Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
705
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГ РОССИИ / ТУРИЗМ / ФАКТОРЫ / ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шмыткова А.В.

Рассмотрены факторы, определяющие развитие туризма на Юге России: природно-географические, историко-культурные, экономические, геополитические, инфраструктурные демографические, экологические, медико-санитарные, рекреационно-деятельностные, инновационные факторы, туристско-рекреационные потребности населения, факторы кадрового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шмыткова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE SOUTH OF RUSSIA

Tourist and recreational regions are objectively existing spaces formed by tourist and recreational demand, characteristic conditions, factors and resources that have a certain degree of infrastructure development, differing from other regions in specialization in certain types of tourist and recreational activities.The integrity of the South of Russia as a region forms a number of features, such as a common historical fate, economic and transport structures, a linguistic, religious, ethnic, cultural community, and finally, a physical-geographical community. The South of Russia, which unites thirteen constituent entities of the Russian Federation, is a stable, polycentric, territorial socio-economic and cultural system that is asymmetric in terms of the nature of system-forming ties and the level of socio-economic development. The tourist and recreational complex is of exceptional importance for the South of Russia, largely determines the modern macroeconomic "face" of the region.The South of Russia is characterized by a significant variety of conditions and factors that determine the formation of tourist and recreational complexes. The regions of the Russian South differ significantly from each other depending on the geographical location, natural and socio-economic conditions, the peculiarities of the geopolitical situation, the level of tourist and recreational development, and the specialization of tourist centers.Natural and geographical, historical and cultural factors, tourist and recreational needs of the population, economic, geopolitical, infrastructural, demographic, environmental, health care, recreational and activity, innovative factors, factors of staffing are analyzed.The natural, historical and cultural resources of the South of Russia, unique on a scale of Russia, make it possible to develop on the territory of its subjects: beach, balneological, cultural, religious, ethnographic, sports, ecological types of tourism. At the same time, the distribution of tourist resources is characterized by unevenness. The Azov-Black Sea coast and the Republic of the North Caucasus have significant natural tourist resources. The cultural potential is concentrated mainly in the administrative centers and large cities of the plains, as well as almost everywhere in the republics of the North Caucasus.The main factors restraining the growth of the competitiveness of the regions of the South of Russia in the international market of tourist services and, as a result, hindering the realization of its tourist potential, are the low level of development of tourist infrastructure, including the inadequacy, and in a number of regions the lack of tourist class accommodation facilities, the prevailing asymmetry of the spatial transport development of the region.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 7 (73). № 3. 2021 г. С. 159-170.

УДК 338.48

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ

Шмыткова А. В.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: annav1109@mail.ru

Рассмотрены факторы, определяющие развитие туризма на Юге России: природно-географические, историко-культурные, экономические, геополитические, инфраструктурные демографические, экологические, медико-санитарные, рекреационно-деятельностные, инновационные факторы, туристско-рекреационные потребности населения, факторы кадрового обеспечения. Ключевые слова: Юг России, туризм, факторы, туристский регион.

ВВЕДЕНИЕ

Туристско-рекреационные регионы — это объективно существующие пространства, сформированные туристско-рекреационным спросом, характерными условиями, факторами и ресурсами, имеющими определенную степень развития инфраструктуры, отличающимися от других регионов специализацией на определенных видах туристско-рекреационной деятельности.

Целостность Юга России как региона формирует ряд признаков, таких как общность исторической судьбы, экономических и транспортных структур, языковая, религиозная, этническая, культурная общность, наконец, общность физико-географическая. Юг России, объединяющий тринадцать субъектов Российской Федерации, — устойчивая, полицентрическая, асимметричная по характеру системоформирующих связей и уровню социально-экономического развития территориальная социально-экономико-культурная система [1]. Туристско-рекреационный комплекс имеет исключительное значение для Юга России, во многом определяет современное макроэкономическое «лицо» региона [2].

Исследователями неоднократно предпринимались попытки систематизировать факторы, влияющие на территориальную организацию рекреационной деятельности. Так, В. С. Преображенский отмечал, что «каждая система формируется, прежде всего, как ответ на социальный запрос, как средство удовлетворения неоднородных в функциональном и территориальном отношениях потребностей, поскольку отдыхающие избирают ресурсы, исходя, прежде всего, из своих потребностей» [3]. Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебов выделили четыре группы факторов: социально-экономические факторы; факторы, связанные с рекреационными ресурсами природного и антропогенного происхождения; инфраструктурные факторы; фактор географического положения страны или региона [4]. Л. Ю. Мажар предложила группировку разнообразных факторов, влияющих на формирование территориальных туристско-рекреационных систем в современных условиях [5].

