УДК 324:316.346.32-053.6 DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.1(34).65-71
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Митюнова И.Г.
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
В настоящее время в нашей стране идет подготовка к Общероссийскому голосованию по поправкам к Конституции Российской Федерации. Страна находится на пороге значительных изменений социально-политической жизни. В России, как и в любом демократическом государстве, народ является единственным источником власти, и любой гражданин страны имеет право в том или ином виде проявлять свое политическое участие, оказывать влияние на принятие и реализацию государственных решений, участвовать в выборе представителей в институты власти. Активная вовлеченность молодежи в политическую жизнь является важнейшим ресурсом для перспективного развития общества и государства в целом. Главенствует мнение, что данная категория населения практически во всех странах мира является наиболее пассивной. Автор статьи исходит из того, что в настоящее время ситуация меняется, и, вместе с тем, интерес молодежи к политике повышается, особенно, когда в общественно-политической жизни страны происходят те или иные важные события. В статье рассматриваются объективные условия и факторы, оказывающие влияние на электоральное поведение молодого поколения. В первую очередь, это уровень политической культуры и условия, в которых происходит политическая социализация молодого человека как представителя конкретного общества. Безусловно, в складывающихся условиях необходимо использовать гражданскую активность молодежи как один из факторов повышения ее электоральной активности. Вместе с тем, автор указывает на то, что в целях недопущения протестного, прежде всего, противоправного характера активности молодежи, чрезвычайно важной является роль прямой целенаправленной социализа-
ENHANCING RUSSIAN YOUTH ELECTORAL ACTIVITY
Mityunova I.G.
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia
Currently, our country is preparing for a Nationwide vote on amendments to the Constitution of the Russian Federation. The country is on the threshold of significant changes in social and political life. In Russia, as in any democratic state, its people are the only source of power, and any citizen has the right to exercise political participation in one way or another, to influence the adoption and implementation of state decisions, and to vote in elections. Active involvement of young people in political life is an important resource for the long-term development of society and the state as a whole. It is believed that youth generation is marked by apparent disinterest in political life in almost all countries of the world. The author of the article assumes that the situation is currently changing, and, at the same time, the interest of young people in politics increases, especially when certain important events occur in the socio-political life of the country. The article considers objective conditions and factors that influence the electoral behavior of the younger generation. First of all, it is the level of political culture and the conditions in which the political socialization of a young person as a representative of a particular society takes place. Young people also take part in more localised social action activities and it is advisable to use them as one of the factors for increasing their electoral activity. At the same time, the author points out that in order to prevent the protest behaviour of young people, the state and civil society should pay attention to socialization of its citizens. The author identifies key points for the inclusion of young people in electoral processes and compiles good practice examples of mechanisms for youth political empowerment implemented in Novgorod region.
ции, находящейся под влиянием государства и гражданского общества. Целью этого влияния должно быть формирование политических взглядов и идеалов, значимых с государственной и общественной точек зрения. В статье отмечается необходимость совершенствования наиболее эффективных мер для широкого вовлечения представителей молодого поколения в избирательный процесс, а также разработки новых форм и методов работы. Автором представлен ряд таковых, используемых в Новгородской области. Ключевые слова: молодежь; политическая культура; политическая социализация; политическое участие; электоральная активность.
Keywords: youth; political culture; political socialization; political participation; electoral activity.
Участие граждан в процессе развития современного российского общества, безусловно, играет важную роль, являясь одной из фундаментальных основ любой демократической системы. Особенно важной видится вовлеченность в политический процесс молодежи. Именно молодое поколение представляет из себя важнейший ресурс, способный определять перспективы развития страны в будущем, реализовы-вать приоритетные направления развития общества. Только с участием молодежи как социально активной части населения возможно создание гражданского общества и правового государства. В складывающихся условиях изучение вопросов электорального поведения молодых избирателей, а также возможных мер, направленных на повышение их электоральной активности, имеет большую научно-практическую значимость.
Мы полагаем, что электоральное поведение избирателей среди прочего зависит, прежде всего, от уровня их политической культуры, а электоральная активность - от условий, в которых происходит политическая социализация.
В политической науке существует ряд различающихся друг от друга подходов к трактовке понятия «политическая культура». Наиболее объективной нам видится трактовка Э.Я. Баталова, который определял политическую культуру как систему исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности [Баталов, 1990; 23]. Исходя из этого подхода, в структуре политической культуры определяющую роль играет ряд важных элементов: политическое сознание, общественно признанные политические нормы, традиции и способы политической деятельности, знания о политике, опыт участия в политической жизни, убеждения, ценностные суждения, в том числе относительно политических явлений, потребности и интересы. Эти элементы политической культуры определяют политическое сознание, поведение и функционирование как политических институтов общества, так и каждого индивидуума.
