Научная статья на тему 'Факторы сдерживания бизнеса в рекреационной сфере Кубани'

Факторы сдерживания бизнеса в рекреационной сфере Кубани Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕКРЕАЦИОННОГО БИЗНЕСА / ФАКТОРЫ СДЕРЖИВАНИЯ БИЗНЕСА / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / FACTORS OF BUSINESS' RESTRAINT / RECREATIONAL COMPLEX / STATE POLICY / COMPETITIVENESS OF RECREATIONAL BUSINESS / ENTRANCE TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белицкая Оксана Валерьевна

Данная статья посвящена обзору наиболее значимых факторов, препятствующих развитию бизнеса в сфере туризма и рекреации, что в свете необходимости реформирования национальной экономики России и осуществления проекта Сочи-2014 представляется достаточно актуальным. Концентрация совместных усилий бизнеса и государства на ключевых проблемах рекреационного комплекса позволит в дальнейшем перейти к их эффективному регулированию и устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белицкая Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of business' restraint in recreational sphere of Kuban

The given article is devoted to the review of the most important interfering factors of business' development in sphere of tourism and a recreation, that in the light of necessity of Russian national economy's reforming and realization of the Sochi-2014 project is represented as actual. Joint efforts of business and the state will allow passing the key problems of recreational complex, their effective regulation and elimination.

Текст научной работы на тему «Факторы сдерживания бизнеса в рекреационной сфере Кубани»

ФАКТОРЫ СДЕРЖИВАНИЯ БИЗНЕСА В РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ КУБАНИ

Белицкая Оксана Валерьевна, аспирант, Преподаватель.

Место работы: Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, г. Краснодар. Контакты автора: E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена обзору наиболее значимых факторов, препятствующих развитию бизнеса в сфере туризма и рекреации, что в свете необходимости реформирования национальной экономики России и осуществления проекта Сочи-2014 представляется достаточно актуальным. Концентрация совместных усилий бизнеса и государства на ключевых проблемах рекреационного комплекса позволит в дальнейшем перейти к их эффективному регулированию и устранению.

Ключевые слова: курортно-рекреационный комплекс, государственная политика, конкурентоспособность рекреационного бизнеса, факторы сдерживания бизнеса, въездной туризм.

FACTORS OF BUSINESS' RESTRAINT IN RECREATIONAL SPHERE OF KUBAN

Belitskaya Oxana, candidate, lecturer.

Place of employment: Kuban Institute of International Business and Management, Krasnodar.

Contacts of the author: E-mail: [email protected]

Annotation. The given article is devoted to the review of the most important interfering factors of business' development in sphere of tourism and a recreation, that in the light of necessity of Russian national economy's reforming and realization of the Sochi-2014 project is represented as actual. Joint efforts of business and the state will allow passing the key problems of recreational complex, their effective regulation and elimination.

Keywords: recreational complex, state policy, competitiveness of recreational business, factors of business' restraint, entrance tourism.

Курортно-рекреационной комплекс Краснодарского края является одним из наиболее перспективных направлений бизнеса, обладающих значительным нереализованным потенциалом. Приоритетность его качественного становления определена Концепцией социально-экономического развития Краснодарского края и соответствует стратегии социально-

экономического развития России до 2020 года. Среди регионов Северного Кавказа Краснодарский край занимает устойчиво лидирующие позиции как по числу хозяйствующих субъектов в рекреационной сфере, так и по количеству обслуживаемых лиц. Так, в 2008 году численность обслуженных туристов составила 2815,3 тыс. чел (55,8% от общей численности туристов на территории Северного Кавказа).

В ВРП Краснодарского края доля туризма составляет 13,7%, что позволяет рассматривать его как значимую составляющую не только в создании положительного имиджа региона на российской и международной арене, но в формировании регионального бюджета и соз-

дании рабочих мест (около 17% всего занятого населения края).

Современный этап развития рекреационного бизнеса характеризуется формированием цивилизованных рыночных отношений, при этом приоритетным направлениям деятельности должна стать ориентация на въездной и внутренний туризм.