Изучению факторов, определяющих развитие туризма в российских макрорегионах, посвящен ряд работ. Так, Н. И. Тульской и Н. В. Шабалиной были проанализированы факторы, активизирующие и лимитирующие развитие туризма в Центральном федеральном округе [6]; П. Я. Баклановым и М. Т. Романовым

рассмотрены факторы развития туризма в Дальневосточном регионе России [7]; В. В. Рицци — в Северо-Западном федеральном округе [8].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Для Юга России характерно значительное разнообразие условий и факторов, определяющих формирование туристско-рекреационных комплексов. Регионы Российского Юга значительно отличаются друг от друга в зависимости от географического положения, природных и социально-экономических условий, особенностей геополитической ситуации, уровня туристско-рекреационной освоенности, специализации туристских центров.

1. Природно-географические факторы. Макрорегион расположен на юге Европейской части России. В пределах страны Юг граничит на севере с более развитыми в экономическом отношении Центральным и Поволжским федеральным округами, на западе — с Украиной, на востоке Юг контактирует с Республикой Казахстан, а на юге — с государствами Закавказья. Важная особенность географического положения — выход к трем морям: Азовскому и Черному на западе и Каспийскому на востоке. Существенная дифференциация природно-климатических условий предопределяет усложненную мозаику форм туристско-рекреационного использования, формирует внутрирегиональные различия в туристском освоении территории.

Азово-Черноморское побережье — это уникальный регион России, обладающий благоприятными природно-климатическими условиями для отдыха и оздоровления. Общая длина береговой линии Азовского моря от границы с Ростовской областью до порта Кавказ составляет 572 км. Их них 182 км приходится на берега Ейского, Бейсугского и Ахтарского лиманов и 390 км — на берега моря и Таганрогского залива. Наиболее перспективными для развития туризма являются косы Азовского моря. Песчаные косы Павло-Очаковская, Петрушина, Беглицкая, Чумбурская, Ейская, Должанская, побережье Темрюкского залива, Тамани и пос. Ильича являются наиболее привлекательными с туристско-рекреационной точки зрения.

Наивысший уровень рекреационного освоения отмечается на Черноморском побережье Краснодарского края, включающем в себя Сочинский, Туапсинский, Геленджикский и Анапский районы. Протяженность Черноморского побережья России от Таманского полуострова до Адлера (граница с Абхазия) составляет около 400 км с учётом изрезанности береговой линии [9].

Из всех регионов Северо-Кавказского округа выход к морю имеет только один — Дагестан. Береговая линия в республике — 540 км, около 200 из них — песчаные пляжи. Купальный сезон на Каспии длится с мая по начало октября, но самое комфортное время для отдыха на его берегах — июль-август. Лучшие пляжи Дагестана тянутся широкой песчаной полосой от Махачкалы до Каспийска. Самое популярное место — юг и запад Буйнакской бухты.

Наличие на Юге России протяженных морских побережий, горных ландшафтов, больших запасов минеральных вод и лечебных грязей предопределяет возможности для развития оздоровительного туризма (Сочи-Адлерский артезианский бассейн

сульфидных (мацестинских) вод; Кавказские Минеральные Воды и др.). Санатории представляют собой своеобразный «несущий каркас» всего туристско-рекреационного комплекса Юга России.

На горных ландшафтах Юга России развиваются спортивные виды туризма. Проект туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа» включает в себя семь туристско-рекреационных комплексов: «Армхи» и «Цори» (Ингушетия); «Архыз» (Карачаево-Черкесская Республика); «Ведучи» (Чеченская Республика); «Лагонаки» (Краснодарский край и Республика Адыгея); «Мамисон» (Республика Северная Осетия-Алания); «Матлас» (Республика Дагестан); «Эльбрус-Безенги» (Кабардино-Балкарская Республика). К ним следует добавить функционирующие туристические комплексы, не связанные с туристским кластером непосредственно, но оказывающие значительное влияние на туристический рынок региона — «Роза Хутор», «Красная Поляна», «Газпром» (Краснодарский край), «Домбай» (Карачаево-Черкесская Республика), «Цей» (Республика Северная Осетия-Алания) и «Чиндирчеро» (Республика Дагестан) [10].

