Научная статья на тему 'Факторы повышения эффективности агротуристского обслуживания'

Факторы повышения эффективности агротуристского обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ / СЕЛЬСКИЙ (АГАРНЫЙ) ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / АГРОТУРИСТСКОЕ ОБ-СЛУЖИВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ АГРОТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куранов В.М.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития аграрного туризма в России. Анализируются факторы, способствующие повышению агротуристского обслуживания в регионе, такие как: земля, труд, капитал и т.д. Особое внимание уделяется фактору «лицензирование и сертификация» агротуристского продукта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы повышения эффективности агротуристского обслуживания»

УДК 338.242.4

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОТУРИСТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В.М. Куранов

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития аграрного туризма в России. Анализируются факторы, способствующие повышению агротуристского обслуживания в регионе, такие как: земля, труд, капитал и т.д. Особое внимание уделяется фактору «лицензирование и сертификация» агротуристского продукта.

Ключевые слова: Концепция устойчивого развития, теория структурных изменений, сельский (агарный) туристский комплекс, агротуристское обслуживание, лицензирование и сертификация агротуристского продукта

FACTORS OF INCREASE IN EFFICIENCY OF AGRO TOURIST SERVICE

V.M. Kuranov

Astract. The article discusses the problems and prospects of development of agrarian tourism in Russia are considered. The factors promoting increase in agrotourist servicing in the region such as are analyzed: earth, work, equity, etc. Special attention is paid to a factor «licensing and certification» of an agro tourist product.

Keywords: Concept of sustainable development, theory of structural changes, rural (agar) tourist complex, agro tourist service, licensing and certification of an agro tourist product.

Формирование понятия факторов агротуристского обслуживания включает, прежде всего, определение самого агротуристского обслуживания. Под ним понимаем: комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения данного региона и его гостей в общих (туристских) и специализированных (агротуристских) услугах основного и дополнительного назначения, а также в реализации сопутствующих товаров туристского и агротуристского назначения и получения от этих мероприятий основной и дополнительной прибыли, обеспечивающей покрытие затрат и рост производства.

Как правило, к основным услугам агротурдеятельности от-носятсяб транспорт, питание, проживание, досуг [1; 3-6]. Питание

может быть представлено как обычной схемой - покупкой продуктов из сельского магазина, так и доставкой продукции с огорода в виде экологически чистых фруктов и овощей, или предоставлена в виде парного молока, свежей выпечки и других деликатесов. Проживание - может быть в доме с хозяевами, в отдельном помещении гостиничного типа, в реставрированной усадьбе, отдельном домике в турде-ревне и т.д. Трансферт, в отличие от массовых средств размещения предполагает только индивидуальный вид доставки.

В досуговые мероприятия, помимо обычных, например, спортивной анимации, включаются также: рыбалка, охота, баня. Как правило, предлагаются конные туры, участие в народных промыслах и ремеслах, сбор грибов и ягод. Для постоянных посетителей предлагаются мастер-классы по гончарному и кузнечному искусству, строительному и печному делу.

Рисунок 1. Структурные элементы агротуристского обслуживания

В дополнительные услуги включаются: прокат инвентаря, экскурсионные программы по природным и культурно-историческим достопримечательностям. К услугам посетителей предлагаются, в ряде случаев, конференц-залы и залы для проведения торжественных вечеров. Дополнительные агротуристские услуги содержат весьма специфический комплекс мероприятий, состоящий из консультаций: с агрономом для ведения хозяйства на собственных шести сотках, или с ветеринаром - по поводу ухода за домашними животными. Для любителей кулинарного искусства и виноделов всегда возможны консультации и в этих направлениях деятельности (рисунок 1).

Сопутствующие товары также делятся на основные и дополнительные, общего и специализированного назначения. К общим (туристским) товарам можно отнести: карты, буклеты, сувениры, а также, спортивное снаряжение и экипировку, последнее приобретаются для самодеятельных походов в другие регионы страны. К специализированным (агротуристским) товарам отнесены: консервированные грибы ягоды и другие продукты питания. Потребители могут приобрести для себя и в подарок для своих близких луки, арбалеты, пневматическое, холодное и декоративное оружие, изделия народных промыслов и ремесел. В качестве дополнительных товаров можно купить: национальную одежду и обувь, картины местных живописцев, состоящих подчас в союзе художников, или томики стихов народных поэтов России (Галичский район, Костромская область). В отдельных регионах вам предложат ювелирные изделия местных мастеров (Красное на Волге, Костромская область). В качестве специализированных товаров в ассортименте имеются: семена (рассада), молодых животных и птицы, (запчасти для сельхозтехники), а также стройматериалы для ремонта дачных домиков или нового строительства.

