ким уровнем физической подготовленности время повтора выбора меньше, по сравнению с детьми контрольной группы (р=0,044) (табл. 2). У школьников с низким уровнем физической подготовленности среднее квадратичное отклонение времени повтора меньше, чем у детей контрольной группы (р=0,033).
В результате корреляционного анализа было выявлено, что у детей контрольной группы и у детей с низким уровнем физической подготовленности информационный компонент преобладает над мотивационным. Оказалось, что чем больше время повтора выбора, тем больше время смены ответа (г=0,259; р=0,007).
Таблица 2
Особенности принятия решения в свободной среде у детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности, Ме (Р1-Р3)
Признак Группы детей р-уровень
Контрольная (n=77) с низким уровнем ФП (n=30)
Выбор кнопки (левая),% 50 (40-55) 50 (50-60) 0,142
Выбор кнопки (правая),% 50 (45-60) 50 (40-50) 0,142
Повторный выбор (левая), % 40 (20-60) 33 (0-50) 0,043
Повторный выбор (правая), % 40 (20-66) 18 (0-62) 0,009
Повтор диад (левая), % 0 (0-55) 0 (0-50) 0,584
Повтор диад (правая), % 33 (0-50) 0 (0-50) 0,070
Смена диад (левая), % 50 (0-75) 75 (33-100) 0,114
Смена диад (правая), % 60 (0-80) 90 (46-100) 0,027
Время выбора ответа, мс 592 (404-692) 542 (467-816) 0,452
СКО времени выбора, мс 189 (128-355) 137 (99-303) 0,081
Время повтора, мс 329 (220-533) 274 (0-327) 0,044
СКО времени повтора, мс 61 (15-173) 29 (0-99) 0,033
Время смены ответа, мс 651 (562-989) 626 (535-886) 0,981
СКО времени смены ответа, мс 122 (46-234) 96 (47-146) 0,519
Примечание: обозначена достоверность отличий принятия решения в свободной среде между контрольной группой и детьми с низким уровнем физической подготовленности.
Таблица 3
Особенности принятия решения в вероятностной среде у детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности, Ме (Р1-Р3)
Признак Г ей ете де Р- уровень
контрольная (n=77) с низким уровнем ФП (n=30)
Повторный выбор (левая), % 42 (20-57) 25 (0-52) 0,081
Повторный выбор (правая), % 33 (20-50) 50 (15-62) 0,451
Повтор диад (левая), % 0(0-50) 0 (0-37) 0,140
Повтор диад (правая), % 0(0-33) 0 (0-66) 0,333
Смена диад (левая), % 50 (0-75) 66 (33-76) 0,180
Смена диад (правая), % 60 (33-75) 66 (0-100) 0,794
Повтор на фоне успеха (левая), % 50 (0-55) 13 (0-50) 0,051
Повтор на фоне успеха (правая), % 50 (0-75) 0 (0-50) 0,094
Повтор на фоне ошибки (левая), % 33 (0-66) 29 (0-50) 0,482
Повтор на фоне ошибки (правая), % 25 (0-50) 50 (0-87) 0,035
Время ответа, мс 1847 (1365-2769) 1573 (1189-2503) 0,281
Время повтора при успехе, мс 1400 (954-2033) 1318 (84-2289) 0,276
Время повтора при ошибке, мс 2062 (1314-3202) 1220 (501-2420) 0,054
Время смены при успехе, мс 2092 (1521-2860) 1776 (1198-2954) 0,255
Время смены при ошибке, мс 1813 (1301-2770) 1459 (1250-3286) 0,560
Примечание: обозначена достоверность отличий принятия решения в вероятностной среде между контрольной группой и детьми с низким уровнем физической подготовленности.
Исследование в режиме «Вероятностный выбор» позволило выявить особенности стратегии поведения детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности в ситуации успеха и неуспеха. Анализ проводился по показателям повторных выборов правой кнопки. У школьников с низким уровнем физической подготовленности повтор предыдущей реакции в ситуации неуспеха, по сравнению с контрольной группой, достоверно преобладает (р=0,035), а в ситуации успеха выявлена тенденция к уменьшению повтора предыдущей реакции (р=0,094) (табл. 3).
Заключение. Полученные результаты могут свидетельствовать о благоприятном влиянии ситуации успеха на принятие решения детьми контрольной группы, имеющих средний и высокий уровень физической подготовленности.
Литература
1. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 89-103.
2. Безруких ММ. Трудности обучения в начальной школе. М.: АСТ, 2004. 350 с.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность.-М.: Наука, 1990. 496 с.
4. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов.-М.: Аспект Пресс, 2002. 373 с.
