вопросы инновационной экономики
Том 12 • Номер 1 • Январь-март 2022 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
>
Первое
экономическое издательство
Факторы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости
Дробот Е.В. 1
1 Центр дополнительного профессионального образования, Выборг, Россия
АННОТАЦИЯ:_
С момента создания Африканской континентальной зоны свободной торговли у стран Африки появились новые возможности для развития внутриконтинентальной торговли на преференциальных условиях, а также расширения внешнеэкономических связей в целом и внешнеторговых отношений в частности с другими регионами мира. В статье представлена характеристика ключевых факторов и тенденций интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости и даны оценка перспектив Африканской континентальной зоны свободной торговли. Статья будет интересна специалистам-африканистам, экспертам, занимающимся проблемами мировой экономики и международных экономических отношений, в частности вопросами экономической интеграции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Африка, Африканская континентальная зона свободной торговли, глобальная цепочка создания стоимости, Индекс взаимодополняемости торговли, интеграция, производственные кластеры, нетарифные барьеры, электронная торговля.
Integration of African continental Free Trade Area countries into global value chains: driving factors
Drobot E.V. 1
1 Centre for Extra-curricular Professional Education, Russia
введение
Африканская континентальная зона свободной торговли (African Continental Free Trade Area, далее - AfCFTA) начала функционировать с 1 января 2021 г. И с этого момента у стран AfCFTA появились новые возможности развития внутриконтинентальной торговли на преференциальных условиях, а также расширения внешнеэкономических связей в целом и внешнеторговых отношений в частности с другими регионами мира.
Следует отметить, что по поисковому запросу «Африканская континентальная зона свободной торговли», по данным на 13 февраля 2022 г., на портале ELIBRARY.RU можно обнаружить всего 2 096 публикаций, из них 239 вышло в 2020-2021 гг. Исследованию особенностей
глобальных цепочек создания стоимости посвящено намного больше научных работ. По поисковому запросу «глобальная цепочка создания стоимости» на портале ELIBRARY.RU можно открыть 10 253 публикации, из которых 2 280 - в 2020-2022 гг.
Различные аспекты экономической интеграции на африканском континенте нашли отражения в научных исследованиях таких российских ученых, как Абрамова И.О. [1] (Abramova, Fituni, 2018), Фитуни Л.Л. [1, 14] (Abramova, Fituni, 2018; Fituni, 2020), Дериглазова А.И. [2] (Deriglazova, 2019), Дробот Е.В. [3-7] (Drobot, 2021; Drobot, Ermolova, Evsin, Makarov et al., 2021; Drobot, Sapuntsov, 2021; Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021), Ефименко С.В. [8] (Efimenko, 2019), Сапунцов А.Л. [6, 7, 10-13] (Drobot, Sapuntsov, 2021; Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021; Pavlov, Sapuntsov, 2020; Sapuntsov, 2020; Sapuntsov, 2019; Sapuntsov, 2021) и др. Тем не менее факторы, влияющие на перспективы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости (далее - ГЦСС), исследованы недостаточно.
Цель нашего исследования - выявить ключевые факторы и тенденции интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости и оценить перспективы AfCFTA.
По числу стран-участниц AfCFTA стала крупнейшим в мире торговым блоком. В AfCFTA вошли 54 государства, которые поставили перед собой цель постепенно снизить таможенные тарифы для 90% товаров в течение 5 лет [19].
ABSTRACT:_
Since the establishment of the African Continental Free Trade Zone, African countries have had new opportunities for the development of infra-continental trade on preferential terms, as well as the expansion of foreign economic relations in general and foreign trade relations in particular with other regions of the world. The article presents the characteristics of the key factors and trends in the integration of the African Continental Free Trade Area countries into global value chains . The prospects of the African Continental Free Trade Area are assessed. The article will be of interest to Africanists, experts dealing with the problems of the world economy and international economic relations, as well as economic integration.
