Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности: теория и практика (на примере молокоперерабатывающих предприятий)'

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности: теория и практика (на примере молокоперерабатывающих предприятий) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / COMPETITIVE FACTORS / THE ELEMENTS OF THE INTERNAL POTENTIAL / COMPETITIVE ADVANTAGE / COMPETITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Андрей Владимирович

В статье рассматриваются условия трансформации элементов системы внутреннего потенциала предприятия в факторы конкурентоспособности, позволяющие предприятиям молочной промышленности создавать конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF THE FOOD INDUSTRY: THEORY AND PRACTICE

The author outlines the context of the internal elements of the transformation potential of the company in the competitive factors that allow the dairy industry to create a competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности: теория и практика (на примере молокоперерабатывающих предприятий)»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

УДК 658+338.45:664

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности: теория и практика

(на примере молокоперерабатывающих предприятий)

В статье рассматриваются условия трансформации элементов системы внутреннего потенциала предприятия в факторы конкурентоспособности, позволяющие предприятиям молочной промышленности создавать конкурентные преимущества.

Ключевые слова: факторы конкурентоспособности, элементы системы внутреннего потенциала, конкурентные преимущества, конкурентная стратегия.

А.В. Андреев

Для формирования целостной концепции конкурентоспособности предприятия необходимо выявить существенные признаки, характеризующие факторы конкурентоспособности. Исследование этих признаков позволит получить не только более полное представление о факторах конкурентоспособности, но и понять их взаимосвязь с конкурентными преимуществами. Кроме того, важно показать условия и результат процесса формирования факторов конкурентоспособности, рассматриваемые на примере предприятий молочной промышленности.

По нашему мнению, в качестве факторов конкурентоспособности нужно рассматривать элементы системы внутреннего потенциала предприятия, потому что носителями частных признаков выступают ее элементы, а носителем общего признака — система элементов, выполняющая определенную роль и задачи в процессе воспроизводства [2].

В процесс воспроизводства вовлечены элементы системы внутреннего потенциала предприятия, во-первых, имеющие четко выраженную ресурсную основу, — ресурсный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, финансовый потенциал, — благодаря которым система расширяется и поддерживается, во-вторых, обеспечивающие их использование (потребление), — производственный потенциал, потенциал системы управления, в ходе которого они трансфор-

© Андреев А.В., 2013

71

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

мируются из одной формы в другую, заканчивая свой цикл выходом готовой продукции.

Различие элементов внутреннего потенциала вызвано тем, что элементы с ресурсной основой можно рассматривать как эластичный запас ресурсов (активов), применение которого вызывает необходимость несения расходов. В процессе воспроизводства они играют пассивную роль [4]. Вторая группа элементов, напротив, выполняет активную роль, осуществляя такие управляющие воздействия, которые приводят состояние объекта управления (элементов с ресурсной основой) в соответствие с поставленными целями.

Таким образом, можно выделить частные признаки фактора конкурентоспособности, носителями которых являются отдельные элементы внутреннего потенциала предприятия. В концепции конкурентоспособности М. Портера приводятся три таких частных признака, в большей мере соответствующих элементам внутреннего потенциала с ресурсной основой. Это — доступность, развитость и специализация [14]. Эти признаки вполне согласуются с предметной областью «ресурсной концепции», в которой используется термин «стратегические ресурсы», то есть ресурсы, имеющие ценность, редкость, неповторимость и незамещаемость, что позволяет применять их для осуществления успешных конкурентных стратегий [5].

