Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ'

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
741
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / УРБАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Секушина Ирина Анатольевна

Целью исследования является изучение факторов и условий развития малых и средних городов на примере регионов Европейского Севера России. В работе проанализирована динамика численности населения, свидетельствующая об убыли жителей малых и средних городов. Представлены сведения о времени основания городских поселений в разрезе основных периодов российской истории. Рассмотрены факторы, оказавшие влияние на формирование и развитие малых и средних городов Европейского Севера в досоветское и советское время. Обосновано, что на ранних этапах формирования российского государства для развития данных населенных пунктов ключевое значение имело их расположение относительно крупных торговых и транспортных путей. Определенную роль играли природно-географический, сырьевой и религиозный факторы. На развитие городов, основанных в советское время, сильное влияние оказали процессы индустриализации страны. Главными факторами стали сырьевой, производственный и транспортный. Доказано, что сила воздействия различных факторов на развитие малых и средних городов с течением времени постепенно меняется. При определении стратегических приоритетов дальнейшего развития населенных пунктов важно не только учитывать опыт прошлых лет, но и стараться предопределять факторы, которые могут оказать влияние в будущем. В работе использовались системный и ретроспективный подходы, метод обобщения, экономико-статистический метод, а также табличные приемы визуализации данных. Значимость результатов исследования состоит в возможности их применения органами власти в целях совершенствования государственной и муниципальной политики в отношении малых и средних городов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Секушина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM TOWNS IN THE RUSSIAN NORTH

The purpose of the research is to study the factors and conditions of the development of small and medium towns on the example of the regions of the Russian North. The paper analyzes the population’s dynamics indicating the residents’ decline in small and medium towns. The article presents information about the time of the foundation of urban settlements in the context of the main periods of the Russian history. The author considers the factors that have influenced the formation and development of small and medium towns in the Russian North in the pre-Soviet and Soviet periods. The paper proves that at the early stages of the Russian state’s formation for the development of these settlements, their location in relation to large trade and transport routes was of key importance. Natural-geographical, raw material, and religious factors played a certain role. The processes of Russian industrialization had a strong influence on the towns’ development, founded in the Soviet period. The main factors were raw materials, production, and transport. The article shows that the impact of various factors on the development of small and medium towns gradually changes over time. When determining strategic priorities for the further development of human settlements, it is important not only to take into account the experience of past years, but also to try to predestinate the factors that may have an impact in the future. The work uses systematic and retrospective approaches, generalization method, economic and statistical method, and tabular methods of data visualization. The significance of the research results is a possibility of their application by the authorities in order to improve the state and municipal policy in relation to small and medium towns.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ»

ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИИ

DOI: 10.15838/tdi.2021.1.56.2 УДК 332.13 | ББК 65.049 (2)

© Секушина И.А.

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ1

Вологодский научный центр Российской академии наук г. Вологда, Российская Федерация e-mail: i_sekushina@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4216-4850; ResearcherID: Q-4989-2017

ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА СЕКУШИНА

Целью исследования является изучение факторов и условий развития малых и средних городов на примере регионов Европейского Севера России. В работе проанализирована динамика численности населения, свидетельствующая об убыли жителей малых и средних городов. Представлены сведения о времени основания городских поселений в разрезе основных периодов российской истории. Рассмотрены факторы, оказавшие влияние на формирование и развитие малых и средних городов Европейского Севера в досоветское и советское время. Обосновано, что на ранних этапах формирования российского государства для развития данных населенных пунктов ключевое значение имело их расположение относительно крупных торговых и транспортных путей. Определенную роль играли природно-географический, сырьевой и религиозный факторы. На развитие городов, основанных в советское время, сильное влияние оказали процессы индустриализации страны. Главными факторами стали сырьевой, производственный и транспортный. Доказано, что сила воздействия различных факторов на развитие малых и средних городов с течением времени постепенно меняется. При определении стратегических приоритетов дальнейшего развития населенных пунктов важно не только учитывать опыт прошлых лет, но и стараться предопределять факторы, которые могут оказать влияние в будущем. В работе использовались системный и ретроспективный подходы, метод обобщения, экономико-статистический метод, а также табличные приемы визуализации данных. Значимость результатов исследования состоит в возможности их применения органами власти в целях совершенствования государственной и муниципальной политики в отношении малых и средних городов.

Малые и средние города, факторы развития, Европейский Север России, ретроспективный анализ, урбанизация.

1 Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития и эффективного использования потенциала социально-экономических систем».

На сложившуюся в настоящее время в Российской Федерации систему расселения в значительной степени повлияла реализация политики индустриализации страны, начатой еще в 1920-е годы [1]. Выбранный советской властью курс экономического развития государства привел не только к опережающему росту количества крупных промышленных центров и концентрации проживающего в них населения, но и к увеличению темпов развития небольших городских поселений, в том числе малых и средних городов2, как во времена СССР, так и в постсоветский период выполняющих функцию связующего звена между крупнейшими городами и сельскими населенными пунктами. Помимо этого, малые и средние города выступают точками сосредоточения объектов социальной инфраструктуры, во многих случаях они играют роль административных центров районного уровня. По данным на 1 января 2020 года это самая многочисленная группа: к ним относится 944 из 1116 российских городов. Всего в них проживает свыше 26,5 млн человек, что составляет 18,1% всех жителей страны [2].

Вопросам формирования и развития городских поселений как в мире, так и в России посвящено достаточно большое количество работ не только ученых-экономистов, но также историков и географов. Вместе с тем нельзя не отметить, что в качестве объекта исследования в большинстве случаев принимаются крупные города и агломерации, значительно меньше внимания уделяется малым и средним городам. Изучение специфики формирования данных населенных пунктов позволяет выявить факторы и условия их стабильного развития и процветания. Указанные обстоятельства во многом определяют актуальность и новизну проведенного исследования.

Целью нашей работы является анализ условий и основных факторов формирования и развития малых и средних городов как неотъемлемой части урбанизации Евро-

пейского Севера России. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотрены основные подходы к выделению факторов развития локальных территорий; проведен ретроспективный анализ процессов урбанизации и градо-образования в регионах Европейского Севера России; выявлены основные факторы, оказавшие влияние на развитие малых и средних городов в различные исторические периоды.

