Научная статья на тему 'Факторы интернационализации деятельности малых и средних предприятий'

Факторы интернационализации деятельности малых и средних предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Малый бизнес / интернационализация / среда / рынок / знания / информационные технологии / ресурсы / институты / Small business / internationalization / environments / market / knowledge / information technology / resources / institutions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ван Инхэ

На сегодняшний день не подлежит сомнению ключевая роль глобализации в конкурентоспособности малых и средних предприятий, что приводит к увеличению усилий по управлению процессами их интернационализации. Объект исследования – интернационализация деятельности малых и средних предприятий. Предмет исследования – факторы, способствующие выходу малого и среднего бизнеса на международные рынки. Цель исследования – проанализировать современные подходы и точки зрения, объясняющие причины и движущие силы интернационализации малых и средних предприятий. В процессе исследования установлено, что факторы интернационализации малых и средних предприятий могут быть рассмотрены с позиций наличия и доступа необходимых ресурсов, а также условий среды функционирования. Обозначено, что драйверами выхода в глобальную предпринимательскую среду могут быть как реактивные причины, так и проактивные детерминанты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of internationalization of small and medium-sized enterprises' activities

Today there is no doubt about the key role of globalization in the competitiveness of small and medium-sized enterprises, which leads to an increase in efforts to manage the processes of their internationalization. The object of the study is the internationalization of small and medium-sized enterprises. The subject of the study factors contributing to the entry of small and medium-sized businesses into international markets. The purpose of the study is to consider examining the study of the current approaches and viewpoints that explain the causes and drivers of internationalization of SMEs. In the course of the study, it is found that the drivers of SMEs internationalization can be examined from the perspective of availability and access of necessary resources as well as the conditions of their operating environment. It is recognized that the drivers of entry into the global entrepreneurial environment can be both reactive reasons and proactive determinants.

Текст научной работы на тему «Факторы интернационализации деятельности малых и средних предприятий»

Б01 10.46320/2077-7639-2024-3-124-137-142

Факторы интернационализации деятельности малых и средних предприятий

Ван Инхэ

На сегодняшний день не подлежит сомнению ключевая роль глобализации в конкурентоспособности малых и средних предприятий, что приводит к увеличению усилий по управлению процессами их интернационализации. Объект исследования - интернационализация деятельности малых и средних предприятий. Предмет исследования - факторы, способствующие выходу малого и среднего бизнеса на международные рынки. Цель исследования - проанализировать современные подходы и точки зрения, объясняющие причины и движущие силы интернационализации малых и средних предприятий. В процессе исследования установлено, что факторы интернационализации малых и средних предприятий могут быть рассмотрены с позиций наличия и доступа необходимых ресурсов, а также условий среды функционирования. Обозначено, что драйверами выхода в глобальную предпринимательскую среду могут быть как реактивные причины, так и проактивные детерминанты.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Ван Инхэ. Факторы интернационализации деятельности малых и средних предприятий // Дискуссия. - 2024. - Вып. 124. -С. 137-142.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Малый бизнес, интернационализация, среда, рынок, знания, информационные технологии, ресурсы, институты.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-3-124-137-142

Factors of internationalization of small and medium-sized enterprises' activities

Wang Yinghe

Today there is no doubt about the key role of globalization in the competitiveness of small and medium-sized enterprises, which leads to an increase in efforts to manage the processes of their internationalization. The object of the study is the internationalization of small and medium-sized enterprises. The subject of the study - factors contributing to the entry of small and medium-sized businesses into international markets. The purpose of the study is to consider examining the study of the current approaches and viewpoints that explain the causes and drivers of internationalization of SMEs. In the course of the study, it is found that the drivers of SMEs internationalization can be examined from the perspective of availability and access of necessary resources as well as the conditions of their operating environment. It is recognized that the drivers of entry into the global entrepreneurial environment can be both reactive reasons and proactive determinants.

FOR CITATION APA

Wang Yinghe. Factors of internationalization of small and medium-sized enterprises' activities. Diskussiya [Discussion], 124, 137-142.

KEYWORDS

Small business, internationalization, environments, market, knowledge, information technology, resources, institutions.

ВВЕДЕНИЕ

Малые и средние предприятия (МСП) являются важнейшим источником роста и динамизма как для развитых индустриальных стран, так и для стран с формирующейся экономикой. По данным ОЭСР, на них приходится от 95 до 99% фирм, также они обеспечивают от 60 до 70% создания рабочих мест [1]. Таким образом, МСП представляют собой основу национальных экономических систем. Однако сравнительно недавно МСП и транснациональные корпорации (ТНК) стали разделять одно и то же конкурентное пространство.

