Научная статья на тему 'Факторы и критерии эффективного управления устойчивым развитием'

Факторы и критерии эффективного управления устойчивым развитием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EFFICIENT CONTROL / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стороненко Майя Геннадьевна, Калинина Галина Викторовна

Устойчивое развитие определяется различными факторами, исполняющими роль движущих сил. С учетом современного состояния и тех проблем, которые необходимо решить, к основным факторам устойчивого развития, влияние которых может и должно регулироваться, относятся: совершенствование организационно-экономического механизма системы, обеспечение инновационного характера ее развития, укрепление материальнотехнической базы, улучшение обеспеченности квалифицированными кадрами. Перечисленные факторы образуют область управленческих воздействий, в основе которых лежит целенаправленная деятельность органов управления и хозяйствующих субъектов по обеспечению устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND CRITERIA OF THE EFFICIENT CONTROL OVER SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Sustainable development is determined by various factors which play a role of a driving force. In view of a current condition and the problems to be solved, the major factors for sustainable development the influence of which can and should be regulated are as follows: elaboration of the organizational and economic mechanism of the system, maintenance of innovative character of its development, reinforcement of resource base, improvement of qualified staffing. The enumerated factors form the area of managerial impact based on purposeful activity of managing subjects and businesses in order to maintain sustainable development.

Текст научной работы на тему «Факторы и критерии эффективного управления устойчивым развитием»

УДК 338.242.2

ФАКТОРЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ

М. Г. Стороненко, Г. В. Калинина

Устойчивое развитие определяется различными факторами, исполняющими роль движущих сил. С учетом современного состояния и тех проблем, которые необходимо решить, к основным факторам устойчивого развития, влияние которых может и должно регулироваться, относятся: совершенствование организационно-экономического механизма системы, обеспечение инновационного характера ее развития, укрепление материальнотехнической базы, улучшение обеспеченности квалифицированными кадрами. Перечисленные факторы образуют область управленческих воздействий, в основе которых лежит целенаправленная деятельность органов управления и хозяйствующих субъектов по обеспечению устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономика.

Устойчивое развитие определяется различными факторами, исполняющими роль движущих сил. С учетом современного состояния и тех проблем, которые необходимо решить, к основным факторам устойчивого развития, влияние которых может и должно регулироваться, относятся: совершенствование организационно-экономического механизма системы, обеспечение инновационного характера ее развития, укрепление материально-технической базы, улучшение обеспеченности квалифицированными кадрами. Перечисленные факторы образуют область управленческих воздействий, в основе которых лежит целенаправленная деятельность органов управления и хозяйствующих субъектов по обеспечению устойчивого развития. Конкретные проявления и результаты воздействия факторов на те или иные параметры устойчивого развития системы определяются средой, формирующей определенные условия реализации практических решений по каждому фактору в отдельности и всей совокупности.

В настоящее время эффективность менеджмента, реализуемого системой, нельзя также отделить от критериев (показателей) экологичности, что подтверждается специализированными исследованиями, проведенными в рамках ЮНКТАД. Данные показатели все обширнее входят в систему общего менеджмента, постепенно превращая его в экологически ориентированный по объективным факторам влияния, в том числе, и основным - стоимостным.

Именно достижение соответствующих показателей в свете концепции устойчивого развития является стратегической целью многих прогрессивно управляемых систем.

эффективное управление, региональная

Наиболее полно социально-экономическая система выступает в качестве природосберегающей системы, объединяя в одно целое экологические, экономические и социальные компоненты на уровне региона.

Наука XX века накопила более сотни определений понятия «регион», которые так или иначе связаны с двумя фундаментальными представлениями: территориями и особенностями воспроизводства социальной жизни людей. Нам представляется важным отследить эволюцию этого понятия.

Слово «регион» - латинского происхождения (от корня гедю), в переводе означает страна, край, область. Регион обычно ассоциируется с понятием «территория», практикуемым зачастую как некоторое ограниченное пространство. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утверждённые президентом страны в 1996 г., содержат следующие определения региона: это «...часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально'-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территорий субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации»1.

