Научная статья на тему 'Факторы, определяющие рост организованной преступности. Ответственность за финансирование организованной преступности'

Факторы, определяющие рост организованной преступности. Ответственность за финансирование организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1227
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕСТУПНОЕ СООБЩЕСТВО / ПРЕСТУПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбенко Дмитрий Иванович, Картавченко Виктория Владимировна

В статье рассматриваются некоторые аспекты ослабления государственной власти, как одного из факторов, определяющих рост организованной преступности. Рассматривается оценка условий возникновения и функционирования организованных преступных структур. Приводится ряд мер по борьбе с организованной преступностью. Предлагается введение ответственности за финансирование организованной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие рост организованной преступности. Ответственность за финансирование организованной преступности»

УДК 340

Горбенко Дмитрий Иванович

магистрант 2-го курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина milena.555@mail.ru

Картавченко Виктория Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина milena.555@mail.ru

Dmitry I. Gorbenko

Undergraduate of the 2nd Course

of Law Department,

Kuban State

Agricultural University

of I.T. Trubilin

milena.555@mail.ru

Victoria V. Kartavchenko

Candidate of Law Sciences, Associate Professor of Criminal Law, Kuban State Agricultural University of I.T. Trubilin milena.555@mail.ru

Факторы, определяющие

рост организованной

преступности.

ответственность

за финансирование

организованной

преступности

Factors determining

the growth of organized crime. responsibility for financing organized crime

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты ослабления государственной власти, как одного из факторов, определяющих рост организованной преступности. Рассматривается оценка условий возникновения и функционирования организованных преступных структур. Приводится ряд мер по борьбе с организованной преступностью. Предлагается введение ответственности за финансирование организованной преступности.

Ключевые слова: организованная преступность, условия возникновения и функционирования организованной преступности, преступное сообщество, преступная организация, ответственность за финансирование организованной преступности.

Annotation. The aspects of the weakening of state power are considered as one of the factors determining the growth of organized crime. An assessment of the conditions for the emergence and functioning of organized criminal structures is considered. Provides a number of measures to combat organized crime. Introduction is expected responsibility for financing organized crime.

Keywords: organized crime, conditions for the emergence and functioning of organized crime, criminal community, criminal organization, responsibility for financing organized crime.

Анализируя развитие социально-политической и экономической ситуации в стране, мы выделили ряд факторов, благоприятно влияющих на рост организованной преступности.

К наиболее серьёзному фактору, по нашему мнению, относится именно ослабление государственной власти. Существует презумпция того, что организованная преступность обычно подразумевает скрытый сговор с государственным сектором или его непосредственное участие. В 1994 году Неапольская декларация Организации Объединенных Наций официально признала, что организованная преступность оказывает «разлагающее влияние на основные социальные, эко-

номические и политические институты» и что распространенная практика организованных преступных сетей заключается в использовании «насилия, запугивания и коррупции для получения прибыли или контроля территории, или рынков» [1].

Как считает Е.А. Мохов, ослабление организующего воздействия государства на общество усугубляется усилением влияния чиновничьего аппарата (зараженного коррупцией) при резком снижении доверия населения к государственным органам, призванным обеспечивать безопасность общества и самого государства [2].

Общее ослабление государственной власти, влияющее на рост организованной преступности, можно раскрыть через следующие аспекты:

1. Принятие законов и иных нормативно-правовых актов без полного и планомерного изучения криминологических и статистических данных о причинах появления организованной преступности, в результате чего возникает полная «оторванность» данных нормативно-правовых актов от реальных условий борьбы с организованной преступностью, а также отсутствие понимания правоприменительной практики.

2. Существенной базой для воспроизводства и укрепления организованной преступности служит разрастание коррупции на всех уровнях как государственной, так и муниципальной власти, так как это препятствует реализации таких принципов уголовного права, как принципа равенства граждан перед законом, принципа справедливости.

3. Отсутствие на практике реально действующего механизма декларирования доходов помогает преступным организациям легализовывать добытые преступным путем денежные средства и, помимо этого, способствует развитию коррупции.

4. Участие самых разных уровней государственных служащих в масштабных коррупционных схемах, а от того и отсутствие реальной заинтересованности в проведении политики, направленной на борьбу с организованной преступностью.

