Научная статья на тему 'Факторы производства и их специфика в Санкт-Петербурге'

Факторы производства и их специфика в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / КАПИТАЛ / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ИНВЕСТИЦИИ / LABOR / CAPITAL / FIXED ASSETS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Феликс Федорович

В статье анализируется специфика важнейших факторов производства - труда и капитала - в экономике Санкт-Петербурга. Особое внимание обращается на их эффективное использование, а также оптимальное сочетание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production Factors and Their Specificity in Saint-Petersburg

The paper analyzes the specifics of the most important production factors labor and capital in St. Petersburg economy. Particular attention is drawn to their effective use and the optimal combination.

Текст научной работы на тему «Факторы производства и их специфика в Санкт-Петербурге»

Факторы производства и их специфика в Санкт-Петербурге

В статье анализируется специфика важнейших факторов производства — труда и капитала — в экономике Санкт-Петербурга. Особое внимание обращается на их эффективное использование, а также оптимальное сочетание.

Ключевые слова: труд, капитал, основные фонды, инвестиции.

Ф. Ф. Рыбаков,

э. н., профессор кафедры экономической теории и экономической политики, Санкт-Петербургский государственный университет

e-mail: boxrff@gmail.com

Более двух веков теория факторов производства Ж. Б. Сэя не сходит со страниц экономической печати. Свою лепту в развитие этой теории внесли А. Маршалл и Й. Шумпетер, а также другие экономисты. Триада «труд-капитал-земля», обоснованная еще Ж. Б. Сэем, в работах ученых следующих поколений претерпевала определенные изменения. А. Маршалл первоначально добавил к трем упомянутым четвертый фактор — организацию, но затем свел это многообразие к двум — природе и человеку [1]. Свою лепту в развитие теории факторов производства внес и Й. Шумпетер, полагающий, что предпринимательская способность является важнейшим фактором производства [2].

Современные экономисты, как правило, к факторам производства относят труд, капитал, землю и предпринимательскую способность. Иногда в этом наборе присутствует информация или просто наука как всеобщая производительная сила. В целом внимание к теории факторов производства не ослабевает особенно в условиях перехода к инновационному типу развития. С 1928 г. когда, американские ученые Ч. Кобб и П. Дуглас обосновали производственную функцию, варианты всевозможных комбинаций факторов производства предлагают экономисты-математики, обосновывая различные модели экономического роста, где в качестве переменных присутствует фактор производства.

Экономические единицы отраслевого и регионального уровней различаются по многим характеристикам, включая факторы производства. Своя специфика присуща и Санкт-Петербургу. Осенью 2012 г. число жителей города достигло 5 млн чел. Это уже вторая дата достижения названного рубежа. В 1989 г. Ленинград праздновал рождение пятимиллионного жителя. Затем в течение полутора десятилетий число жителей сокращалось, достигнув 4500 тыс чел. И лишь в последние годы вновь возобновился рост. Город тради-

ционно увеличивается за счет механического прироста населения. Естественный прирост отсутствует, смертность до сих пор превышает рождаемость. Что касается экономически активного населения, то его величина достаточно стабильна — 2,4-2,6 млн чел.

Традиционной проблемой последних десятилетий является дефицит рабочий силы. И в советское время город решал производственные и иные проблемы за счет дополнительной рабочей силы. Первоначально лимитная прописка привлекала иногородних на работу в город, затем основным источником стали мигранты. Знакомство с переписями населения в XIX веке также свидетельствует о превышении смертности над рождаемостью в те уже далекие времена.

Личный фактор производства — это прежде всего люди, способные создавать новые продукты и услуги. Специфика Санкт-Петербурга— это прежде всего высокая квалификация работников, основанная на школах, традициях, мастерстве. Этим объясняется и тот факт, что наиболее технологически сложная продукция с высокой наукоемкостью всегда составляла основную массу производимых в городе изделий. Уже в XIX веке город стал лидером в области отечественного машиностроения, а в XX веке — энергомашиностроения, радиоэлектроники и приборостроения.

