Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: СМЫСЛОВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ'

ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: СМЫСЛОВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ / СОДЕРЖАНИЕ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ТЕМОЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Беликова Ксения Андреевна

Представлены итоги исследования факторов результативности психологического консультирования. Использовались групповая супервизия с элементами темоцентрированного взаимодействия, контекстная реконструкция авторских текстов, что позволило конкретизировать содержание и факторы исследуемой результативности. В итоге выявлены смысловые категории, характеризующие аспекты получения психологической помощи клиентом. К числу факторов результативности консультирования, определяющихся преимущественно его гуманистическим контекстом, отнесены следующие категории: новые, ожидаемые, а также неожидаемые - эмоциональные состояния, поведение, мысли клиента; решение проблем клиентом через принятие им ответственности; инсайты относительно своего жизненного опыта; принятие клиентом собственного опыта, преодоление трудностей; налаживание клиентом отношений с собой и с другими; решение проблем клиентом через принятие им ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Беликова Ксения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING: SEMANTIC RECONSTRUCTION

The results of the study of the effectiveness factors of psychological counseling are presented. We used group supervision with elements of theme-centered interaction, contextual reconstruction of author's texts, which made it possible to specify the content and factors of the studied effectiveness. As a result, semantic categories characterizing the aspects of receiving psychological assistance by the client were identified. Among the factors of the effectiveness of counseling, determined mainly by its humanistic context, are the following categories: new, expected, as well as unexpected - emotional states, behavior, thoughts of the client; solving problems by the client through the acceptance of responsibility; insights about your life experience; acceptance by the client of his own experience, overcoming difficulties; building client relationships with themselves and with others; problem solving by the client through the acceptance of responsibility.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: СМЫСЛОВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ»

Гуманитарные науки

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 144-151 The Territory of new opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. № 1. Р. 144-151

Научная статья УДК 159.9.07

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/144-151

Факторы результативности психологического консультирования: смысловая реконструкция

Чернявская Валентина Станиславовна Беликова Ксения Андреевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Аннотация. Представлены итоги исследования факторов результативности психологического консультирования. Использовались групповая супервизия с элементами темоцентрирован-ного взаимодействия, контекстная реконструкция авторских текстов, что позволило конкретизировать содержание и факторы исследуемой результативности. В итоге выявлены смысловые категории, характеризующие аспекты получения психологической помощи клиентом. К числу факторов результативности консультирования, определяющихся преимущественно его гуманистическим контекстом, отнесены следующие категории: новые, ожидаемые, а также неожи-даемые - эмоциональные состояния, поведение, мысли клиента; решение проблем клиентом через принятие им ответственности; инсайты относительно своего жизненного опыта; принятие клиентом собственного опыта, преодоление трудностей; налаживание клиентом отношений с собой и с другими; решение проблем клиентом через принятие им ответственности.

Ключевые слова: психологическое консультирование, результативность, факторы, содержание, групповая работа, темоцентрированное взаимодействие.

Для цитирования: Чернявская В. С., Беликова К. А. Факторы результативности психологического консультирования: смысловая реконструкция // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 144151. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/144-151.

Humanities sciences

Original article

Factors of the effectiveness of psychological counseling: semantic reconstruction

Valentina S. Chernyavskaya Ksenia A. Belikova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

© Чернявская В. С., 2022 © Беликова К. А., 2022

144

Abstract. The results of the study of the effectiveness factors of psychological counseling are presented. We used group supervision with elements of theme-centered interaction, contextual reconstruction of author's texts, which made it possible to specify the content and factors of the studied effectiveness. As a result, semantic categories characterizing the aspects of receiving psychological assistance by the client were identified. Among the factors of the effectiveness of counseling, determined mainly by its humanistic context, are the following categories: new, expected, as well as unexpected - emotional states, behavior, thoughts of the client; solving problems by the client through the acceptance of responsibility; insights about your life experience; acceptance by the client of his own experience, overcoming difficulties; building client relationships with themselves and with others; problem solving by the client through the acceptance of responsibility.