5. Неэффективность, а в некоторых случаях и полное отсутствие механизма контроля за выделяемыми льготными государственными кредитами, дотациями, а также контроля за их целевым использованием. Несовершенство финансового и уголовного законодательства в данной сфере приводит к получению бюджетных денег организациями, «приближенными» к должностным лицам, что способствует их развитию на фоне конкурентов, а также растратами государственных денежных средств юридическими лицами «однодневками».

6. Чрезмерно высокое налогообложение предпринимателей толкает их на сокрытие реальных доходов, а также на сокрытие численности работников и их реальной заработной платы.

7. Путаница, вызванная постоянными реорганизациями органов правопорядка и безопасности, упразднением одних и появлением других.

8. Непроработанная и недальновидная миграционная политика государства, приводящая к появлению этнических преступных сообществ, выходящих за рамки одного государства;

9. Также, Ю.Н. Адашкевич выделял как аспект ослабления государственной власти несформи-рованность института российского гражданства в 90-е годы прошлого столетия, что, по его мнению, ослабляло борьбу с организованной преступностью и способствовало ее дальнейшему

распространению, результаты которой мы ощущаем до сих пор [3].

Помимо этого, мы выделили ряд иных факторов, способствующих развитию и укреплению организованной преступности.

В условиях недостаточной урегулированности и стабильности рыночных отношений, складывающихся в период перехода от командной к рыночной экономической системе, происходил ярый раздел собственности, порою, совершенно незаконными методами. Существующий в настоящее время «дикий рынок», где спекулятивные операции преобладают над коммерческими, предоставляет возможность некоторым лицам в не прецедентных ранее масштабах и без особых усилий получать сверхдоходы за счёт государственной и муниципальной собственности. В особенности, непоправимый урон интересам общества и отдельным гражданам принесла проведённая в огромном количестве случаев с грубыми нарушениями, установленных законами правил, приватизация государственного и муниципального имущества (распродажа объектов недвижимости, в том числе и крупных промышленных предприятий, имеющих высокую стоимость, по цене в несколько раз ниже их реальной стоимости; под предлогом приватизации имущества различных предприятий трудовым коллективом этого предприятия, покупка данного имущества различными частными лицами; самопроизвольное и противозаконное изменение направления и режима работы приватизированного имущества).

Кроме того, большой вред общественным отношениям приносит и использование своего служебного положения, а также злоупотребление им для экономического обогащение в финансово-кредитной сфере:

- самовольное пользование целевыми кредитами и ссудами для задач, не представленных в кредитном договоре;

- противозаконное использование оборотных дебетовых средств кредиторов, введение в заблуждение и обман вкладчиков коммерческими банками;

- противозаконное и никому не подконтрольное обналичивание денежных средств; запуск в оборот общества не имеющих юридической силы финансовых документов; отмывание денежных средств от криминальной деятельности и другие правонарушения.

Также, отсутствие отрегулированного механизма рыночных отношений, кроме нарушений на внутреннем рынке, производит и злоупотребления во внешней экономической деятельности: незаконному экспорту полезных ископаемых, сырья за территорию страны; сокрытию денежных средств в оффшорных зонах иностранных государств, сопряженное с фиктивным созданием иностранных юридических лиц; спекуляций на валютном рынке вследствие низкой стабильности котировок курса рубля и т.п. Данная ситуация характеризуется грубейшими нарушениями прав потре-

бителей: продажей некачественной, фальсифицированной продукции, нарушениями порядка ценообразования, сертификации, лицензирования торговли и другое.

Колоссальное имущественное неравенство в обществе в результате сосредоточения высоких доходов у лиц, занимающихся коммерческой, а также посреднической деятельностью, которые не оказывают значительное влияние на рост реального сектора экономики, создание рабочих мест и соответственное падение реальных доходов, а также жизненного уровня большинства граждан страны. «Сегодня Россия занимает лидирующее место в мире по имущественному неравенству. Если во всем мире миллиардеры обладают только 1-2 % дохода домохозяйств, то в России 35 % всех личных богатств населения приходится на 110 человек. На долю 10 % самых богатых россиян приходится 30,5 % общего объема денежных доходов населения, а на долю 10 % самых бедных - лишь 1,9 %. Причем доходы самых обеспеченных россиян растут на 70-90 % в год - темпами, абсолютно недостижимыми для бедных соотечественников» [4].

