Научная статья на тему 'Факторы пространственного неравенства регионов и региональная экономическая политика'

Факторы пространственного неравенства регионов и региональная экономическая политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1619
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / экономическое пространство / экономическое неравенство / факторы пространственного неравенства регионов / региональная экономическая политика / region / economic space / economic inequalities / the factors of spatial inequalities of regions / regional economic policy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы пространственного неравенства регионов и региональная экономическая политика»

Хакимов А.Х.

к.э.н., Казанский (Приволжский) федеральный университет

ФАКТОРЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА РЕГИОНОВ И РЕГИОНАЛЬНАЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Ключевые слова: регион, экономическое пространство, экономическое неравенство, факторы пространственного неравенства регионов, региональная экономическая политика.

Keywords: region, economic space, economic inequalities, the factors of spatial inequalities of regions, regional economic policy.

Проблема экономического неравенства актуальна не только для российских регионов. Она затрагивает практически все страны мира, как промышленно развитые, так и развивающиеся. В настоящее время остро стоит вопрос о том, что более благоприятно для развития экономики и общества в целом - равенство или неравенство. Однозначного ответа на данный вопрос нет. Поэтому к решению данной проблемы представители мирового и российского научного сообщества подходят с разных точек зрения. Экономическое неравенство регионов следует рассматривать, прежде всего, как объективное следствие процесса расхождения в условиях жизни и в уровне доходов населения в условиях глобализации и пространственной неравномерности концентрации производительных сил.

Официальные данные Росстата свидетельствуют, что экономическое пространство России неравномерно. Наибольшая неравномерность индекса концентрации доходов наблюдается в Москве (коэффициент Джини = 0,4521), Самарской, Тюменской областях, Ненецком АО, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Пермском крае, Ямало-Ненецком АО, Республике Башкортостан, Республике Коми.

Неравномерность экономического пространства можно объяснить двумя моделями:

1. Центрально-периферийная модель, в которой центральные города притягивают к себе человеческие, природные, финансовые ресурсы со своей периферии. Благодаря этому создаётся возможность инновационного развития центра, впоследствии инновации коснутся и периферии, но со значительным временным лагом. Города в данной модели являются основными «моторами» перераспределения модернизации на периферию. Данная модель характерна как для крупных мировых агломераций, так и для региональных и местных центров.

2. Вторая модель пространственного развития возникла в рамках «новой экономической географии». Вторая модель видит причиной развития экономического неравенства процесс сосредоточения экономической деятельности на тех территориях, которые обладают сравнительными преимуществами. Так, П. Кругман, в качестве таких преимуществ выделяет факторы «первой» природы, которые мало зависят от человека:

- наличие природных ресурсов, востребованных рынком (минеральные, земельные и др.);

- выгодное географическое положение (вблизи глобальной торговли, позволяющей снизить издержки на транспорт).

Существуют также факторы «второй» природы, которые в большей степени связаны с деятельностью общества и государства:

- высокая плотность населения и агломерационный эффект как факторы, позволяющие снизить издержки на масштабе;

- развитая инфраструктура, позволяющая сократить экономическое расстояние (актуально для России вследствие большой протяженности территории);

- человеческий капитал (здоровье, образование, мотивация к труду, адаптивность и мобильность населения);

- институты, позволяющие улучшить предпринимательский климат, рост мобильности населения, распространение инноваций и др.

Однако вышеперечисленные ресурсы не являются вечными. Считается, что факторы «первой» природы, мало зависящие от человека, характерны в индустриальном обществе, для постиндустриального общества наибольшее значение приобретают факторы «второй» природы, ведь именно они играют существенную роль в модернизации общества, тогда как развитие ресурсных преимуществ замедляет региональное развитие.

Таким образом, все перечисленные факторы прямо или косвенно влияют на развитие регионов и городов России. Для России характерна повышенная роль факторов «первой» природы, а именно: наличие минеральных ресурсов, наиболее востребованных на глобальном рынке (нефть, газ, металлы). А факторы «второй» природы выступают, в основном, как барьеры развития (см. табл. 1).

1 Коэффициент Джини // Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. - http://www.gks.ru/dbscripts/

Таблица 1

Базовые факторы пространственного неравенства регионов1

Факторы Характеристика

Плотность Концентрация населения и агломерационный эффект

Расстояние Экономическое расстояние, которое обусловлено слаборазвитой инфраструктурой, удаленностью от потенциальных рынков, транспортными издержками

Границы Институциональные барьеры, барьеры национальных, региональных, локальных границ, которые препятствуют проникновению товаров и услуг

Базовые факторы неравенства имеют определенную характеристику, которая отражает их основные особенности в формировании региональной экономической политики.

