Научная статья на тему 'Факторы институционального развития экономики, основанной на знаниях'

Факторы институционального развития экономики, основанной на знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ЗНАНИЕ / НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / РУТИНЫ / МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / КООРДИНАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ДЕЛЕЖ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОД / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE / INSTITUTIONAL FACTORS / KNOWLEDGE / SCIENTIFIC INFORMATION / LIMITED RATIONALITY / ROUTINES / MENTAL MODELS / COORDINATION / COOPERATION / SHARING AND DISTRIBUTION OF EXPENSES AND BENEFITS / REPRODUCTION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыроваткина Татьяна Николаевна

Исследована экономика, основанная на знаниях, с позиции институциональных факторов развития. Рассмотрены поведенческие мотивы агентов: ограниченная рациональность, рутины и ментальные модели. Приведены уровни ментальных программ, формы их проявления в условиях экономики, основанной на знаниях. Обнаружена специфическая способность знания доминирования над другими экономическими ресурсами в проблеме достижения высокого уровня экономического развития. Представлены основные функции институциональной экономики координация, кооперация, дележ и распределение издержек и выгод, как присущие экономике, создающей знание и научную информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE

The economy based on knowledge, from a position of institutional factors of development is investigated. Behavioural motives of agents are considered: limited rationality, routines and mental models. Levels of mental programs, forms of their manifestation in the conditions of the economy based on knowledge are given. Specific ability of knowledge to prevail over other economic resources in achievement of high economic development is found. The main functions of institutional economy coordination, cooperation, sharing and distribution of expenses and benefits, as inherent in the economy creating knowledge and and scientific information are presented.

Текст научной работы на тему «Факторы институционального развития экономики, основанной на знаниях»

Сыроваткина Т.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ФАКТОРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

Исследована экономика, основанная на знаниях, с позиции институциональных факторов развития. Рассмотрены поведенческие мотивы агентов: ограниченная рациональность, рутины и ментальные модели. Приведены уровни ментальных программ, формы их проявления в условиях экономики, основанной на знаниях. Обнаружена специфическая способность знания доминирования над другими экономическими ресурсами в проблеме достижения высокого уровня экономического развития. Представлены основные функции институциональной экономики -координация, кооперация, дележ и распределение издержек и выгод, как присущие экономике, создающей знание и научную информацию.

Ключевые слова: экономика, основанная на знаниях; институциональные факторы; знание; научная информация; ограниченная рациональность; рутины; ментальные модели; координация; кооперация; дележ и распределение издержек и выгод; воспроизводственная инфраструктура.

Современные модернизационные процессы экономики связаны с возрастанием роли и значения образования. Экономика, основанная на знаниях, в своем развитии испытывает непрерывное совершенствование институциональных образований и их структурных элементов. В данной статье осуществляется попытка выявить институциональные особенности экономики, основанной на знаниях, и определить основные факторы институционального развития данной сферы хозяйства.

Человеческое знание приобретает в последние годы широкое интерес со стороны мировой экономической науки. Большое внимание к данному явлению и сектору экономики, в котором оно формируется, отражает признание того, что научные знания, специализированные уникальные навыки их носителей становятся главным источником и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического развития. В связи с этим сформировалось самостоятельное направление в науке -экономика, основанная на знаниях. В его рамках исследуется знание, информация, нововведения, инновации как основная проблема экономики и используются характерные методологические подходы, в том числе с позиции институциональной теории.

Согласно теории одного из основателей традиционного институционализма У. Митчелла, любая экономика представляет собой динамическую систему, находящуюся под воздействием многих общественных институтов. По-

иск институциональных особенностей экономики, основанной на знаниях, связан с выявлением факторов развития данной системы, а также практическими результатами воздействий.

Совокупность институциональных факторов по направленности воздействия на экономику, основанную на знаниях, делятся на две самостоятельные группы. Первая группа представлена процессами стимулирующими развитие данной сферы экономики. Вторая группа, оказывает противоположное - ограничивающее воздействие. К стимулирующим процессам относятся технологические, воспроизводственные, инновационные и другие процессы. Их воздействие подробно изучено в трудах известных ученых - Д. Белла, М. Кастельса, Ж. Сапира, Дж. Стиглера, Г. Саймона, Э. Тоффлера и других теоретиков в области инновационной экономики, информационной экономики, экономики образования. Менее изученной является вторая группа факторов, которые нельзя охарактеризовать однозначно, поскольку, с одной стороны, они сдерживают развитие экономики, с другой стороны, при определенных условиях, обеспечивают ее стабильность.

