Научная статья на тему 'Факторы рассогласования уровня образования и занятости среди молодежи в Киргизской Республике'

Факторы рассогласования уровня образования и занятости среди молодежи в Киргизской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / РАССОГЛАСОВАНИЕ / АНАЛИЗ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулайманова Бурулча Бактыбековна, Карымшаков Камалбек Тологонович

Цель: выявление и анализ несоответствий между уровнем образовательных услуг и потребностями рынка труда в Киргизской Республике. Методы: эмпирический анализ основан на анкетных данных, собранных Международной организацией труда в 2013 г. для анализа проблемы перехода молодежи Киргизской Республики от образовательной системы к рынку труда. Для оценки факторов рассогласования образования и занятости используется пробит-модель с множественными альтернативами.Результаты: статья посвящена анализу проблемы несбалансированности предложения и спроса на рынке труда, а именно рассогласованию между социально-профессиональными навыками молодого специалиста и потребностями фирмы. В статье подчеркивается необходимость использования эмпирического подхода к оценке этой проблемы в странах с развивающейся экономикой, таких как Киргизская Республика. Анализ трудовых ресурсов в республике показал, что в последние годы резко возросло число высших учебных заведений, предлагающих образовательные услуги преимущественно гуманитарного профиля, в то время как наиболее востребованные профессии представлены в значительно меньшей степени. При этом отмечается достаточно высокий уровень безработицы среди молодых специалистов в результате перенасыщения рынка представителями определенных профессий. В статье подчеркивается, что сложившаяся ситуация связана во многом с наличием избыточного образования, которое, в свою очередь, вызвано рядом факторов, таких как отсутствие комплексной оценки и прогнозов кадровой потребности рынка труда, нежелание вузов перестраивать образовательные программы под потребности рынка и т. д. В статье проанализированы данные опроса МОТ, в результате чего было выявлено, что субъективная и объективная оценки соответствия образования занимаемой должности в значительной степени разнятся. При этом также выявлено преобладание недостаточно образованных и сверхобразованных специалистов в различных отраслях. Представленная в статье эмпирическая многовариантная модель, устанавливающая зависимость между полом, уровнем образования, опытом, секторами экономики и другими факторами, позволила заключить, что возраст в значительной степени влияет на возможность занятия должности, соответствующей уровню образования, в то время как возраст и место проживания во многом определяют вероятность наличия «избыточного» образования. Научная новизна: в статье впервые изучены факторы рассогласования образования и рынка труда в Киргизской Республике с использованием эмпирических методов анализа. Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы в научных материалах, а также в аналитических исследованиях при анализе рассогласования образовательных услуг и рынка труда. Кроме того, результаты исследования могут послужить основой для разработки политики в сфере занятости соответствующих органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сулайманова Бурулча Бактыбековна, Карымшаков Камалбек Тологонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of education-job mismatch among youth in Kyrgyz Republic

Objective: to identify and analyze the discrepancies between the level of educational services and the needs of the labor market in Kyrgyz Republic.Methods: empirical analysis is based on questionnaire data collected by International Labour Organization in 2013 to analyze the problem of transition of the youth in Kyrgyz Republic from educational system to the labour market. A Probit model with multiple alternatives was used to assess the factors of misalignment between education and employment.Results: the article is devoted to the analysis of the problem of imbalance of supply and demand in the labor market, namely the misalignment between the socio-professional skills of a young specialist and the company needs. The article emphasizes the need for an empirical approach to assessing this problem in developing countries, such as Kyrgyz Republic. The analysis of labor resources in the Republic showed that in the recent years the number of higher education institutions offering educational services mainly of humanitarian profile has increased sharply, while the most demanded professions are represented to a much lesser extent. At the same time, there is a fairly high level of unemployment among young professionals as a result of oversaturation of the market by representatives of certain professions. The article emphasizes that the current situation is associated largely with the presence of excess education, which, in turn, is caused by a number of factors, such as the lack of comprehensive assessment and forecasts of the labor market needs, the reluctance of universities to adjust educational programs to the market needs, etc.The article analyzes the data of the ILO survey which revealed that the correspondence of the education of the position largely varies in subjective and objective assessments. The prevalence of insufficiently educated and over-educated specialists in various industries was also revealed. The empirical multi-variant model, presented in the article, which establishesthe relationship between gender, level of education, experience, economic sectors and other factors, enabled to conclude that age significantly affects the opportunity to occupy a position corresponding to the level of education, while age and place of residence largely determine the probability of “excess” education. Scientific novelty: for the first time, the article examines the factors of mismatch between the education level and the labor market in Kyrgyz Republic case using empirical methods. Practical significance: the main conclusions of the article can be used in scientific research and analytical studies of the mismatch between the educational services and the labor market. In addition, the study results can serve as a basis for the development of employment policies by the relevant authorities.

Текст научной работы на тему «Факторы рассогласования уровня образования и занятости среди молодежи в Киргизской Республике»

ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)

УДК 331.5:37:316.3(575.2) JEL E24, I21, J20

DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.1.65-76

Б. Б. СУЛАЙМАНОВА1, К. Т. КАРЫМШАКОВ1

Контактное лицо:

Сулайманова Бурулча Бактыбековна, младший научный сотрудник кафедры «Экономика», Киргизско-Турецкий университет «Манас»

Адрес: 720038, Киргизская Республика, г. Бишкек, мкрн. Джал, Студенческий городок

им. Чингиза Айтматова, тел. +996-312-492-763

E-mail: sulaymanova@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1209-4791

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/B-3453-2018

Карымшаков Камалбек Тологонович, и. о. доцента кафедры «Финансы и кредит», Киргизско-Турецкий университет «Манас»

Адрес: 720038, Киргизская Республика, г Бишкек, мкрн. Джал, Студенческий городок

им. Чингиза Айтматова, тел. +996-312-492-763

E-mail: kamalbek.karymshakov@manas.edu.kg

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6839-9498

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/B-3331-2018

Цель: выявление и анализ несоответствий между уровнем образовательных услуг и потребностями рынка труда в Киргизской Республике.

Методы: эмпирический анализ основан на анкетных данных, собранных Международной организацией труда в 2013 г. для анализа проблемы перехода молодежи Киргизской Республики от образовательной системы к рынку труда. Для оценки факторов рассогласования образования и занятости используется пробит-модель с множественными альтернативами.

