Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИЮ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

ФАКТОРЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИЮ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
663
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ФАКТОРЫ / ИСТОЧНИКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МЕРЫ БОРЬБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринько Сергей Дмитриевич

В статье рассматриваются понятие коррупции и его несовершенство, а также факторы, способствующие детерминации преступности коррупционной направленности. Анализируется антикоррупционное законодательство и предлагаются меры борьбы с коррупцией как системным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гринько Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS GENERATING CORRUPTION AS A SYSTEMIC PHENOMENON

The article discusses the definition of corruption and its imperfection, as well as factors contributing to the determination of cormption-reiated crime. The anti-corruption legislation is analyzed and measures to combat cormption as a systemic phenomenon are proposed.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИЮ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

ФАКТОРЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИЮ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ ГРИНЬКО Сергей Дмитриевич,

кандидат юридических наук, доцент,

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии. E-mail: grinko-skags@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются понятие коррупции и его несовершенство, а также факторы, способствующие детерминации преступности коррупционной направленности. Анализируется антикоррупционное законодательство и предлагаются меры борьбы с коррупцией как системным явлением.

Abstract: The article discusses the definition of corruption and its imperfection, as well as factors contributing to the determination of corruption-related crime. The anti-corruption legislation is analyzed and measures to combat corruption as a systemic phenomenon are proposed.

Ключевые слова: коррупция, факторы, источники, противодействие, меры борьбы.

Keywords: corruption, factors, sources, counteraction, measures of struggle.

С принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» публицистическое понятие «коррупция» приобрело свое юридическое содержание. Коррупцией стало признаваться злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Коррупция стала пониматься широко, включая как злоупотребления полномочиями должностных лиц государственных и муниципальных органов, так и коммерческое злоупотребление представителями юридических лиц.

Было бы правильным иное название закона. Термин «противодействие» ориентирует на сугубо оборонительный характер воздействия на коррупцию. Противодействие - это помеха чему-либо и не более того. Поэтому нужно не мешать, а решительно бороться с коррупцией.

Наиболее часто термин «коррупция» употребляется для обозначения различного рода злоупотреблений служебным положением в личных целях. Такое понимание представляется чрезмерно широким, так как под это понятие попадают и разнообразные хищения, а также злоупотребления, не связанные с коррупционными актами, как своего рода сделками, подобными купле-продаже.

Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке. Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанные не должны расцениваться как коррупция. Позиция, трактующая коррупцию более широко, основана на отождествлении противоправных должностных и коррупционных деяний. Между тем, последние далеко не охватывают всех разновидностей неблаговидного или преступного поведения должностного лица или служащего. Коррупционные деяния несравнимы по степени общественной опасности с должностными и служебными правонарушениями, они гораздо опаснее как раз потому, что всегда представляют собой сделку между должностным или служебным лицом и лицом, заинтересованным в его определенном поведении. Повышенная общественная опасность коррупционных деяний продиктована не только тем, что, совершая их, должностное лицо или служащий руководствуется своими корыстными интересами, а не интересами

службы, она заключается в возможности другим организациям и лицам произвольно, в зависимости только от назначенной цены и своих интересов, формировать поведение указанного субъекта. В результате подобных действий происходит узурпация, захват государственной власти частными структурами.

Коррупция - это противоправная, осуществляемая вопреки интересам государства и общества, виновная деятельность, носящая характер подкупа-продажности, совершаемая лично или через посредников путем незаконного получения имущества, благ, услуг, а равно путем использования служебного положения, имеющегося статуса, возможностей, направленная на достижение указанными лицами своих личных, групповых или корпоративных целей.

Конвенция ООН против коррупции 2003 г. дает понятие коррупции как деяния с целью получения любого неправомерного преимущества (ст. 15, 16, 19). Это могут быть, например, помощь в избирательной кампании, «решение» кадровых вопросов и т. п.