Проблема неустойчивости и нестабильности отраслей национального хозяйства, в том числе экономики, основанной на знаниях, вызвана длительным воздействием трансформационных процессов. Затяжной характер явления вызвал принципиально новые методы эффективного хозяйствования, рационального применения ресурсов и возможностей, и соответственно, новых подходов в изучении.

Согласно институциональной теории основу анализа социальных и экономических взаимодействий составляет ограниченная рациональность, характеризующая поведение агентов и среду их взаимодействия в условиях экономики, основанной на знаниях.

Поведенческие мотивы агентов в данной сфере деятельности, создают противоречие между возрастающим знанием и ограниченной способностью человека его воспринимать и преобразовывать. Поясним этот момент. Знание человека современная наука определяет как неисчерпаемый экономический ресурс, который способен самостоятельно пополняться, совершенствоваться, адаптироваться и воспроизводиться в изменяющихся институциональных условиях. Участие человека в данных процессах может быть условным. К ним относятся: современная информационная среда, глобальная сетизация экономической деятельности, пространственное расширение взаимосвязей хозяйствующих субъектов и другие возможности. Однако, рыночные отношения, получившие распространение в сфере производства знания, определяют его с позиции не социальной, а товарной природы. При этом возникающая ограниченная рациональность поведения приводит к сокращению масштабов воспроизводственного процесса знания.

Это означает, что рыночное поведения индивидов сужает границы применение знания за счет возрастающих издержек на его поиск и приобретение. А игнорирование индивидами альтернативных источников, и отсечение областей применения знания, связанных с неопределенностью и риском становятся главной проблемой экономики, основанной на знаниях. В данном случае принцип удовлетворенности является доминирующим по отношению максимизации отдачи.

Например, индивиды в поиске источника знания, в том числе, с целью получения образования, выбирают образовательные услуги, руководствуясь привычным перечнем требований: ценой, престижем образовательной организации, территориальным расположением, семейными традициями. Часто они пренебрегают доступными альтернативами, не интересуясь тем, что входит в образовательные услуги и их стоимость, как организован образовательный процесс, применяются ли инновационные образовательные технологии и методики, какие условия проживания обучающихся в общежитиях и

соответствуют ли они современным требованиям, как организовано питание, наличие спортивных объектов и другие условия обучения. Возможно одновременное снижение притязаний индивидов, которые возникают под действием психологических регуляторов, таких как механизмы защиты от стресса, длительный поиск соответствующих ожиданиям показателей.

Такое поведение в сфере экономики, основанной на знаниях, характерно не только для индивидов, но и для фирм, производящих знания. Их действие основано на сложных механизмах адаптации к меняющимся рыночным условиям и внешней неопределенности. Примером подобного поведения выступают образовательные организации, которые ставят перед собой главную цель повысить явные показатели своей деятельности: долю рынка образовательных услуг, рейтинг образовательной организации, производственная эффективность, научную деятельность, техническую обеспеченность, способность к адаптации международным требованиям в сфере образовательной деятельности. При этом максимизация прибыли чаще становиться второстепенной целью при социальной значимости и приоритетности знания.

Институциональный аспект исследования позволяет представить сферу экономики, основанной на знаниях, с позиций рутинного характера поведения агентов и ментальных моделей.