Юг России с его многочисленными заповедниками, национальными парками и памятниками природы перспективен для развития экологического туризма. На территории Юга расположено 11 заповедников: Кавказский государственный природный биосферный заповедник, государственный природный заповедник «Утриш», государственный природный биосферный заповедник «Ростовский», государственный природный биосферный заповедник «Черные земли», Астраханский государственный природный биосферный заповедник, Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник, Дагестанский государственный природный заповедник, Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник, Северо-Осетинский государственный природный заповедник, Тебердинский государственный природный биосферный заповедник, государственный природный заповедник Эрзи, а также 5 национальных парков.

2. Историко-культурные факторы. Обширная территория Юга России с древнейших времен выступала ареной соразвития и взаимодействия множества этнокультурных и этнополитических образований. В силу своего географического положения данный регион играл важную роль в древней и средневековой истории Восточной Европы. Находясь на важнейшем пути, связывавшем Юго-Восточную Европу с Закавказьем и культурными центрами Ближнего Востока, регион издревле служил зоной активных контактов и культурно-исторических взаимодействий населения степей Восточной Европы с оседло-земледельческими племенами и народами Кавказа, а через него и с цивилизациями Передней Азии. Территория Юга России осваивалась многими государственными образованиями такими как, Тюркский каганат, Боспорское царство, Хазарский каганат, Золотая Орда и др. [11].

Краснодарский край часто называют археологическим заповедником России. Вдоль Черноморского побережья по обеим сторонам Главного хребта Большого Кавказа распространилась дольменная культура. Волконский дольмен (район Большого Сочи) — единственный сохранившийся в мире полноразмерный дольмен монолитного типа [12]. А на территории Темрюкского района находится уникальное

Таманское городище Гермонасса-Тмутаракань, жизнь на котором беспрерывно продолжается уже более двух тысяч лет.

В Ростовской области центрами культурного туризма являются Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов и Шолоховский район, где родился и жил М. А. Шолохов. Волгоградская область выделяется большим количеством объектов военно-исторической тематики, известна своим историко-мемориальным комплексом в честь героев Сталинградской битвы. Культурный потенциал Астраханской области сосредоточен в Астрахани и включает ансамбль кремля, ансамбли жилых, административных и доходных домов. В Ставропольском крае значительный интерес для туристов представляют Лермонтовские места в Пятигорске.

Северный Кавказ — одно из немногих мест в России, где сохранились сторожевые родовые башни — яркий пример самобытной горской культуры. Они находятся на склонах Главного Кавказского хребта: на территории Северной Осетии, Дагестана, Ингушетии, Чечни и Кабардино-Балкарии.

Республика Дагестан, несомненно, является ключевым регионом для развития культурного туризма на Юге России. В 2003 г. решением ЮНЕСКО памятникам истории и культуры, расположенным в городе Дербенте, определены критерии — «уникальные и исключительные для цивилизации», а также — «выдающийся пример конструкции и архитектурного ансамбля» и присвоен статус памятника Всемирного наследия с номинацией «Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента».

3. Туристско-рекреационные потребности населения являются ключевыми факторами, генерирующими спрос на туристские услуги [13]. Знание рекреационных потребностей населения позволяет обозначить потенциальные точки роста для предприятий туристской индустрии, выявить перспективные виды туризма в макрорегионе [14, 15].

Юг России отвечает запросам различных категорий потребителей: тех, кто придерживается традиционной потребительской модели 3S («Sea-Sun-Sand» - «море - солнце - пляж»), и тех, кто выбирает модель 3L («Lore-Landscape-Leisure» -«национальные традиции - пейзаж - досуг»). Так, согласно результатам социологического опроса, 77% респондентов Юга России предпочитают отдых на море [16]. Традиция отдыха на Черноморском побережье у населения Юга России сложилась исторически и превратилась в своеобразную черту поведения во время летнего отдыха.

Интерес потенциальных туристов к культурному туризму на Юге России предопределен тем, что регион характеризуется значительным количеством памятников истории, культуры, архитектуры и археологии, краеведческими, литературно-мемориальными, историко-археологическими музеями. Уникальна в масштабах страны этнокультурная мозаика и конфессиональная структура населения: Юг России — это регион с характерным «смещением» этнической структуры (доля русских здесь достигает около 65%, а доля христианских этносов 74%). Национальные обычаи и традиции народов региона в области ремесел и кулинарии обусловили развитие этнографического, религиозного и гастрономического видов туризма.