Как известно, производство в широком смысле слова — это не только промышленность и иные отрасли материальной сферы. Это и сфера услуг, которая в последнее время заняла господствующее положение в составе ВНП (ВРП). В Санкт-Петербурге, например, доля услуг составляет около 60%, а к 2025 г. предполагается довести ее до 65% [3]. Разумеется, огромная часть населения занята в сфере услуг.

По опубликованным данным в 2011 г. численность экономически активного населения Санкт-Петербурга составила 2678,9 тыс. чел, а занятых в экономике — 2625,7 тыс. чел. [4]. Таким образом, чуть более половины населения города составляют те, кто участвует

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

в экономической деятельности. Это соответствует тем пропорциям, которые сложились по России в целом. Однако возрастная структура и ее динамика не дают оснований для оптимизма. Дело в том, что 25,5% населения города старше трудоспособного возраста, а естественный прирост, как уже отмечалось, меньше убыли от смертности. Поэтому все планы и прогнозы развития города на 15-20 лет исходят из необходимости привлечения 200-250 тыс. пар рабочих рук извне. Напряженный баланс трудовых ресурсов, таким образом, постоянный спутник городской экономики, а привлечение дополнительных рабочих рук требует солидных инвестиций в социальную сферу. Мало создать рабочие места, нужно обеспечить новых работников всем набором социальных благ.

Принципиально и то, что структура экономически активного населения по уровню образования весьма благоприятна. Город всегда отличался в сторону более высокой доли жителей с высшим образованием, чем по стране в целом. Размещение в городе наукоемких и высокотехнологичных отраслей и предприятий объективно обуславливает высокий образовательный уровень и профессиональное мастерство работников.

В 2011 г. структура среднесписочной численности работников по видам экономической деятельности выглядела следующим образом: торговля и ремонт автотехники — 18,4%; операции с недвижимостью — 18,0%; обрабатывающие производства — 14,7%; образование — 10,2%; транспорт и связь — 9,3%; здравоохранение — 7,9%; строительство — 7,8%; прочие — 15,9%

[4]. При этом за последние три года незначительно уменьшилась доля занятых в обрабатывающих производствах (с 14,8 до 14,7%), а также выросла доля занятых в строительстве (с 7,3 до 7,6%) [4]. В целом динамика распределения занятых по видам экономической деятельности свидетельствует о постоянном сокращении числа работников в промышленности. С 1990-х гг. промышленность «усохла» по числу работников с 800 до 345 тыс. чел.

Xарактерной особенностью последних лет является безудержный рост мигрантов. Так, например, если в 2009 г., прибыло 57,3 тыс. чел., то в 2011 г. уже 130,3 тыс. чел. [4]. Миграционные потоки становятся неуправляемыми, а точную цифру назвать затрудняются даже представители ФМС. Дело в том, что в город приезжает много нелегалов. Проблема осложняется тем, что приезжают, как правило, неквалифицированные работники, используют которых в ЖКX и строительстве на подсобных работах. По России в целом миграция в 2011 г. составила 356,5 тыс. чел., причем из стран дальнего зарубежья только 45,9 тыс. чел.

[5]. Сложность проблемы очевидна! Неуправляемая миграция сопровождается негативными явлениями. Но в то же время городская экономика не может обойтись без мигрантов. Как уже отмечалось, все программы социально-экономического развития города предусматривают значительный приток мигрантов для выполнения намечаемых задач. Но без сомнения утечка за рубеж высокообразованных кадров не компенсируется притоком мигрантов из Средней Азии. Все это ослабляет кадровый потенциал, приводит к деградации личного фактора производства.

Рыночная экономика не должна сопровождаться ослаблением общеобразовательного и профессионального уровня работников. Бизнес должен активно участвовать в профессиональной подготовке кадров. Пока к сожалению, основные затраты несет исключительно государство.

