Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности предприятия'

Факторы конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1695
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / FACTOR / COMPETITION / COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батаева А. С.

Рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, с целью управления ими и влияния на конкурентоспособность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батаева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of competitiveness of the enterprise

In article the factors influencing competitiveness of the enterprise, for the purpose of management by them and influences on competitiveness of the enterprise are considered.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности предприятия»

УДК 658:339.137

A.C. Батаева, ассистент кафедры «Мировая экономика», (4872)35-34-46, puzochkina@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, с целью управления ими и влияния на конкурентоспособность предприятия.

Ключевые слова: фактор, конкуренция, конкурентоспособность предприятия.

Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнориро -вать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы [3].

Как показывает опыт развитых индустриальных стран, формирование рыночной экономики, укрепление национальной и экономической безопасности страны может быть обеспечено только за счет существенного повыше -ния уровня конкурентоспособности отечественной промышленности, в первую очередь машиностроительной продукции и услуг.

В передовых индустриальных странах машиностроительная отрасль традиционно носит социально-ориентированный и инфраструктурный оттенок, а с учетом достижений технического прогресса помогает регулировать конкурентные условия для большинства отраслей промышленности [4].

В оборонно-промышленном комплексе России еще имеются высокие технологии, наукоемкие проекты, которые могут стать «точками роста», обеспечивая подъем производства взаимосвязанных с ними предприятий и организаций.

Россия должна искать новые ниши в мировом разделении труда за счет диверсификации сырьевого экспорта, стимулирования несырьевого экспорта и международной кооперации российских фирм [1].

Машиностроение характеризуется более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом, большей фондоемкостью, капиталоемкостью, трудоемкостью продукции. Конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по професси-ям и квалифицированной рабочей силы и управленческого персонала.

Машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Для стабилизации и улучшения ситуации в машиностроении отрасль должна принять и пережить кардинальные изменения, среди которых — улучшения качества продукции, оптимизация структуры и территориального распределения комплекса, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производств, сокращение нерациональных расходов [5].

Специалисты в области экономики констатируют отсутствие методической базы для стратегических планов повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей. Прямое использование зарубежного опыта затруднено особенностями отечественной ситуации [2]. Поэтому для успешной адаптации наших предприятий к постоянно меняющимся условиям внешней среды необходима разработка российских методик управления конкурентоспособностью предприятия. Экономисты должны предложить новые подходы к анализу экономических процессов. Здесь одной из задач становится оценка влияния множества факторов конкурентоспособности предприятия и классификация их для целенаправленного воздействия.

Конкурентоспособность предприятия образно можно рассматривать как айсберг, который имеет видимую и скрытую части. Над поверхностью мы имеем то, что называется философией бизнеса, т. е. маркетинг, менеджмент и т. п.

Невидима «подводная» часть состоит из трех пирамид: сырье, пространственные ресурсы и организация технологическая, персонала и производственного процесса или методологический подход к управлению конкурентоспособностью предприятия. Первые две пирамиды имеют склонность к эффекту масштаба, в то время как третья составляющая от незначительных размеров может вырасти в решающий фактор (рис. 1).

Менеджмент и \

маркетинг \ _ | \ Видима! часть

Невидимая часть

Сырье, материалы. ОС. ОПФ Пространственные и энергетические ресурсы

/ } правление и \

организация

Рис. 1. Айсберг конкурентоспособности

Понятие «конкурентоспособность предприятия» включает большой комплекс социально-экономических характеристик, показывающих положе-

ние субъекта хозяйствования на рынке. Она включает совокупность, с одной стороны, внутренних факторов конкурентоспособности предприятия, определяемых уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, реализуемых в процесс воспроизводства, а с другой — внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов (законодательные основы деятельности, финансово-кредитная, налоговая политика, тип и емкость рынка, характеристики конкурентов, особенности влияния общественных организаций и политических партий и т. д.), позволяющих предприятию создавать продукцию или услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем продукция конкурентов.

Изучение литературы по исследуемой проблеме позволило построить классификацию факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Факторы конкурентоспособности предприятия

Оценка влияния указанных факторов и управление ими позволит предприятию занимать выгодное положение не только на внутреннем рынке, но и внешнем.

Под управлением факторами конкурентоспособности предприятия понимаются следующие действия:

- стимулировать развитие информационной, финансовой и кадровой баз промышленности;

- развивать инфраструктуру предприятий и отраслей;

- поднять долю внутреннего накопления, осуществить государственные инвестиции;

- улучшить законодательную защиту конкуренции;

- стимулировать наукоемкое развитие;

- создать оптимальный государственный сектор;

- ввести систему государственного регулирования, т. е. рационального вмешательства государства в рыночный механизм регулирования.

Существует несколько сценариев развития машиностроения. Каждый из них имеет свои особенности, но общим является необходимость активного государственного регулирования [4].

В современной мировой экономике необходимым условием национальной конкурентоспособности является мощный комплекс научных, производственных и финансовых структур, готовых меняться в зависимости от внешней конъюнктуры. Машиностроение в РФ — это базовая отрасль, находящаяся на пересечении перечисленных выше структур. Подъем и возрождение машиностроительных предприятий несомненно скажется на конкуренте -способности России. Но ключевой проблемой отрасли остается ее скорейшая модернизация, невозможная без масштабных инвестиций в обновление технологического парка.

Конкуренция существенно влияет на сферу бизнеса, в которой функционируют предприятия, и является фактором, создающим возможности кардинального преобразования экономики. Модернизация требует конкуренции как экономических агентов, так и институтов [1]. В рамках вектора на модернизацию экономики определение факторов — важный этап развития промышленности и страны в целом, так как надо отчетливо видеть, какими факторами управлять и каким образом.

Удержание фирмой своих конкурентных позиций на рынке особенно важно в условиях глобализации.

Библиографический список

1. Мау В. Экономика и политика в 2011 году: глобальный кризис и поиск новой модели роста // Вопросы экономики. 2012. № 2. С. 4-26.

2. Мишин Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства. М.: «Издательский дом НОВЫЙ ВЕК», 2000. 212 с.

3. Портер М. Конкуренция. СПб. и др.: Вильяме, 2000. 495 е.: ил.

4. Сайфиева С., Ермилина Д. Машиностроение: состояние и тенденции // Экономист. 2012. № 2. С. 32-43.

5. Сухарев О. Промышленность: кризис и перспективы развития // Экономист. 2011. № 2. С. 22-30.

A.S. Bataeva

Factors of competitiveness of the enterprise

In article the factors influencing competitiveness of the enterprise, for the purpose of management by them and influences on competitiveness of the enterprise are considered.

Keywords: factor, competition, competitiveness of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.