Результаты: статья посвящена анализу проблемы несбалансированности предложения и спроса на рынке труда, а именно рассогласованию между социально-профессиональными навыками молодого специалиста и потребностями фирмы. В статье подчеркивается необходимость использования эмпирического подхода к оценке этой проблемы в странах с развивающейся экономикой, таких как Киргизская Республика. Анализ трудовых ресурсов в республике показал, что в последние годы резко возросло число высших учебных заведений, предлагающих образовательные услуги преимущественно гуманитарного профиля, в то время как наиболее востребованные профессии представлены в значительно меньшей степени. При этом отмечается достаточно высокий уровень безработицы среди молодых специалистов в результате перенасыщения рынка представителями определенных профессий. В статье подчеркивается, что сложившаяся ситуация связана во многом с наличием избыточного образования, которое, в свою очередь, вызвано рядом факторов, таких как отсутствие комплексной оценки и прогнозов кадровой потребности рынка труда, нежелание вузов перестраивать образовательные программы под потребности рынка и т. д.

В статье проанализированы данные опроса МОТ, в результате чего было выявлено, что субъективная и объективная оценки соответствия образования занимаемой должности в значительной степени разнятся. При этом также выявлено преобладание недостаточно образованных и сверхобразованных специалистов в различных отраслях. Представленная в статье эмпирическая многовариантная модель, устанавливающая зависимость между полом, уровнем образования, опытом, секторами экономики и другими факторами, позволила заключить, что возраст в значительной степени влияет на возможность занятия должности, соответствующей уровню образования, в то время как возраст и место проживания во многом определяют вероятность наличия «избыточного» образования. Научная новизна: в статье впервые изучены факторы рассогласования образования и рынка труда в Киргизской Республике с использованием эмпирических методов анализа.

Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы в научных материалах, а также в аналитических исследованиях при анализе рассогласования образовательных услуг и рынка труда. Кроме того, результаты исследования могут послужить основой для разработки политики в сфере занятости соответствующих органов власти.

ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)

Ключевые слова: экономика и управление народным хозяйством; рынок образовательных услуг; рынок труда; рассогласование; анализ трудоустройства молодежи

Благодарность: данная работа подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Киргизской Республики в рамках проекта поддержки молодых ученых страны.

Конфликт интересов: авторами не заявлен.

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii^

Как цитировать статью: Сулайманова Б. Б., Карымшаков К. Т. Факторы рассогласования уровня образования и занятости среди молодежи в Киргизской Республике // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1. С. 65-76. DOI: http://dx.doi.Org/10.21202/1993-047X.12.2018.1.65-76

II INI INN INI INN INI INN INI INN INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN IN

B. B. SULAIMANOVA1, K. T. KARYMSHAKOV1

1 Kyrgyz-Turkish Manas University, Bishkek, Kyrgyz Republic

FACTORS OF EDUCATION-JOB MISMATCH AMONG YOUTH IN KYRGYZ REPUBLIC

Objective: to identify and analyze the discrepancies between the level of educational services and the needs of the labor market in Kyrgyz Republic.

Methods: empirical analysis is based on questionnaire data collected by International Labour Organization in 2013 to analyze the problem of transition of the youth in Kyrgyz Republic from educational system to the labour market. A Probit model with multiple alternatives was used to assess the factors of misalignment between education and employment. Results: the article is devoted to the analysis of the problem of imbalance of supply and demand in the labor market, namely the misalignment between the socio-professional skills of a young specialist and the company needs. The article emphasizes the need for an empirical approach to assessing this problem in developing countries, such as Kyrgyz Republic. The analysis of labor resources in the Republic showed that in the recent years the number of higher education institutions offering educational services mainly of humanitarian profile has increased sharply, while the most demanded professions are represented to a much lesser extent. At the same time, there is a fairly high level of unemployment among young professionals as a result of oversaturation of the market by representatives of certain professions. The article emphasizes that the current situation is associated largely with the presence of excess education, which, in turn, is caused by a number of factors, such as the lack of comprehensive assessment and forecasts of the labor market needs, the reluctance of universities to adjust educational programs to the market needs, etc.

The article analyzes the data of the ILO survey which revealed that the correspondence of the education of the position largely varies in subjective and objective assessments. The prevalence of insufficiently educated and over-educated specialists in various industries was also revealed. The empirical multi-variant model, presented in the article, which establishes

Contact:

Burulcha B. Sulaimanova, Ph.D., Department of Economics, Kyrgyz-Turkish Manas University

Address: Campus named after Chingiz Aytmatov, Dzhal district, 720038 Bishkek, Kyrgyz

Republic, tel.: +996-312-492-763

E-mail: sulaymanova@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1209-4791

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/B-3453-2018

Kamalbek T. Karymshakov, Assistant Professor, Finance and Banking Department, Kyrgyz-Turkish Manas University

Address: Campus named after Chingiz Aytmatov, Dzhal district, 720038 Bishkek, Kyrgyz

Republic, tel.: +996-312-492-763

E-mail: kamalbek.karymshakov@manas.edu.kg

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6839-9498

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/B-3331-2018

ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)

the relationship between gender, level of education, experience, economic sectors and other factors, enabled to conclude that age significantly affects the opportunity to occupy a position corresponding to the level of education, while age and place of residence largely determine the probability of "excess" education.

Scientific novelty: for the first time, the article examines the factors of mismatch between the education level and the labor market in Kyrgyz Republic case using empirical methods.

Practical significance: the main conclusions of the article can be used in scientific research and analytical studies of the mismatch between the educational services and the labor market. In addition, the study results can serve as a basis for the development of employment policies by the relevant authorities.

Keywords: Economics and national economy management; Educational services market; Labor market; Misalignment; Analysis of youth employment

Acknowledgement: the study was carried out with financial support from the Ministry of Education and Science of Kyrgyz Republic within the project on supporting young scholars.

Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the authors.

Ml MM Mill Mill Mill MM Mill Mill MM Mill Mill MM Mill Mill MM Mill Mill M^

For citation: SuMmanova B. B., Karymshakov K. T. Factors of education-job mismatch among youth in Kyrgyz Republic, Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1, pp. 65-76 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.21202/ 1993-047X.12.2018.1.65-76

Mil Mil Mill Mill Mill Mil Mill Mill Mil Mill Mill Mil Mill Mill Mil Mill Mill Mill IM

1. Введение

Высокий уровень образования населения, являясь залогом развития человеческого капитала, вносит позитивный вклад в долгосрочное экономическое развитие страны. Однако несоответствие полученных профессионально-квалификационных навыков потребностям рынка труда может оказывать негативное влияние на показатели занятости и, как следствие, на экономический рост [1]. Несоответствие образовательных услуг требованиям рынка труда может привести к установлению низкой заработной платы, неудовлетворенности работников, снижению их работоспособности и производительности, а также удлинению периода поиска работы и повышению уровня безработицы.

