Научная статья на тему 'Факторы и следствия виртуализации экономики'

Факторы и следствия виртуализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Е. В.

Проблема виртуализации экономики нашла свое отражение во многочисленных научных исследованиях зарубежных [5, 7, 6] и отечественных [1, 2] авторов. Под термином «виртуализация», например, Бодрийяр и Лиотар понимают превращение социальной реальности в эфемерную, нестабильную, коррелирующую с возрастанием в жизни людей роли различного рода симулякровобразов реальности, замещающих саму реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и следствия виртуализации экономики»

Моноотраслевая, недиверсифицированная структура данной сферы услуг в Ставропольском крае органически противоречит целевой направленности развития Кавказских Минеральных Вод в направлении создания конкурентоспособного современного курорта, тем более курорта федерального статуса. В рамках доминирования государственной собственности и собственности профсоюзов на путях инерционного развития решение проблемы сбалансированного роста эколого-рекреационного, санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод во всех его основных компонентах не представляется возможным. Это подтверждается данными о динамике прироста объема платных услуг в сферах культуры, туризма и отдыха в 2000 — 2005 г.г. [3].

Диспропорции и инерционные процессы, о которых говорилось выше, в период с 2000 по 2005 годы воспроизводились и прогрессировали: приросты объемов туристских и гостиничных услуг, равно как и общих объемов платных услуг культуры, туризма и отдыха в России и Ставропольском крае были одинаковы при том, что на КМВ они должны были развиваться с опережением. В то же время прирост объемов услуг культуры, физкультуры и спорта в Ставропольском крае существенно отставал.

Развитие современной индустрии оздоровления и отдыха требует сбалансированности различных отраслей данной сферы: условия санаторно-курортного лечения должны предоставляться в комплексе с туристскими услугами. Гостиничные услуги требуют обеспечения возможности для отдыхающих приобрести бальнеопроцедуры, услуги физкультуры и спорта, культуры, туризма в самых разнообразных формах. Совокупный объем и доля платных услуг в сферах культуры, туризма и отдыха в России и Ставропольском крае характеризуется следующими данными.

Прежде всего, следует отметить, что доля услуг культуры, туризма и отдыха, оказываемых в Ставропольском крае в общем объеме данных видов услуг по России мизерна, то есть менее 0,003%, ^ причем как в 2002, так и в 2005 году. При этом Ставропольский край, в составе которого находится 5 эколого-курортный, рекреационный регион федерального значения Кавказские Минеральные Воды, ^ по доле платных услуг культуры, туризма и отдыха превосходит среднероссийские показатели не- о намного: в 2002 году лишь на 5,4%, в 2005 году — уже лишь на 3,5%. Доля данного вида услуг в их общей совокупности в Ставропольском крае незначительна: в 2002 году она составляла лишь 14,6% □ и в 2005 году снизилась до 12,5% [3]. О

Объемы рекреационных услуг, которые бы соответствовали федеральной значимости курорта на Кавказских Минеральных Водах, приоритетная роль рекреации в сравнении с общероссийскими ^ показателями, наконец, ведущее место рекреационных услуг в общем объеме платных услуг, оказы- о ваемых в Ставропольском крае, приведенными показателями не подтверждаются. То есть, сфера плат- £ ных услуг в Ставропольском крае и на курорте Кавказских Минеральных Вод в ее современном со- о стоянии находится в стадии «эмбрионального» развития, ее становление и последующий выход на ^ уровень, приближенный к современным требованиям, возможен лишь на пути развития рыночных х предпринимательских структур, приоритетного роста малого и среднего бизнеса на основе станов- о ления соответствующих форм собственности.

Проблема виртуализации экономики нашла свое отражение во многочисленных научных исследованиях зарубежных [5, 7, 6] и отечественных [1, 2] авторов. Под термином «виртуализация»,

о

х Ф

ЛИТЕРАТУРА. о

а

1. Россия в цифрах, 2006. о

2. Туризм в цифрах, 2005 / М.: Информационное издательство «Статистика России», 2006.

