Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕНДЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕНДЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПОТРЕБНОСТЬ В КАДРАХ / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жернакова М. Б.

В статье рассмотрены факторы, определяющие текущие и перспективные изменения в направлениях и качестве подготовки специалистов, составе и структуре их профессиональных компетенций. Автор дает обобщенную характеристику этих факторов, отмечает важную роль учебных заведений профессионального образования в обеспечении рынка труда потребными специалистами. В статье анализируется наличие потребности российских предприятий и организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест. Значительное внимание уделяется проблеме обеспечения трансформируемой российской экономики потребными человеческими ресурсами, связанной со сложившимся дефицитом кадров в некоторых областях деятельности, с необходимостью их переподготовки. Анализируется тенденция смещения внимания в подготовке кадров высшей квалификации на технические специальности. На основании изучения данных о трудоустройстве молодых специалистов делается вывод о необходимости корректировок содержания образовательных программ и усилении практико-ориентированности обучения. В заключение предлагается более активно внедрять меры по регулированию подготовки специалистов со стороны государства и предприятий-работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS DETERMINING TRENDS OF CHANGES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE REALITIES OF MODERN RUSSIA

The article considers the factors determining the current and future changes in the directions and quality of training of specialists, in the composition and structure of their professional competencies. The author gives a generalized description of these factors, notes the important role of vocational education institutions in providing the labor market with the necessary specialists. The article analyzes the need of Russian enterprises and organizations for workers to fill vacant jobs. Considerable attention is paid to the problem of providing the transformed Russian economy with the necessary human resources, associated with the current shortage of personnel in some areas of activity, with the need for their retraining. The trend of shifting attention in the training of highly qualified personnel to technical specialties is analyzed. Based on the study of data on the employment of young specialists, it is concluded that the content of educational programs needs to be adjusted and the practice-oriented training strengthened. In conclusion, it is proposed to more actively implement measures to regulate the training of specialists by the state and employers.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕНДЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 165-171. Economic Systems. 2022;15(3(58)):165-171.

Научная статья УДК 378

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-165-171

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕНДЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Марина Борисовна Жернакова

Государственный университет управления, Москва, Россия, mzhernakova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, определяющие текущие и перспективные изменения в направлениях и качестве подготовки специалистов, составе и структуре их профессиональных компетенций. Автор дает обобщенную характеристику этих факторов, отмечает важную роль учебных заведений профессионального образования в обеспечении рынка труда потребными специалистами. В статье анализируется наличие потребности российских предприятий и организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест. Значительное внимание уделяется проблеме обеспечения трансформируемой российской экономики потребными человеческими ресурсами, связанной со сложившимся дефицитом кадров в некоторых областях деятельности, с необходимостью их переподготовки. Анализируется тенденция смещения внимания в подготовке кадров высшей квалификации на технические специальности. На основании изучения данных о трудоустройстве молодых специалистов делается вывод о необходимости корректировок содержания образовательных программ и усилении практико-ориентированности обучения. В заключение предлагается более активно внедрять меры по регулированию подготовки специалистов со стороны государства и предприятий-работодателей.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, качество подготовки специалистов, потребность в кадрах, дефицит кадров, человеческие ресурсы, профессиональное образование, практико-ориентированность образования

Для цитирования: ЖернаковаМ.Б. Факторы, определяющие тренды изменений в подготовке специалистов в реалиях современной России // Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 165-171. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-165-171.

© Жернакова М.Б., 2022

Original article

FACTORS DETERMINING TRENDS OF CHANGES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE REALITIES OF MODERN RUSSIA

Marina B. Zhernakova

State University of Management, Moscow, Russia, mzhernakova@yandex.ru

Abstract. The article considers the factors determining the current and future changes in the directions and quality of training of specialists, in the composition and structure of their professional competencies. The author gives a generalized description of these factors, notes the important role of vocational education institutions in providing the labor market with the necessary specialists. The article analyzes the need of Russian enterprises and organizations for workers to fill vacant jobs. Considerable attention is paid to the problem of providing the transformed Russian economy with the necessary human resources, associated with the current shortage of personnel in some areas of activity, with the need for their retraining. The trend of shifting attention in the training of highly qualified personnel to technical specialties is analyzed. Based on the study of data on the employment of young specialists, it is concluded that the content of educational programs needs to be adjusted and the practice-oriented training strengthened. In conclusion, it is proposed to more actively implement measures to regulate the training of specialists by the state and employers.