Отражением емкости рынка рекреационных услуг выступает объем платных услуг населению (рис.1), на протяжении всего рассматриваемого периода имевший стабильную тенденцию к возрастанию. Как видно, за период с 2004 по 2008 гг. рынок рекреационных услуг Краснодарского края вырос с 55,6 млрд. руб. до 137,9 млрд. руб. - то есть в 2,5 раза.

Объем платных услуг

2004 2005 2206 2007 2008

годы

Рис. 1. Объем платных услуг населению, млн. руб.

Однако такой прирост в значительно мере обусловлен ростом цен на рынке рекреационных услуг - примерно в 2 раза за аналогичный период (в 1,8 раз на услуги гостиничного размещения, 2,8 раз на услуги физической культуры и спорта, 1,3 раз на санаторнооздоровительные услуги). Рост цен на услуги рекреации связан не только с общим макроэкономическим климатом в стране, но и с простой экономической закономерностью - превышением спроса над предложением. При этом нагрузка отдыхающих на коллективные средства размещения и объекты, введенные в эксплуатацию как индивидуальные жилые дома, соотносится примерно как 1:1. Поскольку прием неорганизованных отдыхающих частным сектором практически никогда не оформляется в налоговых органах как вид предпринимательской деятельности, такое соотношение влечет за собой снижение потенциальных поступлений в краевой бюджет и, создавая дополнительную нагрузку на инженерные сети (электроэнергия, водо- и газоснабжение и т.д.), увеличивает разрыв в несоответствии объема потребленных коммунальных услуг и платежей по ним.

Основными препятствиями для получения достоверных стоимостных оценок масштабов санаторнокурортного и туристского комплекса края и его влияния на экономику Краснодарского края являются отсутствие необходимой государственной статистической информации о деятельности санаторно-курортного и туристического комплекса и слабая экономикостатистическая изученность туристской деятельности как на уровне края в целом, так и на уровне муниципальных образований.

Кроме того, высокая внутристрановая конкурентоспособность и относительно низкая рискованность бизнеса в курортно-рекреационной сфере края обусловлена факторами естественного порядка - природно-климатическими условиями, богатой флорой, историческими достопримечательностями и т.д., в то вре-

Бизнес в законе

2'2010

мя как приобретенные факторы (развитая инфраструктура, сервис, информационные коммуникации) представлены недостаточно и требуют дальнейшего развития. Остаются нерешенными множество проблем, связанных с качеством предоставляемых услуг, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, утилизацией отходов, недостаточной пропускной способностью трасс в период сезонной загрузки, труднодоступностью исторических и природных достопримечательностей. Все перечисленные проблемы снижают привлекательность курортов Краснодарского края для иностранных туристов и создают уязвимость для их конкурентоспособности по сравнению с более высококлассными и в то же время доступными по цене зарубежными курортами. Кроме того, возникает структурный перевес в обслуживании граждан по месту проживания (рис.2), снижающий привлекательность и имидж курортов края за пределами России.

Рис.2. Распределение численности лиц, обслуженных коллективными средствами размещения, по месту проживания, %1

Основными негативными факторами, сдерживающими приток иностранных туристов, выступают:

- низкий уровень сервиса, порожденный нехваткой высококвалифицированных кадров и отсутствием опыта работы с иностранными туристами;

- неразвитая инфраструктура, затрудняющая доступ к историческим и природным достопримечательностям, недостаточное количество гостиничных средств размещения, соответствующих европейскому уровню комфорта при классовости 2-3 звезды либо несоответствие заявленного класса фактическим условиям проживания; значительный износ материальной базы санаторно-курортных учреждений;

- несоответствие качества предоставляемых услуг их стоимости;

- бюрократические проволочки, затрудняющие порядок выдачи российских виз иностранным гражданам, отсутствие или недостаточная проработка международных соглашений по упрощению порядка въезда с целью туризма;

- до 2002 года - отсутствие широкой маркетинговой компании по продвижению отечественных курортов за рубежом.