Образец цитирования:
Митюнова И.Г. Факторы повышения электоральной активности российской молодежи // BENEFICIUM. 2020. № 1 (34). С. 65-71. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.1(34).65-71. For citation:
Mityunova I.G. Enhancing Russian Youth Electoral Activity // BENEFICIUM. 2020. No. 1 (34). pp. 65-71. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.1(34).65-71.
Безусловно, в каждой стране политической культуре граждан присущи специфические особенности, среди которых определяющую роль играют политическая система, политическое сознание, социально-экономические и исторические условия развития общества. Эти особенности напрямую влияют на культуру политического участия.
Нам видится близкой позиция некоторых ученых, подразделяющих культуру политического участия на несколько отличающихся друг от друга типов, основанных на специфических политических ценностях и поведенческих ориентирах населения:
- идеалистски-реформаторский тип, которому свойственен оптимистический настрой по отношению к проводимым в обществе преобразованиям, стремление участвовать в гражданских и политических инициативах, политическая активность;
- радикально-экстремистский тип, схожий с первым по высокой политической активности, но также предполагает высокий уровень политической компетентности и политической активности, и отличается от него склонностью к активному социально-политическому протесту, порой направленному на поддержание постоянной напряженности в обществе;
- оппозиционный тип, характеризующийся сознательным открытым протестом против существующего режима и его основных политических институтов либо в виде сознательного уклонения от участия в жизни общества по политическим причинам (абсентеизм), либо отрицания всякой государственной власти и ориентация на свободу каждой личности и добровольное участие в политической деятельности (анархизм);
- спекулятивный тип, который характеризуется стремлением к получению максимальной выгоды от партийной принадлежности и политической деятельности, когда участие в политической деятельности рассматривается как возможность продвижения по карьерной лестнице;
- рыночный тип, которому свойственен индивидуализм, преимущество частных интересов, однако государство и другие политические институты рассматриваются как средство реализации этих интересов.
Расхожим является мнение о том, что поколение, выросшее в последнее десятилетие, отрицательно относится к активному участию в выборных процессах, высказывая свое недоверие как власти, так и участникам избирательной кампании - политическим партиям и конкретным кандидатам. Высказывающие это мнение подчеркивают, что для российской политической практики характерен абсентеизм, а интересы молодежи связаны с иными сферами и областями, как правило, находящимися вне политики [Петухов, 2006; 25].
Вместе с тем, указывая, на пассивность представителей молодежи, признается, что все-таки интерес к политике повышается, когда в общественно-политической жизни страны происходят те или иные важные события. Это мнение ярко иллюстрируется данными Всероссийского центра изучения общественного мнения, отражающими явку на выборах в Государственную Думу Российской Федерации 2016 г. и Президента Российской Федерации 2018 г. Явка лиц в возрасте 18-34 лет превысила показатели явки по сравнению с остальными возрастными группами, а на выборах в 2018 г. оказалась сопоставимой с аналогичными показателями. Избиратели младше 35 лет обеспечили чуть более четверти общей явки (26.5%), что практически совпадает с их долей в населении Российской Федерации в целом - 25.8%. Явка в молодежной группе составила 65.6%. Это даже немного больше, чем явка избирателей 3559 лет (62.9%) и старше (63.4%) [Ежов, 2018].
Таким образом, в последние годы все-таки наблюдается некоторый рост уровня электоральной активности молодежи. Вместе с тем, этот показатель остается низким. Это является основанием для выработки мер, направленных на поиски новых, совершенствование и реализацию уже имеющихся основных наиболее эффективных направлений, форм и методов работы для широкого вовлечения представителей молодого поколения в избирательный процесс.
Эти меры должны осуществляться в процессе целенаправленной политической социализации молодежи - одного из ключевых элементов формирования политического поведения. Ее задачей является создание условий для усвоения молодыми людьми ценностей, эталонов и моделей политического поведения, мотивирующих на активное политическое участие, активное включение в политическую и социальную жизни общества. Вместе с тем, молодежь как особая социально-демографическая группа в процессе политической социализации способна преобразовывать политическую культуру, внося те или иные новации [Луков, 2011; 11].