Зарубежное и международное законодательство более широко трактуют и объективную сторону коррупционных деяний: уже сами обещание, предложение или вымогательство взятки образуют оконченный состав преступления, в то время как по российскому законодательству это будут лишь приготовительные действия [1, с. 65-66].

В законе «О противодействии коррупции» указаны основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (ст. 7), исходя из сфер ее проникновения. Это направления противодействия конкретным источникам, порождающим коррупцию и которые связаны между собой устоявшимися отношениями. К таким источникам относятся самостоятельные явления социальной жизни, которые вследствие своих внутренних закономерных процессов, их масштабности и негативной устойчивости в государстве, вырабатывают условия и среду для развития коррупции в обществе, продолжая затем воспроизводиться вследствие порожденной ими самой коррупции, захватывая новые сферы жизни общества и государства.

Чем больше этих источников, тем глубже и шире действуют коррупционные механизмы в государстве, постоянно возрождаясь из них самих. Они образуют единую систему в государстве, которая действует в максимальной степени в интересах созданного коррупционного образа жизни для получения денежных и материальных средств, власти, влияния на сознание других граждан общества.

Основными факторами возникновения и существования коррупции в России являются политические, экономические, идеологические и правовые факторы.

Политические факторы. Главный политический фактор

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 9(189)

коррупции - это стремление отдельных государственных деятелей и должностных лиц к монополизации власти, исключению возникновения реальной оппозиции в обществе. Стремление правящей партии к монопольному господству в государстве - это естественный ее признак, но который должен реализовываться демократическими процессами в обществе. Однако если под это подводится законодательство, механизмы государства, используются государственные средства пропаганды, правоохранительные органы, то само такое использование образует высшие формы злоупотребления должностными полномочиями ради сохранения власти.

Отсюда, соответственно возникают недостатки, а фактически преступные проявления в избирательном процессе страны, поэтому фальсификации выборов стали привычным явлением, как и многообразные манипуляции с голосованием. Такая «демократия», показывая коррупцию в федеральных органах власти и субъектов Федерации, несомненно, затрагивает сознание человека и идеологию общества в целом, фактически оправдывая коррупционные отношения в более низких кругах.

Из этого же политического фактора коррупции вытекает долгая несменяемость кадров, когда создаются долговременные политические элиты, семейные, родственные и дружеские кланы. Причем это наблюдается как в центре, так и на местах. Известно, что с определенной долей политической пропаганды, карательными методами по отношению к оппозиции, идеологически-пропагандистским обоснованием целесообразности несменяемости того или иного руководителя, можно достичь весьма долгого правления, несмотря на все недостатки и нарушения. В этой же группе источников коррупции находится и явление, когда советы директоров крупнейших коммерческих компаний страны, пусть даже с государственной долей, возглавляют государственные служащие самого высокого ранга. Если это не назвать сращиванием государственных чиновников с коммерческими организациями, то что тогда вообще понимается под коррупцией? [2, с. 71-72].

Возможно ли в этом случае говорить о борьбе с коррупцией, если при таком клановом режиме неосуществимы функции контроля сфер государственного управления. Первоисточник коррупции кроется в самом государстве, в его деформации, отчего зависят состояние и параметры экономической, социальной и духовной сфер жизни общества.

Экономические факторы. Они являются результатом продолжающегося углубления разницы между богатыми представителями олигархических структур и бедными слоями населения. Объяснений сверхприбылей в основном два. Первое - это то, что олигархическая сфера предпринимательства в основном идет успешно в добывающих отраслях промышленности, которая не нуждается в совершенствовании и, тем более, не состоит в острой конкуренции, но, являясь общим богатством всего народа, используется отдельными лицами для покупки футбольных команд, вилл, яхт и т. д. Второе объяснение пропасти в доходах между богатыми и бедными в нашей стране находится в простой формуле - «делятся». Это равносильно признанию коррупционных отношений между олигархами и государственными структурами, обязанными контролировать законность получения прибылей. Однако именно в силу

взаимовыгодных отношений между крупными предпринимательскими структурами и должностными лицами государства, такое положение устраивает обе стороны.