Несмотря на большое количество эмпирических исследований о причинах и последствиях рассогласования образования и занятости на примерах развитых стран [2-9], можно отметить небольшое количество эмпирических исследований по странам с переходной экономикой. Одними из первых эмпирических исследований по этой теме в странах с переходной экономикой являются исследования Davalos с соавторами [10] и Рей^Ы с соавторами [11], где было доказано, что более длительные периоды безработицы приводят к более высоким уровням несоответствия образования и занятости в Македонии. А также в исследовании

Kupets [12] было выявлено, что на Украине работники старшего возраста более образованны по сравнению с их молодыми сверстниками, что объясняется большим количеством работников с высшим образованием и большим количеством спроса на низкоквалифицированную рабочую силу.

Киргизская Республика имеет достаточно высокий уровень доступа к образованию, как школьному, так и высшему. В частности, за последние 25 лет наблюдается стремительный рост количества высших учебных заведений. Тем не менее увеличение количества высших учебных заведений не обеспечивает потребности в квалифицированной рабочей силе на рынке труда. Данная проблема вызывает различные общественные дискуссии в целях реформирования системы образования. Однако для того, чтобы сбалансировать предложение и требования рынка труда, необходимо разработать эффективную политику в области образования, проанализировать соответствие и несоответствие уровня образования потребностям рынка труда и выявить, как это влияет на установление заработной платы и обеспечивает переход от безработицы к стабильной и приносящей удовлетворение работе.

Целью данного исследования является выявление факторов несоответствия уровня образования запросам рынка труда. В исследовании использованы

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

анкетные данные Международной организации труда, полученные в результате изучения периода перехода от школы к труду молодежи Киргизии в 2013 г. Для анализа рассогласования уровня образования и занятости использована пробит-модель с множественными альтернативами.

Статья структурирована следующим образом. В разд. 2 описано состояние рынка труда и системы образования в Киргизской Республике, в разд. 3 представлены методология оценки факторов рассогласования и полученные статистические данные, в разд. 4 и 5 приведены результаты анализа и заключение.

2. Состояние молодежного рынка труда и образования в Киргизской Республике

К молодежи в Киргизии принято относить граждан в возрасте 14-28 лет. Численность молодежи на начало 2017 г. составила 1 млн 643 тыс. человек, или 26,8 % от общего населения страны. Большинство молодежи проживает в сельской местности - 67 %, в городских поселениях - 33 %; 51 % молодых граждан представляют мужчины и 49 % - женщины. Среди молодежи 13,5 % имеют высшее или незаконченное высшее профессиональное образование, 2,7 - среднее профессиональное, 50,5 - среднее общее, 16,6 - основное общее (неполное среднее) и только менее 1 % составляют неграмотные1.

В последние годы наблюдается тенденция выбытия учащихся из 10-11-х классов в целях получения специальности в более раннем возрасте путем обучения в профессиональных образовательных учреждениях2. Так, в 2014 г. количество средних профессиональных образовательных учреждений составляло около 130, где на 10 тыс. населения страны приходилось 166 студентов и 33 выпускника средних профессиональных образовательных учреждений. Следует отметить, что количество выпущенных специалистов со средним профессиональным образованием в 2014 г. составляло 33 тыс. человек3.

За годы независимости в республике стремительно увеличилось количество высших учебных заведений

1 Молодежь в Кыргызской Республике: статистический сборник. Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2014.

2 Там же.

3 Там же.

(с 9 в 1990 г. до 50 в 2016 г.). В 2014 г. на 10 тыс. человек приходилось 404 студента и 76 выпускников с высшим образованием, что составляет 41,3 тыс. человек. Предпочтения абитуриентов в выборе профессии в большинстве случаев отдаются гуманитарным наукам. Таким образом, распределение студентов высших образовательных заведений по группам специальностей на 2014 г. выглядит следующим образом: более половины студентов (53 %) обучаются в области гуманитарных наук (т. е. профессиям экономиста, менеджера, юриста и т. д.), естественно-научных - 3,4 %, образования - 14,7 %, здравоохранения - 6,7 %, технических наук - 19,6 %, сельскохозяйственных наук -1 %, сервиса - 0,3 %, междисциплинарных наук - 1,7 %.

Однако получение специальности не всегда гарантируется занятостью на рынке труда. Так, по данным Национального статистического комитета Киргизской Республики, в 2015 г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-28 лет составил 13 %, в то время как уровень безработицы по стране в целом - 7,6 %. Численность зарегистрированных безработных в возрасте 15-28 лет среди общего количества безработных составила 41,5 % (23 248 человек), из них высшее образование имели 21,9 %, среднее профессиональное - 7,7 %4. Отметим также, что самая высокая доля безработных с высшим образованием (44,8 %) приходится на возраст 25-29 лет. Данный факт свидетельствует о том, что молодым специалистам устроиться на работу после окончания вуза достаточно сложно.

Значительная доля молодых безработных специалистов с высшим образованием свидетельствует о рассогласовании во взаимоотношениях рынка образовательных услуг и рынка труда. Таким образом, на рынке труда наблюдается дисбаланс между требованиями работодателей и компетенциями молодых кадров, что, в свою очередь, понижает ценность получения профессионального образования для дальнейшего трудоустройства. В научной литературе данный феномен получил названия «избыточное образование», «сверхобразованность» [13]. Исследования по данному вопросу определяют, что основными причинами избыточного образования, или же рассогласования

4 Занятость и безработица. Итоги интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы в 2015 г: статистический сборник. Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2016.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

между спросом и предложением на молодежном рынке труда, являются следующие факторы: отсутствие комплексного анализа и долгосрочных прогнозов кадровой потребности рынка труда; консерватизм системы профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях; несоответствие ожиданий работодателей и выпускников [1, 13-19].