Keywords: professional competencies, quality of training of specialists, the need for personnel, shortage of personnel, human resources, vocational education, practice-oriented education

For citation: Zhernakova M.B. Factors determining trends of changes in the training of specialists in the realities of modern Russia. Economic Systems. 2022;15(3(58)):165-171. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-165-171.

Введение

В настоящее время в экономике России происходят кардинальные, структурные изменения, связанные с целым рядом обстоятельств, - санкционным кризисом, изменениями в структуре рынка труда, усложнением логистических цепочек, снижением потребительского спроса и др. Это неизбежно вызывает изменения в потребности предприятий и организаций в кадрах как в количественном измерении, так и в качественном отношении. При этом изменения касаются и количества необходимых российской экономике работников, и структуры профессий, и профессиональных компетенций специалистов.

Необходимо отметить, что изменения в области профессиональных компетенций работников происходят постоянно, и они не обязательно являются следствием кризисов или каких-то особых ситуаций, требующих отклонения от некоторой сложившейся нормы. Однако сегодня внешняя среда предприятий подвижна

и нестабильна, что является вполне закономерным, поэтому всегда присутствуют некоторые трудности в планировании и организации текущей работы.

В настоящее время очень многие предприятия, целые отрасли и виды деятельности претерпевают трансформацию, приспосабливаются к новым условиям деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос их обеспечения кадрами, специалистами, то есть теми, кто эту трансформацию планирует и осуществляет и кто потом работает в обновленных условиях. Поэтому, на наш взгляд, представляет интерес анализ факторов, влияющих на то, какие специалисты и с какими компетенциями сегодня выходят на рынок труда, что побуждает их к выбору профессии и что влияет на этот выбор.

Основная часть

Если рассматривать факторы, которые влияют на появление выраженных изменений в области профессиональных компетенций, а также на требования к количеству и качеству подготовки специалистов в различных областях деятельности, то можно определить следующий их перечень.

1. Спрос на рынке труда на работников определенных профессий, в разрезе уровней образования и глубины специализации в их подготовке, связанный со степенью активности деятельности предприятий.

2. Регулирование со стороны государства количества потребных экономике специалистов через увеличение (или уменьшение) количества выделяемых бюджетных мест в учебных заведениях.

3. Изменения и дополнения в различного рода документах, в которых зафиксированы требования к подготовке кадров в тех или иных областях деятельности. К таким документам, в частности, относятся профессиональные стандарты, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, должностные инструкции организаций и т. п.

4. Представления общества о потребности специалистов определенных профессий. Особенно ярко это проявляется в той части общества, которая по роду своей деятельности занимается подбором работников (руководители разных уровней, специалисты по персоналу), и родителей, имеющих подрастающих детей. Родители обычно серьезно озабочены и заинтересованы в приобретении их взрослеющими детьми актуальных и перспективных профессий.

5. Предпочтения самой молодежи, проявляемые в процессе выбора будущей профессии, которые складываются под влиянием сложившейся в обществе системы ценностей и личного интереса обучающихся.

6. Действия учебных заведений по актуализации перечня специальностей, по которым они осуществляют подготовку обучающихся, и следующее за этим изменение содержания программ обучения в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. В большинстве случаев причиной таких изменений является стремление учебных заведений оперативно отвечать складывающейся на рынке труда потребности в кадрах, желание соответствовать требованиям

организаций-работодателей, которые заинтересованы в молодых специалистах, и желание абитуриентов приобрести ту или иную профессию. В результате стремление учебных заведений «соответствовать» приводит к изменениям содержания и объема знаний, умений и навыков, которые они закладывают в компетенции той или иной специальности, приобретаемой в ходе обучения. Необходимость при разработке образовательных программ опираться на профессиональные и государственные стандарты остается в приоритете, но вместе с тем существует большой простор для творческого подхода учебного заведения в трактовке содержания знаний и умений, получаемых обучающимися на образовательной программе.

Последний названый фактор (действия учебных заведений по актуализации образовательных программ), с одной стороны, определяется перечисленными выше факторами, но, с другой стороны, сам существенно влияет на количество выпускаемых специалистов, содержание и качество их профессиональной подготовки. То есть, стремясь соответствовать складывающейся на рынке труда и в обществе ситуации, учебные заведения в большой мере саму эту ситуацию и определяют.

