Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РИСКА И ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ ТОКСИДЕРМИЙ'

ФАКТОРЫ РИСКА И ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ ТОКСИДЕРМИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РИСКА И ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ ТОКСИДЕРМИЙ»

гигиенический мониторинг за качеством питания населения в республике казахстан

предупредительного и противоэпидемического контроля, а также повышения результативности предпринимаемых административных рычагов воздействия на процесс завоза, производства, сохранности продуктов, а также при оказании услуг населению, связанных с организацией общественного питания.

Список литературы:

1. Закон «Технический регламент «Гигиена производства

пищевых продуктов» принят Жогорку Кенешем Кыргыз-

ской Республики 18 апреля 2013 года.

2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», Принят решением ЕЭК от 9 октября 2013 года. № 68

3. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции ". Принят решением ЕЭК от 9 октября 2013 года.

4. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 " О безопасности пищевой продукции"

5. Промышленность Кыргызской Республики 2008-2012. - Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2013. - 310с.

факторы риска и особенности клинического

течения токсидермий

Беляева Т.М., Зонов А.В., Зонов В.Ф., Сундеева Е.А., Беляева А.М.

Государственный медицинский университет г. семей, казахстан

Тобокелдик факторлор жана токсидермия учурундагы клиникалык езгечелуктер

Беляева Т.М., Зонов А.В., Зонов В.Ф., Сундеева Е.А., Беляева А.М.

Risk factors and clinical features taxidermy

Belyaeva TM, Zonov AVZonov VF Sundeeva EA, Belyaeva AM

Актуальность. В настоящее время проблема токсидермий сохраняет высокую актуальность в связи с регулярным появлением большого количества новых лекарственных препаратов, пищевых консервантов и красителей, непрерывным расширением ассортимента средств бытовой химии, а также ухудшением экологической обстановки в целом. Самыми частыми этиологическими факторами развития токсидермий по-прежнему остаются лекарственные средства и пищевые агенты. Риск развития токсикодермии для большинства лекарственных препаратов составляет от 1 до 3%. По данным ряда авторов, токсикодермия составляет до 25% среди всех побочных реакций при использовании лекарственных препаратов

(1-3). В терапевтических стационарах Семипалатинска токсикодермия была отмечена у 4% больных, а в инфекционных больницах — в 3 раза чаще. Росту медикаментозных осложнений способствует широко распространенное самолечение, пристрастие к одним и тем же препаратам у ряда пациентов, прием одновременно нескольких лекарств без учета их возможного взаимодействия в организме. Спектр побочных кожных реакций на системное применение лекарств широк: от локализованных, доброкачественных форм до генерализованных, тяжелых, угрожающих жизни состояний. Причиной более 70% лекарственных токсидермий являются антибиотики, особенно пенициллинового ряда, нестероидные противовоспалительные препараты, противосудорожные средства и сульфаниламиды. Пищевая аллергия встречается в 15-20% токсикодермий.

Цель работы: изучение факторов риска в возникновении и развитии токсидермий, а также особенностей их клинического течения по результатам ретроспективного анализа историй болезни пациентов ГКВД.

Материал и методы: анализ историй болезни пациентов ГКВД.

Результаты исследования. В течение года в стационарном отделении ГКВД были пролечены 82 пациента с токсикодермией, в том числе 52 женщины и 30 мужчин. Городские жители составили 80,5% (66 человек). Лекарственная токсидермия отмечена у 26,8%, пищевая - у 32,9%, к средствам бытовой химии - у 14,6% пациентов. Сопутствующая патология выявлена у 51 (62,2%) больного, на перенесенные бактериальные и вирусные инфекционные заболевания указали 29 (35,4%) человек.

В 82,9% случаев сыпь была представлена пятнистыми, папулезными и папуловезикулез-ными элементами, в 1,2% отмечено развитие фиксированной эритемы, в 15,9% зафиксировано появление буллезно-эрозивных высыпаний на коже и слизистых оболочках. Установлена взаимосвязь буллезной формы токсидермии с лекарственными препаратами (84,6%), сопутствующей (84,6%) и перенесенной (61,5) патологией. Обращает на себя внимание тот факт, что из 13 случаев бул-лезных форм токсидермий 11 были связаны с приемом различных лекарственных препаратов: 5 случаев - антибиотиков из группы пенициллина, 2 - нестероидных противовоспалительных средств, 2 - сульфаниламидов, по 1 - гипотензивных и

МЕДИЦИНА

<ЕМЕСЯЧНЫИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ МЕДИЦИНСКИМ ЖУРНАЛ

антигистаминных преператов, что согласуется с данными современной литературы. Процесс носил распространенный характер у 73,2% пациентов, в том числе у большинства лиц с проявлениями лекарственной аллергии У 26 больных наблюдалась анемия, у 15-эозинофилия, у 10-лимфоцитоз, у 20-ускорение СОЭ до 20-27 мм/час. Среди лиц с буллезной формой эти показатели выявлены соответственно в 38,4; 76,9; 53,8; 100% случаев.

