УДК Б1Б.1-02:Б1Б.12-008.331.1:Б13.Б2:Б25
ФАКТОРЫ РИСАКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
О.Е. Габерман1, Н.Н. Крюков2,
1НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Самара» ОАО «РЖД»,
2ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет»
Габерман Ольга Евгеньевна - e-mail: [email protected]
В настоящее время работники железнодорожного транспорта оказались одной из наиболее стабильных и крупных профессиональных групп среди мужчин трудоспособного возраста. В исследование были включены 230 мужчин, работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертонией. I группу составили 119 работников локомотивных бригад (машинистов и их помощников). Во II группу были включены 111 работников железнодорожного транспорта других специальностей. Выявлены достоверные различия по абдоминальному ожирению: в I группе достоверно больше отмечено пациентов (74, 62%) с объёмом талии >102 см, чем во II группе (45, 41%), р=0,023 и по дислипидемии: у 77 пациентов (65%) в I группе, и у 52 (47%) во II, р=0,0Й5.
Ключевые слова: факторы риска, работники локомотивных бригад, артериальная гипертония.
Nowadays railway workers have become one of the largest and most stable professional groups among men of working age. 230 men have been included into the research. All of them are railway employees suffering from arterial hypertension. The first group consisted of 119 workers of locomotive crews (engine drivers and their assistants). The second group consisted of 111 railway employees of other specialties. Significant differences in abdominal obesity have been detected. In the first group there are significantly more patients (74 men, 62%) with waist measurements of more than 102 cm compared with the second group (45 men, 41%), p=0,023. And there are 77 patients (65%) with dyslipidemia in the first group and 52 (47%) in the second group, p=0,0145.
Key words: risk factors, arterial hypertension, workers of locomotive crews.
Введение
Последнее десятилетие характеризуется изменением подходов к профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), направленных прежде всего на коррекцию основных факторов риска [1]. Артериальная гипертония, курение и гиперхолестеринемия являются главными и наиболее часто встречаемыми факторами риска (ФР) развития сердечнососудистых заболеваний [2, 3]. Производственная деятельность работников многих железнодорожных профессий, в первую очередь, работников локомотивных бригад, характеризуется высоким психоэмоциональным напряжением, что является важным фактором риска развития АГ [4, 5]. Литературные данные по распространённости факторов риска у работников локомотивных бригад с артериальной
гипертонией неоднозначны; их результаты требуют уточнения и расширения.
Цель исследования: оценить факторы риска у работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертонией.
Материалы и методы
В исследование были включены 230 мужчин, работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертонией. Все исследуемые по профессиональному признаку были поделены на две группы. I группу составили 119 работников локомотивных бригад (машинистов и их помощников), имеющие высокий уровень рабочего напряжения. Во II группу были включены 111 работников железнодорожного транспорта других специальностей, профессиональная деятельность
IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
которых не связана с безопасностью движения поездов (инженеры и другие работники офиса). Средний возраст пациентов составил 47,5±8,8 лет и 46,6±8,5 лет, соответственно в I и во II группах. Все пациенты были обследованы в условиях стационара в соответствии с обязательными диагностическими стандартами, рекомендованными Всероссийским научным обществом кардиологов и Российским медицинским обществом по артериальной гипертонии (ВНОК/МОАГ, 2008). Всем пациентам проведено общеклиническое исследование, выявление факторов риска. Обследование включало измерение артериального давления, определение индекса массы тела по формуле Кетле (ИМТ=вес (кг)/рост2 (м2). Кроме того, исследовали уровень общего холестерина (ОХ), липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и триглицеридов (ТГ) фотометрическим методом. Оценивали следующие факторы риска: курение, дислипиде-мия, ожирение, семейный анамнез ранних сердечнососудистых заболеваний (ССЗ).
Обработка данных. При обработке результатов исследования использовался пакет прикладных программ Statistica 6.0 фирмы StatSoft Inc. (США). Все количественные результаты имели нормальный тип распределения, данные представлялись в виде: числа наблюдений (n), среднего значения признака (М), среднего квадратического отклонения (S). Группы сравнивали, используя критерий t Стьюдента для связанных и не связанных групп. Для сравнения качественных переменных использовали критерий х2. В качестве порогового уровня статистической значимости принималось значение p<0,05.
Результаты и их обсуждение
Основные факторы риска у работников локомотивных бригад представлены в таблице 1. Самым распространённым фактором риска у пациентов I группы была дислипидемия (65%), а у пациентов II группы - семейный анамнез ранних ССЗ (56%).
