Матвеева О.Н. воспитатель
МБДОУ «Кугесьский детский сад «Колосок» Россия, Чувашская Республика, Чебоксарский район
студент 2 курса магистратуры ФГОУВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары Научный руководитель: Баранова Э.А., д-р психол. наук
профессор
заведующий кафедрой возрастной, педагогической и специальной
психологии
ФГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Аннотация. Организация сопровождения процесса формирования эмоционально-личностного благополучия требует от педагогов-психологов учета факторов, его определяющих. В статье приводится характеристика наиболее значимых факторов, составленная на основе анализа исследований отечественных ученых.
Ключевые слова: эмоционально-личностное благополучие, факторы детерминации эмоционально-личностного благополучия, дети 6-7лет.
Baranova E.A.
Scientific adviser: Matveeva O.N.
FSBEI HE «ChSPU named after I. Ya. Yakovlev»
FACTORS DETERMINING THE EMOTIONAL AND PERSONAL WELL-BEING OF CHILDREN 6-7 YEARS OLD
Annotation. The organization of support for the process of formation of emotional and personal well-being requires teachers-psychologists to take into account the factors that determine it. The article describes the characteristics of the most significant factors, compiled on the basis of the analysis of the researchofdomesticscientists.
Keywords: emotional and personal well-being, factors determining emotional and personal well-being, children 6-7 years old.
Обеспечение ребёнку эмоционального благополучия в период дошкольного детства представляется весьма значимым в контексте развития его личности, поскольку эмоционально-личностное
благополучие, как значимая часть психологического здоровья, представляет собой интегральную характеристику, отражающую комплекс переживания ребенком своей жизни, обусловленной определенными факторами социального развития дошкольника.
Изучая особенности эмоционально-личностного благополучия дошкольников, важно принимать во внимание факторы, которые обусловливают его формирование и влияют на вариативные особенности проявления у детей.
Современные исследователи О.Л. Холодова, Л.В. Логинова указывают, что факторы эмоционального благополучия рассматривались в отечественной литературе скорее от обратного - работы ученых были посвящены факторам неблагополучия и путям его преодоления. Авторы также отмечают, что в настоящее время больше изучаются позитивные проявления эмоционального благополучия, и возможности профилактики [15].
Большинство ученых сходится во мнении, что для эмоционально -личностного благополучия важно, чтобы удовлетворялись главные потребности, как базовые (физиологические и в физической и эмоциональной безопасности), так и потребности развития (в признании, уважении, самореализации, в познании, сенсорном восприятии, личной эффективности. При этом нужно понимать ключевые потребности возраста: например, детям 6-7 лет важно реализовываться, проявлять инициативу, а не быть просто послушными детьми. Если созданы эти условия для эмоционального благополучия детей, тогда ребенок активен в группе, интенсивно общается, проявляет инициативу, интересуется и узнает новое.
Подчеркивается также роль и позиция взрослого в развитии эмоций ребенка и в целом социальная ситуация развития детей (И.А. Мокрушина [12]А. В.Чехович [16], О. А. Шаграева[17], А. В. Локтионова[10]).
Систематизируя факторы, определяющие эмоциональное благополучие дошкольников, ОЛ. Холодова и Л. В. Логиноваобъединили их в две большие группы[]:
- факторы эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье;
- факторы эмоционального благополучия дошкольников в группах образовательных организаций.
Детализируя свою позицию, авторы относятк факторам, влиянию которых дети подвержены в условиях семьи, следующие характеристики.
А) Личностные характеристики родителей. Тревожность родителей порождает и закрепляет в ребенке чувство неуверенности, недоверчивости к миру, а жизнестойкость родителей повышает его эмоциональное благополучие.
Б) Тип привязанности. Качество эмоциональной связи со взрослым в раннем возрасте может служить как защитой, так и фактором риска в отношении психического здоровья в дальнейшем. Ссылаясь на исследование М. В. Моисеевой, исследователи указывают, что у детей с надежным типом привязанности к матери степень доверия к другим людям выше, чем у детей с низким уровнем доверия к матери. У таких детей диагностируется более высокий уровень самооценки и способности к самозащите.
