Научная статья на тему 'Факторы формирования трансграничного туристско-рекреационного региона «Юго-Восточная Балтика»'

Факторы формирования трансграничного туристско-рекреационного региона «Юго-Восточная Балтика» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
850
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансграничный туристско-рекреационный регион / юго-восточная балтика / факторы-катализаторы / факторы-ингибиторы / cross-border tourism and recreation region / south-east baltic / enabling factors / inhibiting factors

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кропинова Елена Геннадьевна

Акватории Вислинской и Куршской лагун, занимающие центральное положение в приграничном регионе, обладают большим количеством достопримечательных природных объектов, памятников истории и культуры. Анализируются основные факторы развития российского компонента трансграничного туристско-рекреационного региона «Юго-Восточная Балтика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кропинова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The territories of the Vistula and Curonain lagoons centrally located in the cross-border region have numerous remarkable nature sites as well as monuments of history and culture. The article analyses the internal and external factors affecting the development of the Russian segment of cross-border "South-East Baltic" tourism and recreation region.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования трансграничного туристско-рекреационного региона «Юго-Восточная Балтика»»

УДК 911.3: 338.48

Акватории Вислинской и Куршской лагун, занимающие центральное положение в приграничном регионе, обладают большим количеством достопримечательных природных объектов, памятников истории и культуры. Анализируются основные факторы развития российского компонента трансграничного туристско-рекреационного региона «Юго-Восточная Балтика».

The territories of the Vistula and Curonain lagoons centrally located in the cross-border region have numerous remarkable nature sites as well as monuments of history and culture. The article analyses the internal and external factors affecting the development of the Russian segment of cross-border "South-East Baltic" tourism and recreation region.

Ключевые слова: трансграничный туристско-рекреационный регион, Юго-Восточная Балтика, факторы-катализаторы, факторы-ингибиторы.

Key words: cross-border tourism and recreation region, SouthEast Baltic, enabling factors, inhibiting factors

При анализе перспектив развития трансграничного туристско-рекреационного региона «Юго-Восточная Балтика» важно выделить внутренние и внешние факторы, определяющие возможности этой территории, которые, в свою очередь, подразделяются на факторы-катализаторы (содействующие развитию) и факторы-ингибиторы (затрудняющие развитие). Данный подход позволяет выявить силы и слабости территории.

Внутренние факторы-катализаторы (силы).

Выгодное географическое положение.

Региональные преимущества выгоды заключаются в удобстве транспортного доступа к Вислинской и Куршской лагунам на различных пространственных уровнях. Отчасти эти выгоды уже используются. На данной территории проживает значительная часть населения области, а железнодорожные и особенно автобусные маршруты позволяют достигать лагунных берегов заливов из самого удаленного пункта не более чем за 5 часов.

На общероссийском и международном уровнях:

— международный аэропорт Храброво, связанный прямыми регулярными авиамаршрутами с 17 российскими и 12 зарубежными городами (данные на сентябрь 2010 г.);

— Калининградский железнодорожный узел связан прямым пассажирским сообщением с Москвой, Санкт-Петербургом и рядом других российских городов, с польским Трехградьем (Гданьск — Гдыня — Сопот) и Берлином;

— регулярное международное автобусное сообщение с городами Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии и Беларуси;

— паром Усть-Луга — Балтийск — порты Германии для перевозок пассажиров и автомобилей; с июня 2010 г. начато судоходство в Вислинской лагуне, в том числе на регулярной основе.

В перспективе транспортные связи всех видов транспорта, особенно с реконструкцией путей сообщения и улучшением организации работы пограничных переходов, могут быть интенсифицированы.

Уникальные природные комплексы и объекты.

Важнейший фактор развития рекреационной деятельности — наличие морского побережья протяженностью 143 км с побережьем Самбийского полуострова, Вислинской и Куршской косами. Высокие обрывистые берега Самбийского полуострова омываются морскими волнами. Пляжи достигают в районе Янтарного и Донского ширины 70 м, но в отдельных местах северного побережья (в том числе частично в районах курортных городов Светлогорск и Зеленоградск) размываются деятельностью волн (необходимы берегозащитные работы, сохраняющие пляжи).

