Научная статья на тему 'Факторы роста эффективности производства и снижения издержек'

Факторы роста эффективности производства и снижения издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2304
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РОСТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА / ВИДЫ ЗАТРАТ И РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строителева Т. Г.

В статье рассмотрены факторы роста эффективности производства и снижения издержек. Рост экономической эффективности необходим в связи с ограниченностью прироста некоторых видов ресурсов, изменением стоимости факторов производства, возрастанием потребности рынка в отечественной продукции, усилением требований к качеству продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы роста эффективности производства и снижения издержек»

УДК 338.45.01

Тамара Григорьевна Строителева

(доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и социологии труда, управления персоналом Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

ФАКТОРЫ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК

Ключевые слова: факторы роста, эффективность производства, снижение издержек, методы организации производства, виды затрат и ресурсов.

Общество на всех этапах его исторического развития интересовал вопрос: ценой каких затрат достигается конечный результат производства? Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами на его достижение отражает эффективность производства. Как и в экономической категории, в эффективности производства проявляется действие многих объективных экономических законов и представлена одна из ключевых сторон общественного производства - его результативность. В самом общем виде под эффективностью производства понимается соотношение полезного результата и затрат, которые были сделаны для его достижения.

На современном этапе развития общества повышение эффективности производства приобретает значительную роль для всей экономики и определяется комплексом постоянно действующих факторов. Рост экономической эффективности необходим в связи с ограниченностью прироста некоторых видов ресурсов, изменением стоимости факторов производства, возрастанием потребности рынка в отечественной продукции, усилением требований к ее качеству и т.д. В настоящее время расширяются возможности повышения эффективности производства, а накопленный за прошедшие годы опыт, развитие науки, а также растущая заинтересованность хозяйствующих субъектов в максимизации прибыли в условиях рыночных отношений дают возможность нарастить объемы производства продукции, снизить издержки и повысить прибыльность. От роста экономической эффективности производства зависит успешность в решении задач, стоящих перед каждым предприятием [1].

Немаловажное значение для решения задач управления эффективностью производства

на практике имеет классификация факторов ее роста по следующим признакам: по видам затрат и ресурсов (источникам повышения); по направлениям развития и совершенствования производства; по месту реализации в системе управления производством. Объединение факторов по первому признаку позволяет точно определить конкретные источники повышения эффективности: снижение трудо-, материало- и фондоемкости производства продукции, экономия времени, повышение качества продукции, рациональное использование природных ресурсов.

Активное использование источников повышения эффективности производства также предполагает реализацию комплекса мероприятий, которые по своему содержанию характеризуют направления развития и совершенствования производственной деятельности субъектов хозяйствования. Наиболее существенными направлениями здесь являются: совершенствование организационной структуры управления; ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации трудовой деятельности. Не менее важной считается классификация факторов эффективности по месту реализации в системе управления производством [2]. Так, к внутренним факторам относятся: улучшение использования сырья, материалов, энергии и топлива; изобретение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; совершенствование стиля управления; к внешним - усовершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, экономическая и социальная политика государ-

ства, становление рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.

Рассматривая понятие экономической эффективности, необходимо иметь в виду неоднозначность понятий «эффект» и «эффективность». Эффектом любого производства является его конечный результат (прибыль), который выступает в объеме произведенных материальных ценностей, экономии затрат и т.д. Однако сам по себе эффект недостаточно характеризует деятельность предприятия, поскольку не показывает, ценой каких затрат он получен. Один и тот же эффект может быть получен различными способами, с разным уровнем использования ресурсов, тогда как одинаковые затраты могут дать разный эффект [3]. Именно поэтому необходимо сравнивать достигнутый эффект с теми затратами, с помощью которых он был получен.

Система показателей эффективности производства строится на сопоставлении результата с затратами на его достижение и разделяется на общие и частные показатели [4]. К общим показателям эффективности относятся абсолютные и относительные - прибыль и рентабельность. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность предприятия, ее абсолютная величина отражает результаты снижения себестоимости и роста объемов произведенной продукции.

Рентабельность подразумевает такое использование средств, при котором организация не только компенсирует свои расходы, но и получает прибыль. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются отношениями прибыли и авансированных средств (капитала) либо прибыли и произведенных расходов (затрат). В зависимости от того, какие величины стоят в числителе или знаменателе данной формулы, приводится следующая классификация показателей рентабельности:

- рентабельность активов - характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, вложенного в формирование активов;

- рентабельность собственного капитала - характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал;

- рентабельность заемного капитала -определяет степень использования заемного капитала в деятельности предприятия;

- рентабельность продаж (норма прибыльности) - показывает удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции;

- рентабельность продукции - показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции;

- рентабельность основной деятельности (производства) - характеризует, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и отличается от предыдущего тем, что в числителе - прибыль от продаж;

- рентабельность оборотных активов - показывает, сколько прибыли приносит единица оборотных активов;

- рентабельность внеоборотных активов - показывает степень эффективности использования долгосрочных фондов предприятия, таких как здания, сооружения.

Одним из важнейших факторов роста объема производства продукции на предприятии является обеспеченность основными средствами в необходимом количестве и составе и их эффективное использование. Анализ эффективности использования основных производственных фондов предполагает изучение таких показателей, как фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, степень использования производственной мощности. Также основным показателем, характеризующим интенсивность использования основных средств предприятия и его деловую активность, является оборачиваемость капитала, которая тесно связана с его рентабельностью. Чем выше скорость обращения капитала, тем более высокий финансовый результат получит предприятие. Анализ эффективности использования материальных ресурсов включает следующие показатели: ма-териалоотдача, материалоемкость и удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов подразумевает анализ производительности труда, трудоемкости, зарплато-емкости и зарплатоотдачи, удельного веса затрат на оплату труда в себестоимости продукции.