В нынешней глобальной экономике, в эпоху Четвертой промышленной революции и сквозного внедрения прорывных технологий, наблюдается конвергенция нескольких мегатенденций, включая цифровизацию, растущую важность региональных цепочек создания стоимости и вялый

рост крупномасштабных инвестиций в промышленность. Каждая из этих тенденций по-новому освещает значение и роль интернационализации для МСП. Хотя интернационализация обычно рассматривается через призму крупного бизнеса, который функционирует в глобальном масштабе, даже самые маленькие компании могут успешно интернационализироваться при ограниченных ресурсах, если используют адаптивную стратегию и принимают во внимание действие ключевых факторов внешней среды. Увеличение интернационализации МСП и помощь им в доступе к третьим рынкам имеет решающее значение для конкурентоспособности, экономического роста и прогресса современных государств.

За последние два десятилетия интерес к интернационализации МСП быстро вырос, поскольку стал признаваться их потенциал для ведения меж-

дународного бизнеса. В этих исследованиях часто предпринимались попытки описать и объяснить, как и почему МСП выходят на международный рынок. При этом отмечалось, что они используют различные теоретические подходы: иногда отдают предпочтение постепенной концепции и организационному обучению, иногда фокусируются на факторах, связанных с экономикой, а иногда, основное внимание уделяют взаимоотношениям фирм с их сетями [ 2 ].

Однако, общей структуры и понимания особенностей выхода МСП на международные рынки на сегодняшний день не выработано. В данном контексте вопросы выбора уровня интернационализации МСП, формирования эффективной стратегии их позиционирования являются актуальными, теоретически и практически значимыми, что и обуславливает выбор темы данной статьи.

Проблемам выбора и анализа стратегий интернационализации предприятий малого и среднего бизнеса посвящены работы А. М. Ахмадеева, С. М. Емелина, М. Ф. Тяпкиной, С. Б. Эрдынеевой, Е. А. Краюшкиной.

Влияние форм проникновения на зарубежные рынки на конкурентоспособность МСП, их рыночную позицию, финансовые результаты, уровень риска деятельности рассматривают в своих трудах В. Л. Клюня, В. Н. Козловская, О. Н. Воронкова, Т. Н. Баронова, А. В. Барышев, И. Л. Авдеева, Л. Б. Ковальчук.

Вместе с тем, стратегии выхода МСП на зарубежные рынки, проблемы и перспективы их интернационализации требуют дальнейшего исследования. Отдельного внимания заслуживают барьеры выхода в глобальную предпринимательскую среду.

Таким образом, цель статьи заключается в рассмотрении факторов интернационализации деятельности малых и средних предприятий.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Прежде всего, представляется целесообразным отметить, что интернационализация МСП, которая представляет собой «процесс адаптации деятельности фирмы (стратегия, структура, ресурсы и т.д.) к международной среде», зависит от ресурсов и возможностей, которыми обладает МСП, а также от институциональной среды, в которой оно находится. Анализ накопленного на сегодняшний день научного наследия позволяет констатировать тот факт, что в научно-экспертной литературе не сложилось единой, согласованной точки зрения на факторы и стимулы, которые

побуждают представителей малого и среднего бизнеса выходить на международные рынки.

Отдельное внимание, конечно, следует уделить классическим подходам, в соответствии с которыми, для оценки движущих сил интернационализации МСП используется концепция, основанная на ресурсах (RBV), и институциональная теория (IBV). В то время как RBV делает акцент на внутренних рабочих и специфических для фирмы характеристиках экспорта, 1ВУ фокусируется на институциональной среде бизнеса [3].

Так, согласно ресурсному подходу, малая фирма рассматривается как уникальный субъект с набором материальных и нематериальных активов. Эти контролируемые ресурсы влияют на конкурентные преимущества фирмы и ее экспорт. Из-за ограниченности возможностей для МСП вести бизнес на местном рынке, внутренние ресурсы выступают в качестве движущих сил интернационализации предприятия. К ресурсным факторам относятся размер фирмы, оборот, срок функционирования, форма собственности, юридический статус, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

В свою очередь сторонники 1ВУ считают, что институциональные силы влияют на интернационализацию МСП. Согласно данной теории, стратегия компании формируется под влиянием институциональной среды, поскольку на компании-экспортеры влияют внешние силы на принимающем и экспортном рынках. Таким образом, МСП зависят от институциональной среды, в которой они работают, и именно эта среда является побуждающим фактором к интернационализации. Институциональные факторы включают в себя деловую среду, сектор промышленности и государственную политику.

