УДК 911.3:33+913(470.344)
Т.Г. АРТЕМЬЕВА, И.В. НИКОНОРОВА
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: геокультурное пространство, регион, природные и социокультурные факторы формирования геопространства.
Рассмотрены факторы формирования регионального геокультурного пространства Чувашской Республики, объединенные в две группы: социокультурные и природные. Социокультурные отражают процессы культурогенеза доминирующей этнической культуры и их культурно-ландшафтную интеграцию. Природные факторы являются фундаментом формирования регионального геокультурного пространства и определяют взаимоотношения его компонентов.
T.G. ARTEMYEVA, IV. NIKONOROVA FORMATION THE FACTORIES OF GEOCULTURAL SPACE OF CHUVASH REPUBLIC
Key words: geocultural space, region, natural and sociocultural factories offormation. Presented are the formation factories of regional geocultural space of Chuvash Republic.
All factories united into the two groups: natural and sociocultural. Sociocultural factories are reflecting processes a genesis of culture of predominate ethnic cultures and its cultural-landscape integrates. Natural factories is foundation of formation of regional geocultural space and be formed relation its components.
Эволюция понятия «географическое пространство» (геопространство) привела к определению его как сложной геосистемы, слагаемой из множества разнотипных взаимодействующих геосистем (природных, социокультурных, хозяйственных и др.), территориальные сочетания которых образуют комплексы.
Главный признак геосистем - привязка к территории. Территория является определенным фундаментом и объединяет географические объекты через отношения между самими объектами и между объектами и территорией, что выражается в образовании ареалов, районов, зон, внося упорядоченность в геопространство.
Культура определяет тип геопространства, его содержание и структуру, является одним из структурообразующих факторов. В геокультурном пространстве многие элементы культуры получают реальное существование, которое может проявляться в слове, действии, стереотипных поступках и их результатах. При этом частью культуры являются материализованные явления духовной культуры, а сама материальная культура не исчерпывается совокупностью реальных объектов, но включает выраженное в этих объектах идеальное, духовное содержание. В таком смысле достигается предельно широкое понимание культуры как совокупности духовных и материальных ценностей, которое необходимо для изучения геокультурного пространства и происходящих в нем процессов, а также для выявления взаимосвязи геокультурного развития территории со спецификой ее природных комплексов.
В ходе общественно-исторического развития бесписьменный тип культуры сменяется теоретическим, состоящим из ряда последовательных и наслаивающихся комплексов культуры, которые можно выделять и классифицировать в зависимости от задач исследования по различным признакам. Чем большее число комплексов культуры нашло в геокультурном пространстве свое отражение, тем глубже и содержательнее само геокультурное пространство.
Таким образом, структура регионального геокультурного пространства объединяет природные (ландшафты) и геокультурные (культурно-территориальные общности и культурно территориальные комплексы) системы.
Сложность структуры и наполнение структурных элементов регионального геокультурного пространства Чувашии, безусловно, определяются факторами его формирования.
Формирование геокультурного пространства республики - результат исторически длительного взаимодействия социокультурных общностей данной территории с вмещающим жизненным пространством. Оно представляет собой систему, сочетающую в себе пространственно-временные отношения общества со всеми сферами географической среды, такие, как соединение общественных объектов, явлений и процессов с природным окружением; система вероисповеданий, культурных традиций, структуры восприятия картины мира; результаты длительного воздействия этнических и субэтнических групп; сочетание природных и социальных объектов материальной и духовной культуры, сформировавшихся в результате культурогенеза на территории республики.
Данные этногеографических исследований подтверждают наличие народностей на современной территории Чувашской Республики с давних времен. Так, следы мордвы встречаются в топонимии Засурья и в юго-западной части Присурского района. Располагаются топонимы достаточно компактно. Марийская топонимия расположилась по обеим сторонам р. Волги. Ее появление связано с обычной миграцией на свободные земли. Гнезда татарской топонимии расположились на водоразделе между нижней Сурой и верховьями р. Юнги, Сундыря и Унги, а также по р. Выла, от среднего течения Большого Цивиля до устья и были вызваны внутренней миграцией в годы Казанского ханства и, вероятно, Золотой Орды, обусловленной социально-экономической политикой правящей верхушки этих государств. Чувашская топонимия расположена на территории республики повсеместно. Становление русской топонимии началось с присоединения чувашского края к России, она повсеместно присутствует наравне с чувашской (рисунок) [2, 3]. Анализ географических названий также указывает на следы в топонимии венгерского языка. Это свидетельствует о том, что известные языковые контакты между предками венгров и тюркско-болгарскими предками чувашей существовали не где-нибудь, а именно на территории современной республики, где проживали в соседстве те и другие до переселения первых на Дунай.
