Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОГО КАРКАСА ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОГО КАРКАСА ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ КАРКАС ХОЗЯЙСТВА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / ТИПЫ ОПОРНОГО КАРКАСА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волкова А. К., Дунец А. Н.

В статье представлено обоснование каркасного подхода для исследования опорного каркаса хозяйства сельских районов Алтайского края. Были выявлены десять групп факторов формирования разных типов каркаса, а также особенности их пространственного проявления на территории региона. Физико-географические определяют общую конфигурацию элементов опорного каркаса. Инфраструктурные факторы влияют на плотность размещения ключевых узлов и линий каркаса на территории. Отметим важность уровня экономического развития соседних муниципальных районов, как фактора, оказывающего влияние и на внутрирегиональные, и на межрегиональные связи. С помощью типологического подхода с учетом пространственного рисунка элементов опорного каркаса хозяйства и факторов формирования его моделей была выявлена сеть основных типов каркаса. В качестве ключевых территорий выбраны части региона с наибольшими различиями влияющих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL MUNICI PAL DISTRICT OF ALTAI KRAI: FORMATION FACTORS OF THE SUPPORTING ECONOMIC FRAMEWORK

The article considers the framework approach for studying the supporting framework of the rural municipal districts of Altai Krai. Ten groups of factors affecting framework types are identified. In addition, the features of their spatial distribution are described in the area. Physical and geographical factors define the basic structure of the elements of the supporting framework. Infrastructural factors have an impact on the density of main locations and framework lines within the territory. The study outlines the significance of the economic development of neighboring municipal districts, as a factor influencing both intra-regional and inter-regional cooperation. We have used a typological approach in order to identify the network of the main types of the framework. We have also considered the spatial pattern of the elements of the supporting economic framework and development factors of its models. The parts of the region which possess the most differences of influencing factors are chosen as the key areas.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОГО КАРКАСА ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

УДК 711 DOI: 10.24412/1728-323X-2022-2-55-61

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОГО КАРКАСА ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

А. К. Волкова, аспирант, Алтайский государственный университет, nastasiakonstantinovna@gmail.com, Барнаул, Россия,

А. Н. Дунец, д. г. н, профессор кафедры экономической географии и картографии, Алтайский государственный университет, dunets@mail.ru, Барнаул, Россия

Аннотация. В статье представлено обоснование каркасного подхода для исследования опорного каркаса хозяйства сельских районов Алтайского края. Были выявлены десять групп факторов формирования разных типов каркаса, а также особенности их пространственного проявления на территории региона. Физико-географические определяют общую конфигурацию элементов опорного каркаса. Инфраструктурные факторы влияют на плотность размещения ключевых узлов и линий каркаса на территории. Отметим важность уровня экономического развития соседних муниципальных районов, как фактора, оказывающего влияние и на внутрирегиональные, и на межрегиональные связи. С помощью типологического подхода с учетом пространственного рисунка элементов опорного каркаса хозяйства и факторов формирования его моделей была выявлена сеть основных типов каркаса. В качестве ключевых территорий выбраны части региона с наибольшими различиями влияющих факторов.

Abstract. The article considers the framework approach for studying the supporting framework of the rural municipal districts of Altai Krai. Ten groups of factors affecting framework types are identified. In addition, the features of their spatial distribution are described in the area. Physical and geographical factors define the basic structure of the elements of the supporting framework. Infrastructural factors have an impact on the density of main locations and framework lines within the territory. The study outlines the significance of the economic development of neighboring municipal districts, as a factor influencing both intra-regional and inter-regional cooperation. We have used a typological approach in order to identify the network of the main types of the framework. We have also considered the spatial pattern of the elements of the supporting economic framework and development factors of its models. The parts of the region which possess the most differences of influencing factors are chosen as the key areas.

Ключевые слова: опорный каркас хозяйства, пространственное развитие, сельский муниципальный район, типы опорного каркаса.

Keywords: support framework, spatial development, rural municipal area, spatial types of framework.

Введение

Формирование опорного каркаса хозяйства в регионе обусловлено сочетанием различных факторов. Изучение их влияния позволяет выявить закономерности территориальной организации хозяйства и возможности пространственного развития.