Агротуристское обслуживание основывается на факторах производства. Среди факторов производства принято выделять основные и дополнительные. К основным факторам производства относятся земля, труд, капитал, а к дополнительным - предпринимательство, инновации и информационные технологии. Специфика туристской сферы деятельности состоит в том, что на первое место в ней выдвигаются земельные ресурсы (земля). Туризм наряду с добывающей

промышленностью и сельским хозяйством в земельных ресурсах находит свое приоритетное выражение. Тем более это относится к агротуристской отрасли [2].

Фактор земли чрезвычайно важен для экономики России. На сегодняшний день земля - это единственный, полностью не задействованный фактор производства. Получение максимального эффекта от его использования можно добиться, имея определенные соответствия между всеми факторами производства. Каждой единице земельных ресурсов должны соответствовать и объем трудовых ресурсов, и объем капитала (таблица 1).

Таблица 1

Факторы повышения эффективности агротуристкого обслуживания

Факторы Назначение Удельный вес, %

Земля - природные рекреационные ресурсы 10

- с/х назначения 10

Труд - управленческий 5

- основных работников 25

Капитал - основной 10

- оборотный 15

Предпринимательство - организация 3

- планирование 2

Инновации - технические 5

- организационные 5

Информационные технологии - общие 3

- специализированные 2

Лицензирование и сертификация - лицензирование 2

- сертификация 3

Итого 100

Развитие агротуристского комплекса - высокодоходный бизнес, который способствует охране и восстановлению окружающей среды. Окупаемость капитальных вложений агротуристского комплекса близка к максимальной величине. По существу, речь идет о переоценке национальных приоритетов: от «экономики трубы» к развитию агротуристского и экологического комплексов. При этом экологический комплекс - это всего лишь сфера охраны природной среды, а не отрасль народного хозяйства. Агротуризм же выступает в виде отрасли, которая получает экономический эффект от сохранения и улучшения экологического состояния объекта, региона или страны в целом, а также обеспечивает отдых и питание населения. Эффект от использования земельных ресурсов выражается в виде рентного дохода (ренты).

Понятие туристской (земельной) ренты связано с величиной рентного дохода, арендной платой (затрат) и ценой на землю. Туристская (земельная) рента в классическом варианте рассматривается в трех видах: абсолютная, дифференциальная, монопольная. Абсолютная рента - это минимальный размер рентного дохода или затрат, именно он принимается за эталон (без оплаты) или его значение принимается за 1 балл (по 5 или 10 балльной системе оценки земельных ресурсов). От эталонного балла определяются остальные виды ренты, в зависимости от качества земельных ресурсов (5, 7, 9 и т.д.). Наивысший балл оценки качества принадлежит монопольной ренте [7]. В земледелии - это наиболее плодородные участки земли, расположенные на Юге России. В туристской деятельности к ним можно приравнять участки на которых расположены Московский кремль и Санкт-Петербургский Эрмитаж (объекты мирового значения). К природным участком земли федерального значения можно отнести Приокско-Террасный заповедник Московской области или Приокский природный заповедник Рязанской области. С точки зрения пляжного отдыха, весьма привлекательны (даже на мировом уровне) Черноморское побережье Кавказа, Южный берег Крыма.

Дифференциальная рента включает два понятия: Дифрента I и Дифрента II. Дифференциальная рента I также не однозначна, она содержит понятия Дифренты 1.1. - доход (затраты), связанный с качеством природных (рекреационных ресурсов) и Дифренты 1.2. - доход полученный от уровня удаленности объектов по отношению к потребителю. И в том и в другом случае получается доход равный

Дифренте I. Получаемый доход характеризуется использованием «лучших» и «средних» земель, в отличие от «худших» (абсолютная рента) или уникальных участков земли (монопольная рента).

