Научная статья на тему 'Факторы, оказывающие влияние на успешность психофизической подготовки курсантов морских вузов к прохождению плавательной практики на учебном парусном судне'

Факторы, оказывающие влияние на успешность психофизической подготовки курсантов морских вузов к прохождению плавательной практики на учебном парусном судне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКИЕ КУРСАНТЫ / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПАРУСНЫЕ СУДА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / NAVAL CADETS / SEA PRACTICE / SAIL TRAINING VESSELS / PSYCHOPHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарина Елена Петровна

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на успешность прохождения курсантами морских вузов плавательной практики на учебных парусных судах, а также требования к их психофизической готовности к данному виду практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors influencing on the successful psychophysical preparation of the cadets of sea higher schools for passing the sea practice on sail training vessels

This article discusses the main factors influencing on the successful sea traineeship of naval cadets on sail training vessels, as well as the requirements for their psychophysical readiness for this kind of practice.

Текст научной работы на тему «Факторы, оказывающие влияние на успешность психофизической подготовки курсантов морских вузов к прохождению плавательной практики на учебном парусном судне»

сти, улучшению показателей физической подготовленности, физического развития и оказывает положительное влияние на кондиционную готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердников, И.Г. Массовая физическая культура в вузе : учеб. пособие / И.Г. Бердников, А.В. Маглеваный, В.Н. Максимова ; под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова.

- М. : Высш. шк., 1991. - 240 с.

2. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Академия, 2000. - 288 с.

3. Зверев, И. Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека / И. Д. Зверев. - М. : Педагогика, 1971. - 199 с.

4. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М. : Просвещение : Владос, 1994. -559 с..

5. Нюттен, Ж. Мотивация // Экспериментальная психология : пер. с фр. Вып. 5 / ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже ; общ. ред. А.Н. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1975. - С. 15110.

6. Степанова, Г.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса учащихся и студентов / Г.А. Степанова, Г.А. Булатова, Р.М. Гимазов. - Сургут : РИО Сургутского гос. пед. ун-та, 2006. - 223 с.

7. Толковый словарь спортивных терминов / под ред. Ф.П. Суслова, Д.А. Тышле-ра. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.

8. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07, 797.14

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА УЧЕБНОМ ПАРУСНОМ

СУДНЕ

Елена Петровна Шарина, старший преподаватель,

Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского), г. Владивосток

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на

успешность прохождения курсантами морских вузов плавательной практики на учебных парусных судах, а также требования к их психофизической готовности к данному виду практики.

Ключевые слова: морские курсанты, плавательная практика, парусные суда, психофизическая готовность.

FACTORS INFLUENCING ON THE SUCCESSFUL PSYCHOPHYSICAL PREPARATION OF THE CADETS OF SEA HIGHER SCHOOLS FOR PASSING THE SEA PRACTICE ON SAIL TRAINING VESSELS

Elena Petrovna Sharina, the senior lecturer,

Maritime State University named after G.I. Nevelskoy, Vladivostok

Annotation

This article discusses the main factors influencing on the successful sea traineeship of naval cadets on sail training vessels, as well as the requirements for their psychophysical readiness for this kind of practice.

Keywords: naval cadets, sea practice, sail training vessels, psychophysical readiness.

ВВЕДЕНИЕ

Россия - морская держава, и поэтому значимость морского образования для неё очевидна. Устойчивые практические навыки будущий морской специалист может получить только в том случае, если учебный процесс будет осуществляться в обстановке реального судна, поэтому большинство морских стран имеет для осуществления такой подготовки свои учебно-производственные суда, значительное количество которых составляют парусники. Флот учебных парусников по всему миру насчитывает около 300 судов, Россия обладает элитным парусным флотом из пяти парусников [4].

Ознакомительная плавательная практика (2-3 месяца), являющаяся обязательной для профессиональной подготовки моряков, проводится для курсантов морских вузов на 2 курсе на учебных судах парусного типа. Условия плавательной практики и морского труда на учебном парусном судне и особенности самого парусника предъявляют особые высокие требования к психофизической подготовке морских курсантов.

МЕТОДИКА

Целью данного исследования стало определение критериев психофизической готовности морских курсантов к прохождению плавательной практики на парусном судне. На основе анализа литературных источников [1-3], изучения и обобщения педагогического опыта и наблюдений, предваряющих проведение данного опросного исследования, нами сформулированы главные задачи анкетирования:

- определение приоритетности факторов, влияющих на успешность прохождения курсантами плавательной практики на парусном судне;

- выявление мнения об оптимальном соотношении развитости составляющих психомоторных (двигательных) и психологических (личностных) качеств, необходимых курсантам во время практики.

С целью конкретизации успешности прохождения морскими курсантами плавательной практики на парусном судне было проведено анкетирование морских курсантов старших курсов (n=124), ранее прошедших плавательную практику на учебных парусных судах; и морских специалистов (n=38), работающих на российских и иностранных парусных судах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Определяя содержание вопросов, включаемых в анкету, мы в первую очередь хотели получить информацию об уровне физической подготовленности курсантов в настоящее время. По мнению опрошенных респондентов лишь 5,6% морских курсантов имеют отличный уровень физической подготовленности; 15,4% - хороший уровень; 34,0% - средний; 45,0% - низкий уровень физической подготовленности, который не обеспечивает эффективного решения профессиональных задач в период плавания.