Деловая среда была признана одним из основных институциональных факторов интернационализации МСП. Сторонники данной точки зрения считают, что малые фирмы вынуждены участвовать в международной деятельности, когда сталкиваются с препятствиями на внутреннем рынке, такими как налогообложение и конкуренция. Кроме того, недавнее исследование китайских экспортирующих МСП показало, что деловая среда модерирует связь между технологическими инновациями и интернационализацией МСП.

Хотя в более ранних исследованиях не было установлено, что отрасль, в которой работает МСП, существенно влияет на интернационализацию

МСП, более поздние публикации показали, что отраслевые различия влияют на то, занимается ли МСП экспортной деятельностью.

Теория трансакционных издержек также использовалась для объяснения того, почему МСП участвуют в интернационализации, где как предшествующие события, так и последствия решения об интернационализации связывались с реакцией на сбои рынка. Связь между многонациональными предприятиями (МНП) и МСП с дилеммой сотрудничества или поглощения является центральным объясняющим фактором, изучаемым в таких исследованиях.

Некоторые ученые предпочитаю выделять факторы интернационализации в связке с барьерами и препятствиями их реализации. Пример данного подхода представлен на рисунке 1.

По мнению автора, заслуживает внимания точка зрения ряда российских ученых, которые выделяют 4 укрупненных группы факторов [4]:

1. Постоянное снижение торговых ограничений и инвестиционных барьеров влечет за собой увеличение международных контактов и соответственно стимулирует интернационализацию бизнеса.

2. Изменения в технологиях и коммуникации, которые облегчают взаимодействие, обмен товарами, услугами и информацией через географические границы. Следует отметить, что данная группа факторов приобретает особую значимость в эпоху Четвертой промышленной революции и цифровизации экономики. Так, стреми-

тельное развитие технологий сделало стратегии интернационализации более доступными для МСП. Удаленная работа, искусственный интеллект, мобильные приложения и социальные сети способствовали тому, что МСП получили более гибкие инструменты для расширения и интернационализации. Такие технологические достижения позволяют создавать более интегрированные цепочки поставок и ускорять контакты с поставщиками, подрядчиками и партнерами и в то же время сокращать физические расстояния, тем самым обеспечивая более широкий доступ к рынкам, пользователям и потенциальным клиентам.

3. Появление глобальных институтов, таких как ГАТТ и ВТО, помогло в управлении и регулировании иностранных рынков и предоставило бизнесу удобную платформу для трансграничной торговли.

4. Потенциальные международные рынки позволяют получить максимальную прибыль за счет расширения географии охвата клиентского сегмента.

Представляется, что подход, предложенный российскими учеными, не в полной мере учитывает специфику МСП, поскольку в нем отражены в большей степени общие факторы, руководствуясь которыми предприятия любого размера могу принять решение о необходимости и целесообразности реализации стратегии интернационализации.

Достаточно нестандартной является точки зрения китайских исследователей, которые счи-

Движущие силы

Сдерживающие факторы/барьеры

Либерализация

Изменения в технологиях

Потребность и требование рынка

Мир и безопасность

Преимущество в стоимости

Видение руководства

Экономическая интеграция

Кластер

Война и терроризм

Разница в рынках

Тарифы и квоты

Отсутствие поддержки на родине

Политический риск

Языковые барьеры

Рисунок 1. Движущие силы и сдерживающие факторы для интернационализации МСП

тают, что существует три основных движущих силы интернационализации МСП (см. рис. 2).

На рисунке 2 представлена иерархическо-реф-лексивная модель с тремя базовыми конструктами. Этими конструктами являются драйверы, характерные для конкретной фирмы, драйверы, характерные для конкретной отрасли, и драйверы, характерные для конкретной страны. По мнению авторов данной модели, факторы, влияющие на интернационализацию МСП, имеют очень хорошую корреляцию.

Довольно часто в научно-экспертной литературе можно встретить точку зрения, что к интернационализации МСП побуждают реактивные причины, такие как:

— возможность или необходимость увеличения объема продаж;

— диверсификация деятельности и связанных с ней рисков;

— приближение к своим клиентам;

— снижение затрат на производство или поставку рабочей силы;

— компенсация спада или насыщения внутреннего рынка [6].

Несмотря на то, что это вполне обоснованные причины, все они рассматривают интернационализацию как просто решение проблемы, связанной с фактом или стечением обстоятельств, которые меняют нормальный ход бизнеса (например, снижение маржи, стагнирующий рынок или клиент, который хочет получать услуги

и продукты в другой стране). Однако на практике такого объяснения зачастую бывает недостаточно.

