» в условиях трансформации экономики // Вестник ТОГУ. 2020, № 1 (56), С. 129 - 132
2. Зубарев А. Е., Кулик И. В., Мотовиц Т. Г. Оценка мотивации обучающихся университета // Вестник ТОГУ. 2020, № 4 (59), С. 97 - 104
3. Гасанов Э. А., Карасёва Ю. Н., Зубарев А. Е. Мотивация трудовой деятельности в контексте институционализма: современный взгляд. // Вестник ТОГУ. 2017, № 3 (46), С. 141 - 150
4. Гасанов Э. А., Зубарев А. Е. Принципы интеграции университетов в глобальное пространство высшего образования и неоиндустриального развития // Вестник ТОГУ. 2019, № 3 (54), С. 35 - 46
Title: The Centripetal Force of the Motivational Triangle Authors' affiliation:
Kulik I. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Motovits T. G. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
Abstract: The authors investigate the state of connections in the motivational triangle. The concept of the centripetal force of the motivational triangle is introduced. The centripetal force of the motivational triangle is presented in a formalized form, factors of the first order of significance are described.
Keywords: motivational triangle, centripetal force of the motivational triangle, factors of the first order of centripetal force, codirecting interests.