4. Экономические факторы. Согласно данным Росстата, вклад туризма в ВВП Российской Федерации в 2018 г. составлял порядка 4,2%. В настоящее время в стране отсутствует методика расчета валовой добавленной стоимости туристской индустрии и ее вклада в ВРП региона, рекомендованная для применения на региональном уровне. В ряде регионов расчет показателей осуществляется на основании собственных разработанных методических подходов. Наибольший объем валовой добавленной стоимости туриндустрии на Юге России приходится на Краснодарский край, по этому показателю регион находился на третьем месте в стране после Москвы и Московской области. Показатель вклада туризма в ВРП на Юге России варьирует в широком диапазоне: от 0,1% — в Республике Ингушетия, до 5,8% — в Республике Дагестан и 5,3% — в Краснодарском крае.

Денежные доходы на Юге России неизменно отстают от среднероссийских (в 2019 г. душевые доходы составили 68,2% от средних по стране). Наивысшими на Юге России душевыми денежными доходами отличаются Краснодарский край, Республика Дагестан и Ростовская область, а наименьшими — Республики Калмыкия и Ингушетия. Разрыв между наиболее «доходным» Краснодарским краем и наименее «доходной» Калмыкией составляет 2,2 раза. Более существенна региональная дифференциация по потребительским расходам населения (3,3 раза между Краснодарским краем и Республикой Ингушетией). Низкие душевые расходы отражают не только невысокий уровень жизни как таковой, они являются также косвенным индикатором отсутствия у значительной части населения Юга развитой системы потребительских запросов, а также возможностей их полномасштабного удовлетворения.

5. Геополитические факторы. Юг России — это приграничная, фактически анклавная составляющая современной России, на протяжении десятилетий основной очаг сепаратизма и этнополитических конфликтов в масштабе страны [2]. Использование туристских ресурсов в Республиках Северного Кавказа было затруднено в течение длительного периода из-за геополитических конфликтов. После нормализации ситуации туристский поток стал восстанавливаться. Так, например, в период с 2010 по 2017 гг. число туристов, размещенных в коллективных средствах размещения республики Северная Осетия-Алания, возросло с 40 до 53 тыс. чел., при этом число иностранных туристов оставалось примерно на одном уровне и не превышало 1,8 тыс. чел. Незначительное число иностранцев в туристском потоке в Северную Осетию за указанный период связано с Постановлением, действующим с 1992 г. по 2018 г. и ограничивающим въезд иностранцев в республику в связи с нестабильной военно-политической обстановкой. Исключение Северной Осетии из «Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан», несомненно, положительно сказалось на развитии туризма в республике, в 2019 г. число иностранных туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, составило 2,6 тыс. чел.

В настоящее время на территории республик Северного Кавказа в рамках государственно-частного партнерства при поддержке региональных и федеральных целевых программ по развитию внутреннего и въездного туризма создаются и

активно развиваются туристские кластеры, специализирующиеся на горнолыжном туризме, экологическом туризме и летнем активном отдыхе в горах [17].

6. Инфраструктурные факторы. На Юге России насчитывается свыше 638,7 тыс. мест в коллективных средствах размещения, при этом более 71% всех койко-мест в коллективных средствах размещения Юга сосредоточено в Краснодарском крае (табл. 1). Кроме того, на долю края приходится 66% всех гостей в объектах размещения на Юге России.

Сеть коллективных средств размещения на Юге России развита неравномерно. Наивысшая концентрация мест в средствах размещения характерна для курортов Черноморского побережья Кавказа — Анапы и Геленджика (по 440 мест на 1000 человек) и Сочи (294 места на 1000 человек) [1].

Таблица 1.

Число мест в коллективных средствах размещения, тыс. ед.

Субъекты Юга России 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2019

Россия 1263,2 1386,8 1573,3 1763,1 1848,1 2168,12 2495,7

Юг России 328,4 336,8 381,5 439,5 474,1 546,4 638,7

Республика Адыгея 2,3 3,4 2,6 3,9 3,0 3,6 4,8

Республика Калмыкия 1,5 0,8 0,8 0,9 1,0 1,6 1,8

Краснодарский край 212,7 215,2 257,3 307,0 333,2 389,7 455,4

Астраханская область 6,0 7,3 7,9 9,0 10,9 15,5 15,7

Волгоградская область 16,4 15,6 16,7 19,4 21,8 24,1 30,4

Ростовская область 24,8 26,5 27,2 30,1 31,3 33,6 37,1

Республика Дагестан 5,5 5,5 4,7 5,8 5,5 6,7 16,3

Республика Ингушетия 0,2 0,3 0,3 0,5 0,4 0,5 0,5

Кабардино -Балкарская Республика 12,8 13,3 13,0 11,9 10,6 12,2 13,8

Карачаево-Черкесская Республика 7,1 6,1 6,2 5,7 6,5 6,9 7,1

Республика Северная Осетия 3,0 3,9 3,9 3,9 3,5 4,4 5,4

Чеченская Республика 0,1 0,6 1,3 1,6 2,0 3,1 4,8

Ставропольский край 36,0 38,4 39,6 39,7 44,1 44,5 45,6

Составлено по данным Росстата, 2021 г.

