Научная статья на тему 'Факторы, обуславливающие низкий уровень ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

Факторы, обуславливающие низкий уровень ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
762
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кадыров Р. М., Артемьев Е. В., Тищенко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, обуславливающие низкий уровень ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

нял упражнения, а также качество выполнения отдельных приемов (метание гранат, преодоление отдельных препятствий, передвижение по лестничным маршам, проникновение в здание с помощью каната, веревки, передвижение по коллектору и т.д.).

Данные результатов исследований свидетельствуют о том, что специальная экипировка значительно снижает маневренность и качество преодоления отдельных препятствий. Так, выполняя Общее контрольное упражнение без специального снаряжения, сотрудники показали хорошие результаты. Совершенно другое наблюдалось, когда это же упражнение выполнялось со всеми элементами боевой экипировки. Результаты испытуемых стали хуже в среднем на 1 минуту 18 секунд, при этом отмечались не координированные действия испытуемых.

Сотрудники отряда специального назначения норматив на полосе препятствий выполнили на оценку «неудовлетворительно»

Аналогичная ситуация наблюдалась и при выполнении профессиональных приемов и действий.

Практически все сотрудники ухудшили результат выполнения профессиональных действий в среднем на 50%.

Результаты наших исследований позволили сделать вывод о том, что специальное снаряжение оказывает значительное влияние на быстроту и качество выполнения профессиональных приемов и действий. Чем выше у сотрудников уровень развития общей и скоростно-силовой выносливости, тем быстрее они выполняют профессиональные приемы в специальном снаряжении. Более значимая корреляционная связь выполнения профессиональных действий установлена с навыками преодоления препятствий.

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Р.М. Кадыров, Е.В. Артемьев, В.И. Тищенко

Проблема преодоления низкого уровня физической подготовленности военнослужащих представляется исключительно актуальной. Это связанно с достаточно значительной представительностью данной категории военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации. Наличие в воинских подразделениях групп с низким уровнем физической подготовленности в существенной мере снижает эффективность их боевой деятельности. Особенно наглядно это проявляется в процессе ведения реальных боевых действий.

Данная ситуация в значительной мере обуславливается состоянием физической культуры в стране. В настоящее время физической культурой в России занимается 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60%. В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, принятой на Государственном Совете 29 января 2002 года, отмечается, что самая острая и требующая срочного решения проблема - это низкий уровень физического состояния молодежи, в том числе и призывников. Указанное уже неоднократно обсуждалось на Совете безопасности страны, поскольку представляет реальную угрозу для будущего России.

Методика исследования.

На основе проведения констатирующего эксперимента, устанавливались факторы, обуславливающие низкий уровень физической подготовленности военнослужащих.

При выборе методов исследования определяющим являлось то, чтобы они позволяли получать достаточную информацию о физической подготовленности военнослужащих и состоянии их организма.

Состояние сердечно-сосудистой системы оценивалось по показателям частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического давления. Регистрация проводилась общепринятыми методами. Кроме того, определяли уровень молочной кислоты в артериальной крови по Штрому.

Состояние системы дыхания оценивалось на основании регистрации жизненной емкости легких, потребления кислорода, дыхательного коэффициента, определения энерготрат.

Расчет величины энерготрат.^) - проводили в следующей последовательности:

Шаг 1. Определение с помощью автоматического газоанализатора процента потребления О2 и СО2.

Шаг 2. Регистрация минутного объема дыхания (МОД). Расчет произведения % О 2 + МОД и % СО 2 + МОД.

Шаг 3. Определение дыхательного коэффициента, получаемого как частное от деления уровня выделяемого СО 2 на текущее потребление О 2 .

Шаг 4. Перевод величины дыхательного коэффициента (ДК) в калорический эквивалент (КЭ в усл. ед.)

ДК КЭ

0,71 4,69

0,75 4,74

0,80 4,80

0,90 4,92

0,95 4,98

1,00 5,02

1,05 5,05

Шаг 5. На основе расчета произведения текущего потребления О 2 (л) на КЭ получение величины энерготрат ^ в ккал-лит).

