ФАКТОРЫ СДЕРЖИВАНИЯ БИЗНЕСА В РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ КУБАНИ
Белицкая Оксана Валерьевна, аспирант, Преподаватель.
Место работы: Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, г. Краснодар. Контакты автора: E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена обзору наиболее значимых факторов, препятствующих развитию бизнеса в сфере туризма и рекреации, что в свете необходимости реформирования национальной экономики России и осуществления проекта Сочи-2014 представляется достаточно актуальным. Концентрация совместных усилий бизнеса и государства на ключевых проблемах рекреационного комплекса позволит в дальнейшем перейти к их эффективному регулированию и устранению.
Ключевые слова: курортно-рекреационный комплекс, государственная политика, конкурентоспособность рекреационного бизнеса, факторы сдерживания бизнеса, въездной туризм.
FACTORS OF BUSINESS' RESTRAINT IN RECREATIONAL SPHERE OF KUBAN
Belitskaya Oxana, candidate, lecturer.
Place of employment: Kuban Institute of International Business and Management, Krasnodar.
Contacts of the author: E-mail: [email protected]
Annotation. The given article is devoted to the review of the most important interfering factors of business' development in sphere of tourism and a recreation, that in the light of necessity of Russian national economy's reforming and realization of the Sochi-2014 project is represented as actual. Joint efforts of business and the state will allow passing the key problems of recreational complex, their effective regulation and elimination.
Keywords: recreational complex, state policy, competitiveness of recreational business, factors of business' restraint, entrance tourism.
Курортно-рекреационной комплекс Краснодарского края является одним из наиболее перспективных направлений бизнеса, обладающих значительным нереализованным потенциалом. Приоритетность его качественного становления определена Концепцией социально-экономического развития Краснодарского края и соответствует стратегии социально-
экономического развития России до 2020 года. Среди регионов Северного Кавказа Краснодарский край занимает устойчиво лидирующие позиции как по числу хозяйствующих субъектов в рекреационной сфере, так и по количеству обслуживаемых лиц. Так, в 2008 году численность обслуженных туристов составила 2815,3 тыс. чел (55,8% от общей численности туристов на территории Северного Кавказа).
В ВРП Краснодарского края доля туризма составляет 13,7%, что позволяет рассматривать его как значимую составляющую не только в создании положительного имиджа региона на российской и международной арене, но в формировании регионального бюджета и соз-
дании рабочих мест (около 17% всего занятого населения края).
Современный этап развития рекреационного бизнеса характеризуется формированием цивилизованных рыночных отношений, при этом приоритетным направлениям деятельности должна стать ориентация на въездной и внутренний туризм.
Отражением емкости рынка рекреационных услуг выступает объем платных услуг населению (рис.1), на протяжении всего рассматриваемого периода имевший стабильную тенденцию к возрастанию. Как видно, за период с 2004 по 2008 гг. рынок рекреационных услуг Краснодарского края вырос с 55,6 млрд. руб. до 137,9 млрд. руб. - то есть в 2,5 раза.
Объем платных услуг
2004 2005 2206 2007 2008
годы
Рис. 1. Объем платных услуг населению, млн. руб.
Однако такой прирост в значительно мере обусловлен ростом цен на рынке рекреационных услуг - примерно в 2 раза за аналогичный период (в 1,8 раз на услуги гостиничного размещения, 2,8 раз на услуги физической культуры и спорта, 1,3 раз на санаторнооздоровительные услуги). Рост цен на услуги рекреации связан не только с общим макроэкономическим климатом в стране, но и с простой экономической закономерностью - превышением спроса над предложением. При этом нагрузка отдыхающих на коллективные средства размещения и объекты, введенные в эксплуатацию как индивидуальные жилые дома, соотносится примерно как 1:1. Поскольку прием неорганизованных отдыхающих частным сектором практически никогда не оформляется в налоговых органах как вид предпринимательской деятельности, такое соотношение влечет за собой снижение потенциальных поступлений в краевой бюджет и, создавая дополнительную нагрузку на инженерные сети (электроэнергия, водо- и газоснабжение и т.д.), увеличивает разрыв в несоответствии объема потребленных коммунальных услуг и платежей по ним.
Основными препятствиями для получения достоверных стоимостных оценок масштабов санаторнокурортного и туристского комплекса края и его влияния на экономику Краснодарского края являются отсутствие необходимой государственной статистической информации о деятельности санаторно-курортного и туристического комплекса и слабая экономикостатистическая изученность туристской деятельности как на уровне края в целом, так и на уровне муниципальных образований.
Кроме того, высокая внутристрановая конкурентоспособность и относительно низкая рискованность бизнеса в курортно-рекреационной сфере края обусловлена факторами естественного порядка - природно-климатическими условиями, богатой флорой, историческими достопримечательностями и т.д., в то вре-
Бизнес в законе
2'2010
мя как приобретенные факторы (развитая инфраструктура, сервис, информационные коммуникации) представлены недостаточно и требуют дальнейшего развития. Остаются нерешенными множество проблем, связанных с качеством предоставляемых услуг, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, утилизацией отходов, недостаточной пропускной способностью трасс в период сезонной загрузки, труднодоступностью исторических и природных достопримечательностей. Все перечисленные проблемы снижают привлекательность курортов Краснодарского края для иностранных туристов и создают уязвимость для их конкурентоспособности по сравнению с более высококлассными и в то же время доступными по цене зарубежными курортами. Кроме того, возникает структурный перевес в обслуживании граждан по месту проживания (рис.2), снижающий привлекательность и имидж курортов края за пределами России.
