Научная статья на тему 'Факторы роста производительности труда в сфере бытового обслуживания Республики Дагестан'

Факторы роста производительности труда в сфере бытового обслуживания Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК БЫТОВЫХ УСЛУГ / ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, Эфендиева Джамиля Сабировна

Авторы в данной статье рассматривают неиспользованный потенциал роста производительности труда в сфере развития рынка бытовых услуг Республики Дагестан. За годы реформ наблюдаются серьезные позитивные сдвиги, но существующие проблемы мешают росту производительности труда в данной области. В работе исследованы факторы роста производительности труда и перспективы развития сферы бытового обслуживания в дотационном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы роста производительности труда в сфере бытового обслуживания Республики Дагестан»

Факторы роста производительности труда в сфере бытового обслуживания Республики Дагестан The factors of productivity growth in the sphere of consumer services of the

Republic of Dagestan

Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, к.э.н., доцент, проф. кафедры «Экономика и социология труда» Дагестанского государственного университета,

faridamir@yandex.ru, Mirzabalaeva Farida Islamudinovna,

PH.D of economics Professor of the chair of Economics and labor sociology of State university faridamir@yandex.ru

Эфендиева Джамиля Сабировна, преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» Дагестанского государственного университета,

efendieva.d.s@mail.ru, Efendieva Jamilya Sabirovna Teacher of the chair of State and municipal administration of Dagestan State university efendieva.d.s@mail.ru.

Аннотация: Авторы в данной статье рассматривают неиспользованный потенциал роста производительности труда в сфере развития рынка бытовых услуг Республики Дагестан. За годы реформ наблюдаются серьезные позитивные сдвиги, но существующие проблемы мешают росту производительности труда в данной области. В работе исследованы факторы роста производительности труда и перспективы развития сферы бытового обслуживания в дотационном регионе.

Annotation: The authors of this article consider the untapped potential of growth of labor productivity in the sphere of consumer services development market of the Republic of Dagestan. During the reform period, there are serious positive changes, but the current problems hinder the growth of labor productivity in the field. In this paper the factors of productivity growth and the prospects for consumer services in the subsidized region are investigated.

Ключевые слова: рынок бытовых услуг, факторы роста производительности труда, перспективы развития сферы услуг, развитие бытового обслуживания в Республике Дагестан.

Key-words: market of consumer services, factors of labor productivity growth, prospects for the development of services, development of consumer services in the Republic of Dagestan.

Среди показателей, характеризующих результативность социально-экономических преобразований важнейшим является производительность труда. Рост производительности труда зависит от многих факторов (материально-технических, организационных, социально-экономических). При оценке эффективности экономики в последние десятилетия производительности труда не уделялось должного внимания. В сегодняшней российской экономике растет интерес к использованию данного показателя, оценке темпов роста производительности труда и соотношению с ростом заработной платы, определению факторов и резервов роста производительности труда в различных отраслях и сферах производства и т.д.

Бытовое обслуживание населения представляет собой экономическую деятельность, связанную: с оказанием ремонтных и профилактических услуг и работ; услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам; услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа жизни человек, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека. Развитие сферы бытового обслуживания в том или ином регионе направлено на решение социально-экономических запросов населения с учетом их традиций, уклада, национальных особенностей, покупательной способности и т.д. Важно ориентироваться на жителей городского или сельского населения, иметь в виду возрастно-половую структуру населения и другие особенности для развития предприятий бытового обслуживания, т.к. система предоставляемых услуг долина быть гибкой и уметь быстро адаптироваться к внешним изменениям.

Д.э.н., профессор Московского института государственного и корпоративного управления Курбанова С.Е. отмечает следующие тенденции, наблюдаемые в сфере бытового обслуживания населения: уменьшение спроса на ряд традиционных социально-бытовых услуг (прокат, фотоуслуги), вытесняемые растущей технологической оснащенностью домашнего хозяйства; расширение сегмента услуг, ориентированных на высокодоходные группы

населения и основанных на стремлении к улучшению качества жизни (индустрия красоты, автосервис, услуги по уходу за детьми, больными и др.) [5, 22].

Большое внимание специалисты уделяют исследованию факторов и резервов роста производительность труда. Так, например, У.Г.Ибатуллин отмечает 5 основных факторов роста производительности труда: физические возможности; квалификация персонала; уровень технологий и оборудования; состояние основных фондов; эффективность системы управления [3, 8485].

Социально-экономические факторы роста производительности труда: интенсивность труда; социально-психологический климат; удовлетворенность; социально-демографические характеристики; состояние трудовой дисциплины; социальная активность; качество планирования социального развития коллектива; организация; удовлетворение бытовых нужд персонала; профессиональная подготовка [7, 18].