Методология исследования базируется на комплексном и системном подходах. В работе использованы методы ретроспективного и статистического анализа, обобщения, синтеза и другие приемы научной обработки информации. Информационную базу составили данные официальной статистики, сайтов органов государственной и муниципальной власти, исследования автора.

Практически для всех стран мира XX век стал периодом активного роста городов и увеличения численности населения, в них проживающего. Вместе с тем следует отметить, что некоторые города появились задолго до начала научно-технической революции и зарождения индустриального общества. Соответственно, изучение причин, условий, факторов и проблем формирования городских населенных пунктов нашло отражение в трудах многих зарубежных и отечественных авторов различных периодов времени.

С точки зрения пространственной экономики вопросы формирования и развития городов, в том числе исторические причины их создания, затрагиваются в работах И.Г. фон Тюнена, В. Кристаллера, А. Лёша, У. Алонсо. В моделях размещения деятельности и организации пространства, представленных в трудах указанных ученых, города главным образом рассматриваются как центры сосредоточения населения и производства, места потребления сельскохозяйственной продукции, производимой на периферии. Несмотря на наличие определенных по-

2 Согласно «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» к средним относятся города с численностью населения от 50 до 100 тыс. чел., к малым - до 50 тыс. чел.

грешностей, они во многом объясняют закономерности расположения городов относительно друг друга. Факторы возникновения населенных пунктов и развития городских систем рассматриваются с учетом пространственного развития территорий. В таком контексте эти труды и в настоящее время не потеряли своей актуальности. К примеру, А.Г. Гранберг при проведении ретроспективного анализа оценок, данных советскими и российскими исследователями в отношении работы А. Леша «Географическое размещение хозяйства» [3], приходит к аналогичным выводам [4].

Известный социолог М. Вебер [5] осуществил достаточно развернутое исследование, посвященное вопросам развития городов с периода античности до современности. С экономической точки зрения он выделяет «город потребителей» и «город производителей». Для первого типа характерно то, что шансы на доходы его предпринимателей и торговцев в решающей степени зависят от наличия среди населения различных по своему экономическому положению крупных потребителей. Развитие «городов производителей», наоборот, основано на том, что в них имеются фабрики, мануфактуры и предприятия домашней промышленности, посылающие свои товары в другие области, или же в них расположены ремесленные мастерские, которые производят товары на экспорт (азиатский, античный и средневековый город). «Городу потребителей» М. Вебер также противопоставляет «торговый город», т. е. город, покупательная способность крупных потребителей которого основана на том, что они либо выгодно продают в розницу на местном рынке иногородние товары (как торговцы сукном в средние века), либо (как ганзейские купцы) прибыльно сбывают товары местных производителей вне города, либо приобретают иногородние товары и вывозят их, пользуясь иногда складами в данном городе (города посреднической торговли). Проведенное нами исследование в определенной степени свидетельствует, что представленные в работах М. Вебера рыночные факторы действительно оказали суще-

ственное влияние на развитие значительной части российских городов, в особенности возникших в доиндустриальную эпоху.

В трудах Э. Миллза и Б. Гамильтона [6] рассматриваются причины возникновения городских территорий, при этом внимание акцентируется на выявлении причин, сдерживающих их рост. Исследователями представлены результаты анализа регионов США и их эволюции за период с 1790 по 1980 год, указаны современные тенденции в изменении размера и структуры урбанизированных пространств. Применительно к малым и средним городам в данной работе наибольший интерес, на наш взгляд, вызывают предложенные авторами модели городов с одним видом производства и несколькими секторами экономической специализации. Вместе с тем следует отметить, что основной акцент ставится на изучении проблем развития больших городов.

Значительная часть исследования Дж.В. Хен-дерсона «Экономическая теория и города» [7] посвящена изучению преимущественно крупных городов. Однако автор рассматривает не только внутригородские проблемы, но и всю систему городов в рамках национальной экономики. Наибольший интерес вызывают его взгляды относительно определения оптимального размера города, а также выделения населенных пунктов различных типов. В совместной работе М. Фудзита, П. Кругмана и Э. Венейблса «Пространственная экономика: города, регионы и международная торговля» [8] вопросы эволюции и формирования городских систем изучены более детально. В частности, приводятся причины и обстоятельства концентрации населения и экономической деятельности в городах. Представителями школы «новой экономической географии» было обосновано, что существование города как центра хозяйственной деятельности является результатом взаимодействия центростремительных и центробежных сил.

Анализ факторов развития той или иной территории является достаточно распространенным и в какой-то степени традиционным приемом в работах по региональ-

ной и пространственной экономике. Как в мировом, так и в российском научном сообществе существует множество подходов к определению и классификации факторов развития населенных пунктов, в частности городского типа.

Лауреат Нобелевской премии по экономике П. Кругман выделял факторы «первой» и «второй» природы. В числе факторов «первой природы» находятся обеспеченность природными ресурсами, выгодное географическое положение (расположение относительно крупных городов, приморское, приграничное положение), снижающее транспортные издержки. К факторам «второй природы» можно отнести агломерационный эффект и высокую плотность населения, которые дают экономию на масштабе; развитую инфраструктуру, сокращающую экономические расстояния; человеческий капитал (образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения); уровень инновационного развития и т. п. [9]. На наш взгляд, изучение процессов развития малых и средних городов с позиции факторов «первой» и «второй» природы представляет особый научный интерес в контексте перехода к пятому и шестому технологическим укладам. Для «новой экономики» все большее значение приобретают человеческий капитал и уровень развития информационных технологий, а роль сырьевого и географического факторов, напротив, снижается.

В работах российских исследователей последних лет [10-13 и др.] среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на социально-экономическое развитие малых и средних городов, выделяются следующие:

- исторические (развитие этноконфессио-нальных общностей, особенности государственного устройства и освоения экономического пространства);

- административные (статус города в административно-территориальном устройстве страны и региона);

- географические (природно-сырьевые и климатические, экономико-географическое положение);

- экономические (территориальное разделение труда, уровень развития транспорта, промышленности и торговли);

- пенитенциарные (использование труда заключенных в качестве экономического ресурса);

- факторы образа жизни горожан (нормы жизни, обусловленные наличием и уровнем развития социальной инфраструктуры).