KEYWORDS: Africa, African Continental Free Trade Area, global value chain, Trade Complementarity Index, integration, production clusters, non-tariff barriers, e-commerce
JEL Classification: F02, F15, F53 Received: 12.02.2022 / Published: 31.03.2022
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Drobot E.V. (elenadrobot0mail.ru)
CITATION:_
Drobot E.V. (2022) Faktory integratsii stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v glo-balnye tsepochki sozdaniya stoimosti [Integration of African Continental Free Trade Area countries into global value chains: driving factors]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 12. (1). - 741-754. doi: 10.18334/vinec. 12.1.114342
Еще одна цель, которую ставят перед собой страны AfCFTA, - это развитие интеграционных процессов на африканском континенте и расширение участия стран Африки в ГЦСС.
В настоящее время страны Африки участвуют в ГЦСС главным образом в качестве поставщиков сырьевых товаров. По сравнению с другими регионами мира, такими как Америка, Азия и Европа, уровень внутриконтинентальной торговли в Африке значительно ниже. По индексу взаимодополняемости внутрирегионального экспорта и импорта более чем в два раза отстает от всех регионов мира за исключением Океании (рис. 1).
Индекс взаимодополняемости торговли (Trade Complementarity Index, TCI), предложенный в 1996 г. М. Майкли, измеряет степень, в которой обе страны являются так называемыми естественными торговыми партнерами [20], т.е. степень, в которой структура экспорта и импорта двух торговых партнеров совпадает. Высокое значение индекса отказывает, что обе страны могут иметь выгоды от взаимной торговли [9, с. 31-39] (Kashtyakova, 2016, р. 31-39). Значение 1 означает, что на каждый товар при-
Рисунок 1. Индекс взаимодополняемости внутрирегионального экспорта и импорта, среднегодовтД показатель, 2015-2019 гг. Источник: International Trade Centre and UNCTAD, 2021 [22, p. 90].
ОБ АВТОРЕ:_
ДроботЕлена Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент (e1enadrobot0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дробот Е.В. Факторы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12. - № 1.-С. 741-754. doi: 10.18334/утес. 12.1.114342
ходится одинаковая доля экспорта экспортера и импорта его партнера, а значение 0 говорит о том, что соответствия между товарами, экспортируемыми одним торговым партнером, и товарами, импортируемыми другим, нет.
ЛГСБТЛ, стимулируя внутриконтинентальную экономику, может придать новую динамику участию Африки в ГЦСС.
По оценкам Всемирного банка, функциониров ание АГСБТА будет способствовать росту внутриконтинентального экспорта более чем на 81%, а экспорт в другие регионы мира увеличится на 19% к 2035 г. Что касается секторов экономики, то ожидается, что наибольший прирост принесет экспорт продукции обрабатывающей промышленности: внутриафриканская торговля увеличится на 110%, а внешняя торговля за пределами Африки - на 46%. И наоборот, для сектора услуг прогнозируется весьма небольшое увеличение внешнеторговых потоков - 14% от общего объема внутрикон-тинентальной торговли в Африке [15].
Изделия из дерева и бумаги ^
Текстиль и одежда
Химическая продукция, резиновые и пластмассовые изделия Продукция, больше нигде не классифицированная
Энергоемкая продукция
Китай □ ЕС+ЕАСТ
Восточная Азия
4Т
| | Остальные страны
8Т
□ США
Рисунок 2. Оценка абсолютного прироста экспорта продукции обрабатывающей промышленности из Африки, млрд долл. США Источник: [15].
Изделия из дерева и бу магс
Энергоемкая продукция
Текстиль и одежда
Химическая продукция, резиновые и пластмассовые изделия Продукция, больше нигде не классифицированная
Китай □ ЕС+ЕАСТ
Восточная Азия
50
Остальные страны
150 □ США
Рисунок 3. Оценка абсолютного прироста импорта продукции обрабатывающей промышленности в Африку, млрд долл. США Источник: [15].
Т
0
Ожидается, что наибольший выигрыш от торговли с Африкой получат страны Европы и Китай. Для европейских стран прогнозируется увеличение импорта товаров текстильной и химической промышленности из Африки к 2035 году. Между тем ожидается значительный рост импорта в Африку продукции обрабатывающей промышленности из Китая (рис. 2, 3).
Ожидаемый рост производства продукции обрабатывающей промышленности в рамках AfCFTA предоставит странам Африки значительные возможности для диверсификации ГЦСС в будущем.
Представляется важным выделить основные факторы и тенденции, способствующие интенсификации интеграции Африки в мирохозяйственные связи и развитию ГЦСС.
