Научная статья на тему 'Факторы формирования особенностей российской модели демократии'

Факторы формирования особенностей российской модели демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
531
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / DEMOCRACY / POLITICAL PROCESS / POLITICAL INSTITUTIONS / POLITICAL CULTURE / POLITICAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яковлев М. В.

Статья посвящена определению и анализу ключевых факторов, определивших специфику идеальной модели российской демократии. Делается вывод о том, что в политической истории Новгородской и Псковской республик выкристаллизовались особенности российской демократии как механизма прямого политического участия граждан, действующих на основе соборности как качественного состояния целостного сообщества, в котором объединяются воли различных политических акторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FORMING A RUSSIAN DEMOCRACY MODEL

The article is devoted to the definition and analysis of the key factors determining the specificity of the ideal model of democracy in Russia. Features of the Russian democracy serving a mechanism of direct political participation of citizens were found in the political history of Novgorod and Pskov Republics.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования особенностей российской модели демократии»

УДК 321.7

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ

© М. В. Яковлев

Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 8.

Тел.: + 7 (347) 242 07 57.

E-mail: maxvuz@mail.ru

Статья посвящена определению и анализу ключевых факторов, определивших специфику идеальной модели российской демократии. Делается вывод о том, что в политической истории Новгородской и Псковской республик выкристаллизовались особенности российской демократии как механизма прямого политического участия граждан, действующих на основе соборности как качественного состояния целостного сообщества, в котором объединяются воли различных политических акторов.

Ключевые слова: демократия, политический процесс, политические институты, политическая культура, политическое участие.

В последнее время дискуссия о российской демократизации выходит на новый уровень. Все больше исследователей склоняются к мнению, что масштаб, мощь, уникальность и сложность России диктуют необходимость применения особого теоретико-методологического подхода к анализу процессов ее демократических преобразований. Одной из составляющих такого подхода становится формулирование различных концепций российской демократии. В данной статье ставится задача определить и проанализировать ключевые социокультурные и исторические факторы, которые оказали существенное влияние на формирование специфик отечественной модели народовластия.

Политическая история российской демократии начинается в раннем Средневековье. Еще в VI в. известность получило высказывание византийского историка Прокопия Кесарийского о славянских племенах: «Эти народы... не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии» [1]. Позднее немецкий хронист Титмар Мерзебургский, рассказывая о славянском племени лютичей, отмечал, что ими «никакой властитель единолично не управляет» [2].

Пожалуй, самые яркие примеры народовластия в российской истории - народное самоуправление Новгородской республики и Псковской вечевой (феодальной) республики. Политические системы этих республика были практически идентичны, поэтому можно дать их анализ на примере Новгорода.

Как отмечает Михаил Геллер, «в Новгороде вече не переставало - до поглощения города Москвой в XV в. - набирать силу. В 1136 г. после восстания горожан против князя народное собрание -вече обрело полную власть, выбирая не только князя, но и архиепископа» [3, с. 73-75].

Новгородское вече делилось по трем социально-территориальным уровням: уличанское (улица), кончанское (конец - один из пяти районов Новгорода) и всенародное. По данным Валентина Янина, «в концах были свои веча, которые, в свою очередь, не составляют низшей ступени системы вечевого

строя, поскольку известно и об уличанских вечевых сходках. Возможно, демократичность состава вечевых собраний увеличивалась от общегородского к кончанским и далее к уличанским» [4, с. 57]. На высшем уровне резолюции принимались двумя видами вече: малым (собранием «300 золотых поясов») и всенародным, собиравшемся по особым поводам. Как пишет В. Л. Янин, малое вече состояло «из представителей привилегированного сословия, но его работа велась не за плотно закрытыми дверьми, а под небом» [4, с. 59]. Речь идет о том, что обсуждение важных вопросов проходило не кулуарно, а коллегиально и открыто, демократически. В то время как бояре («золотые пояса») дискутировали, новгородцы стояли на улицах, которые примыкали к вечевой площади, и выражали свое отношение, контролируя соблюдение общеновгородских интересов. Здесь можно увидеть механизм согласования групповых интересов (кончанских), выражаясь в терминах плюралистической демократии.

Правом голоса на вече обладали граждане Великого Новгорода и Пскова. Михаил Тихомиров отмечает: «Вечевые традиции Новгорода опирались на «черных людей»... основную массу новгородского населения» [5, с. 27]. Приведенная цитата дает представление о большом масштабе вече, о том, что оно охватывало самые широкие массы граждан. Соответственно, можно сделать вывод о том, что к новгородскому народовластию имели доступ все заинтересованные граждане, что соответствует принципам прямой и партиципаторной моделям демократии.