5. Дерягина Л.Е. Психофизиологические аспекты
формирования дифференцированных стратегий адаптивного поведения: Автореф. дис. ... д. мед. наук. Архангельск, 2001. 39 с.
6. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
7. Костандов Э.А., Арзуманов Ю.Л. Значение
неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной
деятельности // Журн. высш. нервн. деятельности. 1990. Т. 40, Вып. 1. С. 15-22.
8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.
9. Матвеев Е.В. Надеждин Д.С. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований // Медицинская техника. 1994. № 4. С. 31-34.
10. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
11. Салтыков А.Б., Толокнов А.Б., Хитров Н.К. Закономерности поведенческой деятельности в условиях неопределенности среды // Успехи физиол. наук. 1998. Т. 29. №1. С. 24-33.
12. Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций // Журн. высш. нерв. деятельности. 1997. Т. 47. №2. С. 320-328.
13. Умрюхин Е.А. Физиологические корреляты индивидуальных различий времени принятия решения при целенаправленной интеллектуальной деятельности человека // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 5. С. 44-50.
14. Фейгенберг ИМ. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 5. С. 51-62.
15 . Шмелёв А.Г. Тест как оружие // Психология. 2004. Т. 1. № 3. С. 40-53.
FEATURES OF DECISION-MAKING AT CHILDREN 7-8 YEARS WITH DIFFERENT LEVEL OF PHYSICAL READINESS IN FREE AND LIKELIHOOD ENVIRONMENTS
YE.V. MAZUROVA Pomor State University after M.V. Lomonosov
In this article the results of studying decision-making in free and likelihood environments at 107 children of 7-8 years old with different level of physical readiness are presented. At children the information component in behavioural reaction prevails. Choice repetition of the previous button pressing testifies to liability to chosen strategy preservation at children of control group, i.e. to stereotyping formation. In conditions of likelihood environment beneficial effect of success situation on control group children's decision-making is revealed.
Key words: children of 7-8 years, decision-making, free environment, likelihood environment, physical readiness.
УДК 618.176-055.23-02
ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВТОРИЧНОЙ НОРМОГОНАДОТРОПНОЙ АМЕНОРЕИУ ЖЕНЩИН РАННЕГО РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА
С.А. БРОНФМАН*, Л.М. КУДАЕВА**, В.А. АГАРКОВ**
Психотравмирующие события младенчества, раннего детства и пре-пубертатного периодов, препятствуя формированию адекватного ответа на потенциально психотравмирующие события, являются факторами риска возникновения психогенной вторичной нормогонадотропной аменореи у молодых женщин. Угнетение репродукции в этом случае можно рассматривать как психонейроэндокринный
* ПМГМУ им. И.М. Сеченова, Москва, г. Москва, ул.Трубецкая, д. 8, стр.
2; chernenko@mtu-net.ru, (495) 518-47-87 Институт Психологии РАН, Москва, ул. Ярославская, 13.
механизм ограничения фертильности в ситуации эмоционального
неблагополучия.
Ключевые слова: вторичная нормогонадотропная аменорея, факторы риска, личностные особенности.
Исчезновение менструальных циклов у молодых женщин в отсутствие клинически явных анатомических нарушений в системе гипоталамус-гипофиз-яичники и других эндокринных системах представляет собой один из наиболее распространенных видов аменореи: стойкая вторичная нормогонадотропная аменорея (функциональная гипоталамическая аменорея) в популяции составляет не менее 2% [3]. Наиболее часто встречающаяся форма - психогенная аменорея, этиология которой до сих пор остается не вполне ясной [4]. Лечение пациенток с этой патологией вызывает большие трудности в связи с тем, что эффективность применения общепринятых средств (циклическая витаминотерапия, нейротропная терапия, гормонально-заместительная терапия), остается низкой.
Целью исследования было не только изучение особенностей гормонального статуса пациенток, но также максимально подробный анализ анамнеза, в т.ч. семейного, ранних детских впечатлений, взаимоотношений с родителями (особенно ранних взаимоотношений с матерью), опыт психических травм, в т.ч. физического или сексуального насилия как в недавнем прошлом, так и в детском опыте, психического статуса и психологических особенностей для выяснения возможной связи между этими факторами и аменореей.
Материалы и методы исследования. В нашем исследовании, проведенном на базе Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И.Кулакова (Москва), приняли участие 29 девушек в возрасте 18-25 лет, обратившихся в отделение гинекологии детского и юношеского возраста с жалобой на отсутствие самостоятельных менструаций в течение не менее 6 месяцев, без сопутствующей соматической и психической патологии, не принимающие каких-либо лекарственных средств, с нормальной массой тела.