1. Формирование региональных производственных кластеров в Африке
Устранение тарифных барьеров и нетарифных торговых ограничений в государствах - членах AfCFTA облегчает поиск поставщиков в Африке для формирования региональных производственных кластеров, что, в свою очередь, привлечет больше иностранных инвестиций для налаживания производственной деятельности на континенте.
В Африке уже наметилась тенденция к привлечению прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) в трудоемкие отрасли производства, например в текстильную промышленность в Эфиопии. Крупнейшим инвестором в легкую промышленность Африки, особенно в текстильную и обувную, является Китай (рис. 4). Заводы и фабрики, выпускающие продукцию легкой промышленности на африканском континенте, развиваются благодаря иностранным инвестициям, но при этом местные поставщики получают дополнительный стимул для расширения своей деятельности в условиях AfCFTA. Рост численности трудовых ресурсов в Африке только усилит эту тенденцию. Так, к 2035 г. 70% населения Африки будет находиться в трудоспособном возрасте [19]. И если исходить из того, что только к концу 2022 г. численность населения Африки составит около 1,429 млрд чел., то это более 1 млрд чел.!
Помимо секторов с низкой добавленной стоимостью, некоторые североафриканские страны с развитым промышленным потенциалом уже являются привлекательным вариантом для европейского или ориентированного на Европу производства. Например, Марокко является привлекательным вариантом для размещения предприятий автомобильной промышленности. Политическая стабильность, географическая близость к Европе, хорошо налаженное логистическое сообщение с Европой и, соответственно, низкая стоимость рабочей силы делают эту страну более конкурентоспособной по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы. В последние годы Марокко превратилось в региональный центр автомобилестроения, в частности благодаря французским инвестициям. В настоящее время Tanger Automotive City привлекает 50 компаний из разных стран [19]. Заводы, принадлежащие группе PSA
500 400 300 200 100 0
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
I | Строительство Горнодобывающая I | Промышленное I | Прочие
промышленность производство отрасли
Рисунок 4. Китайские ПИИ в Африку по секторам, млрд долл. США Источник: [19].
в Марокко, в 2019 г. привлекли инвестиции для производства запасных частей и деталей автомобилей, наладив сотрудничество с китайскими поставщиками и обеспечив условия для формирования местной цепочки поставок. В январе 2021 г. два японских поставщика деталей для автомобильной промышленности, Yazaki и Sumitomo, начали строительство новых заводов в Марокко. Таким образом, североафриканские страны AfCFTA вызывают растущий интерес со стороны Европы в качестве потенциального варианта размещения производств. А это, в свою очередь, позволяет североафриканскому субрегиону развиваться как производственному центру для удовлетворения потребностей растущего африканского рынка.
2. Расширение потребительского рынка и развитие электронной торговли
Ожидаемый рост доходов населения в рамках AfCFTA также означает расширение регионального потребительского рынка. В соответствии с прогнозом ООН к 2050 г. численность населения африканского континента составит 2,5 млрд чел., из которых 1,7 млрд чел. - это средний класс, обладаю щий платежеспособным спросом [19]. При этом растущий спрос в Африке наблюдается уже сейчас на две категории товаров: потребительские товары и предметы роскоши.
Рост потребительского рынка также предоставляет возможности для развития электронной торговли. Как следствие, создают5я условия для реализации Стратегии цифровой трансформации для Африки на 2020-2030 гг. и либерализации услуг, связанных с электронной торговлей в рамках AfCFTA. В настоящее время электронная торговля в Африке развивается быстро, причем наибольший объем трафика электронной торговли приходится на Нигерию, ЮАР и Египет. В последние годы в Африке появились новые рынки электронной торговли и розничные торговцы. Например,
■ ■! S S!
■ ■■■la
нигерийский онлайн-рынок Jumia, созданный в 2012 г., считается африканским аналогом платформы Amazon. Существуют также новые платформы электронной торговли с иностранными инвестициями, предназначенные для африканского рынка. Например, KiliMall - крупнейшая торговая онлайн-платформа, запущенная китайскими инвесторами в 2014 г. и базирующаяся в Кении. Развитие электронной торговли означает более тесную связь экономики стран африканского континента и открывает новые возможности для экспорта африканских товаров на внешние рынки, особенно для местного малого и среднего бизнеса.