Отметим, что выделенные М. Портером признаки позволяют оценить степень влияния «пяти конкурентных сил» на формирование устойчивой конкурентной позиции предприятия на рынках закупаемых ресурсов. Как правило, предложение развитого, с точки зрения производительности, ресурса ограничено, а конкурентное воздействие его поставщика в процессе передачи конкурентных преимуществ сильнее. Чем сильнее воздействие поставщика, тем слабее конкурентная позиция предприятия-потребителя на рынках этих видов ресурсов. Степень силы или слабости занимаемой предприятием-потребителем конкурентной позиции мы связываем с возможностью влиять на процесс передачи конкурентных преимуществ от поставщика. Для этого разработанную М. Портером концепцию «цепочки ценности» следует дополнить предлагаемым нами «принципом передачи конкурентных преимуществ» [14, 3]. В процессе его реализации от поставщика к предприятию-потребителю по экономико-технологической цепи межотраслевой связи передаются не только отличительные ценовые, но и неценовые параметры ресурсов. Приобретение ресурсов с отличительными параметрами возможно при определенных условиях (среды), что позволяет затем предприятию-потребителю трансформировать их в операционном процессе в факторы конкурентоспособности.

Чтобы выяснить, насколько соответствуют отмеченные признаки конкретному ресурсу, следует, с позиции вида, объема, частоты и характера условий поставок, различать поставщиков периодически возобновляемых ресурсов (нематериальных активов, основных средств) и регулярно возоб-

72

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

новляемых ресурсов (сырья и материалов). Из совокупности этих видов вовлекаемых ресурсов формируется ресурсный потенциал предприятия-потребителя. Более слабая конкурентная позиция на рынках этих видов ресурсов потребует увеличения суммы вложений для их приобретения, что повлияет на структуру источников финансовых ресурсов (финансовый потенциал). Таким образом, можно укреплять конкурентную позицию, с одной стороны, влияя на отдельные параметры предложения указанных видов ресурсов, с другой стороны — воздействуя на условия формирования этих параметров предложения.

Представляется, что первый путь связан с доминированием конкурентных отношений в цепи поставок ресурсов предприятию-потребителю, накладывающих на него высокие трансакционные издержки. В этом случае поставщик в процессе передачи конкурентных преимуществ может вменять предприятию-потребителю невыгодные параметры предложения ресурса, ограничивающие к нему доступ, а сам выступать в роли реципиента. В основе второго пути лежат взаимовыгодные (партнерские) отношения с поставщиками, благодаря которым поддерживается баланс принципов конкуренции и кооперации, позволяющий сократить трансакционные издержки предприятия-потребителя. Тогда поставщик в процессе передачи конкурентных преимуществ может играть роль донора, предоставляя выгодные параметры предложения ресурса, облегчающие к нему доступ. В результате предприятие-потребитель может достичь экономии от расширения масштаба, обеспечивая, по выражению О. Уильямсона, «наибольшее вовлечение самых дешевых факторов (ресурсов)» [16], необходимых в процессе воспроизводства для генерирования конкурентных преимуществ.

В то же время даже партнерские отношения с поставщиком ресурсов не устраняют трансакционные издержки и в связи с этим стремление усилить конкурентную позицию за счет вертикальной интеграции. Это обстоятельство, выступающее мотивом расширения границ предприятия-потребителя ресурсов, исследовалось в трудах основателей «теории фирмы» Р. Коузом и О. Уильямсоном и, на наш взгляд, может дополнить предметную область концепции конкурентоспособности предприятия [7, 16]. Так, О. Уильямсон оправдывает выбор стратегии вертикальной интеграции предприятием-потребителем ресурсов в отраслях с технологической взаимозависимостью операционного процесса [16]. Например, предприятия молочной промышленности в процессе переработки полностью зависимы от непрерывных поставок сельхозпроизводителями сырого молока, для которого нет заменителя. В этой связи существует риск недобросовестного вменения сельхозпроизводителем на рынке закупки молочного сырья невыгодных параметров предложения предприятию-переработчику. Наличие риска связано с тем, что предприятие-переработчик не может должным образом наблюдать и влиять на условия формирования ценовых и неценовых параметров предложения сырого молока. Таким образом, вертикаль-

73

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

ная интеграция, как собственно и партнерство, позволяют расширить территориально и сократить период получения доступа к большему объему, приемлемому качеству и низкой стоимости сырья и материалов.

