УДК: 339.94
Соляков А.Д. студент 4 курса специальность «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева филиал в г. Прокопьевске научный руководитель: Казаченко С.И.
старший преподаватель Россия, г. Прокопьевск ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕПОЧЕК ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
Аннотация: В статье рассмотрены ключевые понятия и отличительные особенности глобальных цепочек формирования добавленной стоимости. Проводится обоснование актуальности применения начисления добавленной стоимости в обстоятельствах современного состояния рынка.
Ключевые слова: ГЦС, глобальные цепочки создания добавленной стоимости, механизм начисления стоимости, производство.
Solyakov A.D.
Student
4 course, specialty "Economic and legal support of economic security" Branch of the Kuzbass State Technical University T.F. Gorbachev in
Prokopevsk Russia, Prokopyevsk Scientific adviser: Kazachenko S.I.
Senior Lecturer
FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF ADDED
VALUE CHAINS
Annotation: The article discusses the basic concepts and characteristics of global value chains. A justification of the relevance of the use of value added in the current market conditions is being conducted.
Key words: global value chains, mechanism accruals cost, production.
Все больше конечная продукция (подобная как машины, сотовые телефоны и мед оборудование) производится в одном государстве с применением вводимых ресурсов с множества других государств, частично вследствие уменьшения в последние 20 лет торговых барьеров и расходов на автотранспорт и связь благодаря технологии. Эта эволюция, которую мы именуем ростом глобальных цепочек (добавленной) стоимости, изменяет методы формирования дохода и обеспечения экономического роста.
Согласно взгляду Л. И. Лопатникова, глобальные цепочки
формирования добавленной стоимости - это очередность действий, в результате которых к продукции и услугам, проходящим, в силу глобального характера экономки, различные стадии разработки и обработки в различных государствах, добавляется цена. [3]
Значимость этой проблемы исследования состоит в обострении конкурентоспособной борьбы среди производителями одной сферы за покупателя. Подобное соперничество приводит к непрерывному поиску новаций, которые обеспечивают долговременные конкурентные преимущества и устойчивое развитие компаний в условиях нестабильности внешней среды.
Цель исследования: выявление особенностей формирования и развития цепочек добавленной стоимости.
Объект исследования: факторы формирования и развития цепочек добавленной стоимости.
Предмет исследования: процесс формирования и развития цепочек добавленной стоимости.
В самом общем виде глобальные цепочки создания добавленной стоимости (далее ГЦС) - это механизм начисления стоимости каждой страны, в процессе создания конечного продукта, включающий различные технологические стадии производства, а также дизайн и сбыт.
Увеличение торговли по отношению к совокупному объему производства в минувшие 2 десятилетия поражает, он в существенной степени отображает то, какое количество раз промежуточная продукция пересекает границы. Увеличение никак не сводится к промышленному производству: прибыль в глобальных цепочках стоимости все больше формируется экспортом услуг, многие с которых подвергаются риску перехода в офшорные области или передачи по субподряду.
Как правило, цепочки добавленной стоимости содержат в себе следующие стадии: проектирование, производство, маркетинг, дистрибуцию и послепродажное обслуживание потребителя. Данные стадии имеют все шансы существовать как в рамках одной фирмы, так и распределяться среди многих фирм. Тот факт, что все большее их количество «оседает» в разных государствах, указывает о глобализации стоимостных цепочек.
Что предоставляет последующие основные возможности:
- сокращение потерь и максимизация прибыли за счет наиболее недорогой рабочей силы в некоторых странах;
- сокращение издержек и обеспечение условий для долговременного роста за счет облегчения доступа к местному (часто наиболее дешевому) сырью в развивающихся экономиках;
- предоставление доступа (прежде всего в перспективу) к подрастающему спросу со стороны густонаселенных развивающихся стран в качестве экономик, принимающих отдельные звенья цепочек;
- увеличение существования применяемых технологий за счет их передачи на менее требовательные рынки развивающихся экономик.
Неплохим примером этому может быть хроника традиционного немецкого автомобиля Фольксваген Жук. Изготовление Жука на германском заводе в Вольфсбурге было заторможено в 1974 г., а последний такой автомобиль был собран в Мексике в 2003 г. Подобным способом, перемещение производства за границу позволило продолжить применение базисных технологий, созданных для Жука почти на 30 лет [2].
Концепция глобальных цепочек добавленной стоимости была введена в общенаучный оборот в начале 2000-х годов и с триумфом вобрала в себя более отличительные особенности нынешней международный экономики, такие как:
1. Процедура растущего дробления производства среди все большего числа стран. Глобальные цепочки стоимости объединяют географически дисперсные стадии в единую отрасль. Они могут помочь понять суть сдвигов в торговле и производстве, взаимозависимость экономик, понять, в тот или иной степени конкурентоспособность экспорта связана с эффективным выбором затрат, а кроме того доступностью конечных производителей и потребителей за рубежом.