3. Туризм и туристические ресурсы в Ставропольском крае / Ставропольский территориальный орган

службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2006.

>

о

0

1_

0

1_

о

о о

CL

КОЗЛОВА Е.В.

ФАКТОРЫ И СЛЕДСТВИЯ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

о ф

о

х О

о

например, Бодрийяр и Лиотар понимают превращение социальной реальности в эфемерную, нестабильную, коррелирующую с возрастанием в жизни людей роли различного рода симулякров- образов реальности, замещающих саму реальность.

Применительно к обществу в целом, виртуализация предстает не как единый процесс, а скорее как серия разнородных, но направленных сходным образом тенденций в различных сферах жизнедеятельности. При этом виртуализация экономики детерминирована виртуализацией товара и стоимости, денег, производственной деятельности и торговли.

Анализ современных товаров и потребительских рынков позволяет выделить три вида потребительских товаров, особенности производства и продажи которых отличаются друг от друга, существенно воздействуя на такие характеристики и самого товара, и его производство, как конкурентоспособность, рентабельность, рыночный спрос. Это однородные (обладающие неизменной потребительской стоимостью), дифференцированные (наделенные уникальными особенностями и характеристиками) товары и товары-образы (производство которых требует супер-квалификации, а конкурентоспособность основана не на очевидных преимуществах, а на адекватности товара требованиям рынка).

Как пишет Д. Иванов, производство любой вещи после двух столетий технологической революции не является больше реальной экономической проблемой [1]. Проблемой номер один для развитой экономики становится потребление, а точнее, — превращение произведенных вещей в предмет потребления. «Происхождение» товара ныне обеспечивается не стоимостью потребленного ресурса й или реальными затратами рабочей силы, оно все сильнее определяется рекламой, создающей образы фирмы-производителя или самого товара. Именно образы, а не вещи и обращаются сегодня в

П

л ь

о

х

^ виртуализированной экономике; а сферы деятельности, ранее расценивавшиеся как непроизводитель-

5 ные, в настоящее время принимают на себя основные функции процесса создания стоимости товара.

^ Симуляция модернистских практик создания товара и инноваций приводит к виртуализации инсти-

о тутов рынка и предпринимательства. Исполнение роли агентов рынка — конкурирующих произво-

^ дителей, отвечающих предложением на спрос, становится виртуальным. Виртуальным становится и

^ исполнение роли предпринимателей- экономических агентов, основным содержанием деятельности

□ которых и основной благополучия должна быть инновация [4].

^ Современные корпорации существуют одновременно в двух пространствах, либо же концент-^ рируют свою деятельность в одном из них. Специализация организации на функционировании в том 0 или ином пространстве определяет некоторые особенности ее (организации) производственного про® цесса и даже организационной структуры.

о Так, компании, существующие только в физическом пространстве, обладают значительными ® физическими средствами — зачастую они расположены в одном географическом месте и их коммуникации сведены к минимуму. Подобные организации склонны к созданию огромной пирамидальной иерархии (она описана в начале прошлого века германским социологом Максом Вебером в клас-° сическом труде, посвященном бюрократии). К преимуществам таких форм корпораций можно отнеси сти производительность и эффективность, которые способны обеспечивать масштабность производ-

т

о ства благодаря интернационализации операций, а также легкость координации и контроля. Отдано ные приказы и распоряжения начальства выполняются быстро и точно, многие менеджеры и иные ^ сотрудники организаций, замкнутых на своем физическом пространстве, чувствуют себя более защищенными, а свое положение — более стабильным. 2 Организации, существующие в виртуальном пространстве, наоборот, характеризуются неболь-¿3 шими физическими средствами и зачастую рассредоточены. Их сила заключается в возрастающей о способности к творчеству и гибкости, которые следуют из сетевого стиля организации. Менеджмент о все более тяготеет к горизонтальной манере руководства (центр-периферия), а не к вертикальной ^ (верх — низ). Отсутствие внешних границ компании означает, что она может получить известность х достаточно быстро, тогда как вынесение вовне многих функций позволяет в большей степени скон-ф центрироваться на основном бизнесе.