Несмотря на тот факт, что рассогласованность образования и требований рынка труда является актуальным вопросом в Киргизии, эмпирические исследования по данной тематике на примере нашей страны еще не проводились. Данная статья направлена на изучение несоответствия образования и рынка труда с использованием эмпирических методов анализа.

3. Методологическая и информационная база исследования

А. Информационная база исследования

Для исследования факторов рассогласования рынка образовательных услуг и рынка труда среди молодежи Киргизской Республики использованы данные опроса Международной организации труда по переходу от школы к трудовой деятельности (School-to-Work Transition Survey, SWTS), проведенного в Киргизии в 2013 г. Данные опроса включают в себя информацию о молодежи республики в возрасте от 15 до 29 лет, о переходе молодых кадров от образовательной системы к рынку труда. Выборка опроса составляет 3 930 респондентов и является репрезентативной на национальном уровне5.

Субъективные и объективные параметры рассогласования образования и занятости молодежи определены методом Davalos с соавторами [10, p. 11], где субъективная переменная основывается на самооценке респондентов относительно того, как они воспринимают себя на текущей рабочей должности; а объективная переменная рассогласования построена

путем сопоставления двух отдельных переменных опроса: занимаемой должности респондента по классификаторам профессий ISCO (International Standard Classification of Occupations) и необходимого уровня образования (The International Standard Classification of Education, ISCED) для определенного вида профессии.

Б. Описательная статистика В табл. 1 представлены соотношения рассогласования уровня образования и занимаемой должности молодых специалистов. Во избежание возможных смещений оценок из-за отсутствия ответа в опросе и возможных проблем в стратификации данных анализы представлены с учетом весов выборки. Так, по субъективным оценкам большинство молодых специалистов (69,2 %) считают, что они имеют соответствующий уровень образования для занимаемой должности, тогда как по объективным оценкам данная доля значительно ниже и составляет всего 45,1 %. Треть молодежи в Киргизской Республике имеет более высокий уровень профессиональной подготовки для занимаемой должности, и только половина из них оценивает себя сверхобразованной для нынешней работы. В то время как одна пятая часть молодежи не имеет надлежащего уровня образования для занимаемой должности.

Таблица 1

Рассогласование уровня образования и занимаемой должности, %*

Table 1. Mismatch between the level of education and the occupied position, %*

5 Анкета состоит из пяти основных разделов на 30 страницах. В первом разделе представлены общие сведения; во втором - личные данные, здоровье и финансовое положение респондента, а также сведения о семье и домохозяйстве респондента; в третьем - вопросы об образовании/профессиональной подготовке, трудовом опыте, стремлении респондента; в четвертом разделе представлены вопросы о текущей экономической активности респондента; в пятом - о неэкономической активности молодежи. Для более детального анализа вопросов анкеты см. URL: http://www.ilo.org/employment/areas/WCMS_234860/ lang--en/index.htm (дата обращения: 10.01.2018).

Субъективное Объективное

рассогласование / рассогласование /

Subjective mismatch Objective mismatch

Уровень образования / n e me n n e me n

Level of education o sí e S o £ e S

& н и Л н & н и J н

о г е с м 3 i T I о г е с M 3 I T !

Сверхобразованный / Over-qualified 1б 14,4 17,3 33,2 33,9 32,б

Имеет соответству-

ющее образование / б9,2 б9,7 б8,7 45,7 41,5 49,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Appropriately qualified

Недостаточно образованный / Under-qualified 14,8 15,9 14 21,1 24,б 18,2

* Источник: [20], рассчитано на основе данных SWTS 2013.

* Source: [20], calculated basing the data of SWTS 2013.

ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)

По оценкам объективного рассогласования, всего 41,5 % молодых специалистов женского пола имеют соответствующий уровень образования, в то время как большинство молодых специалистов женского пола не имеют надлежащего уровня образования для занимаемой должности.

Распределение занятости по видам экономической деятельности среди молодых мужчин и женщин имеет существенные различия. Так, доля занятых молодых женщин высока в таких видах деятельности, как образование (81,5 %), здравоохранение (73,7 %), финансовое посредничество (55,9 %) и сфера гостиничного дела (66,3 %). В то время как высокий удельный вес мужчин представлен в сфере добычи полезных ископаемых (72,7 %), в производствен-

ной (56,3 %), транспортной (84,6 %), строительстве (97,7 %), а также в сфере коммуникации (63,4 %) и государственного управления (84,12 %). Различия в занятости мужчин и женщин в отраслях экономики страны обусловлены физиологическими возможностями, а также сложившимися традициями на рынке труда6.

Согласно секторальному разделению объективного рассогласования (табл. 2), самое большое количество мужчин с соответствующим уровнем знаний работает в транспортном, строительном и оптово-розничном секторах экономики, в то время как высокая доля женщин с надлежащим уровнем знаний для занимаемой должности представлена в транспортном секторе и сфере добычи полезных ископаемых.

Таблица 2

Рассогласование по некоторым видам экономической деятельности, %* Table 2. Mismatch by types of economic activity, %*

Уровень образования / Level of education Сельское хозяйство/ Agriculture Добыча полезных ископаемых / Excavation of natural resources Производство / Industry Строительство / Construction Оптовая и розничная торговля / Wholesale and retail trade Транспорт / Transport Гостиницы и рестораны / Hotels and restaurants Коммуникация / Communication Финансовое посредн. / Financial services Государственное управление / State administration Образование / Education Здравоохранение / Healthcare

Мужчины / Men

Сверхобразованный / Over-qualified 42,8 26,8 21,3 17,3 32,9 19,8 50,4 20,3 72,4 36,8 5 20,9

Имеет соответствующее образование / Appropriately qualified 47,7 21,5 54,1 60 57,6 70,4 44 32 9,1 17 12,8 21,1

Недостаточно образованный / Under-qualified 9,5 51,7 24,6 22,7 9,5 9,8 5,6 47,7 18,5 46,2 82,2 58

(Всего мужчин / Men total - 1 146) 373 8 94 217 199 55 27 26 15 53 17 10

Женщины / Women

Сверхобразованный / Over-qualified 36,9 0 32,1 12,6 39,2 28,3 53,2 25,2 34,3 22,7 10,5 2,5

Имеет соответствующее образование / Appropriately qualified 47,1 100 40 23,4 51,3 71,7 31,3 43,4 0 4,6 4,4 23,1

Недостаточно образованный / Under-qualified 16 0 27,9 64 9,5 0 15,5 31,4 65,7 72,7 85,1 74,4

(Всего женщин / Women total - 818) 366 3 73 5 125 10 53 14 19 14 75 28

Количество наблюдений / Number of observations (Всего / Total - 1 964) 739 11 167 222 324 65 80 41 34 67 92 38

* Источник: [20], рассчитано на основе данных SWTS 2013.