Keywords: psychological counseling, effectiveness, factors, content, group work, topic-centered interaction.

For citation: Chernyavskaya V. S., Belikova K. A. Factors of the effectiveness of psychological counseling: semantic reconstruction // The Territory of new opportunities. Vestnik VSUES. 2022. № 1. P. 144-151. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/144-151.

Актуальность работы обусловлена разнообразием запросов, потребностей клиентов, обратившихся за психологической помощью. В рамках психологического консультирования рассматриваются: переживания психотравмирующих событий, трудности взаимоотношений, проблемы саморегуляции и т.д.

Значимость результативности психологического консультирования и ее критериев подтверждается практикой работы консультирующих психологов по запросам клиентов, связанным с переживанием психотравмирующих событий, которые вызывают различные трудности в работе психолога. Данная тематика регулярно актуализируется и в повседневной работе психологов, и на суперви-зиях. Определение степени эффективности психологического консультирования остается одной из важных задач.

Р. Кочюнас считает, что результативность психологического консультирования остается одной из важных задач теории и практики психологического консультирования [4, с. 170].

Целью работы стало выделение содержания и факторов результативности психологического консультирования.

Для достижения цели был поставлен ряд задач: рассмотреть теоретические аспекты содержания и факторов результативности психологического консультирования; осуществить подбор методов и методик эмпирического исследования; разработать план эмпирического исследования содержания и факторов результативности психологического консультирования; провести эмпирическое исследование согласно плану; осуществить обработку и анализ результатов исследования.

Объект исследования - результативность психологического консультирования.

Предмет исследования - содержание и факторы результативности психологического консультирования.

Данное исследование проходило в несколько этапов. Подготовительный этап включал в себя определение актуальности и проблематики выбранной темы, постановку цели и задач, выделение объекта и предмета исследования.

Авторами проверялось предположение о том, что групповая супервизия с элементами темоцентрированного взаимодействия по теме результативности

145

психологического консультирования, которая сопровождается включением контекстной реконструкции авторских текстов, позволяет расширять и конкретизировать содержание и факторы психологического консультирования у психологов - участников группы.

Анализ научной литературы по данной теме позволил найти в том числе разногласия и конфликты данной научной области. В частности, при выявлении этических убеждений психолога-консультанта выяснилось, что разногласия в группе из 217 психологов достигают таких величин, что согласование мнений затруднено: «согласие с равномерным распределением подтвердилось для 25 пунктов из 140» [3, с. 99]. Теоретические аспекты проблемы связаны с разнообразными теоретическими основаниями психологического консультирования [4]. Представление о супервизии как методе совершенствования в профессии психолога консультанта показано в работах Г. А. Залевского. Образовательный процесс подготовки магистров психологии до 2021 года (включительно) в обязательном порядке не включал дисциплин, связанных с супервизией [6]. Поэтому супер-визия как метод и дисциплина для магистров проводится не в рамках образовательного стандарта, а в рамках дополнительной программы, в то время как изучение понятия, содержания психологического консультирования входило в контекст обучения магистров. Особенность группы супервизии состояла в том, что она проводилась также в рамках методики темоцентрированного взаимодействия [2].

В соответствии с целью и задачами исследования был осуществлён подбор методов исследования, которые представлены в таблице. Для исследования критериев результативности психологического консультирования были выбраны метод эссе и метод неоконченных предложений.

№ п/п Метод Задачи Результат

1 Контент-анализ эссе Изучение содержания результативности психологического консультирования на констатирующем этапе Содержание результативности распределения факторов

2 Групповая работа с элементами темоцентрированного взаимодействия Активизация профессиональных представлений о психологическом консультировании Содержание и факторы

3 Метод неоконченных предложений (М. М. Абдуллаева) Актуализация и профессионализация представлений у студентов Содержание и факторы

4 Контент-анализ текстового содержания высказываний испытуемых Анализ категорий результативности психологического консультирования на контрольном этапе Содержание результативности распределения факторов

В написании эссе приняло участие 46 студентов, из которых 29 студентов магистратуры, заочной формы обучения и 17 студентов бакалавриата очной формы обучения.