Современное состояние каркаса хозяйства в Алтайском крае обусловлено сочетанием действия факторов на исторических этапах. Анализ линейных и узловых элементов каркаса хозяйства Алтайского края позволяет выявлять разнообразие его структурных элементов и соотнести их с действием факторов. Для сельских муниципальных районов характерно в последние десятилетия сокращение населения, уменьшение производственных площадей, необходимость реконструкции транспортной и инженерной инфраструктуры [1].

Актуальным является выявить, как различные факторы и их сочетания определяют влияние на

рисунок опорного каркаса хозяйства. Характеристика его основных элементов позволяет выявить пространственный потенциал хозяйственной деятельности на территории.

Материалы и методы исследования

Выявление пространственных закономерно -стей хозяйственного развития территории может быть основано на использовании каркасного подхода. Опорным каркасом хозяйства [2, 3] является линейно-узловая структура, узлы которой представлены местами концентрации инженерной и производственной инфраструктуры населенных пунктов, а линии — соединяющими их сетями инфраструктуры.

В качестве узлов опорного каркаса разного порядка рассматриваются как городские, так и сельские населенные пункты [4, 5]. Это обусловлено долей сельского населения на территории края (43,5 % на 2020 г.) [6]. В качестве линейных

элементов каркаса разного порядка рассматриваются автомобильные и железные дороги.

По мнению Г. М. Лаппо, изучение опорного каркаса хозяйства невозможно без выявления факторов его развития. Он отмечал необходимость анализа рада факторов: географического положения, инфраструктурных, урбанистических [6]. Исследованиям факторов, обеспечивающих развитие территории посвящены работы А. А. Тка-ченко [7], А. А. Каганович [8], Е. Лейзерович [9], О. Б. Глезер и других авторов [10].

Выявления факторов формирования опорного каркаса недостаточно для понимания процесса территориальной организации хозяйственной деятельности. Необходимо учитывать места проявления воздействия и уровень влияния каждого фактора на территории. Использования типологического методы может быть основано на анализе сочетания различных факторов, пространственного «рисунка» образованного элементами каркаса. Важность использования группировки факторов для анализа хозяйственной деятельности на территории отмечено в ряде географических исследований (О. В. Кузнецовой [11], М. А. Москви-тиной [12], О. Г. Смешко [13] и др.).

Выделение групп действующих факторов позволяет наиболее полно отразить проявление особенностей формирования и развития опорного каркаса сельских муниципальных районов Алтайского края. Пространственное сочетание линейно-узловых структур определяет характерный тип опорного каркаса хозяйства территории.

Результаты

Анализ особенностей географического положения хозяйственных объектов на территории Алтайского края позволил определить основные факторы их размещения, локализацию действия этих факторов и то, каким образом они влияют на формирование различных типов опорного каркаса хозяйства. В качестве основных нами были определены 10 групп факторов.

1. Физико-географические — одна из важнейших групп факторов, определяющих общую конфигурацию элементов опорного каркаса территории, их пространственный рисунок. Расположение крупных природных объектов (возвышенности, лесные массивы, реки и озера) определяет естественные границы формирования узлов и линий каркаса. Очертания крупных водоемов чаще всего выполняют роль осей или зон концентрации территориальных структур хозяйства. Например, в западной части Алтайского края локализация элементов опорного каркаса хозяйства повторяет очертания сосновых ленточных боров (Волчихинский, Мамонтовский, Романов-

ский районы) или соленых озер (Баевский, Благовещенский, Завьяловский районы) степной зоны, в южной предгорной части — конфигурацию межгорных речных равнин (Локтевский, Третьяковский, Алтайский и Солонешенский районы).