Обращаясь к вопросу о важности учета исторического фактора развития городов, отметим, что ряд авторов выделяет так называемый «фактор пройденного пути» (Path Dependency) или «эффект колеи» [14; 15], который во многом обусловливает зависимость современного уровня развития города от сложившейся в прошлом структуры экономики, демографических и социокультурных особенностей населения и т. д. В работе российских исследователей О.Ю. Голубчи-кова и А.Г. Махровой [16] представлена пространственно-временная иерархия факторов экономического положения российского города в процессе постсоветской трансформации. С нашей точки зрения, наибольший интерес вызывает акцентирование внимания авторов на неравномерности развития городов, обусловленной наличием как объективных (экономико-географическое положение, наличие природных ресурсов, уровень развития инфраструктуры и т. п.), так и субъективных (реализуемая национальная и региональная политика территориального развития) факторов.

В целом необходимо отметить, что сила влияния факторов, оказывающих воздействие на формирование и жизнедеятельность городов, в разные исторические этапы развития государства и общества может существенно различаться. Так, к примеру, в доиндустриальную эпоху большое значение играл фактор размещения города на крупных торговых путях, в постиндустриальную эпоху решающую роль играет уровень развития технологий и внедрения инноваций.

В контексте изучения изменения силы влияния тех или иных факторов на развитие городов в качестве объекта исследования научный интерес вызывают субъекты

Таблица 1. Динамика численности населения в регионах Европейского Севера России, 1959-2020 гг., чел.

Территория 1959 год 1989 год 2002 год 2010 год 2015 год 2020 год Темп роста (убыли), 2020 год к 1989 году, % Темп роста (убыли), 2020 год к 2010 году, %

РФ (РСФСР до 1991 года) 117534315 147400537 145166731 142856536 146267288 146748590 99,6 102,7

Регионы ЕСР 4609534 6123224 5233596 4770216 4637884 4472921 73,0 93,8

Города регионов ЕСР 1861700 3912033 3489856 3323437 3298288 3224663 82,4 97,0

Крупные и большие города регионов ЕСР 988050 2227497 1994825 1959451 1989727 1967378 88,3 100,4

Малые и средние города: 873650 1684536 1495031 1363986 1308561 1257285 74,6 92,2

Республика Карелия 134868 244845 219530 197852 189087 180165 73,6 91,1

Республика Коми 194690 479437 396010 351566 328471 303654 63,3 86,4

Архангельская область 158636 285935 292293 282307 278302 273122 95,5 96,7

Вологодская область 175704 204676 190461 175225 169913 165016 80,6 94,2

Мурманская область 209752 469643 396737 357036 342788 335328 71,4 93,9

Источник: данные Росстата.

Европейского Севера России (Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми, Карелия и Ненецкий автономный округ). Эти территории образуют один из ключевых и самых больших по площади (1,466 тыс. кв. км) регионов европейской части страны, отличающихся выгодным экономико-географическим положением [17], и имеют достаточно богатое историческое прошлое.

Как видно из представленных в табл. 1 данных, регионы Европейского Севера России продолжают терять население: по сравнению с 1989 годом численность их жителей сократилась более чем на 1/4. Вместе с тем необходимо отметить, что в разрезе городских населенных пунктов за последние 10 лет убыль населения характерна в основном

лишь для малых и средних городов рассматриваемых регионов.

В рамках проведенного исследования мы проанализировали динамику показателей естественного и миграционного прироста в тех городах каждого из субъектов ЕСР, где в период с 2010 по 2020 год наблюдались наиболее высокие темпы убыли населения3. Из представленных в табл. 2 данных можно сделать вывод, что численность жителей малых и средних городов ЕСР сокращается как по причинам естественной, так и миграционной убыли. К примеру, в городском поселении г. Красавино Вологодской области главная проблема заключается в высокой смертности населения. С каждым годом разрыв между показателями рождаемости и смертности увеличивается: по данным за

3 Данные представлены по муниципальным образованиям (городским округам и поселениям), т. е. включают не только сами города, но и входящие в состав муниципального образования населенные пункты.

Таблица 2. Показатели естественного и миграционного прироста (убыли) населения регионов Европейского Севера России, 2011-2019 гг., чел.

Показатель Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Городское поселение Кемское, Республика Карелия

Число родившихся 163 166 139 н. д. н. д. 124 128 98 86

Число умерших 231 203 202 н. д. н. д. 204 193 191 188

Естественный прирост (убыль) -68 -37 -63 н. д. н. д. -80 -65 -93 -102

Миграционный прирост (убыль) -254 -195 -197 -183 -149 -69 -358 -234 -138

Городской округ Воркута, Республика Коми

Число родившихся 1098 1190 1168 1140 1080 879 835 801 634

Число умерших 905 909 861 835 780 809 728 749 718

Естественный прирост (убыль) 193 281 307 305 300 70 107 52 -84

Миграционный прирост (убыль) -3979 -3655 -3626 -2059 -1811 -1451 -2854 -2610 -1549

Городское поселение Сольвычегодское, Архангельская область

Число родившихся 77 58 59 74 43 32 32 21 24

Число умерших 96 99 94 87 105 77 92 79 83

Естественный прирост (убыль) -19 -41 -35 -13 -62 -45 -60 -58 -59

Миграционный прирост (убыль) -83 -69 -157 -112 -96 -32 -45 -85 -84

Городское поселение г. Красавино, Вологодская область

Число родившихся 85 73 н. д. н. д. н. д. 67 49 55 43

Число умерших 171 154 н. д. н. д. н. д. 163 150 165 147

Естественный прирост (убыль) -86 -81 н. д. н. д. н. д. -96 -101 -110 -104

Миграционный прирост (убыль) -115 н. д. н. д. -28 2 -12 94 120 -31

Городское поселение Кандалакша, Мурманская область

Число родившихся 382 414 421 382 402 360 346 303 291

Число умерших 750 637 603 614 647 640 655 622 617

Естественный прирост (убыль) -368 -223 -182 -232 -245 -280 -309 -319 -326

Миграционный прирост (убыль) -581 -370 -430 -409 -158 -319 -428 -491 119

Примечание: н. д. - нет данных. Источник: База данных показателей муниципальных образований.