Коррупционная составляющая здесь видится и в другом. В данной ситуации плохо приходится малому и среднему предпринимательству, на которых отыгрываются и которых «кошмарят» всевозможными проверками и экономическими санкциями все существующие административные, правоохранительные и контролирующие органы. Такой характер контроля пришлось даже остановить специальным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принятым в общем пакете норм о противодействии коррупции в 2008 г. Фактически, такое положение не только не давало элементарно заработать на жизнь, заставляя искать коррупционные лазейки для преодоления «проверочных» мероприятий, но и блокировало развитие промышленности в стране, создавая препятствия стратегической экономической политики государства. Вряд ли с принятием названного закона резко изменятся отношения в данной области предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами, хотя бы по инерции сознания и установившихся порядков, однако основа для оптимистичного прогноза, несомненно, имеется [2, с. 72-73].

Большинство специалистов к числу основных факторов, непосредственно детерминирующих коррупционное поведение в обществе, относят социально-экономические факторы, а из их числа называют, в первую очередь, низкую заработную плату представителей органов государственной власти и местного самоуправления, которая не является конкурентоспособной [3, с. 110].

Ненадлежащее или несоответствующее правовому статусу материальное и финансовое обеспечение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления детерминирует коррупционное поведение, но вероятность «сработки» этих двух факторов возможно только в сочетании с другими группами коррупционных факторов [4, с. 79].

Недостаточное финансовое и материальное обеспечение работников бюджетной сферы влечет неизбежность коррупции в силу элементарных материальных причин. Базовые материальные ценности должны быть удовлетворены в первую очередь, о чем четко писал представитель гуманистической психологии А. Маслоу [5, с. 46]. Лишь после их удовлетворения формируется общественное сознание личности, стремление ее к более высоким идеалам, культуре и к праву.

Однако имеется существенная разница между коррупционными отношениями в области медицины и, например, в области образования, которая порождает еще более опасный источник коррупции. Злоупотребления в области медицины могут затрагивать только одного больного, который фактически платит врачу или медсестре за труд, за вылечивание и это хоть как-то объяснимо. Гораздо опаснее коррупционные отношения в области образования, которые напрямую затрагивают молодежь, подрастающее поколение. Акцентирование коррупционных отношений в юридических вузах только усиливает, а практически порождает коррупцию в государственных, муниципальных и правоохранительных органах, куда в дальнейшем идут работать вы-

пускники учебных заведений юридического профиля со сложившимся сознанием взяточничества [2, с. 73].

Идеологические факторы. Они вытекают, как надстройка, из уже перечисленных политических и экономических факторов, но составляют самостоятельное звено. Отношение к органам власти, следует из их политики, избирательной системы, из практики работы правоохранительных органов. Экономическая, то есть материальная основа жизни фактически ставит человека в такие условия, когда для элементарной достойной жизни его сознание изменяется в сторону удовлетворения личных интересов.

Фактически идеология противодействия коррупции отступила перед всеми материальными причинами существующих коррупционных отношений в обществе. В культуре повседневных отношений между людьми, по мнению известного социолога Г. А. Сатарова, стало нормальным способом взаимоотношений между чиновником и гражданином как подношение подарков, конвертов с деньгами и других материальных услуг, без которых пропадает элемент «вежливости» [6, с. 118].

Правовые факторы. Фактически правоохранительные органы не работают на опережение, а больше констатируют и далеко не в полном объеме совершенные преступления. Нынешние правоохранительные органы не в состоянии эффективно выполнять задачи по выявлению, раскрытию и предупреждению коррупции.

Статья 36 Конвенции ООН рекомендует каждому государству иметь соответствующий орган, осуществляющий антикоррупционную политику и координирующий деятельность в этом направлении. Предполагается, что в нашей стране функции такого органа должна выполнять прокуратура, но прокуратура вправе заниматься лишь координацией деятельности правоохранительных органов. Совет по противодействию коррупции при Президенте -это лишь совещательный орган.