2. Природно-ресурсные факторы определяют не только плотность расположения элементов каркаса, но и во многом специализацию хозяйственной деятельности узлов. Чем более благоприятными для развития определенной отрасли являются природные условия и ресурсы территории, тем больше здесь концентрация элементов опорного каркаса. Зависимость хозяйственной специализации от наличия определенного вида ресурсов определяется размещением многих объектов добывающей и обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства. Так, в степной зоне края наличие плодородных почв определяет сельскохозяйственную специализацию территории (Суетский, Хабарский, Немецкий Национальный, Родинский, Романовский районы) и концентрацию элементов каркаса. Имеются узлы и линии вдоль лент соснового бора (Уг-ловский, Егорьевский, Волчихинский районы). Исторически сложились элементы каркаса в м ес-тах распространения полезных ископаемых, например, полиметаллических руд в южных и юго-восточных предгорьях (Рубцовский и Змеиногор-ский районы) или минеральных солей в степной зоне региона (Михайловский и Благовещенский районы).

3. Инфраструктурные факторы определяют плотность размещения ключевых узлов и линий каркаса на территории: чем ближе автомобильная или железнодорожная трасса, выше ее категория, тем выше плотность элементов каркаса. Транспортные пути формируют так называемые «оси притяжения», на которые накладываются линии опорного каркаса, а его узлы группируются нитью или цепью вдоль трассы. Так, в центральной, северной и восточной частях края, вдоль автомобильных и железнодорожных путей, соединяющих краевую столицу с городами Алейск, Бийск, Белокуриха и Славгород, концентрация объектов наиболее высока.

4. Урбанистический фактор также обусловливают высокую плотность расположения элементов опорного каркаса (как точечных, так и линейных). Города формируют вокруг себя поля округлой формы, радиус влияния которых зависит от плотности их населения (чем крупнее и густо-населеннее город, тем сильнее опорный каркас оказывает влияние на близлежащие территории). В пригородных зонах находится наибольшее количество предприятий и транспортных путей, соединяющих их с городом и друг с другом. На

территории муниципальных районов эта зависимость наиболее заметна в окрестностях Барнаула, Бийска и Рубцовска.

5. Центральное положение в муниципальном районе (близость к административному центру, столице муниципального района) — также определяет плотность размещения точечных и линейных элементов опорного каркаса хозяйства. Этот фактор влияет на формирование меньшего радиуса притяжения инфраструктурных элементов, чем притяжение города. Общая тенденция при этом сохраняется: наибольшее количество элементов каркаса расположено в непосредственной близости от населенного пункта и снижается по мере удаления от него. Наиболее ярко это проявляется в степной зоне Алтайского края (Волчихинский, Родинский, Суетский районы). Стоит отметить, что такая зависимость в той или иной степени проявляется во всех муниципальных районах, но несколько меняется за счет физико-географических особенностей территории, расположения наиболее крупных магистралей и городских населенных пунктов.

6. Фактор поляризации м ожно определить как влияние двух и более полюсов роста на сопредельные сельские территории. Крупные населенные пункты (города или центры муниципальных районов) формируют «поля притяжения» для узловых элементов каркаса низшего (по отношению к ним) порядка, а транспортная магистраль между ними образует «коридор», представленный основной линией опорного каркаса, а также скоплением более мелких линий каркаса, ведущих к сопутствующим им узлам. Элементы опорного каркаса хозяйства концентрируются в окрестностях центров притяжения максимально плотно, а по мере удаления от них плотность их расположения уменьшается, зона минимального притяжения будет располагаться ближе к сельскому населенному пункту. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в Бийско-Белоку-рихинской зоне (находится между городами Бийск и Белокуриха). В этой зоне расположен Смоленский район, предприятия которого тяготеют как в районному центру (с. Смоленское), так и к городам Бийск (северная граница района) и Белокуриха (южная граница района).

7. Приграничное положение — фактор, не только влияющий на размещение элементов опорного каркаса, но и определяющий потенциал развития международных экономических связей. На территории Алтайского края проявляется это следующим образом: чем ближе расстояние до государственной границы, тем меньше плотность размещения элементов каркаса. На малую плотность элементов опорного каркаса хозяйст-

ва вдоль приграничной зоны влияет то, что граница проходит по территории со сложным рельефом (в юго-западной части края расположены горные хребты Алтая). При этом приграничные участки с Казахстаном имеют развитую транс -портной сеть с выходом магистралей за границу, которые характеризуются высокой плотностью скопления элементов опорного каркаса. В юго-западных районах (Локтевский, Третьяковский и Рубцовский) проходит участок железной дороги и две автомобильных дороги Рубцовск — Семей, Змеиногорск — Шемонаиха. В западной части края проходит железная дорога и автомобильная Павлодар — Кулунда — Барнаул.