При проведении исследования были применены следующие методики: ММРІ, опросник депрессивности Бэка (BDI), шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS), шкала Гамильтона для оценки тревоги, опросник тревожности Спилбергера-Ханина, шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС), опросник-анкета травматического опыта (LEQ).
Контрольную группу при изучении психологических особенностей пациенток составили 13 здоровых девушек этого же возраста.
Результаты и их обсуждение. Подробное изучение анамнестических данных показало высокую частоту встречаемости травматических событий в период младенчества и раннего детского периода (рис. 1), который, по мнению многих современных исследователей [2], является сензитивным для процесса становления рецепторных систем в гипоталамусе и гиппокампе. В характере обследуемых девушек преобладали замкнутость, гиперответственность, перфекционизм. Обращает на себя внимание отсутствие опыта каких-либо отношений с противоположным полом (у более чем 85% исследуемых).
Исследование личностных особенностей пациенток выявило умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности (нет значимых отличий от группы нормы), однако среднее значение балла ШОВТС составило 39,4 балла (тогда как для группы нормы 22,4 балла), близкое по величине к таковому для выборок беженцев и ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС [5], что при меньшем, чем в группе нормы, опыте психотравмирующих ситуаций (по шкале LEQ) указывает на «особую» уязвимость пациенток с вторичной аменореей при воздействии потенциально психотравмирующих событий [1] (рис. 2)
Выводы.
1. Психотравмирующие события младенчества, раннего детства и препубертатного периодов являются факторами риска возникновения вторичной нормогонадотропной аменореи у молодых женщин. Сильные хронические стрессовые воздействия в эти жизненные периоды, которые являются сензитивными для установления связей между нейронами гипоталамуса, гиппокампа и отделами новой коры, препятствуют формированию адекватного ответа на воздействие неблагоприятных факторов внешней среды.
2.Пациентки с вторичной нормогонадотропной аменореей отличаются повышенной уязвимостью в потенциально психотравмирующих ситуациях. Таким образом, угнетение репродукции в состоянии постоянного стресса и\или депрессии можно
рассматривать как психонейроэндокринный механизм ограничения фертильности в ситуации эмоционального неблагополучия.
8 1 --------- ---------
8 -
8 9 “ ---------------------------
[я - ------- ---------
фиэ**«е<кое посещение послеродовая рам» иасите ясегъиой депрессий развод
с* па рации • с*мь* группы у матери родителей
Рис. 1. Частота встречаемости травматических событий раннего детского периода у пациенток с вторичной нормогонадотропной аменореей.
Я
I Я
I
группа пациентки и п»відоіорь<
нормы с ВИА аоарии на ЧАЭС
Рис.2. Сравнительное значение среднего балла ШОВТС у испытуемых разных групп
Литература
1. Агарков В.А., Бронфман С А., Самохвалова К.В., Уварова Е.В. Психологические особенности женщин с нормогонадотропной аменореей. // Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе: Материалы Первой международной научнопрактической конференции, 13-14 ноября 2007г., Москва. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 284 с.
2. Кочетков Я.А. Маркеры гормонального баланса при депрессивных расстройствах: Автореф. дис. канд.биол.наук. М., 2009. 17 с.
3. Репродуктивная эндокринология. В 2 томах. Том 2: Пер. с англ. под ред. С.С.К. Йена, Р.Б. Джаффе. М.: Медицина, 1998. 432 с.:
4. Сметник В.П., Тумилович Л.Г.. Неоперативная гинекология: Руководство для врачей. 3-е изд., пер. и. доп. М.: ООО "Медицинское информационное агентство", 2006. 632 с.
5. Тарабрина Н.В., Агарков В А., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. и др. Практикум по психологии посттравматического стресса. под ред. Тарабриной Н.В. СПб.: Питер, 2001. 268 с.
RISK FACTORS OF SECONDARY NORMOGONADOTROPHIC AMENORRHEA OCCURANCE AT WOMEN IN EARLY REPRODUCTIVE
AGE
S.A. BRONFMAN, LM. KUDAEVA, V.A. AGARKOV
The 1st Moscow State Medical University after l.M. Sechenov,
Institute of Psychology, Psychophysiological Laboratory after V.B. Shvyrkov, Moscow
Early psychic traumas in infancy, childhood and pre-puberty period hindering from forming adequate response to potentially psycho traumatic events are risk factors of secondary normo gonadotrophic amenorrhea in young women. In this case the oppression of reproduction can be considered as psychoneuroendocrine mechanism of fertility limitation whilst emotional distress.
Key words: secondary normogonadotrophic amenorrhea, risk factors, personality traits.