Лагуны обладают значительными рыбными ресурсами, которые используются как рыболовецкими предприятиями, так и спортивным рыболовством, в том числе зимним. Главная экологическая проблема Куршского залива — антропогенная эвтрофикация, связанная в основном с загрязнением фосфором, что приводит к ежегодным вспышкам цветения сине-зеленых водорослей с максимумом в конце лета, что делает залив непригодным для купания.

Е. Г. Кропинова

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНА

«ЮГО-ВОСТОЧНАЯ БАЛТИКА»

Прилегающие к заливам польдерные земли защищены от затопления валами высотой до 5 м. Около тысячи километров осушительных каналов используется для удаления воды, которая откачивается с полей автоматизированными насосными станциями.

Всего в области зарегистрировано 97 видов рыб и 3 вида круглоротых, из которых 58 видов относятся к обычным и многочисленным. Загрязнение водоемов становится причиной сокращения многих видов рыб, чувствительных к качеству воды, тем более что многие из них становятся объектом неконтролируемого промысла. Так, сокращается численность лососевых (лосося, форели, сига, кумжи).

Наземные позвоночные насчитывают 338 видов, причем редкие и единичные виды составляют около половины; 23 вида (в том числе 19 видов птиц) находятся под угрозой исчезновения. Специальных мер охраны требуют 107, в том числе 22 вида млекопитающих, 79 — птиц, 1 — пресмыкающихся и 5 — земноводных [1, с. 54].

Под угрозой исчезновения находятся 26 % из 1436 видов растений, естественно произрастающих в области. Специфика растительного мира региона заключается в весьма большом числе интродуцентов, акклиматизированных на этой территории в свое время немецкими лесоводами. Насчитывается 683 вида, подвида, формы, сорта декоративных древесно-кустарниковых растений, из них 74 % относятся к редким и единичным.

Уникальным природным образованием является Куршская коса, отнесенная к числу объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1987 г. на ее территории образован Национальный парк «Куршская коса».

Богатое историко-культурное наследие (наличие большого числа исторических памятников).

Зона заливов располагает большим количеством объектов историко-культурного наследия, однако большинство из них плохо подготовлено к показу и нуждается в реставрации, а многие продолжают разрушаться. В перечень объектов культурного наследия включены:

1) объекты федерального, регионального и муниципального значения, подлежащие государственной охране [2];

2) выявленные объекты, подлежащие государственной охране на территориях муниципальных образований [3]. В зоне заливов насчитывается 783 объекта историко-культурного наследия. Большинство из них (634) относятся к германскому периоду истории региона, 131 — к советскому и 18 — к российскому периоду.

Развитая транспортная сеть.

Зона заливов, особенно ее южная часть, прилегающая к Калининграду, имеет густую сеть автомобильных и железных дорог; участки железной дороги Калининград — Зеленоградск — Пионерский — Светлогорск и Калининград электрифицированы. Железная дорога европейской колеи связывает Калининград (через Мамоново — Бранево) с сетью железных дорог Польши. Имеется международный аэропорт Храброво с объемом перевозок пассажиров 1,3 млн человек (2008 г.). Имеются морские порты (Калининград, Светлый, Балтийск, Пионерский), но морское пассажирское сообщение развито слабо. Нет пассажирских перевозок и по рекам области.

Развитая система расселения с крупным городом, рядом малых городов и многочисленных поселков.

В зоне заливов расположен 1 большой город — Калининград, 9 малых городов и 1 поселок городского типа, а также 347 сельских населенных пунктов. Основная часть городов расположена в западной части зоны, вблизи Калининградского залива и на морском побережье. Менее заселена территория, прилегающая к Куршскому заливу.

Опыт международного сотрудничества.

Областные и муниципальные органы власти, учреждения образования и культуры, неправительственные организации Калининградской области, в том числе относящиеся к зоне заливов, имеют большой опыт международного сотрудничества, включая разнообразные связи с партнерами из соседних стран.

Наличие областной программы развития туризма.