В) Социальная ситуация развития дошкольников, в частности особенности распорядка жизни в семье и проявления эмоций родителями. Исследователи подчеркивают, что удовольствие, получаемое от личной повседневной жизни, является основой эмоционального благополучия, как для самого родителя, так и для всей семьи.
Важное значение О. Л. Холодова, Л. В. Логинова придают родительским установкам [15]. Современные исследования, в частности, Е. О. Смирновой, показывают, что в России современные родители не уделяют должного внимания ценностям дошкольного возраста: игра и общение со сверстниками, в которых происходит интенсивное развитие социально-эмоциональных компетенций дошкольника часто расцениваются как пустое время препровождение [14]. В результате опроса детей 6-7 лет, приведенного О. Л. Холодовой, автор установила, что взрослые, как правило, обесценивают значимые для детей достижения (например, дружить, делать что-то самому, придумывать, делать трюки), превознося качества, связанные с академической успеваемостью и послушанием. В последние годы и вовсе акцент делается преимущественно на когнитивном и физическом развитии.
Негативное влияние на эмоциональное благополучие, по словам А.В. Локтионовой,оказывают противоречивые требования к ребенку со стороны родителей [10]. С одной стороны, родители хотят, чтобы дети были самостоятельными, с другой - поощряют послушание и умение подчиняться. Ребенок в силу возрастных особенностей не может самостоятельно снять это противоречие, что приводит к потере эмоциональной безопасности. Позитивно, по мнению автора, отражается на эмоциональном благополучии ребенка способность родителя действовать спонтанно, забавно, гибко и творчески в различных ситуациях с детьми: это улучшает регуляцию эмоций у детей за счет эмоциональной грамотности родителей и уровня родительско -детской близости [11].
В другую большую группу О. Л. Холодова, Л. В. Логинова объединили факторы эмоционального благополучия дошкольников в группах образовательных организаций. К ним отнесены следующие характеристики [15].
А) Эмоциональная компетентность и состояние самого педагога. Например, тревожность воспитателя, как показывает В. П. Белкина[2], О.
М. Далидович[7], может выражаться в авторитарности и даже открытой агрессии по отношению к детям, что отрицательно влияет как на состояние отдельных ребят, так и всей группы. В этом контексте подчеркивается значимость умения педагога выражают свои эмоции управлять ими. Под таким умением понимается конгруэнтность в группе детей и высокий уровень саморефлексии [15].
Б) Отношения с педагогом и сверстниками. Влияние данного фактора исследователи раскрывают, в том числе, через категорию конфликта.
С.С. Шипицкая утверждает, что важно обеспечить ребенку формирование опыта конструктивного разрешения конфликтов [20]. Значительную роль в формировании у детей навыков конструктивного разрешения конфликтов А. В. Локтионова отводит педагогу, его профессиональной позиции [11]. Для правильной профессиональной позиции, по мнению ученых ,характерны:
- проговаривание интересов и эмоций сторон конфликта,
- помощь в сохранении чувства контакта с собой и другими людьми (А. К. Белолуцкая[3]),
- сорегулирование детских эмоций (Карл Х. Бриш[4]).
Ссылаясь на исследования зарубежных ученых, О. Л. Холодова и Л. В. Логинова отмечают, что стратегия урегулирования детских конфликтов, применяемая педагогами, меняется в зависимости от возраста детей: от отвлечения внимания и утешения у младших (принятие чувств) к «переоценке» ситуации и поиску способов реагирования в ней у старших (ориентировали детей на решение проблемы, рефлексию происходящего и выбор альтернативного способа поведения в конфликте) [15].