Большей частью перечисленные факторы влияют на количество обучаемых специалистов и в меньшей степени определяют качество приобретаемых профессиональных компетенций, хотя именно качество подготовки в современной ситуации является чрезвычайно важным. Сегодня стоит вопрос о том, соответствуют ли содержание профессиональных компетенций и само качество подготовки специалистов потребностям экономики [1, 2].

События последних лет, связанные с пандемией, начавшимся разрушением глобальной экономики, получающим свое развитие энергетическим кризисом, попытками блокировать денежные и логистические потоки российских предприятий, что отражается в конечном итоге на мировой экономике в целом, требуют решения целого ряда проблем, среди которых одной из самых главных является проблема обеспечения трансформируемой российской экономики потребными человеческими ресурсами.

По данным Федеральной службы государственной статистики, полученным в ходе выборочного обследования «О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам», проведенного в 2020 г, можно оценить степень обеспеченности экономики кадрами в количественном выражении [4].

По данным указанного источника, наблюдалось наличие потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест по всем обследованным видам деятельности. Наибольшая потребность (по отношению к имеющимся вакантным рабочим местам) на момент обследования наблюдалась в сферах здравоохранения, промышленности, обслуживания населения, торговле, строительстве. Среди работников высшего уровня квалификации наибольший удельный вес потребности работников наблюдался по позициям «врачи скорой медицинской помощи и парамедики» (29,2%), «врачи общей практики» (11,9%). В группе инженерных специальностей большой удельный вес незакрытых вакансий - по позициям «инженеры по гражданскому строительству» (6,5%), «инженеры-химики» (6,3%). Если рассматривать удельный вес потребности организаций в работ-

никах для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по профессиональным группам и видам экономической деятельности, то дефицит наблюдался в категориях работников сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности (5,3%), квалифицированных работников сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства (4,8%), квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных занятий (4,7%).Таким образом, несмотря на наличие определенного уровня безработицы, во многих сферах экономики наблюдается дефицит кадров.

В целом можно отметить тенденцию, что в настоящее время в области подготовки кадров наблюдается смещение внимания на технические специальности. Так, количество выделенных бюджетных мест на обучение по техническим специальностям увеличивается. Меняется и спрос со стороны абитуриентов. Например, количество поданных заявлений по таким популярным ранее направлениям обучения, как «Экономика» (высшее образование, бакалавриат) в 2021 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилось на 40%, по направлению «Менеджмент» - на 36%. А по направлению «Авиастроение», напротив, это количество увеличилось на 118%, по направлению «Машиностроение» рост составил 24% [5]. Повышение интереса абитуриентов наблюдается также и по многим другим специальностям технической направленности. Тем не менее, несмотря на попытки государства регулировать количество обучаемых специалистов путем выделения соответствующим образовательным организациям дополнительных бюджетных мест, желаемые изменения идут медленно, что не может быть признано приемлемым в настоящее время, в условиях необходимости быстрых темпов реорганизации экономики и управления.

При этом нужно обратить внимание на качество получаемого профессионального образования. По нашему мнению, в содержании образовательных программ сегодня необходимо усилить аспект практических умений и навыков, который в связи с сокращением сроков обучения при переходе на бакалавриат с пяти до четырех лет был в значительной степени ослаблен. Этому же способствовало и существенное сокращение сроков производственной и преддипломной практик. В результате работодатели получают «условного» специалиста, который требует доучивания либо непосредственно на рабочем месте, либо с помощью специализированных программ.

По данным выборочного исследования Росстата, проведенного в 2021 г., 26,9% всех молодых специалистов периода 2016-2020 гг. выпуска, трудоустроившихся по найму на первую работу, связанную с полученной профессией (специальностью), проходили дополнительное обучение (переобучение) в первый год работы. 5,5% из всех выпускников (в том числе 5,8% окончивших программы бакалавриата) обучались за счет средств работодателя или государства; 1,5% - за счет собственных средств, остальные - либо частично за свой счет, либо без вложения средств. При этом 54,9% всех выпускников оценили, как наиболее важны для удовлетворительного выполнения обязанностей на первой работе именно профессиональные (технические) навыки, относящиеся к работе.