Результатом подобного неравенства стало возникновение десятков и сотен тысяч возможностей для совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений криминальными организациями, возникновение и улучшение взаимовыгодных преступных взаимосвязей в целях противодействия конкурентам или их ликвидации, применение одних преступных спосбов для защиты от других, коллективной деятельности по получению максимального дохода из легитимных финансовых операций, узаконивание и инвестирование средств, добытых противозаконным путем; формирование нелегального рынка с целью выполнения гражданами антисоциальных действий (участие в азартных играх, проституция, употребление наркотиков, извращенные эротические удовольствия и др.). Экономическое различие общества приводит кроме того к люмпенизации существенной доли населения, повышению числа маргинальных элементов, свободно вовлекаемых в преступное сообщество в качестве охранников, боевиков, исполнителей в совершении преступлений.

Безработица, а также недостаток у людей гарантий устройства на работу, внезапная перемена социального статуса людей, никак не сумевших адаптироваться к новым финансовым обстоятельствам, приводит к формированию и популяризации преступных и насильственных способов решения общественных противоречий и конфликтов. Проанализировав данные Росстата за 2016-2017 года, мы пришли к выводу, что уменьшение безработицы на 4,7 % вызывает уменьшение преступности на 6,5 %. Так показатель совершенных преступлений в 2016 году равен 2160,1 тысяч, а в 2017-2058,5 тысяч зарегистрированных преступлений. В то же время, численность безработных снизилась с 4168,2 тысячи на конец 2016 года до 3893,5 тысяч в конце 2017 года [5]. Причём, вся энергия криминального слоя безработных ориентирована не на классическую общеуголовную преступность, а в

большинстве своем на вступление в криминальную среду, преступную организацию, совершение помимо должностных и финансовых преступлений вымогательств, убийств, уничтожение имущества, похищение людей, бандитизм и т.п. Подспорьем для увеличения количества организованных преступных сообществ становятся бывшие спортсмены, служащие правоохранительных органов, военнослужащие, уволенные в запас, специалисты различных областей, в настоящее время никак не востребованные обществом, имещие познания, умения, необходимые для противозаконных деяний в разных областях преступной ориентированности. Главным катализатором при этом оказывается огромное финансовое поощрение, выдаваемое этим лицам преступными организациями, в разы превышает среднестатистическую заработную плату.

Увеличение виктимности в действиях граждан в общественной и финансовой областях взаимоотношений, отсутствие у подавляющего большинства населения финансовых познаний в обстоятельствах зарождающихся рыночных взаимоотношений, недостаток данных о правилах и процедурах совершения сделок и иных гражданско-правовых действий способствует сокращению степени безопасности общественой и личной собственности, формированию преступных структур, совершению тяжких корыстно-насильственных преступлений преступными сообществами.

Таким образом, мы пришли к выводу, что главными факторами развития организованной преступности являются: ослабление государственной власти, процесс криминализации экономической сферы общества, выраженный в наличии множества нарушений и разбалансированности финансово-кредитной сфере, увеличении степени монополизации при относительно свободной системе ценообразования, инфляции. Также, огромное влияние оказывает неразвитость и несовершенство системы налогообложения, незаконных операциях с ценными бумагами, слабой регулировке отношений собственности, недостаточном контроле за легитимностью происхождения капитала, используемого в ходе приватизации и т.п.

Движущей силой деятельности преступных сообществ является стремление к получению неконтролируемой государством прибыли в сравнительно короткие сроки. Наличие потенциальных источников сверхдоходов, отсутствие реального противодействия (а в некоторых случаях и способствование) и стали одним из условий возникновения и функционирования организованных преступных структур.

В следствие этого, следует, в первую очередь, устранить финансовые потоки, спонсирующие незаконную деятельность. Долгое время напрашивается дополнение статьи 210 УК РФ нормой, предусматривающей ответственность за финансирование деятельности преступного сообщества. Так, введение данной нормы решает многие проблемы борьбы как с преступными сообществами, так и организованной преступностью в целом:

1. Устранение сверхдоходов преступного сообщества сильнейшим образом уменьшает количество его участников. Преступника в погоне за большими деньгами не страшит возможное наказание, но если убрать то, за чем он «гонится», ему не будет смысла рисковать получить уголовное наказание.