Решение этих проблем невозможно без активного взаимодействия бизнеса и государства, без выстраивания прозрачной взаимовыгодной политики с обеих сторон. Роль государства в поддержке рекреационной сферы должна заключаться в формировании соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечении более эффективного использования трудовых ресурсов, создании институциональных и экономических условий для привлечения инвестиций, прежде всего, в такие сферы рекреации, как услуги физической куль-

1 Данные за 2008 год

туры и спорта и санаторно-оздоровительные услуги. Необходимо проведение широкомасштабных маркетинговых кампаний для привлечения как российских так и иностранных туристов, создание информационной базы по объектам рекреационной сферы и предоставляемым рекреационным услугам, организация и проведение международных форумов, конференций и с е минаров, организация международных проектов, совместные инвестиционные проекты в области строительства и инфраструктуры. Рекреационная сфера сегодня - это динамично развивающаяся, перспективная отрасль как для Краснодарского края, так и для России. Однако ее потенциал, обусловленный множеством факторов геополитического, исторического, культурного и природно-климатического порядка, до сих пор остается нереализованным.

Работа большинства туристических фирм ориентирована на выездной туризм и лишь немногие специализируются на привлечении иностранных граждан на отдых и лечение в Краснодарском крае. Это является своего рода индикатором привлекательности отечественных курортов, в противном случае бизнес занял бы свободную рыночную нишу въездного туризма. Следует, однако, отметить, что за последние годы, во многом благодаря Олимпийскому Сочи-2014 и активной имиджевой деятельности администрации края, присутствие иностранных инвесторов в рекреационной сфере активизировалось.

В контексте государственных программ по поддержке малого бизнеса способствование развитию рекреационной сферы представляется особенно значимым, поскольку данная отрасль - благоприятная почва для функционирования малых предприятий, привлечения иностранных инвестиций и стимулирования развития смежных отраслей, таких как связь, строительство, торговля, производство товаров народного потребления. Как сфера бизнеса, не требующая значительных стартовых вложений, быстро окупающаяся, высокорентабельная и подкрепленная растущим потребительским спросом, рекреационная сфера представляется одной из наиболее гибких и перспективных отраслей приложения предпринимательского потенциала.

Реализация задач, стоящих перед санаторнокурортным и туристским комплексом края, станет возможной только при наличии выверенной маркетинговой стратегии и тактики, включая коммуникационную составляющую по продвижению курортного и туристского продукта на внутреннем и международном рынках.

Список литературы:

1. Наговицына Э., Маркетинговая деятельность в сфере услуг // Предпринимательство. - М.: НП «ИБК»,

2008, с.122-125

2. Статистический сборник «Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2004-2008», Краснодар,

2009. - 105 с.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье «Факторы сдерживания бизнеса в рекреационной сфере Кубани» анализируется современный этап развития рекреационного бизнеса и формирование в его среде цивилизованных рыночных отношений.

В рецензируемой статье содержится целенаправленное рассмотрение главной проблемы, снижающей привлекательность и имидж курортов Кубани, - это неразвитая инфраструктура, затрудняющая доступ к историческим и природным достопримечательностям. Автор раскрыла специфику основных факторов сдерживания рекреационного бизнеса и выявила условия воздействия негативных сторон на состояние туристического обслуживания.

Автор показала, что решение этих проблем невозможно без активного взаимодействия бизнеса и государства, без выстраивания прозрачной взаимовыгодной политики с обеих сторон. В статье подчеркивается необходимость проведения широкомасштабных маркетинговых компаний для привлечения как российских, так и иностранных туристов, создание информационной базы по объектам рекреационной сферы и предоставляемым рекреационным услугам, осуществления совместных инвестиционных проектов в области строительства и инфраструктуры.

Актуальность исследования состоит в том, что сфера рекреационных услуг рассматривается как отрасль притяжения иностранных инвестиций и стимулирования малого бизнеса. Автор обосновывает это положение позитивностью рекреационного бизнеса, не требующего значительных стартовых вложений, быстро окупающегося, высокорентабельного и перспективного.

В целом, статья аспирантки Белицкой О.В. «Факторы сдерживания бизнеса в рекреационной сфере Кубани» актуальна, обладает научной новизной, имеет практическую значимость и может быть рекомендована к публикации в реферируемом журнале «Бизнес в законе».

д.э.н., профессор южного института менеджмента, Академик РАЕ

Жуков Б. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.