Научная статья на тему 'Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи'

Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТИМИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА СЕМЬИ / ДЕФЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ДЕФИЦИТ АТТРАКЦИИ / ДЕФИЦИТ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ / ДЕФИЦИТ РОЛЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руденская Юлия Евгеньевна

Статья посвящена анализу базового концепта социально-психологической виктимологии личности, авторского направления Е.В. Руденского - онтогенетической викти-мизации личности (деструктивный продукт онтогенетической социализации личности). Автор выделяет факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи - дефицит аттракции, дефицит взаимопонимания и дефицит ролевой компетенции родителя. Описывает их феноменологию и деструктивное влияние как на интерактивную систему семьи в целом, так и на социализирующуюся личность ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 316.614.032

Руденская Юлия Евгеньевна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, rudenskaja@rambler.ru, Новосибирск

факторы онтогенетической виктимизации личности

в интерактивной системе семьи

Аннотация. Статья посвящена анализу базового концепта социально-психологической виктимологии личности, авторского направления Е.В. Руденского - онтогенетической виктимизации личности (деструктивный продукт онтогенетической социализации личности). Автор выделяет факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи - дефицит аттракции, дефицит взаимопонимания и дефицит ролевой компетенции родителя. Описывает их феноменологию и деструктивное влияние как на интерактивную систему семьи в целом, так и на социализирующуюся личность ребенка.

Ключевые слова: социально-психологическая виктимология, онтогенетическая социализация, онтогенетическая виктимизация, интерактивная система социального онтогенеза личности, интерактивная система семьи, дефект интерактивного механизма социализации личности, дефицит аттракции, дефицит взаимопонимания, дефицит ролевой компетенции родителя.

Rudenskaya Juliya Evgenyevna

Candidate of Sociological Sciences, Associate professor ofGeneral Psychology and History of Psychology of Novosibirsk state pedagogical university, rudenskaja@rambler.ru, Novosibirsk

factors of ontogenetic victimization of the personality in the interactive system of the family

Abstract. The paper is devoted to the analysis of a basic concept of social and psychological victimology of the personality by E.V Rudenskiy - ontogenetic victimization of the personality (a destructive product of ontogenetic socialization of the personality). The factors of ontogenetic victimization of the personality in interactive system of a family - lack of attraction, mutual understanding, and the role competence of a parent are identified; their phenomenology and destructive influence both on the interactive system of a family as a whole, and on the being socialized identity of the child are described.

Keywords: social and psychological victimology, ontogenetic socialization, ontogenetic victimization, interactive system of a person's social ontogeny, interactive system of a family, defect of the interactive mechanism of socialization of the personality, lack of attraction, mutual understanding, and the role competence of a parent.

Концепт «онтогенетическая виктимиза-ция личности» как деструктивный феномен социального дизонтогенеза личности и как механизм виктимогенеза личности введен в социально-психологическую теорию личности Е. В. Руденским, в качестве одного из базовых концептов, разрабатываемой им системы виктимологического знания - социально-психологической виктимологии личности [3].

Социально-психологическая виктимология личности - это социально-психологическая система теорий виктимогенеза личности в современном российском обществе,

разработанная Е.В. Руденским. Она представляет собой единство теоретико-методологической системы гносеологии виктимно-сти личности и психотехнической системы социальной терапии виктимной личности.

Социально-психологическая виктимоло-гия личности рассматривает проблему вик-тимности личности - социальной уязвимости к критическим жизненным ситуациям связывают с дефектом онтогенетической социализации [2]. Концепт «дефект онтогенетической социализации» трактуется в социально-психологической виктимологии личности как система дефицитов социаль-

но-личностных компетентностей и дефицитов психических функций.

Дефект онтогенетической социализации обусловлен деструкцией интерактивного механизма социализации и приводит к онтогенетическая виктимизация личности

Социально-психологическая виктимоло-гия личности на данный момент концентрирует внимание на рассмотрении субъективных качеств социализатора как генетических источниках виктимизации личности. В рамках данной работы мы сконцентрируем свое внимание на иных социально-психологических детерминантах онтогенетической вик-тимизации личности. А именно, на дефиците аттракции, дефиците взаимопонимания и дефиците ролевой компетенции родителя, которые порождают конфликтное состояние интерактивного механизма социализации.