В трудах основоположников региональной экономики регион выступает только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания. Регион не рассматривается как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интере-

1 www.zm.ru

сов (теория сельскохозяйственного штандарта И. Тюнена, рациональный штандарт промышленного предприятия В. Лаунхардта, теория промышленного штандарта А. Вебера, теория центральных мест В. Кристаллера, теория абсолютных и сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо, теория Хекляра-Олина, учение о пространственной организации хозяйства А. Лёше). В современных же теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили 4 парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум.

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют всё больше функций и финансовых ресурсов, принадлежащих ранее «центру» (процессы децентрализации и федерации). Одна из главных функций региональной власти -регулирование экономики региона.

Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). Взаимодействие региона с национальными и транснациональными корпорациями (размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов и т.д.) оказывает сильное влияние на экономическое положение первого. В не меньшей степени, чем корпорации, регионы обладают потенциалом для саморазвития.

Подход к региону как к рынку, имеющему определённые границы, акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитнофинансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т. п.

Указанные три парадигмы рассматривают регион больше как субъект экономических отношений, включая проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля.

Подход к региону как к социуму (общности людей, живущих на определённой территории), выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни населения (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.п.) и развитие системы расселения. Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально -психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума.

Эволюция теории региона отражает повышение роли «нематериальных» целей и факторов экономического развития, возможности перехода регионов на модель устойчивого (социо-эколого-экономического) развития.

В соответствии с концепцией регионологического знания, регион - это «конкретно-историческая территориальная социоприрод-ная целостность, обладающая свойством ресурсной (природные и социальные ресурсы), технологической и этнокультурной самодостаточностью для расширенного социального воспроизводства, являющаяся минимальной единицей развертывания ноосфе-рогенеза, интегрирующая все качества будущей ноосферы». Разделяя эту позицию в целом, однако, считаем, что ресурсы следует дополнить таким важным компонентом, как предпринимательские способности. Под самодостаточностью региона понимают его целостность, способность к саморазвитию. Это придает проблеме соответствия между управленческими воздействиями субъектов и внутренними потенциями к саморегулированию особую актуальность.

Другими словами, регион - это модель социо-эколого-экономической системы, обладающей целостностью, способностью к развитию и потенциалом для расширенного социального воспроизводства.

Таким образом, регион мы рассматриваем как сложную систему, к элементам которой помимо специфических пространственных критериев, социально-экономических, общественно-политических и так далее применимы и другие характеристики: численность, характер сопредельных территорий, климатические условия, особенности ландшафта, недр, инженерной обустроенности и другие. Все её элементы взаимодействуют, взаимовлияют как положительно, так и отрицательно. Степень влияния зависит от потенциала региона, прежде всего ресурсного, экономического, политического.

Экономическое содержание устойчивости региона в данном контексте можно рассматривать как:

1) отражающее конкретно-исторические механизмы реализации потребностей и интересов людей, жизнедеятельность которых воспроизводится на определённой территории, как более или менее поступательное, равномерное и согласованное социально -экономическое развитие сообщества и локальных структур;

2) имманентного социально-экономической организации. Реально структура региона является объективно инерционной, обладающей внутренними сдерживающими механизмами.

Процесс устойчивого развития региона также не имеет однозначной трактовки.

Так, например, в «Повестке дня на XXI век» понятие «устойчивое развитие» включает в себя три важнейших компонента:

- поддержание устойчивости экосистем, достижение баланса между природной и искусственной (человеческой) средой;

- экономическое развитие;

- социальное развитие.

Если два первых составляющих устойчивого развития довольно легко диагностируются и относительно их содержания не существует принципиальных разногласий между исследователями, то, безусловно, требует уточнения содержание социального развития в новых условиях. На наш взгляд, оно прямо связано с идеей человеческого развития или развития человеческого потенциала. Ю.М. Плюснин совершенно справедливо пишет: «Очевидно, что в основе популярной ныне концепции устойчивого развития находится понятие человеческого потенциала или, точнее, уровня развития человека. Это понятие пришло на смену понятиям человеческого капитала, человеческого ресурса и человеческого фактора, каждое из которых последовательно сменяли друг друга на протяжении полутора столетий».