Большинство морских курсантов-старшекурсников и специалистов (72,2%) при

этом отметили, что для успешного прохождения плавательной практики на учебном парусном судне необходимо овладение специальной профессионально направленной физической подготовленностью. 17,9% опрошенных указали, что для этого подойдет включенность в любые виды физической активности, 8,0% респондентов обозначили, что не нужна никакая физическая подготовка, были бы курсанты здоровы; 1,9% анкетируемых имели затруднения в выборе ответа.

На вопрос о важности в морской профессии физическая подготовленности 48,1% респондентов ответили, что это основа работоспособности и хорошего самочувствия в любой профессии. 25,9% опрашиваемых удовлетворил ответ: «Нужно просто заботиться о здоровье»; 24,7% морских специалистов и курсантов указали, что для их профессиональной деятельности важнее интеллектуальное развитие и опыт работы; 1,3% - затруднились с выбором конкретно поставленных в анкете вариантов ответов.

Проводя анкетирование, мы хотели выяснить ранговый показатель значимости факторов, оказывающих влияние на успешность прохождения плавательной практики морскими курсантами, результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ранговая значимость факторов, влияющих на успешность прохождения курсанта-

ми морского вуза практики на учебном парусном судне

Факторы Специалисты (п=38) Курсанты (п=124)

п % Ранг п % Ранг

Наличие специальных навыков для управления парусами 10 26,3 1 16 12,9 4

Наличие высокого уровня физической и психической готовности к практической деятельности 8 21,1 2 25 20,2 2

Способность организма переносить вибрацию и качку 7 18,4 3 26 21,0 1

Готовность к сложным действиям во время возникновения экстремальных условий 5 13,2 4 18 14,5 3

Умение действовать в условиях ограниченного жизненного пространства 4 10,5 5 12 9,7 7

Сохранение высокой работоспособности при смене климатогеографических условий 3 7,9 6 14 11,3 5

Умение организовывать необходимые межличностные отношения в период плавания 1 2,6 7 13 10,4 6

Результаты анкетного опроса показали, что из перечня физических качеств, необходимых курсантам для успешного прохождения плавательной практики, морские специалисты и курсанты отдали предпочтение силовым качествам, на что указало 90,1% опрашиваемых. Координационные качества выделили 73,5% респондентов; общую выносливость - 52,5%; быстрота двигательных действий - 25,3%; гибкость - 9,3%. Из перечня специальных психических качеств, необходимых курсантам для плавательной практики, 88,9% морские специалистов и курсантов выделили внимание; 77,8% - оперативное мышление; 54,3% - память; высокий уровень развития зрительного анализатора - 33,3%, высокий уровень развития слухового анализатора - 23,5%. Респонденты могли выбрать по 3 важных качества, поэтому суммарное количество ответов превышает 100%.

Морские специалисты парусных судов и курсанты-старшекурсники отметили необходимость следующих наиболее значимых личностных качеств курсантов, необходимых для успешного прохождения плавательной практики на парусных судах: психоэмоциональная устойчивость, на это указало 88,9% респондентов; дисциплинированность -82,7%; умение работать в команде - 59,9% опрашиваемых; смелость и решительность -47,5%; упорство и настойчивость - 34,6%; уверенность в себе - 28,4%; общительность и коммуникативность - 27,8%; ответственность - 13,0%; самостоятельность и активность -

11,7%. Из специальных качеств и навыков респонденты выбрали следующие, необходимые курсантам для плавательной практики на парусном судне: на вестибулярную устой-

чивость указало 93,2% респондентов; умение передвигаться по вантам и реям отметило 72,2% опрашиваемых; умение плавать - 65,4%; не боязнь высоты - 56,2%; устойчивость к метеоусловиям - 21,0%; устойчивость к гипоксии - 14,2%.

ВЫВОДЫ

Таким образом, наиболее значимыми факторами, влияющими на успешность прохождения курсантами морских вузов практики на паруснике, являются факторы наличия специальных навыков для управления парусами; наличия высокого уровня физической и психической готовности к практической деятельности; способности организма переносить вибрацию и качку и готовности к сложным действиям во время возникновения экстремальных условий.

Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые для практической деятельности на паруснике физические (общая и силовая статодинамическая выносливость), специальные психические (внимание, память, оперативное мышление), личностные (дисциплинированность, умение работать в команде, смелость, упорство и коммуникативность) и специальные навыки (вестибулярная устойчивость, не боязнь высоты, умение плавать и передвигаться по вантам и реям) морских курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов речных училищ : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Карпов Виктор Андреевич ; Пед. ин-т физ. культуры. - М., 2003. - 153 с.

2. Шансков, М.А. Факторы, обеспечивающие эффективность учебнопрофессиональной деятельности студентов педагогических и инженерно-технических вузов / М.А. Шансков, Б.П. Усольцев, Г.Н. Пономарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 115-119.

3. Фадеев, В.Ю. Педагогические условия формирования физической культуры будущих морских специалистов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Фадеев Виталий Юрьевич. - Калининград, 2000. - 174 с.

4. Шнейдер, И.Г. Операция парус (наследники «Катти Сарк») / И.Г. Шнейдер. -Л. : Судостроение, 1977. - 128 с. - ІБВМ 31805-024 048(01)-77.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.8

ИСТОРИЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ САМБО И ДЗЮДО В ЛИПЕЦКЕ В ПЕРИОД С КОНЦА 60-Х ПО СЕРЕДИНУ 70-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент,

Андрей Юрьевич Кравцов, доцент,

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)

Аннотация

В статье рассматривается важный исторический этап в культивировании самбо и дзюдо в Липецке, определивший на многие последующие годы тренд развития данных видов борьбы не только в городе, но и в одноименной области.

Ключевые слова: история, самбо, дзюдо, Липецк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.