Наряду с объектами размещения, системообразующими в туризме выступают предприятия питания, которые могут включать рестораны, кафе, бары, общедоступные столовые, закусочные. На Юге России лидерами по числу мест на 1000 человек населения являются Республика Адыгея (75 мест), Северная Осетия и Краснодарский край (по 70 мест), в то время как наименьшие показатели (14 мест) характерны для Республик Дагестан и Ингушетия [1].

Сдерживающим фактором роста конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса Юга России на межрегиональном и международном рынках является исторически сложившаяся асимметрия пространственного транспортного развития региона [18]. Средняя плотность железнодорожных путей на Юге России составляла 14 км/1000 км2. При этом, показатель плотности

железнодорожных путей в Краснодарском крае в два раза превышает средний показатель по Югу, тогда как в Республики Калмыкия он меньше южнороссийского в 6,5 раз [1].

Субъекты Юга России заметно различаются и по уровню развития автомобильных дорог. Лидером по удельному весу автомобильных дорог с твердым покрытием является Республика Адыгея (92,5%), а наихудшие показатели имеют восточные регионы — Астраханская (57,7%) и Волгоградская области (54,6%).

В южных субъектах страны функционируют 15 аэропортов, которые в 2019 г. обслужили 24,3 млн пассажиров. При этом 55% в суммарном пассажиропотоке Юга имеют аэропорты Краснодарского края — Сочи, Краснодар, Анапа, Геленджик. Наибольшие объемы пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте на Юге России обеспечивают Краснодарский край и Волгоградская область [19].

7. Демографические факторы. На долю Юга России, который занимает 3,45% площади страны, приходится 16 % населения. В регионе проживает 24 млн человек, а плотность населения (40,5 чел./км2) почти в 5 раз выше, чем в целом по России, что в значительной степени вызвано благоприятными природно-экологическими условиями проживания. Концентрация населения на столь компактной территории дополняется сложной этнической и конфессиональной структурой. Население размещено по территории Юга России крайне неравномерно: наибольшим демографическим потенциалом обладают два субъекта: Краснодарский край и Ростовская область (на их территории проживает 41,1% от общей численности населения Юга России). Существенно варьируется по территории макрорегиона и плотность населения: от 3,64 чел./км2 в Республике Калмыкия до 138,3 чел./км2 в Республике Ингушетия.

8. Экологические факторы. Для восточных территорий Юга России характерны засушливость климата, опустынивание ландшафтов, в предгорной и горной зонах повышен риск стихийных бедствий (сход лавин, оползней, селей и т.д.). Кроме того, урбанизированные зоны характеризуются шумовым воздействием, выбросами от автотранспорта и т.д.

На черноморском и азовском побережьях идет активная абразия берегов (размыв берегов морем), что приводит к постоянному сужению пляжной полосы. Значительная часть береговой линии побережья требует искусственного образования пляжей. Многие существующие берегозащитные сооружения нуждаются в реконструкции и восстановлении.

9. Медико-санитарные факторы. В последние годы по эпидемическим проявлениям Крымская геморрагическая лихорадка стала одной из наиболее актуальных инфекций на юге Европейской части России. Обширную территорию Юга России, в границах амплитуды тепловых условий от 3000 до 5000 °С (по сумме эффективных температур) в зоне сухих степей восточно-европейского типа и примыкающих к ним полупустынных ландшафтах казахстанского типа, лесостепей и предгорий занимает единый природный очаг Крымской геморрагической лихорадки [20]. Случаи заражения людей вирусом Крымской геморрагической лихорадки выявляются на территории субъектов Юга России с разной периодичностью, заболеваемость нарастает с апреля, пик приходится на май-июнь, а спад — на август.

Кроме того, Юг — особый с точки зрения аллергенности регион России, благоприятный климат которого способствуют буйному росту и цветению разнообразных растений. Поллиноз на Юге России вызывает амброзия. Основная площадь, занятая амброзией, приходится на территорию Северного Кавказа, Ростовской и Волгоградской областей, Республики Калмыкии, локальные очаги амброзии находятся в Астраханской области, в Республике Дагестане. Вместе с тем, климатические условия горных курортов Архыза, Теберды и Домбая позволяют рекомендовать их пациентам с поллинозом в течение лета и первой половины сентября в пик цветения амброзии.