Функции новгородского вече были очень объемными. Вече выбирало посадника из бояр, представлявшего интересы города, осуществлявшего исполнительную власть и взаимодействие с князем, выбирало тысяцких, которые от его имени командовали городским ополчением, исполняли контрольно-надзорные функции в торговой сфере. Вече выбирало даже архиепископа, который обладал значительной властью, ведал казной, решал семейные споры, выступал в роли арбитра в период по-

212

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

литических кризисов [6, с. 55]. Таким образом, представители власти были избираемы и контролируемы, ни одно должностное лицо не концентрировало в своих руках максимальный объем власти. В этом измерении политическая система Великого Новгорода вполне соответствовала критериям демократии по Джованни Сартори: контролируемость, ограниченность, сменяемость власти [7, с. 120].

Есть свидетельства высокой организованности вечевых собраний. Как пишет В. Л. Янин, «вече кажется многим историкам некоей вольницей, которая все вопросы государственного управления решала криком и потасовкой. Такие представления основывались на том, что вечевые собрания порой выливались в вооруженное столкновение разных концов города. При этом историки не учитывали, что вечевые собрания происходили ежегодно, а иногда и по нескольку раз в году, а столкновения группировок отмечались далеко не каждое десятилетие. Конечно, общественная жизнь в Новгородской республике была организована и регламентирована. И, в частности, выборы при широком распространении грамотности осуществлялись не криком, а подачей бюллетеней, подобных найденному на Неревском конце» [8, с. 157].

Еще одной особенностью политической системы Великого Новгорода и Пскова, свидетельствующей о ее демократической сущности, были договорные отношения: вече определяло объем полномочий институтов власти и характер взаимодействий между ними. Так, горожане и князь заключали договор - «ряд», причем князь сам должен добиваться высокого стола. Древнейший из договоров между князем и горожанами относится к 1264 г. и ставит своей задачей ограничение княжеской власти в Новгороде, урегулирование пошлин и повинностей, идущих в пользу князя [9]. Таким образом, в средневековой Руси в XII веке существовала официальная демократическая практика общественного договора.

Заканчивая анализ политической практики Новгорода и Пскова, необходимо отметить, что одной из ключевых особенностей демократии Средневековой Руси была общинность. Так, Вячеслав Тулупов указывает: «христианская общинность была стержнем Новгородской республики и характерным свойством новгородского этнического самосознания. Православная общинность являлась и основой новгородского народовластия» [10, с. 43].

Итак, в Новгороде и Пскове функционировал организованный демократический механизм, политическая дискуссия и принятия государственных решений осуществлялись на основе общинности. Сами принципы вечевого обсуждения согласуются с переговорной сущностью демократии по Дан-кварта Растоу [11, с. 15]. Кроме того, решение всех значимых вопросов на вече можно анализировать как процесс делиберации, а также как коммуникативную процедуру, которые посредством демокра-

тического выражения общественного мнения легитимизируют власть по Юргену Хабермасу [12, с. 391].

Исходя из общинной специфики, механизм народовластия Средневековой Руси может быть отнесен к органической модели демократии. Здесь необходимо прояснить значение термина «общин-ность». По-мнению Федора Достоевского, общин-ность в целом - «одно из самых оригинальных и существенных отличий» русского народа [13, с. 266]. Общинность - характеристика преимущественно крестьянского сообщества древней, средневековой и новой России (до начала XX века), о ней было сказано выше.

Общинность и религиозный фактор стали основой более широкого и глубокого феномена российской политической культуры - соборности, которая во многом определила специфику идеальной модели российской демократии. Алексей Хомяков определял соборность как «единство по благодати Божией, а не по человеческому разумению» [14, с. 217]. Федор Достоевский, рассуждая о соборном начале России, подчеркивал: «Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нём присущую, великого, всеобщего, всенародного, все-братского единения во имя Христово... Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасается лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм... Кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и русского...» [15, с. 19].

Всебратское единение соборности - это не простое слиянии личности и общества, не растворение человека в коллективе, не какое-то стадное чувство, как ошибочно склонны интерпретировать соборность многие современники. Соборность -это качественное состояние целостного сообщества, в котором каждая индивидуальность так же целостна, самостоятельна, ценна, как и окружение, не противостоит окружению, а объединяется с ним, приобретая еще большее значение среди себе подобных. Немецкий мыслитель и историк Вальтер Шубарт по этому поводу указывает, что «русский не является человеком массы, он высоко ценит свободу человеческой личности... Идеалом личности на Западе является сверхчеловек, в России - всече-ловек. Сверхчеловек стремится ввысь из жажды власти, всечеловек идёт вширь из чувства любви» [16, с. 79]. Интересно отметить, что В. Шубарт считает соборность русских людей проявлением демократии: «Если он (русский - прим. авт.) смотрит на ближнего своего, он видит в нем не врага, а брата. Он верит в естественную доброту ближнего вплоть до доказательства противного... Чувство братства делает русскому жизнь много легче и выносимее, чем европейцу с его инстинктом борьбы, грабительства и конкуренции... Сколь братским является обычай называть друг друга не по титулам и звани-

ям, а по имени и отчеству. Это признак подлинного и внутреннего демократизма» [15, с. 76]. Таким образом, в специфике российской политической культуры и менталитета можно найти подтверждение идеям Жана-Жака Руссо о коллективной воле и общественном договоре, на котором базируется прямое демократическое управление [17, с. 208]. Соборность россиян можно интерпретировать как общественный договор по Ж.-Ж. Руссо, как важный специфический элемент, который наложил свой отпечаток на процесс российской демократизации и на сам концепт демократии.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие основные выводы. На протяжении всего периода развития древние славяне осуществляли правление на подвластных территориях в форме прямой демократии, используя механизм вечевых собраний. Впоследствии традиции вечевых собраний легли в основу прямой общинно-соборной демократии Великого Новгорода и Пскова.