Среди факторов повышения производительности труда Подсумкова Л.А. выделяет следующие: инвестиции, направляемые на обновление основного капитала; развитие инновационной экономики; увеличение расходов на научные исследования и разработки; модернизация российского образования [6, 44]. Д.э.н., профессор О.Г.Туровец среди причин низкого уровня производительности труда на российских промышленных предприятиях выделяет следующие: устаревшее оборудование, пренебрежение к технологии и организации производства, недостаточное внимание к качеству продукции, низкий уровень подготовки персонала и невнимание к человеческому фактору, несовершенство систем управления производством [8, 17].

Группа авторов делят факторы, влияющие на производительность труда на две группы: внешние и внутренние. К первой группе - наиболее существенной - относят: общая экономическая и политическая ситуация в стране; свод нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в той или иной отрасли; целевые программы, направленные на повышение конкуренто-

способности и качества продукции; социально-демографическая ситуация в стране; уровень развития образования и т.п.

Рис.1. Причины низкой производительности труда в сфере бытового обслуживания Республики Дагестан

Факторы внутренней среды являются управляемыми, воздействуя на них, можно управлять производительностью труда в регионе, оказывать непосредственное влияние на уровень и динамику изменения производительности труда региона, отраслей экономики и предприятий [4, 30].

Причины низкой производительности мы считаем возможным разделить на три группы: макроэкономические проблемы, которые должны решаться на уровне государства в целом; мезоэкономические, которые необходимо решать на уровне региона и микроэкономические проблемы, возникающие на уровне предприятий (см. рис 1.).

В регионах важна роль таких факторов, как повышение общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня кадров, совершенствование подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в соответствии с новыми требованиями.

Для повышения уровня производительности труда государству, как считают специалисты, необходимо решить следующие задачи: стимулировать конкуренцию путем устранения административных барьеров, повысить эффективность государственного сектора, внедрить комплексные подходы к планированию территорий, повысить уровень развития финансовой системы, модернизировать систему профессионального образования [2, 92].

Достижение высокого уровня производительности труда, по мнению эксперта, требует серьезной перестройки системы управления производством, изменения поведенческих аспектов организации труда (труд должен быть здоровым, социально значимым для человека, максимально разнообразным, с большой степенью самостоятельности, и т.д.); использования методов мотивации, обеспечивающих тесную связь оплаты и уровня производительности труда; организации профессионального обучения сотрудников предприятий, направленных на рост производительности труда; создание условий для наиболее эффективного труда каждого работника и т.д. [8, 1920].

Для решения проблемы, по мнению д.э.н., профессор Московского института государственного и корпоративного управления Курбанова С.Е., необходимы следующие меры: разработка и реализация муниципальными образованиями концепций, программ, планов развития бытового обслуживания населения (привлечение инвестиций в сферу бытового обслуживания путем стимулирования использования форм финансовой государственной поддержки на реализацию инвестиционных проектов и продвижения перспективных бизнес-проектов; развитие сетевых и франчайзинговых форм ведения бизнеса; развитие комплексных организаций бытового обслуживания типа «муль-тисервис» и т.п.); недостаток квалифицированных кадров в сфере бытового обслуживания (отсутствие системы подготовки профессиональных кадров по некоторым видам сервисных услуг (ритуальные, услуги химчистки и др.); непрестижность профессий бытового обслуживания); низкие стандарты качества обслуживания населения (наличие значительной доли неформальной занятости в сфере бытового обслуживания населения; большое количество жалоб населения в органы по защите прав потребителей на недостатки бытового обслуживания).

Для решения проблемы предлагается: разработка и реализация совместно с органами по сертификации механизма привлечения организаций к добровольной сертификации предоставляемых услуг; создание системы ка-тегорирования организаций сферы бытовых услуг с выдачей свидетельства о присвоении категории, которое является средством информирования потребителей об уровне и качестве оказываемых услуг; создание и активная деятельность объединений предпринимателей в сфере бытового обслуживания

[5, 24].

На современном этапе развития экономики Республики Дагестан необходимо, на наш взгляд: не допускать необоснованный рост цен и тарифов на услуги, т.к. уровень жизни населения один из самых низких по стране; сохранить сеть предприятий отрасли (тщательно анализировать причины закрытия, рассматривать варианты оказания помощи, оказывать помощь в

микрокредитовании и т.д.); способствовать удовлетворению спроса на услуги первой необходимости, невысокой стоимости, услуг для слабозащищенных категорий населения и т.д.); продолжить работу по повышению уровню безопасности и качества предоставляемых услуг; направить усилия на сохранения как человеческого капитал, так и производственных площадей; стимулировать создание малых и инновационных предприятий семейного типа; организовать сеть государственных и честных учебных заведений для подготовки и аттестации кадров для сферы обслуживания; реализовывать меры по сокращению неформально предоставляемых услуг в данной сфере и т.д. В исследуемой области сегодня весьма актуален вопрос развития эффективного механизма государственно-частное партнерства в области взаимодействия органов власти и предпринимателей по улучшению обслуживания населения в сфере услуг.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.» рассмотрены 3 сценария, которые могут привести к следующим изменениям в уровне производительности труда [9; 149,152].