10. Рекреационно-деятельностные факторы. После проведения в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014г. Юг России унаследовал значительное количество спортивных объектов и сооружений, что обеспечило его соответствие мировым стандартам горноклиматических курортов. Инфраструктура, созданная в Ростове-на-Дону и Волгограде к Чемпионату мира по футболу, который проходил в России в 2018 г., активно используется и сегодня.

Кроме того, на Юге активно создаются тематические парки (Сочи парк в Краснодарском крае, Парк Лога в Ростовской области и т.д.), новые историко-этнографические комплексы («Атамань» в Краснодарском крае, «Затерянный мир» в Ростовской области, «Сарай-Бату» в Астраханской области и др.) [21], проходят многочисленные событийные мероприятия (фестивали «Донская уха» и «Донская лоза», «Камышинский арбузный фестиваль», «Фестиваль тюльпанов Калмыкии» и др.).

11. Инновационные факторы. Сегодня на Юге России можно совершить виртуальную экскурсию на Мамаев курган или познакомиться с достопримечательностями городов на квест-экскурсии в мобильном приложение «iStep».

12. Факторы кадрового обеспечения. Анализ структуры занятости в сфере туризма в России по уровню образования свидетельствует, что в настоящее время доля занятых, обладающих профильным туристским образованием, в общей численности занятых в сфере туризма невелика и не превышает 20-25% [19] При этом из 293 вузов России, осуществляющих подготовку кадров в сфере туризма, сервиса и гостиничного дела, наибольшее число действует на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Ставропольского края и Краснодарского края. Существенная доля из 501 средних учебных заведений, обучающих специалистов в сфере туризма в России, приходится на Краснодарский край (54 ед.) и Ростовскую областей (23 ед.). Краснодарский край входит в число регионов-лидеров по числу выпущенных специалистов в сфере туризма — 542 человек в 2017 г. А среди регионов России по числу выпускников средних профессиональных учебных заведений, обучавшихся по специальностям в сфере туризма, в 2017 г. лидировали Краснодарский край (1470 чел.) и Ростовская область (866 чел.).

ВЫВОДЫ

Таким образом, Юг России — это объективно существующее пространство, сформированное туристско-рекреационным спросом, характерными условиями, факторами и ресурсами, имеющими определенную степень развития инфраструктуры, отличающимися от других регионов специализацией на определенных видах туристско-рекреационной деятельности.

Уникальные в масштабах России природные и историко-культурные ресурсы Юга России позволяют развивать на территории его субъектов: купально-пляжный, бальнеологический, культурный, религиозный, этнографический, спортивный, экологический виды туризма. Вместе с тем, размещение туристских ресурсов характеризуется неравномерностью. Значительными природными туристскими ресурсами обладает Азово-Черноморское побережье, а также Республики Северного Кавказа. Культурный потенциал сосредоточен преимущественно в административных центрах и крупных городах равнинных субъектов, а также практически повсеместно в республиках Северного Кавказа.

Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности регионов Юга России на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации его туристского потенциала, является низкий уровень развития туристской инфраструктуры, в том числе недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса, а также исторически сложившаяся асимметрия пространственного транспортного развития региона.

Список литературы

1. Ивлиева О. В., Шмыткова А. В. Территориальная организация туристской инфраструктуры на Юге России // Наука. Инновации. Технологии. 2019. № 3. С. 63-76.

2. Дружинин А. Г. Юг России конца XX — начала XXI в. (экономико-географические аспект). Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2005. 284 с.

3. Теоретические основы рекреационной географии / Отв. ред. В. С. Преображенский. М.: Наука, 1975. 223 с.

4. Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 207 с.

5. Мажар Л. Ю. Теоретические основы анализа условий и факторов формирования территориальных туристско-рекреационных систем// Региональные исследования. № 3 (18). 2008. С. 17-28

6. Тульская Н. И., Шабалина Н. В. Оценка туристско-рекреационного потенциала Центрального федерального округа как основа формирования региональной туристско-рекреационной системы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Естественные науки». 2012. №2 (10). С. 102-110.

7. Бакланов П. Я., Романов М. Т. Основные факторы и направления развития туризма в Дальневосточном регионе России // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 1 (25). С. 37-43.

8. Рицци В. В. Состояние, проблемы и перспективы развития туристского потенциала СевероЗападного федерального округа // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 4. С. 34-38.

9. Черное море / ред. А. Вылканов, Х. Данов, Х.Маринов. Л.: 1983, 408 с.