В) Образовательные возможности среды. Отмечается, что они позволяют повысить эмоциональное благополучие детей, посещающих детский сад. Среда группы, доступная, понятная и позволяющая ребенку удовлетворять свои потребности в двигательной, познавательной, творческой, коммуникативной активности, отдыхе и уединении и т.д., по мнению Е. В. Воробьевой [6], А. В. Кислициной[8], И. М.Реморенко[13], является одним из условий его эмоционального благополучия. Однако результаты упомянутых выше исследований показали, что традиционно образовательная среда в российских дошкольных образовательных организациях недостаточно ориентирована на создание условий для эмоционального комфорта дошкольников. В детских садах не учитываются потребности детей во временном уединении от группы, не создаются условия для пребывания в тишине и одиночестве, не предусмотрены места для ощущения мягкости и комфорта, недостаточны условия для осуществления образовательных активностей, актуальных для самого ребенка, находящихся в области его потребностей (творчество,
физическая активность, игровая деятельность, познавательно -исследовательская деятельность).
Описывая соотношение факторов среды и факторов взаимодействия, А. Белолуцкая и А. Веракса на основе анализа отечественных исследований указывают, что для качества дошкольного образования, взаимосвязанного с эмоциональным благополучием детей, показатели процесса (взаимодействие, отношения, организация работы в группе) важны в гораздо большей степени, чем показатели структуры, которая создает условия для процесса [3]. При этом существенными характеристиками процесса называют уклад жизни детей в группе, традиции, ритуалы, то, каково соотношение организованной и свободной деятельности, как организована смена активностей, какую позицию занимает ребенок - как объект или активный субъект, который может удовлетворять свои потребности и быть активным и инициативным в группе.
Еще одной существенной возможностью образовательной среды в формировании эмоционально-личностного благополучия Т. Д. Шевеленкова называет ситуацию успеха [18]. По мнению А. С. Белкина [1], ситуация успеха представляет собой сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех является результатом подобной ситуации. С психологической точки зрения, успех сопровождается переживанием состояния радости, удовлетворения от результата, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадение результатов деятельности с уровнем притязаний. На основе этого могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, измениться уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. По мнению автора, даже разовое переживание успеха может значительно повысить психологическое самочувствие ребенка, поменять ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Как отмечают О. Л. Холодова и Л. В. Логинова, увеличивается количество исследований, посвященных роли сотрудничества родителей и педагогов в образовательном процессе для поддержки развития и эмоционального благополучия ребенка.
Примечательно, что некоторые авторы, в частности Е. А. Волгуснова, в своих исследованиях уделили внимание и факторам, влияющим на эмоциональное благополучие в период перехода ребенка с дошкольной ступени образования в общеобразовательную школу. Отмечается, что социальная и академическая успешность ребенка после поступления в школу связаны с эмоциональным благополучием дошкольника [5]. Для комфортного перехода на следующую ступень
образования, по мнению О. Л. Холодовой иЛ. В. Логиновой, очень важно, чтобы взрослый продолжал работу по освоению детьми инструментов регулирования эмоций и решению конфликтов, создавал безопасную и развивающую среду [15].
Кроме того, ученые сделали вывод, что эмоционально благополучные дети (овладевшие социально-эмоциональными компетенциями), более устойчивы к неблагоприятным факторам. Большое значение в формировании эмоционального благополучия в указанный период психологи считают наличие в укладе жизни ребенка времени на общение с природой, прогулки, релаксацию и рефлексию.
Таким образом, эмоционально-личностное благополучие ребенка в значительноймере обусловлено эмоциональной и социальной компетентностью и взрослого (как в семье, так и в условиях дошкольной образовательной ситуации), его способностью быть конгруэнтным, управлять своими эмоциями и сорегулировать эмоции ребенка, создавать условия для развития его социально-эмоциональной компетентности. Более эффективным для развития социально-эмоциональной компетентности и повышения эмоционального благополучия дошкольника является разрешение и обсуждение реальных конфликтов и сложных социальных ситуаций в жизни ребенка дома и в саду, нежели обсуждение «перемещенных» ситуаций из книг и т.п.. Одним из важных условий эмоционального благополучия ребенка является удовлетворение его потребностей в контексте возрастной социальной ситуации развития.