Развитие рынка электронной торговли, особенно трансграничной, также может превратить некоторые субрегионы Африки в региональные распределительные центры. Например, Маврикий уже является одним из таких центров, он занимает самое высокое место среди всех африканских стран в Индексе глобальной интеграции DHL 2021 г. (DHL Global Connectedness Index 2021) [16, 17]. В частности, что касается электронной торговли, Маврикий не только занимает первое место по индексу электронной торговли B2C 2021 г. среди стран Африки к югу от Сахары, опубликованному Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (далее -ЮНКТАД) [18], но также является первой африканской страной, подписавшей Соглашение о свободной торговле с Китаем, которое вступило в силу 1 января 2021 г.
3. Устранение нетарифных ограничений во внешней торговле
Африка входит в число регионов с самыми высокими нетарифными торговыми барьерами. Устранение нетарифных барьеров, таких как бюрократия и процедуры таможенного оформления, может привести к большему росту доходов, чем снижение или отмена таможенных тарифов. Однако следует отметить, что в Африке существуют также субрегиональные соглашения с различными положениями о правилах происхождения и других мерах по упрощению торговых процедур. Поскольку проблема согласования мер по упрощению торговых процедур в рамках субрегиональных соглашений и AfCFTA остается нерешенной, на практике остаются сложности.
Здесь следует отметить, что в целях улучшения цифровизации был разработан онлайн-инструмент мониторинга и отчетности для устранения нетарифных торговых барьеров в сотрудничестве между Африканским союзом и ЮНКТАД [21].
4. развитие транспортной и логистической инфраструктуры
Транспортная и логистическая инфраструктура является еще одним фактором, препятствующим перспективному развитию AfCFTA как в отношении формирования региональных производственных кластеров и ГЦСС, так и в сфере электронной торговли. Согласно рейтингу Всемирного банка по индексу эффективности логистики (World Bank Logistics Performance Index), ЮАР является единственной африканской страной, вошедшей в топ-50 в 2018 г. (33-е место) [23].
Серьезным потенциальным и перспективным инвестором в инфраструктуру в Африке является Китай. На долю строительства приходится более 30% от общего
объема ПИИ Китая в Африку (рис. 3). Инвестиции в строительство открывают Китаю путь к расширению экономического присутствия в Африке. В рамках инициативы «Один пояс и один путь» также осуществляется совместное сотрудничество между Китаем и европейскими странами, особенно Францией, в сфере реализации различных проектов, направле нных на развитие транспортной инфраструктуры, внутрикон-тинентальных и морских перевозок в Африке.
Этот тип сотрудничества получил название "Third-party Market Cooperation", т.е. «Стороннее рыночное сотрудничество».
В качестве примера можно привести сотрудничество между CMA CGM, Bollore Logistics и China Harbor Engineering Company по строительству глубоководного порта в г. Криби в Камеруне, начатому в 2010 г.
По прогнозам, наибольший рост экспорта транспортных услуг из Африки будет наблюдаться в Европе [15]. В то же время основной прирост импорта транспортных услуг в Африку также ожидается из европейских стран (рис. 5, 6).
Перевозки водным транспортом
Автотранспортные и железнодорожные перевозки
Воздушные перевозки
0 2 4 6 8
| | Китай □ ЕС+ЕАСТ □ Восточная □ Остальные □ США
Азия страны
Рисунок 5. Оценка абсолютного прироста экспорта транспортных услуг из Африки,
млрд долл. США Источник: [15].
Перевозки водным транспортом
Воздушные перевозки
Автотранспортные и железнодорожные перевозки
2 Китай □ ЕС+ЕАСТ [
Восточная Азия
5 10
| | Остальные страны
15
□ США
0
Рисунок 6. Оценка абсолютного прироста импорта транспортных услуг в Африку,
млрд долл. США Источник: [15].
Заключение
Как и в случае с любым международным торговым соглашением, для успешного функционирования стран Африки необходима реализация потенциала соглашения AfCFTA в полном объеме.
