Научная статья на тему 'Факторы риска алкоголизации студенческой молодежи'

Факторы риска алкоголизации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мулик А. Б., Шатыр Ю. А., Назаров Н. О., Постнова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы риска алкоголизации студенческой молодежи»

ся в достаточно высоком диапазоне, но всё же немного ниже, чем самочувствие и настроение. Более характерным психоэмоциональным состоянием, является настроение студентов, где процент испытуемых, отвечающих за низкий уровень, самый маленький - 10 % Данные, представленные в итоговой таблице, показывают, что при достаточно высоких показателях самочувствия и настроения, показатели активности занижены. Заинтересованность студентов на начальном этапе обучения компенсируется снижением активности и усталостью. Особенности адаптация к условиям обучения в вузе отражается в подъёме показателей настроения и самочувствия. Возможно, это связано с особенностью обучения на факультете физической культуры и увеличением физических нагрузок.

А. Б. Му лик, Ю. А. Шатыр, Н. О. Назаров, М. В. Постнова

Факторы риска алкоголизации студенческой молодежи

Алкоголизация студенческой молодежи является актуальной социально-медицинской проблемой в Российской Федерации. В качестве основных причин алкоголизации человека следует выделить риски социальной и биологической природы. Причем, на этапе социального становления человека, любые изменения среды, снимающие ограничения существовавших норм поведения, могут провоцировать реализацию девиантных сценариев удовлетворения потребностей, в том числе посредством потребления психоактивных веществ. С переходом в новый статус, от школьника к студенту, молодые люди попадают в ситуацию свободного выбора потребления легализованных психоактивных веществ, одним из которых является алкоголь.

С целью выявления факторов риска алкоголизации учащихся были предприняты комплексные исследования в условиях стандартной средовой нагрузки. На первом этапе в качестве объекта исследования выступало 205 подростков обоего пола 14-16 лет, пребывавших в летнем лагере «Интеграл» (Волгоградская область), а также 1280 студентов-первокурсников Волгоградского государственного университета.

Исследование подростков в лагере осуществлялось в августе 2009 г. Исследование студентов проводилось трижды: в сентябре 2009 г., декабре 2009 г., и сентябре 2010 г. Сроки исследования определялись тем, что начало сентября 2009 г. было для первокурсников временем наименьшего функционального напряжения, а начало декабря 2009 г. - наибольшего. Начало сентября 2010 г. -время оценки возможных устойчивых изменений как в отношении

270

функционального, так и социально-психологического состояния студентов.

В результате сравнительного анализа физического состояния школьников и студентов были определены сопоставимые группы здоровья по стандартным показателям. К основной группе здоровья было отнесено 50,5 процента школьников, 49,5 процента первокурсников. При переходе на второй курс количество студентов в основной группе сократилось до 39,9 процента. Полученные данные демонстрируют выраженную динамику степени физической дезадаптации учащейся молодежи в процессе обучения. Кроме этого, данная ситуация часто усугубляется потреблением алкоголя.

Анализ результатов опроса школьников подтвердил, что, несмотря на высокий процент периодических проб спиртного, потребляющими алкоголь себя считают 5 процентов школьников.

Выполнив опрос студентов 2009 г. поступления, получили негативную динамику по количеству потребителей алкоголя в течение года обучения. Потребление алкоголя (один раз в месяц и чаще) было зафиксировано у 75 процентов первокурсников и 81 процента студентов второго курса.

Для углубленного изучения факторов социального риска алкоголизации студенческой молодежи предприняли дополнительное исследование. В результате анализа специальной литературы (Комлев Ю.Ю., 2009; Берзин В.А., 2009; Горшков М.К., 2010; Цветкова Л.С., 2010) был определен ряд показателей, априори представляемых в качестве инициирующих моментов алкоголизации подростков.

Наиболее значимые из них относятся к социальному статусу родительской семьи и наличию пьющих взрослых членов семьи (неполная семья, злоупотребление алкоголем в семье, низкий уровень образования членов семьи, недоверие со стороны родителей, отчужденность родителей, финансовая зависимость от родителей, необходимость в самостоятельном заработке).

С целью валидизации анализируемых показателей риска алкоголизации учащейся молодежи было выполнено дополнительное наблюдение. В качестве респондентов выступали студенты ВолГУ 17-20-летнего возраста (2061 чел.), предварительно отобранные методом случайной выборки и подтвердившие готовность ответить на вопросы анкеты. Первый блок вопросов анкеты был направлен на выявление наличия и степени зависимости человека от алкоголя с учетом вида потребляемых алкогольных напитков. Во втором блоке содержались вопросы, детально характеризующие каждый из исследуемых показателей.