2. Серьезное уменьшение доходов преступной организации нивелирует ее способность находить выход из ситуации, используя высокий уровень коррупции - ей просто нечего будет предложить взамен на «покровительство» государственных и муниципальных служащих.

3. В настоящее время существует проблема с привлечением к ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии по ч. 4 ст. 210 УК РФ, так как данное деяние тяжело наказуемо, а доказывание этого через свидетельские показания зачастую невозможно. Эту проблему можно решить лишь ослаблением влияния преступного сообщества, посредством закрытия каналов финансовой поддержки.

Исходя из вышеизложенного, дополнительную норму статьи 210 УК РФ можно оформить частью 5 и сформулировать следующим образом:

Финансирование преступного сообщества (преступной организации), то есть предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования или иного материального обеспечения преступного сообщества (преступной организации).

В связи с этим, возникает логичный вопрос при введении в действие настоящей части статьи: не будет ли привлекаться к ответственности по данной норме человек, который в ходе вымогательства со стороны преступной организации передает денежные средства ее участникам, ведь его действия подпадают под понятие «предоставление финансовых услуг»?

Литература:

1. Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности от 2.12.1994 № А/49/748. Ш1_ : http://www.un.org

2. Мохов Е.А. Организованная преступность и национальная безопасность России. М., 2002. С. 7.

3. Адашкевич Ю.Н. Движущая сила организованной преступности / Ю.Н. Адашкевич; Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. // Организованная преступность - 3. М., 1996. С. 93-98.

4. Васильев Н.И. Имущественное неравенство в России / Н.И. Васильев, О.Н. Дегтярева // Вестник ПсковГУ, Серия «Экономические и технические науки». 2014. № 5. С. 104.

В данном случае имеет смысл ввести в данную норму Приложение: лицо не подлежит уголовной ответственности за совершение деяния, предусмотренного ч. 5 ст. 210 УК РФ в случае, если оно совершенно под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих его или его близких, а также в результате применения физического или психологического насилия.

Исходя из вышеизложенного, данная норма позволила бы привлечь к ответственности лиц, предоставляющих материальное обеспечение на добровольной основе за «покровительство» преступной организации, за решение различных проблем правового характера, путем противозаконных действий, устранение конкурентов.

Помимо этого, решается проблема с финансовым сопровождением преступных сообществ, так как, доказав осведомлённость лица в происхождении денежных средств от преступной деятельности, появляется возможность привлекать к ответственности «бухгалтеров» преступной организации, действия которых формально не являются преступлением.

Безусловно, все эти меры будут эффективно работать лишь в комплексе других мер. Остается еще много препятствий в борьбе с организованной преступностью, одними из основных, например, являются высокий уровень коррупции при высоком уровне расслоения общества, а также крайне низкие уровни доходов большинства населения. Однако, принятие и даже слабая реализация перечисленных мер поможет значительно уменьшить заинтересованность преступников в создании и организации преступного сообщества (преступной организации), хотя бы даже по причине того, что получение незаконного дохода в сообществе будет значительно уменьшено и затруднено, при этом наказание будет строже, нежели за совершение того же преступления в «одиночку».

Literature:

1. Neapolitan political déclaration and Global action plan against organized transnational crime of 2.12.1994 № A/49/748. URL : http://www.un.org

2. Mokhov E.A. Organized crime and national security of Russia. M., 2002. P. 7.

3. Adashkevich Yu.N. Driving force of organized crime / Adashkevich Yu.N.; Under the editorship of A.I. Dolgova, S.V. Dyakov // Organized crime - 3. M, 1996. P. 93-98.

4. Vasilyev N.I. Property inequality in Russia / N.I. Vasilyev, O.N. Degtyareva // The Pskov State University Bulletin, the «Economic and Technical Science» Series. 2014. № 5. P. 104.

5. Данные взяты с официального сайта Фе-дерльной службы государственной статистики. URL : http://www.gks.ru

6. Уголовный кодекс Российской федерации. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc LAW 10699/

5. Data are taken from the official site of Federlny service of the state statistics. URL : http://www.gks.ru

6. Criminal code of the Russian Federation. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.