Ориентация на человека сближает концепцию устойчивого развития с другой принципиальной важной идеей - идеей улучшения качества жизни. А. Брячихин определяет устойчивое развитие как восстановление в нём (регионе) нормальной социальной, экономической и политической обстановки. Для этого необходимо, чтобы территориальные органы власти полнее и эффективнее использовали местные возможности, реализовывали потребности, инте-

ресы и ожидания жителей, твёрдо и последовательно защищали их от негативных воздействий, в том числе конкуренции, стихии и злоупотреблений дикого рынка.

В свою очередь В. Лексин и А. Шевцов считают, что длительное сохранение условий для воспроизводства потенциала территорий и в режиме сбалансированности и социальной ориентации свидетельствуют об их устойчивом развитии.

Согласно Федеральному Закону «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ», устойчивость заключается в гармоничном развитии производства, социальной сферы, населения и окружающей среды.

По мнению Р. Абдулатипова, устойчивое развитие региона - состояние, при котором население в состоянии реально улучшать своё жизнеобеспечение, ощущать гарантии стабильности, уверенности за будущее детей.

Несколько особняком стоит мнение Р. Шнипера, который считает, что основной характеристикой устойчивого развития региона выступает надёжность экономической конструкции региональных систем, адаптивность и эластичность регионального воспроизводства, когда наличествуют естественные вариации спроса, и когда нет резких колебаний социально-экономических процессов.

Предметом анализа должно быть выявление способностей региона к саморазвитию в рыночной среде (М. Глазырин). Устойчивость, по мнению автора, это специфический ресурс, который имеет определённую форму и потенциал, особым образом воспроизводится и используется.

Устойчивость возникает там, где соблюдаются определённые пропорции, между производственной и непроизводственной сферой, потреблением и накоплением, элементами институционной структуры системы управления и так далее. Нахождение, установление и поддержание этих пропорций позволяет согласовать интересы регионов, а также населения отдельных городов, сёл и посёлков, основных социальных слоев в условиях чрезмерно усиливающейся дифференциации доходов, влиять на расхождение и схождение интересов отраслей в ходе структурного реформирования, регулировать интересы территорий доноров и реципиентов в ходе необходимого выравнивания уровней экономического и социального развития, помогать взаимодействию рентабельных и нерентабельных предприятий и т.п.

Исследователями установлено, что регион в условиях рыночных отношений, строящихся на основе возмездности и эквивалентности, объективно поставлен в условия, когда его устойчивость зависит от производства, в том числе, из местных ресурсов, конкурентоспособной продукции и вывоза её на другие рынки. Максимизация вывоза и минимизация ввоза свидетельствует о том, что в регионе наилучшим образом используются местные природные и др. ресурсы, имеются предпосылки для саморазвития.

Таким образом, устойчивость региона в общем смысле определяется его способ -ностью к саморазвитию, адаптации к воздействиям различного характера и наличием эластичной и гибкой структуры хозяйства. Под устойчивым развитием региона мы понимаем такое развитие, которое характеризуется улучшением качества жизни проживающего населения и способствует расширенному воспроизводству потенциалов.

Принципиально важным является представление структуры гибкой экономики в виде устойчивого, развивающегося достаточно стабильно ядра и зоны гибкости, реагирующей на действие фактора неопределенности.

Ядро устойчивости образуют предприятия отраслей специализации, реализующие объективные конкурентные преимущества региона, а зону гибкости - технологически и организационно связанные с ними небольшие и средние предприятия с гибкими технологиями, более разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции, особенно потребительских товаров и услуг, активно использующие эффективные региональные ресурсы. Подобная двухслойная структура характерна и для экономики развитых стран.