2019 год число умерших превысило число родившихся в 3,4 раза. В городском округе Воркута Республики Коми большую проблему представляет миграционный отток населения. В 2019 году в данном муниципальном образовании размеры миграционной убыли были в 18,4 раза больше, чем сокращение численности жителей по естественным причинам. Также во всех рассмотренных муниципалитетах снизились показатели рождаемости, что во многом обусловлено миграционным оттоком молодежи и, как следствие, старением населения. В г. Кандалакше Мурманской области с 2011 года наблюдал-

ся стабильный миграционный отток, превышающий размеры естественной убыли населения. Лишь в 2019 году миграционный прирост, вызванный увеличением численности прибывшего населения, составил 119 человек. Эти изменения, скорее всего, связаны с реализацией инвестиционных проектов по развитию порта «Витино», который находится в нескольких километрах от Кандалакши.

Максимальный рост численности населения малых и средних городов, впрочем как и крупных, наблюдался в советский период истории страны. Он был обусловлен в перТОМ 9 • № 1 • 2021

вую очередь высокими темпами индустриализации в СССР. Вместе с тем процессы градо-образования на территории Европейского Севера России начались еще задолго до появления будущего государства. В целом необходимо отметить, что подавляющее большинство населенных пунктов образовались

из небольших поселений, деревень, рабочих поселков и лишь с течением времени приобрели статус города.

В табл. 3 представлены основные исторические периоды и даты основания городов (в некоторых случаях изначально негородских поселений) на Европейском Севере России.

Таблица 3. Формирование городов на Европейском Севере России в основные периоды российской истории

Исторический период Название города* и дата основания

Догосударственный период (до конца IX века н. э.) Вологодская область: Белозерск (862 г., г. Белоозеро)

Киевская Русь (IX - середина XII века) Архангельская область: Олонец (1137 г.); Вельск (1137 г., Вельский погост); Каргополь (1146 г.) Вологодская область: Вологда (1147 г.) Мурманская область: Кандалакша (XI в., селение Кандалакша), Кола (1264 г.)

Период раздробленности (середина XII -начало XVI века) Республика Карелия: Сортавала (1143 г., селение Сердоболь); Кемь (XIV в., поселение); Бело-морск (XII в., с. Сороки); Пудож (1382 г., селение Пудога) Архангельская область: Коряжма (1535 г., подмонастырская слобода); Онега (XIV в., селение Усть-Онега); Шенкурск (1229 г., Шенкурский погост); Сольвычегодск (XIV в., поселение у Соленого озера (Усольск) Вологодская область: Череповец (XIV в., с. Федосьево); Великий Устюг (1218 г.); Грязовец (1538 г., починок Грязовитский); Бабаево (1460 г., дер. Бабаево); Кадников (1492 г., Кадниковская пустошь); Никольск (XV в., Никольский погост); Устюжна (1252 г., г. Устюг Железный), Кириллов (1397 г., слобода при монастыре)

Московское государство (1547-1721 гг.) Республика Карелия: Петрозаводск (1703 г., Петровская слобода); Кондопога (1563 г., дер. Кон-допога); Суоярви (Шуезерский погост, XVI в.); Лахденпохья (1600 г., пос. Сиеклахти) Республика Коми: Сыктывкар (1586 г., погост Усть-Сысольск) Архангельская область: Архангельск (1584 г., г. Новые Холмогоры); Мезень (1 пол. XVI в., Окладникова слобода) Вологодская область: Сокол (XVII в., дер. Соколово); Вытегра (1710 г., дер. Вянги); Тотьма (1554 г., погост Тодма)

Российская империя (1721-1917 гг.) Республика Карелия: Сегежа (1914 г., ж/д станция); Медвежьегорск (1916 г., пос. Медвежья Гора); Питкяранта (сер. XIX в., дер. Питкяранда) Архангельская область: Котлас (1899 г., ж/д станция); Няндома (1898 г., пос. при ж/д станции) Вологодская область: Харовск (1903 г., ст. Кубино); Красавино (1848 г., село Красавино) Мурманская область: Мурманск (1916 г., г. Романов-на-Мурмане); Североморск (конец XIX в., пос. Ваенга), Полярный (1896 г., г. Александровск-на-Мурмане); Оленегорск (1916 г., пос. при ст. Оленья)

Советский период (1922-1991 гг.) Республика Карелия: Костомукша (пгт, 1977 г.) Республика Коми: Ухта (1929 г., раб. пос. Чибью); Воркута (1931 г., пос.); Печора (1942 г.); Усинск (1966 г., пос.); Сосногорск (1939 г., Ижма); Инта (1940 г., база по проектированию шахт); Емва (1941 г., РП Железнодорожный); Вуктыл (1966 г., пос. на берегу р. Печоры); Микунь (1937 г., пристанционный поселок) Архангельская область: Северодвинск (1936 г., пос. Судострой); Новодвинск (1936 г., пос. Мечко-строй), Мирный (1957 г., поселок при базе межконтинент. баллист. ракет); Нарьян-Мар (1929 г., дер. Белощелье) Мурманская область: Апатиты (1929 г., ст. Апатиты); Мончегорск (1934 г., с. Монче-Губа); Кировск (1929 г., центр по добыче апатитов Хибиногорск); Островной (1940 г., раб. пос. Гре-миха); Ковдор (1953 г., пос. при ГОК); Заполярный (1956 г., пос. Заполярный); Полярные Зори (1968 г., пос. энергетиков); Гаджиево (1957 г., пос. Ягельная Губа); Снежногорск (1964 г., поселок судоремонтников); Заозерск (1958 г., база подводных лодок)

* В скобках указано первоначальное название населенного пункта. Источник: Народная энциклопедия городов и регионов «Мой город». URL: http://www.mojgorod.ru (дата обращения 26.01.2021).