2. Специализация государств на целях и функциях бизнеса в большей степени, нежели в изготовлении конкретных продуктов. Многочисленные специалисты и политические деятели полагают, что товары и услуги производятся изнутри государства и соперничают с иностранными продуктами. На самом деле все возрастающая часть продуктов и услуг носит глобальный характер, а государства соперничают между собою за роль и конкретную значимость в цепочках добавленной стоимости. Концепция цепочек стоимости, подобным образом, ликвидирует несоответствие между политикой и бизнес-реалиями.
3. Значимость производственных сетей, глобальных покупателей и глобальных поставщиков. Исследование цепочек добавленной стоимости дает возможность обнаружить фирмы и экономические субъекты, которые осуществляют контроль и согласовывают экономическую активность в производственных сетях. Представление особенностей функционирования управленческих структур необходимо для оценки воздействия финансовой политики на деятельность компаний и размещение производства.
Данные особенности устанавливают, какая стадия цепочек добавленной стоимости наиболее выигрышна для экономики государства, т.е. каждое звено разыскивает свою роль в цепочке.
Основным условием ускорения процесса дробления производства стало значительное сокращение торговых издержек. К последним относится целый спектр издержек, образующихся в период движения товара либо услуги с участка производства до конечного потребителя. В товарном производстве торговые расходы содержат в себе транспортные и портовые расходы, фрахт и расходы страхования, тарифы и пошлины, нетарифные расходы, наценки импортеров, оптовой и розничной торговли. В области услуг автотранспортные расходы вытесняются коммуникационными.
Иная существенная доля потерь связана с тем, что географически раскиданные стадии цепочек добавленной стоимости обязаны координироваться в непрерывном режиме. Развитие информационных технологий позволило эффективно координировать и мониторить все без исключения стадии, находящиеся на огромном удалении друг от друга.
Автотранспортные и коммуникационные расходы уменьшились в первую очередь за счет технологий контейнерных транспортировок и Интернета, гарантировавших возможность бесперебойного движения товаров и услуг. Но не только лишь благодаря этому. Значительную роль исполнили также процессы либерализации торговли и инвестиций, институциональные реформы в основных автотранспортных и инфраструктурных секторах, повысившие результативность абсолютно всех отраслевых цепочек стоимости.
В конечном итоге, помимо научно-технических и институциональных перемен необходимо выделить значимость структурных сдвигов в всемирном спросе в минувшие десятилетия. Большие темпы увеличения развивающихся государств, в особенности в Азии, провоцировали взрывной рост спроса и интернациональной торговли. Азия представляет не только лишь в качестве международный фабрики, но и генерирует новейших покупателей - потребителей обширного круга товаров и услуг. Как следствие, торговая деятельность готовыми изделиями и услугами увеличивалась почти теми же темпами, что и торговая деятельность промежуточной продукцией.
Степень фрагментации изготовления зависит от промышленных данных изготавливаемого продукта, а кроме того от потерь, образующихся в ходе разделения производства согласно различным стадиям и регионам. К примеру, определенные услуги в наименьшей степени подвергаются вертикальной специализации в тех случаях, если необходимы непосредственные контакты лицом к лицу между изготовителем услуг и их покупателем. Уровень фрагментации находится в зависимости также от сравнения потерь производства с транзакционными издержками и издержками координации. Размещая стадии изготовления в государствах с наиболее низкими издержками, фирмы в то же время больше расходуют в услуги, необходимые для его поддержания. Подобным способом, существует определенный приемлемый уровень фрагментации, зависящий от степени формирования торговли и транзакционных потерь.
Автоиндустрия является свойственным примером глобальной цепочки стоимости, так как в данный период значительная доля машин производится не на одном заводе, а по комплектующим, зачастую поставляемым из различных государств.
В данной отрасли процедура раздробления изготовления на отдельные стадии приобрел обширное развитие ещё несколько десятков лет назад, а аутсорсинг и «офшоринг» фирм способствовал глубочайшей международной фрагментации изготовления.
Цепочки добавленной стоимости в авто индустрии организованы в виде иерархической структуры.