Данные показатели, как и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Факторы роста эффективности производства и снижения издержек

в целом, позволяют выявить слабые стороны хозяйствующего субъекта и определить резервы роста эффективности производства. В России степень использования производственных мощностей разнится в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий: для строительных организаций средний уровень использования производственной мощности составляет 60-70%, тогда как для некоторых предприятий пищевой, текстильной промышленности, машиностроения этот показатель может быть 5040%, а то и ниже - 20%. Следовательно, можно увеличить объем выпуска продукции за счет более полного использования производственных мощностей. В свою очередь, за счет более полного освоения производственной мощности происходит увеличение фондоотдачи. Увеличение выпуска продукции влечет за собой снижение ее себестоимости вследствие относительного уменьшения условно-постоянных затрат, что повышает прибыль с единицы продукции за счет положительного эффекта масштаба.

Мероприятия по повышению эффективности производства направлены на увеличение прибыли, снижение издержек, и, в свою очередь, повышение уровня рентабельности производства. В общем виде основные направления увеличения прибыли включают следующие:

- увеличение выпуска продукции и улучшение ее качества;

- расширение рынка сбыта;

- рациональное использование всех видов ресурсов;

- снижение себестоимости продукции;

- повышение производительности труда;

- диверсификация производства;

- повышение технико-экономического уровня производства;

- продажа неиспользуемых основных средств либо их сдача в аренду.

Мероприятия по снижению себестоимости продукции, работ или услуг:

- сокращение затрат на производство продукции за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака;

- увеличение объема производства продукции за счет более полного использования производственных мощностей;

- внедрение персональной ответственности за использование материальных ресурсов для всех отделений и служб предприятия;

- сдача в аренду неиспользуемых основных средств, что может использоваться не только в качестве дополнительного дохода, но и как источник сокращения затрат.

Мероприятия по обеспечению устойчивой реализации продукции и по ускорению оборачиваемости капитала предполагают:

- сокращение длительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, повышение уровня производительности труда и др.);

- увеличение доли предоплаты за предоставляемые услуги;

- активизация работы юридической службы по взысканию просроченной части дебиторской задолженности;

- стимулирование сбытовой деятельности (рекламные акции, скидки, сезонные распродажи и т.д.), что сокращает бизнес-цикл;

- улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойных поставок и сокращения времени нахождения капитала в запасах.

Мероприятия по повышению эффективности управления персоналом:

- повышение производительности труда путем интенсификации труда, автоматизации и механизации производства;

- наиболее полное использование фонда рабочего времени путем сокращения простоев и потерь рабочего времени;

- приведение численности персонала в соответствие с объективной производственной необходимостью;

- обеспечение нормальных условий труда, а также мотивация персонала;

- внедрение более гибкой организационной структуры управления.

Немаловажную роль играет проведение комплекса маркетинговых мероприятий, которое включает:

- развитие службы маркетинга на предприятии, определение своих преимуществ и недостатков, а также преимуществ и недостатков конкурентов;

- анализ внутренней информации о заказах и продажах, актуальности продукции, емкости рынка;

- поиск новых видов продукции и повышение конкурентоспособности уже выпускаемой;

- выявление предполагаемых изменений на рынке и путей реагирования на влияние внешних факторов;

- налаживание прямых связей с потребителями продукции и максимальное сокращение посреднических услуг.

Выбор путей сокращения затрат основывается на анализе структуры себестоимости. Для материалоемких отраслей наиболее характерным является экономия материальных ресурсов, для трудоемких - рост производительности труда, для фондоемких - улучшение использования основных производственных фондов, для энергоемких - экономия топлива и энергии. Следовательно, чем выше фондоотдача, материалоотдача, зарплатоотдача, производительность труда, степень использования производственной мощности и ниже фондоемкость, материалоемкость, зарплатоемкость

Библиографический список

производства продукции, тем эффективнее деятельность предприятия [5].

Таким образом, сопоставление затрат и результатов хозяйственной деятельности - суть экономики, поскольку эффективность работы предприятия можно оценить только путем соизмерения затрат и результатов. Чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая эффективность производства, и наоборот. В современных условиях рыночных отношений, где каждое предприятие стремится максимизировать свою прибыль, необходимо уделить внимание детальному анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, выявлению и мобилизацию всех имеющихся резервов, а также определению факторов роста эффективности производства с учетом специфики деятельности предприятия. Необходимо также понимать, что перечисленные мероприятия должны проводиться комплексно для достижения наилучшего результата.

1. Межов, С.И. Планирование портфеля продукции в стратегических процессах корпорации / С.И. Межов, А.В. Болденков // Экономика устойчивого развития. - 2015. - №1 (21). - С. 105-109.

2. Межов, С.И. Сценарное планирование развития стратегического потенциала корпорации / С.И. Межов, А.А. Гец // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2015. - Вып. 2 (40). - С. 100-104.

3. Миллер, А.И. Совершенствование планирования и прогнозирования интеграционных процессов в корпоративных структурах регионов / А.И. Миллер, Е.В. Строителева // Вестник алтайской науки. -2015. - №2 (24). - С. 204-207.

4. Мищенко, В.В. Внешнеэкономическая деятельность региона в условиях глобализации экономики : монография / В.В. Мищенко, Н.П. Синева. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006.

5. Троцковский, А.Я. Ключевые концепции региональной политики: сравнительный анализ теоретических основ / А.Я. Троцковский, Ю.Ю. Наземцева // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - №2-1 (82). - С. 298-302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.