В отличие от вертикальной интеграции, повышающей доступ к сырьевому компоненту ресурсного потенциала, стратегия горизонтальной интеграции приводит к расширению всех элементов внутреннего потенциала присоединяющего предприятия. Очевидно, это не только более надежная защита, но и возможность влияния на «пять конкурентных сил». Горизонтальная интеграция оказывается эффективным способом укрепления конкурентной позиции, с точки зрения доступа не только к привлекательным целевым группам потребителей, но и вовлекаемым ресурсам. Горизонтальный рост позволил молокоперерабатывающим компаниям «PepsiCo-Вимм-Билль-Данн» и «Danone-Юнимилк» благодаря эффекту «двойного доступа» — одновременно к ресурсно-сырьевой базе и потребителям — занять в отраслевом и географическом масштабе лидирующие позиции на национальном рынке [3].

Итак, каждый способ расширения границ предприятия затрагивает определенные компоненты ресурсного потенциала и/или элементы внутреннего потенциала, приводя к образованию доступной комбинации ресурсов. Доступ к этой комбинации ресурсов зависит от степени силы или слабости занимаемой предприятием конкурентной позиции на рынках закупаемых ресурсов. Как правило, слабая конкурентная позиция приводит к росту фактических расходов на приобретение ресурсов. Особенно это касается предприятий, технологически зависимых от непрерывных поставок незаменимого в производстве сырьевого компонента. Для расширения ресурсного потенциала таких предприятий важно добиться на стадии организации закупочной деятельности как роста объема поставок сырья, так и экономии понесенных на их приобретение расходов.

Нам представляется, что доступность периодически (нематериальных активов, основных средств) и регулярно (сырья и материалов) возобновляемых ресурсов, с точки зрения стоимости, может быть оценена величиной капитализированных расходов, понесенных для их приобретения и создания. Из совокупности этих расходов образуется стоимостная оценка ресурса в активе баланса предприятия. В этой связи указанные ресурсы можно отнести к ресурсному потенциалу, поскольку расходы на их получение накапливаются до момента использования в производственном процессе.

Доступность вовлекаемых трудовых ресурсов, с точки зрения количественного расширения, гораздо выше, поскольку у предприятия на рынке рабочей силы более сильная позиция при заключении трудового договора. Текущее использование трудовых ресурсов в основном включает оплату отработанного времени, представляющую собой некапитализированный расход, переносимый в момент ее производства на себестоимость готовой продукции [6]. Чтобы добиться качественного расширения, в плане повышения запаса имеющихся знаний и квалификации, необходимо нести, по

74

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

словам А. Маршалла, «реальные затраты», включающие также расходы на профессиональное обучение [8].

Производственный потенциал является областью непосредственного создания конкурентных преимуществ. Вовлеченные в процесс производства компоненты ресурсного потенциала, трудовые ресурсы взаимодействуют в нем, приобретая форму объекта управления, и подлежат сообразно с их природой воздействию технико-технологических и организационных факторов [2]. Результатом этого воздействия является сокращение периода трансформации ресурсов (активов), обеспечивающего экономию первоначально произведенных расходов в ходе перенесения на себестоимость готовой продукции. Так образуется совокупный объем выхода готовой продукции, доставляемой потребителю с набором отличительных свойств, представляющих собой фундаментальные конкурентные преимущества [3].

Все вышесказанное дает основание наряду с частными признаками ресурса (фактора) выделить общий (системный) признак факторов конкурентоспособности, возникающий в рамках структурных связей между элементами системы внутреннего потенциала предприятия. Общий признак должен охватывать взаимосвязанный процесс формирования и использования совокупности (комбинации) ресурсов, вовлеченных в систему внутреннего потенциала и являющихся объектом управления функциональными сферами деятельности. Таким общим для совокупности задействованных ресурсов признаком факторов конкурентоспособности является способность детерминировать фундаментальные конкурентные преимущества. С позиции субъекта управления, этот признак проявляется в способности быстрее, чем конкуренты, достигать экстремальных целей-показателей по каждому конкурентному преимуществу.

Таким образом, под факторами конкурентоспособности следует понимать интегрированную комбинацию нематериальных, материальных и трудовых ресурсов, применяемых в операционном процессе предприятия, стоимостные и физические параметры которых позволяют за определенный период достигать экстремальных целей-показателей по конкурентным преимуществам.