По наличию курения I и II группы были сопоставимы - 47% и 39%, соответственно. Это может быть связано с тем, что излюбленным способом купирования стрессовой ситуации для большинства людей становится активное курение [6].
Семейный анамнез ранних ССЗ был отмечен у 34% и 56% пациентов в I и II группах соответственно. Причем у пациентов нестрессовой профессии он встречался чаще на 22% (х2=11,51; p=0,0007) по сравнению с работниками локомотивных бригад.
Дислипидемия наблюдалась у 65% и 47% пациентов в I и во II группах соответственно. В основной группе дислипидемия встречалась чаще на 18% (х2=5,967; p=0,0146), чем в группе сравнения.
Распространённость гиперхолестеринемии составила 44% и 32% у пациентов I и II групп соответственно, низкие значения ХС ЛПВП (менее 1 ммоль/л) были диагностированы у 8% и у 11% пациентов в I и во II группах соответственно. Число пациентов с гипертриглицеридемией было 20% и17% у пациентов в I и во II группах соответственно. Данные показатели достоверных отличий между группами не имели.
Повышение ХС ЛПНП отмечено у 17% пациентов в I группы и у 6% пациентов во II группе, то есть встречалось чаще у работников локомотивных бригад - на 11% (х2=6,1116; p=0,0134).
ТАБЛИЦА 1.
Распространенность факторов риска у работников железнодорожного транспорта с АГ
Фактор риска Работники локомотивных бригад (основная группа) n=119 Прочие работники железнодорожного транспорта (группа сравнения) п=111 Межгрупповые различия, X2*, p **
Курение 56 (47%) 43 (39%) X2=1,621; p=0,2029
Семейный анамнез ранних ССЗ 40 (34%) 62 (56%) X2=11,51; p=0,0007
Дислипидемия 77 (65%) 52 (47%) X2=5,967; p=0,0146
ОХС>5,0 ммоль/л 53 (44%) 36 (32%) X2=3,75; p=0,0528
ЛПНП>3,0 ммоль/л 20 (17%) 7 (6%) X2=6,1116; p=0,0134
ЛПВП<1,0 ммоль/л 8 (8%) 12 (11%) X2=0,282; p=0,5953
ТГ> 1,7ммоль/л 24 (20%) 19 (17%) X2=0,0485; p=0,8258
ОТ>102см 74 (62%) 45 (41%) X2=10,78; p=0,0010
Примечание: *х2 - непараметрический критерий для статистической проверки гипотезы о статистической связи между двумя переменными; **р - уровень значимости статистических различий; ОХС - общий уровень холестерина крови (ммоль/л); ЛПНП - липопротеиды низкой плотности; ЛПВП - липопротеиды высокой плотности; ТГ - триглицериды; ОТ - окружность талии.
В исследовании Helsinki Heart Study отмечено, что риск ишемической болезни сердца увеличивается в 3,8 раза при дислипидемии [7]. Причём в патогенезе ишемической болезни сердца основное внимание сфокусировано на ХС ЛПНП как основном факторе риска [8]. Учитывая полученные нами данные, можно говорить о большем ишемическом риске у работников локомотивных бригад.
Частота абдоминального ожирения у обследованных была 62% и 41% в основной и группе сравнения соответственно, причём у лиц стрессовой профессии наблюдалась чаще на 21% (х2=10,78; p=0,0010). По мнению многих авторов, абдоминальное ожирение имеет большую роль в прогнозе развития сердечно-сосудистых осложнений [9, 10]. Величина объём талии (ОТ) более 102 см преобладала чаще на 21% у работников локомотивных бригад по сравнению с показателями прочих работников железнодорожного транспорта (х2=10,78, р=0,0010).
Средние значения показателей липидного спектра у больных АГ представлены в таблице 2. Следует отметить, что если у пациентов II группы средний уровень липидов был в пределах нормальных значений, то у пациентов I группы отмечались высокие показатели ХС ЛПНП (3,886±0,163 ммоль/л) и ТГ (1,856±0,1 ммоль/л). У работников локомотивных бригад в сравнении с работниками железнодорожного транспорта других специальностей ХС ЛПНП был больше на 17% (p=0,0097) и ТГ на 23% (p=0,004). Значения Общего ХС и ХС ЛПВП были сопоставимы.
Таким образом, по курению, избыточной массе тела, ожирению группы существенно не отличались. Но выявлены достоверные различия по абдоминальному ожирению: в I группе достоверно больше отмечено пациентов (74, 62%)
с ОТ>102, чем во II группе - 45, 41%, (х2=10,78, р=0,012). Кроме того, значимые различия выявлены по дислипиде-мии: у 77 пациентов (65%) в I группе и у 52 (47%) во II (х2=5,967; р=0,0146).