Идеальной моделью для исследования этих факторов онтогенетической виктимиза-ции личности является семья. В социально-психологической виктимологии личности семья обоснована как интерактивная система социального онтогенеза личности, решающая задачи первичной социализации.

Интерактивная система социального онтогенеза личности - это особое пространство межличностных взаимоотношений, которое формируется между агентом социализации и социализирующейся личностью.

Следуя логике Г. С. Салливана, мы рассматриваем межличностные отношения как механизм социальной генетики личности [4]. В этом случае, качество межличностных отношений в интерактивной системе семьи будет определять качество личности ребенка.

Интегральными индикаторами качества семейной интеракции мы выделяем - аттракцию, взаимопонимание и ролевую компетенцию родителя (см. табл. 1). Межличностные отношения традиционно рассматриваются в единстве трех компонентов аффективном

(аттракция), когнитивном (взаимопонимание) и акциональном (ролевая компетентность родителя).

Соответственно дефицитарное состояние одного или нескольких из перечисленных компонентов будет выступать в качестве фактора онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи.

Аттракция в интерактивной системе семьи понимается нами как социально-психологический феномен, заключающийся в устойчивой положительной аффективной установке, определяющая взаимное эмоциональное притяжение между агентом социализации родителем и личностью ребенка.

Эмоциональные отношения между родителем и ребенком относятся к разряду уникальных психологических феноменов, так как аттракция в семье основа на безусловном эмоциональном притяжении. Во всех иным системах межличностных отношений в основе аттракции будут находиться объективные причины (успех, внешняя привлекательность, полезность партнера) и только в семейном взаимодействии между родителем и ребенком безусловная любовь.

Это эмоциональное отношение создает основание для специфической буферной зоны, пространства доверия и социального экспериментирования в рамках интерактивной системы семьи. Ребенок не испытывает страха и тревоги в процессе социального экспериментирования, так как рассчитывает на принятие и эмоциональную поддержку со стороны родителя.

Дефицит аттракции приводит к конфрон-тационной установке в социализирующем взаимодействии. Между родителем как агентом социализации и ребенком формируется напряжение, природа которого не всегда осознается. Сам процесс межличностных взаимодействий может вызывать неприязнь и попытку свернуть коммуникацию (уход

Таблица - Дефект интерактивного механизма социализации личности

Межличностные отношения в семье

Компонент Когнитивный Аффективный Акциональный

Дефицит Взаимопонимания Аттракции Ролевой компетенции

Деструктивные последствия Когнитивные искажения социализирующего знания Конфронтационная установка в социализирующем взаимодействии Коммуникативный травматизм

Дефект интерактивного механизма социализации личности

в работу, поиск причины реже бывать с ребенком, подчеркивание негативных качеств и т.д.).

Аттракция между родителем как агентом социализации и личностью ребенка создает аффективную основу для процесса взаимопонимания.

Взаимопонимание - когнитивный феномен межличностных отношений, заключающийся в согласованности и гармоничности ментальной активности. Идентификация, стереотипизация и рефлексия являются основными механизмами взаимопонимания в интерактивной системе семьи [5]. Так, идентификация формирует не только чувство сопричастности между субъектами интерактивной системы семьи, но и выступает в качестве механизма трансляции социокультурного опыта (через бессознательную имитацию).

Стереотипизация выступает в качестве механизма формирования семейных паттернов, которые задают модель поведения в рамках интерактивной системы семьи. Все многообразие семейных паттернов (каждая семейная система формирует свой собственный уникальный стиль взаимодействия), условно, можно свести к двум формам:

- объективная (неконструктивная), в которой личность ребенка рассматривается как инструмент достижения значимых целей для агента социализации-родителя;

- субъектная (конструктивная) - личность ребенка является ценностью, в основе интеракций установка на партнерские отношения вне зависимости от возраста ребенка и его социальных успехов [1].

Стереотипизация и идентификация опосредованно воздействуют на когнитивную активность социализирующейся личности ребенка. Механизм рефлексии выступает в качестве активатора когнитивной сферы межличностных отношений. Родитель интерпретирует ситуации социального функционирования, что создает основу для формирования активной когнитивной установки у ребенка и перевода рефлексии из внешнего плана во внутренний (формирование рефлексивного самоконтроля у социализирующейся личности ребенка).