Отметим, что экстремальные цели-показатели по конкурентным преимуществам достигаются в ходе выполнения комплекса мероприятий конкурентной стратегии, направленной на подбор такого сочетания конкурентных преимуществ, которые обеспечат лучший доступ к целевым группам потребителей в ходе планирования продуктово-ассортиментной программы. Таким образом, чтобы выступать в качестве факторов конкурентоспособности, необходимо комбинации ресурсов, задействованной в операционном процессе, обладать системным признаком, позволяющим непрерывно генерировать оптимальное сочетание конкурентных преимуществ для каждого вида выпускаемой продукции, результатом которого является конкурентоспособность предприятия.

75

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

Стоимостные и физические параметры доступной предприятию комбинации ресурсов представляют собой переменные величины, определяющие потенциальные возможности достижения намеченных экстремальных целей-показателей по конкурентным преимуществам. Таким образом, в обобщенном виде комплекс мероприятий конкурентной стратегии в операционном процессе предприятия должен быть сосредоточен на решении двух экстремальных стратегических задач:

1) Необходимо на «входе» в физическом выражении вовлечь максимальное количество применяемых ресурсов, чтобы на «выходе» получить фундаментальные конкурентные преимущества в количестве и качестве выпускаемой продукции.

2) Необходимо на «входе» в стоимостном выражении добиться минимизации совокупных капитализированных и некапитализированных расходов на приобретение и создание ресурсов, чтобы на «выходе» получить фундаментальные конкурентные преимущества по полным затратам и отпускным ценам выпускаемой продукции.

Для реализации отмеченных целей и задач осуществляются мероприятия по выявлению физических и финансовых резервов и нейтрализации физических и финансовых рисков (рисунок 1).

Рисунок 1. Комплекс мероприятий конкурентной стратегии по расширению и поддержанию применяемых ресурсов

В контексте проводимых мероприятий под резервами следует понимать любые возможности расширения и поддержания применяемых ресурсов на уровне, достаточном для генерирования конкурентных преимуществ.

76

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

Эти мероприятия реализуются на каждой стадии процесса воспроизводства, способствуя реализации «принципа передачи конкурентных преимуществ». Соответственно, область осуществления мероприятий охватывает определенную функциональную сферу деятельности. Таким образом, расширяется и поддерживается оптимальный состав и структура применяемых ресурсов в стоимостном и физическом выражении.

В результате решения поставленных стратегических задач предприятие молочной промышленности расширит масштаб применения элементов внутреннего потенциала с ресурсной основой. Теперь рассмотрим условия, оказывающие воздействие в процессе решения поставленных задач на формирование доступных стоимостных и физических параметров предложения предприятию молочной промышленности молочного сырья, упаковочных материалов и оборудования.

В отношении молочного сырья выделим, с одной стороны, влияние организационно-технологического условия, связанного с тем, что процесс переработки требует ежесуточной заготовки сырого молока, с другой стороны, экономического условия, определяющего величину фактических расходов на его приобретение. Организационно-технологическое условие накладывает ограничение на бесперебойность и бездефицитность поставок сырого молока необходимого объема и приемлемого качества для максимального насыщения ассортимента улучшенными и новыми видами молочной продукции. С позиции субъекта управления, это условие вызывает риск несоответствия заготовляемого объема сырого молока экстремальным целям в количестве и качестве выпускаемой молочной продукции.

Покажем, за какой период молокоперерабатывающее предприятие средних размеров, занимающее по числу наименований выпускаемой молочной продукции (m) стабильную позицию на рынке муниципального района Саратовской области (m < 30), может увеличить объем заготовок сырого молока, чтобы достигнуть ведущей позиции на региональном рынке (50 < m < 100). Иными словами, необходимо задать такой масштаб и скорость насыщения ассортимента, чтобы структурные сдвиги, происходящие в нем, позволили данному предприятию расширить конкурентную позицию в отраслевом и географическом масштабе. Итак, зависимость заготовляемого за определенный период объема сырого молока (Nn+t) от роста числа наименований осваиваемой молочной продукции (x) описывается линейной функцией, заданной формулой вида:

Nn+t(x) = kx + n0 ^ max, где

k — средний объем заготовляемого сырого молока для выпуска одного наименования молочной продукции, рассчитываемый как отношение объема заготовляемого сырого молока в течение года (n) к числу наименований выпускаемой молочной продукции (m);

n0 — объем заготовляемого сырого молока в базовом году;

x — число ежегодно осваиваемых видов молочной продукции.