Знание факторов, определяющих формирование эмоционально-личностного благополучия детей в период дошкольного детства, важно для оптимизации практической деятельности по сопровождению его развития.
Использованные источники:
1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя / А. С. Белкин. - Москва: Просвещение, 1991. - 168 с.
2. Белкина, В. П. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога как фактор эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников / В. П. Белкина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 5. - С. 163-169.
3. Белолуцкая, А. К. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования / А. К. Белолуцкая, Т. Н. Ле-ван, О. Л. Холодова // Современное дошкольное образование. - 2018. -№4 (86). - С. 4-17.
4. Бриш, Карл Х. Биндунг-психотерапия: дошкольный возраст / Карл Х.Бриш-Москва:Теревинф, 2019. - 192 с.
5. Волгуснова, Е. А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности дошкольников и младших школьников / Е. А. Волгуснова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - №1. - Т.21. - С. 67-70.
6. Воробьева, Е. В. Особенности организационной культуры детских садов в ракурсе отношения педагогов к этическим дилеммам / Е. В. Воробьева, Т. Н.Ле-ван// Образование и наука. - 2018. - Т.20. - №8. - С. 88-111.
7. Далидович, О. М. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике / О. М. Далидович, А. А. Машанов, Н. А. Гончаревич, А. А. Шарашкина // Научный диалог. - 2017. - №10. - С. 311— 323.
8. Кислицина, А. В. Опыт применения шкал ECERS для развития среды дошкольной группы / А. В. Кислицина, // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - №2. - С. 54-59
9. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Д. Кошелева. - Москва: Академия, 2003. - 176 с.
10. Локтионова, А. В. Ребенок в тисках: давление общества, импульсы самореализации и потребность в раскрытии собственной личности / А. В. Локтионова, М. Г. Ященко // Академический вестник. - 2013. - №4(10). -С. 82-88
11. Локтионова, А.В. Феноменологический анализ переживаний ребенка в ситуации конфликта / А.В. Локтионова // Академический вестник. - 2013.
- №4(10). - С. 34-44.
12. Мокрушина, И. А. Роль воспитателя в создании условий эмоционального благополучия детей / И. А. Мокрушина // Региональное образование: современные тенденции. -2018. -№ 2 (35). -С. 86-88.
13. Реморенко, И. М. Ключевые проблемы реализации ФГОС ДО по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERSR)»: «Москва-36» / И. М. Реморенко, О. А. Шиян, И. Б. Шиян, Т. Г. Шмис, Т. Н. Ле-ван, Я. Я. Козьмина, Е. В. Сивак // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017.
- № 2. - С. 16-31.
14. Смирнова, Е. О. Изменение в родительском отношении к дошкольнику за последние 10 лет / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2010. - №1. - С. 49-53.
15. Холодова, О. Л. Факторы эмоционального благополучия старших дошкольников: обзор современных исследований / О. Л. Холодова, Л. В. Логинова // Современное дошкольное образование. - 2020. - №4 (100). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-emotsionalnogo-blagopoluchiya-starshih-doshkolnikov-obzor-sovremennyh-issledovaniy (дата обращения: 18.09.2021).
16. Чехович, А. В. Модель обеспечения эмоционального благополучия как психологического здоровья младших подростков / А. В. Чехович // Развитие современного образования: от теории к практике. Материалы V Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. - С. 48-51.
17. Шаграева, О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития/ О. А. Шаграева. Л. Ф. Обухова. - Москва:Жизнь и мысль, 1999. -168 с.
18. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. -2005. -№3. -С. 95-129.
19. Шепилова, Н. А. Условия эмоционального благополучия дошкольников в ДОО / Н. А. Шепилова // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 4-2. - С. 89-91.
20. Шипицкая, С. С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольника / С. С. Шипицкая. -URL:https://interactive-plus.ru/e-articles/559/Action559-472668.pdf. (дата обращения: 05.05.2021).