10. Ивлиева О. В., Шмыткова А. В. Горнолыжные курорты Северного Кавказа // География и туризм. 2018 № 2. С. 36-38.

11. Гумилев Л. Н. Древня Русь и Великая степь. М., 1989. 763 с.

12. Ивлиева О. В., Шмыткова А. В. Геоинформационная идентификация районов археологического туризма в Южном федеральном округе // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2020. Т. 26. № 3. С. 380-390.

13. Davis D. J., Allen J., Crosenza R. M. Segmenting local residents by their attitudes, interests and opinions toward tourism // Journal of travel research. 1988. Vol. 27, pp. 2-8.

14. Chon K. S. Understanding recreational travelers' motivation, attitude and satisfaction// The Tourist Review. 1989, Vol. 44. No. 1, pp. 3-6.

15. Etzel M. J., Woodside A. G. Segmentation vacation markets: the case of the distant and near-home travelers// Journal of travel research. 1982. No 20(4), pp. 10-14.

16. Шмыткова А. В., Ивлиева О. В. Изучение рекреационных потребностей населения Юга России как основа формирования туристского спроса в регионе // Наука. Инновации. Технологии. 2020. № 2. С. 55-72.

17. Ивлиева О. В., Шмыткова А. В., Кушнир К. В. Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала Юга России / Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды XV Международной научно-практической конференции / под общей редакцией В. И. Кружалина. Тверь, 2020. С. 220-232.

18. Атлас социально-экономического развития Юга России. М.: Вузовская книга, 2011. 142 с.

19. Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации. 2018 г.

20. Василенко Н. Ф., Малецкая О. В., Тохов Ю. М., Варфоломеева Н. Г., Кирейцева О. А., Харченко Т. В., Ермаков А. В., Куличенко А. Н. Эпидемиологическая обстановка по Крымской геморрагической лихорадке на Юге России в 2010 г. и прогноз на 2011 г.// Проблемы особо опасных инфекций. 2011. № 1(107). С. 13-15.

21. Ивлиева О. В., Шмыткова А. В. Тематические парки как одно из направлений развития туризма в Ростовской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т. 14. № 2. С. 105-113.

FACTORS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE SOUTH OF RUSSIA

Shmytkova A. V.

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation Email: annav1109@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tourist and recreational regions are objectively existing spaces formed by tourist and recreational demand, characteristic conditions, factors and resources that have a certain degree of infrastructure development, differing from other regions in specialization in certain types of tourist and recreational activities.

The integrity of the South of Russia as a region forms a number of features, such as a common historical fate, economic and transport structures, a linguistic, religious, ethnic, cultural community, and finally, a physical-geographical community. The South of Russia, which unites thirteen constituent entities of the Russian Federation, is a stable, polycentric, territorial socio-economic and cultural system that is asymmetric in terms of the nature of system-forming ties and the level of socio-economic development. The tourist and recreational complex is of exceptional importance for the South of Russia, largely determines the modern macroeconomic "face" of the region.

The South of Russia is characterized by a significant variety of conditions and factors that determine the formation of tourist and recreational complexes. The regions of the Russian South differ significantly from each other depending on the geographical location, natural and socio-economic conditions, the peculiarities of the geopolitical situation, the level of tourist and recreational development, and the specialization of tourist centers.

Natural and geographical, historical and cultural factors, tourist and recreational needs of the population, economic, geopolitical, infrastructural, demographic, environmental, health care, recreational and activity, innovative factors, factors of staffing are analyzed. The natural, historical and cultural resources of the South of Russia, unique on a scale of Russia, make it possible to develop on the territory of its subjects: beach, balneological, cultural, religious, ethnographic, sports, ecological types of tourism. At the same time, the distribution of tourist resources is characterized by unevenness. The Azov-Black Sea coast and the Republic of the North Caucasus have significant natural tourist resources. The cultural potential is concentrated mainly in the administrative centers and large cities of the plains, as well as almost everywhere in the republics of the North Caucasus. The main factors restraining the growth of the competitiveness of the regions of the South of Russia in the international market of tourist services and, as a result, hindering the realization of its tourist potential, are the low level of development of tourist infrastructure, including the inadequacy, and in a number of regions the lack of tourist class accommodation facilities, the prevailing asymmetry of the spatial transport development of the region.

Keywords: South of Russia, tourism, factors, tourist region.