Основными демократическими институтами республик Великого Новгорода и Пскова являлись многоуровневое организованное народное собрание - вече - как высший законодательный и контролирующий орган, договорные отношения с верховным правителем - князем, выборы должностных лиц (посадники, старосты, тысяцкие), Совет господ как высший исполнительный и совещательный орган государственной власти, куда входили наиболее авторитетные и ответственные представители псковичей и новгородцев. Существенной особенностью политических систем обеих республик было нечеткое разделение законодательной, судебной и исполнительной властей. В отличие от протектив-ной модели демократии, массовое политической участие не было ограниченным. Политические решения принимались на основе идеи соборности («великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения» как общественного договора) в процессе переговоров, консультаций, широкой общественной дискуссии и процедуры голосования (сначала криком, затем - бюллетенями) по мажоритарному принципу, что делало политические системы двух республики открытыми для самого широкого политического участия граждан.

Таким образом, Россия имеет собственную, исторически сложившуюся модель демократии, в которой отражаются ее социокультурные специфики. Положения теории Ж.-Ж. Руссо о коллективной воле и механизме прямого и непосредственного участия в рамках общественного договора (как собора), переговорная модель демократии, описанная Д. Растоу, основания делиберативных процедур Ю. Хабермаса, а также принцип общины как политического актора органической демократической теории довольно точно описывают сущность российской демократического модели.

Рассматриваемая демократическая модель вполне встраивается в современные системы стандартов народовластия. Так, она подходят под критерии Р. Даля: контроль над действиями правительства со стороны выборных должностных лиц, свободные и честные выборы, всеобщее избирательное право (возможность избирать и быть избранным), свобода слова, альтернативное информирование, независимость самоорганизации [18, с. 43].

Данная модель соответствует и критериям Сэ-меюэля Хантингтона. Во-первых, - минимальному критерию выборов должностных лиц: старост, тысяцких, посадника. Во-вторых, выборные лица, принимающие решения, не обладали тотальной властью, так как разделяют власть с другими группами в обществе. В-третьих, созданные демократические системы были не долговечными по причине низкой жизнеспособности по сравнению с властью московских князей. Кроме того, существовало избирательное соревнование и широкое участие в голосовании [19, с. 19-22].

Так в политической истории Новгорода и Пскова сформировались особенности идеальной модели прямой российской демократии на основе соборности как качественного состояния целостного сообщества, в котором интегрируются политические инициативы различных участников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Procopii Caesariensis De bellis libri V-VIII // Opera omnia. Leipzig, 1963. Vol. II. P. 1422.

2. Jedlicky M. Z. Kronika Thietmara / Poznan, 1953. 622 s.

3. Геллер М. Я. История Российской империи. В трех томах. Том I. М.: МИК, 1997. 448 с.

4. Янин В. Л., Алешковский М. Х. Происхождение Hовгородa: К постановке проблемы // История СССР. 1971. №2.

5. Тихомиров М. Н. Великий Новгород в истории мировой культуры // Новгород: к 1100-летию города. В 4 кн. Кн. 1. М.: Наука, 1964. 576 с.

6. Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М.: Языки славянских культур, 2008. 400 с.

7. Sartori G. Democrazia е definizioni. Bologna-Mulino, 1972. 331 р.

8. Янин В. Л. Я послал тебе бересту... M.: МГУ, 1975. 164 с.

9. Романова А. И. Демократия и общественный порядок Великого Новгорода // Мир права. 2002. №1.

10. Тулупов В. Г. Русь Новгородская. М.: Эксмо: Алгоритм, 2009. 288 с.

11. Растоу Д. Переходы к демократии: попытки динамической модели // Полис. 1996. № 5.

12. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. 419 с.

13. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1980. 507 с.

14. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1907. Т. 2. 301 с.

15. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 27. Л.: Наука, 1980. 459 с.

16. Шубарт В. Европа и душа Востока // Посев. 1974.

17. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре / Пер. А. Хаюти-на, В. Алексеева-Попова. М.: Терра, 2000. 542 с.

18. Даль Р. Демократия и ее критики. М.: РОССПЭН, 2003. 576 с.

19. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. М.: РОССПЭН, 2003. 368 с.

Поступила в редакцию 2S.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.