В разрезе регионов четко прослеживается характер освоения территорий. Все города Республики Коми, за исключением г. Сыктывкара, и подавляющая часть городов Мурманской области были созданы в советское время. В Вологодской области расположен самый древний город - Бело-зерск, основанный в 862 году, все города региона появились еще до периода образования СССР.

На каждом временном этапе российской истории огромное влияние на процессы гра-дообразования оказывали общая ситуация в стране, действующий режим власти, геополитическая обстановка. К примеру, большинство населенных пунктов - будущих городов возникли в период феодальной раздробленности (16 ед.) и советскую эпоху (24 ед.). Безусловно, чем подробнее будет изучен исторический контекст периода возникновения города, тем точнее можно определить факторы, повлиявшие на его создание и развитие. Вместе с тем в исследовании, на наш взгляд, целесообразно будет ограничиться двумя крупными историческими периодами: досоветским и советским. Данные временные этапы имеют достаточно большое количество отличий в части устройства экономики страны. Также именно в XX веке усилилось влияние научно-технического прогресса. Поскольку после распада СССР на территории Европейского Севера России не появилось ни одного нового города, постсоветский период российской истории в рамках нашего исследования не рассматривался.

Досоветский период. Одним из главных факторов основания города во все времена являлось выгодное экономико-географическое положение. Населенные пункты, как правило, возникали на берегах рек и озер, важное значение имело расположение торговых путей. К примеру, г. Мезень Архангельской области долгое время был процветающим купеческим городком на пересечении морских и речных путей в Сибирь. Город Грязовец (Грязовецкий починок) Вологодской области располагался на торговом тракте и наиболее интенсивное развитие получил в середине XVI века [18] с открытием торговли России с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Западом через Архангельский морской порт. Город Никольск (Никольский погост или Никольская слобода) в XV веке изначально был образован как пристань на реке Юг, по которой проходил торговый путь, соединявший бассейн Северной Двины с реками Ветлуга и Волга.

Город Вытегра в первой половине XIX века занимал первое место в губернии (на тот момент Олонецкой) по торговле и вполне мог составить конкуренцию губернскому центру г. Петрозаводску. С вводом в действие Мари-инской водной системы торговля в Вытегор-ском уезде стала развиваться еще интенсивнее, поскольку данный водный путь являлся выходом к Балтийскому морю.

Для некоторых исторических городов одной из ключевых причин их развития стал религиозный фактор. К примеру, г. Кириллов Вологодской области был основан в 1397 году как поселение, расположенное вокруг Кирилло-Белозерского мужского монастыря. На развитие городов Кемь и Беломорск Республики Карелии определенное влияние оказало возведение в 1420-1430-х гг. Спасо-Преобра-женского Соловецкого монастыря.

Большое значение для развития любой территории имеет наличие природных ресурсов. Сырьевой фактор сыграл ключевую роль и в становлении многих малых и средних исторических городов. К примеру, г. Сольвычегодск (Усольск) Архангельской области и г. Тотьма во многом получили развитие не только за счет месторасположения на торговых путях, но и благодаря наличию соляных месторождений. Город Устюжна (Устюг-Железный) Вологодской области был основан в XVI веке на местности, богатой болотной железной рудой. Он являлся крупнейшим центром металлообработки и оружейного дела в стране.

Многие исторические города имели большое стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны. Город Олонец Республики Карелии был основан как «порубежная крепость», которая стала ядром города, административным центром Заонежских и Лопских погостов, форпостом в борьбе со шведами. Город

Великий Устюг также возник как сторожевое поселение, форпост ростовцев против новгородцев.

В научных публикациях проблемы потери населения и экономической базы малых и средних городов, как правило, рассматриваются в контексте сравнения эпохи СССР и постсоветского периода. Однако анализ истории создания и развития городов на Европейском Севере России свидетельствует о том, что многие из них и ранее утрачивали былое величие и значение в развитии региона и страны. К примеру, г. Олонец к концу XVII века являлся не только крупным торговым, но и промышленным центром. Из болотной железной руды производили так называемый «карельский уклад» (железо, близкое по качеству к стали), который шел на продажу в Новгород, Ярославль, Москву. Но уже в XVIII веке после строительства Петровского завода и слободы, впоследствии ставшей г. Петрозаводском, Олонец потерял статус главного административного и культурного центра Карелии. В советское время (1927 год) он и вовсе был преобразован в село, получив обратно звание города лишь в 1944 году. Безусловно, здесь определенную роль сыграл и сырьевой фактор, поскольку с началом разработки месторождений уральских железных руд болотное железо практически перестало использоваться. Устюжна также во многом потеряла свое значение именно по этой причине.

В российской истории существует множество примеров, когда развитый процветающий город терял свое значение при строительстве новых дорог в обход него. К примеру, в конце XVI века торговый путь по Сухоне и Северной Двине к Белому морю становился серьезным конкурентом пути по р. Онеге, проходящему через г. Каргополь, что не могло не сказаться на торговом значении города. В середине XVI-XVII вв. Великий Устюг, напротив, достиг наивысшего расцвета.

Во второй половине XIX - начале XX века с началом строительства железных дорог на Европейском Севере России значение водных торговых путей, а с ними и городов,

на них расположенных, заметно снизилось. Безусловно, появление железнодорожного сообщения способствовало включению в общее экономическое пространство Российской империи ее северных территорий, а города, через которые проходили пути, получили сильнейший стимул к развитию. Вместе с тем железные дороги строились в обход многих уездных городов Архангельской и Вологодской губерний. Можно предположить, что именно в этот исторический момент такие города, как Великий Устюг и Тотьма, потеряли свой шанс «дорасти» в будущем до категории «больших и крупных» городов.

Советский период. Анализируя условия развития малых и средних городов в советский период, необходимо отметить, что формирование системы расселения в северных и арктических регионах проходило в несколько этапов. Если период 1930-х гг. был экспериментальным для строительства городов и поселков городского типа, то уже в 1940-х гг. наблюдалось ускоренное наращивание темпов экономического развития Севера. В дальнейшем, наряду с промышленным и градостроительным освоением, продолжался широкий геологический поиск, открывались новые уникальные месторождения [19]. Особенность городов, созданных в советскую эпоху, заключается в том, что они в большинстве своем возникали лишь как приложение к предприятиям, основой градообразования выступала промышленность [20].

