ря); организации особо охраняемых морских и прибрежных акваторий и территорий, в частности в лагуне Буссе на Южном Сахалине, в районе лежбищ морских млекопитающих и птичьих базаров; использованию экологически безопасных и избирательных технологий морского промысла, развитию марикультуры; предотвращению разрушения природных экосистем в результате деятельности человека при добыче нефти и газа, водным транспортом, военными объектами и т.д., сохранению арктических пресноводных и водноболотных, горных и искусственных экосистем.
Неотъемлемой частью Национального плана является пропаганда необходимости сохранения биоразнообразия в средствах массовой информации и при проведении различных акций и кампаний, в сфере торговли и рекламы, экологическое и биологическое образование и просвещение, воспитание гуманного отношения к живой природе у детей, информирование населения о состоянии биоразнообразия и угрозах для него.
Выполнение Национального плана невозможно без развития и совершенствования законодательства в области использования природных ресурсов и охраны , -, -, -разнообразия; снижения латентности правонарушений; создания общегосударственной системы экономической оценки биоразнообразия как национального достояния; развития исследований в области биологических наук, в области мониторинга био-.
В области международного сотрудничества Национальный план действий к приоритетным направлениям относит выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии, других международных конвенций и договоров, а также участия в международных организациях в области сохранения биоразнообразия, в том числе:
-
координации деятельности по выполнению международных обязательств;
- , информирования заинтересованных национальных организаций и поддержки принятых решений и их распространения;
-
, ;
-
международных обязательств в области сохранения биоразнообразия;
-
опыта для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в России.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ В.Б. Митько, М.В. Минина
Экологические проблемы России носят явно выраженный геополитический
.
целом не вызывает никакого сомнения, в связи с чем развивается международное именно геополитическое сотрудничество в Арктике, основанное на совместном решении экологических проблем. Именно эти проблемы лежали в основе создания , -ной неправительственной организации «Северный Форум» также является охрана окружающей среды и реагирование на чрезвычайные ситуации. Программа «Охрана окружающей среды» нацелена на сохранение, улучшение и/или охрану окружаю-
щей среды Севера, природы и животного мира, которые играют значительную роль в жизни населения Севера. Основными целями программы являются:
- осуществление сотрудничества при охране и управлении хрупкими экоси-
,
управления дикой природой и проводя экологическое образование в Северных регионах;
- ,
предоставление возможности обучения с целью улучшения информированности населения Севера об экологических проблемах;
- -, -
тов на международном уровне и развития сотрудничества в сфере ликвидации последствий экологических катастроф.
Достижение этих целей предполагается решением ряда задач:
- -
;
-
;
-
посредством организации эффективного экологического образования в северных ре;
-
;
-
.
Перечисленные задачи решаются в рамках ряда проектов.
В рамках проекта «Экологическое образование молодёжи на Севере» предусматривается распространение среди молодёжи знаний об экологических проблемах посредством проведения раз в два года Молодёжных экофорумов и издания экосправочника на английском, китайском, русском и японском языках, который предназначен для использования на Севере. На первом Молодёжном экофоруме была принята Экологическая Декларация. Дальнейшими задачами является просвещение детей с очень раннего возраста по вопросам охраны окружающей среды и правилу четырёх «R» (Reduce, Reuse, Recycle, Recover - сокращение, повторное использование, переработка, извлечение посредством переработки). Предусматривается пропаганда и рекламирование позитивных экологических акций, принятие законов, регламентирующих создание и управление охраняемыми территориями, принимая во внимание негативное влияние хозяйственно-экономической деятельности на Севере, стимулирование участия молодёжи в экологических программах.
Программа «Реагирование на чрезвычайные ситуации» нацелена на сотрудничество региональных и субнациональных правительств Севера в области совместной работы регионов при предотвращении, обеспечении готовности и реагировании на нефтеразливы, наводнения, пожары и другие катастрофы.
Основными целями программы являются обеспечение оказания помощи в аварийном реагировании регионам, в которых произошла катастрофа и осуществление сотрудничества с Арктическим советом и другими международными организациями для представления регионам - членам «Северного Форума» - информации о предотвращении и реагировании на чрезвычайные ситуации.
Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
-проводятся ежегодные семинары с участием регионов для обсуждения вопросов предотвращения и обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям;
-омывается помощь в организации тренингов для персонала из регионов, где возможны чрезвычайные ситуации.