References

1. Ivlieva O. V., SHmytkova A. V. Territorial'naya organizaciya turistskoj infrastruktury na YUge Rossii // Nauka. Innovacii. Tekhnologii. 2019. № 3. pp. 63-76. (in Russian)

2. Druzhinin A. G. YUg Rossii konca XX — nachala XXI v. (ekonomiko-geograficheskie aspekt). Rostov n/D: Izd-vo Rost.un-ta, 2005. 284 p. (in Russian)

3. Teoreticheskie osnovy rekreacionnoj geografii / Otv. red. V. S. Preobrazhenskij. M.: Nauka, 1975. 223 p. (in Russian)

4. Mironenko N. S., Tverdohlebov I. T. Rekreacionnaya geografiya. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1981. 207 p. (in Russian)

5. Mazhar L. YU. Teoreticheskie osnovy analiza uslovij i faktorov formirovaniya territorial'nyh turistsko-rekreacionnyh sistem// Regional'nye issledovaniya. № 3 (18). 2008. pp. 17-28. (in Russian)

6. Tul'skaya N. I., SHabalina N. V. Ocenka turistsko-rekreacionnogo potenciala Central'nogo federal'nogo okruga kak osnova formirovaniya regional'noj turistsko-rekreacionnoj sistemy // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Estestvennye nauki». 2012. №2 (10). pp. 102-110. (in Russian)

7. Baklanov P. YA., Romanov M. T. Osnovnye faktory i napravleniya razvitiya turizma v Dal'nevostochnom regione Rossii // Vestnik Nacional'noj akademii turizma. 2013. № 1 (25). pp. 37-43. (in Russian)

8. Ricci V. V. Sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya turistskogo potenciala Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2012. № 4. pp. 34-38. (in Russian)

9. CHernoe more / red. A. Vylkanov, H. Danov, H. Marinov. L.: 1983, 408 p. (in Russian)

10. Ivlieva O. V., SHmytkova A. V. Gornolyzhnye kurorty Severnogo Kavkaza // Geografiya i turizm. 2018 № 2. pp. 36-38. (in Russian)

11. Gumilev L. N. Drevnya Rus' i Velikaya step'. M., 1989. 763 p. (in Russian)

12. Ivlieva O. V., SHmytkova A. V. Geoinformacionnaya identifikaciya rajonov arheologicheskogo turizma v YUzhnom federal'nom okruge // InterKarto. InterGIS. 2020. T. 26. № 3. pp. 380-390. (in Russian)

13. Davis D. J., Allen J., Crosenza R. M. Segmenting local residents by their attitudes, interests and opinions toward tourism // Journal of travel research. 1988. Vol. 27, pp. 2-8.

14. Chon K. S. Understanding recreational travelers' motivation, attitude and satisfaction// The Tourist Review. 1989, Vol. 44. No. 1, pp. 3-6.

15. Etzel M. J., Woodside A. G. Segmentation vacation markets: the case ofthe distant and near-home travelers// Journal of travel research. 1982. No 20(4), pp. 10-14.

16. SHmytkova A. V., Ivlieva O. V. Izuchenie rekreacionnyh potrebnostej naseleniya YUga Rossii kak osnova formirovaniya turistskogo sprosa v regione // Nauka. Innovacii. Tekhnologii. 2020. № 2. pp. 55-72. (in Russian)

17. Ivlieva O. V., SHmytkova A. V., Kushnir K. V. Kompleksnaya ocenka turistsko-rekreacionnogo potenciala YUga Rossii / Turizm i rekreaciya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya. Trudy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshchej redakciej V. I. Kruzhalina. Tver', 2020. pp. 220-232. (in Russian)

18. Atlas social'no-ekonomicheskogo razvitiya YUga Rossii. M.: Vuzovskaya kniga, 2011. 142 p. (in Russian)

19. Doklad o sostoyanii i razvitii turizma v Rossijskoj Federacii. 2018 g. (in Russian)

20. Vasilenko N. F., Maleckaya O. V., Tohov YU. M., Varfolomeeva N. G., Kirejceva O. A., Harchenko T. V., Ermakov A. V., Kulichenko A. N. Epidemiologicheskaya obstanovka po Krymskoj gemorragicheskoj lihoradke na YUge Rossii v 2010 g. i prognoz na 2011 g.// Problemy osobo opasnyh infekcij. 2011. № 1(107). p. 13-15. (in Russian)

21. Ivlieva O. V., Shmytkova A. V. Tematicheskie parki kak odno iz napravlenij razvitiya turizma v Rostovskoj oblasti // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2020. T. 14. № 2. pp. 105-113. (in Russian)

Поступила в редакцию 22.07.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.