Все города Республики Коми возникли во времена СССР в период активного освоения северных территорий. Воркута и Инта были основаны благодаря открытию месторождений угля; Ухта, Усинск и Вуктыл - залежам нефти и природного газа. В 1935 году на территории Мурманской области в связи с разработкой медно-никелевых месторождений из населенного пункта Монча-Губа образован рабочий поселок Мончегорск, который спустя два года получил статус города и превратился в крупный центр медно-никелевой промышленности. Интенсивное развитие городов Апатиты и Кировск стало

возможным благодаря открытию и разработке Хибинских месторождений апатито-нефелиновых руд.

Говоря об условиях ускоренного освоения территорий Европейского Севера России, нельзя не отметить огромный вклад труда заключенных в развитие индустриальных городов советского периода. К примеру, с конца 1930-х до начала 1950-х гг. в Воркуте был расположен один из крупнейших лагерей ГУЛАГа - Воркутлаг (до 1938 года -Ухтпечлаг) [21].

История развития г. Медвежьегорска неразрывно связана со строительством Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлага) являлся населенный пункт, имевший изначально статус станции, а впоследствии - поселка Медвежья Гора. Ввод в 1933 году в эксплуатацию Беломорско-Балтийского канала сыграл определенную роль в развитии промышленности в поселениях, вошедших позднее в состав г. Беломорска.

Строительство градообразующего предприятия г. Новодвинска (изначально пос. Ворошиловский, до 1977 года пос. Первомайский) сульфит-целлюлозного комбината Архбумстрой осуществлялось силами узников лагеря для осужденных Мечкострой, входившего в состав Архлага. Город Коряжма был основан еще в 1535 году, однако главным локомотивом роста его экономики стал ввод в эксплуатацию Котласского целлюлозно-бумажного комбината, при строительстве которого использовался труд осужденных, отбывающих наказание.

Возникновение предприятий по переработке природных ресурсов и железных дорог для их транспортировки послужило толчком для развития многих северных городов. К примеру, в 1937 году был принят план сооружения Северо-Печорской железной дороги Коноша - Котлас - Воркута, с чем связано начало строительства в 1939 году станции Ижма, ставшей в 1942 году центром одного из пяти отделений железной дороги на территории Коми. С ноября 1945 года близ рабочего поселка Ижма построен новый поселок

Сосновка - центр газопереработки Севера, в дальнейшем получивший статус города.

Город Печора в 1940-е гг. стал одним из основных транспортных узлов Республики Коми, помимо железнодорожных и водных путей сообщения в 1956 году был построен аэродром «Печора». Также импульсом индустриального развития города послужило начатое в 1974 году строительство Печорской ГРЭС.

Особенностью советской эпохи являлось наличие достаточно большого количества закрытых городов. В Мурманской области многие из них и в настоящее время сохранили свое стратегическое значение. Город Заозерск был основан в 1958 году как база подводных лодок 1-й Краснознаменной флотилии Северного флота СССР. Город Островной (с середины 1920-х гг. Иоканьг-ская база, а с 1936 года - Гремиха) формировался как важнейший центр подводного флота. В 1968 году на этой территории было создано первое в стране объединение атомных подводных лодок.

Индустриальное развитие страны требовало не только интенсивного развития промышленности и производственных мощностей, но и науки. В советское время проведению научных исследований придавалось особое значение. Именно в этот период российской истории появился особый тип городов - наукограды. В годы активного освоения Европейского Севера России как научный центр Кольского полуострова формировался город Апатиты. Следует отметить, что он сохранил свое значение - на его территории и по настоящее время работает Кольский научный центр РАН.

На основе проведенного анализа можно выделить ряд факторов, оказавших наиболее сильное влияние на формирование и развитие малых и средних городов Европейского Севера России (табл. 4).

Представленный перечень факторов, безусловно, не является исчерпывающим. Населенные пункты на всех этапах своего развития находятся в процессе непрерывного взаимодействия с территориями ближайшего окружения. В частности, положение малых и

Таблица 4. Факторы, оказавшие ключевое влияние на развитие малых и средних городов ЕСР

Фактор Досоветский период Советский период

Природно-географический Сортавала, Кемь, Суоярви, Онега, Вытегра

Сырьевой Кондопога, Олонец, Онега, Сольвычегодск, Сокол, Тотьма, Устюжна Костомукша, Лахденпохья, Воркута, Инта, Усинск, Ухта, Вуктыл, Апатиты, Мончегорск, Кировск, Оленегорск, Ковдор, Заполярный

Транспортный Сегежа, Медвежьегорск, Питкяранта, Бело-морск, Лахденпохья, Котлас, Вельск, Няндома, Мезень, Бабаево, Вытегра, Харовск, Никольск, Апатиты, Кандалакша Медвежьегорск, Беломорск, Суоярви, Печора, Сосногорск, Микунь, Котлас

Производственный Питкяранта, Пудож, Олонец, Вельск, Сокол, Грязовец, Бабаево, Красавино Кондопога, Сегежа, Питкяранта, Печора, Сосногорск, Новодвинск, Коряжма, Харовск, Мончегорск, Кандалакша, Полярные Зори

Геостратегический Олонец, Великий Устюг, Кадников, Полярный, Кола Мирный, Нарьян-Мар, Североморск, Полярный, Гаджиево, Снежногорск, Заозерск, Островной

Рыночный (торговый) Сортавала, Пудож, Олонец, Вельск, Каргополь, Великий Устюг, Грязовец, Тотьма, Белозерск, Кириллов, Кадников

Религиозный Кемь, Беломорск, Коряжма, Каргополь, Шенкурск, Белозерск, Кириллов

Источник: составлено автором.