С точки зрения сельскохозяйственных угодий приоритетными к диффиренциальному виду ренты можно отнести ЦентральноЧерноземные регионы (ЦЧР), Поволжье, Южные районы Сибири (например, Оренбургскую область). С точки зрения туризма приоритетными являются: Московская, Ленинградская и Калинград-ская области, Алтайский край, акватория озера Байкал (Республика Бурятия, Иркутская область), Ставропольский и Краснодарский края, Республика Крым. При этом следует заметить, что если отдельные регионы, например, Московская и Ленинградская области по природно-климатическим условиям мало пригодны для ведения сельского хозяйства, то с точки зрения туризма, только Московская область содержит на своей территории более 20 % всех памятников истории и культуры РФ. Центрально-Черноземном районе, напротив, не так представительны в туристском плане, но зато весьма конкурентоспособны с точки зрения ведения сельского хозяйства. В целом, по Дифренте I, все названные регионы РФ и в туристском и в аграрном аспекте выравниваются.

Дифферинциальная рента II связанна с дополнительными капитальными вложениями в земельную и туристскую индустрию и в зависимости от их размера определяется значение Дифренты II. Иногда малопригодные участки земли для ведения сельского хозяйства или туризма, но удачно развивающие инфраструктуру могут достигать значительных результатов, по сравненною с природноо-риенитрованными регионами.

Все три вида ренты: абсолютная, дифференциальная и монопольная имеют свою цену. Возможны следующие методы определения цены земли. Цена земли (без дифференциации) связана с уровнем арендной платы и исчисляется как отношение годовой арендной платы к ставке банковского процента.

Цена земли = Арендная плата (рента)

/ Величина ученой ставки процента *100 (1)

Так, при арендной плате 300 тыс. руб. в год и учетной ставке 20 %, цена земли составит 1,5 млн руб. Эволюционно цена земли определялась по-разному. Например, Уильям Петти определял ее как стоимость

годового рентного дохода, умноженного на 21 (число лет совместного проживания трех поколений - отцов, дедов и внуков). В отечественной практике стоимость объекта определялась как 20-летняя аренда.

Вторым фактором производства является труд и заработная плата как факторных доход. В современной экономической литературе принято рассматривать три стадии движения заработной платы: до процесса труда, в процессе труда и после него. Для первой стадии - это цена рабочей силы, для второй - плата за труд, для третьей -личный семейный доход. До процесса труда, то есть на рынке труда, имеет место купля-продажа рабочей силы.

На турфирме или в агротурцентре в процессе труда заработная плата выступает уже не как цена рабочей силы, а как плата за труд. Эта новая форма заработной платы увязывается с величиной и качеством труда. Существуют две основные формы заработной платы: повременная и сдельная. В настоящее время две основные формы заработной платы практически не используются в чистом виде, так как они дополняются различного рода поощрительными системами.

Труд управленческого персонала можно рассматривать с двух точек зрения. Первая связана с чисто управленческой деятельностью персонала без владения средства производства; вторая включает помимо функций менеджмента и определенную степень владения основным капиталом. Факторным доходом, в первом случае является заработная плата управленцев, которая по праву относится к переменным издержкам. Во втором случае, помимо заработной платы предпринимателю принадлежит часть прибыли (предпринимательский доход), которая формируется за счет знаний и умений самого собственника предприятий. В этом случае, помимо заработной платы предприниматель получает дополнительное вознаграждение за свой труд.

Наряду с производительностью и трудоемкостью и другими показателями эффективности работы основного персонала используют показатели, характеризующие участие управленческого персонала в производстве. Так, исчисляют долю управленческого труда в выручке от реализации.

Доля управленческого труда = Заработная плата

аппарата управления / Выручка (2)

В ряде случаев проводится сравнительный анализ заработной платы и численности основного и управленческого персонала:

К-т прироста осн.пр-ва = Численность основного персонала

/ Численность управленческого персонала (3)

или

К-т прироста осн.пр-ва = Заработная плата

основного персонала / Заработная плата управленческого персонала (4)

В результате анализа может оказаться, что соотношение заработных плат резко отличаются от первого соотношения (численности). Это свидетельствует о том, что нарушается паритет в доходах данных категорий работников, поэтому принимаются меры по упорядочению этого негативного явления, ведущего к снижению общей производительности на предприятии.

Один из важнейших аспектов проблемы заработной платы -вопрос о величине платы за вложенный труд. Речь идет о третьей стадии движения заработной платы - личном, семейном доходе. В этой связи различают номинальную и реальную заработную плату. Первая представляет собой денежное выражение заработной платы, вторая -величину товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную заработную плату. Наибольший удельный вес в структуре товаров и услуг среди основной массы населения России составляет набор продовольственной потребительской корзины. Этот набор включает, по различным оценкам, 19 или 25 наименований продуктов питания.