По мнению различных исследователей, устойчивое развитие определяют такие факторы, как: повышение производительности труда, перераспределение доходов населения, производственно-технологические факторы, оптимальный размер налогового пресса, структурные изменения хозяйства, устойчивая политическая ситуация, устойчивое и последовательное решение демографических проблем, устойчивость в управлении ресурсами, сбалансированные темпы развития народного хозяйства на продолжительный период времени, устойчивость территориальных общностей, система государственного заказа и др. Другими словами, роль потребительской кооперации в обеспечении устойчивого развития остается неис-

следованной в научной литературе на сегодняшний день.

Таким образом, устойчивость рыночной экономики, её структурная гибкость обеспечиваются институциональным объединением крупных и небольших фирм. Возникает проблема поиска их соотношений для достижения устойчивости. Крупные производственные комплексы обладают большой инерционностью, поэтому не могут быть модернизированы и реконструированы в короткие сроки, тем более на уровне региона. Мы полагаем, что решающим фактором достижения устойчивости являются уровень развития и сфера применения потребительской кооперации в регионе.

К примеру, Республика Марий Эл представляет собой развитый промышленный комплекс. Ядром промышленности является ряд системообразующих предприятий, например, ОАО «Мариэнерго», филиал ФГУП «Росспиртпром» «Фокинский ликеро-водочный завод», ООО «Марийский НПЗ», ОАО «Шелангерский химзавод», ОАО «Марийский ЦБК». Органично возникает проблема экологической безопасности. Под экологической безопасностью следует понимать состояние защищённости личности, общества и защиту окружающей среды государств от угроз возникновения последствий чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера.

В этой связи объектами экологической безопасности выступают с одной стороны, биосфера (человек в этом смысле рассматривается как её часть в своей особой социально-организационной форме - обществе) и влияние на неё хозяйственной деятельности человека, с другой стороны - человек как субъект социально-экономических отношений и воздействие на него окружающей среды (через изменение состояния здоровья, ухудшение состояния основных фондов, увеличение общественных затрат на воспроизводство рабочей силы и средств труда и т.д.).

Многие исследователи рассматривают только одну сторону этой проблемы - ущерб природе, в результате хозяйственной деятельности человека, что, безусловно, очень насущно и имеет глобальный характер, но последствия сказываются в некоторой перспективе. Гораздо более важной видится опасность от аварий и катастроф техногенного и природного характера человеку. Уже сегодня они оказывают существенное влияние на жизнь и здоровье населения страны, среду обитания. Так, по данным

министра МЧС РФ С. К. Шойгу, за последние 30 лет в мире от аварий и катастроф природ -ного и техногенного характера пострадало более 3,5 млрд. человек, из них погибло более 45 млн. человек. Прямой экономический ущерб от этих процессов составил 500 млрд. долларов США. За эти же 30 лет в нашей стране пострадало более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым ВВП России. Основными причинами возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций являются износ основных фондов, достигающий в ряде отраслей 70-80%, снижение профессионального уровня работников, производственной и технологической дисциплины, а также просчеты в осуществлении технической политики, проектировании и строительстве объектов.

Среднегодовой рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций за этот период составил: по числу погибших - 4,3%, пострадавших - 8,6%, материальному ущербу

- 10,4%.

По оценкам отечественных учёных и экспертов, возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы в России можно составить от всех ЧС - 100-125 млрд. руб., в том числе от стихийных бедствий - 60-65 млрд. руб., что составит от 5 до 10% ВВП страны. На территории РФ сохраняется высокий уровень техногенной и природной опасности и тенденций роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. При этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска. В этой ситуации следует предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения, тем более что усилия по ликвидации последствий аварий становятся всё менее эффективными и более затратными. По расчётам международных экспертов и учёных РАН, затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращённого ущерба.

Следует учитывать и тот факт, что российская наука с её огромным потенциалом обрела способность прогнозировать кризисы любой природы и сложности. Это радикально меняет современную ситуацию, давая возможность опережать кризисные ситуации за счёт инновационной деятельности,

которая либо полностью устраняет, либо ослабляет негативные воздействия кризисов на социальные, биологические и геологические сферы. Поэтому инновационная деятельность является ещё одним фактором перехода к устойчивому развитию.