«Плотность» указывает на размер экономического выхода или полную покупательную способность на единицу площади территории. Наиболее высокая плотность в крупных городах, где сконцентрирована экономическая активность, и значительно ниже - в сельских районах.

«Расстояние» отражает легкость доступа на рынки. Территории, удаленные от экономических центров страны, часто характеризуются депрессивным характером развития.

«Границы» возникают из барьеров для экономических взаимодействий, создаваемых различиями в социальном развитии, обычаях и языке, они ограничивают доступ на рынки. Эта группа факторов весьма актуальна не только в международном контексте, но и при наличии многокультурного уклада общества.

Пространство очень инерционно, поэтому правильный выбор направления региональной политики является главным определяющим фактором развития регионов. Региональная политика регламентирует отношения центральной власти и регионов, определяет права и полномочия политико-административных единиц.

Региональная экономическая политика включает следующие направления:

- поддержка городов-центров и крупных агломераций, транслирующих инновации на периферию;

- улучшение факторов «второй природы» - человеческого капитала и институтов;

- развитие инфраструктуры, позволяющее сократить экономическое расстояние;

- выравнивание региональных социально-экономических и других диспропорций развития;

- достижение политической и социальной стабильности;

- достижение экономической эффективности;

- эффективное использование трудовых ресурсов;

- развитие периферийных ресурсно-сырьевых регионов;

- инновационная политика;

- экологическая политика и др.

Пространственный ракурс в России имеет особую психологическую нагрузку. Исторически сложилось так, что власть и общество привыкли одновременно и гордиться гигантскими размерами пространства, и бояться его неуправляемости. Это стало сильным барьером для принятия эффективных управленческих решений. Наиболее понятным для властей способом сохранения территориальной целостности является сверхцентрализация в том ее варианте, который неоднократно воспроизводился на протяжении всей российской истории, несмотря на то, что всегда служил и продолжает служить сильнейшим институциональным барьером развития. В то же время действительно эффективные политические, финансовые и другие институты, позволяющие снижать объективные барьеры развития пространства и максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества регионов и городов, остаются вне внимания государственного управленческого мышления.

Стратегия управления пространственным неравенством проявляется в следующих политиках: стимулирующей и выравнивающей.

Стимулирование проявляется в снижении институциональных барьеров для территорий с конкурентными преимуществами, чтобы за счет их ускоренного роста быстрее развивалась вся страна. Стимулирующую функцию выполняет также развитие человеческого капитала и инфраструктуры. Вполне очевидно, что стимулирующая региональная политика является доминирующей в странах догоняющего развития.

Выравнивание или политика смягчения пространственного неравенства более типична для развитых стран, особенно для Европейского Союза. Такая политика преобладает и в России. Она унаследована из прошлого и нацелена на снижение рисков социально-политической нестабильности в условиях поляризации пространства. Безусловно, менее развитым регионам нужно помогать, но делать это следует с помощью адекватных механизмов, четко понимая границы их возможностей.

Но даже при существующих проблемах все более очевидно, что необходимо смягчение не экономического, а социального неравенства регионов. Смягчение территориальных различий в социальном развитии способствует росту человеческого капитала, социальной и территориальной мобильности, обеспечивая развитие модернизации. Следовательно, помогать нужно людям, а не регионам, поскольку выравнивающая политика - в первую очередь социальная, а не региональная. Она эффективна, если приоритетами являются рост человеческого капитала и адресная поддержка уязвимых групп населения.

1 World Development Report 2009... P. 37; Fujita M., Krugman P., Venables A. J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. - Cambridge (Mass.): The MIT Press, 1999. - 367 p.

Современные принципы управления регионами России можно охарактеризовать следующим образом:

- принцип солидарности подразумевает оказание помощи более богатыми регионами более бедным. Данный принцип направлен на достижение сбалансированности социально-экономической системы регионов России, преодоление дифференциации уровня их развития, усиление внутренней связности страны;

- принцип субсидиарное™. Если два иерархических уровня управления могут выполнять одну и ту же функцию, то она передается на более низкий уровень - более близкий к населению. Это позволяет лучше учитывать потребности жителей и, одновременно, население может лучше контролировать качество управления через демократические процедуры.

- принцип учета интересов местных групп. Эффективная региональная политика включает мониторинг интересов местных групп и включение интересов местных групп в процесс выработки и реализации стратегических решений в регионе;

- процесс согласованности и синхронизации действий всех уровней власти и управления предполагает выстраивание федеральной стратегии с учетом федеральных приоритетов и стратегической направленности регионов, а также выстраивание межрегиональных связей для кооперации регионов и локальных территорий;

- принцип сбалансированности централизации и децентрализации, вследствие которого повышается эффективность управленческого воздействия, обеспечивается появление зон совместной компетенции и взаимной ответственности, партнерства.