ш

Однако отсутствие физической структуры и географическое рассредоточение порождает про-| блемы. Одна из них — мотивация — гибкость виртуальной организации многими работниками мо® жет восприниматься как нестабильность и незащищенность (до сравнительно недавнего времени вир-5 туальные организации вообще не признавались серьезным объектом, например, для инвестирования). ^ Кроме того, существуют проблемы подотчетности и контроля, так как гораздо сложнее следить за (Г) людьми, работающими удаленно. Концентрация усилий на функционировании в виртуальном про-

странстве требует существенной трансформации традиционных видов трудовой деятельности. В виртуальных компаниях многократно увеличивается роль знаний. Бесспорно, знания используются и в традиционных организациях, однако меньшая степень специализации, «размытость» и «неясность» виртуальной деятельности лишают возможности простой подготовки как работника, так и менеджера к выполнению определенного круга обязанностей и функций. Занятый в работе в виртуальном пространстве человек должен обладать определенным запасом знаний, причем в различных отраслях и сферах, ведь ему приходится выполнять различные задачи и нередко структурировать окружение и системы, которые он использует для реализации этих задач. Можно перечислить несколько основных черт работы в виртуальном пространстве [3, с. 110]:

1. Виртуальная работа менее специализирована и функциональна.

2. Виртуальная деятельность в большей степени работа менеджеров, чем исполнителей.

3. Виртуальная работа требует больше навыков, в том числе и навыков работы с людьми.

4. Виртуальная работа более персонализирована.

5. Виртуальная работа требует большей персональной ответственности.

6. Виртуальная работа требует более высокого уровня мотивации.

Определенные характеристики виртуальных организаций делают очевидными высокие результаты виртуализации практически любой отрасли. Максимально адаптированной к требованиям эффективного производства структурой компании как раз является одноуровневая плоская структура, в рамках которой существуют устойчивые внутренние коммуникации. Более того, весомыми навыками работников выступают умение самостоятельно принимать и структурировать решения возникающих проблем, ориентироваться на клиентов и их потребности, навыки общения с людьми, лич- ^ ная ответственность и т. д., идентичность которых с особенностями трудовой деятельности в вирту- 5 альных организациях способствовала оперативному созданию платформы для виртуализации биз- ^ неса и выхода крупных корпораций в виртуальное пространство. о

Процесс виртуализации экономики во многом детерминирован и виртуализацией денег. Они ныне не столько вещественный заместитель товаров, сколько права заимствования. Если деньги — □ вещественный заместитель товаров, то только их наличие обеспечивает человека необходимым, не- О зависимо от того, кто он. Если деньги — права заимствования, то человек должен предъявить не столько металл, бумагу или пластик, сколько образ платежеспособности. Система кредита, которая ^ парадоксальным образом меняет местами процессы производства и потребления, делает важным о «происхождение» спроса. «Хорошее происхождение» гарантируется образом, «имеющим право» на £ займ. Происходит дифференциация спроса, возможно равного по реальному объему, но разного «по о происхождению». 2

Деньги персонифицируются, они утрачивают свойства безразличной по отношению к индивиду х объективной реальности. Электронная подпись, возможность аннулировать потерянную кредитную о карточку, превращают платежеспособность в функцию знания индивидуального пароля, а не обла

о

дания анонимными денежными знаками. Развеществление денег, превращение их в симулякр при- ф водит к тому, что исполнение ролей кредитора и заемщика становится виртуальным. Стало быть, си- о

муляция обладания деньгами вызывает виртуализацию финансов как социального института. о

^

о о

Виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная корпорация, виртуальные деньги допускают и провоцируют превращение компьютерных сетей не только в главное средство, но и в среду экономической деятельности. Виртуализация экономики вызывает коммерциализацию кибер- ^ пространства, где теперь зачастую осуществляется полный цикл сделки. о

Ш

На основе изложенного выше, можно сделать несколько выводов относительно развивающейся

о

виртуальной, технологизированной экономики. о

Прежде всего, виртуальная экономика- это экономика, основанная на главном законе жизни и ^ деятельности человека (законе экономии времени) и на интерактивном бизнесе.