Шаг 6. Путем деления на вес испытуемого вычисление величины энерготрат ^) в ккал-кг -мл.

Результаты исследования и их обсуждение.

Анализ показателей физического развития свидетельствуют о том, что достоверные различия в полярных группах отсутствуют. Отмечаются несколько большие значения в группе «худших» (табл. 5 и 6).

Таблица 1.

Показатели физического развития исследуемого контингента с раз-

личным уровнем физической подготовленности (Х ± т)

№ п/п Показатели п = 103 «Лучшие» «Худшие»

1. Длина тела (см) 177,5 ± 0,7 176,7±0,8 178,8 ± 0,9

2. Масса тела (кг) 72,7 ± 1,3 69,4 ± 1,1 74,5 ±1,2

3. Жизненная емкость легких (л) 4,1 ± 0,2 4,2 ± 0,1 4,0 ± 0,2

4. Окружность груди (см) 95,6 ± 0,7 95,3 ± 0,7 96,1 ± 0,8

Таблица 2.

Показатели функционального состояния исследуемого контингента __________________________(X ± т)________________________________

№ п/п Показатели п = 105 «Лучшие» «Худшие»

1 Систолическое АД (мл. рт. ст.) 120,6 ± 1,5 120,3 ± 2,0 121,7 ± 1,3

2 Диастолическое АД (мл. рт. ст.) 73,1 ± 1,4 70,1 ± 1,5 75,4 ± 1,5

3 Задержка дыхания на вдохе (с) 63,1 ± 1,3 65 ± 1,5 61,1 ± 1,4

4 Задержка дыхания на выдохе (с) 35,8 ±0,9 38,1 ± 1,3 34,9 ±0,9

5 Частота сердечных сокращений (уд/мин.) 68,4 ± 0,3 68,1 ±0,4 68,9 ± 0,5

Как установил Н.Н. Яковлев (1964), показатели физического развития и функционального состояния могут иметь одинаковые значения в полярных группах. Однако, при изучении динамических показателей (экскурсия грудной клетки, динамометрия и др.) наблюдаются существенные различия. Это отражает большую «подвижность» морфофункциональных показателей у «лучших» по физической подготовленности военнослужащих.

В практическом отношении весьма важно проанализировать значимость соответствующего физического качества, для общего уровня физической подготовленности военнослужащих. Для этой цели использовался план многофакторного эксперимента (А.И.Лисенков, 1979).

Значения показателей физической подготовленности переводились в девяти бальную шкалу (Ю.К. Демьяненко, 1982). Далее испытуемые классифицировались на полярные группы в зависимости от уровня физической подготовленности. Расчет коэффициентов регрессии и план эксперимента представлены в таблице 8.

Таблица 3.

План факторного эксперимента (в баллах)_______________

Факторы Сила Х і Быстрота Х 2 Выносливость Х 3 Уровень физическая подготовленность (у)

+ 6,7 7,4 6,6

0

- 3,2 2,8 2,8

Опыты: 1 2,9

2 + - - 3,6

3 - + - 4,1

4 + + - 4,3

5 - - + 5,1

6 + - + 5,6

7 - + + 5,9

8 + + + 6,4

Из уравнения отчетливо видна значимость изучаемого качества для общего уровня физической подготовленности. Заметим, что коэффициенты при факторах (хь х2, х3) рассчитаны в кодированном виде. Подставляя в полученное уравнение:

у = Х - Хо .

' Л .

легко получить модель у = / (хь х2, х3) для натуральных величин хь х2,

х3.

В результате расчета данных эксперимента получено уравнение вида:

у = 4,7 + 1,9 хх +3,5 х2- 0,6 хх х2 + 8,1 х3 + 0,2 хх х3 - 0,3 х2 х3 + 0,7 хх х2 х3

где: у = уровень общей физической подготовленности; хь х2, х3 - соот-

ветственно показатели силы, быстроты и выносливости.

Из уравнения следует, что наибольший вклад в уровень физической подготовленности исследуемого контингента вносит выносливость. В частности, прирост результатов с нижнего (-) до верхнего (+) уравнения дает повышение общего уровня физической подготовленности на 8,1 условных единиц, соответственно такие качества как быстрота и сила - на 3,5 и 1,9 условных единиц.

