Научная статья на тему 'Факторы результативности бизнеса'

Факторы результативности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
результативность / цепочка ценности / приспосабливаемость / «идентичность» компании / факторы внешней среды / факторы внутренней среды / управление бизнесом. / performance / value chain / adaptability / «identity» of a company / environmental factors / internal factors / business management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З. А. Хамидуллина

Статья посвящена выделению факторов результативности бизнеса в условиях современного рынка и существующих искажений совершенной конкуренции, ведущих к возникновению новых угроз для бизнеса, с которыми ранее компании не сталкивались. Показано влияние на результативность компании факторов, прямо не относящихся к рыночным силам конкуренции, воздействующим на организацию, но и к факторам макроокружения их нельзя в полной мере отнести, что дает основание говорить о необходимости оценки факторов результативности в рамках создания потребительской ценности. Исходя из этого, а также выделения факторов результативности, обусловленных одновременным давлением на отдельные звенья «Цепочки ценности», связанных с действиями поставщиков и потребителей показана роль приспосабливаемости организации в повышении результативности ее деятельности и обоснована взаимосвязь приспосабливаемости с «идентичностью» бизнеса. Под «идентичностью» бизнеса предложено понимать ориентацию как руководства компании, так и ее сотрудников на достижение интересов собственников предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PERFORMANCE FACTORS

The article is devoted to highlighting the factors of business performance in a modern market and the existing distortions of perfect competition, leading to the emergence of new threats to businesses that companies have not encountered before. The influence on the company's performance of factors that are not directly related to the market forces of competition affecting the organization, but also cannot be fully attributed to the factors of macroenvironment, which suggests that it is necessary to assess the effectiveness factors in the framework of creating consumer value. Based on this, as well as the identification of performance factors due to the simultaneous pressure on individual links of the “Value Chain” associated with the actions of suppliers and consumers, the role of the organization’s adaptability in increasing the effectiveness of its activities is shown and the relationship of adaptability with the “identity” of the business is substantiated. By “business identity” it is proposed to understand the orientation of both the company's management and its employees towards the interests of the owners of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Факторы результативности бизнеса»

ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БИЗНЕСА З.А. Хамидуллина, аспирант

Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11503

Аннотация. Статья посвящена выделению факторов результативности бизнеса в условиях современного рынка и существующих искажений совершенной конкуренции, ведущих к возникновению новых угроз для бизнеса, с которыми ранее компании не сталкивались. Показано влияние на результативность компании факторов, прямо не относящихся к рыночным силам конкуренции, воздействующим на организацию, но и к факторам макроокружения их нельзя в полной мере отнести, что дает основание говорить о необходимости оценки факторов результативности в рамках создания потребительской ценности. Исходя из этого, а также выделения факторов результативности, обусловленных одновременным давлением на отдельные звенья «Цепочки ценности», связанных с действиями поставщиков и потребителей показана роль приспосабливаемости организации в повышении результативности ее деятельности и обоснована взаимосвязь приспосабли-ваемости с «идентичностью» бизнеса. Под «идентичностью» бизнеса предложено понимать ориентацию как руководства компании, так и ее сотрудников на достижение интересов собственников предприятия.

Ключевые слова: результативность, цепочка ценности, приспосабливаемость, «идентичность» компании, факторы внешней среды, факторы внутренней среды, управление бизнесом.

Результативность деятельности компании как соотношение достигнутых результатов (прибыли, стоимости компании или иных стоимостных экономических критериев) с затраченными на его получение ресурсами определяется, в совокупности, факторами, относящимися к внешней среде бизнеса (макроокружение и рынок), а также состоянием внутренней среды. Это положение в большинстве случаев является безусловным, поскольку бизнес только тогда может создавать выгоды, соразмерные задействованным ресурсам, когда в должной мере организовано ведение дела и, при этом, управление в необходимой мере ориентировано на окружающие компанию условия. Между тем, характер взаимосвязи между результативностью и факторами, влияющими на нее, равно как и перечне факторов, определяющих результативность, даже в теоретическом аспекте не всегда очевиден, а отсюда и несовершенство управления результативностью во многих отраслях экономики в методическом плане. При существовании множества факторов, оказывающих влия-

ние на результативность организации, в теоретическом плане взаимосвязь не всегда очевидна, что является одной из причин научных дискуссий.