Пациенты получали антигистаминные, ги-посенсибилизирующие, седативные, наружные средства по общепринятым схемам. В комплекс лечебных мероприятий 14 больных (в 10 случаях - с лекарственной токсидермией) включили преднизолон, что обеспечило более раннее начало разрешения кожного процесса (снижение интенсивности эритемы, отека, эпителизация эрозивных элементов) и клиническое выздоровление у 78,6% лиц.

выводы:

1. По данным ГКВД, самой частой причиной токсидермий в нашем регионе являются пищевые агенты, лекарственные сыпи регистрировались в 26,8% случаев.

2. Лекарственные реакции сопровождались

развитием более тяжелых (буллезных) вариантов сыпи (11 из 13 зарегистрированных), носили в основном распространенный характер.

3. У лиц с лекарственной токсидермией чаще отмечались лимфоцитоз (76,9%) и ускорение СОЭ (100%).

Литература:

1. ландышев Ю. с. лекарственная аллергия / Ю. с. ландышев, В. а. доровских. — м.: «норд-медиздат», 2010. — с. 6—13.

2. Хаитов Р. М. Аллергология. Клинические рекомендации / Р. М. Хаитов, Н. И. Ильина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 104—106.

3. Новиков П. Д. Принципы оценки иммунного статуса и диагностики иммунодефицитных болезней / П. Д. Новиков, Н. Ю. Коневалова, Н. Д. Титова // Иммунопатология, аллергология, инфектология. — 2005. — № 2. — С. 8—22.

сведения об авторах:

Беляева татьяна михайловна - к.м.н., доцент кафедры интернатуры по ОВП, Государственный медицинский университет г. Семей. Адрес: Сече-нова,1 Тел.: 87222533751, Тел. сот.: 87054510543 Эл. почта: btm56@rambler.ru

оценка антимикотикотерапии

Беляева Т.М., Сундеева Е.А., Ягофаров Ф.Ф.

Государственный медицинский университет г. семей, республика казахстан

Антимикотикотерапияны баалоо

Беляева Т.М., Сундеева Е.А., Ягофаров Ф.Ф.

Evaluation ап^тусоБюоШегару

Belyaeva ТМ, ЕА Sundeeva, Yagofarov FF

Современные антимикотики относящиеся к одному фармакологическому/химическому классу имеют различные наименования от множества торговых производителей. Как показывает клинический опыт применения антимикотиков не всегда приходиться говорить о равнозначности препаратов в одной группе.

целью нашего исследования явилось определение причин недостаточной эффективности проводимой антимикотической терапии микозов.

материалы и методы: Нами проведен ретроспективный клинико-лабораторный анализ (п-78) стационарных историй болезни детей, получавших различные системные антимикотики с этиотроп-ной целью. Возраст пациентов от 3 месяцев до 10 лет.

результаты исследования:

Из 78 случаев больных детей с диагнозом микроспория в\ч головы и инфильтративно-нагноитель-ная трихофития в\ч. В 12(15,3%) случаях на фоне проводимого лечения, имелась отрицательная

динамика в контролях (в материале обнаруживали споры и нити мицелия). В 5(6,41%) произвели замену антимикотика, в 7(8,97%) случаях применяемые лекарственные препараты представляли собой дженерики. В 3(3,84)% случаев у данных пациентов имелось не желательное взаимодействие с другими препаратами (Н2-гистаминовыми блокаторами), 2(2,5%) у детей имелись сопутствующие (анемия, глистные инвазии). Антимикотики обладают резистентностью к возбудителям микозов (особенно азольная группа антимикотиков). При назначении антимикотиков необходимо учитывать фактор взаимодействия, фармакокинетику, фармакодинамику системных антимикотиков.

выводы: На снижение ожидаемой эффективности антимикотической терапии у детей влияют ряд факторов: существование резистентности к антимикотикам, применение не всегда качественных дженериков, совместный прием с взаимодействующими препаратами, наличие сопутствующих заболеваний у пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.