В практике физической подготовки достаточно низка вероятность отставания по какому-либо одному физическому качеству. Как правило, наблюдается определенная типичная схема сочетания уровня развития, ряда физических качеств. Так, в рассматриваемом уравнении одновременное снижение силы и быстроты ухудшает общий уровень физической подготовленности на

0,6 единицы. Взаимное повышение силы и выносливости дополнительно улучшает уровень общей физической подготовленности на 0,2 единицы, а силы, быстроты и выносливости на 0,7 единицы. Одновременное ухудшение быстроты и выносливости снижает уровень физической подготовленности на 0,3 единицы.

Уравнение дает наглядное представление о количественном вкладе каждого фактора (качества) в уровень общей физической подготовленности исследуемого контингента и показывает, возможность, определения рационального сочетания средств физической подготовки.

Таблица 4.

Показатели МПК и ЧСС после бега на 1 и 3 км (X ± т)

у военнослужащих отлично и неудовлетворительно подготовленных

Группы военно- служащих ЧСС после бега (уд/мин) X ЧСС восстановления (суммарные значения) МПК (мл. - кг. 1 ■ мин. !)

Бег на 1 км Бег на 3 км Бег на 1 км Бег на 3 км Бег на 1 км Бег на 3 км

Отлично подготов- ленные 174±10 192±8,7 225±10 220±36 51,7 ±4,5 51,7 ±4,5

Неудовлетворительно подготовленные 175±6 175±4,7 341±19,6 314 ±23,6 38,5 ±0,5 38,2 ±0,4

Полученные данные свидетельствуют о том, что у военнослужащих с

низким уровнем физической подготовленности в существенной мере изменяется период восстановления ЧСС и снижен уровень максимального потребления кислорода. Отмечается одинаково равный уровень ЧСС сразу после бега на 1 км, как у «лучших», так и у «худших». Кроме того, у военнослужащих получивших неудовлетворительную оценку зафиксирован равный уровень ЧСС после бега на 1 и 3 км. У «лучших» ЧСС после бега на 3 существенно превысило ЧСС, отмеченную после бега на 1 км.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демьяненко, Ю.К. Методы математической обработки исследований по физической подготовке военнослужащих / Ю.К. Демьяненко - СПб.: ВИФК, 1999 - 158 с.

2. Лисенков, А.И. Математические методы планирования многофакторных медико-биологических экспериментов / А.И. Лисенков - М.: Медицина, 1979. - 342 с.

3. Яковлев, Н.Н. Биохимия спорта / Н.Н. Яковлев - М.: ФиС, 1964.- 446

с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗАХ

А.И. Крылов, С.В. Кононов

На современном этапе острой проблемой в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях по дисциплине физическое воспитание является профессиональное профилирование учебных занятий.

С этой проблемой мы столкнулись на занятиях по плаванию на кафедре «Физического воспитания» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС). Сегодняшние требования к выпускникам, специа-листам-железнодорожникам являются не только хорошее здоровье, но и профессиональная пригодность - готовность выполнять профессиональные задачи. С одной стороны студент желает овладеть спортивными способами плавания, развивать в себе те качества, которые необходимы для спортивной деятельности, поддержания здоровья и физической кондиции. С другой стороны -задача педагогов подготовить студента к его будущей профессии, развивать те качества, которые пригодятся в его профессиональной деятельности.

Плавание является одним из эффективных средств физической подготовки специалистов к их будущей профессиональной деятельности, позволяющих решать прикладные, образовательные и воспитательные задачи. Плавание способствует развитию всех функций организма, укрепляет сердечнососудистую и дыхательную системы, развивает опорно-двигательный аппарат человека. На занятиях по плаванию формируют необходимые, в том числе и прикладные навыки передвижения в воде (Л.В. Царева, 2002; А.И. Крылов, 2002 и др.).

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) всегда определялась как специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Такая подготовка также должна осуществляться в тесной связи с общей физической подготовкой, т.к. последняя яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.