Если рассматривать бизнес с точки зрения рыночной конкуренции, то он выступает, как правило, одним из участников создания потребительской ценности, а одним из возможных вариантов описания как положения компании на рынке, так и влияющих на ее результативность факторов следует считать «Цепочку ценности». Хотя она была предложена М. Портером [1], в первую очередь, как практический инструмент описания способа создания потребительской ценности, в последующем ее применение не только существенно расширилось в практике управления, но и получило свое теоретическое признание.

Например, О.В. Юдина и Т.Н. Лукина рассматривают «Цепочку ценности» только в рамках маркетинга [2]. В то же время, в исследовании Н.В. Кузнецовой и Е.А. Алексеевой «цепочка ценности» представлена уже как инструмент управления металлургическим предприятием во

взаимосвязи с логистикой [3]. По мнению Е.В. Савоскиной, О.А. Бобровской и Ю.В. Зюзяевой, «цепочка ценности» вполне применима в финансовой политике компании [4]. В теоретическом плане возможности «цепочки ценности» рассматривают С.М. Крымов и Г.С. Дудаков, дополняя теоретические положения практической составляющей, относящейся к деятельности промышленных предприятий [5]. Все это позволяет судить о значимости «цепочки ценности» как в теоретическом плане, так и в качестве одного из инструментов стратегического анализа деятельности компании.

С позиций теории управления «Цепочка ценности» описывает специфику создания ценности для потребителя в существующих рыночных условиях, а, значит, позволяет судить и о факторах результативности бизнеса, поскольку сам по себе результат деятельности компании определяется способностью выявить и удовлетворить потребительские запросы, при этом расходуя ресурсы рационально. Как следствие, «Цепочку ценности» можно рассматривать как один из способов теоретического представления факторов результативности для конкретной компании и в целом для отрасли.

Одновременно следует учитывать факторы, относящиеся непосредственно к рыночной конкуренции, они также описаны М. Портером, в последующем их перечень был расширен только за счет рабочей силы, причем последний фактор представляется достаточно неоднозначным. Работники компании, безусловно, могут оказывать влияние на результативность бизнеса, но, скорее, как элемент внутренней среды,

влияние же рынка труда на конкуренцию в отрасли, как следствие, на результативность организации, во многом определяется спецификой конкретного рынка.

В любом случае, описание рыночных сил конкуренции относится только к части «Цепочки ценности», включая, помимо самой отрасли, только поставщиков и потребителей, но, реально, на результативность могут влиять и другие участники создания потребительской ценности. Иначе говоря, достижение компанией результативности в рамках создания потребительской ценности не ограничивается только непосредственными факторами рыночной конкуренции.

Столь же велико значение факторов, относящихся и к другим участникам «Цепочки ценности». В качестве примера может быть приведена ситуация, представленная на рисунке 1. Из рисунка 1 видно, что, в целом, ситуация относительно Компании (Комп) приближена к рыночной, поскольку ни на стороне непосредственных поставщиков (Пост), ни на стороне покупателей (Пок) нет значительной рыночной власти относительно Компании. Предполагается, что ни на одного поставщика (Пост;) либо покупателя (Пок^ не приходится свыше 20% поставок или продаж Компании. В самой отрасли у Компании имеется п конкурентов. Как следствие, рыночной силой участники рынка хотя и обладают, но она является умеренной. В этом примере потенциальные конкуренты и товары-заменители не участвуют. Компания создает достаточную результативность (Ркомп), благодаря созданию приемлемой потребительской ценности (Цкомп).

