Научная статья на тему 'Факторы, проблемы и тенденции изменения качественных характеристик трудового потенциала постпереходной России'

Факторы, проблемы и тенденции изменения качественных характеристик трудового потенциала постпереходной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
308
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДОВОГО РЕСУРСА / WORKFORCE / LABOR POTENTIAL / QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF WORKFORCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гладышева Алла Викторовна, Горбунова Ольга Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна

В статье рассматриваются качественные характеристики трудового потенциала, факторы, вызывающие их изменения, а также проблемы и тенденции развития трудового потенциала постпереходной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гладышева Алла Викторовна, Горбунова Ольга Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS, PROBLEMS AND TENDENCIES OF CHANGE OF QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF LABOR CAPACITY OF POST-TRANSITIONAL RUSSIA

In article qualitative characteristics of labor potential, the factors causing them of change, and also a problem and a tendency of labor capacity of post-transitional Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Факторы, проблемы и тенденции изменения качественных характеристик трудового потенциала постпереходной России»

ФАКТОРЫ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОСТПЕРЕХОДНОЙ РОССИИ

А. В. ГЛАДЫШЕВА, О. Н. ГОРБУНОВА, И. С. КОНДРАШОВА

В статье рассматриваются качественные характеристики трудового потенциала, факторы, вызывающие их изменения, а также проблемы и тенденции развития трудового потенциала постпереходной России.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, трудовой потенциал, качественные характеристики трудового ресурса.

При рассмотрении конкретного функционально-целевого назначения человеческого капитала требуется характеризовать его не только с точки зрения внутренней структуры, которая включает здоровье, образование, культуру, интеллект, профессионально-квалификационные характеристики, образовательный уровень [6], но и с точки зрения его функционального предназначения: возможностей и направлений его реализации в экономике и производстве.

В связи с этим возникает необходимость более точной и объективной оценки существующих трудовых ресурсов и трудового потенциала. При этом скорость и тенденции развития науки и техники, применения достижений в области информационных и коммуникационных технологий на всех этапах экономической и хозяйственной деятельности, требует текущей оценки трудового ресурса, а также прогнозов его состояния на ближайшую перспективу. В первую очередь речь идет о качественных характеристиках.

В контексте качества рабочей силы, трудовых ресурсов, и что не менее важно, трудового потенциала, которые зависят от физического и психического здоровья человека, его социального поведения, творческого и когнитивного потенциала, коммуникабельности и достижитель-ных потребностей, нравственных и культурных характеристик, сегодня особенно остро возникает ряд актуальных проблем, от успешного решения которых существенным образом зависит социально-экономическое развитие всей страны, а также составляющих ее регионов [8].

Сегодня в постиндустриальных странах особое внимание уделяется роли населения как но-

сителя интеллектуального потенциала, поскольку именно интеллект нации, понимаемый как совокупность интеллектов отдельных личностей, выступает реальным двигателем и определяющим фактором прогресса. В связи с этим любая потеря человеческих ресурсов, независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношении, может стать для России не только внутриполитической, но и геополитической проблемой. Потеря человеческих ресурсов, а вместе с ними и потенциальных возможностей реализации их трудового и интеллектуального капитала, не только дестабилизирует и ослабляет страну в экономическом и научно-технологическом плане, но и грозит стать угрозой национальной безопасности в экстремальной ситуации [12].

Уровень качества человеческого капитала определяет, прежде всего, и в первую очередь, производительность труда, и как следствие -возможность внедрения инноваций и нововведений, конкурентоспособность рабочей силы, отечественной промышленности и бизнеса, и, как итог, состояние экономики в регионах и в целом в стране.

В данном контексте обращают на себя внимание исследования Института социальноэкономических проблем народонаселения РАН. Ученые различных направлений используют методику измерения и оценки качества трудового потенциала, разработанную сотрудниками этого Института и являющуюся обобщающим индикатором качественных характеристик трудового ресурса.