Во-вторых, основным стимулятором виртуализации экономики выступает информационный, ф технологический прогресс, многократно увеличивающий роль и ценность знаний, квалификации в

создаваемых виртуальных экономических отношениях и институтах (таких как, например, товар, ¡^

собственность, разделение труда, производство, конкуренция). |

В-третьих, виртуальная экономика — это экономика сверхвысоких имиджей и сверхвысоких 2

уровней рейтинга, наличие которых является единственным приоритетным залогом успеха вирту- §

альной коммерческой деятельности. О

Наконец, виртуальная экономика, в основе которой была виртуализация основных экономических институтов, стимулировала и существенные трансформации традиционных рыночных механизмов, таких как отношения, возникающие вокруг собственности, процесса производства, государственного регулирования, ценообразования и конкуренции. В совокупности, виртуальная экономика и трансформированный рыночный механизм свидетельствуют о становлении некоей новой стадии развития капиталистических отношений, капитализма ИТ- поколения.

Литература.

1. Иванов Д. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество. М.: АСТ, 2004.

2. Моисеев Н. Информационное общество: возможность и реальность. М.: АСТ, 2005.

3. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации — новая форма ведения бизнеса в XXI веке. М.: Добрая книга, 2005.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1992.

5. Baudrillard J. L'ullision de la fin ou la greve des evenments. Paris, 1992.

6. Lyotard J. The Postmodern Condition.

^ 7. Touraine A. The waning sociological image of social life // International journal of comparative j sociology. 1994.

b

и

CD T

OJ -

01

Z КОРОТЧЕНКОВ B.A.

Ю

1 МНОГОФАКТОРНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

° КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ |\ _

□ □

ГУ

^ В условиях централизованной плановой экономики в методологии и в методических разработках по обоснованию проектов строительства хозяйственных объектов за основу принимался общего-

2 сударственный экономический эффект, зачастую — в ущерб региональным экономическим интере-

ü сам и без учета локальных социальных и экономических последствий. В гигантских стройках соци-

g- ализма замораживались на длительные сроки огромные средства в форме капитальных вложений, а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ темпы отдачи от вложений были крайне медленными. В методиках обоснования капиталовложений

^ рекомендовалось применять усредненные за большие промежутки времени и по различным по про-

§ филю объектам нормативы отдачи от капиталовложений. Это были нормативы: сроков окупаемости,

í коэффициентов абсолютной и относительной эффективности вложений, капиталоемкости, приведен-ф

™ ных затрат.

о. В условиях рыночной экономики методы оценки эффективности инвестиционных проектов на

< первый план выдвигают необходимость учета таких факторов, как: 1) фактор времени; 2) фактор

о риска; 3) фактор распределения затрат и результатов проекта по собственникам. С позиции неры-

0 ночного регулирования инвестиционных процессов важным является фактор комплексности оценки

1_

9 проектов с точки зрения социальных и экономических последствий. Основные требования к совре-

g менным методикам обоснования вариантов инвестиционных проектов сводятся к следующему:

о - необходимость надежного прогнозирования цен на ресурсы и предметы конечного потребле-

о- ния с учетом инфляционных процессов;

! - детальный «временной разрез» процессов притоков и оттоков денежных средств за период

о реализации проекта: издержек по реализации объекта и отдачи от его эксплуатации;

ш - всесторонний учет рисков в процессе реализации проекта, связанных с инфляцией, с динамикой ставки рефинансирования Центробанка, со случайными колебаниями спроса и предложения на

ф рынках товаров и услуг и т.п.;

| - многовариантный выбор и оптимизация в достижении системных целей за счет выбора наи-

о лучших проектов и программ в пакет Единой комплексной территориальной программы долгосроч-

9 ного развития;

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.