* Source: [20], calculated basing the data of SWTS 2013.

6 О состоянии рынка труда Кыргызской Республики в 2014 г. Национальный статистический комитет Киргизской Республики, 2014. URL: http://www.stat.kg/media/files/1775bae0-25f0-403e-bed2-996ef4fdbe1b.pdf (дата обращения: 10.11.2017).

ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)

Если сверхобразованная молодежь в большинстве случаев представлена в гостинично-ресторанном деле, сельском хозяйстве и секторе финансового посредничества, то отраслями с высокой долей недостаточно образованной молодежи являются государственное управление, образование и здравоохранение.

По данным SWTS 2013 г., показатель количества молодых кадров с надлежащим уровнем знаний и сверхобразованных имеет различия по отраслям экономики, а также есть ряд индивидуальных характеристик (табл. 3). Таким образом, сверхобразованные получают в среднем меньшую заработную плату,

Описательная стат Table 3. Descriptive st

каждый второй работает на основе трудового договора, а также проживает в сельских окрестностях и большинство являются представителями Таласской, Нарынской и Иссык-Кульской областей.

Следует отметить и другие характеристики сверхобразованных: в большинстве случаев не женаты, не замужем, вследствие чего имеют меньшее количество детей. Хотя, по данным Национального статистического комитета, на молодежь в Киргизской Республике приходится 68 % всех рождений7, что свидетельствует о большей образованности молодежи и меньшей ее склонности к созданию семьи.

Таблица 3

гтика переменных* istics of the variables*

Показатель / Indicator Имеет соответствующий уровень образования / Appropriately qualified Сверхобразованный / Over-qualified

Всего/ Total Женщины / Women Мужчины / Men Всего/ Total Женщины / Women Мужчины / Men

Средняя заработная плата / Average salary 12 G51 1G 469 12 555 9 918,9* 1G G75,l 9 82G,5*

Возраст / Age 23,8 23,8 23,9 2G 7*** 2G,2*** 2G,8***

Пол (1 = муж.) / Gender (1 = male) G,634l - - G,57G8** - -

Семейное положение (1 = женат/замужем) / Family status (1 = married) G,578G G,7546 G,476l G 2389*** G,2517*** G 2293***

Образование / Education

Высшее образование / Higher education G,G213 G,G3G7 G,G159 G,2161*** G,156G*** G2613***

Среднее профессиональное образование / Secondary professional education G,2G65 G,1533 G,237l G 457*** G,G819*** G,G263***

Среднее образование / Secondary education G,771G G,8159 G,745l G,1428*** G,1967*** G,114G***

Количество детей / Number of children G,8384 1,1779 G,6424 G 3272*** G,3688*** G,296G***

Место жительства (1 = город) / Residence (1 = urban) G,6G83 G,6718 G,5716 G,519G*** G,5319*** G,5G93*

Регионы / Regions

Таласская, Нарынская, Иссык-Кульская обл. / Talasskay, Narynskaya, Issyk-Kulskaya regions G,2839 G,2116 G,3256 G,3288* G,28G1** G,3653

Ошская, Джалал-Абадская, Баткенская обл. / Oshskaya, Dzhalal-Abadskaya, Batkenskaya regions G,5645 G,6349 G,5239 G,5G53** G,56G3* G,464G*

Бишкек и Чуйская обл. / Bishkek and Chuyskaya region G,1515 G,1533 G,15G4 G,1659 G,1595 G,17G6

Трудовой контракт (1 = имеет письменный договор) / Labor contract (1 = has a written contract) G,3867 G,475G G,3585 G,4924*** G,4117 G,5432***

Количество наблюдений / Number of observations 891 326 565 657 282 375

Примечание: равенства средних значений переменных в двух выборках оценены с помощью f-теста, где нулевая гипотеза предполагает, что средние равны. Таким образом, значения ***, **, * указывают, что средние значения переменных статистически значимо отличаются в двух выборках соответственно в 1, 5, 10 % погрешности.

* Источник: [20], рассчитано на основе данных SWTS 2013.

Note: the equations of mean values of variables in two samples were estimated with t-test, where the null hypothesis implies that the mean values are equal. Thus, the values ***, **, * show that the mean values of variables in two samples are statistically significantly different, in 1, 5, 10 % or error, accordingly.

* Source: [20], calculated basing the data of SWTS 2013.

7 Молодежь в Кыргызской Республике: статистический сборник. Бишкек: Национальный статистический комитет Киргизской Республики, 2014.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

В. Эмпирическая модель

Для оценки факторов рассогласования образования и занятости используется пробит-модель с множественными альтернативами, где результативная переменная принимает дискретные значения. Модель представлена следующим уравнением [20]: U. = V. + в. , i = 1, 2, 3 ... n V = x't в, в. ~ N [0, I] где рассогласованность имеет три альтернативы, в нашем случае респондент может быть сверхобразованным, имеющим надлежащий или же несоответствующий уровень знаний для занимаемой должности. Данная модель предполагает существование случайной полезности, влияющей на выбор альтернатив, и эти случайные полезности являются линейными функциями от наблюдаемых характеристик (х). В нашем случае это данные (табл. 4), предоставляющие информацию об индивидуальных особенностях респондента (возраст, уровень образования, трудовой опыт и т. д.) и характеристики домохозяйств (место проживания, количество детей).