77

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

Значение параметра к составит 1080 тонн, для молокоперерабатывающего предприятия, заготовляющего за год 21600 тонн сырого молока (n) при выпуске 20 наименований молочной продукции (m). Значение аргумента x может изменяться от 0 < x < 5, но при x = 5 предположим, что данное предприятие достигнет экстремальной цели для каждого последующего года. Тем самым, чтобы в следующем (плановом) году ассортимент увеличился на пять наименований необходимо дополнительно заготовить (таблица 1):

N1 = 1080 • 5 + 21600 = 27000 тонн.

Таблица 1

Зависимость объема заготовок сырого молока от роста числа наименований осваиваемой молочной продукции

Период насыщения N1 N2 N3 Na

Объем заготовок сырого молока, тонн (n0 = 21600) 27000 32400 37800 54000

Число осваиваемых видов молочной продукции (m = 20) 25 30 35 50

В итоге, чтобы ассортимент за шесть лет расширился до 50 наименований, молокоперерабатывающему предприятию следует увеличить объем заготовок сырого молока на 32400 тонны (54000 — 21600). В этой связи закупочная деятельность предприятия должна быть организована так, чтобы определить оптимальное количество и категорию хозяйств, с которыми нужно заключать договоры поставки с учетом состояния молочного скотоводства в регионе.

Молокоперерабатывающее предприятие, стремящееся в процессе закупок сырого молока сократить трансакционные затраты и получить экономию в масштабе, отдаст предпочтение категории сельхозорганизаций. На их долю в объеме закупок молочного сырья приходится в России 80% (Саратовской области — 87%) [12]. Однако поголовье коров распределено между различными категориями хозяйств так, что доля сельхозорганизаций в 2011 году составила в России 41,4% (Саратовской области — 16,7%) [10, 15]. Деформация в распределении молочного стада отражается на показателе — количество коров, приходящихся на одну сельхозорганизацию, — который составил в 2011 году в Саратовской области 211 голов (42200/200). С учетом того что продуктивность коров в 2011 году составляла около 4 тонн на одну голову, получим объем произведенного молока в сельхозорганизации 844 тонны (211 X 4). Если производители предпочтут, с учетом того что товарность производства составляет около 90%, продать 50% (380 тонн) произведенного молока данному предприятию, то ему потребуется дополнительно уже за первый год заключить договоры поставки с

78

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

14 (27000 — 21600 = 5400/380), а за шесть лет почти с 85 (32400/380) сельхозорганизациями. Скорее всего, на территории муниципального района не окажется нужного количества поставщиков и предприятие, чтобы избежать риска нехватки сырья, будет расширять объемы закупок в соседних районах. Тогда расширение территории закупок станет одним из препятствий по максимальному насыщению ассортимента.

Расширение территории закупок повышает сложность и масштаб задач, решаемых в процессе организации закупочной логистики. Например, требование, установленное в статье 6 Федерального закона от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ограничивает 36 часами при температуре 4 ± 2 °С время на хранение и перевозку сырого молока. В этой связи ведущие предприятия вводят в состав своих активов специализированный актив транспортного подразделения, на которое возлагаются обязанности по бесперебойному снабжению молочным сырьем. Такой способ расширения активов предприятия потребует увеличения финансирования расходов для их получения, выступая уже в качестве экономического ограничения.

С позиции субъекта управления, экономическое условие вызывает риск неадекватного роста расходов на приобретение молочного сырья, вследствие которого возрастает полная себестоимость и отпускные цены готовой молочной продукции. Для данного предприятия риск может возникнуть, когда доля транспортно-заготовительных расходов превысит 5% от фактической себестоимости молочного сырья.