ТАБЛИЦА 2.
Показатели липидного спектра у работников железнодорожного транспорта с АГ
Показатель общий ХС (ммоль/л) Работники локомотивных бригад (основная группа) п=119 4,918±0,106 Прочие работники железнодорожного транспорта (группа сравнения) п=111 4,675±0,104 Межгрупповые различия, р * 0,10
ХС ЛПНП (ммоль/л) 3,886±0,163 3,215±0,162 0,01
ХС ЛПВП (ммоль/л) 1,158±0,059 1,245±0,096 0,49
ТГ (ммоль/л) 1,856±0,1 1,438±0,09 0,00
Примечание: *р - уровень значимости статистических различий.
Нами была рассмотрена частота повышенной массы тела у пациентов обеих групп (таблица 3). Нормальная масса тела встречалась у 18% и 22% пациентов в I и во II группах соответственно. Ожирение I степени было обнаружено у 33% и у 32% пациентов в I и во II группах соответственно. Ожирение II степени имели 9% и 6% пациентов в I и во II группах. Ожирение III степени имели по 4% пациентов в обеих группах. Частота повышенной массы тела у работников локомотивных бригад и прочих работников железнодорожного транспорта достоверных отличий не имела. В среднем ИМТ составил у пациентов I группы - 29,63+0,43 кг/м2, во II группе - 29,22+0,45 кг/м2. Обращает на себя внимание высокий процент встречаемости избыточной массы тела в каждой группе - 37% и 36%, соответственно, в I и во II группах и ожирения - 45% и 41% соответственно, что, возможно, связано с низкой физической активностью, характером питания. По данным отечественных исследований в Российской Федерации (РФ) среди лиц трудоспособного возраста избыточную массу тела имеют в среднем 25% (Индекс массы тела - ИМТ>25), ожирение (ИМТ>30) - 30% [11], тогда как в нашем исследовании в основной группе наличие избыточной массы тела отмечено в 37%, а ожирение
- в 45%. Литературные данные по распространённости факторов риска у работников локомотивных бригад с артериальной гипертонией неоднозначны. По данным Алексеенко Е.Ю. и Емельяновой В.Б. (2004), гиперхоле-стеринемия выявлена у 65%, ожирение - у 46%, отягощённый семейный анамнез ранних ССЗ был у 15%, курение - у 76% пациентов [12]. У работников локомотивных бригад на Дальневосточной железной дороге с артериальной гипертонией выявлены следующие факторы риска: курение - 77,8%, гиперхолестеринемия - 22,2%, избыточная масса тела (ИМТ>25) - 30%, отягощённая наследственность - 51% [13].
Комплексный анализ факторов риска ССЗ у работников железнодорожного транспорта с АГ представлен на рисунке. Среди обследованных работников локомотив-
ных бригад отсутствовали факторы риска у 13 (11%) пациентов, имелся один - у 30 (25%), два - у 39 (33%) мужчин, три - у 28 (23%) и четыре фактора риска - у 9 (8%) пациентов. Аналогичные данные приведены у прочих работников железнодорожного транспорта: отсутствовали факторы риска у 5 (4%) пациентов, по одному имелся у 30 (27%), по два - у 54 (49%) мужчин, по три
- у 16 (14%) и сочетание четырёх факторов риска - у 6 (6%) пациентов.
Таким образом, сочетание трёх факторов риска наблюдался у лиц стрессовой профессии чаще на 9% (х2=9,581; р=0,048), чем у прочих работников железнодорожного транспорта.
ТАБЛИЦА 3.
Распространенность ожирения у работников железнодорожного транспорта с АГ
Показатель Работники локомотивных бригад (основная группа) п=119 Прочие работники железнодорожного транспорта (группа сравнения) п=111
Нормальная масса тела 22 (18%) 24 (22%)
Избыточная масса тела 44 (37%) 40 (36%)
Ожирение I степени 38 (33%) 35 (32%)
Ожирение II степени 11 (9%) 7 (6%)
Ожирение III степени 4 (4%) 4 (4%)
Примечание: *х2 - непараметрический критерий для статистической проверки гипотезы о статистической связи между двумя переменными, **р - уровень значимости статистических различий.