Процесс политической социализации принято дифференцировать на четыре основные системы [Ольшанский, 2001; 84]:
- прямая целенаправленная социализация;
- стихийная социализация;
- самовоспитание и самообразование;
- ресоциализация при кризисах политической системы.
Казалось бы, как уже отмечалось выше, для российской молодежи характерно некоторое пренебрежение участием в выборах, а также для ее значительной части -абсентеизм. Однако, в действительности молодежь активно включена в политические действия в неких альтернативных общегосударственным и традиционным формах. Среди них наиболее популярны проведение флэш-мобов, подписание онлайн-петиций, участие в демонстрациях и шествиях (чаще всего в рамках так называемых «движений одного требования»), проведение одиночных пикетов и иные протестные выступления. Все ярче проявляется тенденция, когда представители молодежи участвуют в выборах реже, чем более старшее поколение, но при этом значительно чаще присоединяются к протестным акциям.
Таким образом, в складывающихся условиях возникает цель - использовать гражданскую активность молодежи как один из факторов повышения ее электоральной активности. И здесь чрезвычайно важной становится роль именно прямой целенаправленной социализации. В этом случае процесс носит постоянный характер и связан с конкретной социально-политической моделью. На него оказывают влияние государство и гражданское общество с целью формирования значимых с их точки зрения политических взглядов и идеалов.
В нашей стране основными традиционными институтами политической социализации молодежи являются семья, образовательные учреждения, СМИ, иные информационные ресурсы сети Интернет, общественные организации (формальные и неформальные). В семье дети от родителей получают первые представления о политических процессах, а также перенимают от них стереотипы политического поведения. Кроме того, семья влияет на восприятие ребенком информации, получаемой из иных источников (школа, СМИ и др.), а также формирует отношение к власти. Среди прочего политические установки в семье оказывают влияние на уровень электоральной активности ее молодых членов по достижению ими соответствующего возраста, позволяющего участвовать в выборах.
Система образования реализацию функции политической социализации молодежи осуществляет как прямо, так и косвенно. Получая образование, получая большое количество неполитических информации, знаний, умений и навыков, человек становится более ответственным и активным. Это, в свою очередь, повышает уровень его политического участия. Практика показывает, что у людей с более высоким уровнем образования выше уровень электоральной активности, чем у людей с более низким уровнем образования.
С другой стороны, система образования выступает источником знаний о политике, представлений о политической системе и политических процессах, формирует ценности и установки, присущие государству и обществу. Во многих странах, прежде всего в США, именно в школе в процессе формирования патриотических чувств прививаются эмоциональная преданность своей стране, ее политической системе, сопричастность каждого к ее судьбе и убеждение в необходимости активного участия в политической жизни. Нам видится необходимость разработки и проведения в образовательных учреждениях специальных информационных кампаний, реализации образовательных программ, направленных на формирование гражданских установок и выработку ценностей политического, в том числе электорального, участия. При этом, видится целесообразным задействование широкого спектра учреждений образовательной среды и привлечение заинтересованных партнеров. Так, в качестве положительных примеров возможно рассмотреть опыт проведения Молодежной палатой при Думе Великого Новгорода и Новгородской городской избирательной комиссией городского форума школьников «Прав?Да!», а также реализацию в Центре отдыха «Радуга» (Новгородская область, Валдайский район) тематической смены «Я -Гражданин России», в ходе которой среди прочих проводились мероприятия, основанные на принципах геймификации процесса голосования.
СМИ и коммуникации в настоящее время являются одним из главных средств удовлетворения информационных потребностей и ретрансляции политических знаний. Высказывается мнение, что они способны формировать до 80% личного и общественного мнения. В связи с этим крайне важным является поиск путей оптимизации воздействия этих источников информации на политическое участие населения страны в целом и молодежи в частности. Его основной частью может стать разработка государственной информационной стратегии, ориентированной на реализацию позитивной модели интеграции молодежи в политику, стимулирование ее социальной и гражданской активности.
Эта задача среди прочих, в том числе, и по повышению электоральной активности, указывает на необходимость ведущей роли государства в формировании политической социализации молодежи, оно должно задавать формат этого процесса. Политическая социализация молодежи должна реализовываться политическими институтами государства и его агентами политической социализации, в число которых входят органы государственной власти, общественные организации, политические партии, политики.
На сегодняшний день наблюдается усиление со стороны государства процесса вовлечения молодежи в политическую жизнь. Особая роль в процессе ее политической социализации отводится идее патриотизма. Этому способствует широкая компания, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., включающая в себя широкий спектр акций и мероприятий. Распространено мнение о том, что в период выборов Президента Российской Федерации в марте 2018 г. повышению электоральной активности молодежи способствовали патриотические
настроения, обусловленные внешнеполитическими вызовами, политической ситуацией вокруг Крыма [Пырма, 2019; 201].