До 2006 г. действовала Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002—2006 гг., которую сменила целевая региональная программа «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007—2011 годы, на 2010— 2014 годы». Программой помимо прочего запланированы важные международные мероприятия

[4]:

— совместные с Ассоциацией сельского туризма Литвы и Департаментом туризма администрации маршала Варминьско-Мазурского воеводства семинары по обмену опытом;

— реализация международного проекта по созданию обучающего центра — модельной сельской усадьбы на территории Калининградской области совместно с Департаментом туризма администрации маршала Варминьско-Мазурского воеводства;

— осуществление российско-литовско-польского проекта по развитию охотничьего и экологического видов туризма в зоне Виштынецкого озера в рамках программы Соседства;

— реализация проекта по созданию сети велодорожек в рамках формирования единого европейского веломаршрута «Евровело» совместно с муниципалитетом Неринга (Литовская Республика);

— российско-литовско-польский проект «Три порта» по созданию сети марин для развития совместных водных маршрутов (в рамках CBC Program) совместно с муниципалитетом Криница-Морска (Республика Польша) и муниципалитетом Неринга (Литовская Республика).

Внешние факторы-катализаторы (возможности):

Соседство развитых туристских районов Польши и Литвы.

Соседние польские и литовские территории отличаются высоким уровнем развития туризма и активными мерами, принимаемыми для сохранения и использования природного и историко-культурного наследия, которое имеет много общего с наследием зоны заливов, относящейся к Калининградской области. Сопот, Вислинская коса (Криница-Морска), Миколайки и Марангово, а также усадьбы в Мазурском поозерье в Польше, Неринга и Паланга в Литве являются известными центрами отдыха и рекреации, а Гданьск, Мальборк, Эльблонг — важными центрами городского туризма. Применение зарубежного опыта и совместное использование туристских объектов способствуют решению проблем сохранения и реконструкции объектов показа, организации туристских маршрутов и пр.

Возможности приема как российских, так и европейских туристов.

Территория Юго-Восточной Балтики рассматривается как наиболее перспективная для ее включения в международные туристические маршруты в регионе Балтийского моря. Не случайно именно в Калининграде в ноябре 2010 г. состоялся 3-й Международный балтийский туристический форум, инициированный и профинансированный Правительством Калининградской области.

Туризм объявлен одним из приоритетов регионального развития.

В Программе социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 гг. туризму уделяется большое внимание. Один из пяти блоков программных мероприятий называется «Развитие туристско-рекреационного комплекса, инфраструктуры гостеприимства и формирование привлекательного образа региона».

Туризм как приоритет развития муниципальных образований.

В стратегиях и программах развития практически всех муниципальных образований зоны заливов туризм рассматривается в качестве одного из приоритетов, а в некоторых муниципалитетах (Светлогорский муниципальный район, Пионерский и Янтарный городские округа) — основным приоритетом развития. Это означает выделение средств на развитие инфраструктуры туризма и реконструкцию объектов показа, содействие деятельности туристских фирм и средств размещения.

Большое значение имеет внесение изменений в федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся наделения органов местного самоуправления правом на «создание условий для развития туризма», что стало важным шагом в развитии туристско-рекреационной сферы.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) туристского типа на Куршской косе.

Куршская коса — один из объектов, где размещаются ОЭЗ туристского типа. Это означает федеральные инвестиции в развитие инфраструктуры туризма на косе и выделение относящихся к федеральной собственности земельных участков для строительства туристских объектов.

Проект зоны игорного бизнеса.

Калининградская область стала одним из четырех российских регионов, где должны размещаться зоны игорного бизнеса.

Федеральная целевая программа развития Калининградской области.

В Программе предусмотрены меры по развитию необходимой для туризма инфраструктуры, в особенности транспортной, а также обеспечение газоснабжения населенных пунктов.

Международные проекты.

Область и ее муниципальные образования, а также объекты социальной сферы и неправительственные организации принимают активное участие в выполнении совместных международных проектов. Из муниципальных образований наибольшую активность проявляет

Балтийский городской округ, ставший участником ряда проектов по программам Интеррег — Балтийское море и Соседство Литва — Польша — Калининградская область РФ. Именно территория заливов — объект изучения в проекте Программы Соседство Литва — Польша — Калининградская область РФ «Перекрестки — Территория заливов: культурные исторические перекрестки народов Юго-Восточной Балтики».