Работники локомотивных бригад (основная группа)п=119
Нет факторов риска
1 фактор
2 фактора ■ 3 фактора
4 фактора
25%
Прочие работники железнодорожного транспорта (группа сравнения)п=111
4%
■ Нет факторов риска
1 фактор
2 фактора 13 фактора
4 фактора
РИС.
Комплексный анализ факторов риска ССЗ у работников железнодорожного транспорта с АГ
Примечание: * - статистическая достоверность различий с пациентами II группы (р<0,05).
IVK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Выводы. У работников локомотивных бригад с артериальной гипертонией наиболее распространёнными факторами риска являются дислипидемия и абдоминальное ожирение, у прочих работников железнодорожного транспорта - семейный анамнез ранних ССЗ и дислипидемия.
Результаты проведённого исследования показали высокую частоту встречаемости липидных нарушений у пациентов I группы (машинистов и их помощников), работающих в условиях повышенного психоэмоционального напряжения, связанного с обеспечением безопасности движения поездов. В основной группе дислипидемия встречалась чаще на 18%, чем в группе сравнения. При этом пациенты I группы имеют в среднем более высокие уровни ХС ЛПНП и ТГ. Эта особенность позволяет предполагать у работников локомотивных бригад более раннее развитие атеросклеротического процесса и более высокий риск развития сердечно-сосудистых осложнений.
Выявлены достоверные различия по абдоминальному ожирению: в I группе больше отмечено пациентов на 21%, чем во II группе.
Таким образом, психоэмоциональный профессиональный стресс оказывает неблагоприятное влияние на модифицируемые факторы риска. ИИ
ЛИТЕРАТУРА
1. Недогода С.В., Чаляби Т.А., Цома В.В. и др. Возможности препарата Эксфорж и его комбинации с флувастатином в улучшении сосудистой эластичности у пациентов с артериальной гипертензией и высоким риском развития сердечно-сосудистых осложнений. СопсШит те^сит. 2009. № 11 (5). Р. 3-7.
2. Диагностика и лечение артериальной гипертензии. Рекомендации Российского медицинского общества по артериальной гипертонии и
Всероссийского научного общества кардиологов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2000. № 7 (6). С. 32.
3.Ezzati M., Lopez A.D., Rodgers A. et al. Compapative Risk Assessment Collaborating Group. Selected major risk factors and global and regional burden of disease. Lancet. 2002. № 360. Р. 1347-1360.
4. Крюков Н.Н., Романчук П.И. Артериальная гипертония и медицинское обеспечение на железнодорожном транспорте: Монография. Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2005. С. 703.
5.Осипова И.В., Зальцман А.Г., Воробьёва Е.Н. и др. Распространённость факторов риска и особенности поражения органов-мишеней при стресс-индуцированной артериальной гипертонии у мужчин трудоспособного возраста. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2006. № 2. С. 10-14.
6. Погосова Н.В. Стресс у кардиологических больных. Клинические аспекты влияния на прогноз и тактика врача общей практики в коррекции стресса. Сердце. 2006. № 6 (6). С. 310-315.
7. Manninen V., Tenkanen L., Koskinen P. et al. Helsinki Heart Study. Circulation. 1992. № 85. Р. 37-45.
8. Преображенский Д.В., Сидоренко Б.А., Патарая С.А. Гиперхолестери-немия у мужчин и женщин различного возраста. Часть I: Клиническое и прогностическое значение. Кардиология. 2007. № 9. С. 84-88.
9. Snijder M.B., Zimmet P.Z., Visser M. et al. Independent and opposite association of waist and hip circumferences with diabetes, hypertension and dyslipidemia: the AusDiab Study. Intermat J Obes. 2004. № 28. Р. 402-409.
10. Шальнова С.А., Деев А.Д. Масса тела у мужчин и женщин (результаты обследования российской, национальной представительской выборки населения). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2008. № 7 (6). С. 60-63.
11. Широкова Е.Н., Ешану В.С., Ивашкин В.Т. Хофитол в терапии неалкогольного стеатогепатита. Рос. Журнал гастроэнтерологии, гепатологии, коло-проктологии. 2004. № 2. С. 74-77.
12. Алексеенко Е.Ю., Емельянова В.Б. Факторы риска сердечно-сосудистых осложнений у работников локомотивных бригад, страдающих артериальной гипертонией. Железнодорожная медицина. 2004. № 6-7 (прилож 1). С. 14-15.
13. Зайцев И.В., Пашко М.М., Удинкан А.Г., Аматняк А.Г. Артериальная гипертония у машинистов на Дальневосточной железной дороге. Тезисы докладов 1-го съезда врачей железнодорожного транспорта России. М. 2004. С. 90-91.