Таблица 4

Переменные модели* Table 4. Model variables*

Зависимая переменная /Dependent variable:

Рассогласование / Mismatch

- Недостаточно образованный = 1 / Under-qualified = 1

- Имеет соответствующий уровень образования = 2 / Appropriately qualified = 2

- Сверхобразованный = 3 / Over-qualified = 3

Независимые переменные / Independent variable:

Пол / Gender 1 = мужчина; 0 = женщина / 1 = male; 0 = female

Возраст / Age Возраст (лет) / Age (years)

Образование / Education

- Среднее образование / Secondary education 1 = имеет среднее образование; 0 = в противном случае / 1 = secondary education; 0 = other

- Среднее профессиональное образование / Secondary professional education 1 = имеет техническое образование; 0 = в противном случае / 1 = technical education; 0 = other

- Высшее образование / Higher education 1 = имеет высшее образование; 0 = в противном случае / 1 = higher education; 0 = other

Количество детей / Number of children Количество детей респондента / Number of children of the respondent

Место проживания / Place of residence 1 = сельской местности; 0 = город / 1 = rural; 0 = urban

Продолжение табл. 4

Регионы / Regions

- Таласская, Нарынская, Иссык-Кульская обл. / Talasskay, Narynskaya, Issyk-Kulskaya regions 1 = проживает в Таласской, Нарынской или Иссык-Кульской областях; 0 = в противном случае / 1 = lives in Talasskay, Narynskaya, Issyk-Kulskaya regions; 0 = other

- Ошская, Джалал-Абад-ская, Баткенская обл. / Oshskaya, Dzhalal-Abadskaya, Batkenskaya regions 1 = проживает в Ошской, Джалал-Абадской или Баткенской областях; 0 = в противном случае / 1 = lives in Oshskaya, Dzhalal-Abadskaya, Batkenskaya regions; 0 = other

- Бишкек и Чуйская обл. / Bishkek and Chuyskaya region 1 = проживает в Бишкеке или Чуйской области; 0 = в противном случае / 1 = lives in Bishkek and Chuyskaya region; 0 = other

Трудовой опыт / Working experience Трудовой стаж (лет) / Working time record (years)

Малое предприятие / Small business 1 = респондент работает на предприятии с количеством работников не более 5 человек; 0 = в противном случае / 1 = the respondent works at an enterprise with less than 5 employees; 0 = other

Сектор экономики / Economy sector

- Производство / Industry 1 = респондент работает в производственном секторе; 0 = в противном случае / 1 = the respondent works at an industrial enterprise; 0 = other

- Оптовая и розничная торговля / Wholesale and retail trade 1 = респондент работает в сфере оптовой и розничной торговли; 0 = в противном случае / 1 = the respondent works in the sphere of wholesale and retail trade; 0 = other

* Источник: ILO, School-to-work transition survey, Kyrgyzstan, 2013. URL: http://www.ilo.org/employment/areas/WCMS_234860/ lang--en/index.htm (дата обращения: 07.04.2017); данные SWTS 2013.

* Source: ILO, School-to-work transition survey, Kyrgyzstan, 2013, available at: http://www.ilo.org/employment/areas/WCMS_234860/ lang--en/index.htm (access date: 07.04.2017); data of SWTS 2013.

4. Результаты эмпирического анализа

Основными значимыми факторами влияния на рассогласования между образованием и занятостью являются как индивидуальные, так и региональные особенности домохозяйства и трудовая деятельность респондента (табл. 5). Вследствие этого мужчины имеют больше вероятности на 7,45 и 13,7 %, чем женщины, быть в категории сверхобразованных и соответствующих. Таким образом, молодые женщины имеют меньшую вероятность соответствия их уровня знаний занимаемой должности.

В то время как возраст молодых специалистов положительно влияет на вероятность попадания в категорию соответствия уровня знаний занимаемой должности, он также положительно влияет на

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таблица 5

Результаты пробит-модели с множественными альтернативами* Table 5. Results of probit model with multiple alternatives*

Показатель / Indicator Имеет соответствующий уровень образования / Appropriately qualified Сверхобразованный / Over-qualified

Коэффициенты / Coefficients Предельные эффекты / Marginal effects Коэффициенты / Coefficients Предельные эффекты / Marginal effects

Возраст / Age G 2972*** G,1G18*** G,G95G** G,G228**

(G,G332) (G,G465)

Пол (1 = муж.) / Gender (1 = male) G,394G*** G,137G*** G,32GG** G,G745**

(G,1221) (G,16G2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование (среднее общее) / Education (secondary compulsory)

Высшее образование / Higher education -3,55G7*** -G,8944*** 1,5538*** G 4939***

(G,257l) (G,3GG7)

Среднее профессиональное образование / Secondary professional education -G,G974 -G,G339 G,4286 G,1179

(G,174G) (G,275G)

Количество детей / Number of children G,1G38 G,GG35 G,G58G G,G139

(G,G573) (G,G714)

Место жительства (1 = город) / Residence (1 = urban) G,5288*** G,18G8*** G,47G8*** G112G***

(G,12G3) (G,1617)

Регионы (г. Бишкек и Чуйская обл.) / Regions (Bishkek and Chuyskaya region)

Таласская, Нарынская, Иссык-Кульская обл. / Talasskay, Narynskaya, Issyk-Kulskaya regions G,2153 G,G716 G,5654*** G,1525**

(G,1741) (G,2146)

Ошская, Джалал-Абадская, Баткенская обл. / Oshskaya, Dzhalal-Abadskaya, Batkenskaya regions G,1112 G,G381 G,3G11* G,G718

(G,1553) (G,2G33)

Трудовой опыт (лет) / Working time record (years) -G,2698*** -G,G923*** -G,G678 -G,G163

(G,G312) (G,G437)

Малое предприятие (1 = не более 5 работников) / Small business (1 = less than 5 employees) G,6823*** G 238G*** 1,1432*** G,248l***

(G,1279) (G,18G9)

Сектор экономики / Economy sector

Производство / Industry G,1689 G,G563 1,8295*** G 2389***

(G,1454) (G,1925)

Оптовая и розничная торговля / Wholesale and retail trade G,7455*** G,2129*** 1G124*** G,3171***

(G,1789) (G,2282)

Константа / Constant -5,5G36*** -5,1625***

(G,6529) (1,9423)

Количество наблюдений / Number of observations 1489

Логарифмическая функция правдоподобия / Log-likelihood function -931,2847

Статистика Вальда %2 (24) / Wald statistic %2 (24) 588,84***

Примечание: стандартные ошибки приведены в скобках.

***, **, * - коэффициенты статистически значимы соответственно в 1, 5, 10 % погрешности. Группа сравнения «Недостаточно образованный».

* Источник: расчеты авторов на основе данных SWTS 2013.

Note: standard errors are given in brackets.