Поэтому потребность в действительно специализированном антикоррупционном органе в современной России все-таки есть. В качестве одного из решений в целях борьбы с коррупцией, теневой экономикой и посягательствами на основы конституционного строя и безопасность государства необходимо создание спецслужбы со следственными и оперативно-розыскными функциями с прямым подчинением Президенту.

Специальные службы подобного направления в других странах (Италия, Сингапур) стали вполне достойными учреждениями, намного сократившими показатели коррупции в этих странах. У нас же, наиболее тесно занимавшееся борьбой с коррупцией в стране, Управление по борьбе с организованной преступностью МВД России, было ликвидировано в 2008 г. после принятия Нацио-

нального плана противодействия коррупции [7]. Причем без всяких объяснений и каких-либо видимых причин, которыми могли стать только ликвидация организованной преступности в стране, в том числе, коррупционной направленности.

Указанные правовые факторы в виде неспособности правоохранительных органов противостоять коррупции, можно назвать и последствиями коррупции, но в своем блокировании борьбы с коррупцией они образуют самостоятельный ее источник, создавая условия для дальнейшего воспроизводства коррупционных отношений.

Одним из правовых факторов коррупции является несовершенство законов, позволяющее создавать ее источники там, где ранее их не было. Например, законодательство о регистрации недвижимости, об обороте земли, о государственном заказе и т. д., которое создает бесчисленные лазейки для обогащения за счет государства других лиц. В общей системе факторов, порождающих коррупцию - это правовая ее составляющая, легализующая материальные коррупционные отношения.

По новому закону «О противодействии коррупции», вопреки ожиданиям, применение конфискации имущества не распространено на дачу взятки, хищения, отмывание преступных доходов, налоговые преступления и т. п. Условное осуждение по-прежнему можно широко применять к коррупционерам, уводя их от заслуженного наказания и назначая лишение свободы хоть до восьми лет, но условно.

Нужно оптимизировать пределы применения условного осуждения, сократив их до разумных, применять при назначении наказания не свыше 3 лет лишения свободы. Самый простой вариант - изменить редакцию ч. 1 ст. 73 УК РФ, заменив слово «восьми» на слово «до трех» [8, с. 69].

В целом действующее законодательство пока так и не приведено в соответствие ни с международными договорами, ни с потребностями эффективной борьбы с коррупцией. Пока мы видим лишь имитацию этой борьбы даже на законодательном уровне [1, с. 69].

Таким образом, масштаб политических, экономических, идеологических и правовых факторов коррупции, их направленность, позволяют говорить о них, как о единой системе. Указанные источники коррупции порождают друг друга в коррумпированных отношениях, укрепляют систему коррупции в стране, дают ей распространяться во всех направлениях. Борьба с данным явлением требует системного подхода, совместной деятельности всех органов государства против коррупции во всех направлениях. Однако на сегодня такой системности нет, как нет и единого центра или правоохранительного органа для борьбы с коррупцией.

Библиография:

1. Номоконов В. А. Новое антикоррупционное законодательство и перспективы борьбы с преступностью // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование. - М., 2009. - С. 63-70.

2. Халиков А. Н. Источники коррупции как система воспроизводства коррупции // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование. - М., 2009. - С.

70-76.

3. Кабанов П. А., Райков Г. И., Чирков Д. К. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков: Монография. - М., 2008. - 224 с.

4. Газимзянов Р. Р. Основные социально-экономические факторы коррупционного поведения в Республике Татарстан // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование. - М., 2009. - С. 76-80.

5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - М., 1999. - 480 с.

6. Антикоррупционная политика / под ред. Г. А. Сатарова. - М., 2004. - 368 с.

7. Российская газета. - 2008. - 5 августа.

8. Скобликов П. А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России. - М., 2007. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.