В частности, в структуру трудового потенциала включают социальную дееспособность, понимаемую как способность личности к осуществлению трудовых функций в специфических условиях конкретного производства. При этом качество трудового потенциала определяется двумя группами свойств: а) энергетический потенциал, или способность к труду, включающий психофизический потенциал (физическое здоровье, психическое здоровье) и интеллектуальный потенциал (когнитивный и творческий потенциал); б) социально-психологический потенциал, определяемый коммуникативным потенциалом (коммуникативность и культурный уровень) и социальной активностью (нравственный уровень, потребность в достижении). С помощью специальных процедур сбора информации и алгоритмов расчета выявляются индикаторы качества трудового потенциала, т.е. «измерение качества».

Рассмотрим, по крайней мере, три группы критериев качества рабочей силы, которые выделяет Н. М. Римашевская:

а) физическое, психическое и социальное здоровье;

б) интеллектуальный потенциал, уровень образования и квалификационно-профессиональной подготовки;

в) социальные ориентации, моральнонравственные принципы, духовность и культурные предпочтения [13; 14; 16].

Остановимся более подробно на изменении профессионально-образовательной составляющей рабочей силы и образующих её интеллектуальном и квалификационном потенциале.

В последнее время в России наиболее явно прослеживается ряд проблем, связанных с интеллектуальным потенциалом рабочей силы, уровнем ее образования и квалификационнопрофессиональной подготовки, профессиональной и социальной мобильностью.

Как отмечалось выше, интеллектуальный и научный потенциал трудовых ресурсов является основой для роста инновационной экономики государства. По таким показателям, как уровень грамотности взрослого населения, коэффициент охвата высшим образованием и количество выданных резидентам патентов, Россия традиционно не уступала ведущим мировым державам.

Принято считать, что население России имеет хорошие образовательные характеристики, имеющие источники в прошлом. С учетом временного лага в получении результатов от произведенных инвестиций отдача от них в образова-

тельном комплексе может быть получена через 10 лет. Это дает основание для утверждения, что в течение последних 10 лет в условиях экономического кризиса в России система образования выживала благодаря, прежде всего, советскому ресурсному наследию [2].

Однако в этой сфере происходят - особенно в последнее десятилетие - негативные изменения: снижение качества образования, отток научных кадров [5]. Высокий интеллект это то, чем всегда отмечался российский генофонд, это всегда было общепризнанно. Но в постсоветский период сфера науки и образования подверглась процессам, негативно воздействовавшим на интеллектуальный потенциал рабочей силы, уровень ее образования и квалификационно-профессиональной подготовки. Численность занятых научными исследованиями и разработками сократилась на одну треть. По данным Центра исследований и статистики Минпромнауки России и РАН, с 1992 по 1999 гг. численность персонала, занятого исследованиями и разработками снизилась с 1532 до 872 тыс. чел., в том числе исследователей - с 804 до 420 тыс. чел. [18].

Последнее десятилетие ХХ в. характеризовалось высоким уровнем «утечки умов»: в этот период из страны уехала наиболее активная, продвинутая и талантливая часть научного потенциала страны. В большинстве своем это была безвозвратная миграция. Следует отметить, что в настоящее время тенденция изменилась в сторону того, что многие научные деятели России все больше ориентированы на временную работу за рубежом, с тем, чтобы потом возвратиться на родину. В зарубежной науке пользуются спросом, в первую очередь, российские специалисты в области физики и биологии, математики и программирования. Однако, одна из форм «утечки умов» продолжает быть актуальной - это наем российских ученых и специалистов иностранными компаниями, находящимися на территории России.

Еще один факт: внутренняя миграция из сферы науки почти в 10 раз превышает внешнюю, направляясь в реальную экономику - промышленность, органы управления, финансовые службы, также в коммерческий банковский сектор, в торговлю, ученые прекращают заниматься исследовательской работой.

Продолжающийся отток ученых и специалистов из оборонных отраслей создает условия для формирования параллельных рынков занятости для российских ядерщиков, ракетчиков и других оружейников, что представляет серьезную угро-

зу с точки зрения осуществления контроля за нераспространением ядерных и ракетных технологий. Не менее тревожной складывается ситуация с вовлечением ученых и специалистов криминальными структурами в противозаконную деятельность [16]. Это новое для российской жизни явление, масштабы которого постоянно расширяются. Теневая экономика в столь существенных объемах попросту не могла бы существовать без соответствующей научно-технической поддержки. Криминальный бизнес все активнее втягивает в свою сферу интеллигенцию и научно-технические кадры: от юридического и экономического консалтинга на предмет незаконного извлечения прибылей до прямого участия в нелегальном производстве биоматериалов, наркотиков, оружия, взрывчатых и отравляющих веществ.