8. Степень экономического развития соседних муниципальных районов оказывает влияние и на внутрирегиональные, и на межрегиональные связи. Зависимость от экономики «соседей» отражается в виде скопления в приграничной зоне района многочисленных узлов и линий опорного каркаса. При этом, чем выше степень экономического развития соседней территории, тем больше концентрация присутствующих здесь элементов. Нагляднее всего подобную закономерность можно проследить на границе с более развитым экономическим районом (на границе Алейско-го, Топчихинского и Усть-Пристанского районов, на границе Ребрихинского, Тюменцевского и Шелаболихинского районов). На межрегиональном уровне это отражается на границе Алтайского края и Новосибирской области (северо-восточная граница Крутихинского и Каменского районов и северо-западная граница Тальменского района в местах прохождения межмуниципальных автомобильных трасс Камень-на-Оби — Новосибирск и Бараул — Новосибирск соответственно).

9. История развития хозяйственной деятельности на территории зачастую оказывает влияние на формирование новых элементов опорного каркаса хозяйства и выбор отраслей их специализации. Многолетнее развитие узлов, специализирующихся на определенной отрасли хозяйства, формирует установление крепких связей между узловыми и линейными элементами, поддерживая их развитие, а также создавая предпосылки для появления сопутствующих отраслей в уже имеющихся узах или влияя на создание новых узлов и линий каркаса.

10. Внедрение инструментов территориально -го развития — это группа факторов, основанная на применении инструментов экономического развития (например, введение особой экономической зоны Бирюзовая Катунь), является эффективным способом развития территориальной структуры хозяйства. При этом возникают как

Условные обозначения: Основные транспортные линии:

■ Предприятия Автомагистрали (автострады)

1 1 Границы ключевых участков : —: :— Железные дороги

Административные границы: Элементы опорного каркаса:

■Государственная граница Узлы опорного каркаса

Границы административных районов

Рис. Ключевые типы опорного каркаса хозяйства сельских муниципальных районов Алтайского края (характеристика выделенных 7 типов представлена в табл. 1)

новые экономические и инфраструктурные связи между узловыми элементами каркаса (на развитие территории влияет формирование агротехно-парка в г. Рубцовске или биофармацевтического кластера в г. Бийске), так и новые узлы и линии к ним (Белокуриха-2).

На основании выявления факторов формирования пространственных структур на территории Алтайского края и анализа географических закономерностей их проявления были выделе -ны ключевые типы опорного каркаса хозяйства (рис. 1). Стоит отметить, что на развитие каркаса в той или иной степени влияют все названные факторы, но то, какие из них (и в какой комбинации) в наибольшей степени проявляются при размещении линейных и узловых элементов, обусловливает формирование каждого типа каркаса. Пространственное проявление факторов

размещения хозяйственных объектов нашло свое отражение в типологии опорного каркаса хозяйства сельских муниципальных образований (табл. 1).

На развитие каркаса в той или иной степени влияют все названные факторы. Однако важным является их комбинация, что обусловливает формирование конкретного типа каркаса. Пространственное проявление факторов размещения хозяйственных объектов стало основой для типологии опорного каркаса хозяйства сельских муниципальных образований (табл. 1).

Представленные в таблице типы опорного каркаса хозяйства не являются исчерпывающими для Алтайского края. Однако они в значительной степени отражают существующие варианты линейно-узловых территориальных структур. Их разнообразие определяется историческим

Таблица 1

Типология опорного каркаса хозяйства сельских муниципальных образований Алтайского края

с учетом факторов их формирования

Типы опорного каркаса хозяйства Ключевые территории и характеристика основных элементов опорного каркаса хозяйства Структура каркаса и номера факторов его формирования*