Крупные автомобильные компании-производители
У-
Поставщики первого уровня, производящие готовые компоненты
Занимаются проектированием, брендированием и конечной сборкой автомобилей
Принимают участие во всем производственном процессе, включая проектирование
Кооперации более мелких поставщиков и субподрядчиков
Тесные связи с компаниями, занимающимися сборкой
Рис 1. Иерархическая структура дробления производства автомобилей
Невзирая на всемирную активность автомобильных компаний и поставщиков 1-ой степени, региональный аспект остается в автоиндустрии весьма значимым. Большие автотранспортные издержки делают межконтинентальные поставки весьма дорогостоящим удовольствием, в особенности в нисходящих звеньях цепочек добавленной стоимости (готовые автомобили и крупноузловые автомобильные комплектующие). Помимо этого, общественно-политические суждения также направляют ведущие автомобильные корпорации к размещению производства ближе к рынкам сбыта. В случае если часть импорта в общих объемах продаж в этой либо другой стране становится очень большой, для автомобильных компаний значительно увеличиваются риски отрицательной общественно-политической реакции. Поставщики комплектующих, кроме того, склоняются к совместному размещению собственного производства внутри региональных систем, для того чтобы отвечать нынешним операционным требованиям (доставка «точно-в-срок», сотрудничество в проектировании, поддержка глобально производимых автомобильных платформ). Вследствие этого сеть поставщиков в автоиндустрии состоит из значительного количества компаний, часть из которых считаются локальными поставщиками (нижнего уровня) и глобальными поставщиками с локальным присутствием (высшего уровня).
Региональный характер организации производственного процесса отчетливо проявляется при определении географического источника импортных комплектующих и промежуточных товаров (рис. 2).
Рис 2. Импортный состав экспорта в автомобильной промышленности по ведущим странам, % (2014 г.)[6]
Страны Европейского союза получают большую часть своих комплектующих из других европейских же стран, в то время как члены НАФТА - из стран этого же регионального объединения. В Азии также сформировалась отчетливая региональная интеграция.
Рис. 3. Протяженность глобальных цепочек добавленной стоимости в автомобильной промышленности ведущих стран мира[5]
В небольших государствах, таких как Чехия, Словакия, Венгрия, в глобальных цепочках стоимости наибольшее значение имеют международные производственные звенья, отражая зависимость данных государств (прямую либо косвенную) с импортных комплектующих и промежуточных товаров (доля которых достигает 60-70%). В таких странах, как Южная Корея, Китай и Япония, более значимы внутренние производственные звенья (их доля в Китае и Японии достигает 90%).
Небольшие государства Восточной Европы с внушительными монтировочными мощностями (Словакия, Чехия, Венгрия, Польша) обладают, наряду с Германией, Японией и США, существенными мощностями по производству комплектующих, которые вывозятся в государства и включаются там в нисходящие цепочки добавленной стоимости.
Анализ способностей, рисков и проблем, образующихся у ключевых
участников ГЦДС, дает возможность сделать выводы о том, что совместная работа в рамках глобальных производственных цепочек считается новейшей конфигурацией международной компании и рентабельностью для абсолютно всех участников интернационального разделения труда.
В то же время предприятие-изготовитель в рамках ГЦДС стремительно повышает условия ко всем участвующим сторонам.
В обстоятельствах всемирной торговли XXI века для ТНК увеличивается сложность управления производственными процессами и на 1-ый план выходит задача непрерывного научно-технического улучшения собственного продукта с целью сохранения конкурентоспособности.
От правительств стран, формирующих ГЦДС, необходимо создание условий с целью стабильного формирования государственной инноваторской системы.
А перед правительствами государств, принимающих ГЦДС, появляется потребность весьма точного осмысления тех задач государственного экономического развития, которые находят решение с помощью ГЦДС, и наращивания специальных компетенций, какие бы позволили государству результативно принимать участие в глобальном разделении труда в новых складывающихся условиях цепочки дополненной цены.
Использованные источники:
1. Кондратьев В. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике. [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/globalnyje_cepochki_dobavlennoj_stoi
mo sti_v_sovremennoj_ekonomike_2014-03-17. htm
2. История Volkswagen - [Электронный ресурс] - URL: http://ufa-ford. ru/istorij a-folksvagen-zhuk/
3. Экономико-математический словарь: Словарь современной науки- М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003
4. Sturgeon T., Florida R. Globalization, Diverticalisation and Employment in the Motor Vehicle Industry, M. Kenny (ed.), Locating Global Advantage: Industry Dynamics in a Globalizing Economy, Palo Alto: Stanford University Press, 2004.
5. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/
6. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике -[Электронный ресурс] - Точка доступа: www.perspektivy.info/oykumena/ekdom/globalnyje_cepochki_dobavlennoj_stoim osti_v_sovremennoj_ekonomike_2014-03- 17.htm
7. The Global Value Chains Initiative [Электронный ресурс]. URL: https://globalvaluechains.org/concept-tools