, -
ляются лишь информационно-организационные мероприятия, хотя существует потребность в научно-технических решениях, особенно с учётом возможности распространения терроризма на этот важнейший регион, что является предметом отдельно.
Программа обеспечения безопасности Северо-Западного федерального округа Российской Федерации должна включать создание иерархической структуры эко-
,
чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера.
Структура системы должна предусматривать решение следующих задач:
- ;
- ;
- ;
- -
;
- -
.
Последовательная схема перечисленных мероприятий должна поддерживаться системой страхования, включающей специальный банк, силами и средствами реагирования на чрезвычайные ситуации, включая предотвращение и штрафование, систему экологического образования и менеджмента в области реагирования на чрез.
Практически все из перечисленных в заключительной стадии позиции предполагают прогнозирование рисков как для оценки целесообразности соответствующих схем страхования, так и для построения системы «иммунитета» к террористическим воздействиям на техногенные объекты. Такая задача, например, актуальна для обеспечения антитеррористической устойчивости объектов питьевого водоснабже-, . Соответственно иерархии решаемых задач должна разрабатываться иерархическая система рисков от объектовых до геополитических, включающих комплекс условий влияния последствий чрезвычайных ситуаций на окружающую природную и социально-экономическую среду соответствующего масштаба.
Для оптимального распределения усилий как с точки зрения страхования и обеспечения защиты, так и с точки зрения РЯ-действий по созданию мер «иммуните-» . -нутой системы прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций в регионе , -. -Западного региона Российской Федерации, но также и для государств Балтийского , -
.
Подходы к определению рисков на объектовом уровне могут быть основаны на общих положениях теории решений, использующихся в методах исследования .
конкретных условиях понимают разность между выигрышем, который мог быть достигнут при знании этих конкретных условий, и выигрышем в тех же условиях при применении той же стратегии.
Риск выражается через элементы матрицы выигрышей, на основе которой
,
столбце матрицы и при вычислении риска, соответствующего каждой стратегии в , -
.
При подобных расчётах необходимо производить нормирование величин рисков для объектов различной физической природы и различных условий влияния на окружающую среду с учётом её сущности.
При разработке георельефов рисков в качестве одного из возможной может быть применена методология, изложенная в трудах НАТО «Методологии рисков для технологических применений», в соответствии с которой могут быть построены рельефы рисков и их динамика при наличии экспериментальной информации и разработанных моделей прогнозирования.
, , , -ков для различных признаковых пространств оценки и различных масштабов будут иметь существенные отличия. В настоящее время практически отсутствуют методы оценки геополитических рисков, включая формулировку содержания понятия риска .
сущности риска может быть интуитивно предложен информационно-энтропийный подход, хотя существует потребность в более конкретных научно-технических решениях, что является предметом отдельного обсуждения.
Это обусловливает необходимость уделять этим направлениям первостепен-, -группы для разработки предложений по проектам и программам этого направления, а также постоянно действующего семинара специалистов, способствующего формированию понятийного аппарата и научно-методических подходов в решении проблем .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Митько В.Б. Геополитические факторы, определяющие концепцию безопасности
СЗФО // Тр. 7-й Всерос. конф. «Акральные проблемы защиты и безопасности». СП. 2004.
2. Мит ько В.Б., Минина М.В. Международное арктическое сотрудничество в области
охраны окружающей среды // Тр. конф. «Экологическая безопасность: природа, , ». . 2004.
3. Принципы создания системы экологического оздоровления СЗФО // Тр. семинара
« ». . 2004.
4. . ., . . -
// . « -». . 2004.
5. Мит ько В.Б. Роль экологической ситуации в формировании концепции нацио-
- // . . . «Экологическая безопасность на пороге ХХ1 века». СПб. 1999.
6. Мит ько В.Б., Прошкин СТ., Пылаев В.Н. Целесообразность создания Северо-
» // . .
конф. «Региональная нформатика - 98». СПб. 1998.
7. Risk Metodologies for Technical Legacies. Edited by Dennis C. Bley. Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, the Netherlands, 2003.
ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОСТУПЛЕНИЯ СВИНЦА В ДРЕВЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ O.A. Неверова, B.C. Николаевский
Одним из наиболее опасных атмосферных токсикантов является свинец, попадающий в окружающую среду преимущественно с выхлопами автотранспорта. Большая часть свинца оседает на почве и растительности в непосредственной близости от автомагистралей.