средних городов относительно крупных городов, а на более поздних этапах - городских агломераций, безусловно, является одним из факторов, оказывающих существенное влияние на их развитие. К примеру, для городов Сокол, Грязовец и Кадников близость к Вологде в определенные исторические периоды способствовала их экономическому росту. Сложившиеся производственно-потребительские, торговые, социальные и культурные связи между населенными пунктами послужили стимулом для развития как экономической, так и социальной сферы [18]. В целом необходимо отметить, что исторические особенности развития малых и средних городов в зависимости от уровня развития транспортной инфраструктуры, влияния административных факторов, проводимой федеральной и региональной стратегической политики представляют широкое поле для дальнейших исследований.

Таким образом, после рассмотрения факторов создания и развития малых и средних городов в разрезе разных временных периодов можно сделать следующие выводы.

Сырьевой фактор во все времена имел большое значение для локальных террито-

рий, экономическая база которых основана на добыче природных ресурсов. Несмотря на то что это является значительным стимулом для развития малых и средних городов, данное обстоятельство несет в себе большие риски. Если сырье перестает быть востребованным, его добыча оказывается нерентабельной или имеющиеся ресурсы уже исчерпаны, то для экономики города это становится серьезной проблемой. Подобные примеры можно было наблюдать как во времена Российской империи, так и в постсоветский период.

Исходя из этого, на наш взгляд, занимаясь стратегическим планированием развития малых и средних городов, необходимо уделять пристальное внимание категории добывающих населенных пунктов. Особенно это актуально в условиях ускоряющихся из года в год темпов научно-технического прогресса. Даже в настоящее время далеко не все малые и средние города, в основе экономики которых лежит добыча углеводородов, можно отнести к муниципальным образованиям с высоким уровнем социально-экономического развития. В ситуации, когда нефть и газ будут терять свое значение, перспективы даль-

нейшего развития таких городов остаются весьма туманными.

Как в дореволюционный период, так и советскую эпоху большое влияние оказывает фактор транспортной доступности города. Расположение малых и средних городов изначально на крупных сухопутных и водных торговых путях, а впоследствии - железнодорожных, во многом определяло уровень их экономического развития. Во времена активного развития телекоммуникаций и средств связи, на наш взгляд, значение транспортных путей, возможно, будет снижаться. Вместе с тем включенность территорий в экономическое пространство страны и региона во многом по-прежнему определяется наличием и уровнем развития транспортной доступности.

Высокие темпы роста городов в советское время в значительной степени были обусловлены интенсивным экономическим развитием государства. Безусловно, опыт строительства многих советских городов на Европейском Севере России, в особенности в Республике Коми, нельзя назвать гуманным. Однако во многом благодаря действующей в СССР системе планирования не только открывались предприятия, которые, по сути, являлись градообразующими, но и создавалась необходимая инфраструктура, развивалась социальная сфера.

Еще один важный вывод заключается в том, что с течением времени сила влияния факторов на развитие малых и средних городов постепенно меняется. К примеру, на начальных этапах формирования российского государства существенное воздействие ока-

зывал религиозный фактор - многие города были основаны как слободы при монастырях. В советское время ситуация кардинальным образом изменилась, ключевым инструментом развития стал труд лагерных заключенных. Вполне очевидно, что в существующих российских реалиях оба эти фактора потеряли свою актуальность. Для стабильного роста экономики уже существующих городов и образования новых населенных пунктов важнейшее значение приобретает определение ключевых факторов развития и повышающих их эффективность инструментов управления.

Проведенное исследование достаточно наглядно продемонстрировало, что каждый малый и средний город имеет свою траекторию развития, которая может изменяться под влиянием ряда факторов. При планировании системы расселения и определении стратегических приоритетов развития малых и средних городов, а также в целом экономического пространства страны, весьма актуальным становится изучение факторов не только в разрезе исторических периодов, но и в контексте сменяющих друг друга технологических укладов. Это будет являться задачей дальнейших исследований.

Научная и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут применяться органами власти в целях совершенствования государственной и региональной политики по совершенствованию управления развитием малых и средних городов, а также при определении стратегических ориентиров их дальнейшего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Урбанизация и развитие регионов областного уровня: монография / под ред. М.Н. Межевича, И.И. Сигова. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1990. 217 с.

2. Секушина И.А., Ворошилов Н.В. Взаимодействие малых и средних городов и сельских территорий в пространстве региона // Проблемы развития территории. 2020. № 6 (110). С. 121-137. DOI: 10.15838/ptd.2020.6.110.8

3. Losch A. The Economics of Location. New Haven, Yale University Press, 1954.

4. Гранберг А.Г. Идеи Августа Лёша в России // Пространственная экономика. 2006. № 2. С. 5-22.

5. Вебер М. История хозяйства: город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 576 с.

6. Mills E.S., Hamilton B.W. Urban Economics. Glenview (Illinois). London: Scott, Foresman and Company, 1984. 420 p.

7. Henderson J.V. Economic Theory and the Cities. Orlando. New York: Academic Press, 1985. 269 p.

8. Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. Cambridge: The MIT Press, 1999. 382 p.

9. Krugman P. First nature, second nature, and metropolitan location. Journal of Regional Science, 1993, vol. 33, pp. 129-144.

10. Анимица Е.Г., Медведева И.А., Сухих В.А. Малые и средние города: научно-теоретические аспекты исследования. Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2003. 105 с.

11. Бондарская О.В. Институциональные факторы совершенствования инструментария социально-экономического развития малых городов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 10. С. 21-27.

12. Социально-экономическое развитие малых городов: реалии и возможности / С.В. Кузнецов [и др.]. СПб.: ГУАП, 2014. 156 с.

13. Проблемы экономического роста территории: монография / Т.В. Ускова [и др.]. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 170 с.

14. Аузан А.А. «Колея» российской модернизации // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 54-60.

15. Нуриев Р.М., Латов Ю.В. Что такое path dependency и как его изучают российские экономисты // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 118-129.

16. Голубчиков О.Ю., Махрова А.Г. Факторы неравномерного развития российских городов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2013. № 2. С. 54-60.

17. Кожевников С.А. Проблемы Европейского Севера России и возможности его участия в развитии Арктической зоны РФ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 87-107. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.5

18. Секушина И.А. Исторические предпосылки создания вологодской агломерации // Актуальные вопросы современной экономики. 2017. № 5. С. 48-32.

