происходит на 360°, о чём свидетельствуют прямые возвраты колец. Так, в конце августа (начало охоты) и в сентябре помеченные нами пеганки добывались в Целиноградской, Кокчетавской, Павлодарской, Семипалатинской, Карагандинской, Джезказганской, Тургайской, Ку-станайской, Актюбинской, Челябинской, Омской, Курганской, Новосибирской, Гурьевской и Волгоградской областях, а также в Калмыкии, Азербайджане и на Алтае. В целом к 15 сентября на Тенгизе остаётся не более 7-10% взрослых птиц. В октябре отлёт пеганок приобретает строгую юго-западную и юго-восточную направленность. Окольцованные птицы в это время встречены в Карагандинской, Кустанайской, Уральской, Гурьевской и Астраханской областях, а также в Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях, в Дагестане и на Сиваше. Последние пеганки отлетают с Тенгиза обычно 5-15 ноября, реже 9-13 декабря, с установлением прочного ледового покрова на водоёмах. В это же время проходит и массовый транзитный пролёт пеганок с северо-востока (очевидно с озера Селеты-Тенгиз), который длится не более 1-2 дней, но очень интенсивно. За столь короткий отрезок времени пролетает до 42-60 тыс. птиц этого вида.
Помеченные на Тенгизе пеганки зимой встречены в Алжире, Сирии, Греции, Болгарии, на Кипре, в Иране, Ираке, Армении, Узбекистане, Крыму, на Сиваше и азербайджанском побережье Каспия. Безусловно, они зимуют и в юго-восточном Китае, на что косвенно указывают многочисленные позднеосенние встречи окольцованных нами птиц в Алтайском крае.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1296: 2099-2101
Факторы, лимитирующие численность чешуйчатого крохаля Mergus squamatus, и рекомендации по охране этого вида
Н.П.Коломийцев
Второе издание. Первая публикация в 1986*
Появление утят чешуйчатого крохаля Mergus squamatus совпадает по времени с началом хода на нерест лососёвых рыб. Это во многом определило судьбу вида на сравнительно небольших горных реках Южного Сихотэ-Алиня. В период с 1982 по 1985 год нам удалось получить
* Коломийцев Н.П. 1986. Факторы, лимитирующие численность чешуйчатого крохаля, и рекомендации по охране этого вида IIИзучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1: 306-307.
сведения о гибели в браконьерских сетях только на реке Киевке 26 нелётных молодых и одной линной птицы, причём в двух случаях полностью погибли выводки, состоявшие из 7 и 12 утят. Масштабы действительной гибели крохалей в сетях значительно выше и составляют, по самым оптимистичным оценкам, не менее 20% ежегодного прироста популяции.
Вторым важным моментом, существенно отражающимся на численности и пространственном распределении вида, является уничтожение по берегам рек в результате бесконтрольных рубок и частых пожаров древесной растительности таких основных дуплообразующих пород, как долинный Ulmus propinqua и лопастной U. laciniata ильмы, тополь Максимовича Populus maximowiczii, амурская Tilia amurensis и маньчжурская T. mandshurica липы. Кроме того, частое появление людей вблизи гнезда в период насиживания приводит к тому, что после кормёжки самки подолгу не могут вернуться в дупло, в результате чего нарушается режим инкубации.
Путём анализа погодных условий в каждый из репродуктивных сезонов и сопоставления их с численностью, успешностью размножения и демографической структурой популяции вида удалось установить, что, кроме общего прогрессирующего сокращения численности, вызванного антропогенными воздействиями, у чешуйчатого крохаля имеет место ещё динамика популяции, определяемая некоторыми факторами естественного характера. Наименее благоприятными для вида являются годы с холодной и дождливой погодой в первой декаде мая (1980 и 1983). На это время у большинства самок приходится откладка яиц и начало насиживания. Так, в 1983 году в бассейне Киевки среднее число утят, находившихся при одной самке, сократилось по сравнению с предыдущим годом с 10.0 (n = 8) до 5.5 (n = 6) особей (Коло-мийцев 1985). Повышенная чувствительность эмбрионов чешуйчатого крохаля к переохлаждению может объясняться тем, что в период откладки яиц он, в отличие от мандаринки Aix galericulata, яйца в гнездовую подстилку не закапывает. Изменения температуры воздуха, количество выпадающих осадков и гидрологический режим рек на выживаемость утят существенного влияния не оказывают. Последствия неблагоприятных сезонов проявляются в популяции чешуйчатого крохаля на третий год. Они выражаются в сокращении в местах гнездования доли взрослых (старше 1 года) особей, а также в больших различиях в величине выводков, которые могут включать от 1-5 до 12-14 пуховичков, и наличии объединённых семейных групп из 18-21 и более утят при одной самке. Как первое, так и второе явления мы связываем с вовлечением в процесс размножения большого числа молодых особей, обладающих меньшей плодовитостью и не достаточно развитыми материнскими инстинктами. Промежуток времени в 2 года, по всей
видимости, соответствует возрасту, в котором основная масса птиц этого вида впервые приступает к размножению.
Стратегия охраны чешуйчатого крохаля на юге Приморья должна включать в себя, наряду с максимальным сокращением ежегодной гибели птиц в рыболовных сетях (чего можно добиться улучшением работы рыбинспекции), осуществление биотехнических мероприятий, позволивших бы виду более равномерно заселить пригодные для него стации. При современном состоянии долинных лесов этого можно достигнуть только путём широкого привлечения чешуйчатого крохаля на размножение в искусственные гнездовья. Такие исследования были начаты в 1981 году на базе Лазовского заповедника. К настоящему времени мы предлагаем гнездовый ящик оригинальной конструкции, охотно заселяемый этим видом и мало привлекательный для его гнездовых конкурентов. Он представляет собой отрезок изготовленной из горбыля пяти- или шестигранной деревянной трубы, имеющей в длину 800-900 мм. С одного конца к нему прибивается прочное дно, другой остаётся открытым и является летком. В качестве подстилки используются крупные древесные опилки. Развешиваются искусственные гнездовья на высоте 3-12 м под углом 40-50° к горизонтали. В 1985 году в таких гнездовых ящиках вывели потомство 2 самки из 5, размножавшихся на 83-километровом участке основного русла Киевки.
Литератур а
Коломийцев Н.П. (1985) 2005. Гнездящиеся птицы водно-болотных стаций восточных склонов Южного Сихотэ-Алиня // Рус. орнитол. журн. 14 (286): 370-377.