педагогические науки
Липовецкая Анна Андреевна ФАКТОРЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ...
УДК 37.01
ФАКТОРЫ ПОЛОРОЛЕВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ
© 2017
Липовецкая Анна Андреевна, аспирант направления «Теория и методика профессионального образования» Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (679000, Россия, Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема 84а, 16, e-mail: [email protected])
Аннотация. Полоролевое самоопределение - это одна из базовых характеристик личности. Полоролевое самоопределение осуществляется под влиянием ряда факторов. Степень воздействия того или иного фактора сложно оценить в отрыве от всей совокупности воздействующих на личность процессов. Поэтому, важно оценивать потенциальные возможности и механизмы воздействия факторов полоролевого самоопределения. Поскольку, группа биологических факторов наибольшее воздействие оказывает в период эмбрионального развития, а социальные факторы активно влияют на человека после его рождения, длительность и выраженность их воздействия отличаются. Спланированный или стихийный контроль за тем, какое именно воздействие оказывают факторы, в той или иной степени оказывают те или иные социальные институты. Но чаще всего, системы по оказанию помощи в пути поло-ролевого самоопределения ребенку не оказывается ни в семье, ни в обществе сверстников, ни в учебных заведениях. Однако, именно школа может взять на себя функцию содействия в полоролевом самоопределении ребенка. Для того, чтобы этот процесс был осуществлен, важно рассматривать факторы полоролевого самоопределения с точки зрения возможности создать для них педагогические условия.
Ключевые слова: самоопределение, идентичность, полоролевое самоопределение, полоролевая идентичность, факторы полоролевой идентичность, факторы становления пола, социальные факторы, биологические факторы, педагогическое содействие.
FACTORS OF SEX-ROLE SELF-DETERMINATION FROM THE POINT OF VIEW POSSIBILITIES OF IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL PROMOTION
© 2017
Lipovetskaya Anna Andreevna, post-graduate student of the "Theory and methodology of professional education" Priamursky State University named after Sholom-Aleikhem (679000, Russia, Birobidzhan, Sholom-Aleikhema St. 84a, 16, e-mail: [email protected])
Abstract. Sexual self-determination is one of the basic characteristics of a person. Sexual self-determination is influenced by a number of factors. The degree of influence of a given factor is difficult to assess in isolation from the whole set of processes affecting the personality. Therefore, it is important to assess the potential opportunities and mechanisms of the impact of gender-based self-determination. Since, the group of biological factors has the greatest impact in the period of embryonic development, and social factors actively influence a person after his birth, the duration and severity of their effects differ. Planned or spontaneous control over the impact of factors is exerted to varying degrees by certain social institutions. But most often, the system for providing assistance in the way of sex-role self-determination does not turn out to be a child in the family, in the society of peers, or in educational institutions. However, it is the school that can assume the function of promoting the child's self-determination in sex-role self-determination. In order for this process to be carried out, it is important to consider the factors of sex-role self-determination in terms of the possibility of creating pedagogical conditions for them.
Keywords: self-determination, identity, sex-role self-determination, sex-role identity, sex role identity factors, gender formation factors, social factors, biological factors, pedagogical assistance.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Л.Г. Степанова [1], Т.И. Устинкина [2], И.С. Кон [3] и др.), все актуальнее становится проблема полоролевого самоопределения. Несмотря на то, что проблема активно обсуждается в научной литературе, общество демонстрирует свою неготовность принять факт необходимости осуществления педагогического сопровождения по-лоролевого самоопределения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Очень долго считалось, что люди являются мужчинами или женщинами по факту рождения, и это автоматически должно приводить к определенной модели поведения. Подобные стереотипы далеко не всегда оправданы. Ассоциировать те или иные качества с конкретным полом - это значит, значительно упрощать действительность, мужчины не всегда сильные и властные, а женщины не всегда слабые и робкие. Такое расхождение между пониманием роли мужчин и женщин в стереотипном мышлении и реальным положением дел возникает, если учитывать только биологический фактор становления пола. Однако, согласно исследованиям, процесс формирования «мужественности» и «женственности» происходит под влиянием совокупности факторов, а не только по факту рождения (Н.Ю. Ерофеева [4], С.П. Иванова [5] и т.д.).
Формирование целей статьи (постановка задания).
Анализ полоролевых факторов с точки зрения возможности создать для них педагогические условия, необходим для того, чтобы осуществлять грамотную работу по педагогическому содействию полоролевого самоопределения детей.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Половая идентичность — одна из базовых характеристик личности. Она определяет степень, в которой каждый индивид соотносит себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого [6].
Становление половой идентичности происходит в результате сложного биосоциального процесса, т.е. важность и биологических, и социальных факторов нельзя приуменьшать. В период эмбрионального развития становление пола происходит под влиянием биологической группы факторов. В постнатальном развитии биологические факторы полового становления дополняются социальными.