***, **, * - coefficients are statistically significant in 1, 5, 10 % of error. Comparison group "Under-qualified"

* Source: calculated by the authors basing the data of SWTS 2013.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

вероятность попадания в категорию избыточного образования. Другими словами, с увеличением возраста респондента на 1 год вероятность попадания респондента в категории соответствующих и сверхобразованных в среднем увеличивается на 10,18 и 2,28 % соответственно. Таким образом, можно сказать, что молодые люди с увеличением возраста имеют большую вероятность получить профессиональное образование и соответственно меньшую вероятность попасть в категорию недостаточно образованных для занимаемой должности.

Региональные особенности также влияют на рассогласование образования и занятости молодых кадров. Так, в Таласской, Нарынской и Иссык-Куль-ской областях молодые специалисты имеют большую вероятность попасть в категорию сверхобразованных для занимаемой должности, что свидетельствует о нерациональном использовании молодых кадров в этих регионах. А именно работающая молодежь в Таласской, Нарынской и Иссык-Кульской областях имеют на 15,25 % больше вероятности быть в категории избыточного образования по сравнению с работающей молодежью в Бишкеке и Чуйской области.

Такое положение характерно и для молодых специалистов, проживающих в городской местности, уровень их образования соответствует и даже превышает те требования, которые предъявляются к занимаемой ими должности, т. е. городские молодые специалисты имеют больше вероятности, по сравнению с молодыми кадрами в сельской местности, быть в категориях надлежащего уровня знания на 18,08 % и сверхобразованных на 11,20 % соответственно.

Заслуживающим внимания результатом анализа является тот факт, что увеличение трудового опыта молодых специалистов в среднем на один год уменьшает вероятность попадания в категорию соответствия уровня знаний занимаемой должности на 9,23 %. Данный факт, вероятно, свидетельствует о получении недостаточного профессионального образования, а также об отсутствии возможности получения непрерывного образования или программы повышения квалификации для сотрудников предприятий.

Важным фактором является также величина предприятия. На малом предприятии с численностью менее пяти работников больше вероятность (на 24,81 %) иметь сверхобразованных специалистов. Возмож-

ность сверхобразованных быть занятыми значительно выше в сфере оптовой и розничной торговли (на 31,71 %) и производстве (на 23,89 %), чем в других секторах экономики.

Выводы

Занятость и трудоустройство молодежи в Киргизской Республике являются одной из основных социально-экономических проблем страны. На фоне высокого уровня безработицы среди молодежи исследование влияния образования на занятость молодежи становится одной из наиболее актуальных тем.

В последние годы наблюдается тенденция развития государственной политики в области реформирования системы высшего образования. Меры политики ориентированы на повышение эффективности высшего образования, расширение участия молодежи в профессионально-техническом учебном процессе, обновление учебных программ и интеграцию с системой международного образования. Тем не менее проблема несоответствия полученных навыков в образовательных учреждениях потребностям рынка труда остается одной из нерешенных. Поэтому данное исследование имеет большое значение для изучения факторов несоответствия полученных профессиональных навыков для определения соответствующих мер урегулирования и увеличения занятости молодежи Киргизской Республики. В частности, данное исследование имеет эмпирические результаты, на основе которых можно говорить о наличии значительного рассогласования между системой образования и занятостью. Выявлены такие факторы рассогласования, как региональные особенности рынка труда, предприятия, а также индивидуальные характеристики молодых специалистов.

Во многом результаты данного исследования соответствуют выводам других международных исследований. В частности, получение высшего образования не всегда гарантирует относительно высокую вероятность трудоустройства в соответствии с образованием. Аналогичные выводы были получены в рамках других исследований в развитых странах, где отмечается проблема сверхобразованности. Кроме этого, данное исследование расширяет эмпирические выводы для стран с переходной экономикой. В частности, в случае с Киргизской Республикой данная статья является первой эмпирической работой. В отличие от международных исследований наши выводы

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

отмечают важность секторов экономики в рассогласованности образования и занятости молодежи, тогда как в других странах индивидуальные характеристики являются относительно важными факторами.

По результатам исследования для решения проблемы реформирования образования в Киргизской

Республике можно рекомендовать меры по снижению регионального дисбаланса на рынке труда. Не менее важным аспектом реформ является развитие системы непрерывного образования или программы повышения квалификации для сотрудников предприятия.

Ill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ MINIMA

Список литературы

1. Рязанцева И. В. Организация и планирование воспроизводства конкурентоспособных специалистов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2012. T. 2, № 2. С. 181-187.

2. Allen J., Van der Velden R. Educational mismatches versus skill mismatches: effects on wages, job satisfaction, and on the job search // Oxford economic papers. 2001. Vol. 53, № 3. Pp. 434-452. DOI: 10.1093/oep/53.3.434/

3. Bauer T. K. Educational mismatch and wages: a panel analysis // Economics of Education Review. 2002. Vol. 21, № 3. Pp. 221-229. DOI: 10.1016/s0272-7757(01)00004-8

4. Lamo A., Messina J. Formal education, mismatch and wages after transition: Assessing the impact of unobserved heterogeneity using matching estimators // Economics of Education Review. 2010. Vol. 29, № 6. Pp. 1086-1099. DOI: 10.1016/j.econedurev.2010.06.002

5. McGuinness S., Sloane P. J. Labour market mismatch among UK graduates: An analysis using REFLEX data // Economics of Education Review. 2011. Vol. 30, № 1. Pp. 130-145. DOI: 10.1016/j.econedurev.2010.07.006

6. Ordine P., Rose G. Educational mismatch and unemployment scarring // International Journal of Manpower. 2015. Vol. 36, № 5. Pp. 733-753. DOI: 10.1108/ijm-03-2013-0048

7. Quintini G. Over-qualified or under-skilled: A review of existing literature // OECD Social, Employment, and Migration Working Papers. 2011. № 121. Pp. 1-47.

8. Nordin M., Persson I., Rooth D.-O. Education - occupation mismatch: Is there an income penalty? // Economics of education review. 2010. Vol. 29, № 6. Pp. 1047-1059. DOI: 10.1016/j.econedurev.2010.05.005

9. McGuinness S. Overeducation in the labour market // Journal of economic surveys. 2006. Vol. 20, № 3. Pp. 387-418. DOI: 10.1111/j.0950-0804.2006.00284.x

10. Davalos J., Atanasovska V., T. A. Unemployment spell and vertical skills mismatches: The case of Macedonia's youth. PEP-PMMA, 2016.