Африканская континентальная зона свободной торговли имеет важнейшее значение для процветания африканских стран. Благодаря усилению региональной интеграции и расширению возможностей для инклюзивного роста AfCFTA будет способствовать гармонизации торговли стран Африки как на континенте, так и за его пределами. Крайне важно, чтобы страны активизировали усилия по максимизации долгосрочных выгод от торговли путем устранения структурных и институциональных барьеров на пути интеграции. Прежде всего, речь идет о необходимости формирования региональных производственных кластеров, насыщения потребительского рынка, в том числе за счет развития онлайн-торговли, устранения нетарифных ограничений во внешней торговле и развития транспортной и логистической инфраструктуры континента.
На фоне коронавируса страны Африки должны обеспечить устойчивость глобальных цепочек создания стоимости, что представляется важным направлением наших дальнейших исследований.
ИСТОЧНИКИ:
1. Абрамова И. О., Фитуни Л. Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической значимости // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - № 12. - с. 5-14. - doi: 10.20542/0131-2227-2018-62-12-5-14.
2. Дериглазова А.И. Применение информационных технологий при проведении посреднических операций во внешней торговле стран Восточной Африки // Экономические отношения. - 2019. - № 4. - с. 2557-2570. - doi: 10.18334/eo.9.4.41469.
3. Дробот Е.В. Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап экономической интеграции на африканском континенте // Экономические отношения. - 2021. - № 3. - с. 465-482. - doi: 10.18334/eo.11.3.112133.
4. Дробот Е.В. Конкурентоспособность стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в условиях пандемии COVID-19 // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 2. - с. 869-896. - doi: 10.18334/vinec. 11.2.112132.
5. Дробот Е.В., Ермолова О.В., Евсин М.Ю., Макаров И.Н. и др. Влияние проектных форм и инструментов управления на потенциал развития стран Африки // Креативная экономика. - 2021. - № 7. - с. 3103-3116. - doi: 10.18334/ce.15.7.112059.
6. Дробот Е.В., Сапунцов А.Л. Африканская континентальная зона свободной торговли в зеркале международной экономической интеграции: Quo Vadis? // Экономические отношения. - 2021. - № 2. - с. 355-376. - doi: 10.18334/eo.11.2.112139.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Трансформация отраслевой структуры инновационного бизнеса в Африке и вызовы пандемии коронавируса //
Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 1. - c. 351-378. - doi: 10.18334/ vinec. 11.1.111858.
8. Ефименко С.В. Особенности управления финансовым риском в экспортной дея-
тельности многонациональных предприятий Южно-Африканской Республики // Экономические отношения. - 2019. - № 4. - с. 2571-2584. - doi: 10.18334/eo.9.4.41472.
9. Каштякова Э. Развитие внешней торговли между ЕС и Россией в современных усло-
виях: анализ на основе индекса взаимодополняемости торговли // Торговая политика. - 2016. - № 1(5). - с. 31-39.
10. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. -№ 12. - с. 3109-3120. - doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
11. Сапунцов А.Л. Двусторонние инвестиционные договоры как инструмент регулирования деятельности иностранных инвесторов в странах Африки // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 12. - с. 3237-3248. - doi: 10.18334/ epp.10.12.111505.
12. Сапунцов А.Л. Основы институционального подхода к регулированию деятельности иностранных инвесторов в странах Африки // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - с. 747-760. - doi: 10.18334/epp.9.4.41518.
13. Сапунцов А.Л. Подводим итоги «коронавирусного» спада на рынке прямых иностранных инвестиций стран Африки // Экономические отношения. - 2021. - № 4. -с. 811-826. - doi: 10.18334/eo.11.4.113952.
14. Фитуни Л. Л. Иностранный капитал в Африке: теории, стратегии, новации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - № 6. -с. 6-29. - doi: 10.23932/2542-0240-2020-13-6-1.
15. The African Continental Free Trade Area: Economic and Distributional Effects. International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/trade/publication/ the-african-continental-free-trade-area#data (дата обращения: 13.02.2022).
16. Altman S.A., Bastian C.R. Global Connectedness Index 2020. The State of Globalization in a Distancing World. NYU Stern School of Business Center for the Future of Management DHL Initiative on Globalization, Deutsche Post AG, Bonn, Germany. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dpdhl.com/content/dam/dpdhl/en/media-center/media-relations/documents/2020/dhl-gci-2020-main-report.pdf (дата обращения: 13.02.2022).