Рис.2. Распределение численности лиц, обслуженных коллективными средствами размещения, по месту проживания, %1
Основными негативными факторами, сдерживающими приток иностранных туристов, выступают:
- низкий уровень сервиса, порожденный нехваткой высококвалифицированных кадров и отсутствием опыта работы с иностранными туристами;
- неразвитая инфраструктура, затрудняющая доступ к историческим и природным достопримечательностям, недостаточное количество гостиничных средств размещения, соответствующих европейскому уровню комфорта при классовости 2-3 звезды либо несоответствие заявленного класса фактическим условиям проживания; значительный износ материальной базы санаторно-курортных учреждений;
- несоответствие качества предоставляемых услуг их стоимости;
- бюрократические проволочки, затрудняющие порядок выдачи российских виз иностранным гражданам, отсутствие или недостаточная проработка международных соглашений по упрощению порядка въезда с целью туризма;
- до 2002 года - отсутствие широкой маркетинговой компании по продвижению отечественных курортов за рубежом.
Решение этих проблем невозможно без активного взаимодействия бизнеса и государства, без выстраивания прозрачной взаимовыгодной политики с обеих сторон. Роль государства в поддержке рекреационной сферы должна заключаться в формировании соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечении более эффективного использования трудовых ресурсов, создании институциональных и экономических условий для привлечения инвестиций, прежде всего, в такие сферы рекреации, как услуги физической куль-
1 Данные за 2008 год
туры и спорта и санаторно-оздоровительные услуги. Необходимо проведение широкомасштабных маркетинговых кампаний для привлечения как российских так и иностранных туристов, создание информационной базы по объектам рекреационной сферы и предоставляемым рекреационным услугам, организация и проведение международных форумов, конференций и с е минаров, организация международных проектов, совместные инвестиционные проекты в области строительства и инфраструктуры. Рекреационная сфера сегодня - это динамично развивающаяся, перспективная отрасль как для Краснодарского края, так и для России. Однако ее потенциал, обусловленный множеством факторов геополитического, исторического, культурного и природно-климатического порядка, до сих пор остается нереализованным.
Работа большинства туристических фирм ориентирована на выездной туризм и лишь немногие специализируются на привлечении иностранных граждан на отдых и лечение в Краснодарском крае. Это является своего рода индикатором привлекательности отечественных курортов, в противном случае бизнес занял бы свободную рыночную нишу въездного туризма. Следует, однако, отметить, что за последние годы, во многом благодаря Олимпийскому Сочи-2014 и активной имиджевой деятельности администрации края, присутствие иностранных инвесторов в рекреационной сфере активизировалось.
В контексте государственных программ по поддержке малого бизнеса способствование развитию рекреационной сферы представляется особенно значимым, поскольку данная отрасль - благоприятная почва для функционирования малых предприятий, привлечения иностранных инвестиций и стимулирования развития смежных отраслей, таких как связь, строительство, торговля, производство товаров народного потребления. Как сфера бизнеса, не требующая значительных стартовых вложений, быстро окупающаяся, высокорентабельная и подкрепленная растущим потребительским спросом, рекреационная сфера представляется одной из наиболее гибких и перспективных отраслей приложения предпринимательского потенциала.
Реализация задач, стоящих перед санаторнокурортным и туристским комплексом края, станет возможной только при наличии выверенной маркетинговой стратегии и тактики, включая коммуникационную составляющую по продвижению курортного и туристского продукта на внутреннем и международном рынках.
Список литературы:
1. Наговицына Э., Маркетинговая деятельность в сфере услуг // Предпринимательство. - М.: НП «ИБК»,
2008, с.122-125
2. Статистический сборник «Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2004-2008», Краснодар,
2009. - 105 с.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье «Факторы сдерживания бизнеса в рекреационной сфере Кубани» анализируется современный этап развития рекреационного бизнеса и формирование в его среде цивилизованных рыночных отношений.
В рецензируемой статье содержится целенаправленное рассмотрение главной проблемы, снижающей привлекательность и имидж курортов Кубани, - это неразвитая инфраструктура, затрудняющая доступ к историческим и природным достопримечательностям. Автор раскрыла специфику основных факторов сдерживания рекреационного бизнеса и выявила условия воздействия негативных сторон на состояние туристического обслуживания.
Автор показала, что решение этих проблем невозможно без активного взаимодействия бизнеса и государства, без выстраивания прозрачной взаимовыгодной политики с обеих сторон. В статье подчеркивается необходимость проведения широкомасштабных маркетинговых компаний для привлечения как российских, так и иностранных туристов, создание информационной базы по объектам рекреационной сферы и предоставляемым рекреационным услугам, осуществления совместных инвестиционных проектов в области строительства и инфраструктуры.
Актуальность исследования состоит в том, что сфера рекреационных услуг рассматривается как отрасль притяжения иностранных инвестиций и стимулирования малого бизнеса. Автор обосновывает это положение позитивностью рекреационного бизнеса, не требующего значительных стартовых вложений, быстро окупающегося, высокорентабельного и перспективного.
В целом, статья аспирантки Белицкой О.В. «Факторы сдерживания бизнеса в рекреационной сфере Кубани» актуальна, обладает научной новизной, имеет практическую значимость и может быть рекомендована к публикации в реферируемом журнале «Бизнес в законе».
д.э.н., профессор южного института менеджмента, Академик РАЕ
Жуков Б. М.