На наш взгляд, рост потребности в финансировании расходов на рынке закупки молочного сырья Саратовской области связан с доминирующим положением нескольких ведущих молочных комбинатов. По оценке Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, доля ведущего предприятия ОАО «Молочный комбинат Энгельсский» в общем объеме закупок молочного сырья на рынке Саратовской области составляла в 2008—2010 годах в среднем около 32% [1]. Тем самым, сельхозпроизводители отдают предпочтение при продаже сырого молока только небольшому числу молочных комбинатов, с которыми сложилась система взаимоотношений — «базовое партнерство».

Базовое партнерство подразумевает предсказуемость и прозрачность всех существенных условий договора поставки сырого молока, а именно: цены, качества (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели), объема, способа доставки и порядка приемки, формы расчетов. Иными словами, сельхозпроизводителю становятся понятными ценовые и неценовые параметры предлагаемого молочного сырья, которые обеспечат передачу конкурентных преимуществ молочному комбинату.

Предпочтение производителей молочного сырья и воздействие ведущих предприятий-конкурентов вынудят данное предприятие заключать договоры поставки с другими категориями хозяйств на менее выгодных

79

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

условиях. Так, расходы на сбор и первичную переработку сырого молока в «хозяйствах населения» по оценке Минсельхоза Саратовской области выше, чем в сельхозпредприятиях в среднем на 4 рубля с закупаемого килограмма [12]. Изменение в структуре закупок потребует для приобретения сопоставимого с конкурентами объема и качества молочного сырья, увеличения объема финансирования расходов. Следовательно, экономическое условие также выступит препятствием по достижению молокоперерабатывающим предприятием ведущей позиции на региональном рынке.

В определенной мере преодолению отмеченных препятствий способствуют реализуемые в областной целевой программе «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010—2015 годы» мероприятия, а именно, развитие сети молокоприемных пунктов и строительство молочных цехов модульного типа по первичной переработке молока [9]. Однако для занятия ведущей позиции на региональном рынке также необходим доступ к привлекательным целевым группам потребителей. Тогда перспектива расширения конкурентной позиции молокоперерабатывающего предприятия может быть связана с вхождением в состав группы компаний, действующей на региональном рынке.

Лидирующие предприятия в качестве способа взаимоотношений с сельхозпроизводителями используют «стратегическое партнерство», в основе которого лежат долгосрочные договорные отношения и «интернализация» («замена рыночного обмена на внутреннюю организацию» [16]). Этот способ позволяет выработать с сельхозпроизводителями стимулы и правила совместной деятельности, позволяющие получить сравнительно низкие ценовые и высокие неценовые параметры молочного сырья, чем в среднем по России.

Для достижения отличительных параметров молочного сырья область действия отдельных функций переработчика распространяется на операционный процесс сельхозпроизводителя. В частности, область финансовой функции охватывает операции по закупке технологического оборудования для производства и охлаждения молока с последующей передачей сельхозпроизводителю или на условиях долгосрочной аренды или в обмен на молочное сырье. Область контрольной функции включает аудит технологии получения требуемых показателей качества сырого молока в хозяйстве сельхозпроизводителя. В результате такого способа взаимодействия, например, в хозяйствах поставщиков компании «Danone-Юнимилк» в 2011 году, надой на одну корову составлял около 6 тонн, в то время как в России — 4,3 тонны [13]. Таким образом, «стратегическое партнерство» позволяет переработчику получить доступ к отличительным параметрам молочного сырья, обеспечивающим выпуск молочной продукции с лучшим сочетанием конкурентных преимуществ.