17. Altman S.A., Bastian C.R. The DHL Global Connectedness Index 2021 Update. Globalization shock and recovery in the Covid-19 crisis. NYU Stern School of Business Center for the Future of Management DHL Initiative on Globalization, Deutsche Post AG, Bonn, Germany. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dhl.com/global-en/ spotlight/globalization/global-connectedness-index.html#parsysPath_download_box_ copy_co (дата обращения: 13.02.2022).
18. Digital Economy Report 2021. Cross-border data flows and development: For whom the data flow. Unctad, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/ official-document/der2021_en.pdf (дата обращения: 13.02.2022).
19. Ganyi Zhang AfCFTA: A More Integrated Africa in the Global Supply Chain. UPPLY, February 17, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://market-insights.upply.com/en/ afcfta-a-more-integrated-africa-in-the-global-supply-chain (дата обращения: 13.02.2022).
20. Michaely M. Trade Preferential Agreements in Latin America: An Ex Ante Assessment. Policy Research Working Paper No 1583, World Bank, 1996. [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/934301468773398976/pdf/multi-0page.pdf (дата обращения: 18.02.2021).
21. Online tool to remove trade barriers in Africa goes live. UNCTAD, 17 January 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/news/online-tool-remove-trade-barriers-africa-goes-live (дата обращения: 13.02.2022).
22. Reaping the Potential Benefits of the African Continental Free Trade Area for Inclusive Growth: Economic Development in Africa Report 2021. UNCTAD, Geneva, 2021.
23. World Bank Logistics Performance Index. [Электронный ресурс]. URL: https://lpi. worldbank.org/international/scorecard/radar/254/C/ZAF/2018#chartarea (дата обращения: 13.02.2022).
REFERENCES:
Abramova I. O., Fituni L. L. (2018). Afrikanskiy segment mnogopolyarnogo mira: dinamika geostrategicheskoy znachimosti [The African segment of multipolar world: dynamics of geostrategic significancy]. World Economy and International Relations. (12). 5-14. (in Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2018-62-12-5-14. Altman S.A., Bastian C.R. Global Connectedness Index 2020. The State of Globalization in a Distancing WorldNYU Stern School of Business Center for the Future of Management DHL Initiative on Globalization, Deutsche Post AG, Bonn, Germany. Retrieved February 13, 2022, from https://www.dpdhl.com/content/dam/dpdhl/en/ media-center/media-relations/documents/2020/dhl-gci-2020-main-report.pdf Altman S.A., Bastian C.R. The DHL Global Connectedness Index 2021 Update. Globalization shock and recovery in the Covid-19 crisisNYU Stern School of Business Center for the Future of Management DHL Initiative on Globalization, Deutsche Post AG, Bonn, Germany. Retrieved February 13, 2022, from https:// www.dhl.com/global-en/spotlight/globalization/global-connectedness-index. html#parsysPath_download_box_copy_co Deriglazova A.I. (2019). Primenenie informatsionnyh tekhnologiy pri provedenii posrednicheskikh operatsiy vo vneshney torgovle stran Vostochnoy Afriki [The application of information technologies in carrying out intermediate foreign trade operations of East African countries]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2557-2570. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41469.
Digital Economy Report 2021. Cross-border data flows and development: For whom the data flowUnctad, 2021. Retrieved February 13, 2022, from https://unctad.org/ system/files/official-document/der2021_en.pdf
Drobot E.V. (2021). Afrikanskaya kontinentalnaya zona svobodnoy torgovli kak novyy etap ekonomicheskoy integratsii na afrikanskom kontinente [African continental free trade area as a new stage of economic integration on the african continent]. Journal of International Economic Affairs. (3). 465-482. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.11.3.112133.
Drobot E.V. (2021). Konkurentosposobnost stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v usloviyakh pandemii COVID-19 [Competitiveness of the African Continental Free Trade Area countries in the context of the COVID-19 pandemic]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 869-896. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.2.112132.
Drobot E.V., Ermolova O.V., Evsin M.Yu., Makarov I.N. i dr. (2021). Vliyanie proektnyh form i instrumentov upravleniya napotentsial razvitiya stran Afriki [The impact of project forms and management tools on the development potential of African countries]. Creative economy. (7). 3103-3116. (in Russian). doi: 10.18334/ ce.15.7.112059.