ЦпостФ

Цпроизв

const

ЦпокФ (Ц пост Цотр)

ФД1

СЭ^ (Ц^

1

пПотР>>т

Рисунок. Пример влияния «Цепочки ценности» на результативность компании

Конкуренция приближена к рыночным условиям, что означает соответствие между результативностью для каждого из уровней «Цепочки ценности» и создаваемой ценностью, а, первоначально, между участниками «Цепочки ценности», относящимися к одному уровню, нет существенных различий. Обосновывается это, в том числе, в рамках концепции «нормальной прибыли», а, в экономическом анализе, об этом говорит «Теория риска» (А. Смит, Д.Б. Кларк, М. Хоули, Ф. Найт).

Ситуация меняется, когда на производителей (Произв) начинают влиять факторы макроокружения (ФД1), например, меры административного регулирования отрасли приводят к сокращению количества производителей до трех, каждый из производителей создает такую же (в маркетинговом смысле) потребительскую ценность (Цпроизв), как и ранее, но, за счет рыночной власти в отрасли, результативность (Рпро-изв) в такой ситуации возрастает.

В такой ситуации результативность поставщиков (Рпост) должна была бы снижаться, если бы не фактор монополизации рынка. Стремясь к сохранению существующей результативности, а, лучше, к ее

увеличению, поставщики уменьшают создаваемую ими ценность (Цпост), например, используя менее надежные способы перевозки, более дешевую упаковку, любые другие меры, одновременно обеспечивающие «удешевление производства» и позволяющие предлагать покупателям, по существу, менее качественный товар. Рыночная сила поставщиков (РСП) за счет монополизации рынка возрастает, следовательно, для участников отрасли уже нет возможности получать ту же результативность (Ротр), что и ранее.

На стороне участников отрасли, при значительном количестве участников, монополизация отсутствует, бизнес сопоставим по размерам, что делает неперспективным рост рыночной силы через слияния и поглощения, а, помимо прочего, начинают влиять и покупатели продукции. Под влиянием снижения потребительской ценности, создаваемой поставщиками, покупатели также начинают предпринимать действия, направленные на повышение результативности, что, благодаря наличию рыночной власти, им удается, но, как и в случае с поставщиками, происходит это за счет отрасли. Иначе говоря, на отрасль все

более существенно влияет рыночная сила покупателей (ФД), но первоначально вызвано это было сокращением количества производителей.

Факторы, не относящиеся прямо к рыночным силам конкуренции, тем не менее, весьма существенно влияют на результативность компаний, относящихся к отрасли. Эти факторы к макроокружению не относятся, поскольку, хотя причиной сокращению производителей стали в представленном примере именно факторы, выходящие за рамки создания потребительской ценности, реально причиной могла бы послужить и простая конкуренция производителей. С отраслью производители прямо не связаны, что позволяет говорить о необходимости расширения перечня факторов, определяющих результативность в отрасли, до всей «Цепочки ценности», причем учитывать также следует и влияние этих факторов до потребителей.

В представленной ситуации до них доводится существенно меньшая ценность, чем ранее, но, с учетом роста результативности на некоторых уровнях создания потребительской ценности, можно предположить, что платят, сопоставимо с качеством товара, потребители больше, чем ранее.

Непосредственно вопросы социального эффекта с результативностью не связаны. Тем не менее, если обозначить его исходя из соотношения потребительской ценности с затратами потребителей на приобретение товаров, а также учесть такой фактор как рост безработицы, обусловленный сокращением количества участников рынка на отдельных уровнях создания потребительской ценности, социальный эффект в представленной ситуации также снижается.

Одновременно учитывать необходимо и факторы внутренней среды рассматриваемой компании, причем во взаимосвязи с факторами макроокружения (ФДз), поскольку только в ситуации, близкой к совершенной конкуренции, компания ориентируется приблизительно на те же условия, что и конкуренты, а, под влиянием снижения результативности стремится к достижению лучших результатов. Для

компании источником результативности выступает приспосабливаемость (П), она представляет собой способность компании реагировать на преобразования во внешней среде не только через преобразования в способах ведения бизнеса, но и через использование внешних факторов.