Внутренние факторы-ингибиторы (слабости):

Слабая развитость инфраструктуры туризма.

По всем параметрам (средства размещения, объекты питания, организация транспорта и пр.) инфраструктура туризма зоны заливов, хотя и отличается в лучшую сторону от остальной территории области и многих российских регионов, по соотношению цена/качество сильно уступает соседним регионам Польши и Литвы.

Неудовлетворительное состояние объектов показа.

Большинство объектов не получает достаточного финансирования и находится в плохом состоянии.

Не вполне удовлетворительная экологическая ситуация.

Основная проблема заключается в отсутствии надлежащей очистки коммунально-бытовых стоков, условий хранения и переработки бытовых отходов. Неочищенные канализационные воды в больших объемах поступают в заливы и открытое море. Недостаточен уход за внутренними водоемами, лесами и парками. Загрязнен выхлопами автомобилей воздух в городах и вдоль наиболее напряженных автомагистралей.

Размещение военных объектов в привлекательных для туризма районах.

Значительная часть территории находится в пределах 5-километровой пограничной зоны с ограничениями для посещения, в особенности иностранцами. Военными объектами занят ряд территорий побережья и внутренних районов Самбийского полуострова. Это затрудняет, в частности, рациональную планировку Балтийска, Пионерского. Из-за размещения военных объектов невозможен сквозной проезд туристов по Вислинской косе.

Отсутствие единого плана развития территории.

Поскольку зона заливов относится к большому числу муниципальных образований второго (муниципальных районов и городских округов) и особенно первого уровня (городских и сельских поселений), а собственность на землю находится в ведении именно муниципальных образований, постольку затруднено рациональное пространственное планирование развития территории. По этой причине, например, разработанная в начале 2000-х гг. территориальная комплексная схема развития территории, так называемой Приморской функциональной рекреационной зоны (занимающей территорию Самбийского полуострова и Куршской косы), так и не была реализована.

Недостаточное финансирование.

Региональный и муниципальные бюджеты не имеют достаточных средств для полноценного финансирования инфраструктуры туризма, поступления из федерального бюджета недостаточно велики, а частные инвесторы не рискуют вкладывать средства в долгосрочные проекты, касающиеся комплексного развития территории, включая обустройство объектов показа.

Отсутствие единого органа управления.

В Калининградской области, как и в России в целом, с трудом налаживаются горизонтальные связи между муниципальными образованиями, а только таким образом можно обеспечить единое управление зоной заливов.

Ликвидация с 2005 г. заказников и ряда других видов ООПТ.

Как и в целом в Российской Федерации, в Калининградской области, в том числе, естественно, и на территории заливов, специально выделяются определенные территории, на которых осуществляются те или иные меры охраны природы. Согласно Схеме охраны природы Калининградской области, к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) в зоне заливов по состоянию на 2004 г. относились

Объекты федерального значения:

— Национальный парк «Куршская коса»;

— курорт федерального значения Зеленоградск;

Объекты регионального значения:

— четыре зоологических заказника: Новоселовский, Дюнный, Заповедный, Громовский;

— заказник без установленного профиля: Вислинская коса.

Кроме того, в эту зону попадала небольшая (северная) часть зоологического заказника «Каменский», имевшего региональный статус.

В зоне заливов расположена значительная часть из имевшихся в области 57 памятников природы — ботанических объектов и 32 особо охраняемых водных объектов — водно-болотных угодий.

Существует необходимость создания новых ООПТ с учетом ранее действующих и их законодательное закрепление. В настоящее время ведутся работы по созданию ООПТ Роминтенская пуща.

Внешние факторы-ингибиторы (угрозы):

Недостатки визового режима.

Визовый режим для посещения калининградцами соседних Польши и Литвы и соответственно гражданами этих стран Калининградской области отмечается большинством экспертов как главная причина отсутствия значительного стабильного потока туристов.

Сложности сухопутного сообщения с другими частями России.

При сухопутном сообщении между Калининградской областью и другими российскими регионами необходимо пересечь границы Литвы и Беларуси или Латвии. К сожалению, договориться о свободном транзите через территорию Литвы не удалось. Хотя визы для такого проезда и не требуются, но вместо них введен так называемый «упрощенный транзитный документ», все равно предполагающий дополнительные временные и финансовые затраты для получения разрешение литовской стороны.