Обобщив результаты анкетирования, установили, что психологическая зависимость от алкоголя присутствует у 10,4 процентов

271

респондентов, причем в подавляющем большинстве студенты потребляют слабоалкогольные напитки или слабоалкогольные в сочетании с крепкими спиртными напитками.

Дальнейшая дифференциация респондентов на две группы: I группа - лица, не имеющие формально выявленной зависимости от алкоголя; II группа - лица, психологически зависимые от алкоголя, позволила выполнить сравнительный анализ социальных факторов, предположительно влияющих на алкоголизацию учащейся молодежи.

В результате анализа полученных данных не было выявлено достоверных различий по представленным показателям между студентами I и II групп наблюдения. Однако по ряду показателей (злоупотребления алкоголем в родительской семье, отчужденность родителей и детей, необходимость в самостоятельном заработке) определена тенденция к повышению алкоголизации студенческой молодежи. При этом наблюдается незначительная прямая связь между наличием высшего образования у родителей и повышенным уровнем алкоголизации детей.

Для дальнейшего исследования из числа общей выборки были задействованы 214 студентов, имеющих психологическую зависимость от алкоголя.

Во-первых, у данных студентов методом Я. Стреляу определили тип высшей нервной деятельности, дифференцировав их на четыре группы. В группу холериков вошло 49 процентов, в группу сангвиников - 34 процента, в группу меланхоликов - 15 процентов, в группу флегматиков - 2 процента лиц с психологической зависимостью от алкоголя.

Во-вторых, используя методику Леонгарда, были определены акцентуации характера у студентов - потребителей алкоголя. При этом в группе холериков выделяются две подгруппы: 1) индивиды с ярко выраженной гипертимностью; 2) индивиды с ярко выраженной возбудимостью.

В группе меланхоликов и флегматиков преобладает дистимич-ность. В группе сангвиников относительной выраженностью характеризуется гипертимность, экзальтированность и циклотимичность.

В-третьих, методом приборной диагностики был оценен индивидуальный уровень общей неспецифической реактивности организма (Патент №2222258). Распределение студентов по стандартным группам уровня общей неспецифической реактивности организма (высокий, средний, низкий) выявило, что к высокому уровню относится 65 процентов, к среднему - 32 процента, к низкому - 3 процента студентов зависимых от алкоголя.

В-четвертых, посредством стандартных методов электроэнцефалографии и вариационной пульсометрии определили психофи-

272

зиологические и функциональные характеристики индивидов, опытной (14 человек - зависимых от алкоголя) и контрольной (14 человек, не потребляющих алкоголь) групп. Результаты электроэнцефалографических исследований свидетельствуют о повышении подвижности и неуравновешенности нервных процессов, выраженности поведенческой активности, повышенной психической возбудимости у потребителей алкоголя. Данные вариационной пульсометрии определяют относительное преобладание симпатической нервной системы в организации вегетативного гомеостаза у лиц потребляющих алкоголь.

Таким образом, необходимо констатировать, что психофизиологический компонент риска алкоголизации может быть оценен посредством комплекса диагностических процедур. Для этого целесообразно установить следующий алгоритм:

1. Оценка уровня общей неспецифической реактивности, где с повышением уровня реактивности возрастает риск востребованности алкоголя.

2. Оценка типа высшей нервной деятельности, где степень риска потребления алкоголя возрастает от флегматика к меланхолику, сангвинику, холерику.

3. Оценка акцентуаций характера, где риск востребованности алкоголя у холерика сочетается с гипертимностью и возбудимостью, у меланхолика и флегматика - с дистимичностью, а у сангвиника - с гипертимностью, экзальтированностью и циклотимичностью.

В качестве факторов социального риска алкоголизации студентов следует учитывать: злоупотребление алкоголем в родительской семье; отчужденность родителей и детей; необходимость в самостоятельном заработке у студентов.

И. А. Петрова

Взаимосвязь психического развития и успешности учебной деятельности учащихся начальных классов, принадлежащих к различным этническим группам

Одной из центральных проблем современной школы является повышение качества обучения. К числу критериев качества обучения, успешности учебной деятельности относят школьную успеваемость. Успешность учебной деятельности учащихся зависит от различных факторов. По данным исследований, к числу субъективных факторов обусловливающих успешность учебной деятельности относят также индивидуально-психологические и личностные особенности учащихся.

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.