Экономика, основанная на знаниях, как общественный институт, имеет особые характеристики и факторы возникновения стереотипов, или рутин. При этом, привычные представления об общих ментальных моделях в данной сфере деятельности изменяются или трансформируются. Данные изменения объясняются непрерывной динамичностью рутины и ее элементов. Главными мотивами поведения агентов экономики, основанной на знаниях, являются непрерывный научный поиск, создание инновационных идей и теорий, их последующее внедрение в общественное воспроизводство. Фирмы и индивиды вынуждены постоянно пополнять научную информацию и знание, приспосабливаться к новым условиям, изменять стратегии поведения и изменять сами рутины, поэтому их объем и эффективность снижаются. Возникают дополнительные издержки производства знания и соответственно новые риски. Однако при благоприятных экономических условиях риски могут компенсироваться результа-

тами от реализованных инноваций и новых знаний. Так экономический выбор индивида в пользу сегодняшнего получения образования означает рост затрат, который покроется повышенным доходом от применения в будущем его высококвалифицированного труда. Или научная или образовательная организация, создавая инновационный продукт и имея высокие затраты на разработку и внедрение, покроет их, получив высокие прибыли в долгосрочном периоде.

Рутинность и ментальность поведения агентов экономики, основанной на знаниях, означает создание явных знаний, (например, получение образования определенного уровня). Они вытесняются неявными знаниями, вызванные налаженным и привычно повторяющимся производственным процессом. Поэтому лежащие в основе данной сферы деятельности рутины недостаточны и должны быть компенсированы дальнейшими гарантированными доходами.

Опыт нехватки рутин в экономики - достаточно распространенное явление. Трансформационные процессы России конца XX века вызвали необходимость замены рутин административной (советской) экономики на рутины рыночной экономики. До сих пор по рутинам, основанным на неявном знании о функционировании рынка, экономика, основанная на знаниях, ощущает значительную нехватку, по сравнению с другими сферами общественного производства. Отсюда возможно появилась проблема нехватки квалифицированных инженеров, специалистов, преподавателей, ученых, обладающих опытом рутинного поведения, связанного с коммерческим опытом.

Экономика, основанная на знаниях, как источник формирования своеобразных ментальных моделей и культуры вызывает особый интерес.

Общественные институты, от характера которых зависят явные и неявные знания, а также профессиональные и навыки, накапливаемые человеком, имеют низкий уровень развития. Ссылаясь на модель Хофстеда - одного из самых известных специалистов по вопросам культуры, мы считаем, что поведение человека во многом зависит от его ментальных программ или алгоритмов размышлений, чувств и действий. Можно ли утверждать, что человеческие знания, навыки и информация играют определенную роль в этом процессе? Как и указывает Хофстед самые низшие и массовые ментальные програм-

мы распространены среди большей части общества, они наследуются генетически и определяют человеческую природу. Накопление хозяйственной практики, определенных трудовых навыков, знаний дополнительно воздействуют на природу человека и его наследственность. Так формируются способности и склонности следующего поколения людей к определенным профессиям, роду занятий, талантам, специализациям. Примером их реализации выступают семейные, родовые, национальные фирмы.

Средний уровень имеют ментальные программы, характерные только для некоторых групп индивидов. Они формируются под воздействием обучения, направленного на создание специфического или редкого знания, а также его обновление и использования. К данной группе индивидов в экономике, основанной на знаниях, принадлежат выдающиеся ученые, исследователи, аналитики, педагоги. Следует отметить, что высокие знания и интеллект наделяют индивида соответствующим уровнем культуры.

К верхнему уровню ментальных программ относятся поведенческие особенности, характеризующие конкретного индивида. В их основе лежат личностные свойства человека, его индивидуальные знания и опыт, профессионализм, способность адаптации к новым условиям жизни и другие. Эти программы также наследуются генетически и частично формируются путем обучения.

Наиболее важен с точки зрения институционального анализа уровень культуры или средний уровень, в котором доля участия производства знания и его применения высока. Здесь закладываются массовая экономическая культура, экономическая культура отдельных индивидов, принимающих концептуальные решения в сфере организации и управления, а также формирующих теоретические основы экономической культуры. При движении снизу вверх по данной пирамиде культур обнаруживается возрастающая доля знания. При этом влияние других ценностей, в том числе материальных, становится относительно меньше. Следовательно, экономика, производящая знание, определяет способность национальной экономики к экономическому росту на основе инновационного развития.

Таким образом, соотношение компонентов культуры на разных уровнях экономики имеют непосредственную связь с развитием сектора

экономики, создающим знание. Обращение институциональных исследований в сторону ментальности сферы производства знания позволяет сформировать новые представления о его роли и значении, а также применить новые методы решения острых экономических и социальных проблем.