146

В результате обработки эссе респондентов методом контент-анализа было выделено 5 основных категорий, показанных на диаграмме, на которой отражен вклад каждой категории в общее разнообразие смысловых единиц текста респондентов (рис. 1).

Рис. 1. Вклад категорий контент-анализа в содержание результативности психологического консультирования

Обобщение смысловых единиц текстов эссе показало следующее количественное распределение:

33 % - смысловые единицы, связанные с решением задач;

28 % - самопринятие и самопринятие на эмоциональном уровне;

18 % - налаживание отношений (детско-родительские и супружеские отношения);

12 % - обеспечение пространства доверия;

9 % - изменение взглядов на жизнь и поведение.

Следующий этап работы включал в себя проведение эмпирического исследования и супервизионных встреч (9 ч).

Анализ текста, отражающего процесс супервизии с элементами темоцентри-рованного взаимодействия, по ключевым словам позволил прийти к выводу о том, что к факторам результативности психологического консультирования относятся относительно универсальные категории результата психологического консультирования, которые показывают удовлетворенность клиентских запросов [2, с. 75]. На рис. 2 представлена диаграмма, на которой отражены факторы и содержание результативности психологического консультирования.

147

Рис. 2. Распределение частоты использования факторов результативности психологического консультирования в процессе супервизии с элементами темоцентрированного взаимодействия

На основе полученных данных сделан вывод о том, что значимыми факторами результативности психологического консультирования являются:

1-е место - новые (ожидаемые и неожидаемые) эмоциональные состояния, поведение и мысли клиента (22 компонента);

2-е место - инсайты относительно своего жизненного опыта (5 компонентов);

3-е место - принятие клиентом собственного опыта, преодоление трудностей (5 компонентов);

4-е место - налаживание клиентом отношений с собой и с другими (4 компонента);

5-е место - решение проблем клиентом через принятие им ответственности (2 компонента, что свидетельствует о низком уровне готовности брать на себя ответственность).

В группе, состоявшей из восьми человек, для расширения и конкретизации факторов и содержания результативности психологического консультирования участникам было предложено пройти исследование с включением реконструкции авторского текста. Для этого авторами был выбран метод неоконченных предложений [1, с. 47].

148

В результате обработки текстов участников группы были выделены несколько формальных характеристик текста [1, с. 48]:

- длина авторских завершений («длина»). Выделение этого показателя связано с работой семантического закона «сворачивания» сетки значений, позволяющего предположить, что длина текста будет коррелировать со стажем работы специалиста;

- отношение количества глаголов к общему количеству слов («глаголы»);

- отношение количества прилагательных к общему количеству слов («прилагательные»);

- отношение количества существительных к общему количеству слов («существительные»);

- отношение количества притяжательных местоимений (мое, наше, свое и т.п.) к общему количеству слов («местоимения»);

- отношение количества слов, характерных для данной профессии, к общему количеству слов («специальные термины»).

На основе расчетов было выявлено соотношение категорий семантико-стилистической специфики текста по отношению к каждому участнику группы (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение показателей семантико-стилистической специфики текста

участников группы

Оказалось, что глагольная форма, которая соответствует профессиональной личной активности участников группы, практически в два раза меньше количества существительных, которые синтаксически связаны с прилагательными и отвечают за богатство речи, стилистическое единство и эмоциональный фон текста.

149

Минимальное количество притяжательных местоимений свидетельствует о низком уровне принятия своей профессии среди студентов.

Недостаточное количество специальных терминов также может свидетельствовать о низком уровне профессиональных навыков.