1. Центр с барьером в виде долины крупной реки и выраженной радиально-луче-вой структурой Окрестности крупного городского населенного пункта (Барнаульская агломерация). Узел первого порядка — Барнаул в полукольце долины р. Обь, узел второго — г. Новоалтайск, крупные сельские населенные пункты. Основные линии каркаса — четыре линии железнодорожной магистрали и трассы Р-256 и А-322, Р-380. Барнаул специализируется на металлообработке и м ашиностроении, лесной и пищевой промышленности, сельские районы — на сельском хозяйстве: растениеводстве (производство зерна и овощей) и молочно-мясном скотоводстве, а также пищевой (мукомольно-крупяной, молочной, мясной, консервной) промышленности. Выраженные радиально-лучевые структуры с узлом наивысшего порядка в ц ентре и расходящимися от него в разные стороны линиями каркаса (4, 3, 9, 1, 2)

2. Центр на равнинной территории с выраженной линейной структурой Центральная часть Приобского плато с лесостепными ландшафтами благоприятными для растениеводства (на примере Алейского района). Основной узел первого порядка — г. Алейск, сельские населенные пункты. Линия железнодорожной магистрали и федеральной трассы А-322 (Барнаул — Рубцовск). Дороги регионального значения соединяют Алейск с северными и южными районами. Хозяйство Алейска ориентировано на производство пищевой промышленности (муко-мольно-крупяная, хлебопекарная, макаронная и сахарная отрасли), сельских населенных пунктов — на растениеводство (производство зерновых и сахарной свеклы). Линейные структуры, ориентированные вдоль речного русла, а также в как соединительные элементы с соседними районами (1, 2, 4, 3, 8)

3. Полукольцевая линейно-узловая структура незамкнутого типа Кулундинская низменность с сухостепными ландшафтами с солеными озерами. Узлы первого порядка — г. Славгород, Яровое, районные центры Кулунда, Благовещенка, Родино, поселок Степное Озеро, сельские населенные пункты. Линии каркаса приурочены к железнодорожным линиям и автомобильной трассе (транспортный коридор Барнаул — Павлодар, (Казахстан). Промышленность узлов первого порядка представлена строительной отраслью, а также в городах — химической, а в Благовещенке — пищевой (мясной, консервной, мукомольной и хлебопекарной) отраслями. Сельское хозяйство представлено растениеводством (производство зерна, в том числе фуражного) и мясо-молочным скотоводством. Концентрические полуокружности, приуроченные к побережьям озер (1, 2, 9, 3, 7, 5)

4. Двусторонне ориентированный с веерообразной структурой Предгорно-низкогорная зона м ежду двумя экономическими центрами (на примере Бийско-Белокурихинской зоны). Узлы первого порядка — г. Бийск и Белокуриха, второго — с. Алтайское, Советское и Смоленское. Линии каркаса представлены дорогами местного, регионального и федерального значения. Хозяйство городских населенных пунктов неоднородно: Бийск ориентирован на химическую и мебельную промышленность, Белокуриха является городом-курортом федерального значения. На предгорной равнине развито сельское хозяйство: молочно-мясное скотоводство и оленеводство и производство кормовых культур. Промышленность представлена предприятиями пищевых (мясная, молочная, мукомольная и хлебопекарная), горнодобывающих, строительной и лесоперерабатывающих отраслей. Веерообразные продолговатые структуры меридианальной с узлами продолговатой формы (6, 1, 2, 7, 8, 10, 5)

5. Предгорная линейно-узловая структура незамкнутого типа Горная Колывань как приграничная территория с транспортными связями в предгорной части и отсутствием взаимодействия в горной части, наличие Тигирекского заповедника. Узел первого порядка — город Змеиногорск, второго порядка — районные центры Курья, Третьяково. Линии каркаса — автотрассы Змеиногорск — Рубцовск и Поспелиха — Курья — Тре-тьяково — граница с Казахстаном. Промышленность ориентирована на добывающую и пищевую промышленность, работа сельских населенных пунктов — на пищевую (хлебобулочную, молочную, мясную) и лесную промышленность, сельское хозяйство: растениеводство (зерновое), мясо-молочное скотоводство и пчеловодство. Веерообразные структуры широтной (реже — меридианальной) ориентации с узлами продолговатой формы 7, 1, 2, 3, 9, 10, 5

* Перечислены по степени приоритетности их влияния на формирование типа опорного каркаса и соответствуют по номеру вышеперечисленным факторам 1—10, выявленным авторами.