Drobot E.V., Makarov I.N., Sapuntsov A.L. (2021). Transformatsiya otraslevoy struktury innovatsionnogo biznesa v Afrike i vyzovy pandemii koronavirusa [Structural transformation of innovative business in Africa and challenge of the COVID-19 pandemic]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 351-378. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.1.111858.
Drobot E.V., Sapuntsov A.L. (2021). Afrikanskaya kontinentalnaya zona svobodnoy torgovli v zerkale mezhdunarodnoy ekonomicheskoy integratsii: Quo Vadis? [African Continental Free Trade Area in "reflections" of international economic integration: Quo Vadis?]. Journal of International Economic Affairs. (2). 355-376. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.2.112139.
Efimenko S.V. (2019). Osobennosti upravleniya finansovym riskom v eksportnoy deyatelnosti mnogonatsionalnyh predpriyatiy Yuzhno-Afrikanskoy Respubliki [The particularities of the financial risk management in export activity of South African multinational enterprises]. Journal of International Economic Affairs. (4). 25712584. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41472.
Fituni L. L. (2020). Inostrannyy kapital v Afrike: teorii, strategii, novatsii [Foreign capital in Africa: theories, strategies and novations]. Kontury globalnyh transformatsiy:politika, ekonomika, pravo. (6). 6-29. (in Russian). doi: 10.23932/2542-0240-2020-13-6-1.
Ganyi Zhang AfCFTA: A More Integrated Africa in the Global Supply ChainUPPLY, February 17, 2021. Retrieved February 13, 2022, from https://market-insights. upply.com/en/afcfta-a-more-integrated-africa-in-the-global-supply-chain
Kashtyakova E. (2016). Razvitie vneshney torgovli mezhdu ES i Rossiey v sovremennyh usloviyakh: analiz na osnove indeksa vzaimodopolnyaemosti torgovli [Development of European Union and Russia trade in current situation: an analysis based on the index of trade complementarity]. Torgovayapolitika. (1(5)). 31-39. (in Russian). Michaely M. Trade Preferential Agreements in Latin America: An Ex Ante AssessmentPolicy Research Working Paper No 1583, World Bank, 1996. Retrieved February 18, 2021, from https://documents1.worldbank.org/curated/ en/934301468773398976/pdf/multi0page.pdf Online tool to remove trade barriers in Africa goes liveUNCTAD, 17 January 2020. Retrieved February 13, 2022, from https://unctad.org/news/online-tool-remove-trade-barriers-africa-goes-live Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2020). Rasshirenie uchastiya stran Afriki v mezhdunarodnoy promyshlennoy kooperatsii [Participation of African countries in the international industrial cooperation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (12). 3109-3120. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111506. Sapuntsov A.L. (2019). Osnovy institutsionalnogo podkhoda k regulirovaniyu deyatelnosti inostrannyh investorov v stranakh Afriki [The fundamentals of the institutional approach to the regulation of foreign investors in Africa]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 747-760. (in Russian). doi: 10.18334/ epp.9.4.41518.
Sapuntsov A.L. (2020). Dvustoronnie investitsionnye dogovory kak instrument regulirovaniya deyatelnosti inostrannyh investorov v stranakh Afriki [The effects of bilateral investments treaties on regulating the activities of foreign investors in Africa]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (12). 3237-3248. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111505. Sapuntsov A.L. (2021). Podvodim itogi «koronavirusnogo» spada na rynke pryamyh inostrannyh investitsiy stran Afriki [Summing up the coronavirus shock consequences to the African market of foreign direct investments]. Journal of International Economic Affairs. (4). 811-826. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.11.4.113952.
The African Continental Free Trade Area: Economic and Distributional Effects. International Bank for Reconstruction and DevelopmentThe World Bank, 2020. Retrieved February 13, 2022, from https://www.worldbank.org/en/topic/trade/ publication/the-african-continental-free-trade-area#data World Bank Logistics Performance Index. Retrieved February 13, 2022, from https:// lpi.worldbank.org/international/scorecard/radar/254/C/ZAF/2018#chartarea