Формирование пола человека начинается под влиянием биологических факторов еще при эмбриональном развитии. Кроме того, согласно многим современным исследованиям, можно полагать, что группа биологических факторов оказывает существенное влияние на половое самоопределение личности не только в период внутриутробного развития, но и на протяжении всей жизни. Биологические факторы подразделяются на следующие уровни: генетический, гормональный, органный.
Генетически пол - это тот пол человека, который определяется сочетанием 23 пары хромосом. Если та-
Ж
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
Lipovetskaya Anna Andreevna pedagogical
FACTORS OF SEX-ROLE ... sciences
кое сочетание будет ХХ (где Х - это хромосома, образующаяся в яйцеклетке) - это соответствует началу образования женского организма, если ХУ (где У - это хромосома, образующаяся в сперматозоиде) - мужского организма [2, с. 58].
В эмбрионе развиваются половые железы, которые в будущем будут вырабатывать гормоны мужского или женского типа. Закладка половой железы происходит на 4-й неделе развития организма, в этот момент начинают формироваться половые клетки. В зависимости от того, какие гормоны - мужские или женские - формируются в половых железах эмбрионах, начинается формирование специфических половых органов.
Только после того, как начнется выработка гормонов, начинается формирование половых органов. Мужские внутренние половые органы начинают формироваться у эмбриона, если половые железы вырабатывают тестостерон и андроген. Женские внутренние половые органы начинают формироваться у эмбриона, если половые железы вырабатывают эстроген. Параллельно с этим, у организма начинают закладываться наружные половые органы.
Несмотря на то, что биологические факторы оказывают активное влияние только в эмбриональном развитии, не учитывать их роль в процессе полоролевого самоопределения личности, нельзя. Как показывают исследования, именно на биологическом уровне факторов могут происходить изменения, которые в будущем окажут значительное влияние на полоролевое самоопределение человека.
Например, врожденная дисфункция коркового вещества надпочечников может вызвать цепную реакцию в нарушении функционирования половых желез. Это может привести к формированию мужского псевдогермафродитизма, преждевременному половому развитию, или, напротив, запаздыванию полового развития.
При выявлении генетической недостаточности специфических гормонов у того или иного пола также наблюдались отклонения. Так, у девочек при нехватке ароматазы явно обнаруживается андрогенизация, а у мальчиков недостаток эстрогенов - женских половых гормонов - может привести к расстройствам гормонального регулирования, даже при учете того, что количество мужских половых гормонов будет в норме.
На будущее половое развитие ребенка и его полоро-левое становление, оказывает огромное влияние внутриутробное развитие. Так, например, к отклонениям могут привести:
• Принятие стероидных препаратов матерью во время беременности
• Воздействие гербицидов на плод
• Наличие некоторых заболеваний у матери
• И т.д.
Важность внутриутробного развития эмбриона для его дальнейшего адекватного развития сложно переоценить. Существует множество исследований, которые отражают воздействие конкретного фактора на формирование того или иного отклонения в развитии половой системы человека, что впоследствии может привести к неадекватной полоролевой самоидентификации.
Формирование пола, сексуальной ориентации и поло-ролевой идентичности - это длительный процесс, закладывающийся с момента слияния материнской и отцовской половых клеток. Некоторое время эмбрион будет развиваться по базовому (у вида Homo Sapiens это женский) типу, а ко второму месяцу развития происходит включение (или не включение) мужской Y-хромосомы.
С этого момента в организме начинает происходить выработка тех половых гормонов, которые в идеале присущи данному полу. После пятого месяца внутриутробного развития в мозге происходит ряд структурных изменений в центрах полового поведения.
И на этих этапах может произойти значительный рассинхрон между сформировавшимся кариотипом и 102
чувствительностью к тем или иным половым гормонам. Так, например, генетический мужчина может быть абсолютно нечувствителен к андрогенам, если во внутриутробном развитии произошла генетическая мутация соответствующего рецептора. Поэтому, родившись, ребенок будет выглядеть как абсолютная девочка, и только со временем, когда она не сможет забеременеть и сделает генетические анализы, выявится Y-хромосома.
На сегодняшний день существуют исследования, которые позволяют судить о том, что помимо прочего, во время эмбриональной стадии развития формируется не только пол, но даже половая ориентация человека.
Если во время беременности мать испытывала большое количество стресса, ее организм выделял гормоны кортизол и кортиколиберин. Помимо прочего, данные гормоны способны отправлять сигналы женским половым железам о том, что организм находится в состоянии стресса и выработку половых гормонов необходимо приостановить. Это весьма логично с эволюционной точки зрения, ведь во время стрессовой ситуации организм должен думать не о размножении и продолжении рода, а о выживании.
Однако, гормоны стресса, особенно, если их количество непомерно высоко, способны проникать в плаценту ребенка и оказывать гормональные изменения в развитии плода. Если развивался мальчик, то кортизол оказывает сильное влияние на его половые железы, подавляя количество выделяемого андрогена. В конечном итоге это может привести к тому, что мозг ребенка станет развиваться по идеалу «по умолчанию» - то есть, женскому [7].