При ответе на вопрос «Каких знаний и умений не хватало для выполнения обязанностей на первой работе?» опять же лидирующую позицию (28,3% от числа опрошенных трудоустроившихся выпускников) занимает пункт «профессиональные (технические) навыки, относящиеся к работе», что также подтверждает необходимость акцента на приобретении именно специальных умений и навыков по получаемой профессии, т. е. на усилении практико-ориентированности в профессиональной подготовке кадров [6].

Заключение

Приведенные данные свидетельствуют о регулировании со стороны государства количества обучаемых специалистов, наметившейся тенденции увеличения интереса к целому ряду технических специальностей и недостаточной практико-ориентированности некоторых образовательных программ высшего образования.

Сделать поправку, выраженную в числовом выражении, на значительно изменившиеся в 2022 г условия работы во многих отраслях деятельности в настоящий момент времени затруднительно, поскольку публикуемые сегодня данные носят пока оперативный характер. Предположения о трендах изменений еще не имеют подтверждения в цифрах и требуют мониторинга и дальнейшего анализа ситуации.

Факторы изменений профессиональных компетенций работников в современной экономической ситуации в РФ необходимо учитывать. Очевидно, что они и в дальнейшем будут влиять на процесс формирования человеческих ресурсов. Вопрос состоит в том, надо ли регулировать процесс этого влияния? Допустимо ли, чтобы формирование человеческих ресурсов осуществлялось стихийно или этот процесс был слабоуправляемым? При этом «допустимость» этой ситуации оценивается с точки зрения пользы для экономики страны и общества в целом. Думается, что необходимо обеспечить большее, чем имеется сейчас, регулирование этого процесса как со стороны государства, так и со стороны предприятий-работодателей. При этом регулирование может осуществляться в самых разных формах, например, как увеличение целевой подготовки кадров, использование системы распределения молодых специалистов, которая еще требует своего осмысления и разработки, заключение различного рода договоров с предприятиями-работодателями и т. д.

Целью внедрения регулятивных мер должны быть планирование потребных человеческих ресурсов, более детальный анализ и оценка использования имеющихся кадров, что позволит реально управлять подготовкой потребных специалистов с точки зрения их количества, качества, формирования нужных профессиональных компетенций, возможностей переподготовки. Положительным моментом при этом может быть снижение безработицы среди молодежи, так как в таком случае выпускники будут иметь гарантированное рабочее место, где приобретут первичный опыт, совершенствуют полученные в учебном заведении профессиональные компетенции, и, при необходимости, получат дополнительное обучение, которое поможет становлению специалиста.

Список источников

1. Масилова М.Г. Старение персонала как кадровая проблема на предприятиях угольной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 251-254.

2. Тугускина Г.Н. Высококвалифицированный кадровый потенциал как основа эффективного развития наукоемких предприятий // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. № 3 (7). С. 110-114.

3. О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13266 (дата обращения: 23.08.2022).

4. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed (дата обращения: 23.08.2022).

5. Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. URL: https://gks.ru/free_doc/ new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html (дата обращения: 19.08.2022).

References

1. Masilova M.G. Aging of personnel as a personnel problem at coal industry enterprises. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie = Azimut of scientific research: economics and management. 2019;8(2 (27)):251-254. (In Russ.).

2. Tuguskina G.N. Highly qualified personnel potential as a basis for effective development of high-tech enterprises. Modeli, sistemy, setivekonomike, tekhnike, prirodeiobshchestve = Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2013;(3(7):110-114. (In Russ.).

3. On the number and needs of organizations for workers by occupational groups. URL: https:// rosstat.gov.ru/compendium/document/13266. (In Russ.).

4. Information about the organization that carries out educational activities on educational programs of higher education - bachelor's degree programs, specialty programs, master's degree programs. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed. (In Russ.).

5. Federal statistical sampling of employment of graduates who have received secondary vocational and higher education. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_ trudoustr_2021/index.html. (In Russ.).

Информация об авторе

М.Б. Жернакова - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры теории и организации управления.

Information about the author

M.B. Zhernakova - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 - economy and management of the national economy, associate professor of the Department «Theory and Organization of Management».

Статья поступила в редакцию 22.07.2022; одобрена после рецензирования 06.08.2022; принята к публикации 11.08.2022.

The article was submitted 22.07.2022; approved after reviewing 06.08.2022; accepted for publication 11.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.