В целом Санкт-Петербург располагает достаточными условиями для подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Однако система профессиональных учебных заведений требует радикального совершенства. Диспропорции между начальным, средним и высшим профессиональным образованием ощущается все ярче. Почти в три раза сократилось за последние годы число начальных профессиональных учебных заведений (бывших ПТУ), а количество вузов удвоилось (за счет негосударственных). Так, например, в 2011 г. в начальных профессиональных учебных заведениях города обучалось 23,4 тыс. чел., средних — 62,5 тыс. чел., высших — 400,9 тыс. чел. На 10 тыс. жителей в городе приходилось 48 учащихся начальных профессиональных учебных заведений; 126 учащихся средних и 809 высших учебных заведений [4]. Это явно гипертрофированная структура подготовки кадров, которую необходимо совершенствовать. В последнее время коммерциализация высшего образования приняло огромные масштабы. В городе явно избыток подготовки менеджеров, экономистов и юристов. Непрофилированные вузы «охотятся на чужих полях», не занимаясь в должной мере подготовкой специалистов по профилю. С этим необходимо решительно кончать. Вещественный фактор производства — основные фонды в их многообразии. Сразу же подчеркнем характерную особенность основных фондов Санкт-Петербурга — высокую степень износа, большую долю устаревшего оборудования. Проблема эта стояла и в советские, и в постсоветские годы. Дело в том, что коэффициент обновления основных фондов в 60-е-90-е гг. XX века не превышал 3%. Практически все новое оборудование, вся продукция станкостроения направлялась на новые промышленные и иные объекты. Поэтому оборудование использовали и после морального износа. После войны по репарации из Германии поступило оборудование, которое работало на большинстве заводов и фабрик города. К 1980-м гг. в Ленинграде было установлено 170 тыс. единиц оборудования. В 1970 и 1987 гг. были развернуты масштабные компании за повышение коэффициента сменности работы оборудования. Определенный результат они принесли. Часть устаревшего оборудования была списана, что позволило повысить коэффициент сменности и фондоотдачу. В конце 1980-х гг. была разработана и частично реализована территориально-отраслевая программа «Интенсификация-90», одной из задач которой являлось существенное обновление основных фондов. Однако наступили 1990-е гг., начались радикальные социально-экономические преобразования и программа прекратила существование. Все 1990-е гг. шла хищенская распродажа оборудования обанкротившихся предприятий, деградация производственного потенциала города.

Как известно, более 90% промышленности города — это обрабатывающие производства, фондоемких

отраслей (нефтяной, газовой, угольной) в Санкт-Петербурге нет. Это в свою очередь также определяет специфику материально-технической базы городской экономики. В 2010 г. основные фонды добывающих предприятий составили 599 млн руб., обрабатывающих — 273990 млн руб., энергетика — 475153 млн руб. В процентном соотношении это: 0,08; 36,5 и 63,3 [6]. Промышленно-производственные основные фонды в Санкт-Петербурге, таким образом, представлены обрабатывающими производствами и энергетикой. Основные фонды — элемент национального богатства. Мосты, тоннели, плотины и т. д. являются его элементами. Учитывая исторический облик города, его уникальные здания и мосты, можно считать довольно высокой концентрацию архитектурно-строительных объектов, имеющих большую стоимость. Но, подчеркнем еще раз, фондоемких отраслей экономики в городе нет. В этом еще одна особенность основных фондов санкт-петербургской экономики.

В последние годы четко просматривается тенденция роста фондовооруженности труда всех видов экономической деятельности, не входящих непосредственно в промышленность. Здравоохранение, образование, культура и другие составляющие социально-культурные сферы используют дорогостоящие современное оборудование. Все это требует опережающего развития соответствующих отраслей. В эпоху постиндустриальной экономики общество сталкивается с некоторыми тенденциями, которые отрицательно сказываются на общей динамике социально-экономического развития. Дело в том, что каждая последующая модель техники дороже предыдущей, а эффективный срок службы постоянно сокращается. Задача, таким образом, в том, чтобы во все сокращающиеся сроки максимально использовать оборудование до наступления морального износа. Научно-технический прогресс — постоянный процесс, его темпы ускоряются. А на морально изношенном оборудовании невозможно производить конкурентоспособную продукцию.