Экологическая безопасность связана с понятием «экологический риск». Экологический риск - опасность, вероятность возникновения ущерба окружающей природной среде, прежде всего в результате негативного воздействия результатов производственно-хозяйственной деятельности человека. На состояние окружающей природной среды в любом регионе оказывает влияние целый комплекс факторов с разной степенью интенсивности. Среди важнейших из них следует выделить отраслевую структуру производства, состояние основных производственных фондов, соблюдение техники безопасности и технологической дисциплины на производстве, наличие в необходимых объёмах и состоянии очистных сооружений и некоторые другие.

Поиск эффективных путей улучшения экологических характеристик производства требует эффективного регулирования природопользования. Как свидетельствует мировой опыт, развитие инструментов для такого регулирования происходит по трём основным направлениям:

- регулирование фискальными методами;

- внедрение рыночных стимулов рачительного отношения к ресурсам и повышение экологической ориентации производителей товаров и услуг;

- добровольные методы со стороны бизнеса по улучшению природоохранных и социально-ориентированных характеристик производимой ими продукции и услуг.

Экспертами ООН условно сгруппированы 7 основных задач, стоящих перед предпринимательскими кругами в достижении целей:

- устойчивого развития, к которым в полной мере относятся и предприятия потребительской кооперации:

- снижение материалоёмкости продукции;

- снижение энергоёмкости производства;

- вторичная утилизация (рисайклинг);

- ограничение оборота токсичных веществ;

- рациональное использование природ -ных ресурсов;

- увеличение срока службы продукции;

- расширение сервисных услуг.

Следовательно, требуются совместные усилия как государства, так и предпринимательства. При этом важно, что в условиях рыночных отношений следует учитывать правильное соотношение между планомерными действиями государства и естественной регуляцией рыночных законов.

Необходимо отметить, что переход к рыночной модели экономического развития не в состоянии автоматически решить все экологические проблемы. Так, в материалах Римского клуба совершенно правомерно отмечено, что рынок плохо приспосабливается к действиям, имеющим перспективную направленность, затрагивающим интересы будущих поколений и связанным с использованием ресурсов, находящихся в общественной собственности. Рынок функционирует, в основном, в соответствии с краткосрочными интересами общества. Отечественный опыт перестройки экономических отношений полностью подтверждает этот тезис. Управление переходом к устойчивому развитию должно быть опережающим, особое место здесь уделяют прогнозированию и планированию на его основе стратегических опережающих решений. Существенным образом меняется технология принятия хозяйственных, социальных, экологических, технологических и иных решений.

Региональное управление устойчивым развитием предполагает законодательное обеспечение, разработку программ и их реализацию в рамках имеющихся полномочий по вопросам:

- природопользования и охраны природы в регионе;

- управления собственностью субъекта РФ;

- реформирования систем жизнеобеспечения региона;

- развития малого предпринимательства и потребительской кооперации.

Таким образом, признанный мировым сообществом тезис «бизнес должен взять на себя ответственность за устойчивое развитие с помощью государства и в рамках государственных программ» актуален и для России.

Обобщив наш анализ, мы приходим к следующим заключениям:

1. Моделью социо-эколого-экономи-ческой системы, обладающей целостностью, способностью к саморазвитию с потенциалом для расширенного социального воспроизводства является регион. Целостность региона мы определяем границами субъектов РФ, а его способность к саморазвитию - наличием гибкой структуры хозяйства.

2. При определении устойчивого развития региона, необходимо исходить из того, что оно носит многофакторный характер, поэтому для целей управления необходимо ранжировать их приоритетность для региона. В обобщенном виде можно выделить социальные, экономические, экологические и инновационные составляющие развития. Под устойчивым развитием региона мы понимаем такое развитие, которое характеризуется улучшением качества жизни проживающего населения и способствует расширенному воспроизводству потенциалов.