Тем не менее, с точки зрения педагогического содействия, биологические факторы недоступны для контроля. Контроль за тем, как будут воздействовать эти факторы на будущего ребенка, может осуществлять мать и грамотный врач.
Социальные факторы, в свою очередь, разнообразны. Существует классификация этих факторов на определенные уровни в соответствии с масштабом их действия:
- микроуровень, имеющей отношение к взаимодействиям индивидуума и его ближайшего окружения (семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, общественные и др. организации);
- мезоуровень, образуемой взаимосвязями двух или более микросистем (например, формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников);
- макроуровень, которая включает в себя жизненные ценности, задачи и традиции той культуры, в которой живет индивидуум (страна, этнос, общество, государство);
- мегауровень (космос, планета, мир, Интернет), которая в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияет или может влиять на жизнедеятельность всех жителей Земли [2].
Рассмотрим данные факторы в соответствии со степенью их зависимости от педагогических условий и осуществим классификацию (таблица 1). Те факторы, которые не зависят от педагогических условий, отнесены в группу безусловных. Факторы, опосредованно связанные с педагогической средой, отнесены к категории частично связанных. Факторы, для которых можно создать педагогические условия связаны с педагогической деятельностью напрямую.
Таблица 1 - Факторы полоролевого самоопределения с точки зрения зависимости их влияния от педагогических факторов.
Группа факторов Примеры
Безусловные факторы (не зависят от педагогических условий) Биологические факторы на всех уровнях
Частично связанные с педагогическими условиями Семья, сверстники, СМИ, интернет, общество, государство
Факторы, для которых можно создать педагогические условия Школа
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Липовецкая Анна Андреевна ФАКТОРЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ...
Безусловные факторы - это те, на которые педаго- Статья поступила в редакцию 27.09.2017 гические условия не оказывают никакого влияния. Как Статья принята к публикации 25.12.2017 правило, эти факторы начинают воздействовать еще во внутриутробном развитии, оказывают существенное влияние и после рождения. Неверно будет сказать, что эти факторы действуют абсолютно бесконтрольно, но педагогическое воздействие здесь неактуально.
Тот факт, что педагогически условия не влияют на воздействие этих факторов, не освидетельствует о том, что они возникают спонтанно и не зависят от каких-либо условий. Биологический факторы зависят от закладки гормональных клеток, формирования гонад, хромосомного набора зародыша. В немалой степени важными оказываются внешние факторы, которые воздействуют на мать будущего ребенка при вынашивании - стрессы, концентрация ядовитых и вредных веществ в атмосфере, принимаемые лекарственные препараты и т.д.
Однако, педагогические условия никак не смогут оказать воздействие на биологические факторы. Их действие будет обусловлено исключительно биохимическими реакциями, происходящими в организме.
Частично связанные с педагогическими условиями -это факторы, которые могут оказывать опосредованное воздействие на формирование пола.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Биологические и социальные факторы полоролевого самоопределения дополняют друг друга. Они не существуют в разрезе друг и от друга и воздействуют на человека в общей совокупности. Долгое время, традиционно, считалось, что поло-ролевая идентичность заложена в человеке с рождения, не подлежит воспитанию и изменению. Эта позиция уже значительно устарела. И биологические, и социальные факторы достаточно мобильны в своем воздействии. Сегодня все активнее выдвигается мысль о том, что по-лоролевое самоопределение - это результат воспитания и социальной среды. Именно поэтому, крайне целесообразно уделять значительное внимание формированию полоролевого самоопределения с точки зрения педагогического содействия. Так как часть факторов, которые оказывают влияние на полоролевое самоопределение человека, может сопровождаться и корректироваться педагогическим содействием, есть возможность помогать детям проходить этот период максимально эффективно и результативно. На основе проанализированных источников информации, выявленных групп факторов, в дальнейшем будет проводиться работа по формированию принципов наиболее оптимального педагогического воздействия на полоролевое самоопределение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Степанова Л.Г. (2010) Особенности формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». № 2, C.1-10
2. Устинкина Т.И. Шустов С.Б. (2010) Современные представления о нарушениях половой дифференциров-ки // Проблемы эндокринологии. № 1. С. 57-62
3. Кон И.С. (1999) Введение в сексологию: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Кон. -М.: Олимп: ИНФРА-М.
4. Ерофеева Н.Ю. (2012) Влияние гендерной культуры семьи на самоопределение личности // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». № 2. С. 90-93.
5. Иванова С.П. (2015) Социокультурная среда как фактор развития личности // Психолого-педагогические науки. № 1. С. 27-35
6. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. - М.: Проспект,1996. 52с.
7. Казанцева А. В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов / Ася Казанцева. - М.:
Издательство АСТ : CORPUS, 2016г., 376с._
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21) 103