По причине того, что в настоящее время формирование и подготовка молодых ученых все больше происходит на коммерческой основе, отмечается частичное ослабление их активности. При обеспеченных родителях имеется больший шанс окончить вуз, поступить в аспирантуру и таким образом реализовать свою карьеру. Тем самым ослабевает прямая связь научной деятельности со способностями и талантом личности.

Тревожным фактором, влекущим за собой снижение качественного потенциала трудового ресурса, является снижение уровня общего образования, происходящее на основе отсутствия обязательности обучения. По экспертным оценкам, около 2 млн. детей не посещают учебные заведения; около 1 млн. детей не могут получить стандартного образования в связи с низкими показателями здоровья; эксперты считают, что 10 % школьников не могут освоить программу школы в полной мере; платность и дифференци-рованность обучения стимулирует разделение учащихся на богатых и бедных с потерей необходимой для школы социальной толерантности; нищета и бедность школьных учителей лишает их социального ресурса для исполнения своей воспитательно-культурной роли. Нельзя не считать аморальным нынешнее положение с образованием на селе, где в школах нет, не только технического оборудования, но электричества, воды, тепла и канализации. Известно, что одна треть школ нуждается в капитальном ремонте.

По оценке российских психологов из-за сложившихся социально-экономических условий негативного свойства произошло снижение интеллектуального уровня российской популяции,

и процесс этот прогрессирует. По данным исследований на рубеже веков Россия заняла лишь седьмое место из семнадцати развитых стран по показателю математических успехов среди школьников. В то время как согласно результатам исследований TIMSS, не так давно, в 1995 г., по математике и физике наши школьники были в тройке лидеров [9].

По результатам сравнительного исследования PISA (декабрь 2001 г.) наша страна оказалась на одном из последних мест. По результатам международного исследования CIVIC (1999-2000 гг.) уровень усвоения российскими школьниками граждановедческих понятий соответствует среднему международному, а уровень применения в различных ситуациях значительно ниже. Результаты функциональной грамотности 15-летних молодых людей (исследование PISA) таковы: по чтению наше положение между 27 и 29 местом (из 32 стран), по математике - 21 -25, по естествознанию 26-29 местах. Самые высокие результаты по чтению у нас были по шкале «поиск информации», ниже - «интерпретация», еще ниже -«рефлексия и оценка». Только 3 % российских детей работают на пятом уровне сложности, то есть справляются с заданиями на рефлексию, оценку, нахождение сложной информации, тогда как в Финляндии таких детей - 18 % [9].

Для социально продвинутой и активной части россиян первая половина 1990-х гг. ознаменовалась существенным ростом восходящей мобильности. Общественное мнение того времени отметило заметное расширение возможности разбогатеть и сделать карьеру. Возросла роль образования как средства повышения социального статуса. Значительно расширился спрос на квалифицированные образовательные услуги, обучение в лучших, пользующихся престижем университетах. Повысилась готовность россиян платить за собственное образование и образование своих детей. Однако повышение социального статуса меньшинства произошло на фоне нисходящей мобильности большинства [7], связанной с упадком многих городов, районов и отраслей хозяйства, усилением конкуренции за рабочие места, возникновением заметной безработицы. К тому же со второй половины 1990-х гг. элита и верхний слой российского общества стали все более закрываться, восходящая социальная мобильность из нижних и средних слоев заметно уменьшилась. Новой чертой социальной структуры России стал рост неопределенности и неустойчивости социально- экономического статуса значительной части граждан.