Определяемые институциональной теорией функции координации, кооперации, дележа и распределения издержек и выгод имеют свои особенности в условиях сферы производства знаний, выражающиеся через их экзогенный и эндогенный характер.

Координация. Решение координационных вопросов происходит за счет использования развитой воспроизводственной инфраструктуры экономики, основанной на знаниях. Функционирование воспроизводственной инфраструктуры следует рассматривать на примере образовательных организаций в системе высшего образования. Современные крупные региональные университетские комплексы являются сосредоточением передовой науки, технологии и образования. Они способны создавать научные идеи и технологии, внедрять их в образовательный процесс, а также обеспечивать экономику инновационными продуктами и разработками.

Университетские комплексы обладают высокоразвитой информационной составляющей на основе использования коммуникационных, сетевых и дистанционных технологий. Обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам позволяет воспроизводить знание и одновременно снижать издержки. Благодаря доступности и развитости воспроизводственной и информационной инфраструктуры создаются широкие возможности для повышения эффективности решения многих координационных проблем в сфере производства знания и других сферах экономики.

Кооперация. Экономика, основанная на знаниях, в полной мере способна обеспечивать кооперацию участников экономических отношений, поскольку основана на системе контрактов. Институт экономики, основанной на знаниях, способствует координации и кооперации во многих сферах деятельности. Это обеспечивается участием современной науки и образования в рыночных сделках. Предоставление знания в виде образовательных услуг населению со стороны образовательных органи-

заций имеет контрактную основу. Контракт как соглашение между производителем и потребителем образовательных услуг, определяет основные условия договоренности агентов и их взаимное согласие, снижает трансакционные издержки и защищает деятельность от неэффективности результатов и рисков.

Дележ и распределение издержек и выгод. Участники отношений в сфере экономики, основанной на знаниях, при принятии решений по координации закрепляют за собой определенные равенства или неравенства выгод. Например, современным научным и образовательным организациям не безразлично, на какие условия согласны потребители или какие условия им предлагают конкуренты. Вузы на рынке инновационных образовательных услуг решают проблему дележа и распределения путем предоставления альтернативных образовательных программ и гибкой системы цен. При этом они проводят свою политику по четким, заранее оговоренным правилам, обязательным для всех участников, в качестве которых выступают образовательные стандарты и программы. Данные условия в совокупности также нацелены на эффективность воспроизводства знания.

Таким образом, институциональные особенности экономики, основанной на знаниях, заключающиеся в специфической мотивации агентов и функционировании воспроизводственной инфраструктуры рассматриваются как определяющие факторы экономического развития.

Продолжающиеся трансформационные процессы ставят экономику, основанную на знаниях, в нестабильное положение наряду с другими отраслями хозяйства. Институциональные преобразования направлены на формирование рыночных механизмов в сфере науки и образования. Одновременно стремление к стабилизации, сохранению и укреплению социальных сфер экономики, побудили общество к продолжению институциональных преобразований, выражающиеся в политике модернизации. Насколько будет положительным результат, зависит от эффективного применения экономических, политических, культурных и других воздействий, а также приоритетности развития экономики, основанной на знаниях.

6.03.2014

Список литературы:

1. Кузьминов, Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты [Текст] / Я.И. Кузьминов, К.А. Биндукидзе, М.М. Юдкевич. - М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. - 444 с.

2. Чекмарёв, В.В. Система экономических отношений в сфере образования [Текст] : Научная монография / В.В. Чекмарёв. -Кострома : Издательство Костромского госпедунисерситета им. Н. А. Некрасова, 1998. - 400 с.

3. Щетинин, В.П. Экономика образования [Текст] / В.П. Щетинин, Н.А. Хроменков, Б.С. Рябушкин. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 305 с.

4. Еникеева, С.Д. Рынок образовательных услуг и методы его регулирования [Текст]. - М. : МАКС Пресс, 2011. - 108 с.

5. Мещеров, А.В. Реальная экономика: механизм движения фиктивного и действительного капитала. - Экономические науки. - 2011. - №4. - С. 20-26.

Сведения об авторах:

Сыроваткина Татьяна Николаевна, доцент кафедры экономической теории Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 375932, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.