Конкуренция других балтийских туристских регионов.

Если говорить о конкуренции регионов с аналогичной специализацией на Балтике, то следует учитывать, что для посещения зарубежных курортов российскими гражданами требуются визы, что снижает их конкурентоспособность; западные курорты к тому же дороги. Тем не менее нельзя не учитывать потенциальные возможности прежде всего латвийских и польских курортов, а также лояльность латвийских консульских служб по отношению к российским туристам, обращающимся в визовые службы с целью посещения латвийских курортов. Одновременно появилась возможность организации выдачи краткосрочных виз (до 72 часов) в морских пунктах пропуска.

Слабость бюджетов региона и особенно муниципальных образований.

В условиях нынешнего кризиса бюджеты еще более сократились (в 2009 г. областной бюджет был секвестрирован на треть по сравнению с планом). Соответственно меньшие трансферты получили муниципальные образования, которые все, кроме Калининграда, являются дотационными. Закон, направленный на повышение роли муниципальных образований в развитии туризма, должен быть дополнен специальными финансовыми механизмами для его исполнения.

Отсутствие стратегических инвесторов.

Пока в области в сфере туризма отсутствует достаточная концентрация капитала, трудно рассчитывать на приход крупных инвесторов.

Заключение. Зона Куршского и Вислинского заливов обладает огромным природным и культурным наследием, во многих отношениях представляя собой целостный регион как единый природный комплекс, долгое время имевший общую историю и культуру, а в настоящее время отличающийся активными и многообразными трансграничными контактами. В рамках проекта программы Соседства Литва — Польша — Калининградская область РФ «Территория заливов: культурные и исторические перекрестки народов Юго-Восточной Балтики» (№ 2007/140—475) была разработана Стратегия развития морского культурного и исторического наследия на российской части территорий Куршского и Вислиского заливов. Эта территория может представлять собой единый туристский регион с международными маршрутами, включающими расположенные здесь административно-территориальные единицы и муниципальные образования России, Польши и Литвы. Для превращения территории в конкурентоспособный трансграничный туристский регион необходимо решить следующие задачи, в том числе включенные в план действий в рамках реализации разработанной Стратегии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Оценить имеющийся потенциал природного и культурного наследия зоны заливов в каждой из трех стран — России, Польше и Литве.

2. Установить состояние мер, предпринимаемых в этих странах по сохранению и развитию природного и культурного наследия зоны заливов.

3. Определить современное состояние и перспективы международного сотрудничества по сохранению и развитию природного и культурного наследия на государственном, региональном и муниципальном уровнях, между представителями учреждений культуры и образования, общественных организаций и бизнеса.

4. Разработать рекомендации по сохранению и развитию природного и культурного наследия зоны заливов в каждой из стран и на международном уровне.

5. Определить субъекты, ответственные за реализацию совместной стратегии, установить зоны их ответственности и наметить план реализации мероприятий Стратегии.

6. Принять согласованную стратегию сохранения и совместного использования потенциала природного и культурного наследия зоны заливов (в том числе для целей туризма и рекреации).

Список литературы

1. Схема охраны природы Калининградской области/ М-во природ. ресурсов РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, М-во природ. ресурсов РФ по Калинингр. обл., Управление природ. ресурсов и охраны окружающей среды / под ред. Ю. А. Цыбина. Калининград, 2004.

2. Приложение к Постановлению Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 г. «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» [Электрон. ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Приложение к приказу Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 20 июня 2008 года № 9 [Электрон. ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Целевая региональная программа «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007—2011 годы» [Электрон. ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Кропинова Е. Г. Биологические ресурсы Калининградской области в развитии экотуризма // Вестник Российского государственного университета им. Иммануила Канта. 2008. № 7.

Об авторе

Кропинова Елена Геннадьевна, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Российский государственный университет им. Иммануила Канта.

E-mail: [email protected]

About author

Dr. Yelena Kropinova, Associate Professor, Department of Sociocultural Service and Tourism, IKSUR.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.