Для анализа межрегиональной дифференциации социально-экономического развития Российской Федерации часто применяются обобщенные методы и статистические показатели, позволяющие эмпирическим путем оценить уровень экономического роста и неравенства региона. Наиболее часто используемые в исследованиях методы: индекс Джини по квинтильным группам населения, коэффициент Лоренца; метод комплексной оценки уровня социально-экономического развития; коэффициент корреляции; «априорные» методы (исследование индексов, показателей); экспертные методы (методы прямой и косвенной оценки коэффициентов, экспертно-статистический метод); методы распознавания образов (кластерный анализ, методы многомерного шкалирования); метод распределения Парето; коэффициенты концентрации, (в т. ч. индекс энтропии Тейла, Херфиндаля-Хиршмана, Джини, квинтильные и дециль-ные); отношение минимального и максимального значения; показатель перцентилей и т.д.

В отечественной экономической литературе применяются различные методические подходы к решению данной проблемы. В частности, методика оценки неравенства регионов Приволжского федерального округа (ПФО), основанная на количественной оценке экономического и социального пространственного неравенства, предложенная Масли-хиной В.Ю., включает следующие этапы:

1) постановка задачи оценки;

2) выбор показателей уровня экономического неравенства субъектов ПФО;

3) выбор метода оценки неравенства субъектов ПФО;

4) анализ и интерпретация полученных результатов1.

В качестве основной задачи оценки автором заявлено получение необходимой и достаточной информации о состоянии экономического неравенства субъектов ПФО.

На наш взгляд, для анализа регионального неравенства ПФО, необходимо придерживаться метода комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, который основывается на системе следующих базовых показателей, взаимосвязанных между собой:

1. Валовой региональный продукт на душу населения;

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

3. Объем внешнеторгового оборота на душу населения;

4. Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;

5. Доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;

6. Уровень зарегистрированной безработицы;

7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;

9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;

10. Основные фонды отраслей экономики на душу населения;

11. Коэффициент плотности автомобильных дорог.

Для измерения межрегиональной дифференциации доходов также используется ряд методов:

1) межрегиональный коэффициент Джини, с учетом численности проживающего в регионах населения;

2) межрегиональный (взвешенный на долю населения региона) коэффициент вариации;

3) межрегиональный индекс Хэчмана, который является показателем диверсификации той или иной структуры. Он обычно используется для оценки ее отклонения от некой идеальной или средней структуры, например, общероссийской или мировой. Однако он с таким же успехом может применяться для оценки межрегиональных различий по какому-нибудь показателю. В таком случае сравниваются две структуры - доли региона в каком-либо показателе развития и доли региона в общем населении страны.

1 Маслихина В.Ю. Количественная оценка экономического и социального пространственного неравенства в Приволжском федеральном округе // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. - № 4. - С. 2.

4) коэффициент Тейла (показатель энтропии) - индикатор меры рассеяния доходов. Для расчёта индекса Тейла используется логарифмическая шкала, что позволяет сблизить небольшие значения и удалить большие.

Оценка факторов конвергенции (дивергенции) регионов осуществляется по индексу социального благополучия. К данным факторам отнесем: распределительный фактор, отражающий как разное первичное распределение доходов в регионах, так и перераспределение доходов между регионами (в том числе в форме межбюджетных трансфертов); инфляционный фактор, отражающий влияние стоимости жизни в регионе; фактор внутрирегиональной дифференциации доходов1.

Влияние этих факторов в каждом периоде на примере коэффициента Джини состоит в следующем:

1) распределительного фактора: расчет показывает, что дифференциация регионов по уровню среднедушевых номинальных доходов оказывается отличной от дифференциации регионов по уровню среднедушевого ВРП в номинальном выражении;

2) фактора стоимости жизни в регионах: в регионах с более высокими номинальными доходами выше стоимость потребительской корзины, что сближает их с бедными регионами;

3) фактора внутрирегиональной дифференциации доходов: в регионах с более высокими реальными доходами выше степень их внутренней дифференциации, что также сближает богатые регионы с бедными.

1 Малкина М.Ю. Исследование факторов межрегиональной конвергенции/дивергенции реальных доходов и социального благополучия региона РФ // Journal of economic regulation // Вопросы регулирования экономики. 2015. - № 4. - С. 113-115; Мазур Е.А. Методика оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ как средство совершенствования компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов // Молодой ученый. 2011. - № 3. - С. 173; Усманов Д.И. Оценка влияния факторов глобализации на экономическое неравенство регионов России. - Дисс. на соис. уч. ст. канд. эк. наук. - Белгород, 2015. - С. 55-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.