Поскольку в отрасли приспосабливае-мость компаний может быть различной, результативность, при существенном увеличении влияния факторов внешней среды, также может различаться, бизнес с более высокой приспосабливаемостью при общем снижении результативности в отрасли (Ротр) может достигать той же результативности, что и ранее (Ркомп = const).

Источники приспосабливаемости определяются, в том числе, ресурсами бизнеса и характером управления, но, в наиболее общем виде, они могут быть определены как «идентичность» компании. В данном случае под «идентичностью» предлагается понимать направленность усилий как сотрудников компании, так и ее руководства на достижение общих целей (в данном случае поддержание результативности на прежнем уровне) и заинтересованных, даже при различном понимании отдельных аспектов бизнеса, в преимущественном достижении именно общей цели. Частные цели могут при этом различаться, но действовать все сотрудники компании должны, прежде всего, в интересах собственников бизнеса, что, помимо прочего, означает отсутствие противоречий между целями высшего руководства компании и интересами акционеров. В идеальном варианте «идентичность» обеспечивается совпадением собственников и высшего руководства.

Положение об «идентичности» справедливо для российского бизнеса, где одной из ключевых проблем выступает стремление руководства к реализации частных интересов, а не к достижению результативности в интересах владельцев компании. В зарубежной практике, напротив, считается, что совпадение в лицах владельцев с высшим руководством отрицательно сказывается на качестве управления, как следствие, на результативности. Относится это к «открытой» модели

управления, для «закрытой» модели кор- Вполне вероятно, что, говоря о факторах, поративного управления, вероятно, непо- влияющих на результативность, более средственная заинтересованность руково- обоснованным было бы учитывать воздей-дства, относящегося к собственникам, в ствие на конкретную отрасль не только результативности, также может быть ис- рыночных сил конкуренции, но и всех точником более эффективного и обосно- других отраслей, участвующих в создании ванного развития бизнеса, в том числе, на потребительской ценности. Кроме того, стратегическую перспективу. учитывать следует такой фактор как при-

Следовательно, представленный пример спосабливаемость компании, главным ис-позволяет сделать вывод о наличии мно- точником которой выступает «идентич-жества факторов, определяющих результа- ность» целей руководства, собственников тивность деятельности организации. и работников.

Библиографический список

1. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 716 с.

2. Юдина, О.В. Маркетинговая сущность ценности в цепочке ценностей / О.В. Юдина, Т.Н. Лукина // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2017. - № 1. - С. 221-223.

3. Кузнецова, Н.В. Цепочка создания ценностей М. Портера в рамках оценки конкурентоспособности предприятий металлургической отрасли / Н.В. Кузнецова, Е.А. Алексеева // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 418-423.

4. Савоскина, Е.В. Совершенствование финансовой политики в рамках элементов цепочки создания ценностей / Е.В. Савоскина, О.А. Бобровская, Ю.В. Зюзяева // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. В 3-х частях. - 2018. - С. 141-145.

5. Крымов, С.М. Проникновение товарообращения в цепочку создания ценностей производственного предприятия / С.М. Крымов, Г.С. Дудаков // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. - 2016. - С. 235-239.

BUSINESS PERFORMANCE FACTORS

Z.A. Khamidullina, Postgraduate

Siberian State University of Railway Engineering

(Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article is devoted to highlighting the factors of business performance in a modern market and the existing distortions of perfect competition, leading to the emergence of new threats to businesses that companies have not encountered before. The influence on the company's performance of factors that are not directly related to the market forces of competition affecting the organization, but also cannot be fully attributed to the factors of macro- environment, which suggests that it is necessary to assess the effectiveness factors in the framework of creating consumer value. Based on this, as well as the identification of performance factors due to the simultaneous pressure on individual links of the "Value Chain" associated with the actions of suppliers and consumers, the role of the organization's adaptability in increasing the effectiveness of its activities is shown and the relationship of adaptability with the "identity" of the business is substantiated. By "business identity " it is proposed to understand the orientation of both the company's management and its employees towards the interests of the owners of the enterprise.

Keywords: performance, value chain, adaptability, «identity» of a company, environmental factors, internal factors, business management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.