При этом следует отметить, что, по мнению автора, наряду с реактивными существуют и другие, более активные причины для включения интернационализации в конкурентную стратегию МСП, в том числе:

— использование преимуществ роста и развития других рынков;

— перемещение деятельности в цепочке создания стоимости в более конкурентоспособные регионы (будь то затраты на делокализацию производства в страны с более низкими затратами на производство и рабочую силу или экстерна-лизация различных процессов - от обслуживания клиентов до колл-центров - для проведения исследований и инноваций);

— использование эффекта масштаба и охвата;

— получение знаний о других клиентах и рынках, возможностях конкурентов на глобальном уровне в определенной отрасли или секторе, и даже о культурном разнообразии, характерном для команд в глобальных компаниях.

Последний аргумент - получение знаний -редко встречается в списке причин, по которым бизнес выходит на международный рынок, но он имеет огромное значение, поскольку компании, которые не работают на международных рынках, становятся менее конкурентоспособными и более уязвимыми по этой причине. Для бизнеса крайне важно работать за рубежом и быть в курсе

Рисунок 2. Движущие силы интернационализации МСП [5]

того, что международная конкуренция требует совершенства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, отметим, что решение об интернационализации - непростой, а долгий и сложный процесс. Он требует планирования и высокой степени гибкости, способности адаптироваться. Интернационализация приносит большие возмож-

Список литературы

1. Максуд Л. Проблемы на пути интернационализации малого и среднего бизнеса / Л. Максуд // Горизонты экономики. -2023. - № 4. - С. 191-196.

2. Долда Н. И. Анализ факторов, препятствующих интернационализации российских малых и средних предприятий / Н. И. Долда // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. -2022. - Т. 12. - № 2 (38). - С. 15-21.

3. Смирнов Е. Н. Влияние глобальных цифровых платформ на процессы трансформации современной международной торговли / Е. Н. Смирнов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2023. - № 10. - С. 73-77.

References

1. Maksud L. Problems on the path of internationalization of small and medium-sized businesses / L. Maksud // Horizons of the economy. - 2023. - No. 4. - Pp. 191-196.

2. Dolda N. I. Analysis of factors preventing the internationalization of Russian small and medium-sized enterprises / N. I. Dolda // Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. Introduction. The path to science. - 2022. - T. 12. - No. 2 (38). - Рр. 15-21.

3. Smirnov E. N. The influence of global digital platforms on the processes of transformation of modern international trade / E. N. Smirnov // Modern science: current problems of theory and practice. - 2023. - No. 10. - Рр. 73-77.

Информация об авторе

Ван Инхэ, магистрант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) (г. Москва, Российская Федерация).

© Ван Инхэ, 2024.

ности, но и большие риски. В связи с этим малому и среднему бизнесу очень важно четко артикулировать и понимать движущие силы и факторы, которые стимулируют и создают основу для выхода на международные рынки. Осознание этих факторов и их формализация позволит выработать наиболее подходящую и действенную стратегию продвижения.

4. Голивцова Н. Н. Интернационализация кластерных предприятий малого и среднего бизнеса / Н. Н. Голивцова, Е. В. Печерица, А. В. Лихошерстов // Экономический вектор. - 2023. - № 1 (32). - С. 5-12.

5. Лю К. Проблемы и возможности интернационализации малого и среднего бизнеса китайских компаний / К. Лю // Актуальные вопросы современной экономики. - 2023. -№ 4. - С. 438-444.

6. Аюбов Д. М. Малый и средний бизнес: вызовы, тенденции, перспективы и стратегии выхода на международный рынок / Д. М. Аюбов // Вестник Педагогического университета. Естественные науки. - 2021. - № 2. - С. 14-18.

4. Goiivtsova N. N. Internationalization of cluster enterprises of small and medium-sized businesses / N. N. Golivtsova, E. V. Pecheritsa, A. V. Likhosherstov // Economic vector. - 2023. -No. 1 (32). - Pp. 5-12.

5. Liu K. Problems and opportunities for the internationalization of small and medium-sized businesses in Chinese companies / K. Liu // Current issues of modern economics. - 2023. -No. 4. - Pp. 438-444.

6. Ayubov D. M. Small and medium-sized businesses: challenges, trends, prospects and strategies for entering the international market / D. M. Ayubov // Bulletin of the Pedagogical University. Natural Sciences. - 2021. - No. 2. - Pp. 14-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Wang Yinghe, magister student of the National Research University Higher School of Economics (HSE) (Moscow, Russian Federation).

© Wang Yinghe, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.