Таблица

Сценарии изменения производительности труда в экономике Республи-

ки Дагестан, млн. руб.

2008 2012 2015 2020 2025

Инерционный сценарий

Производительность труда 0,353 0,426 0,520 0,756 0,995

Базовый сценарий

Производительность труда 0,353 0,437 0,576 0,912 1,194

Оптимистический сценарий

Производительность труда 0,353 0,439 0,630 1,044 1,351

Все сценарии предполагают реализацию следующих мероприятий в той или иной степени: улучшение инвестиционного климата; расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах; развитие человеческого потенциала на базе высокого благосостояния, социального благополучия, согласия и безопасности человека через глубокую модернизацию социальной инфраструктуры; сбалансированное пространственное развитие (через созда-

ние новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов); и т.д.

Для достижения уровня бытовых услуг близкого к городскому, необходимо развивать сеть бытового обслуживания населения в сельских населенных пунктах; внедрять гибкие системы ценообразования в сельской бытовой сфере; распространять доступный потребительский кредит; обеспечить защиту прав потребителей, качество и безопасность товаров и услуг и т.д. Для более полного развития рынка услуг необходимо развивать народные промыслы и ремесла; аграрный туризм; услуги по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции; и т.д. [1; 336].

Бытовое обслуживание населения представляет перспективную сферу экономики региона, поэтому необходимо реализовывать взвешенную и последовательную политику, направленную на упорядочение системы управления системой управления сферой бытового обслуживания. Для решения проблемы повышения производительности, качества и эффективности труда в сфере бытового обслуживания необходимо эффективнее организовывать труд на каждом рабочем месте, мотивируя каждого работника организации к производительному и качественному труду в сфере бытового обслуживания и т.д.

Библиографический список

1. Асмус О.В., Воловая Е.В., Лапочкина С.В. Развитие услуг в аграрном секторе. // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2. С.336-336.

2. Голованов А.И. Производительность труда как фундамент роста экономики России// Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. №4. С.89-96.

3. Ибатуллин У.Г. Конкурентоспособность и производительность труда. // Инновации. 2008. №9 (119). С.83-86.

4. Ильин В.А., Гулин К.А., Ускова Т.В. Стратегические резервы роста производительности труда в региональной экономике. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 1 (9). С.24-38.

5. Курбанова С.Е. Бытовое обслуживание населения: современное состояние и проблемы развития (региональный аспект). // Школа университетской науки: парадигма развития. 2010. № 1-2. С.21-24.

6. Подсумкова Л.А. Факторы роста производительности труда в российской

экономике. Инновационная деятельность. 2012. №19. С.43-46.

7. Серопов Л. М. Методология статистического исследования социально-экономических факторов роста производительности труда в промышленности. автореф. дисс. ... д. э. н. Йошкар-Ола. , 2009. - 44 с.

8. Туровец О.Г. Организационные факторы роста производительности труда. // Организатор производства. 2008. №1. С. 17-20.

9. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: http://www.mmec-rd.ru/data/cont/1304499593/ 1304501004/1306154840.pdf С. 149, 152.

Reference:

1.Asmus O.V., Volovaya E.V., Lampochkina S.V. Development of services in agricultural sector.// Modern problems of science and education.2012.№2.P.336.

2.Golovanov A.I. Labor productivity as a foundation of Russian economics growth// Bulletin of Tomsky State university. Economics. 2011. №4.P.89-96. 3.Ibatullin U.G. Competitiveness and labor productivity.//Innovation. 2008. № 9 (119).P.83-86.

4. Ilyin V.A., Gulin K.A.,Uskova T.V. Strategic reserves of productivity growth in the regional economy.// Economical and social changes: facts, trends, prognosis. 2010. №1(9).H.24-38.

5.Kurbanova S.E. Consumer services: modern condition and development problems (regional aspect). // School of university science: development paradigm

6.Podsumcova L.A. Factors of labor productivity growth in economics of Russia. Innovative activities.2012. №19. P.43-46.

7.Seropov L.M. Methodology of statistical research on the socio-economic factors of labor productivity growth in the industry. The author's abstract of the thesis for a degree of D.E. Ioshkar-Ola. 2009. P.44.

8. Turovets O.G. Organizational factors of labor productivity growth. // Production manager. 2008. №1. P. 17-20.

9. Strategy of social and economic development of the Republic of Dagestan till 2025. [Electronic resource]. Access mode: http:www.mmec-rd.ru/data/cont/1304499593/1304501004/1306154840.pdf P. 149, 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.