В связи с обновлением структуры и содержания образования различных ступеней можно отметить различные тенденции в области формирования трудового ресурса, но существующий рынок услуг образования еще не соответствует и отстает от потребностей труда квалифицированного специалиста, углубляются диспропорции между профессиональным статусом рабочей силы и изменяющимся спросом на нее со стороны работодателя. Мониторинг рынка образовательных услуг, проведенный по регионам России, показывает, что не менее 36,5 млн граждан в возрасте от 18 до 45 лет имеют актуализированные образовательные потребности, из них более половины хотели бы получить профессиональное образование [11]. А использование высоких технологий требует обновления знаний большинством специалистов один раз в 5-7 лет. Кроме интегральной безработицы обостряется структурное несоответствие рабочей силы и рабочих мест. Подобная ситуация в российских условиях приводит не только к росту безработицы, но главное - к расширению ее застойных форм, что, в свою очередь, влечет за собой деквалификацию рабочей силы.

При рассмотрении региональных особенностей необходимо подчеркнуть массовую тенденцию переезда подготовленных (иногда лучших) кадров в регионе в крупные города, в столицу. Этот факт обусловлен невозможностью найти работу в регионе, отвечающую «запросам» молодых специалистов, но он существенно снижает качество трудового ресурса региона.

Негативные тенденции отмечаются и при рассмотрении третьей группы критериев - культурно-нравственные ценности и духовность граждан, их социокультурная активность.

Особенно остро встают проблемы кризиса социальных ценностей и ориентаций, падения нравов и моральных принципов на базе отсутствия правопорядка и нарушения законности. В массовом сознании идет процесс «размывания» таких норм нравственности, как доброта, милосердие, вежливость, честность, ответственность, порядочность. В этих условиях чрезвычайное значение получает забота о нравственном здоровье нации.

Ослабление социального потенциала России, наблюдаемое при рассмотрении населения под разным углом зрения - в плане демографического воспроизводства, человеческого капитала, а также межличностных и общественных отношений можно сравнить сегодня с процессом истощения природы, которое происходит под антро-

погенным воздействием при отсутствии условий ее восстановления. На наш взгляд, власти вместо того, чтобы последовательно осуществлять инвестиции в человека, своими повседневными действиями фактически разрушают экономический и социальный потенциал страны и тем самым противоречат устойчивому развитию России, в концепции которого основное внимание отводится человеческому фактору.

Указанные выше направления формирования качества трудового потенциала определяют не только его актуальное состояние, но и некоторую динамику на ближайшие 7-10 лет. Специальные исследования, проведенные в период с 1996 по 2001 гг., показывают, что первичные индикаторы социальной дееспособности (физическое и психическое здоровье, знания, творческие способности, нравственность, культурный уровень, потребность в достижении, коммуникабельность) отражают постоянно понижающийся в настоящее время уровень качества трудового потенциала [10].

Выше приведенные данные, обозначенные факторы показывают те негативные тенденции в качестве трудовых ресурсов, которые были предопределены социально - экономическими процессами, происходящими в российском обществе. Среди них необходимо выделить следующие: усугубление стратификации; осложненный демографический компонент; неравнозначное развитие составляющие социально-экономический компонента человеческого потенциала - трудового и потребительского, специфика социокультурного и деятельностного компонентов человеческого потенциала.

Но, как известно, любое развитие есть процесс диалектический. А, следовательно, сложившиеся проблемы и тенденции социальнодемографического, экономического, культурнонравственного и иного порядка выступают причинами, организующими совершенствование человеческого потенциала России со стратегических позиций [17]. Тезисно отметим положительные, на наш взгляд тенденции в изменении качества трудового ресурса в постпереходной России.

- Неоспорим факт, что для социально продвинутой и активной части россиян первая половина 1990-х гг. ознаменовалась существенным ростом восходящей мобильности.

- Возросла роль образования как средства повышения социального статуса. Значительно расширился спрос на квалифицированные образовательные услуги, обучение в лучших, поль-

зующихся престижем учебных заведениях. Повысилась готовность россиян платить за собственное образование и образование своих детей.

- Большинство россиян адаптировались к новым условиям.

- Стало значительно меньше тех, кто считает свое материальное положение плохим, испытывает сильное недовольство жизнью, напря-жение,страх и тоску.

- Заметно возрос деятельностный компонент человеческого потенциала России за время реформ.