Усиливается роль в качестве инструментов политической социализации молодежи ее участие в различных организациях общественной и политической направленности. Среди них, например, общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Всероссийское детско-юношеское движение «Юнармия». Особое место занимают студенческие организации, имеющие структуры самоуправления. Они обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к различным аспектам жизнедеятельности, в том числе в политической сфере.
Безусловно, значительное влияние на повышение электоральной активности молодежи оказывает возможность непосредственного участия ее представителей в политических процессах в качестве членов политических партий и, особенно, кандидатов на те или иные выборные позиции. И такая возможность имеется. В частности, самым молодым депутатом Думы Великого Новгорода шестого созыва стала девятнадцатилетняя студентка университета, член ЛДПР. Городской Думой созданы благоприятные условия для получения политических знаний и навыков молодежью города. Так, например, при Думе Великого Новгорода создана Молодежная палата, в которую по результатам выборов входят тридцать представителей молодежной общественности. Кроме того, шестеро молодых людей делегируются от областного центра в Молодежный парламент при Новгородской областной Думе. Нам видится, что возможность рассматривать собственное участие в политических процессах в качестве своеобразных социальных лифтов, способа карьерного продвижения напрямую способствует повышению электоральной активности.
Таким образом, формирование электоральной активности у молодежи является сложным и многогранным процессом. Он включает в себя воспитание правовой и политической культуры, политической социализации и повышение политической активности в целом. Безусловно, ведущую роль должны играть государственные и общественные институты, учитывающие гражданскую активность молодежи и препятствующие ее направлению в сторону протестных проявлений. При этом необходимо учитывать особенности, а также проблемы и интересы данной категории общества, что диктует выбор специальных политических технологий, направленных на повышение уровня правовой и политической культуры в целом, и реализацию технологических проектов по вовлечению ее в избирательную кампанию.
Библиография
Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990. 256 с.
Ежов Д.А. Актуальные тенденции электоральной активности российской молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 356-358.
Луков В.А. Инновационный потенциал: возможно ли его считать атрибутом молодежи / Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: сборник статей. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011. С. 7-16. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.
Петухов В.В. Гражданское общество и демократия участия // Мониторинг общественного мнения. 2006. № 1. С. 22-25.
Пырма Р.В. Электоральная активность молодежи в США, Великобритании, Франции, Германии и России // «Полития». 2019. № 4 (95). С. 188-204.
References
Batalov E.Ya. Politicheskaya kul'tura sovremennogo amerikanskogo obshchestva [The Political Culture of Modern American Society]. M.: Nauka, 1990. 256 p. (In Russ.).
Ezhov D.A. Actual trends and factors of the electoral activity of Russian youth // ASR: Economics and Management. 2018. Vol. 7. No. 3 (24). pp. 356-358. (In Russ.).
Lukov V.A. Innovatsionnyi potentsial: vozmozhno li ego schitat' atributom molodezhi [Innovative potential: can it be considered an attribute of youth] / Gosudarstven-naya molodezhnaya politika: rossijskaya i mirovaya praktika realizatsii v ob-shchestve innovatsionnogo potentsiala novyh pokolenii [State youth policy: Russian and world practice of reaffirmation in society of the innovative potential of new generations]: collection of articles. M.: Publisher of Moscow Humanitarian University, 2011. pp. 7-16. (In Russ.).
Olshanskii D.V. Osnovy politicheskoi psihologii [Basis of political psychology]. Ekaterinburg: Delovaya kniga. 2001. 496 p. (In Russ.).
Petuhov V.V. Grazhdanskoe obshchestvo i demokratiya uchastiya [Civil society and participatory democracy] // Monitoring of Public Opinion. 2006. No. 1. pp. 22-25. (In Russ.).
Pyrma R.V. Electoral participation of youth in the USA, Great Britain, France, Germany and Russia // 'Politiya'. 2019. No. 4 (95). pp. 188-204. (In Russ.).
Об авторе / Author
Инна Геннадьевна Митюнова - кандидат педагогических наук, доцент; доцент, кафедра истории государства и права, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия / Inna G. Mityunova - PhD in Pedagogical Sciences, Docent; Associate Professor, Department of History of State and Law, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia. E-mail: Inna.Mityunova@novsu.ru. SPIN РИНЦ 3603-1373.