Окончание табл. 1

Типы опорного каркаса хозяйства Ключевые территории и характеристика основных элементов опорного каркаса хозяйства Структура каркаса и номера факторов его формирования*

6. Предгорно-долинный центр с крестообразной линейно-узловой структурой типа Чумышско-Салаирская предгорная зона. Узел первого порядка — г. Заринск, узлы второго порядка — крупные села. Линии каркаса — участки железной дороги Барнаул — Новокузнецк, автотрасса Заринск — Барнаул, а также автодороги вдоль реки Чумыш. Промышленность Заринска представлена химической отраслью, сельских населенных пунктов — пищевой (муко-мольно-хлебопекарной, молочной и мясной), лесной и химической промышленностью. Сельское хозяйство развивается за счет растениеводства (производство зерновых) и молочно-мясного скотоводства. Крестообразные структуры, повторяющие контуры речной долины и ограничение низкогорным рельефом (1, 2, 3, 4, 8)

7. Двусторонне направленный центр с выраженной линейной структурой Группа населенных пунктов станционного типа. Узел первого порядка — г. Камень-на-Оби расположен у крупной реки с наличием основной транспортной магистрали вдоль реки и линий в сторону равнины, узлы второго порядка — крупные населенные пункты. Линия железнодорожной магистрали. Промышленность г. Камень-на-Оби представлена предприятиями пищевой отрасли (мясной, мукомольно-крупяной и молочной), населенных пунктов сельского типа — сельское хозяйство (зерноводство), а также лесная промышленность. Линейные структуры, приуроченные к транспортным магистралям (3, 8, 4, 1, 2)

развитием, экономической целесообразностью и наличием природных барьеров (крупные реки, горные хребты и др.). Указанные факторы действуют на опорный каркас с учетом их комбинации и уровня влияния. Поэтому важно рассматривать в стратегических документах вопросы территориальной организации хозяйства с учетом конструирования элементов опорного каркаса.

Заключение

В сельских муниципальных районах Алтайского края в последние десятилетия сформировалась новая территориальная организация хозяйства. Формирование опорного каркаса хозяйства являете важным элементом пространственного развития сельских муниципальных образований Алтайского края. Ключевыми факторами форми-

рования типов каркаса являются физико-географические и исторически особенности развития территории, а также близость к городам, транспортным путям, соседское положение и межмуниципальные связи.

В Алтайском крае выделяются типы опорного каркаса хозяйства выделены для окрестностей Барнаула, центральной части Приобского плато, Кулундинской степи, предгорно-низкогорной зоны между двумя экономическими центрами, приграничной территорией, Чумышско-Салаирская предгорно-долинной зоной.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-3590071.

Библиографический список

1. Стратегия развития Алтайского края до 2035 / Официальный сайт Министерства экономического развития Алтайского края [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://econom22.ru/prognoz/strateg/index.php. Дата обращения: 15.01.2022

2. Родоман Б. Б. Поляризованная биосфера / Б. Б. Родоман. — Смоленск: Ойкумена, 2002. — С. 336.

3. Лаппо Г. М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение / Г. М. Лаппо // Известия АН СССР. Серия географическая. — 1983. — № 5. — С. 16—28.

4. Патракова С. С. Сельская местность как элемент опорного каркаса территории / С. С. Патракова // Вопросы территориального развития. — Вологда: Изд-во Вологодский научный центр РАН, 2020. — Т. 8. — № 1. — С. 1—17.

5. Волкова А. К. Опорный каркас пространственного развития Бийско-Белокурихинской зоны Алтайского края / А. К. Волкова, А. Н. Дунец // География и природопользование Сибири: сборник статей. — Вып. 27. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. — С. 72—83.

6. Алтайкрайстат. Население / Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// akstat.gks.ru/folder/33247. Дата обращения: 20.01.2022

7. Ткаченко А. А. Примагистральные зоны и каркасный эффект в региональном развитии / А. А. Ткаченко // Транспортная инфраструктура как фактор устойчивого развития регионов России. Пермь. — 2007. — С. 37—41.