Исчисление уровня затрат отдельных групп населения на питание, проживание и прочее составляет базу для расчета возможного уровня затрат на туризм и отдых. В общем случае, эти затраты составляют 1/12 годового дохода работающих; с дополнительными коррективами (в 1,5-2,5 раза) они могут означать планируемый объем затрат на отдых, то есть размер выручки турфирм по каждому клиенту, входящему в определенную туристскую категорию.

Третьим фактором производства является капитал. В самом упрощенном значении капитал - это часть финансовых ресурсов, деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы. Оборот денег может выступать, например, в виде ссудного капитала. Данный вид оборота капитала имеет формулу Д - Д'. В сфере обращения (наиболее характерная форма для турагентств) денежный капитал может быть представлен как Д - Т - Д'.

В виде туристского товара (Т) чаще всего могут выступать турпутевки, полученные от базовых предприятий (турбаз, агроту-центров и т.д.), при реализации которых образуются, как правило, деньги с приращением (Д').

Главным показателем использования оборотных средств является коэффициент (кратность) их оборачиваемости (Коб). Он рассчитывается по формуле

К об = Увыр / иос (5)

где: К об - коэффициент оборачиваемости;

Увыр - объем выработки в денежных единицах за период (сезон); иос- величина оборотных средств, участвующих в одном обороте.

В наиболее совершенном виде денежный капитал предстает в производственной сфере. Формула денежного обращения (кругооборота) в сфере производства (П) имеет вид Д - Т- П -Т' - Д' [8, с. 563].

Как известно в понятие основного капитала включаются основные фонды, представляющие собой средства труда, которые многократно используются в производственном процессе, не изменяя при этом свою натурально-вещественную форму. Для оценки эффективности особенно важны показатели среднегодовой стоимости основных фондов. На ее основе рассчитываются аналитические показатели, такие как фондоотдача, фондоемкость продукции (услуг), рентабельность основных фондов и фондовооруженность.

Для обеспечения непрерывности производственного процесса (кругооборота фондов) необходимо постоянное наличие на предприятии определенных запасов сырья, топлива, заготовок и полуфабрикатов, которые все в целом составляют оборотные фонды предприятия.

Нематериальные активы - это объекты интеллектуального, имущественного, правового и рекламного значения. К ним относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программное и информационное обеспечение, права и привилегии, торговые марки, фирменные знаки, репутация (имидж) фирмы и т.п. По характеру применения нематериальные активы схожи с основными средствами - используются длительное время, приносят прибыль и с течением времени теряют свою стоимость, перенося ее на стоимость готовой продукции (услуг). Стоимостная оценка нематериальных активов трансфор-

мируется в соответствующие факторы производства - инновации и информационные технологии (таблица 1). Учитывая важность лицензирования и сертификации для агротуристскй сферы нами они выделены в отдельный фактор производства. При этом эффективность использования нематериальных активов определяется на примере инноваций:

А П = А В - А З (6)

где: А П - Прирост прибыли за счет инноваций; А В - Прирост выучки за счет инноваций; А З - Затраты на инновации.

Несмотря на высокий уровень затрат по внедрению инноваций или информационных технологий, прирост выручки оказывается выше их на размер прироста прибыли. Этот прирост возможен по двум причинам: увешивание цены товара (услуги) за счет качества или увеличение объема выпускаемой продукции услуг.

Библиографический список

1. Здоров М.А. Агротуристский рынок: формирование оптимальной конъюнктуры М., 2015 г.

2. Здоров А.Б. Экономика туризма. М., 2007.

3. Здоров М.А., Абряндина В.В. Туризм сельских территорий М., 2015.

4. Здоров А.Б., Здоров М.А., Абряндина В.В. Методические подходы к формированию и развитию аграрного туризма в России // Научный вестник МГИИТ. 20014. № 5 (31)

5. Здоров А.Б., ЗдоровМ.А., Абряндина В.В. Организационно-экономические аспекты управления туризмом сельских территорий: Материалы МНПК 20-22 мая 2014 г. «Туризм как фактор регионального развития». Петрозаводск, 2014.

6. Здоров А.Б., Здоров М.А. Роль и место аграрного туризма в развитии сельских территорий РФ // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2010. № 2 (3).

7. Козырев В.М. Туристская рента: учебное пособие. М., 2001.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20: Анти-Дюринг. Диалектика природы. М., 1961.

В.М. Куранов

Аспирант Московского финансово-юридического университета МФЮА T-mail: kuranov_vm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.