- Молодые, образованные и инициативные люди энергично включились в новые виды деятельности, часто связанные с немалым риском, и добились существенных результатов. Многие получили возможность приобрести перспективные профессии, сделать недоступную прежде карьеру, поехать учиться или работать за рубеж, осуществить разные общественно-политические инициативы, накопить капитал, создать собственный бизнес, заняться индивидуальной трудовой деятельностью, расширить личные подсобные хозяйства и др.

- Экономические реформы привели к заметному росту предпринимательской активности.

- Рост делового и трудового потенциала экономически активных россиян, по сравнению с советским временем, подтверждается интенсивным развитием рыночной экономики, формированием рыночной инфраструктуры, развитием международных торговых связей российских предпринимателей, расширением ареала деятельности крупных финансово-промышленных групп. Заметно активизировалась инициативная деятельность в политической, социальной и культурной сферах.

И хотя удручающе звучат слова Т. И. Заславской о том, что «очевидное снижение человеческого потенциала России свидетельствует о том, что сегодня обществу пока не удалось создать социальные и культурные предпосылки последующего рывка к процветанию» [7], необходимо, отстраняясь от пессимистичных прогнозов, «засу-чать рукава» и начинать действовать и, в первую очередь там, где сама жизнь дала точки роста, зеленые ростки будущего благополучия России. России необходим рост совокупной производительности факторов производства, обусловленный повышением уровня образованности в широком смысле этого слова, в сочетании с укреплением финансового положения предприятий (рост

численности рабочей силы маловероятен, поскольку население страны сокращается) [2].

Литература

1. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Приоритеты развития регионального социально - экономического пространства в условиях реализации инновационной стратегии // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 7-8.

2. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 20.

3. Бурмистрова А. А., Родионова Н. К., Кондра-шова И. С. Ресурсы модернизации экономики России: социально-демографический аспект // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6.

4. Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществ // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 120.

5. Глазьев С. Экономический рост в РФ: проблемы и перспективы: доклад рабочей группы Национального экономического совета к обсуждению на VII Российском экономическом форуме // Российский экономический журнал. 2003. № 3. С. 13.

6. Горбунова О. Н. Инвестиции в образование как неотъемлемый элемент формирования трудовых ресурсов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 5-6.

7. Заславская Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 8.

8. Зюзин Д. И. Измерение и оценка качества рабочей силы. М., 1997.

9. Ковалева Г. По ком звонит колокол. Причины падения международного рейтинга российского образования // Школьное обозрение. 2002. № 1. С. 39.

10. Леонидова Г. В. Оценка здоровья населения области в контексте исследования качества трудового потенциала. Экономические и социальные перемены в регионе. Мониторинг общественного мнения. Вологда, 1999. С. 48.

11. Резапкина Г. Выпускник - 2000. Реализовались ли его ожидания? // Служба кадров. 2001. № 10.

12. Римашевская Н. М. Качество человеческого потенциала современной России. URL: http:// spkur dyumov.narod.ru

13. Римашевская Н. Человек и реформы: секреты выживания. ИСЭПН РАН, М., 2003. С. 53-55.

14. Римашевская Н. М. О методологии определения качественного состояния населения // Демография и социология. 1993. вып. 6. С. 3

15. Римашевская Н. М. Формирование качества трудовых ресурсов России // Народонаселение. 2003. № 2. С. 6-14.

16. Сохранение и развитие интеллектуального потенциала нации - необходимое условие развития информационного общества в России / Аналитический

вестник Совета Федерации ФС РФ, № 16 (402), 2010. иКЬ: http://www.budgetrf.ru

17. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л. И. Абалкина. М., 2004. С. 99-105.

18. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. Институт человека РАН. М., 1999. С. 30

19. Юрина Е. А., Стромова М. А. Роль человеческого капитала в социальном государстве // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

* * *

FACTORS, PROBLEMS AND TENDENCIES OF CHANGE OF QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF LABOR CAPACITY OF POST-TRANSITIONAL RUSSIA

A. V. Gladysheva, O. N. Gorbunova,

I. S. Kondrashova

In article qualitative characteristics of labor potential, the factors causing them of change, and also a problem and a tendency of labor capacity of post-transitional Russia are considered.

Key words: workforce, labor potential, qualitative characteristics of workforce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.