Обнаружено, что наиболее часто среди категорий, выраженных в форме частей речи, в качестве предикатов результативности консультирования встречается существительное (первое место), что свидетельствует о богатстве речи и стилистическом единстве авторов текстов. На втором месте стоят глаголы, что говорит о силе значимости, действенности факторов результативности. На третьем месте находятся прилагательные, что свидетельствует о качественных характеристиках результативности. Профессиональные термины стоят на предпоследнем месте, что подтверждает недостаточно развитую профессионализацию. Притяжательные местоимения, которые трактуются М. М. Аблуллаевой как идентификатор профессиональной идентичности, у большинства участников группы оказались не представлены в текстах, что говорит о недостаточной ее выраженности [1]. Таким образом, была охарактеризована результативность психологического консультирования через части речи. Произошла актуализация представлений о психологическом консультировании и развитие профессиональной идентичности у участников группы с процессуальной стороны. Полученные результаты имеют практическую значимость: они позволяет расширять и конкретизировать содержание и факторы психологического консультирования. Принципиально новым результатом исследования стало определение факторов результативности психологического консультирования.

Выводы. Результативность группового консультирования выявлена в ходе исследования, основанного на качественном анализе смысловых категорий письменных и устных текстов. С помощью смысловой реконструкции текстов авторы смогли эмпирически определить факторы результативности психологического консультирования, качественного анализа, смысловой реконструкции, в частности контент-анализа эссе на данную тему, контент-анализа устных высказываний психологов - участников супервизии с элементами темоцентрирован-ного взаимодействия на тему результативности психологического консультирования. К факторам результативности психологического консультирования отнесены: эмоциональные состояния, поведение, мысли клиента; инсайты относительно своего жизненного опыта; принятие клиентом собственного опыта, преодоление трудностей; налаживание клиентом отношений (с собой, с другими); решение проблем клиентом через принятие им ответственности.

Список источников

1. Абдуллаева М. М. Семантические характеристики текста и особенности профессионального труда // Вестник Моск. ун-та. - 2005. - № 4. - С. 45-49.

2. Агеева Л. Г., Беганцова И. С. Использование темоцентрированного взаимодействия в практической подготовке студентов-психологов // Высшее образование сегодня. -2016. - № 1. - С.73-76.

150

3. Гаранян Н.Г., Захарова Ю. В., Сорокова М. Г. Этические установки российских психологов-консультантов: область разногласий и потенциальных конфликтов // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Т. 28, № 1. - С. 87-112.

4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. - Москва: Академический проект, 2021. - 222 с.

5. Крайнюков С. В., Горюнова Ю.В. Психосемантический анализ метафор в психологическом консультировании // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. -Т. 29, № 1. - С. 165-183.

6. Залевский Г.В. Психологическая супервизия. - Москва: Юрайт, 2019. - 176 с.

References

1. Abdullaeva M. M. Semantic characteristics of the text and peculiarities of professional labor // Bulletin of Mosk. un-ta. - 2005. - № 4. - P. 45-49.

2. Ageeva L. G., Begantsova I. S. The use of focused interaction in the practical training of students-psychologists // Higher education today. - 2016. - № 1. - P. 73-76.

3. Garanyan N. G., Zakharova Yu. V., Sorokova M. G. Ethical attitudes of Russian psycho-logs-consultants: the field of disagreement and potential conflicts // Consulting-tative psychology and psychotherapy. - 2020. - T. 28, № 1. - P. 87-112.

4. Kociunas R. Psychological counseling. - Moscow: Academic project, 2021. - 222 p.

5. Krainyukov S. V., Goryunova Yu. V. Psychosemantic analysis of metaphors in psychological counseling // Advisory psychology and psychotherapy. - 2021. - T. 29, № 1. - P. 165-183.

6. Zalevsky G. V. Psychological supervision. - Moscow: Ewright, 2019. - 176 p.

Информация об авторах:

Чернявская Валентина Станиславовна, д-р пед. наук, профессор кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: valstan13@mail.ru.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6674-6305

Беликова Ксения Андреевна, студент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, г. Владивостокп. E-mail: belikova_kseniya@mail.ru.

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/144-151

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

10.12.2021 01.02.2022 07.02.2022

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.