Дефицит взаимопонимания приводит к когнитивным искажениям социализирующего знания. Это может проявляться

как в частных ситуациях, например, опыт передаваемый родителем как агентом социализации рассматривается ребенком как неэффективный, так и в глобальном варианте - неспособность родителя и ребенка к взаимодействию в принципе (вплоть до утраты взаимодействия).

Аттракция и взаимопонимание в интерактивной системе семьи формируют субъективное чувство безопасности для личности ребенка (конструктивная основа для формирования базового доверия к миру - цель первичной социализации). Дефицит аттракции и взаимопонимания приводят к формированию интерсубъектной тревоги, которая дестабилизирует социальное функционирование социализирующейся личности и формирует у нее деструктивные основания для дефекта онтологической социализации (индукция онтологической виктимизации личности).

Аттракция и взаимопонимание как факторы онтогенетической социализации личности в интерактивной системе семьи формируют субъективное ощущение неблагополучия, как у социализирующейся личности, так и у родителя (онтогенетическая виктимизация может находиться в латентном состоянии). Дефицит ролевой компетенции родителя выводит онтогенетическую виктимизацию на актуальный уровень.

Ролевая компетенция рассматривается нами как способность личности к эффективному выполнению функциональных задач, обусловленных логикой той или иной роли.

Функциональные задачи ролевой компетенции родителя определяются социальными ожиданиями и персональными требования со стороны самой личности родителя.

Модель поведения родителя в различных ситуациях социального функционирования принимается ребенком в качестве своеобразного нормативного эталона. Отдельные поведенческие аспекты ролевого поведения родителя перенимаются ребенком на бессознательном уровне (что особенно ярко проявляется у маленьких детей, копирующих реплики и действия родителей).

Поэтому мы предлагает рассматривать роль родителя - это механизм социального научения, в интерактивной системе семьи.

Дефицит ролевой компетенции родителя приводит к его неспособности выстроить конструктивное взаимодействие с лично-

стью ребенка, что создает основания для формирования коммуникативного травматизма (травматизации личности во взаимодействии с родителем как агентом социализации).

Дефицит ролевой компетенции родителя может быть обусловлен рядом факторов:

- дефицит ролевых знаний - неадекватная интерпретация специфики роли и особенностей ее реализации в процессе социального функционирования;

- ролевая конфликтность - неспособность согласовать требования различных ролей, что приводит к рассогласованию модели поведения и увеличения интерпсихического напряжения;

- функционально-динамическая ригидность - неспособность родителя к адекватному ролевому реагированию в ситуациях межличностного взаимодействия с ребенком;

- патологии характера - акцентуации характера, психопатии личности родителя приводят к искаженной интерпретации роли и ее дисфункциональному исполнению;

- эмоциональная напряженность - чрезмерно высокий уровень интерпсихического и интрапсихического напряжения, который дестабилизирует процесс социального функционирования личности родителя и влияет на его ролевое поведение.

Ролевая компетентность родителя представляет собой сложное социально-психологическое явление, которое зависит не только от знаний и умений в области родительства, но и от индивидуально-личностных особенностей личности самого родителя.

Дефицит аттракции, взаимопонимания и ролевой компетенции родителя создают в комплексе основания для формирования

дефекта интерактивного механизма социализации личности. Вместо социализации личности интерактивная система семьи запускает виктимоплатику личности и блокирует возможность конструктивного социального становления.

Таким образом, дефицит аттракции, взаимопонимания и ролевой компетенции являются базовыми факторами онтогенетической виктимизации личности в семье. Нормативное состояние данных феноменов - это потенциал интерактивной системы семьи, в которой создаются конструктивные основания для социальной генетики личности ребенка. Дефицитарное состояние одного из факторов приводит к запуску механизма социального дизонтогенеза личности - виктимизации.

Библиографический список

1. Муравьева О. И. Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространствах существования человека // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 286. -С. 110-117.

2. Руденский Е. В. Депривационный викти-мизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности / Е. В. Руденский // Мир науки, культуры, образования. -№ 1 (38) - 2013. - С.139-144

3. Руденский Е. В. Дефицит социально-психологической компетентности как триггер онтогенетической виктимизации личности // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№1. - С. 217-223.

4. Салливан Г. С. Интерперсональная теория психиатрии. - СПб.: Ювента, 1999. - 347 с.

5. Словарь-психолога-практика. - Мн.: Хар-вест, М.: АСТ, 2001. - 976с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.