3. Роль управления процессами перехода и достижения устойчивости и устойчивого развития существенно возрастает. С точки зрения региона, существуют управленческие воздействия внешние, которые зависят от решений федерального центра, и внутренние (региональные), которые зависят от действий и решений региональных органов власти. Особенно важным в этом плане представляется выделение факторов регионального порядка, поскольку при помощи этих факторов выявляются те источники, возможности и внутренние резервы, которые могут быть использованы для преодоления кризисных явлений и обеспечения перехода экономики региона к устойчивому развитию.

4. Одним из ресурсов региональной экономики и управления, влияющих на устойчивость региона, является потребительская кооперация. Обоснование ее роли в современной экономике, повышении уровня и качества жизни населения позволит оценить ее перспективы в обеспечении устойчивого регионального развития.

M.G. Storonenko, G.V. Kalinina. FACTORS AND CRITERIA OF THE EFFICIENT CONTROL OVER SUSTAINABLE DEVELOPMENT.

Sustainable development is determined by various factors which play a role of a driving force. In view of a current condition and the problems to be solved, the major factors for sustainable development the influence of which can and should be regulated are as follows: elaboration of the organizational and economic mechanism of the system, maintenance of innovative character of its development, reinforcement of resource base, improvement of qualified staffing. The enumerated factors form the area of managerial impact based on purposeful activity of managing subjects and businesses in order to maintain sustainable development.

Key words: sustainable development, efficient control, regional economy.

КАЛИНИНА Галина Викторовна, родилась в 196G г., окончила Московский ордена Дружбы народов кооперативный институт (1981), канд. экон. наук, доктор филос. наук, профессор кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 9в работ.

СТОРОНЕНКО Майя Геннадьевна, родилась в 1979 г., окончила Московский университет потребительской кооперации (2GG2), канд. экон. наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 21 работы.

УДК 657.1

РОССИЙСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

О.В. Трубицына

В статье дается анализ различных точек зрения авторов научной и периодической печати на современное регулирование бухгалтерской отчетности в России и проблемные аспекты перехода ее на МСФО. Рассматривается вопрос нахождения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в правовом поле российского законодательства.

Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность, качество информации, МСФО, правовое поле российского законодательства, национальные стандарты.

Актуальность исследования состоит в рассмотрении проблемных аспектов действующего законодательства, его влияния на сегодняшнюю практику составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в попытке рассмотреть причины, мешающие переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Этот вопрос в течение последних пятнадцати лет обсуждается на самых разных уровнях, приводятся серьезные аргументы в пользу его необходимости. Тем не менее, он до сих пор находится в стадии разработки. Очевидно, что для этого существуют веские причины, которые, по мнению отдельных специалистов (О. Агеева, В. Ковалев, В. Палий, Я. Соколов, И. Сухарев, О. Сухарева, А. Шеремет, Л. Шнейдман и др.), лежат в существующем правовом поле нашего национального законодательства.

Изучив различные точки зрения на данную проблему, автор статьи попытался высказать свое мнение, сформулировав соответствующие выводы и рекомендации по выходу из создавшегося положения на нормативно-законодательном поле Российской Федерации.

В периодической печати пошагово

анализируются препятствия, не позволяющие полноценно реализовать требования МСФО в целях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности российскими организациями, а поэтому разработка многих Положений по бухгалтерскому учету идет с трудом.

Так, по мнению И.Р. Сухарева для успешного внедрения МСФО в России необходимо четко определить, каким образом это внедрение может происходить, т.е. обеспечение возможными юридическими механизмами (статус и характер взаимосвязи) нормативно -правовых актов. Фраза «переход на МСФО» останется пустым звуком, до тех пор пока она не получит содержательного нормативного наполнения и пока не будет четко определено, кто, при каких условиях и какие документы должен применять [14].

С 1990-х годов назывались различные даты осуществления перехода России на МСФО. Известны значимые официальные документы по этому поводу: Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в рыночной экономике России и Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. К 2008 году Минфином России были приняты собственные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.