8. Каганович А. А. Пространственная организация аграрного сектора экономики региона / А. А. Каганович // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. — 2017. — № 47. — С. 196—201.

9. Лейзерович Е. Типология местностей России (экономические микрорайоны России: сетка и типология) / Е. Лей-зерович // Социальная реальность. — 2007. — № 7. — С. 84—125.

10. Глезер О. Б. Пространство жизнедеятельности населения и расселение как факторы и условия модернизации России / О. Б. Глезер, Э. И. Вайнберг // Регион: экономика и социология. — 2013. — № 3. — С. 21—38.

RURAL MUNICIPAL DISTRICT OF ALTAI KRAI: FORMATION FACTORS OF THE SUPPORTING ECONOMIC FRAMEWORK

A. N. Dunets, Ph. D. (Geography), Dr. Habil., Professor of the Department of Economic Geography and Cartography, Institute of Geography, Altai State University, dunets@mail.ru, Barnaul, Russia,

A. K. Volkova, Post-graduate student, Department of Economic Geography and Cartography, Institute of Geography, Altai State University, nastasiakonstantinovna@gmail.com, Barnaul, Russia

References

1. Strategiya razvitiya Altajskogo kraya do 2035 / Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Altajskogo kraya [Development strategy of the Altai Territory up to 2035]. Rezhim dostupa: https://econom22.ru/prognoz/strateg/index.php. date of access: 15.01.2022 [in Russian].

2. Rodoman B. B. Polyarizovannaya biosfera [Polarized biosphere]. — Smolensk, Ojkumena, 2002. P. 336 [in Russian].

3. Lappo G. M. Koncepciya opornogo karkasa territorial'noj struktury narodnogo hozyajstva: razvitie, teoreticheskoe i prak-ticheskoe znachenie [Concept of supporting framework of the territorial structure of the national economy: development, theoretical and practical significance]. Izvestiya AN SSSR. Seriya geograficheskaya. 1983. No. 5. P. 16—28 [in Russian].

4. Patrakova S. S. Sel'skaya mestnost' kak element opornogo karkasa territorii [Countryside as an element of the reference frame of the territory]. Voprosy territorial'nogo razvitiya. Izd-vo Vologodskij nauchnyj centr RAN, Vologda. 2020. Vol. 8. No. 1. P. 1—17 [in Russian].

5. Volkova A. K., Dunets A. N. Opornyj karkas prostranstvennogo razvitiya Bijsko-Belokurihinskoj zony Altajskogo kraya [The reference frame of the spatial development of the Biysco-Belokurikhinsk zone of the Altai Territory]. Geografiya i priro-dopol'zovanie Sibiri: sbornik statej. Iss. 27. Barnaul, Izd-vo Alt. un-ta. 2020. P. 72—83 [in Russian].

6. Altajkrajstat. Naselenie. Oficial'nyj sajt Altajskogo kraya [Altaykraystat. Population]. Rezhim dostupa: https://akstat.gks.ru/ folder/33247. date of access: 20.01.2022 [in Russian].

7. Tkachenko A. A. Primagistral'nye zony i karkasnyj effekt v regional'nom razvitii [Primary zones and frame effect in regional development] Transportnaya infrastruktura kak faktor ustojchivogo razvitiya regionov Rossii. Perm', 2007. P. 37—41 [in Russian].

8. Kaganovich A. A. Prostranstvennaya organizaciya agrarnogo sektora ekonomiki regiona [Spatial organization of the agrarian sector of the region's economy]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. No. 47. P. 196—201 [in Russian].

9. Leizerovich E. Tipologiya mestnostej Rossii (ekonomicheskie mikrorajony Rossii: setka i tipologiya) [Typology of the market in Russia (Russian economic microregions: net and typology).]. Social'naya real'nost'. 2007. No. 7. P. 84—125 [in Russian].

10. Glezer O. B., Vainberg E. I. Prostranstvo zhiznedeyatel'nosti naseleniya i rasselenie kak faktory i usloviya modernizacii Rossii [The space of the vital activity of the population and resettlement as factors and conditions for the modernization of Russia.]. Region: ekonomika i sociologiya. 2013. No. 3. P. 21—38 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.