В отношении упаковочных материалов сохраняют силу отмеченные условия, с той лишь разницей, что воздействие их поставщика определя-

80

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

ет доступность ценовых и неценовых параметров. Неценовые параметры упаковочных материалов характеризуются защитными свойствами, разнообразием форм и порционных форматов, благодаря которым обеспечиваются конкурентные преимущества в количестве и качестве молочной продукции. Как правило, ведущие и лидирующие предприятия предпочитают приобретать асептическую упаковку компании Tetra Pak. Сильное воздействие этого поставщика связано с предложением высоких неценовых параметров упаковки и технологического оборудования, в результате чего образуется взаимосвязанный спрос. В частности, использование асептической упаковки позволяет увеличить сроки хранения и территорию поставок молочной продукции. В свою очередь, применяемое для фасовки и упаковки технологическое оборудование обладает резервом роста производительности, использование которого не требует дополнительных вложений.

Взаимодействие с компанией Tetra Pak позволило лидирующим и ведущим предприятиям эффективно внедрить технологические процессы стерилизации и ультрапастеризации с применением асептической упаковки. Важное различие между ними заключалось в сроках и источниках финансирования. Если лидирующие предприятия начали переходить на эти технологии в 2002 году, используя преимущественно заемные средства, то ведущие предприятия Саратовской области освоили их в 2009 году, опираясь на бюджетную поддержку [11, 12]. В результате, лидирующие предприятия быстрее достигли разнообразия и специализации ассортимента, обеспечившего доступ к привлекательным целевым группам потребителей. Тем самым, эффект «двойного доступа» — одновременно к ресурсно-сырьевой базе и потребителям — создал необходимые предпосылки для успешной реализации лидирующими предприятиями конкурентной стратегии.

С учетом изложенных рассуждений можно сделать вывод, что выступать в качестве факторов конкурентоспособности может лишь такая комбинация вовлекаемых ресурсов (элементов внутреннего потенциала), которая обладает системным признаком, а именно — способностью генерировать конкурентные преимущества. При этом каждый вовлекаемый ресурс должен обладать отличительными (ценовыми и неценовыми) параметрами. Чтобы его приобрести, молокоперерабатывающему предприятию необходимо занять сильную конкурентную позицию на рынках закупаемых ресурсов.

Сильная конкурентная позиция дает возможность организовать такой способ взаимоотношений с поставщиками, при котором будут созданы благоприятные условия для передачи предлагаемых ресурсов с отличительными параметрами. Затем поставляемые ресурсы в операционном процессе молокоперерабатывающего предприятия трансформируются в факторы конкурентоспособности. Особенно это касается взаимоотношений с поставщиками молочного сырья, воздействие на параметры которого позволяет создать лучшее сочетание конкурентных преимуществ по выпускаемому ассортименту молочной продукции.

81

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

Такую систему взаимосвязи поставщика ресурсов и предприятия-потребителя можно назвать «принципом передачи конкурентных преимуществ». Его результатом является постоянный доступ к требуемым параметрам вовлекаемых ресурсов. Этим принципом активно пользуются лидирующие предприятия во взаимоотношениях с поставщиками сырья, упаковочных материалов и оборудования. В то же время этот принцип является необходимой предпосылкой для реализации эффекта «двойного доступа» — одновременно к ресурсно-сырьевой базе и потребителям. В результате этого эффекта достигаются цель и задачи конкурентной стратегии, а предприятие может занять лидирующую позицию на национальном рынке.

Комментарии

1. В результате процесса воспроизводства образуется четыре вида фундаментальных конкурентных преимуществ предприятия — полные затраты на производство и продажу продукции, отпускные цены продажи продукции, качество продукции в широком смысле (потребительские свойства, длительность срока хранения, упаковка, дизайн), количество продукции, проявляющееся в объеме, широте и насыщенности поставляемого ассортимента.

Литература

1. Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке сырого молока ФАС России в 2008—2010 годах: приказ ФАС России от 27.09.2010 № 551 — [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.fas.gov.ru.

2. Андреев А.В. Развитие концепции конкурентоспособности предприятия (на примере предприятий пищевой промышленности) // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2012. — № 2. — С. 186—194.

3. Андреев А.В. Формирование конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности: теория и практика // Научное обозрение. — 2012. — № 4. — С. 316—327.

4. Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. — 2010. — № 7. — С. 135—150.

5. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. — 2011. — Т. 9. — № 3. — С. 3—28.

6. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 1016 с.

7. Коуз Р.Г. Природа фирмы. Теория фирмы / под ред. В.М. Гальперина. — СПб: Экономическая школа, 1995. — С. 14—32.

8. Маршалл А. Основы экономической науки / Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2008. — 832 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

9. Областная целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010—2015 годы»: постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года № 147-П — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. minagro.saratov.gov.ru.

10. Основные показатели сельского хозяйства России 2012: Стат. бюллетень. / Росстат. М., 2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.gks.ru.

11. Отраслевые обзоры: Молочная и маслосыродельная промышленность. Группа ИНЭК, 2004. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: www.inec.ru/documents/moloko.pdf.

12. Отчет министра сельского хозяйства Саратовской области о состоянии перерабатывающих предприятий в 2010 году — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.minagro.saratov.gov.ru.

13. Официальный сайт ассоциации производителей молока и молочной продукции. Молочный вестник 2011. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.apmmp.ru.

14. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Изд. дом Вильямс, 2005. — 608 с.

15. Сельское хозяйство Саратовской области. 2012: Стат. сб. / Саратовстат. Саратов, 2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.srtv.gks.ru.

16. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. Теория фирмы / под ред. В.М. Гальперина. — СПб: Экономическая школа, 1995. — С. 33—53.

References

1. Analytical report on the analysis of the state of competition in the market of raw milk, FAS Russia in 2008-2010: Order of FAS Russia of 27.09.2010 № 551 — [electronic resource] — Access mode: www.fas.gov.ru.

2. Andreev A.V. The development of the concept of competitiveness of the enterprise (for example, the food industry) // Bulletin Volga Region Academy of Public Administration. — 2012. — № 2. — Pp. 186—194.

3. Andreev A.V. Development of competitive advantages of the food industry: theory and practice // Scientific Review. — 2012. — № 4. — Pp. 316—327.

4. Grebnev L. Factors and resources: identity, difference, or the opposite? // Problems of Economics. — 2010. — № 7. — Pp. 135—150.

5. Kleiner G.B. Resource theory of systemic organization of economy // Russian Management Journal. — 2011. — T. 9. — № 3. — Pp. 3—28.

6. Kovalev V.V. Financial Management: Theory and Practice. — Moscow: TC Welby, Academy of Prospect, 2006. — 1016.

7. Coase R.G. Nature of the Firm. The Firm / ed. V.M. Galperin. — St. Petersburg: The School of Economics, 1995. — Pp. 14—32.

8. Marshall A. Principles of economics / Per. from English. — M.: Eksmo, 2008. — 832.

83

Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности...

9. The regional target program «Development of the food processing industry in the Saratov region in 2010-2015»: Decree of the Government of Saratov region on April 22, 2010 № 147-P — [electronic resource] — Access mode: http: //www. minagro. saratov.gov. ru.

10. Key indicators of agriculture in Russia 2012: Stat. newsletter. / Rosstat. M., 2012. — [Electronic resource] — Access mode: www.gks.ru.

11. Industry Reports: Milk and butter and cheese industry. INEC Group, 2004. — [Electronic resource] — Access mode: URL: www.inec.ru/documents/moloko. pdf.

12. Report of the Minister of Agriculture of the Saratov region on the state of the processing enterprises in 2010 — [electronic resource] — Access mode: http:// www. minagro .saratov. gov.ru.

13. Official website of the Association of Milk and dairy products. Dairy Journal, 2011. — [Electronic resource] — Access mode: URL: http://www.apmmp.ru.

14. Porter M. Competition / Per. from English. — M.: Williams House, 2005. — 608.

15. Agriculture Saratov region. 2012: Stat. Sat / Saratovstat. Saratov, 2012. — [Electronic resource] — Access mode: www.srtv.gks.ru.

16. Williamson O. The vertical integration of production: considerations for the failures of the market. The Firm / ed. V.M. Galperin. — St. Petersburg: The School of Economics, 1995. — Pp. 33—53.

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.