11. Petreski M., Mojsoska-Blazevski N., Bergolo M. Labor-market scars when youth unemployment is extremely high: evidence from Macedonia // Eastern European Economics. 2017. Vol. 55, № 2. Pp. 168-196. DOI: 10.1080/00128775.2016.1261631

12. Kupets O. Education-job mismatch in Ukraine: Too many people with tertiary education or too many jobs for low-skilled? // Journal of Comparative Economics. 2016. Vol. 44, № 1. Pp. 125-147. DOI: 10.1016/j.jce.2015.10.005

13. Погосян Н. В. Избыточное образование в России и его социально-экономические последствия // Вестник экспертного совета. 2015. № 2. C. 86-91.

14. Багирова И. Х. Мотивационные предпочтения выпускников вузов в процессе трудоустройства // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3 (23). C. 180-186.

15. Иванова Е. В. Молодежный рынок труда: проблемы сбалансированности // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257). C. 89-91.

16. Леонидова Г. В., Устинова К. А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). C. 172-178.

17. Забелина О. В., Козлова Т. М., Романюк А. В. Оценка востребованности выпускников вуза на региональном рынке труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). C. 60-65.

18. Dolado J. J., Jansen M., Jimeno J. F. On the Job Search in a Matching Model with Heterogeneous Jobs and Workers // The Economic Journal. 2009. Vol. 119, № 534. Pp. 200-228. DOI: 10.1111/j.1468-0297.2008.02210.x

19. Frei C., Sousa-Poza A. Overqualification: permanent or transitory? // Applied Economics. 2012. Vol. 44, №2 14. Pp. 1837-1847. DOI: 10.1080/00036846.2011.554380

20. Cameron A. C., Trivedi P. K. Microeconometrics: methods and applications. Cambridge University Press, 2005. DOI: 10.1017/CBO9780511811241

ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)

References

1. Ryazantseva I. V. Organization and planning of reproduction of competitive specialists, Interekspo GEO-Sibir', 2012, vol. 2, No. 2, pp. 181-187 (in Russ.).

2. Allen J., Van der Velden R. Educational mismatches versus skill mismatches: effects on wages, job satisfaction, and on the job search, Oxford economic papers, 2001, vol. 53, No. 3, pp. 434-452. DOI: 10.1093/oep/53.3.434/

3. Bauer T. K. Educational mismatch and wages: a panel analysis, Economics of Education Review, 2002, vol. 21, No. 3, pp. 221-229. DOI: 10.1016/s0272-7757(01)00004-8

4. Lamo A., Messina J. Formal education, mismatch and wages after transition: Assessing the impact of unobserved heterogeneity using matching estimators, Economics of Education Review, 2010, vol. 29, No. 6, pp. 1086-1099. DOI: 10.1016/j. econedurev.2010.06.002

5. McGuinness S., Sloane P. J. Labour market mismatch among UK graduates: An analysis using REFLEX data, Economics of Education Review, 2011, vol. 30, No. 1, pp. 130-145. DOI: 10.1016/j.econedurev.2010.07.006

6. Ordine P., Rose G. Educational mismatch and unemployment scarring, International Journal of Manpower, 2015, vol. 36, No. 5, pp. 733-753. DOI: 10.1108/ijm-03-2013-0048

7. Quintini G. Over-qualified or under-skilled: A review of existing literature, OECD Social, Employment, and Migration Working Papers, 2011, No. 121, pp. 1-47.

8. Nordin M., Persson I., Rooth D.-O. Education - occupation mismatch: Is there an income penalty?, Economics of education review, 2010, vol. 29, No. 6, pp. 1047-1059. DOI: 10.1016/j.econedurev.2010.05.005

9. McGuinness S. Overeducation in the labour market, Journal of economic surveys, 2006, vol. 20, No. 3, pp. 387-418. DOI: 10.1111/j.0950-0804.2006.00284.x

10. Davalos J., Atanasovska V., T. A. Unemployment spell and vertical skills mismatches: The case of Macedonia's youth, PEP-PMMA, 2016.

11. Petreski M., Mojsoska-Blazevski N., Bergolo M. Labor-market scars when youth unemployment is extremely high: evidence from Macedonia, Eastern European Economics, 2017, vol. 55, No. 2, pp. 168-196. DOI: 10.1080/00128775.2016.1261631

12. Kupets O. Education-job mismatch in Ukraine: Too many people with tertiary education or too many jobs for low-skilled?, Journal of Comparative Economics, 2016, vol. 44, No. 1, pp. 125-147. DOI: 10.1016/j.jce.2015.10.005

13. Pogosyan N. V. Excess education in Russia and its social-economic consequences, Vestnik ekspertnogo soveta, 2015, No. 2, pp. 86-91 (in Russ.).

14. Bagirova I. Kh. Motivational preferences of university graduates during work search, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, Ekonomika, 2013, No. 3 (23), pp. 180-186 (in Russ.).

15. Ivanova E. V. Youth labor market: issue of balance, VestnikChelyabinskogogosudarstvennogo universiteta, 2012, No. 3 (257), pp. 89-91 (in Russ.).

16. Leonidova G. V., Ustinova K. A. Educational potential of eth youth as a resource of modernization, Aktual'nye problemy ekonomiki iprava, 2013, No. 4 (28), pp. 172-178 (in Russ.).

17. Zabelina O. V., Kozlova T. M., Romanyuk A. V. Estimation of the demand for university graduates in the regional labor market, Vestnik Tambovskogo universiteta, Ser. Gumanitarnye nauki, 2014, No. 9 (137), pp. 60-65 (in Russ.).

18. Dolado J. J., Jansen M., Jimeno J. F. On the Job Search in a Matching Model with Heterogeneous Jobs and Workers, The Economic Journal, 2009, vol. 119, No. 534, pp. 200-228. DOI: 10.1111/j.1468-0297.2008.02210.x

19. Frei C., Sousa-Poza A. Overqualification: permanent or transitory?, Applied Economics, 2012, vol. 44, No. 14, pp. 1837-1847. DOI: 10.1080/00036846.2011.554380

20. Cameron A. C., Trivedi P. K. Microeconometrics: methods and applications, Cambridge University Press, 2005. DOI: 10.1017/CBO9780511811241

Дата поступления /Received 18.01.2018 Дата принятия в печать /Accepted 12.03.2018 Дата онлайн-размещения /Available online 25.03.2018

© Сулайманова Б. Б., Карымшаков К. Т., 2018 © Sulaimanova B. B., Karymshakov K. T., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.