Именно поэтому важнейшими механизмами формирования геокультурного пространства стали все факторы культурогенеза, связанные с социальной сущностью человека в широком смысле слова. К ним относятся различные виды социальных отношений, конкретные способы их реализации, в той или иной степени влияющие на территориальную организацию культуры. В группу важнейших социокультурных факторов можно объединить экономические, демографические и политические.
Также важнейшим фактором формирования геокультурного пространства является непосредственно традиционная культура народов и тесно связанные с ней факторы природной среды. Например, особенности характера заселения определяются не только природными условиями территории республики, но и традиционным укладом народностей. Так, чуваши предпочитали изначально селиться в лесах, русские на опушках леса или лесостепной зоне, хотя хозяйственную деятельность вели в лесной и степной. Татары и мордва предпочитали селиться в степных районах.
Связь традиционной культуры и природной среды определяет значимость природных факторов. Они ярко выражены в производственной культуре и культуре непосредственного жизнеобеспечения. В первом случае природный ландшафт выступает как ресурсная база (природно-ресурсный фактор) производственной деятельности, во втором - как средоформирующий фактор, влияющий на физиологические параметры организма.
1. Алатырский
2. Аликовский
3. Батыревский
4. Вурнарский
5. Ибресинский
6. Канашский
7. Козловский
Районы Чувашии:
8. Комсомольский
9. Красноармейский
10. Красночетайский
11. Марпосадский
12. Моргаушский
13. Порецкий
14. Урмарский_______
15. Цивильский
16. Чебоксарский
17. Шемуршинский
18. Шумерлинский
19. Ядринский
20. Яльчикский
21. Янтиковский
Условные обозначения: | - мордва - чуваши
// -татары I • ^ -русские
га - марийцы
Реконструкция ареалов расселения этносов по территории Чувашской Республики по данным топонимии
Сочетание лесной, лесостепной и степной зон, а также наличие обособленных природных участков, уникальных для конкретных территорий республики, восприятие их народами, населявшими или населяющими регион, позволило разделить группу природных факторов на подгруппы:
1) природные сакральные языческие (чук и киреметь - места, поклоняясь которым, старались избегать лишнего соприкосновения с ними или осуществляли жертвоприношения или гуляния на праздники);
2) природные сакральные официальных вероисповеданий (христианства и мусульманства, при этом в первом случае наибольшее количество мест паломничества);
3) природные, не несущие религиозную нагрузку, но имеющие культурную ценность (усадьбы, озера, родники и просто места отдыха);
4) природные объекты, имеющие природоохранные функции (ООПТ). На территории Чувашии 3 ООПТ федерального значения и 93 республиканского, в том числе 68 памятников природы, 18 государственных природных заказников, 1 этнопри-родный парк, 1 округ санитарной охраны, 5 лесных генетических резерватов [4];
5) прочие (земли сельскохозяйственного, промышленного назначения и населенных пунктов).
Разные народы в разные периоды времени доминировали на территории республики. Черпая из ландшафтов ресурсы, адаптируясь к ним, они привносили свою самобытность в ландшафты и, как следствие, в геокультурное пространство Чувашии. Тесная связь традиционной культуры доминирующих народов с природной средой, устойчивость родовых связей и межэтнические отношения определили выражение в пространстве культурных форм.
Именно поэтому механизмы формирования геокультурного пространства республики изучаются посредством объединения факторов в две группы:
1) социокультурные (факторы культурогенеза компонентов доминирующей этнической культуры);
2) природные (факторы культурно-ландшафтной дифференциации).
Сочетание всех факторов формирования геокультурного пространства Чувашской Республики и определило, что Чувашия в настоящее время имеет достаточно высокий потенциал для развития различных видов туризма и является культурным центром всего чувашского расселения в Приволжском федеральном округе.
Литература
1. Артемьева Т.Г. Особенности структуры геокультурного пространства // Экологический вестник Чувашской Республики. Вып. 66. Сер. Геоэкологические и географические исследования в Чувашской Республике. Ч. 2. Чебоксары, 2008. С. 68-71.
2. Егоров Н.И. Историко-этимологическая верификация хронологических пластов топонимии // Диалекты и ономастика Поволжья. Чебоксары: ЧГИГН, 2002. С. 173.
3. Нестеров В.А. Над картой Чувашии. Историко-топонимические заметки. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1980. 144 с.
4. Особо охраняемые природные территории Чувашской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./13/77009/145630.
АРТЕМЬЕВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА - ассистент кафедры физической географии и геоморфологии, делопроизводитель отдела подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (artemievaTG@rambler.ru).
ARTEMYEVA TATYANA GENNADYEVNA - assistant of Physical Geography and Geomorphology Chair; documentation clerk of Training and Professional Development Scientific and Pedagogical Staff Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
НИКОНОРОВА ИННА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой физической географии и геоморфологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (niko-inna@yandex.ru).
NIKONOROVA INNA VITALYEVNA - candidate of geographical sciences, assistant professor, head of Physical Geography and Geomorphology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.