19. Методика определения опорных поселений российской Арктики / В.В. Фаузер [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 25-43. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.2

20. Smith D.M. Socialist city. Cities after Socialism. Urban and Regional Change and Conflict in Post-Socialist Societies. Oxford, 1996. P. 72.

21. Максимова Л.А. Факторы градообразования на Европейском Северо-востоке СССР в 19301950-е годы // Вестн. ТвГУ. Сер.: История. 2018. № 3. С. 97-107.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ирина Анатольевна Секушина - младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: i_sekushina@mail.ru

Sekushina I.A.

FACTORS AND CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM TOWNS IN THE RUSSIAN NORTH

The purpose of the research is to study the factors and conditions of the development of small and medium towns on the example of the regions of the Russian North. The paper analyzes the population's dynamics indicating the residents' decline in small and medium towns. The article presents information about the time of the foundation of urban settlements in the context of the main periods of the Russian history. The author considers the factors that have influenced the formation and development of small and medium towns in the Russian North in the pre-Soviet and Soviet periods. The paper proves that at the early stages of the Russian state's formation for the development of these settlements, their location in relation to large trade and transport routes was of key importance. Natural-geographical, raw material, and religious factors played a certain role. The processes of Russian industrialization had a strong influence on the towns' development, founded in the Soviet period. The main factors were raw materials, production, and transport. The article shows that the impact of various factors on the development of small and medium towns gradually changes over time. When determining strategic priorities for the further development of human settlements, it is important not only to take into account the experience of past years, but also to try to predestinate the factors that may have an impact in the future. The work uses systematic and retrospective approaches, generalization method, economic and statistical method, and tabular methods of data visualization. The significance of the research results is a possibility of their application by the authorities in order to improve the state and municipal policy in relation to small and medium towns.

Small and medium towns, development factors, Russian North, post-event analysis, urbanization. REFERENCES

1. Ed. by M.N. Mezhevich, I.I. Sigov. Urbanizatsiya i razvitiye regionov oblastnogo urovnya: monografiya [Urbanization and Development of the Regions of the Regional Level]. Leningrad: Nauka. Leningrad branch, 1990. 217 p.

2. Sekushina I.A., Voroshilov N.V. Interaction of small and medium towns and rural territories in the region. Problemy razvitiya territorii=Problems of Territory's Development, 2020, no. 6 (110), pp. 121-137. DOI: 10.15838/ptd.2020.6.110.8 (in Russian)

3. Losch A. The Economics of Location. New Haven, Yale University Press, 1954.

4. Granberg A.G. August Losch's ideas in Russia. Prostranstvennaya ekonomika=Spatial Economics, 2006, no. 2, pp. 5-22 (in Russian).

5. Veber M. Istoriya khozyaystva: gorod [Economy History: City]. Moscow: "Kanon-press-Ts", "Kuchkovo Pole", 2001. 576 p.

6. Mills E.S., Hamilton B.W. Urban Economics. Glenview (Illinois). London: Scott, Foresman and Company, 1984. 420 p.

7. Henderson J.V. Economic Theory and the Cities. Orlando. New York: Academic Press, 1985. 269 p.

8. Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. Cambridge: The MIT Press, 1999. 382 p.

9. Krugman P. First nature, second nature, and metropolitan location. Journal of Regional Science, 1993, vol. 33, pp. 129-144.

10. Animitsa E.G., Medvedeva I.A., Sukhikh V.A. Malyye i sredniye goroda: nauchno-teoreticheskiye aspekty issledovaniya [Small and Medium Towns: Scientific and Theoretical Aspects of the Research]. Ekaterinburg: Ural State University of Economics, 2003. 105 p.

11. Bondarskaya O.V. Institutional factors of improving tools for socio-economic development of small towns. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy=Socio-Economic Phenomena and Processes, 2013, no. 10, pp. 21-27 (in Russian).

12. Kuznetsov S.V. et al. Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye malykh gorodov: realii i vozmozhnosti [SocioEconomic Development of Small Towns: Realities and Opportunities]. St. Petersburg: State University of Aerospace Instrumentation, 2014. 156 p.

13. Uskova T.V. et al. Problemy ekonomicheskogo rosta territorii: monografiya [Problems of Territory's Economic Growth: Monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 170 p.

14. Auzan A.A. "Track" of Russian Modernization. Obshchestvennyye nauki i sovremennost'=Social Science and Modernity, 2007, no. 6, pp. 54-60 (in Russian).

15. Nuriev R.M., Latov Yu.V. What is path dependency and how do Russian economists study it. Obshchestvennyye nauki i sovremennost'=Social Science and Modernity, 2006, no. 2, pp. 118-129 (in Russian).

16. Golubchikov O.Yu., Makhrova A.G. Factors of unequal development of Russian cities. Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 5 geografiya=Moscow University Bulletin. Series 5, Geography, 2013, no. 2, pp. 54-60 (in Russian).

17. Kozhevnikov S.A. Problems of the European North of Russia and the possibilities of its participation in the development of the Arctic Zone of the Russian Federation. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz=Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 1, pp. 87-107. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.5 (in Russian).

18. Sekushina I.A. Historical prerequisites for the creation of the Vologda agglomeration. Aktual'nyye voprosy sovremennoy ekonomiki=Topical Issues of the Modern Economy, 2017, no. 5, pp. 48-32 (in Russian).

19. Fauzer V.V. et al. Methodology for defining pivotal settlements in the Russian Arctic. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz=Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 5, pp. 25-43. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.2 (in Russian).

20. Smith D.M. Socialist city. Cities after socialism. Urban and regional change and conflict in post-socialist societies. Oxford, 1996. P. 72.

21. Maksimova L.A. Factors of city formation in the European north-east in the 1930s-1950s. Vestnik TvGU. Seria: Istoria=Herald of Tver State University. Series: History, 2018, no. 3, pp. 97-107 (in Russian).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Irina A. Sekushina - Junior Researcher, Federal State Budgetary Institution of Sciences "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: i_sekushina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.