Здесь необходима инновационная и инвестиционная активность. Обновление оборудования требует солидных инвестиций. Поэтому триада «инновации-инвестиции-основные фонды» эффективна при активной роли каждого из ее элементов. К сожалению, отечественное станкостроение находится в плачевном состоянии. Ряд заводов, в том числе санкт-петербургский завод «Свердлов», обанкрочены. В городе работали ряд конструкторских организаций в области станкостроения (ОКБ тяжелых и уникальных станков, СКТБ автоматов и револьверных станков, ОКБ шлифовального оборудования, ОКБ станкостроения). По некоторым данным в настоящее время завершено формирование кластера станкоинструментальной промышленности (ООО «Кировстанкомаш», ОАО «СКБ станочных информационно-измерительных систем с оптическим производством, СКБ тяжелых и уникальных станков, ООО «Лазерный центр» и другие организации. Это следует всячески приветствовать, поскольку возрождение городского центра станкостроения давно назрело. Без современного отечественного станкостроения модернизация экономики не возможна.

Инновационный потенциал станкостроения сосредоточен в НИИ и ПКТО отрасли, а от эффективности их разработок в конечном итоге зависит уровень отечественного оборудования. В данном направлении предстоит большая работа. Необходима и серьезная активизация соответствующих вузов, ибо инженерная мысль куется в высшей школе. Станочные специальности в начальном профессиональном образовании необходимо возрождать. Таким образом, вещественный фактор производства имеет свои особенности, учет которых необходим для эффективного управления производством.

Как известно, комбинация факторов производства, нашедшая выражение еще в 1928 г. в производственной функции Ч. Кобба и П. Дугласа, является действенным средством оптимального распределения ресурсов. Задача высшего менеджмента, таким образом, в нахождении оптимальных пропорций. Решение проблемы за счет привлечения гастарбайтеров, не обладающих необходимой квалификацией, свидетельствует об отсутствии стратегического мышления. Комбинация факторов производства должна строиться с учетом многих составляющих. Развивать «отверточные» производства можно на основе трудовых ресурсов, не обладающих высокой квалификацией, а создание высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции требует работников, обладающих высокой квалификацией. Городу остро не хватает высококвалифицированных рабочих — судосборщиков, сварщиков, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, в то время как их подготовка отстает от потребностей. Явный перекос сложился и в подготовке кадров высшего звена. Остро не хватает инженеров-технологов и механиков, при перепроизводстве менеджеров.

Итак, личный и вещественный факторы производства — важнейшие показатели экономического могущества страны и ее составных частей. Для Санкт-Петербурга специфика факторов производства определяет и перспективы развития экономики. В промышленности это прежде всего наукоемкая и высокотехнологичные отрасли, а также все составляющие социально-культурной сферы.

Список использованных источников

1. А. Маршалл. Принципы политической экономии. В 3-х т. М., 1982.

2. Й. Шумпетер. Теория экономического равновесия: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М., 1982.

3. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г. СПб., 2008.

4. Санкт-Петербург-2011 в цифрах: стат. сборник. СПб., 2012.

5. Россия в цифрах-2012: стат. сборник. М., 2012.

6. Промышленное производство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2010 г. СПб., 2011.

Production factors and their specificity in St. Petersburg F. F. Rybakov, Doctor of Economics, Professor at the department of economic theory and economic policy, St. Petersburg State University.

The paper analyzes the specifics of the most important production factors — labor and capital — in St. Petersburg economy. Particular attention is drawn to their effective use, and the optimal combination.

Keywords: labor, capital, fixed assets, investments.

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.